Ответов: 523
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

1.Положение о службе внутреннего аудита на предприятиях не указывает для предприятий каких форм собственности является обязательным создание службы внутреннего аудита. Указан лишь размер балансовых активов: на предприятиях – более 1 млрд. сумов, АО – более 100 000 МРЗП.

Это Положение не распространяется на коммерческие банки и бюджетные организации (п. 1 прил. № 2 к ПКМ от 16.10.2006 г. № 215, далее – Положение).

2. Служба внутреннего аудита направляет свои отчеты наблюдательному совету (п. 19 Положения). Но в унитарных предприятиях не предусмотрено создание наблюдательного совета (ст. 70 ГК, прил. № 1 к ПКМ от 16.10.2006 г. № 215). Здесь имеется некоторе противоречие нормативного акта. Полагаю, в этом случае учредитель унитарного предприятия должен своим решением создать СВА.

В любом случае, само УП не имеет право создавать СВА своим решение. Этот вывод следует из требования независимости СВА. В Положении указано,что  условиями независимости СВА являются:

  • назначение и освобождение руководителя службы внутреннего аудита и ее сотрудников от занимаемой должности, установление им размеров заработной платы и других выплат по решениям наблюдательного совета предприятия;
  • непосредственное подчинение наблюдательному совету предприятия (п. 11 Положения)

3). При нарушении требований о создании СВА ответственность законодательством не установлена.

Показать ответ

Юридическое лицо невозможно реорганизовать в индивидуального предпринимателя (ЯТТ) (см. ст. 49 ГК). Реорганизация проводится юридическими лицами.

Вам следует ликвидировать ООО в установленном порядке (приложение ПП-630 от 27.04.2007 г "О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства").

В процессе ликвидации:

  • если учредителем ООО является физическое лицо, зарегистрированное в качестве Индивидуального предпринимателя (ЯТТ), то ему можно передать основные средства в размере причитающейся доли;
  • если физическое лицо, зарегистрированное в качестве Индивидуального предпринимателя (ЯТТ) не является учредителем ООО, то ему можно продать  основные средства предприятия.
Показать ответ

Разберемся с положениями статьи 5 проекта ЗРУ «О трансфертном ценообразовании» для двух ваших ООО:

В целях настоящего Закона, под взаимосвязанными лицами признаются лица, подпадающие хотя бы под один из следующих признаков:

1) организации и/или физические лица непосредственно или косвенно участвующие в уставном фонде другой организации и суммарная доля такого участия составляет 20% и более;

в вашем случае участия в УФ нет;

2) оба участника сделки находятся под непосредственным или косвенным контролем третьего лица, либо непосредственно или косвенно контролируют такое третье лицо;

контроль юридического лица – это, обычно, наличие 50% и более процентов в его УФ. Контроль – это право определять финансовую и хозяйственную политику хозяйствующих субъектов с целью получения выгоды от их деятельности (п. 4 НСБУ № 6);

3) организация и физическое лицо (включая, его (её) супруга(у), а также их родственников по прямой линии), имеющие полномочия по назначению (избранию) директора данной организации;

для сведения «единоличный исполнительный орган» – это директор ООО.

Так как учредители у ваших ООО разные, директора назначает каждое общество самостоятельно;

4) организации, директора которых назначены по решению одного и того же физического лица (включая, его (её) супруга(у), а также их родственников по прямой линии); – аналогично п.3;

5) учредитель либо должностное лицо одной организации является учредителем либо должностным лицом другой организации и суммарная доля такого участия составляет 20% и более;

если выразиться простым языком – это ситуация, когда учредитель одного ООО является должностным лицом другого ООО. Это тоже не ваш случай;

Должностным лицом признается лицо, назначаемое или избираемое постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющее функции представителя власти либо осуществляющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах самоуправления граждан, на предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и уполномоченное на совершение юридически значимых действий, а равно лицо, осуществляющее указанные функции в международной организации либо в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства. Представителем власти признается лицо, представляющее государственный орган власти, постоянно или временно осуществляющее определенные функции и в пределах своей компетенции пользующееся правом совершения действий или отдачи распоряжений, обязательных для большинства или всех граждан или должностных лиц(ст.15 КоАО).

6) физическое лицо, его (её) супруг(а), а также их родственники по прямой линии согласно Семейному кодексу РУз. - это понятно без комментариев, взаимосвязанными будут юр.лица, в которых хотя учредители разные лица, но они являются близкими родственниками.

Вывод, отнесение предприятий к взаимосвязанным лицам следует производить с учетом вышеперечисленных критериев.

Показать ответ

В своей деятельности семейное предприятие должно руководствоваться Законом "О семейном предпринимательстве" и другими нормативными актами.

Закон четко устанавливает: При использовании семейным предприятием жилого помещения одновременно с проживанием в нем для производства товаров (работ, услуг) оплата услуг коммунальной инфраструктуры (электроэнергия, водоснабжение, канализация, газообеспечение и теплоснабжение) осуществляется по тарифам и на условиях, установленных для населения (ст. 28 Закона).

Так как у вас не соблюдается условие одновременного проживания и производства, то оплата услуг коммунальной инфраструктуры (электроэнергия, водоснабжение, канализация, газообеспечение и теплоснабжение) должна осуществляться по тарифам для юридических лиц.

Жилым помещением признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, техническим требованиям, предназначенное для постоянного проживания граждан (ст. 9 Жилищного кодекса). Если ваш жилой дом полностью перепрофилирован на производство и в нем уже невозможно жить, его нужно перевести в нежилое помещение.

Показать ответ

Ответ подготовлен с помощью председателя Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана (НАБАУз) Миновар Тулаходжаевой.

В Положении о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора (рег. № 3105 от 21.12.2018 г.) приводится понятие:

международный сертификат бухгалтера – сертификат «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (С1РА)» или «Сертифицированный присяжный бухгалтер (АССА)», либо «Сертифицированный общественный бухгалтер (СРА)».

Обладателям этих сертификатов предоставляются определенные льготы при получении сертификата аудитора:

  • Выдача и продление срока действия квалификационного сертификата претенденту (аудитору) при наличии международного сертификата бухгалтера осушествляется без сдачи квалификационного экзамена (п. 3 Положения). Предоставление льготы обусловлено тем, что для получения сертификатов CIPA, АССА, СРА должен быть сдан экзамен "Аудит по МСА". Причем по программе АССА экзамен по аудиту сдается в двух уровнях.

 

Обладатели сертификатов САР, Сертифицированный профессиональный бухгалтер, ДипИФР не сдают экзамен "Аудит по МСА", который является обязательным профессиональным требованием для аудиторов.

Положении о порядке выдачи квалификационного сертификата аудитора (рег. № 3105 от 21.12.2018 г.) вступает в силу с 21 марта 2019 года.

Показать ответ

– Жилое и нежилое имущество (помещения и здания) могут иметь разные технические характеристики: высотность, покрытие крыши, наличие лифтов, мусоропровода, обеспечение обогрева и т. д. В связи с этим, нет смысла устанавливать какой-то единый перечень эксплуатационных расходов, тем более законодательно.

Собственники, арендаторы, наниматели помещений заключают договоры (контракты) с жилищно-эксплуатационными предприятиями на техническое обслуживание помещений (п.2 Правил, утв. ПКМ №325 от 28.06.1994г.).

Жилищно-эксплуатационные организации производят работы по техническому обслуживанию водопроводных, канализационных, теплофикационных и электрических сетей и устройств, находящихся внутри зданий (ПКМ №461 от 03.11.1998г.). А также обязаны:

  • ежегодно производить своевременную подготовку жилых домов и их оборудования к эксплуатации в зимний период;
  • обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования жилого дома и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования жилого дома;
  • осуществлять капитальный ремонт жилых домов в сроки, предусмотренные Правилами или обусловленные с нанимателями, арендаторами, собственниками жилья, и в случаях, вызванных неотложной необходимостью;
  • заменять вследствие нормативного износа санитарно-техническое оборудование;
  • содержать в исправности и порядке объекты внедомового благоустройства;
  • проводить систематически осмотр всех помещений, а также мест общего пользования, объектов наружного и договорного благоустройства и других сооружений домового хозяйства в целях своевременного выявления повреждений, износа и прочих недостатков для их устранения.
  • производить эксплуатацию и ремонт элементов внешнего благоустройства.

Порядок расчета суммы обязательных взносов на 1 кв. м общей площади помещения приведен в Положении по определению состава затрат при формировании обязательных взносов собственников помещений по содержанию общего имущества, земельного участка и имущества товарищества частных собственников жилья и введению предельного уровня рентабельности на услуги подрядных организаций по обслуживанию и ремонту жилищного фонда (рег. МЮ №1672 от 10.04.2007г.).

Показать ответ

При осуществлении операций с уставным фондом и сменой учредителей рекомендуем руководствоваться Законом «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

1. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного фонда, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке (ст.19 Закона).

2. Доходы нерезидентов от реализации доли в УФ юрлиц РУз, не образующих постоянного учреждения в Узбекистане, полученные из источников в РУз, облагаются у источника выплаты доходов (подп. «а» п.5 ч.2 ст.351 НК). При этом облагаемый налогом доход определяется как превышение суммы реализации над стоимостью его приобретения, подтверждаемой документально (ч.3 ст.356 НК). Аналогично определяется доход предприятия – резидента РУз при продаже имущества в виде доли в УФ (ст.298 НК).

При реализации доли по номинальной стоимости доход от реализации имущества отсутствует, следовательно, налоговых обязательств у продавца (российской компании, а затем узбекской компании) не возникнет. Документальным подтверждением номинальной стоимости доли и стоимости покупки доли будут являться учредительные документы и договоры купли-продажи.

Налоговые обязательства у покупателя доли (узбекского предприятия, а затем американской компании) также отсутствуют.

Для общества смена учредителей тоже не имеет налоговых последствий. В бухгалтерском учете общества изменится только аналитическая часть счета 8330 «Паи и вклады»: сумма вклада переводится с субсчета одного учредителя (продавца доли) на субсчет другого учредителя (покупателя доли).

К приобретателю доли (части доли) в уставном фонде общества переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до продажи доли.

3. Обязанность по выплате действительной доли участнику общества возникает, только когда общество (при обстоятельствах, определенных законом) само приобретает долю участника (ст.22 Закона).

По договору купли-продажи цена устанавливается в договоре соглашением сторон (ст.ст.356, 418 ГК). Поэтому она может быть: и выше номинала, и номинал, и ниже; как договоритесь.

Показать ответ

1. На ваш вопрос отвечает Положение о порядке добровольной ликвидации субъектов предпринимательства и прекращения их деятельности (прил. №1 к ПКМ №704 от 21.08.2019 г.).

Учредитель принимает решение о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. Далее добровольная ликвидация производится по схеме, приведенной в Положении №704:

- после уведомления регистрирующего органа о проведении ликвидации проводится проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- после проверки составляется промежуточный ликвидационный баланс. После чего производятся выплаты:

1 очередь – физическим лицам (зарплата, алименты и пр.),

2 очередь – платежей в госбюджет (налоги, штрафы, пени и пр.),

3 очередь – другим кредиторам (поставщики, подрядчики и пр.),

4 очередь – передача оставшегося имущества учредителю.

Напомним, участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.3 Закона РУз «Об ООО»). Это значит, что, при недостатке средств ООО для погашения обязательств первых трех очередей, обязательства погашаются за счет имущества, причитающегося учредителю.

 

2. Если учредителю возвращаются товары (основные средства, НМА, материалы, сырье, собственно товары, купленные для продажи), то эта операция является:

- для плательщиков НДС оборотом по реализации, облагаемым НДС (подп. «в» п.3 ч.4 ст.239 НК);

- для плательщиков налога с оборота – облагаемым оборотом (подп. «в» п.1 ч.3 ст.463 НК);

- если при реализации ОС и иного имущества получен доход, он включается в совокупный доход, облагаемый налогом на прибыль (п.6 ч.3 ст.297 НК).

Напомним, товаром признается любой предмет природы или человеческой деятельности (в том числе интеллектуальной), имеющий стоимостную оценку и предназначенный для реализации (ч.1 ст.45 НК).

Если же учредителю денежными средствами возвращается сумма первоначального вклада, эта операция никакими налогами не облагается.

К сведению!

Если учредитель получает сумму денежных средств или имущество в размере, превышающем взнос в уставный капитал, сумма превышения признается дивидендами (п.2 ч.1 ст.41 НК). Соответственно, прежде чем перечислить или передать иностранному учредителю сумму дивидендов, нужно удержать налог по ставке 10% (п.1 ст.353 НК). Налог исчисляется в соответствии со статьей 354 НК.

Отметим также:

С момента уведомления регистрирующего органа о проведении ликвидации:

- приостанавливается финансово-хозяйственная деятельность;

- прекращается начисление земельного налога, единого земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами, а также пени по всем видам налогов и сборов. При реализации имущества, остатков готовой продукции и других активов налоги и сборы, за исключением указанных выше, начисляются и уплачиваются в порядке, установленном законодательством, исходя из цен фактической реализации (подп. «а» п.18 Положения №704).

Общий срок ликвидации со дня уведомления регистрирующего органа не должен превышать 6 месяцев (подп. «а» п.38 Положения №704). Если ликвидация не будет завершена в указанный срок, начисление налогов возобновляется.

 

3. При определении суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога путем зачета НДС, уплаченного по полученным товарам (услугам), при условии, что эти товары (услуги) используются при осуществлении деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров (оказанием услуг), обороты по реализации которых подлежат обложению НДС (п.1 ч.1 ст.266 НК). Соответственно, при отсутствии оборотов по реализации, облагаемых НДС, это условие не соблюдается – зачет НДС не производится.

Так как на предприятии имеются товарно-материальные ценности, оборот по реализации у вас появится при их продаже или передаче учредителю. Поэтому часть НДС может быть зачтена. А остальная – скорректирована, исключена из зачета и отнесена на затраты предприятия (ст.269 НК).

Показать ответ

1. На ваш вопрос отвечает Положение о порядке добровольной ликвидации субъектов предпринимательства и прекращения их деятельности (прил. №1 к ПКМ №704 от 21.08.2019 г.).

Учредитель принимает решение о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. Далее добровольная ликвидация производится по схеме, приведенной в Положении №704:

- после уведомления регистрирующего органа о проведении ликвидации проводится проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- после проверки составляется промежуточный ликвидационный баланс. После чего производятся выплаты:

1 очередь – физическим лицам (зарплата, алименты и пр.),

2 очередь – платежей в госбюджет (налоги, штрафы, пени и пр.),

3 очередь – другим кредиторам (поставщики, подрядчики и пр.),

4 очередь – передача оставшегося имущества учредителю.

Напомним, участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.3 Закона РУз «Об ООО»). Это значит, что, при недостатке средств ООО для погашения обязательств первых трех очередей, обязательства погашаются за счет имущества, причитающегося учредителю.

 

2. Если учредителю возвращаются товары (основные средства, НМА, материалы, сырье, собственно товары, купленные для продажи), то эта операция является:

- для плательщиков НДС оборотом по реализации, облагаемым НДС (подп. «в» п.3 ч.4 ст.239 НК);

- для плательщиков налога с оборота – облагаемым оборотом (подп. «в» п.1 ч.3 ст.463 НК);

- если при реализации ОС и иного имущества получен доход, он включается в совокупный доход, облагаемый налогом на прибыль (п.6 ч.3 ст.297 НК).

Напомним, товаром признается любой предмет природы или человеческой деятельности (в том числе интеллектуальной), имеющий стоимостную оценку и предназначенный для реализации (ч.1 ст.45 НК).

Если же учредителю денежными средствами возвращается сумма первоначального вклада, эта операция никакими налогами не облагается.

К сведению!

Если учредитель получает сумму денежных средств или имущество в размере, превышающем взнос в уставный капитал, сумма превышения признается дивидендами (п.2 ч.1 ст.41 НК). Соответственно, прежде чем перечислить или передать иностранному учредителю сумму дивидендов, нужно удержать налог по ставке 10% (п.1 ст.353 НК). Налог исчисляется в соответствии со статьей 354 НК.

Отметим также:

С момента уведомления регистрирующего органа о проведении ликвидации:

- приостанавливается финансово-хозяйственная деятельность;

- прекращается начисление земельного налога, единого земельного налога, налога на имущество, налога за пользование водными ресурсами, а также пени по всем видам налогов и сборов. При реализации имущества, остатков готовой продукции и других активов налоги и сборы, за исключением указанных выше, начисляются и уплачиваются в порядке, установленном законодательством, исходя из цен фактической реализации (подп. «а» п.18 Положения №704).

Общий срок ликвидации со дня уведомления регистрирующего органа не должен превышать 6 месяцев (подп. «а» п.38 Положения №704). Если ликвидация не будет завершена в указанный срок, начисление налогов возобновляется.

 

3. При определении суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога путем зачета НДС, уплаченного по полученным товарам (услугам), при условии, что эти товары (услуги) используются при осуществлении деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров (оказанием услуг), обороты по реализации которых подлежат обложению НДС (п.1 ч.1 ст.266 НК). Соответственно, при отсутствии оборотов по реализации, облагаемых НДС, это условие не соблюдается – зачет НДС не производится.

Так как на предприятии имеются товарно-материальные ценности, оборот по реализации у вас появится при их продаже или передаче учредителю. Поэтому часть НДС может быть зачтена. А остальная – скорректирована, исключена из зачета и отнесена на затраты предприятия (ст.269 НК).

Показать ответ

2. Таможенный режим ИМ-74 – это режим таможенного склада, при котором под таможенным контролем в определенных помещениях (местах) хранится товар, ввезенный на таможенную территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики и предназначенный для вывоза с таможенной территории (ст.90 ТамК).

Под реэкспортом понимается вывоз ранее ввезенного товара. Таможенный режим реэкспорта – режим, при котором ранее ввезенный на таможенную территорию товар … вывозится с таможенной территории без уплаты таможенных пошлин и налогов (ст.32 ТамК).

При этом в целях упрощения требований к таможенному оформлению иностранного сырья и материалов с 1 августа 2021 года отечественным организациям-экспортерам разрешено приобретать продукцию за рубежом и реализовывать ее напрямую в третьи страны без импорта (п.1 ПКМ №429 от 08.07.2021 г.).

Рекомендуем ознакомиться также с Положением о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (прил. №1 к ПКМ №283 от 14.05.2020 г.).

Так как в режиме реэкспорта таможенные налоги не уплачиваются, в том числе и НДС, нулевая ставка НДС как при экспорте не применяется. В любом случае ЭСФ на эту операцию предприятие не оформляет, сведения поступят от таможенных органов. При реэкспорте товаров заполняется ГТД в режиме ЭК-11. По мнению эксперта, прибыль, полученная от этой операции, является прибылью от реализации товаров на экспорт. Эта прибыль облагается налогом по ставке 0% (п.6 ч.1 ст.337 НК), при соблюдении условий:

- доходы от экспорта (реэкспорта) составляют более 15% совокупного дохода (ч.8 ст.337 НК). С 1 ноября 2022 года это условие не применяется в соответствии с п.1 №УП-228 от 30.09.2022 г.;

- имеются подтверждающие документы в соответствии со статьей 261 НК (ч.9 ст.337 НК);

- иностранная валюта поступит от покупателя в течение 180 календарных дней (ч.10 ст.337 НК).

Также есть альтеративное мнение относительно ставки по налогу на прибыль при подобных операциях. С ним можете ознакомиться здесь:

https://buxgalter.uz/question/23068

Показать ответ

Читать на узбекском языке

Работу маркетплейса регулирует, в частности, Положение о порядке предоставления электронного фискального чека через электронную платежную организацию и (или) электронные коммерческие платформы (маркетплейс) при осуществлении денежных расчетов с населением (прил. № 1a к ПКМ № 943 от 23.11.2019 г.).

Маркетплейс – система осуществления наличных или безналичных денежных расчетов посредством электронных платежных документов с использованием услуг технических средств, информационных технологий и информационных систем, имеющих функцию направления покупателям чеков в электронной форме, обладающая возможностью подключения к системе оператора, принимающая в онлайн-режиме фискальные отметки на основании данных чека, представленного оператору.

Реестр маркетплейса – это перечень маркетплейсов, внесенных в Государственный реестр в порядке, установленном актами законодательства.

Маркетплейсы подлежат интеграции со специальной информационной системой оператора для предоставления покупателям электронного фискального чека. 

Таким образом:

  • при покупке товара/услуги через маркетплейс по факту платежа должен быть выдан фискальный чек, то есть чек с QR-кодом и фискальной меткой, сгенерированной в системе оператора фискальных данных.

Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, через ваше предприятие не продаются товары/услуги, то есть чек маркетплейса вы выдавать не будете. Соответственно, важно, чтобы регистрацию маркетплейса имел субкомиссионер  вам регистрация не нужна.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика