Ответов: 212
Ответы эксперта. Таможня. ВЭД
Показать ответ

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

С суммы превышения нормы беспошлинного ввоза (для Казахстана – сопредельного государства – норма составляет 10 долларов США) взимаются таможенные платежи в следующих размерах:

- таможенная пошлина по ставкам, утвержденным Постановлением Президента "О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности" (от 5.08.2009 г. N ПП-1169);

 

К сведению! Республика Узбекистан и Республика Казахстан являются участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, предусматривающее режим свободной торговли (Москва, 15.04.1994 г.). Поэтому при представлении на момент таможенного оформления сертификата происхождения товара из этой страны (форма СТ-1) предоставляется льгота по импортной таможенной пошлине*.

 

- акцизный налог по ставке, утвержденной в приложении N 13-2 к Постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год" (от 4.12.2014 г. N ПП-2270);

 

- налог на добавленную стоимость - 20%. Базой для его взимания является таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму импортной пошлины и акцизного налога;

 

- сбор за таможенное оформление - 0,2% от таможенной стоимости товара, но не менее 25 и не более 3 000 долларов США, а также за выдачу удостоверения на право регистрации и перерегистрации ввозимого транспортного средства (для легковых автомобилей - 20 евро) (Постановление КМ "О ставках таможенных сборов" от 30.04.1999 г. N 204).

 

Чтобы рассчитать сумму таможенных платежей и определить их ставки, необходимы следующие сведения:

полное наименование и модель транспортного средства;

код товара по Товарной номенклатуре ВЭД Республики Узбекистан (версии 2012 года) на уровне 10 знаков;

страна происхождения товара;

физические характеристики товара (объем двигателя, год выпуска и т.д.).

 

Имея эту информацию, специалист по таможенному оформлению сможет произвести соответствующие расчеты.

 

К сведению! Таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте Республики Узбекистан (статья 109 Таможенного кодекса (ТК). В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенным органом Республики Узбекистан таможенной декларации (статья 4 ТК).

 

 

ДОКУМЕНТЫ

Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации при таможенном оформлении товаров, помещаемых под таможенный режим импорта физическими лицами, таможенным органам представляются следующие документы:
транспортные и товаросопроводительные документы;
в необходимых случаях - сертификаты о происхождении и соответствии товара;
грузовая таможенная декларация;
в необходимых случаях - разрешения уполномоченных органов.

К сведению! Документы могут быть представлены в таможенный орган в электронном виде путем их введения в автоматизированную информационную систему "Электронное декларирование товаров" уполномоченными органами и специалистом по таможенному оформлению с подтверждением электронной цифровой подписью.

Процедура таможенного оформления транспортных средств, ввозимых в Узбекистан физическими лицами, регламентируется также Положением о порядке таможенного оформления и регистрации в территориальных подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан транспортных средств, ввозимых на территорию Республики Узбекистан.

 

------------------------------------------------------
*) Товары ввозятся беспошлинно. Поэтому их происхождение подтверждается не косвенными признаками, содержащимися в товаросопроводительных документах (маркировка продукции и упаковки, контракт с указанием страны изготовления, идентичность данных контракта), а обязательным представлением сведений о товаре в сертификате происхождения СТ-1.

Показать ответ

Действительно, вторым абзацем  пункта 2 Приложения к постановлению ГТК от 25 августа 2014 года № 01-02/15-19 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации»* определено, что учёт и контроль за декларированием товаров в электронной форме декларанты ведут посредством АИС «Электронное декларирование товаров» и интерактивных услуг, представляемых ГТК Республики Узбекистан.

При этом первым абзацем этого пункта вполне определённо оговаривается: «при декларировании товаров в электронной форме таможенные органы не распечатывают ГТД на бумажный носитель и не заверяют копии ГТД на бумажном носителе, за исключением случаев предусмотренных международными договорами Республики Узбекистан». Обратите внимание, что это условие касается не декларантов, а таможни.

Декларанты при необходимости могут распечатывать оформленную ГТД посредством АИС «Электронное декларирование товаров» или Персонального кабинета участника ВЭД, который размещён на официальном сайте ГТК. Соответственно сумму начисленных таможенных платежей для расчета себестоимости импортного товара, можно,  как и прежде увидеть, в графе 47 «Исчисление таможенных пошлин и сборов» грузовой таможенной декларации, которая согласно пункту 1.17-1 Инструкции № 834 с момента оформления принятия ГТД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

 

___

*зарегистрировано Минюстом РУз  3 сентября 2014 года № 834-25.

Показать ответ

Согласно пункту 1 Положения о порядке таможенного оформления товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом «выпуск для свободного обращения»* - (далее – Положение), условный выпуск – это передача таможенными органами товаров и транспортных средств, прошедших таможенное оформление в распоряжение лица, сопряженного с обязательствами о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.

При условном выпуске товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем. Использование условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в каких был осуществлен условный выпуск, не допускается.

Также, в соответствии с пунктом 3 Положения, условный выпуск товаров осуществляется только при возможности проведения в любое время таможенного контроля за использованием и распоряжением ввезенными товарами только в тех целях, в каких осуществлен условный выпуск.

Согласно статье 41 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, таможенный контроль завершается в момент выпуска в свободное обращение товаров и транспортных средств либо в момент пересечения ими таможенной границы в соответствии с таможенными режимами, под которые они были помещены. Следовательно, таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров считается не завершенным до предоставления полной грузовой таможенной декларации.

Вместе с тем, Положением не запрещается продажа на внутреннем рынке Республики Узбекистан условно выпускаемых товаров до оформления полной грузовой таможенной декларации, при соблюдении условия абзаца второго пункта 13 Положения, которым оговаривается, что «срок подачи ГТД не может превышать двух месяцев с даты оформления НГТД».

 

___

* зарегистрировано Минюстом РУз от 9 сентября 2004 года №1404.

Показать ответ

Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются постановлениями Президента Республики Узбекистан. 

Последний документ, принятый в данной области, это Постановление «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ» (от 28 июня 2011 г., № ПП-1560).

Также, согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УПОРЯДОЧЕНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»  (от 10 сентября 2012 г. № ПП–1816), с 1 октября 2012 года введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, разработанная на базе обновленной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В связи с принятием новой редакции ТН ВЭД, с 1 октября 2012 года были внесены соответствующие изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан.

На сайте Государственного таможенного комитета можно ознакомиться с этими документами - http://www.customs.uz/ru/static_pages/legal_base/232. Если вы являетесь пользователем ИПС «Норма. Законодательство», то в ее базе без труда найдете интересующие вас документы.

Показать ответ

В соответствии с Предельными нормами ввоза товаров физическими лицам на территорию Республики Узбекистан (зарегистрировано Минюстом РУз 10 сентября 1996 года N 279) товары, ввозимые физическими лицами с территории несопредельных государств (к таковым относится и РФ), общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США, не облагаются таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость.

Определение  стоимости  ввозимых  товаров  в  пределах  норм беспошлинного  ввоза  производится  согласно  заявленной  стоимости  (по товаросопроводительным  документам,  счет-фактуре,  инвойсу, накладной, либо другому документу,  свидетельствующему о  покупке).  В  случаях  отсутствия  таковых  стоимость определяется по письменному заявлению владельца товара. При этом заявленная стоимость не должна быть резко занижена или завышена от среднесложившихся цен на момент таможенного оформления.

Согласно статье 14 Таможенного кодекса предназначение товаров таможенники устанавливают исходя, в частности,  из их характера  и количества в соответствии с Положением о порядке определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан (зарегистрировано Минюстом РУз 4 июня 2002 года № 1147). В обращении указано, что шины и диски будут ввезены  по одному комплекту, поэтому у сотрудников таможенной  службы,  думается,  не должны возникнуть  сомнения  относительно  их  предназначения.

К сведению. Товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если они ввозятся исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим    товары, и членами его семьи   в   быту, и использование которых не связано с извлечением доходов. При этом обязанность подтверждения того, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, возлагается на лицо, перемещающее товары.

Возможно, кроме упомянутых шин и дисков, вы привезете с собой еще какие-то  товары для собственных нужд, и общая стоимость может превысить лимит. В случае превышения нормы беспошлинного ввоза товаров,  придется уплатить с суммы превышения установленные законодательством таможенные платежи.

1. Таможенную пошлину по ставкам, утвержденным Постановлением Президента «О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности» (от 5.08.2009 г. N ПП-1169). На шины автомобильные (код ТНВЭД 4011 10 000 0) её  размер составляет 10 %, но не менее 3 долл. США/шт., на диски автомобильные алюминиевые (код ТНВЭД 8708 70 500 9) – 10 %.

Внимание. Товары из РФ ввозятся беспошлинно, т.к. между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, предусматривающее режим свободной торговли3 (Москва, 15.04.1994 г.). Поэтому представьте таможенникам упомянутый сертификат о происхождения товара из этой страны (форма СТ-1).  

2. Акцизный налог поставке, утвержденной в приложении N 13-2 к Постановлению Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» (от 4.12.2014 г. N ПП-2270). На шины автомобильные (код ТНВЭД 4011 10 000 0) его   размер составляет 10% , на диски автомобильные алюминиевые (код ТНВЭД 8708 70 500 9)  акцизный налог не предусмотрен.

3. Налог на добавленную стоимость – 20%. Базой для его взимания является таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму импортной пошлины и акцизного налога.

4. Сбор за таможенное оформление – 0,2% от таможенной стоимости товара.

В соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса РУз таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте Республики Узбекистан.

Показать ответ

Прежде всего, необходимо уточнить, норма беспошлинного ввоза определяет не количество товаров, а сумму, в пределах которой они могут быть ввезены физическим лицом для собственных нужд.

Согласно Предельным нормам беспошлинного ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан (зарегистрировано Министерством юстиции РУз 10 сентября 1996 года № 279.) для товаров, поступающих в международных почтовых отправлениях с территорий несопредельных государств, норма беспошлинного ввоза физическими лицами составляет 1000 долларов США.

Все, что сверх этого лимита, при   условии предоставления таможенникам веских аргументов о предназначении товаров для собственных нужд, выпускается после уплаты соответствующих платежей с суммы превышения:

  • таможенной пошлины в размере, установленном Постановлением Президента «О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности» (от 5.08.2009 г. N ПП-1169);
  • акцизного налога (на подакцизные товары) по ставке, предусмотренной  приложением N 13-2 к Постановлению Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» (от 4.12.2014 г. N ПП-2270);
  • НДС – 20% от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии со статьей 206 Налогового кодекса;
  • сбора за таможенное оформление – 0,2% от таможенной стоимости товара, но не менее 25 и не более 3 000 долл. США (Постановление КМ «О ставках таможенных сборов» от 30.04.1999 г. N 204).

Согласно статье 14 Таможенного кодекса предназначение товаров таможенники устанавливают на основе определенных критериев в соответствии с Положением о порядке определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан (зарегистрировано Минюстом РУз 4 июня 2002 года № 1147). В частности:

  • характера товара, когда учитываются его потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (ввоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное);
  • частота перемещения товара (неоднократный ввоз одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что они ввозятся для использования в коммерческих целях, опять-таки, если лицо не докажет обратное);
  • наличие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не для собственных нужд (то есть не в целях личного пользования или потребления) физическим лицом или членами его семьи.

К сведению. Товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если они ввозятся исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим    товары, и членами его семьи   в   быту, и использование которых не связано с извлечением доходов. При этом обязанность подтверждения этого, возлагается на лицо, перемещающее товары.

Если учесть, что БАДы относятся согласно ТН ВЭД к товарной группе 2106 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные» , то  в соответствии с Предельными нормами ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом (зарегистрировано Министерством юстиции РУз 13 марта 1998 года N 412.) физическому лицу разрешается ввоз без уплаты акцизного налога 2 кг данного товара.

Показать ответ

Согласно Приложению 3 к Правилам оказания услуг почтовой связи (утверждены приказом гендиректора УзАСИ, зарегистрировано МЮ 18.04.2011 г. N 2219)- (далее – Правила) в международных почтовых, курьерских отправлениях запрещены к пересылке:

а) огнестрельное, сигнальное, пневматическое, газовое оружие, боеприпасы, холодное оружие (включая метательное), электрошоковые устройства и искровые разрядники, а также основные части огнестрельного оружия, неснаряженные взрывные устройства и боеприпасы, в том числе неснаряженные гранаты, снаряды и другие аналогичные предметы, а также муляжи таких устройств и предметов;

б) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, едкие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества (кроме перечисленных в абзаце шестом подпункта "в" пункта 3 настоящего Перечня);

в) денежные знаки Республики Узбекистан и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Центральным банком Республики Узбекистан и его учреждениями);

г) предметы непристойного или безнравственного характера;

д) контрафактные и пиратские предметы;

е) предметы, ввоз или обращение которых запрещены в стране назначения (для международных почтовых отправлений);

ж) предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников или обычного населения, пачкать или портить другие отправления и почтовое оборудование;

з) документы, имеющие характер текущей и личной переписки, а также простые и заказные письма, почтовые карточки и бандероли, которыми обмениваются лица, не являющиеся отправителем и получателем, или лица, проживающие с ними;

и) живые животные.

Мебельная кромка в данный Перечень не включена, соответственно Ваш товарищ может спокойно отправлять бандероль. При этом ему следует знать, что согласно Приложению 1 к Правилам размеры бандероли в упаковке должны быть следующими. Максимальные длина, ширина и толщина, сложенные вместе,  составлять 900 мм.  Причем наибольший размер не может превышать 600 мм с отклонением в 2 мм. Для рулонов сумма длины и двойного диаметра - 1040 мм, причем наибольший диаметр не может превышать 900 мм с отклонением в 2 мм. Причем допускаются минимальные размеры не менее 90х140 мм с отклонением в 2 мм.  А для рулонов суммы длины и двойного диаметра - 170 мм, причем наибольший размер не может превышать 100 мм.

Касательно возврата почтовых отправлений. В начале января пресс-служба ГТК проинформировала, что Государственным таможенным комитетом не приостанавливалось таможенное оформление товаров, поступающих в адрес физических лиц. В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса, перемещение через таможенную границу физическими лицами товаров, предназначенных для некоммерческих целей, может осуществляться в упрощенном, льготном порядке, предусмотренном законодательством. 

Действующим законодательством Республики Узбекистан, льготный порядок перемещения товаров предусмотрен Предельными нормами беспошлинного ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан*, которые установлены в соответствии с Постановлением Президента РУз «О мерах по упорядочению ввоза потребительских товаров физическими лицами»

Однако он действует только в отношении международных почтовых отправлений, поступающих в адрес физических лиц из-за пределов республики. На все другие международные поступления (в том числе курьерские отправления) распространяются требования таможенного оформления без применения льгот по уплате таможенных платежей. Возможно, возвращенные посылки доставлялись курьерской службой, соответственно их получателям надо было уплатить все причитающиеся при импорте товаров таможенные платежи. Согласно § 3 главы V Правил курьерское отправление может быть возвращено по обратному адресу в случае отказа адресата от его получения.   

___

*зарегистрировано Минюстом РУз   10 сентября 1996 г. N 279

09.04.2015 [ID: 2941] Согласно ч. 3 ст. 33 ТК РУз, режим переработки вне таможенной территории не может использоваться в течение действия освобождения от импортных таможенных пошлин и налогов, которое было использовано до вывоза товаров на переработку при выпуске их в свободное обращение. Получается, что предприятие, импортировавшее товар с использованием льгот по уплате таможенных платежей, не вправе отправить,при необходимости, данный товар на ремонт за пределы РУз, пока не закончится срок льгот?
Показать ответ

С просьбой разъяснить Вашу ситуацию, мы обратились в Государственный Таможенный комитет Республики Узбекистан и получили ответ: 

На основании статьи 33 Таможенного кодекса Республики Узбекистан режим переработки вне таможенной территории не может использоваться:

  • если вывоз товаров дает основание требовать возврата сумм уплаченных импортных таможенных пошлин и налогов, освобождения от них, либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;
  • в течение действия освобождения от импортных таможенных пошлин и налогов, которое было использовано до вывоза товаров на переработку при выпуске их в свободное обращение;
  • в иных случаях, определяемых законодательством.

На основании статьи 43 Закона Республики Узбекистан «О нормативно- правовых актах», официальное толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения.

Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан.

С полным текстом ответа Вы можете ознакомиться здесь.

Показать ответ

В соответствии со статьей 54 Таможенного кодекса Республики Узбекистан таможенные склады по доступности могут быть открытыми для использования любыми лицами и закрытыми - предназначенными для использования определенными лицами, как правило, - владельцами склада.

Определено, что порядок открытия таможенных и свободных складов и требования к ним устанавливаются законодательством.

Вместе с тем  согласно пункту 6 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 ноября 2003 года № 523 таможенный склад может быть открытого или закрытого типа.

Таможенный склад открытого типа - таможенный склад, доступный для использования любыми лицами.

Таможенный склад закрытого типа - таможенный склад, предназначенный для хранения товаров  определенных лиц, как правило, владельца склада, или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте. Такие лица и товары могут определяться владельцем таможенного склада по согласованию с таможенным органом при учреждении таможенного склада.

Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады).

Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами Республики Узбекистан, являются таможенными складами открытого типа.

 

Первый заместитель председателя

Государственного таможенного комитета                                 Шухрат Хайруллаев

Показать ответ

Не первый раз отвечаем на вопрос, касающийся ввоза сотовых телефонов. Своими историями о сложностях их перемещения через таможенную границу делился не один десяток наших читателей. Из некоторых фабул складывалось впечатление, что за рассказами о проблемах с растаможкой крылись некие бизнес-идеи. Но комментировать их не будем. Как вы и просили, отвечаем конкретно.

Прочитать где-либо правило о том, что можно провозить или пересылать только три телефона в год, ваши знакомые не могли, так как такого положения в таможенном законодательстве не существует. При пропуске ввозимых физическими лицами товаров сотрудники таможенных органов руководствуются   статьей 14 Таможенного кодекса Республики Узбекистан. Согласно ей перемещение через таможенную границу физическими лицами товаров, предназначенных для некоммерческих целей, может осуществляться в упрощенном, льготном порядке, предусмотренном законодательством. Предназначение товаров устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом обстоятельств поездки физического лица. Предназначение товаров таможенники устанавливают на основе определенных критериев в соответствии с Положением о порядке определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан(зарегистрировано Минюстом РУз 4 июня 2002 года № 1147). В частности:

- характера товара, когда учитываются его потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (ввоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное);

- частота перемещения товара (неоднократный ввоз одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что они ввозятся для использования в коммерческих целях, опять-таки, если лицо не докажет обратное);

наличие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не для собственных нужд (то есть не в целях личного пользования или потребления) физическим лицом или членами его семьи.

Это относится и к товарам, поступающим в международных почтовых отправлениях.

К сведению.Товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если они ввозятся исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим    товары, и членами его семьи   в   быту, и использование которых не связано с извлечением доходов. При этом обязанность подтверждения этого, возлагается на лицо, перемещающее товары.

Полагаем, что у таможенников могут возникнуть сомнения относительно предназначения телефонов лишь в случае, если подобный товар заказывался на адресата неоднократно.  Либо указанная в товаросопроводительном документе их стоимость превышает установленный лимит. Согласно Предельным нормам беспошлинного ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан (зарегистрировано Минюстом РУз10 сентября 1996 года N 279) физическим лицам разрешается завозить для собственных нужд без уплаты таможенных платежей товары с территории несопредельных государств (в их числе, как известно, и Китай), общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США включительно.

Рекомендуем заранее обратиться за консультацией на таможенный пост «Главпочтампт», расположенный по левую сторону от Северного вокзала г.Ташкента. Возможно, представив аргументированные доказательства, вам удастся убедить его сотрудников, что поступившие посылкой телефоны не связаны с извлечением доходов, а их стоимость не превышает установленного предела.

Показать ответ

С вашим вопросом мы обратились в Государственный комитет Республики Узбекистан. Представляем их официальный ответ:

«В соответствии с пунктом 10 Указа Президента «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» (от 24.08.2011 г. N УП-4354) до 1 января 2016 года хозсубъекты освобождались от уплаты таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) за ввозимые на территорию республики запчасти и комплектующие к установленному технологическому оборудованию по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров. Такой перечень был утвержден Распоряжением Кабинета Министров от 17.12.2012 г. N  843-ф.

Для справки. В соответствии с пунктом 6 Постановления Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год» (от 25.12.2012 г. N  ПП-1887) с 1 апреля 2013 года введен порядок обязательного представления импортерами – субъектами предпринимательства экспортной ГТД для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам.

На основании статьи 113 Таможенного кодекса суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату или зачету в счет будущих платежей по требованию плательщика в течение 1 года с момента уплаты или взыскания таких платежей в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (рег. МЮ N  947 от 14.07.2000 г.) плательщик может обратиться в территориальную таможенную службу, в зоне деятельности которой производилось таможенное оформление, с требованием возврата платежей или зачета в счет будущих платежей в течение 1 года с момента их уплаты или взыскания.

Исходя из вышеизложенного участнику внешнеэкономической деятельности (в данном случае – ООО) необходимо обратиться в территориальное таможенное управление, в зоне ответственности которого производилось таможенное оформление, с представлением всех необходимых документов в соответствии с требованиями вышеназванных актов законодательства.

В случае несогласия с решением таможенного органа плательщик имеет право обжаловать его в судебных органах».

 

Заместитель председателя ГТК

М.САЛИЕВ

Показать ответ

Божхона юк декларациясини тўлдириш тартиби тўғрисидаги йўриқноманинг (ЎзР АВ томонидан 2016 йил 6 апрелда 2773-сон билан рўйхатдан ўтказилган, кейинги ўринларда - Йўриқнома) 25-банди 38-кичик бандига асосан 43-графада қуйидагилар кўрсатилади:

“0” - агар юкни қабул қилувчи ўз эҳтиёжи учун мўлжалланмаган маҳсулотни олиб кираётган бўлса;

“1” - агар юкни қабул қилувчи ўз эҳтиёжи учун мўлжалланган маҳсулотни олиб кираётган бўлса.

Божхона тўловлари бўйича имтиёзлар мавжуд бўлган тақдирда БЮДнинг 44-графасида Йўриқноманинг 23-банди 39-кичик банди талабларига мувофиқ божхона тўловларидан озод қилишни кўзда тутадиган норматив-ҳуқуқий ҳужжат тўғрисидаги маълумотларни кўрсатиш зарур.

Агар жавобга рози бўлмасангиз 2014 йил 3 декабрдаги “Жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари тўғрисида” Ўзбекистон Республикаси Қонунининг 23-моддасига асосан сиз юқори турувчи инстанцияга ёхуд суд органларига мурожаат қилиш ҳуқуқига эгасиз.

 

Жавоб ЎзР Давлат божхона қўмитаси раиси ўринбосари

Муталибджан САЛИЕВ ҳамкорлигида тайёрланган.

 

05.05.2016 [ID: 6026] В связи с введением в действие новой инструкции по заполнению ГТД МЮ 2273 от 06.04.16 возникает ряд вопросов при декларировании товаров в режим «ИМ74 Таможенный склад»: Возможно ли не указывать в ГТД (8 графа) при помещении в режим таможенного склада данных об импортере, а указать данные только грузополучателя, так как товары отправляются по поручению иностранной фирмы на склад грузополучателя по договору оказания услуг, для дальнейшей реализации либо на территории Республики Узбекистан, либо в третьи страны по реэкспорту? Указываются ли данные в ГТД (8 графа) об импортере - иностранная фирма которая является также экспортером? Нужно ли указывать в ГТД (8 графа) номер ИНН постоянного учреждения в случае указания данных об импортере - иностранная фирма, у которой есть в РУз постоянное учреждение?
Показать ответ

Согласно пункту 44 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (зарегистрировано Минюстом РУз 6 апреля 2016 г. № 2773) - (далее - Инструкция) графа 8 ГТД при ввозе товаров заполняется в соответствии с требованиями пункта 25 Инструкции.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 25 Инструкции в графе 8 ГТД указываются сведения об импортере и получателе товаров.

Если импортер и получатель различные лица, то есть получатель принимает товар по поручению импортера или другого лица, либо в других аналогичных случаях в графе сначала указывается краткое наименование, местонахождение (юридический адрес), номер телефона и адрес электронной почты (при наличии) получателя.

Вместе с тем, согласно пункту 43 Инструкции при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада представление для таможенного оформления внешнеторгового контракта не требуется. Следовательно, импортер товара (лицо, ответственное за финансовые урегулирования) в этот момент может быть не определен и графа 9 при заполнении ГТД в режиме таможенного склада не заполняется.

Таким образом, при заполнении ГТД в режиме таможенного склада указывание сведений об импортере не является обязательным, но при этом необходимо указать все необходимые сведения о грузополучателе.

 

Подготовлено при содействии заместителя председателя

Государственного таможенного комитета РУз Муталибджана Салиева.

 

Показать ответ

Для подтверждения легитимного ввоза наличной иностранной валюты достаточно иметь пассажирскую таможенную декларацию, заверенную личной печатью инспектора таможенного органа, расположенного в пункте пересечения госграницы РУз. В том числе и международного аэропорта.

Согласно Инструкции о порядке заполнения и оформления пассажирской таможенной декларации (рег. МЮ №2606 от 5.08.2014г.) она применяется в процессе таможенного контроля, в том числе при оформлении ввоза наличной иностранной валюты. Ее заполняют лица, достигшие 16 лет, при каждом пересечении границы через пункты пропуска.

Декларация заполняется в 2 экземплярах по установленной форме. Один экземпляр остается у таможенного органа, а второй выдается лицу, заполнившему декларацию. Основанием для ввоза или вывоза наличной валюты являются сведения, указанные в пункте 5 декларации или в пункте 5 дополнительной декларации, которая прилагается к основной. При этом остальные пункты дополнительной декларации не заполняются.

При въезде резидентов в Узбекистан декларация может быть заполнена в одном экземпляре.

В случае необходимости подтверждения ввоза наличной иностранной валюты в каких-либо инстанциях заполняются 2 экземпляра декларации.

При утере декларация не восстанавливается. Но физлицо вправе получить копию декларации с указанными в ней сведениями, подтверждающими провоз наличной национальной валюты Республики Узбекистан, наличной иностранной валюты, других валютных ценностей, драгоценных изделий и товаров. Для этого необходимо обратиться в таможенный орган, производивший таможенное оформление.

Показать ответ

Божхона кодексига, бошқа қонунларга, шунингдек Ўзбекистон Республикаси Президентининг қарорларига биноан юридик ва жисмоний шахсларга тариф имтиёзлари, қўшилган қиймат солиғини, акциз солиғини ва божхона йиғимларини тўлаш бўйича имтиёзлар, тариф преференциялари берилиши мумкин (БКнинг 296-моддаси).

Жут ипига (ТИФ ТН - 5307200000) нисбатан бундай қарор қабул қилинмаганлиги боис мазкур маҳсулотни импорт қилишда божхона тўловларидан имтиёз берилмайди. 

Жавоб ЎзР Божхона брокерлари Ассоциацияси бош консультанти Холида УСМОНОВА ёрдамида тайёрланди.

Показать ответ

Учредители предприятий в целях расширения внешних экономических связей вправе создавать организации за рубежом в соответствии с законодательством страны создания и Республики Узбекистан (рег. МЮ №2457 от 17.05.2013г.).

Учредитель производит государственную регистрацию организации за рубежом в регистрирующем органе страны создания в соответствии с ее законодательством.

После госрегистрации организации за рубежом учредитель в месячный срок уведомляет об этом уполномоченный орган (Министерство внешней торговли) с направлением утвержденных учредительных документов, легализованных в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением РУз за рубежом по месту аккредитации или Консульским управлением Министерства иностранных дел Республики Узбекистан с соответствующим переводом.

Легализация не требуется, если:

- на документах проставлен апостиль;

- международными договорами Республики Узбекистан установлено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Уполномоченный орган на основе представленных учредительных документов организации за рубежом формирует и ведет реестр организаций за рубежом, созданных учредителями. Он же ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет список учредителей, направивших уведомление о создании организаций за рубежом (в случае необходимости – в электронном виде) в Министерство экономики, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет.

Таможенные органы на основании информации, представленной уполномоченным органом, переоформляют товар, вывезенный в счет формирования уставного фонда (капитала), в таможенном режиме «экспорт».

При этом, товар на условиях консигнации, без предоставления банковской гарантии или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков, может поставляться экспортерами в адрес предприятия за рубежом (при условии экспорта продукции собственного производства), в уставном фонде которого доля экспортера составляет не менее 51% (п.6 прил. №1 к ПКМ №189 от 9.08.2005г.).

 

Ответ подготовлен совместно с Сахибом Саифназаровым,

заместителем министра внешней торговли РУз.

Показать ответ

Конфискация и реализация конфискованных товаров не входит в компетенцию таможенных органов. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства и применяется районным (городским) административным судом (ст. 27 КоАО).

Сотрудники таможенных органов могут только задержать и изъять товар до окончания разбирательств. Механизм учета и проведения сопутствующих процедур в отношении такого рода товаров регламентирован Положением о порядке изъятия, реализации или уничтожения имущества, подлежащего обращению в доход государства (прил. N 1 к ПКМ №200 от 15.07.2009 г.).

Изъятое имущество подлежит обращению в доход государства:

во-первых, на основании судебных решений:

  • по уголовным делам – в части предметов и орудий преступлений, а также вещественных доказательств;
  • по делам об административных правонарушениях – в части предметов и орудий правонарушений, а также вещественных доказательств;
  • по уголовным делам – в части возмещения ущерба, нанесенного государству за счет имущества, арестованного в ходе дознания, предварительного следствия или суда в целях обеспечения имущественных взысканий;

во-вторых, на основании постановлений соответствующих правоохранительных и контролирующих органов. В частности, таможенных органов – в части вывозимых за пределы Республики Узбекистан предметов и продукции, экспорт которых запрещен, а также ввозимых на ее территорию, транспортируемых (кроме международного транзита), хранимых табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками.

Изъятие объектов правонарушения таможенниками ничем не отличается от порядка проведения этой процедуры иными должностными лицами других уполномоченных органов.

В первую очередь составляется протокол. В нем указываются время и место его составления; Ф. И. О. и должность лица, его составившего; сведения о личности (Ф. И. О., адрес, паспортные данные и т. п.) владельца имущества и лица, у которого изъят объект правонарушения. Исключение составляют случаи, когда не представляется возможным установить сведения о лицах, присутствовавших при изъятии (если они имеются); место, время совершения и сущность правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; объяснение правонарушителя.

В протоколе также обязательно отражаются название и количество каждого изымаемого предмета, его отличительные признаки (вес, метраж и т. п.); сведения об обеспечении их сохранности, в том числе путем опечатывания как самих предметов, так и мест их временного хранения, если это производилось. После изъятия имущества ответственное должностное лицо таможни в течение суток должен решить вопрос помещения его на хранение.

Судьба изъятых товаров решается в рамках административного или уголовного процесса. При этом изъятое имущество, как правило, передается на хранение торговым организациям, имеющим соответствующие помещения для хранения имущества и которые в установленном порядке заключают договоры с территориальными управлениями Бюро принудительного исполнения при Генпрокуратуре на оказание услуг по реализации имущества.

Изъятые ювелирные изделия из драгметаллов и драгоценных камней, драгоценные металлы передаются на хранение в Агентство по драгоценным металлам при Центробанке.

Другое имущество, требующее специальных условий для хранения (автомототранспорт, лекарства и т. п.), может хранитьсяна таможенных складах закрытого типа с определением лица, ответственного за хранение. Либо в помещениях, на площадках, складах иных предприятий и организаций, имеющих специальные складские помещения, оборудование и условия, соответствующие установленным нормам ответственного хранения имущества.

Изъятая наличная национальная или иностранная валюта (за исключением денежных средств, признанных вещественными доказательствами) в 3-дневный срок подлежит сдаче в банк для зачисления на специальный депозитный счет до востребования в национальной или иностранной валюте органа, их изъявшего. При этом с указанного счета деньги списываются только для их перечисления на спецсчета соответствующих отделов Бюро района (города), а также для возврата их владельцам.

О приеме-передаче имущества на хранение оформляется акт с его описью в 3 экземплярах, подтвержденных подписями должностного лица таможенного органа и лица, принявшего имущество на хранение. До его передачи на хранение ответственность за сохранность возлагается на сотрудника таможни, изъявшего имущества.

В течение 3 суток для проведения экспертизы на предмет пригодности изъятого имущества к потреблению, использованию и переработке, а также его оценки, а в отношении скоропортящихся товаров – 1 суток, назначается эксперт и оценочная организация. Должностные лица, изъявшие движимое имущество, могут самостоятельно проводить его оценку (кроме автомототранспортных средств) без привлечения оценочной организации только в случае, если стоимость отдельно изъятого имущества не превышает 20 МРЗП. А совокупная стоимость составляет не более100 МРЗП.

Материалы об изъятии передаются в суд или органу (должностному лицу), принимающему решение об обращении имущества в доход государства, с приложением:

  • протокола об изъятии имущества;
  • акта приема-передачи имущества на хранение;
  • акта осмотра – при обращении в доход государства автотранспорта. Если срок его эксплуатации 20 и более лет к акту прилагается заключение ГСБДД МВД о пригодности к эксплуатации;
  • акта об изъятии проб и образцов для проведения экспертизы;
  • заключения эксперта на предмет пригодности или непригодности имущества к потреблению, использованию или переработке, сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации;
  • отчета об оценке имущества или акта об оценке имущества.

При этом по имуществу стоимостью 200 и более МРЗП дополнительно прилагаются материалы фотосъемки, а при наличии – материалы видеосъемки.

Если товар опасен для здоровья, не применим по назначению, его использование нарушает чьи-либо права, то он уничтожается. Так, обязательному уничтожению подлежат:

  • спирт этиловый (пищевой), алкогольная продукция и пиво;
  • табачные изделия;
  • лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • биологически активные добавки к пище, пищевые добавки;
  • продовольственные и другие товары, признанные заключением экспертизы непригодными к непосредственному потреблению (использованию);
  • продукция, подлежащая обязательной сертификации, признанная заключением органа по сертификации не соответствующей требованиям нормативных актов по стандартизации;
  • контрафактные экземпляры произведений и объектов смежных прав, за исключением случаев их передачи правообладателю по его просьбе, а также оборудование, используемое для изготовления и воспроизведения контрафактных произведений и объектов смежных прав.

Суд или иной орган, принимающий решение об обращении имущества в доход государства либо его уничтожении, в своем решении указывает стоимость и количество обращаемого в доход государства или уничтожаемого имущества, с учетом количества отобранных и возвращенных проб и образцов при проведении экспертизы (сертификации). Исполнительный документ направляется в соответствующее Бюро района (города) для исполнения не позднее следующего дня после вступления вынесенного соответствующего решения в силу.

Если товар может находиться в обороте, то его реализуют в установленном порядке. Конфискованные товары могут и не подлежать реализации, например, культурные ценности, предметы культового назначения. Они передаются музеям, религиозным организациям. Однако участие таможни в этом процессе заканчивается сразу после передачи изъятого имущества Бюро.

При возбуждении исполнительного производства госисполнитель описывает имущество, находящееся на хранении, которое с этого момента переходит в его распоряжение.

Обращенное в доход государстваимущество реализуют на договорно-комиссионных началах либо на условиях аукционной продажи, за исключением автомототранспортных средств и недвижимого имущества. Последние продают на открытых аукционных торгах.

Реализацией занимаются торговые организации, определяемые по конкурсу, проводимому в установленном Минюстом порядке. При определении торговых организаций учитываются их специализация, месторасположение и доступность для потребителя (областные и районные (городские) центры, рынки и т. д.), наличие у них соответствующих складских помещений, оборудования, отсутствие в предыдущей деятельности нарушений установленных правил торговли и т. д.

Показать ответ

1. Постановлением Президента №ПП-3377 от 6.11.2017 г. хозяйствующим субъектам предоставлено право осуществлять экспорт плодоовощной продукции без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса при соблюдении следующих условий:

сумма поставки не превышает в эквиваленте 20 тысяч долларов США на день оформления экспортной таможенной декларации;

получение 100-процентной предварительной оплаты в иностранной валюте от нерезидентов РУз на счета в уполномоченных коммерческих банках Республики Узбекистан, в том числе в форме банковского перевода, оплаты по международным банковским картам, а также внесения наличных средств в национальной валюте, приобретенных в обменных пунктах коммерческих банков;

внесение данных об экспортной поставке в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций.

К сведению. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено обеспечить выдачу сертификатов  для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции в течение не более одного рабочего дня с момента предоставления экспортером необходимых документов.

2. Указом Президента №УП-1871 с 1 ноября 1997 года отменены экспортные таможенные пошлины на все виды товаров (работ, услуг).  

За таможенное оформление в таможенном режиме «Экспорт» уплачивается  0,1 процента от таможенной стоимости, но не менее 50 процентов от МРЗП (ПКМ от 30.04.1999г. №204). 

3. Согласно Перечню документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций (прил. к ПКМ от 20.07.2015г. №197) при таможенном оформлении сельхозпродукции, вывозимой в таможенном режиме «Экспорт», таможенным органам представляются следующие документы:

1)контракт, если сумма поставки превышает в эквиваленте 20 тыс. долл. США;

2)грузовая таможенная декларация;

3)товаросопроводительные документы.

К сведению. Оформление грузовой таможенной декларации на экспорт плодоовощной продукции осуществляется после составления акта досмотра в срок не более 3 часов.

Показать ответ

1. Подтвердить правильность расчета суммы причитающихся таможенных платежей и определения их ставок, не представляется возможным. Для этого требуются в дополнение к  упомянутой информации о товаре, другие сведения. В частности,  должна быть указана страна происхождения товара. К тому же вызывает сомнение корректность определения кода ТН ВЭД товара. Поскольку в Примечании к Группе 93 Товарной номенклатуры  ВЭД РУз (версия 2017 г.) «Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности»  оговаривается, что в данную группу не включаются:

б) части общего назначения из недрагоценных металлов, указанные в примечании 2 к разделу XV, или аналогичные части из пластмасс (группа 39);

д) луки, стрелы, фехтовальные рапиры или игрушечное оружие (группа 95);

2.Перечень таможенных платежей, применяемых  при перемещении товаров через таможенную границу, определён ст.289 ТК. Это - таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; таможенные сборы.

Согласно Перечню документов, представляемых органам государственной таможенной службы при осуществлении экспортно-импортных операций (приложение к ПКМ от 20.07.2015г. N197) при таможенном оформлении товаров, ввозимых в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорта)» таможенным органам представляются следующие документы:

1. Грузовая таможенная декларация, за исключением случаев декларирования товаров путем заполнения пассажирской таможенной декларации в установленном законодательством порядке;

2. Товаросопроводительные документы;

3. Сертификат происхождения товаров (по желанию заинтересованного лица и в случаях, когда его необходимость предусмотрена международными договорами Республики Узбекистан).

К сведению.  Наличие сертификата происхождения, прежде всего,  выгодно вам, поскольку от страны происхождения товара зависит ставка таможенной пошлины, а значит, и та сумма, которую вы уплатите в бюджет государства.

Узбекистан применяет льготы и преференции для товаров, произведенных в странах СНГ в соответствии с Перечнем государств–участников Соглашения о создании зоны свободной торговли, с которыми подписаны соглашения, предусматривающие режим свободной торговли (МЮ 8.04.1998 г. N 429).

На основании статуса зоны свободной торговли они ввозятся фактически беспошлинно, за исключением отдельных изъятий. Поэтому происхождение товаров контролируется не косвенными признаками в товаросопроводительных документах (маркировка продукции и упаковки, контракт с указанием страны изготовления, идентичность данных контракта), а осуществляется через представление сведений о товаре в сертификате происхождения СТ-1, выданном уполномоченным органом страны происхождения – участницы Соглашения.

Также наша страна предоставляет преференции на товары из государств,  указанных в Перечне стран, с которыми подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования (МЮ 8.04.1998г. №426). При предоставлении сертификата о происхождении товара ввозимого из этих страны формы «А»  таможенная пошлина взимается в  размере 100 %.

Непредставление сертификата о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара.  Но в случае его непредставления   таможенные платежи взимаются по максимальным ставкам таможенного тарифа РУз. Однако, преференциальный режим будет применен при условии получения надлежащего удостоверения об происхождении товара не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления.

Показать ответ

Обязательное маркирование на таможне применяется в нашей стране с 1 января 2003 года  в целях обеспечения потребителей достоверной информацией о покупке. Оно производилось на государственном языке в отношении  отдельных видов импортируемых потребительских товаров, которые подлежат выпуску в свободное обращение на территорию Республики Узбекистан (режим 40).

В отношении товаров, помещаемых в другие  таможенные режимы,  данная процедура не предусмотрена.

Правила маркирования регламентировались  Положением  о порядке маркирования импортируемых потребительских товаров (прил.№ 2 к ПКМ от 5.12.2002 г. № 427).

Документ утратил силу в соответствии с  ПКМ «О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан» от 13.05.2013 г. Данным ПКМ утверждён Перечень отдельных видов импортируемых потребительских товаров, подлежащих обязательному маркированию на государственном языке, проставляемому предприятиями-изготовителями, с 1 июля 2013 года.

Им определено, что обязательному маркированию подлежат только товары, имеющие потребительскую упаковку (тару), являющуюся частью товара и входящую в его стоимость, в которой они непосредственно поступают в розничную торговлю.

Действительно, Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» от 29.06.2018 г. №ПП-3818 определено, что для таможенного  оформления товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)»  не требуется обязательная маркировка товаров на государственном языке.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика