Ответов: 303
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Правовые основы деятельности представительств иностранных коммерческих компаний на территории Республики Узбекистан определены Положением о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ РУз №410 23.10.2000г.(далее по тексту «Положение») и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно п.7  Положения представительства не являются юридическими лицами (за исключением представительств авиакомпаний) и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность.

Налогообложение инофирм, представительств и их сотрудников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

В рамках представления интересов своей головной иностранной компании представительство вправе осуществлять рекламную деятельность по рекламированию товаров (работ и услуг), производимых их головной иностранной компании.

Так, в соответсвии со смыслом статьи 20 Налогового кодекса РУз содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации (без права продажи), маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг) нерезидента Республики Узбекистан, если такая деятельность не является основной его деятельностью не считается постоянным учреждением.

При этом, во избежание факта признания представительства постоянным учреждением, необходимо учитывать, что:

1) рекламная деятельность не должна является основной деятельностью головной компании;

2) не должны рекламироваться товары (работы, услуги), производимые иными иностранными компаниями.

 Более того, при рекламировании продукции нерезидента представительство должно соблюдать законодательство Республики Узбекистан о рекламе. Так, реклама должна отвечать требованиям законности, точности, достоверности, следует использовать формы и средства, не причиняющее потребителю рекламы убытков, а также морального вреда.

Согласно ст.6 Закона РУз «О рекламе» №723-I от 25.12.1998г. в рекламе запрещается:

распространять информацию о продукции, производство или реализация которой запрещены законодательством;

дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитация продукции других лиц;

призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, причиняют или могут причинить вред жизни или здоровью граждан и окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности;

рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации или производство либо реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии;

имитировать (копировать или подражать) общее решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе другой продукции, если иное не предусмотрено законодательством об авторском праве и смежных правах;

использовать имя или изображение физического лица без его согласия;

распространять порнографию;

использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации;

указывать на то, что продукция одобрена государственными органами либо их должностными лицами;

рекламировать проведение стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенной продукции, без указания организатора мероприятия, правил и сроков его проведения, источника информации о таком мероприятии, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения;

рекламировать продукцию под видом рекламы другой продукции, товарный знак или знак обслуживания которой тождественен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена либо в отношении рекламы которой установлены соответствующие ограничения или требования.

 

Таким образом, представительство вправе заключить договор на распространение средств рекламирования (плакатов, буклетов, журналов) путем заключения договора возмездного оказания услуг, в котором необходимо указать, что направляемые представительством денежные средства используются для распространения рекламной информации о товарах (работах, услугах), производимых иностранной головной компанией представительства. Средства рекламирования передаются согласно акту прием - передачи, которое будет являться приложением к вышеуказанному договору. В договоре необходимо указать, что средства рекламирования передаются дистрибьютору на безвозмездной основе в целях распространения информации о продукции иностранного головного предприятия.  

 

Более того, представительство может заключать договора на приобретение рекламных плакатов, буклетов, журналов и иных средств рекламирования  товаров (работ, услуг).

В случае, если представительство собственными силами изготавливает средства во избегания риска признания такой деятельности полиграфической, изготовление рекламной продукции должно носить некоммерческий характер, а изготовленные средства рекламирования направляться исключительно для собственных нужд представительства.

Необходимо  отметить, что поскольку деятельность представительства по рекламированию товаров (работ, услуг), производимых головной иностранной компанией по сути является деятельностью по представлению интересов нерезидента в Республики Узбекистан, то расходы представительства на рекламу должны осуществляться в пределах  суммы, заложенной в ежегодно утверждаемом головной компанией бюджете представительства и  признаваться расходами на собственные нужды.

Показать ответ

ЎзР Вазирлар Махкамасининг 13.05.2010 йил 91-сон Қарори билан тасдиқланган "Фармацевтика фаолиятини лицензиялаш тартиби тўғрисидаги" Низомнинг (бундан буён матнда - «Низом») 3-бандига кўра фармацевтика бўйича қуйидаги фаолият турлари лицензияланиши керак:

а) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини ишлаб чиқариш;

б) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини тайёрлаш;

в) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини яратиш бўйича илмий-тадқиқот ишлари;

г) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари сифатини назорат қилиш;

д) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини чакана сотиш;

е) дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини улгуржи сотиш;

ж) доривор ўсимликлар, ҳайвонот ва минерал асосга эга бўлган хом ашёни етиштириш, йиғиш, тайёрлаш, қадоқлаш ва улгуржи сотиш.

 

Таъкидлаш жоизки, дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини ишлаб чиқариш ва тайерлаш фаолият турларига лицензияни олиш факти лицензиатга дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмларини улгуржи ва чакана сотиш ҳуқуқини беради.

Шулардан, дори-дармон воситалари ва тиббиёт буюмлари билан чакана савдо фаолиятини фақат дорихона муассасалари амалга оширадилар.

 

Тегишли лицензияни олиш учун лицензия олмоқчи бўлган юридик ёки жисмоний шахс Ўзбекистон Республикаси Соғликни сақлаш вазирлигига лицензия бериш тўғрисида ариза тақдим килиб, унга қуйидаги хужжатларни илова килиш керак:

1) юридик шахслар учун - юридик шахснинг номи ва ташкилий-ҳуқуқий шакли, унинг жойлашган жойи (почта манзили, муассасанинг, банкнинг номи ва банк муассасасидаги ҳисоб рақами);

жисмоний шахслар учун - фамилияси, исми, отасининг исми, фуқаронинг шахсини тасдиқловчи ҳужжат маълумотлари;

юридик ёки жисмоний шахслар амалга оширишни мўлжаллаётган фаолиятнинг лицензияланадиган тури (унинг бир қисми) ҳамда фаолиятнинг кўрсатиб ўтилган тури (унинг бир қисми) амалга ошириладиган муддат;

2) юридик шахснинг давлат рўйхатидан ўтказилганлиги тўғрисидаги гувоҳноманинг нусхаси - юридик шахслар учун; якка тартибдаги тадбиркорнинг давлат рўйхатидан ўтказилганлиги тўғрисидаги гувоҳноманинг нусхаси - жисмоний шахслар учун;

3) лицензия бериш тўғрисидаги ариза кўриб чиқилганлиги учун йиғим тўланганлигини тасдиқловчи ҳужжат;

4) конунчилик талабларига мувофиқ моддий-техника базаси, асбоб-ускуналар, бошқа техник воситалар ва ходимларнинг мавжудлиги тўғрисидаги маълумотлар.

 

Низомнинг 14-бандига кўра аризани кўриб чикиш учун энг кам ойлик иш ҳақининг икки баравари миқдорида йиғим тўланиши керак.

Лицензияловчи орган тегишли хужжатларни тулик равишда олгандан кейин тегишли фаолият тури билан шугулланишга лицензияни бериш ёки бермаслик хакида 15 кун ичида карор кабул килиб, бу ҳақида хабар юбориши керак.

Фармацевтика фаолиятини амалга ошириш учун лицензия 5 йил муддатга берилади. Лицензиянинг амал килиш муддати тугаётганда, ушбу муддат тугагунга қадар икки ойдан кечикмасдан корхона (ёки якка тадбиркор) лицензияловчи органга унинг муддатини узайтириш хакида ариза бериши мумкин. Лицензиянинг муддатини узайтириб берилиши учун хам юқорида кўрсатилган ҳужжатлар тақдим қилиниши шарт.

Низомнинг 20-банди талабларига асосан, лицензия беришни рад этиш тўғрисида қарор қабул қилинган тақдирда лицензия беришнинг рад этилгани тўғрисидаги билдиришнома лицензия талабгорига рад этишнинг сабаблари ва лицензия талабгори кўрсатиб ўтилган сабабларни бартараф этиб ҳужжатларни такроран кўриб чиқишга тақдим этиши учун етарли бўлган муддат кўрсатилган ҳолда ёзма шаклда юборилади (топширилади). Лицензия беришни рад этиш ҳақидаги хабарномада кўрсатилган муддат камчиликларни бартараф этиш учун зарур бўлган вақтга мутаносиб бўлиши керак. Ҳужжатларни такроран кўриб чиқишда лицензияловчи орган томонидан илгари лицензия талабгорига ёзма равишда баён қилинмаган янги камчиликлар кўрсатилишига йўл қўйилмайди.

Лицензия беришнинг рад этилишига асос бўлган сабаблар лицензия талабгори томонидан бартараф этилган тақдирда, лицензияловчи орган томонидан ҳужжатларни такроран кўриб чиқиш лицензия талабгорининг аризаси барча зарур ҳужжатлар билан биргаликда олинган кундан бошлаб ўн кундан ортиқ бўлмаган муддатда амалга оширилади.

Юкоридагиларни инобатга олиб, агар дорихона муассасасининг  моддий-техника базаси, асбоб-ускуналар, хамда бошқа техник воситалари конунчилик талабларига жавоб берса ва у тегишли хужжатлар билан  лицензияловчи органга мурожаат килса, унга белгиланган тартибда тегишли фармацевтика фаолияти тури(турлари)ни амалга ошириш ҳуқуқини берувчи лицензия берилади.

Показать ответ

В Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденного Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан за №222-II от 12.05.2001г. не имеется требования получения лицензии для осуществления деятельности по изготовлению силовых установок (кроме работ по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации). 

 

Однако, в соответствии с п.69 Перечня, производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Кабинета Министров за №122 от 28.04.2011г., обязательной сертификации подлежит следующая группа товаров:

«Котлы паровые, двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные гидротурбины, силовые установки, насосы жидкостные и воздушные, компрессоры, вентиляторы и шкафы вытяжные, установки для кондиционирования воздуха, горелки топочные, печи и камеры промышленные или лабораторные, холодильники и морозильники, стерилизаторы, дистилляторы, центрифуги, машины посудомоечные (за исключением бывших в эксплуатации и используемых на морских судах и гражданской авиации), оборудование для взвешивания товаров, тали подъемные и подъемники, краны подъемные различных типов, автопогрузчики, машины и устройства для перемещения грузов, машины сельскохозяйственные, автодорожная техника, установки и аппараты для сельского хозяйства, животноводства и приготовления пищи, ткацкие станки, машины копировально-множительные, автоматы торговые».

 

Согласно ст.13 Закона РУз «О сертификации продукции и услуг» №1006- XII от 28.12.1993г. изготовители (предприниматели), осуществляющие реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, обязаны:

-  представлять на сертификацию продукцию, подлежащую обязательной сертификации;

- реализовать сертифицированную продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного органами по сертификации, и обеспечивать ее соответствие требованиям нормативных документов и т.д.

Таким образом, для осуществления деятельности по реализации силовых установок собственного производства,  необходимо представить Вашу продукцию на сертификацию в орган сертификации (Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации либо аккредитованный им орган) и получить сертификат  соответствия.

02.07.2015 [ID: 3456] Две юридические организации согласовали между собой договор на предоставления транспортных услуг, в котором указаны сроки оплаты выполненных работ в следующем порядке: - 10 дней отводится на рассмотрение предоставленного счета; - отсрочка оплаты 30 дней согласованно исполнителем в договоре. В целом оплата через 40 дней не позднее 45 дней после исполнения услуг. Фактически исполнитель предоставляет согласно договору счёт-фактуру и акт выполненных работ в два раза месяц, то есть 16 и 31 числа месяца исходя из своих финансовых потребностей. В настоящее время заказчик при определении сроков оплаты предоставленных счетов (45 дней) всегда начинает исчисление с конца месяца, в котором предоставлены услуги. Предоставленные счета в середине месяца (16 числа месяца) во внимание не принимаются. Таким образом, счета, предоставленные в первой половине месяца оплачивается не в течение 45 дней, а за 60 дней. Правильно ли это или всё таки, срок должен исчисляться с момента принятия на опла
Показать ответ

Договор, заключаемый между юридическими лицами предназначен для урегулирования правовых и практических аспектов их взаимоотношений. В соответствии с ч.1 ст.10 Закона РУз «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» хозяйственный договор должен предусматривать предмет договора, количество, качество, ассортимент, цену поставляемого товара (работы, услуги), сроки исполнения, порядок расчета, обязательства сторон, ответственность сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств, порядок разрешения споров, реквизиты сторон, дату и место заключения договора, а также другие существенные условия, которые установлены законодательством для договоров данного вида или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 Указа Президента РУз №УП-1154 от 12.05.1995г. «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» (далее Указ)  хозяйствующим  субъектам  всех форм собственности запрещен отпуск  продукции,  выполнение  работ  и  оказание  услуг потребителям и заказчикам без предварительной  оплаты в размере  не менее 15  процентов стоимости поставляемой продукции (работ, услуг), за исключением случаев, установленных законодательством.

Согласно п.2 Указа просроченной дебиторской задолженностью считается непоступление средств за  поставленные товары,  оказанные услуги  и выполненные работы по  истечении девяноста дней  со  дня  фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных законодательством.

Таким образом, если договором установлено исчисление сроков оплаты за выполненные работы со дня принятия (окончания рассмотрения) документов, подтверждающих факт выполнения работ (за исключением обязательной предоплаты), то оплата должна быть произведена в пределах оговоренных договором сроков. Более того, на первых лиц предприятия возлагается ответственность за недопущение наличия просроченной дебиторской задолженности.

Показать ответ

Согласно ст.22 Налогового Кодекса РУз, п.2 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями (утверждено ПКМ РУз за №416 от 30.09.2003г.) экспортом работ (услуг) признается выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания).

На основании Постановления КМ РУз «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» за №199 от 21.07.2014г., с 1 сентября 2014 года отменена процедура постановки на учет внешнеторговых контрактов в уполномоченных банках и введена система мониторинга за внешнеторговыми контрактами хозяйствующих субъектов через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО). Мониторинг осуществляется органами валютного контроля и уполномоченными банками. Нормативно-правовым актом также установлено, что субъекты предпринимательской деятельности обязаны вводить данные по внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи (п.п.1,2 Положения).

Так как, законодатель договорные отношения между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом определяет как экспорт услуг, Вам необходимо осуществить ввод данных по заключенному договору в ЕЭИСВО.

Согласно п.4 ПКМ РУз «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка» №245 от 29.06.2000г. срок поступления выручки или обратного ввоза по экспортным операциям не должен превышать:

-180 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии банка при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке;

- 60 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для остальных экспортеров, осуществляющих децентрализованный экспорт.

В случае нарушения вышеуказанных сроков, к субъекту предпримательства принменяются штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Относительно порядка расчетов по договору, в  соответствии со ст.17 Закона РУз «О валютном регулировании» №841-XII от 07.05.1993 г. (далее -Закон)  физические лица - нерезиденты, временно находящиеся в Республике Узбекистан, иностранные дипломатические и иные официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иностранных организаций в Республике Узбекистан, не осуществляющие хозяйственную или иную коммерческую деятельность, вправе открывать и использовать счета в национальной валюте и иностранной валюте в уполномоченных банках на территории Республики Узбекистан.

Согласно ст.18 Закона все расчеты и платежи на территории Республики Узбекистан осуществляются в национальной валюте, за исключением  случаев, в которых Законом допускается расчет в иностраной валюте (ч.2 ст.18 Закона).

Физическое лицо-нерезидент для осуществления расчетов внутри нашей страны имеет право ввезти национальную валюту Республики Узбекистан в разрешенных пределах. Так, Согласно п.4 Положения о порядке вывоза и пересылки из Республики Узбекистан и ввозу и пересылки в Республику Узбекистан денежной единицы Республики Узбекистан (принят Центральным банком РУз за №281 от 19.10.1996г.) ввоз  в  Республику  Узбекистан денежной единицы Республики Узбекистан физическими лицами  (резидентами и нерезидентами)  разрешен в пределах суммы,  не превышающей  10 минимальных  размеров оплаты  труда, установленных в Республике Узбекистан.

Более того, физическое лицо-нерезидент имеет право продать иностранную валюту через уполномоченные банки Республики Узбекистан и получить соответственно нашу национальную валюту в соответствии с Положением о порядке покупки и продажи иностранной валюты физическим лицам и обменных пунктах (утверждено Постановлением Президента РУз №ПП-1914 от 30.01.2013г.), Положением о порядке осуществления валютно-обменных операций в физическими лицами в уполномоченных банках (зарегистрирован МЮ РУз за №2437 от 20.03.2013г.).

Положения Закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления расчетов в национальной и иностранной валюте  не содержат правовой нормы, обязывающей физического лица-нерезидента при осуществлении расчетов в национальной валюте, предоставлять банку документ, подтверждающий факт обмена (продажи) иностранной валюты на национальную.

Обязательство нерезидента Республики Узбекистан представлять документы, подтверждающие законность происхождения валюты Республики Узбекистан действительно установлено пунктом 9 Порядка продажи, приобретения и вывоза товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным на биржевых и выставочно-ярмарочных торгах (утвержден ПКМ №174 от 15.04.1999г. ). Однако, данное обязательство возникает при осуществлении расчетов по экспортным контрактам, заключаемым на бирже.

 Согласно п.24 Положения о порядке регистрации экспортных контрактов, заключенных на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже в иностранной валюте, осуществления расчетов и контроля за их исполнением (зарегистрировано МЮ РУз за №1482 от 23.06.2005г.) экспортный контракт, заключенный в иностранной валюте по результатам состоявшегося биржевого торга, регистрируется биржей или его уполномоченным органом (филиал, торговая площадка) согласно действующему законодательству.

Исходя из анализа вышеуказнного Положения, обязательная регистрация экспортных контрактов на республиканской товарно-сырьевой бирже предусмотрена исключительно в отношении контрактов, заключенных по итогам биржевого торга и не распространяется в отношении внебиржевых договоров, заключаемых между юридическими лицами и физическими лицами (резидентами и нерезидентами).

Порядок правильности использования национальной валюты Республики Узбекистан в расчетах по экспортно-импортным операциям (зарегистрировано МЮ РУз за №375 от 03.12.1997г.) регулирует порядок предоставления подтверждающих документов при осуществлении расчетов в национальной валюте Республики Узбекистан по экспортно-импортным операциям и не содержит правовой нормы, устанавливающей регистрацию договора на оказание услуг на республиканской товарно-сырьевой бирже.

Показать ответ

При заключении договоров купли-продажи (поставки) продукции законодательство не обязывает руководителя хозяйствующего субъекта – производителя требовать от покупателей документов, подтверждающих цель использования приобретаемой продукции. Исходя из этого, предприятию не нужно получать от покупателей документы (письма, заявления и т.д.), подтверждающие, что приобретенная продукция будет использоваться для собственных нужд. Следовательно, нет правовой необходимости устанавливать это в договоре, так как сам договор купли-продажи (поставки), накладная счет-фактура, доверенность представителя покупателя являются документами, подтверждающими законность отпуска продукции.

02.11.2015 [ID: 3789] В настоящее время при перевозке такого груза мы столкнулись с требованием со стороны ГАК «Узавтойул»: 1. Маршрут движения таких грузов согласовать с ГП «Йул лойиха-экспертиза» по каждой такой машине, независимо сколько раз будут перевезены грузы. Стоимость услуг автомашин на год составляет от 10 млн.сум и выше. В пересчете на все машины получается значительная сумма, которая должна попасть на себестоимость объекта. Будут ли данные затраты возмещены заказчиком? На основании какого нормативного правового документа введены данные условия? Просим указать нормативно-правовой документ законодательства.
Показать ответ

Согласно ст.20 Закона РУз «Об автомобильных дорогах» от 02.10.2007г. №ЗРУ-117 (далее - Закон) порядок пользования автомобильными дорогами общего пользования определяется специально уполномоченным органом. По автомобильным дорогам разрешается проезд транспортных средств, самоходных машин и механизмов с нагрузками на ось и весом, не превышающими установленных норм. За проезд транспортных средств, имеющих осевую нагрузку и габариты, превышающие установленные нормы для данной автомобильной дороги, взимается плата в порядке, установленном законодательством. В соответствии с разъяснением ГАК «Узавтойул» от 28.09.2015г. за №06/2763-А258 ГАК «Узавтойул» является специально уполномоченным органом государственного управления автомобильными дорогами общего пользования. Пунктом 26.5. Правил дорожного движения, утвержденных ПКМ от 11.12.200г. за №472 (далее - Правила) установлено, что для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или особо опасных грузов требуется разрешение юридических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, и территориальных органов внутренних дел. Более того, в части 2 статьи 125-1 КоАО РУз предусмотрена административная ответственость за перевозку тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов и выезд на дорогу на транспортных средствах, габаритные параметры которых с грузом или без груза превышают установленные нормы, без наличия соответствующего разрешения, а равно с отклонением от маршрута движения, указанного в разрешении. Таким образом, для перевозки тяжеловесного и крупногабаритного груза требуется получение разрешения. Сам же порядок такой перевозки регулируется Правилами об обеспечении безопасности движения при перевозке тяжеловесного и крупногабаритного груза автомобильным транспортом (утверждены Постановлением КМ РУз от26.12.2011г. за №342 , далее - Правила). В приложениях к Правилам приводятся нормативные параметры разрешенной массы автотранспортных средств, осевой нагрузки, а также их тяжести. В пункте 2 Правил приводятся определения, согласно которым тяжеловесным грузом является груз, осевая масса которого превышает нормативные параметры, установленные для перевозки по автомобильным дорогам Республики Узбекистан в Правилах. Между тем, крупногабаритным грузом считается груз, один из параметров (высота, ширина, длина) которого превышают нормативные параметры, установленные для перевозки по автомобильным дорогам Республики Узбекистан Правилами. Необходимо отметить, что перевозка тяжеловесного и крупногабаритного груза автомобильным транспортом допускается, когда нет возможности или же когда нецелесообразно перевезти груз частями или же иным транспортным средством. Для того, чтобы осуществить перевозку тяжеловесного и крупногабаритного груза перевозчик или отправитель груза должен получить специальное разрешение и маршрут движения. Для получения данных документов необходимо обратиться к юридическим лицам, в ведении которых находятся автомобильные дороги с письменным обращением с указанием марки, вида и государственного номерного знака транспортного средства и параметрах груза, фамилии, имени и отчества водителя и лиц, ответственных за перевозку за 10 дней до перевозки (п.9 Правил). При этом, перевозчик или отправитель груза должен согласовать маршрут движения с государственными органами службы безопасности дорожного движения. Более того, орган, выдавший специальное разрешение в зависимости от особенностей перевозки может определить организации, с которыми необходимо также согласовать маршрут движения (организации хокимиятов городов, органы железной дороги). Для получения согласования в соответствующий орган также подается заявление с указанием маршрута движения, конкретной даты и времени перевозки, наименьшего радиуса поворота транспортного средства вместе с грузом, количества колес, схемы их размещения, распределения тяжести, попадающей на оси транспортного средства, общего вес, параметров, марки и вида транспортного средства Как правило, разрешение дается на одну перевозку. Однако, пунктом 10 Правил также предусмотрено, что при перевозках груза определенного вида по установленному рейсу возможна выдача разрешений на определенное количество грузов или на срок, определенный юридическими лицами в ведении которых находятся автомобильные дороги. При выдачи такого рода разрешения учитывается объем груза, срок строительства конкретного объекта и т.д. Согласно п.4.1. ШНК 4.01.16-09 «Правила по определению стоимости строительства в договорных декущих ценах» (утверждены Приказом Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству от 30.07.2009 года за N 83, далее - ШНК 4.01.16-09) стартовая стоимость объекта в текущих ценах рассчитывается заказчиками или по их поручению проектной или специализированной организацией ресурсным методом, основанном на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы. Так, в силу п.4.3. ШНК 4.01.16-09 при ресурсном методе определяются следующие затраты: - затраты труда рабочих-строителей; - затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов; - затраты на приобретение материалов, конструкций и изделий с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов; - затраты на приобретение оборудования, мебели, инвентаря с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов; - прочие затраты производственного характера; - прочие затраты подрядчика; - прочие затраты заказчика (затраты заказчика, которые в соответствии с приложением N 2 к постановлению Кабинета Министров от 12.09.2003 года N 395 несет подрядчик при строительстве "под ключ"). В соответствии с п.4.15. ШНК 4.01.16-09 стоимость прочих затрат подрядчика при определении стартовой стоимости объекта рекомендуется принимать в процентах от стоимости строительно-монтажных работ по формуле Пп = (См + Сзп + Сэм + Сп) х У, где: См - затраты на строительные материалы, изделия и конструкции; Сзп - затраты на основную заработную плату с учетом начислений на социальное страхование; Сэм - затраты на эксплуатацию машин и механизмов; Сп - прочие затраты производственного характера; У - удельный вес "прочих затрат" подрядчика в процентах к стоимости строительно-монтажных работ. Удельный вес прочих затрат при определении стартовой стоимости объекта в региональном разрезе и по видам деятельности может быть принят по статистическому бюллетеню Госкомстата Республики Узбекистан "Основные показатели о затратах на работы, продукцию и услуги, выполненные строительными организациями", составляемому на основании отчетов подрядных организаций "Форма N 5-С". Следовательно, затраты подрядчика по доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза на строительный объект, осуществляемые в рамках заключенного договора подряда, должны быть учтены в смете объекта и подлежат возмещению со стороны заказчика.

Показать ответ

Согласно п.80 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, зарегистрированых Министреством юстиции РУз от 29.06.2011г. за №2238   багаж сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза и багаж специальной категории (животные и птицы, спортивный инвентарь, тяжелый и крупногабаритный багаж и т. п.) принимается к провозу по согласованию с перевозчиком и после уплаты дополнительных платежей, о чем оформляется платежная квитанция.

Действительно, пунктом 3-2 Положения о порядке представления информации в органы государственной налоговой службы и репатриации средств представительствами иностранных авиакомпаний, утвержденного Постановлением  КМ РУз от 01.08.2011г. за №224 предусмотрено, что оплата за сверхнормативный багаж принимается от резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан в национальной валюте Республики Узбекистан.

Необходимо отметить, что  вышеуказанное Постановление действует на территории Республики Узбекистан и регулирует  вопросы авиаперевозки, возникающие в нашей стране. Законодательство зарубежных стран может предусматривать иные правила оплаты услуг авиаперевозок.

Согласно разъяснению Национальной авиакомпании Республики Узбекистан «Узбекистон хаво йуллари» от 03.09.2015г. за №ПС-6 6-7812-1.14, оплата за сверхнормативнй багаж производится непосредственно перед вылетом пассажира после проведения процедуры взвешивания багажа и оплачивается в валюте страны вылета, согласно законодательства того или иного государства, где предоставляется услуга. 

04.12.2015 [ID: 3830] Просим Вас разъяснить, правомерны ли действия Компании А требовать доверенность на получение от нашей организации, хотя по договору мы только Плательщик, должны ли они выдать бытовую технику нашему сотруднику -Покупателю на основании его паспорта? Какие налоговые последствия могут возникнуть для нашей организации, если мы выдадим доверенность и получим счет-фактуру на бытовую технику? Мы являемся плательщиком общеустановленных налогов и имеем только производственную деятельность. Как правильно документально оформлять подобные ситуации?
Показать ответ

Судя вашему обращению, между Компанией А (продавец), вашим работником (покупатель) и вашим предприятием (плательщиком) был заключен договор купли-продажи бытовой техники. Также из изложенной Вами ситуации усматривается, что поскольку у покупателя товара не имелось достаточного количества денежных средств, плательщиком по договору купли-продажи выступило Ваше предприятие, а взаиморасчеты, возникшие в результате совершения такой сделки между Вами и работником, были урегулированы договором безвозмездного займа.

Согласно ст.386 Гражданского Кодекса РУз (далее – ГК) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Покупателем по договору купли-продажи является Ваш работник и в его собственность должен быть передан товар.

В силу статьи 388 ГК продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Наряду с самим товаром, продавец должен также передать покупателю принадлежности товара и документы к нему относящиеся (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), если таковые предусмотрены.

Статья 390 ГК устанавливает, что обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент (если иное не предусмотрено договором):

- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Необходимо особо отметить, что для получения товара ГК не предъявляет требования о предоставлении доверенности со стороны покупателя товара.

Требуемой Компанией А порядок предусмотрен Положением о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (зарегистрировано МЮ РУз от 27.05.2003г. за №1245, далее-Положение). Однако, данное Положение регулирует правоотношения по отпуску ТМЗ, когда покупателями-собственниками ТМЗ по заключенному договору являются предприятия, организации и учреждения Республики Узбекистан независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Данный смысл также вытекает из п.8 Положения, согласно которого доверенное лицо обязано после получения ценностей представить в бухгалтерию предприятия документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (кладовую) или соответствующему материально ответственному лицу полученных им товарно-материальных ценностей. В Вашем же случае, товар не будет сдаваться на склад или материально-ответственному лицу, поскольку собственником товара является работник.

Таким образом, требование Компании А о предъявлении со стороны покупателя доверенности, выданной Вашим предприятием на его имя является неправомерным.

Между тем, в соответствии со ст.396 ГК если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Более того, при отказе продавца от передачи индивидуально-определенной вещи, покупатель вправе требовать отобрания этой вещи и передачи ее на предусмотренных договором условиях (ч.2ст.396, ст.331 ГК).

Показать ответ

Ўзбекистон Республикасининг «Ахолининг санитария-эпидемиологик осойишталиги тўғрисидаги» 26.08.2015й. N ЎРҚ-393 қонунинг 34-моддасига кўра юқумли ва паразитар касалликлар пайдо бўлиши ва тарқалишининг олдини олиш, уларнинг доирасини камайтириш ҳамда уларни бартараф этиш мақсадида эпидемик кўрсаткичлар бўйича дезинфекция тадбирлари - давлат санитария назоратини амалга оширувчи органлар томонидан,  профилактик дезинфекция тадбирлари эса юридик ва жисмоний шахслар билан тузилган шартномалар асосида дезинфекция станциялари томонидан ўтказилади.

Дезинфекция станцияси билан тузилган шартнома ўз навбатида дезинфекция станцияси томонидан тегишли хизматлар кўрсатилиши учун хисобварақ-фактура берилишига, сизнинг корхонангиз эса ушбу хизматлар нархини хисобварақ-фактура асосида тўлашга асос булади.  

Ўзбекистон Республикаси Солик Кодексининг (СК) 222-моддасига кўра хисобварақ-фактура қатъий ҳисобот ҳужжати ҳисобланиб, у ушбу моддада белгиланган маълумотларни акс эттириши шарт.

СКнинг 41-моддасига асосан ҳисоб ҳужжатлари солиқ солиш объектлари ва солиқ солиш билан боғлиқ объектларни аниқлаш, шунингдек солиқлар ва бошқа мажбурий тўловларни ҳисоблаб чиқариш учун асос бўлган бирламчи ҳужжатлар, бухгалтерия ҳисоби регистрлари ҳамда бошқа ҳужжатлардан иборатдир.

Бухгалтерия ҳисобида ҳужжатлар ва ҳужжатлар айланиши тўғрисидаги Низомнинг (ЎзР Адлия вазирлигида 14.01.2004й. 1297-сон билан рўйхатга олинган, кейинги матнда -Низом) 2-бандига мувофиқ корхоналар томонидан амалга оширилаётган барча хўжалик операциялари уларни тасдиқловчи ҳужжатлар билан расмийлаштирилиши лозим. Ушбу ҳужжатлар улар асосида бухгалтерия ҳисоби юритиладиган бирламчи ҳисоб ҳужжатлари бўлиб хизмат қилади.

Низомнинг 6-бандига асосан бирламчи ҳужжатлар қоғозли ташувчиларда тузилиб, қуйидаги мажбурий реквизитларга эга бўлиши лозим:

а) корхонанинг номи;

б) ҳужжатнинг номланиши ва рақами, уни тузиш санаси ва жойи;

в) хўжалик операциясининг номланиши, мазмуни ва миқдорий ўлчами (натура ва пул ифодасида);

г) масъул шахсларнинг шахсий имзолари.

Ушбу ҳуқуқий нормалар таҳлилидан келиб чиққан ҳолда, хисобварақ-фактура солиқларни ҳисоблаб чиқариш учун асос булган бирламчи ҳужжат эканлигини таъкидлаш мумкин. Шартноманинг бажарилиши юзасидан тузилган далолатномалар эса фуқаролик-ҳуқуқий тусдаги ҳужжатлар бўлиб, улар ҳисобварақ-фактура каби солиқ ҳужжати кучига эга эмас.

Показать ответ

Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (утвержден Постановлением ОМ РУз от 12.05.2001г. за №222-II) деятельность по воспроизведению, реализации, прокату аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ является лицензируемой.

Согласно ст.1 Закона РУз «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 06.05.1994г. N 1060-XII  программа для ЭВМ – это совокупность данных и команд, выраженных в объективной форме и предназначенных для функционирования ЭВМ, сетей ЭВМ и других компьютерных средств, с целью получения определенного результата.

Согласно ст.1031 Гражданского кодекса РУз программа для ЭВМ считается объектом интеллектуальной собственности.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании видов деятельности по воспроизведению, реализации, прокату аудиовизуальных произведений, фонограмм и  программ  для  ЭВМ,  а  также изготовлению фонограмм (утверждено Постановлением КМ РУз от 15.03.2012г. за № 72) (далее - Положение)  под реализацией программы для ЭВМ понимается распространение, платное или бесплатное (в том числе путем доведения до всеобщего сведения) аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ.

Пункт 8 Положения устанавливает следующие виды деятельности, для которых не нужно получать лицензии. Это, деятельность:

связанная с воспроизведением аудиовизуальных произведений, фонограмм или программ для ЭВМ в личных целях для семейного пользования;

по реализации и воспроизведению программ для ЭВМ, если такая деятельность осуществляется юридическим лицом, организовавшим создание программы для ЭВМ и являющимся обладателем исключительных имущественных прав на эту программу для ЭВМ;

по реализации программ для ЭВМ, когда стоимость программы для ЭВМ включена в стоимость оборудования (серверы, принтеры, компьютеры, ноутбуки и т. д.).

Необходимо помнить, что виды деятельности по воспроизведению, реализации, прокату аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ, а также изготовлению фонограмм осуществляются только юридическими лицами (пункт 5 Положения).

Между тем, если Вы намерены выполнить работы по разработке (созданию) нового программного обеспечения в качестве физического лица для Заказчика - юридического лица, необходимо заключение авторского договора. Так, согласно ст.1037 ГК РУз автор может принять на себя по договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности обязательство создать в будущем произведение, изобретение или иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его работодателем, исключительные права на использование этого результата.

Предметом такого договора будет разработка (создание) программы для ЭВМ и передача исключительных имущественных прав на его реализацию (воспроизведению, прокату) Заказчику (возможно за вознаграждение).

При этом, даже если Вы передадите имущественные права на программное обеспечение, личные неимущественные права на него сохраняются за Вами. В том числе,  право авторства является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности (ст.1033 Гражданского Кодекса РУз).

 В рассматриваемом случае, если Вы являетесь автором программного обеспечения Вам не нужно получать лицензию. Однако, получение (или наличие) лицензии может понадобиться для вашего Заказчика, поскольку в конечном итоге деятельностью по реализации (воспроизведению, прокату) программы для ЭВМ будет заниматься он.

 

Показать ответ

В соответствии с разъяснениями, данными письмом Министерства водного и сельского хозяйства Республики Узбекистан за №02/12-447 от 25.03.2016г. вопрос содержания домашнего скота в г.Ташкенте регулируется решением Хокима г.Ташкента «О поддержании общественного порядка, благоустройства и регулировании соблюдения санитарных правил в г.Ташкенте» за №495 от 14.06.2012г.

Так, согласно п.12 раздела VIII вышеуказанного решения Хокима на одну семью допускается содержать одну корову и теленка до 1 (одного) года либо вместо коровы одну козу и козлят до 1 (одного) года, борова и свинью или до 3 (трех) овец (баранов), имеющих ягнят до 1 (одного) года, 20 (двадцать) домашних птиц  и 20 (двадцать) пчел. Таким образом, запрещается содержание домашнего скота численностью свыше установленной.

Показать ответ

Действительно, статьей 225 Кодекса об административной ответственности предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Узбекистан (проживание без документов на право жительства в Узбекистане или по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки и т.д.). За совершение данного правонарушения на лицо налагается штраф от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или выдворение за пределы Республики Узбекистан.

В случае, если Вы являетесь работником предприятия, находящегося в Республики Узбекистан, Вы можете обратиться к своему работодателю с просьбой (или с заявлением) о предоставлении Вам займа. Если работодатель согласен предоставить заем, между работодателем (займодавец) и работником (заемщик) заключается договор займа.

Согласно ст.732 Гражданского Кодекса РУз по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа).

В договоре займа может быть прописано, что:

1) сумма займа предоставляется для целей исполнения постановления о применении административного взыскания в виде штрафа и соответственно уплаты суммы штрафа;

2) заем предоставляется путем перечисления суммы займа на пластиковую карту работника (посредством которой, работник впоследствии оплатит сумму штрафа);

3) сумма, предоставленного займа удерживается с заработной платы работника. При этом,  необходимо учесть, что общий ежемесячный размер удержаний не может превышать 50 (пятидесяти) процентов причитающейся работнику заработной платы (на основании ч.3 ст.164 Трудового Кодекса РУз).

В договоре займа необходимо также определить срок, на который предоставляется  заем (6 месяцев, один год и т.д.).

Поскольку, заем предоставляется работнику для исполнения постановления о применении административного взыскания, его копию необходимо сохранить и приложить к договору займа.

Показать ответ

В последние годы, наши города активно застраиваются и меняют свой архитектурный облик, сносятся дома и возводятся новые. Это свою очередь, не может не сопровождаться реформой жилищного законодательства.

Так, правовая реформа коснулась и статей 27,28 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан (ЖК РУз).

Согласно ст.27 Жилищного Кодекса РУз в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается стоимость насаждений либо выплачивается стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений.

Ранее, приоритет прав был на стороне собственника и в части 2 ст.27 ЖК РУз была лишь закреплена норма о том, что, в случае превышения стоимости сносимого дома (квартиры) стоимости предоставляемого жилья разница подлежит компенсации собственнику.

Теперь, согласно изменениям внесенным в статью 27 ЖК РУз, если рыночная стоимость предоставляемого жилья или права на земельный участок превышает рыночную стоимость сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, собственник должен компенсировать разницу в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок (Закон РУз о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие   преград   для   их ускоренного развития  от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391).

Безусловно, что введенная правовая норма отвечает требованиям сегодняшнего дня и направлена на развитие стабильных рыночных отношений. Однако, нет гарантий того, что это самое определение рыночной стоимости жилья не нарушит права собственника. Но обо всем по порядку…

Так, согласно п.14 Положения компенсация в виде предоставления в собственность другого жилого помещения состоит из предоставления собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплате стоимости насаждений.

Согласно ч.2 ст.42 ЖК РУз социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров.

Показать ответ

В последние годы, наши города активно застраиваются и меняют свой архитектурный облик, сносятся дома и возводятся новые. Это свою очередь, не может не сопровождаться реформой жилищного законодательства.

Так, правовая реформа коснулась и статей 27,28 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан (ЖК РУз).

Согласно ст.27 Жилищного Кодекса РУз в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается стоимость насаждений либо выплачивается стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений.

Ранее, приоритет прав был на стороне собственника и в части 2 ст.27 ЖК РУз была лишь закреплена норма о том, что, в случае превышения стоимости сносимого дома (квартиры) стоимости предоставляемого жилья разница подлежит компенсации собственнику.

Теперь, согласно изменениям внесенным в статью 27 ЖК РУз, если рыночная стоимость предоставляемого жилья или права на земельный участок превышает рыночную стоимость сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, собственник должен компенсировать разницу в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок (Закон РУз о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие   преград   для   их ускоренного развития  от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391).

Безусловно, что введенная правовая норма отвечает требованиям сегодняшнего дня и направлена на развитие стабильных рыночных отношений. Однако, нет гарантий того, что это самое определение рыночной стоимости жилья не нарушит права собственника. Но обо всем по порядку…    

Снос жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений осуществляется на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента. После чего хокимы соответствующих районов (городов) выносят свое решение об изъятии земельного участка и сносе.

При этом, хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под роспись не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса, с приложением к уведомлению копий соответствующих решений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке (п.4 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам  в связи  с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утверждено Постановлением КМ РУз 29.05.2006г. №95, далее- Положение[1]).

Хокимият соответствующего района создает комиссию по определению размера возмещения и вида компенсации (далее - комиссия). Представители хокимията, органа самоуправления граждан, землевладельца (землепользователя, арендатора), у которого изымается земельный участок, представителя предприятия, учреждения или организации, которым отводится земельный участок, и представители других компетентных органов по усмотрению хокимиятов являются членами данной комиссии.

 

Согласно п.8 Положения при изъятии земельных участков и сносе жилого дома (квартиры и т.д.) собственникам предоставляются следующие виды компенсации (один из них):

- другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплата стоимости насаждений;

- выплата стоимости сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений;

- земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах установленной нормы с предоставлением временного жилья на условиях договора найма на период освоения земельного участка сроком до двух лет с возмещением в полном объеме стоимости сносимых домов (квартир), строений, сооружений и насаждений;

- предоставление юридическим лицам равноценного имущества и возмещение иных понесенных убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;

- возмещение в полном объеме убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;

- перенос и восстановление на новом месте подлежащих сносу жилых домов, строений и сооружений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам;

- сооружение на новом месте жилых домов, строений и передача в собственность гражданам и юридическим лицам.

 

Так, согласно п.14 Положения компенсация в виде предоставления в собственность другого жилого помещения состоит из предоставления собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплате стоимости насаждений.

Согласно ч.2 ст.42 ЖК РУз социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров.

Равноценность же предоставляемого жилого помещения определяется как величина, равная по цене сносимому жилому дому (квартире) собственника.

Теперь, если возникает разница между стоимостью сносимого жилого дома и предоставлямого жилого помещения, то эта разница подлежит возмещению в вышеуказанном порядке. 

 

Между тем, часть 2 статьи 11 Закона РУз «Об оценочной деятельности» от 19.08.1999г. №811-I (далее - Закон) устанавливеает обязательность проведения оценки при выкупе или ином предусмотренном законодательством изъятии имущества у собственников для государственных нужд, только при наличии спора

Согласно п.10 Положения  оценка жилых домов (квартир), строений и сооружений, а также многолетних насаждений, находящихся на изымаемых земельных участках, производится оценочными организациями за счет средств заявителя, а отчет об оценки передается в комиссию.

Из анализа данных положений законодательства, очевидно, что законодатель не закрепляет прямого обязательства нового застройщика (в пользу которого изымается земельный участок) по проведению оценки сносимых жилых домов (квартир). И даже при том, что собственник имеет право провести оценку сносимого жилого дома  (в случае его несогласия со стоимостью, определенной комиссией) бремя расходов по определению рыночной стоимости ложится на него и никак не компенсируется. 

Однако, в связи с введенными изменениями, возникновение споров неизбежно. Граждане, не имеющие экономической способности оплатить разницу, которая будет образовываться не в их пользу, будут не согласны с определенной стоимостью жилья.  В этой связи, чтобы обеспечить гражданам гарантию справедливой реализации их права собственности, целесообразно на законодательном уровне установить обязательность проведения оценки рыночной стоимости сносимого и предоставляемого жилья за счет лица, которому предоставляется изымаемый в связи сносом земельный участок.

Более того, в случаях, когда спора нет, и собственник согласен оплатить разницу превышения предоставляемого жилья над сносимым, срок погашения этой разницы должен варьироваться в зависимости от степени платежеспособности граждан. Представляется целесообразным, установления срока погашения от 5 до 10 лет, определяемому комиссией в отношении каждого собственника индивидуально в зависимости от размера его доходов.

 Говоря о лицах, которым должно предоставляться новое жилье, по действующему законодательству компенсация производится  собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах). Поскольку новый застройщик не желает компенсировать стоимость сносимого жилого дома гражданину, который прописан, но давно не проживает в сносимом доме, данное положение законодательства также порождает много споров. Конечно же, если человек просто прописан, но на самом деле уже десятилетиями не проживает по адресу сносимого жилого дома, получение с его стороны компенсации может казаться не справедливым. В этом случае, законодатель также должен пересмотреть категорию лиц, имеющую право на компенсацию. Представляется, что собственникам предоставление компенсации обязательно вне зависимости от прописки и условия постоянного проживания в сносимом жилом доме, а отношении иных лиц можно установить критерии постоянного проживания (например, в течении последних 5-лет к моменту сноса и т.д.).    

 Необходимо также, отметить, что если собственник по каким-то причинам не желает получать компенсацию в виде предоставления другого жилого помещения, то он может реализовать свое право на получение компенсации в виде выплаты споимости сносимого жилого дома (п.8 Положения) и данном случае, компетентные органы должны  выплатить собственнику рыночную стоимость сносимого жилого дома.

 Статья 28 ЖК РУз особо закрепляет компенсацию в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах установленной нормы. Согласно изменениям внесенным в эту статью, лицам имеющим право на компенсацию, предоставляется временное жилье на условиях договора найма на период освоения земельного участка сроком не до двух лет, как было установлено ранее, а до трех лет с возмещением в полном объеме рыночной стоимости сносимых жилых домов (квартир), строений, сооружений и насаждений, а также разницы между рыночными стоимостями прав на земельные участки, в случае превышения рыночной стоимости права на изымаемый земельный участок над рыночной стоимостью права на предоставляемый земельный участок.

Во внесенных же изменениях в эту статью, законодатель предусмотрел вопрос возможного превышения рыночной стоимости прав на изымаемый земельный участок над рыночной стоимостью права на предоставляемый земельный участок, однако учел вероятность обратной ситуации (когда стоимость права на предоставляемый земельный участок превысит стоимость права на изымаемый земельный участок).

 На основании вышеизложенного, считаем, что рассмотренные нормы законодательства нуждаются в повторном изучении и доработке с учетом обстоятельств, которые имеют место быть.


[1] указанное Положение должно быть приведено в соответствии с Законом РУз от20.08.2015г. № ЗРУ-391

Показать ответ

Выполнение строительно-монтажных работ всегда обусловлено обязанностью по соблюдению техники безопасности. Данный вопрос регулируется нормами КМК 3.01.02-00 «Техника безопасности в строительстве» (утверждены приказом Государственного Комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству №38 от 17.07.2000г., введены в действие с 01.01.2001г., далее - КМК) .

При выполнении строительно-монтажных работ предприятие, в лице его руководителя независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности обязано обеспечить выполнение указанных КМК.

Перечень работ, для выполнения которых, работник должен иметь наряд-допуск составляется на основе примерного перечня, указанного в КМК, а также местных условий и особенностей строительства и утверждается работодателем или главным инженером строительного предприятия. Наряд-допуск должен быть выдан инженерно-техническим работником из числа лиц, уполномоченных на это приказом работодателя.

В частности, наличие наряда-допуска необходимо, если строительно-монтажные работы выполняются на территории действующего предприятия, когда имеется или может возникнуть производственная опасность, исходящая от действующего предприятия.

В силу п.1.10. КМК к самостоятельным верхолазным работам допускаются лица (рабочие и инженерно-технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го. Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом работодателя.

Необходимо отметить, что верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 метров от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций при их монтаже или ремонте, при этом основным средством, предохраняющим работающих от падения с высоты, является предохранительный пояс (примечание к п.1.10.КМК).

На основании вышеизложенного, работы на высоте до 5 метров не считаются верхолазными и КМК не предъявляет требований наличия наряда-допуска при выполнении таких работ.

12.10.2015 [ID: 4154] Между нашей компанией (резидент РУз - заказчик) и иностранной компанией (нерезидент РУз - подрядчик) заключен договор подряда на строительство нефтегазовых скважин «под ключ» на территории Республики Узбекистан. Сейчас, мы хотим изменить условия договора и самостоятельно закупать строительные материалы и оборудование (с применением льготы), и с сохранением права собственности, передавать эти материалы и оборудование подрядчику для выполнения строительно-монтажных работ. Как правильно изменить условия договора? В случае изменения договора вышеуказанным образом, какие будут налоговые последствия?
Показать ответ

Условия заключенного договора подряда изменить можно. Однако, следует учесть нижеследующие обстоятельства.

 Согласно п.31 Положения о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованых источников (утверждено Постановлением КМ РУз 12.09.2003г. за №395, далее- Положение) строительство объекта "под ключ" предусматривает обязательство подрядчика по выполнению всего объема работ, предусмотренных проектом, включая специальные и пусконаладочные работы, комплектацию объекта технологическим и инженерным оборудованием, и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.

В силу п.33 Положения строительство объекта "под ключ" является обязательным при новом строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующего предприятия, осуществляемого за счет централизованных источников.

Заключение договора подряда на строительство объектов "под ключ" также может быть применено по договоренности сторон или в зависимости от условий конкурсных торгов (при иных источниках финансирования).

Пункт 36 Положения предусматривает обязательство подрядчика по обеспечению строительства материалами, конструкциями и изделиями, необходимыми для выполнения строительно-монтажных работ, а также всем типовым оборудованием и аппаратурой, нестандартизированным, технологическим и энергетическим оборудованием, включая специальные материалы

Типовой договор подряда на строительство объекта «под ключ» также предусматривает обязательство подрядчика поставить на строительную площадку необходимые строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и комплектующие изделия, строительную технику, осуществить их приемку, разгрузку, складирование и хранение (п.7 Типового договора подряда на строительство объектов «под ключ», Приложение №3 к Постановлению КМ РУз от 12.09.2003г. №395).

 Вы можете изменить условия договора подряда и внести например такой пункт: «Технологическое оборудование и комплектующие изделия по перечню, указанному в Приложении №__N к настоящему договору, соответствующее по качеству и количеству проектно-сметной документации, предоставляется Подрядчику со стороны Заказчика на давальческой основе. Все остальные необходимые материалы, изделия, конструкции, оборудование и комплектующие изделия, строительная техника, предусмотренные проектно-сметной документацией и не указанные в Приложении №__N к настоящему Договору поставляется (приобретается) Подрядчиком самостоятельно. Подрядчик осуществляет приемку, разгрузку, складирование и хранение всех строительных материалов, как предоставленных со стороны Заказчика, так и поставленных (приобретенных) самостоятельно».

При таком изменении, необходимо отметить, что согласно п.7 Указаний по заполнению формы первичного учета "Справка-счет-фактура о выполненных работах (понесенных затратах)" при строительстве объектов" (приложение №2 к протоколу Республиканской комиссии по мониторингу за реализацией реформ и лицензированию деятельности в области строительства от 2.02.2009 г. N 1) (далее-Указания) в случаях использования подрядчиком (субподрядчиком) при производстве строительно-монтажных работ материалов заказчика (генподрядчика) передаваемые материалы на основании счета-фактуры, накладных и т.п. должны быть учтены в ресурсных сметных нормах на строительство объекта и оприходованы в складском и бухгалтерском учете у подрядной (субподрядной) организации. Между тем, стоимость переданных заказчиком (генподрядчиком) материалов включается в объемы выполненных работ с начислением на них "прочих затрат" подрядчика (субподрядчика), при этом за итогом выполненных работ указывается возврат средств, без начисления на их стоимости "прочих затрат" подрядчика (абзац второй п.7 Указаний).

Однако, необходимо учесть, что при таком изменении договора подряда, есть риск, что выполнение работ по договору не будет рассматриваться в качестве строительства объекта «под ключ». Хотя подрядчик и выполняет весь цикл строительно-монтажных работ, поставка части строительных материалов будет осуществляться со стороны Заказчика. В этой связи, определение «под ключ» целесообразно будет исключить из договора и согласно внесенным изменениям привести в соответствие договор в целом (стоимость договора и т.д.). При этом, если строительство финансируется за счет централизованных источников, изменение существенных условий договора подряда на строительство объектов «под ключ» не представляется возможным без согласования с уполномоченными и финансирующими органами.

Показать ответ

Согласно п.21.1.ШНК расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, зрительной изоляции основных жилых помещений и приквартирных двориков, а также в соответствии с противопожарными требованиями.

Между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий следует принимать расстояния (исходя из требования непросматриваемости помещений):

-для жилых зданий высотой 2-3 этажа - не менее 15 м;

-4-5 этажа - не менее 25-30 м;

- между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. 

Расстояния между длинными сторонами для 9-ти и более этажных зданий должны составлять не менее 40-45 м; между торцами этих зданий с окнами из жилых комнат - не менее 20-25 м.

При этом, в ШНК также отмечено, что при реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Между тем, в силу п.26* ШНК при размещении жилых и общественных зданий непрерывная продолжительность инсоляции жилых помещений должна обеспечиваться в течение 2,5 часов в день в период с 22 марта по 22 сентября, а спальных, игровых и комнат для занятий детских учреждений - в течение 3 часов.

Расчет расстояний от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий улиц и других зданий с входами и окнами определяется согласно табл.19 п.96* ШНК.

Необходимо также отметить, что между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий должны быть соблюдены противопожарные расстояния, которые  определяются согласно Приложению №1 к ШНК.

Таким образом, строительство нового торгово-бытового комплекса должно осуществляться в соответствии с градостроительными нормами и правилами, равно как и его размещение не должно повлечь нарушений прав и законных интересов жителей соседнего дома. При выявлении несоответствий, Вы имеете право обратиться в хокимият города Навои с изложением факта нарушений в письменном виде. Согласно ст.20 Градостроительного Кодекса РУз (ГрК) областной хокимият уполномочен ограничить, приостановить или запретить градостроительную деятельность на своей территории, если она не соответствует требованиям ГрК и иных актов законодательства (ограничение, приостановление, запрещение деятельности субъекта предпринимательства производится в судебном порядке).

Более того, Вы можете обратиться в областное Управление по архитектуре и строительству, которое является специально уполномоченным органом и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о градостроительстве (ст.22 ГрК). В рамках предоставленных ему полномочий он может дать субъекту предпринимательства обязательные для исполнения предписания.

Необходимо также отметить, для субъекта предпринимательства нарушение законодательства о градостроительстве влечет возникновение ответственности, предусмотренной ст.99 КоАО РУз.

Показать ответ

Согласно определениям данным в пункте 2 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями (утверждено ПКМ РУз за №416 от 30.09.2003г.), в ст.22 Налогового Кодекса РУз, экспортом работ (услуг) является выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания).

  Экспортным контрактом же признается хозяйственный договор, заключенный между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на экспорт товаров, работ, услуг, а также контракты, приравненные к экспортным в соответствии с законодательством (кроме бартерных контрактов).

Конкретного перечня контрактов, приравненных к экспортным не существует. Законодательсвом в виду особенностей некоторых контрактов определяется порядок экспорта товаров или их помещения в режим «экспорта». Например, законодательством предусмотрен случай экспорта товара на основании договора консигнации, т.е. когда товар вывозится с целью реализации со  складов, расположенных вне территории Республики Узбекистан. В данном случае, права собственности на вывозимый товар сохраняются за экспортером товара до момента его реализации непосредственно покупателю (порядок таможенного оформления данных товаров предусмотрен в Приложении №1 к Постановлению КМ РУз от 09.08.2005г. за №189).

Также, в Таможенном Кодексе РУз предусмотрен случай, когда товары находящиеся на таможенной территории Республики Узбекистан без их фактического вывоза за ее пределы помещаются в режим экспорта (ст.ст.19, 32 Кодекса).

Необходимо отметить, что на основании Постановления КМ РУз «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» за №199 от 21.07.2014г., с 1 сентября 2014 года отменена процедура постановки на учет внешнеторговых контрактов в уполномоченных банках и введена система мониторинга за внешнеторговыми контрактами хозяйствующих субъектов через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).

Показать ответ

Из существа заданного вопроса полагаем, что под «ширкатным хозяйством» подразумевается «товарищество частных собственников жилья» (далее- товарищество). Однако, не совсем понятно что подразумевается под определением «гузар», какое у него предназначение, будет ли оно использоваться товариществом.

По общему правилу, согласно ст.35 Закона РУз «О товариществах  частных собственников жилья» от 12.04.2006г. №ЗРУ-32 (далее- Закон) земельные участки предоставляются товариществу в установленном порядке на праве постоянного пользования.

Исходя из анализа частей 2,3 ст.35 Закона, можно определить, что земельный участок товарищества пропорционален границам помещений собственников жилья. При этом, допускается  размещение органами государственной власти на местах объектов, не относящихся к товариществу, на земельном участке товарищества  с согласия общего собрания членов товарищества (ч.4 ст.35 Закона).

Между тем, размеры отводимых земельных участков для вновь строящихся объектов товарищества определяются органами государственной власти на местах в соответствии с требованиями градостроительных норм и правил (ч.5 с.35 Закона).

В силу ст.36 Закона отношения товарищества с собственниками отдельно стоящих объектов, расположенных на земельных участках товарищества, регулируются законодательством и соглашением между ними.

Согласно п.6 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (утверждено Постановлением КМ РУз от 07.01.2014г. за №1, далее - Положение) объектами государственной регистрации являются право собственности и иные вещные права юридического или физического лица на недвижимое имущество.

Между тем, необходимо различать, что есть регистрация прав на земельные участки и есть регистрация прав на здания и сооружения.

При регистрации прав на земельные участки, вид права, подлежащего государственной регистрации, принимается в соответствии с решением органов государственной власти о предоставлении гражданам Республики Узбекистан земельного участка.

Если в решении органа государственной власти вид права не указан, то признаются и подлежат регистрации за юридическим и физическим лицом следующие права:

- право пожизненного наследуемого владения (если даже в решениях органов государственной власти указан другой вид права) на земельные участки, используемые для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, ведения дехканского (личного подсобного) хозяйства и ведения коллективного садоводства и виноградарства;

постоянного пользования земельным участком, предоставленным для строительства зданий и сооружений;

- постоянного владения земельным участком, предоставленным для ведения сельского и лесного хозяйства (п.24 Положения).

Говоря о зданиях и сооружениях, пункт 38 Положения устанавливает, что   государственной регистрации подлежат права на завершенные строительством и принятые в эксплуатацию здания и сооружения, в установленном порядке.

Наряду с этим, п.65 Положения предусматривает возможность составления кадастрового дела на незавершенные строительством объекты. Под незавершенными строительством объектами понимаются здания и сооружения, строительство которых начато на отведенном в установленном порядке земельном участке в соответствии с утвержденной проектной документацией, но к определенному дню незавершено или завершенные строительством, но не принятые в эксплуатацию государственной комиссией объекты и акт приемки которых не утвержден решением хокима соответствующего района (города) (п.5 Положения).

Так, согласно п.65 Положения при отчуждении зданий и сооружений, строительство которых незавершено, по заказу правообладателя подготавливается кадастровое дело, в котором приводятся:

-наименование правообладателя;

-наличие документов о предоставлении земельного участка, сведения о государственной регистрации права на земельный участок;

-план земельного участка с нанесенными строениями и сооружениями;

-наименование объекта и год начала его строительства;

-наличие проектно-сметной документации и разрешения органов по архитектуре и строительству на выполнение строительно-монтажных работ;

-перечень законченных строительством, но не принятых в эксплуатацию государственной комиссией объектов;

-состояние недостроенных зданий и сооружений;

-стоимость незаконченного строительством объекта, при необходимости оцененная оценочными организациями.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика