Ответов: 126
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

На основании статьи 22 НК РУз:

Документами, подтверждающими реализацию, являются счет-фактура, акты о выполнении работ или оказании услуг, квитанции, чеки, другие документы, подтверждающие факт отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Юридические лица обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев, приведенных в статье 222 НК РУз. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено «предоставление покупателю чека контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, чека терминала, квитанции в случаях реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет».

Данные документы являются документами,  заменяющими счет-фактуру и акт выполненных работ.

Но, во избежание в будущем подобных  прецедентов,  для подтверждения факта установки запасных частей рекомендуем  вам разработать акт замены или установки расходных материалов, запасных частей в произвольной форме с указанием Ф.И.О. ,подписи и адреса заказчика и прикладывать его к документам, подтверждающим факт оплаты.  Данный документ будет также являться основанием для списания запасных частей и расходных материалов.

 

Показать ответ

Согласно статье 144 НК РУз допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных Налоговым кодексом.

Такие изменения должны быть отражены в учетной политике предприятия.

Согласно пункту 55 НСБУ № 1 изменения в учетной политике вводятся с нового года, должны быть обоснованными и оформляются соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) руководителя  хозяйствующего субъекта.

Последствия изменений в учетной политике должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных субъектом данных на дату (первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.

 

 

Показать ответ

Предприятие может оказывать услуги по безналичному расчету в части, касающейся автосервиса и техобслуживания, заключая договора с юридическими лицами, а также принимая оплату с корпоративных пластиковых карт юридических лиц, которая тоже считается оплатой по безналичному расчету.

Договора заключаются на оказание услуг, выполнение работ с включением в их стоимость используемых при этом запасных частей (расходных материалов) по цене их приобретения.

Счет-фактура оформляется на стоимость выполненных работ (услуг), в акте выполненных работ указывается наименование работ (услуг),  перечень использованных  запасных частей (расходных материалов) с указанием наименования и количества и общая стоимость выполненных работ (услуг).

Обязательно должен быть акт списания использованных запасных частей (расходных материалов).

Учет запасных частей и расходных материалов (как приход, так и расход), используемых в процессе выполнения работ (услуг) ведется на субсчетах счета 1000.

В бухгалтерском учете данные операции отображаются следующим образом:

Дт1000 - Кт6010  Поступление материалов (запасных частей), используемых в процессе выполнения работ (услуг);

Дт5110 - Кт6310  Авансовые платежи от заказчиков;

Дт4010 - Кт9030  Учтена выручка от выполнения работ (услуг);

Дт6310 - Кт4010  Зачет авансовых платежей;

Дт2010 - Кт1000  Списание материалов на себестоимость выполненных работ (услуг) (на основании акта списания);

Дт9130 - Кт2010  Расчет себестоимости выполненных работ (услуг);

Дт9030 - Кт9910  Отнесение доходов на финансовый результат;

Дт9910 - Кт9130  Отнесение себестоимости на финансовый результат.

 

Показать ответ

Согласно статье 9 Закона «О бухгалтерском учете» обязательным реквизитом учетного документа кроме прочих является дата составления документа.

В практике бухгалтерского учета принято отражение хозяйственных операций по дате документа, являющегося основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций.

В соответствии со статьей 73 Закона РУз  от 26.04.1996г. №223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» протокол общего собрания акционеров составляется не позднее десяти дней после закрытия общего собрания акционеров.

В протоколе общего собрания акционеров указываются дата, время и место проведения общего собрания акционеров.

Из вышесказанного можно сделать вывод :

  1. Дата составления протокола общего собрания акционеров может отличаться от даты проведения собрания на десять дней;
  2. Датой протокола является дата его составления, не смотря на то, что в протоколе содержится информация о дате проведения собрания.
  3. Операцию по начислению дивидендов необходимо провести по дате составления протокола, то есть июлем 2014 года.

 

Показать ответ

Безвозмездная передача транспортного средства, осуществляется по договору безвозмездной передачи (дарения), оформляется актом приема-передачи. В документах необходимо указать стоимость транспортного средства, по которой будет производиться безвозмездная передача. Рекомендуем вам указать рыночную стоимость транспортного средства.  Порядок юридического оформления передачи транспортного средства смотрите в ответе эксперта-юриста Ермохиной Елены.

Предприятиям при списании с баланса основных средств следует руководствоваться Положением "О порядке списания с баланса основных средств”, зарегистрированным МЮ РУз 29.08.2004 г. N 1401 и НСБУ №5 «Основные средства».

Выбытие транспортного средства отражется следующими проводками :

     Дт 9210   Кт 0160  - списывается  первоначальная (восстановительная) стоимость транспортного средства

     Дт 0260   Кт 9210  - cписывается начисленный износ

    Дт 8510   Кт 9210  - cписывается сальдо переоценки транспортного средства  при выбытии

Пунктом 33 Положения "О порядке списания с баланса основных средств” финансовый результат от безвозмездной передачи транспортного средства определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью передаваемого транспортного средства и накопленным износом, скорректированная на результаты (сальдо) переоценки, учитываемые на счетах учета резервного капитала,т. е. превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта.

     Дт 9430   Кт 9210   Отражается убыток при выбытии транспортного средства

     Дт 9210   Кт 9310  Отражается прибыль при выбытии транспортного средства

Для плательщиков ЕНП доход, полученный от безвозмездной передачи полностью самортизированного основного средства, с 1 апреля 2014 г. включается в налогооблагаемую базу (Закон РУз от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359) и , как прочий доход по пункту 1 статьи 132 Налогового кодекса, облагается ЕНП по ставке основного (профильного) вида деятельности .

Для плательщиков общеустановленных налогов при исчислении налога на прибыль следует учитывать, что из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не подлежат вычету убытки от выбытия (списания) основных средств, за исключением убытков от реализации основных средств, эксплуатировавшихся более трех лет  (пункт 24 статья 147 Налогового кодекса). То есть, если срок эксплуатации автомобиля менее трех лет -  убытки от безвозмездной передачи не подлежат вычету при расчете налога на прибыль, если более трех лет - убытки вычитаются из налогооблагаемой базы.

Для плательщиков НДС согласно пункту 6 части второй статьи 199 Налогового кодекса безвозмездная передача основных средств не является оборотом по реализации товаров (работ, услуг).

Для физического лица, каковым является Ваш руководитель-учредитель, согласно пункту  2 статьи 177 Налогового кодекса «стоимость безвозмездно выданного имущества, в том числе по договору дарения, выполненных работ и оказанных услуг в интересах налогоплательщика» является доходом в виде материальной выгоды, облагаемым НДФЛ.

Возможен и другой вариант передачи транспортного средства учредителю частного предприятия.  

Собственник частного предприятия имеет право получить транспортное средство в счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты всех налогов  (при оформлении соответствующих документов: решение учредителя предприятия, его заявление и т.д.). В данном случае в решении учредителя также необходимо указать стоимость транспортного средства. Этот вариант возможен, если сумма прибыли не ниже  указанной стоимости транспортного средства и получение прибыли имуществом не противоречит уставу предприятия.

Статья 24 Закона РУз «О частном предприятии»  предусматривает, что прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению.

Финансовый результат при передаче транспортного средства в счет чистой прибыли определяется как разница между стоимостью, определенной решением учредителя и остаточной (балансовой) стоимостью транспортного средства, с учетом налога на добавленную стоимость и расходов по реализации, скорректированная на результаты (сальдо) переоценки.

Порядок налогообложения ЕНП и налогом на прибыль тот же, что и в первом варианте

Учредитель в данной ситуации (как физическое лицо) никаких налоговых последствий не несет.

 

Показать ответ

Порядок получения, выдачи и хранения трудовых книжек регламентируется Инструкцией "О порядке ведения трудовых книжек", зарегистрированной МЮ 29.01.1998 г. N 402.                

Трудовая книжка заводится на работников, проработавших более 5 дней, в том числе нанятых на определенный срок, а также нештатных работников при условии, если предусмотрено их государственное социальное страхование (пункт 1.1 Инструкции N 402).

Предприятия приобретают трудовые книжки в Центре содействия занятости и социальной защиты населения на основании договора купли-продажи. Для их приобретения предприятие представляет заявление в письменной форме, в котором  указываются численность сотрудников по штатному расписанию, количество вакантных должностей, данные о сотрудниках, которым необходимо выдать трудовую книжку.                         

Трудовые книжки выдаются лицам, поступившим на работу впервые и не имеющим ее, на основании приказа работодателя о приеме на работу (пункт 1.5 Инструкции N 402).                        

При выдаче новой трудовой книжки или дубликата работодатель вправе взимать с работника плату в размере до 10 процентов минимальной заработной платы (пункт 5.1 Инструкции N 402).                                

В бухгалтерском учете расходы по приобретению и списанию трудовых книжек отражаются следующим образом:

 

Отражаются расходы предприятия по приобретению и списанию трудовых книжек

 

 

Дебет

Кредит

 

Перечислен аванс по приобретению

трудовых книжек для принятых работников

 

4330 "Прочие авансы

выданные"

 

5110 "Расчетный счет"

 

Отражены расходы на приобретение трудовых книжек:

 

 

 

- на сумму, возмещаемую работником (не более 10% МРЗП)

 

4790 "Прочая задолженность персонала"

 

6990 "Прочие обязательства"

 

- на оставшуюся сумму

 

9430 "Прочие операционные

расходы"

 

Зачет аванса

6990 "Прочие обязательства"

 

4330 "Прочие авансы выданные"

Удержана из заработной платы работника сумма возмещения за трудовую книжку

 

6710 "Расчеты с персоналом

по оплате труда"

 

4790 "Прочая задолженность персонала"

 

Показать ответ

Решение о выделении материальной помощи тем или иным сотрудникам принимается только руководителем хозяйствующего субъекта.

При выплате материальной помощи сотрудникам на приобретение сельхозпродукции необходимо подготовить приказ руководителя с указанием суммы материальной помощи и приложением в виде списка сотрудников, которым выдается вышеуказанная материальная помощь. Заявления сотрудников на данный вид материальной помощи не нужны.

Данная материальная помощь может оказываться в виде выдачи сельскохозяйственной продукции или средств на ее приобретение и относится к прочим доходам физических лиц, не подлежащим обложению НДФЛ (пункт 16 статьи 178 НК),  а также, как и на все доходы, указанные в  статьях 176-178 НК на данную материальную помощь не начисляются ЕСП и социальные взносы.

 

Показать ответ

Данная операция не является торговой.

 В связи с тем, что комплект вычислительной техники был приобретен, с целью последующей безвозмездной передачи детскому саду (основание - протокол учредителей), то целесообразнее, оприходовать данную вычислительную технику на счет 1090 «Прочие материалы» и отразить данную операцию следующей проводкой:

 

Поступление материалов, приобретенных за плату

 

 

Дебет

 

Кредит

 

Отражается покупная стоимость материалов на основании накладной или счета-фактуры поставщика

 

1090 "Прочие материалы"

6010 "Счета к оплате поставщикам и подрядчикам"

Безвозмездная передача материалов, осуществляется по договору дарения, оформляется накладной-счет-фактурой и актом приема передачи,с указанием стоимости передаваемых материалов.

В соответствии со статьей 184 Гражданского Кодекса РУз имущество может приобретаться в собственность на основании договора дарения (безвозмездной передачи). Особенности заключения таких договоров регламентированы главой 31 "Дарение" ГК.

В рассматриваемой ситуации предприятием безвозмездно передаётся в собственность детскому саду комплект вычислительной техники, что соответствует определению договора дарения, установленного статьей 502 ГК.

Так как обе стороны являются юридическими лицами, договор дарения должен быть заключен в письменной форме (статья 504 ГК). В соответствии со статьей 107 ГК сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана сторонами или их представителями.

В соответствии с НСБУ N 21 безвозмездная передача материалов должна отражаться в бухгалтерском учете следующим образом:

 

Безвозмездная передача материалов

Документы,

подтверждающие

записи

 

 

Дебет

Кредит

 

 

Списание стоимости безвозмездно передаваемых материалов

9220 "Выбытие прочих активов"

1090 "Прочие материалы"

Договор безвозмездной передачи, накладная-счет-фактура

 

 

Начисление НДС со стоимости безвозмездно передаваемых материалов

9220 "Выбытие прочих активов"

6410 “Задолженность по платежам в бюджет (по видам)”

 

 

 

Накладная-счет-фактура

 

 

Списание убытков от безвозмездной передачи

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков"

9220 "Выбытие прочих активов"

  9430 "Прочие операционные расходы"

 4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков"

 

Стоимость безвозмездно передаваемых материалов является объектом обложения налогом на добавленную стоимость  (пункт 1 части первой статьи 199 НК) . Размер облагаемого оборота определяется исходя из себестоимости материалов  или цены их приобретения с учетом затрат, связанных с приобретением  (статья 204 Налогового кодекса). Плательщиком НДС при безвозмездной передаче является передающая сторона.

В вашей ситуации облагаемым НДС оборотом будет стоимость приобретения вычислительной техники, то есть 3 000 000 сум.  Сумма НДС  должна быть отражена в графе 9 счета-фактуры, которую согласно статье 222 НК  предприятие  обязано выставить получателю материалов не позднее даты передачи.

Убытки от безвозмездной передачи материалов не вычитаются из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль согласно пункту 24 статьи 147 НК.

Так как, безвозмездная передача имущества не влечет за собой получения доходов, то в соответствии с пунктом 51 НСБУ N 4 убытки от данной операции признаются как расход в том отчетном периоде, в котором произошло списание материалов. В соответствии с пунктом 2.3.15.11 раздела "Б" Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением КМ РУз от 05.02.1999 г. N 54, убытки от безвозмездной передачи имущества включаются в состав  прочих операционных расходов предприятия.

Убытки от безвозмездной передачи имущества не рассматриваются в качестве объекта обложения обязательными отчислениями в Пенсионный Фонд, в Дорожный фонд и во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений.

Показать ответ

Существует единый порядок создания, принятия, хранения и отражения документов в бухгалтерском учете, а также порядок осуществления документооборота,  который регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (от 14.01.2004г. № 1297 с изменениями от 07.06.2013г.).

Действие настоящего Положения распространяется на все предприятия, организации и учреждения Республики Узбекистан.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятиями, должны оформляться подтверждающими документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При наличии соответствующих технических средств допускается создавать первичные документы и регистры с использованием услуг информационных систем и информационных технологий. При этом должны соблюдаться требования вышеуказанного Положения .

Первичные документы и регистры, созданные с использованием технических средств и услуг информационных систем и информационных технологий, применяются в бухгалтерском учете при наличии соответствующих обязательных реквизитов. При хранении электронных документов должна обеспечиваться возможность доступа к ним и предоставления их копий на бумажном носителе.

Таким образом, если выписки банка содержат все необходимые реквизиты для отражения операций в бухгалтерском учете, то их можно отнести к первичным документам и нет необходимости хранить еще и приложения к ним, тем более, если существует возможность доступа к ним и предоставления данных приложений на бумажном носителе.

Обращаем ваше внимание на то, что согласно Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций Республики Узбекистан с указанием сроков хранения, разработанному Узархивом, первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования; выписки банков, выписки из валютных счетов и другие), хранятся не менее 5 лет при условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел данные документы сохраняются до вынесения окончательного решения (статья 326 раздела IV Перечня).

Показать ответ

Прибыль или убыток от реализации основных средств определяется как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью выбывающего актива с учетом расходов по реализации, НДС (у плательщиков) и сальдо переоценки.

В данной ситуации доход,  полученный от реализации полностью амортизированного автомобиля составит 5 508 257сум =(500 000 - (27 316 006-27 316 006) + 5 008 257).

Восстановительная стоимость реализуемого автомобиля равна сумме начисленной амортизации и составляет 27 316 006 сум.

В бухгалтерском учете реализация автомобиля отражается записями:

N

 

Содержание

хозяйственной

операции

Сумма,

сум

Корреспонденция счетов

 

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Отражено поступление денежных средств за проданный автомобиль

500 000

5110

«Расчетный счет»

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

Договор купли-продажи, выписка банка

 

2.

Списана восстановительная стоимость автомобиля

27 316 006

           9210

“Выбытие основных средств”

      0160

«Транспортные средства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договор купли-продажи, счет-фактура, акт приема-передачи

3.

Списана сумма начисленной амортизации реализованного автомобиля

27 316 006

0260

«Износ транспортных средств»

9210

“Выбытие основных средств”

 

4.

Списано сальдо переоценки

5 008 257

8510

"Корректировки по переоценке долгосрочных активов

9210

“Выбытие основных средств”

 

5.

Отражана выручка от реализации автомобиля          

500 000

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

 

 

9210

“Выбытие основных средств”

 

6.

Отражена прибыль от реализации автомобиля

5 508 257

9210

“Выбытие основных средств”

9310

«Прибыль от выбытия основных средств»

7.

Отражен зачет авансов

500 000

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

 

 

С 1 апреля 2014 г. прибыль, полученная от реализации полностью амортизированных основных средств, также включается в налогооблагаемую базу при расчете ЕНП (Закон РУз от 25.12.2013 г. N ЗРУ-359).

До 1.04.2014 г. прибыль от реализации полностью амортизированных основных средств не облагалась единым налоговым платежом на основании пункта 7 статьи 356 НК.

Прибыль от реализации основных средств, как прочий доход, включается в налогооблагаемую базу по единому налоговому платежу.

Единый налоговый платеж по прочим доходам рассчитывается по ставке, соответствующей основному (профильному) виду деятельности предприятия .т.е. в Вашем случае прочим доходом будет являться сумма прибыли от реализации автомобиля – 5 508 257 сум , ставка ЕНП - 5%.

Показать ответ

1. Да, можно. Статьей 144 НК  допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных и закрепленных в учетной политике налогоплательщика.

Суммы амортизационных отчислений основных средств, начисленных в течение налогооблагаемого периода в пределах установленных норм, подлежат вычету из совокупного дохода .

Пересчет налогооблагаемой прибыли на сумму недоначисленной амортизации против норм, предусмотренных настоящей статьей, в целях налогообложения не производится.

2. Нет, начислять амортизацию с марта месяца вы не можете, так как начисление амортизации по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта в состав основных средств, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения амортизируемой стоимости этого объекта либо списания этого объекта с баланса (пункты 30, 31 НСБУ N 5).

Показать ответ

Оценку, оприходование и учет основных средств следует осуществлять в соответствии с положениями НСБУ N 5 "Основные средства", зарегистрированного МЮ 20.01.2004 г. N 1299.

Согласно стандарту: «Основные средства включаются в баланс предприятия в результате:

- приема-передачи возведенного объекта после завершения капитальных вложений;

- приобретения объекта по договору купли-продажи;

- получения в уставный капитал в виде учредительного вклада;

- безвозмездного поступления (по договору дарения);

- обмена;

- перевода из состава товарно-материальных запасов;

- получения по договору долгосрочной аренды (лизинга);

- капитальных вложений в основные средства, стоимость которых уже была определена;

- выявления излишних (неучтенных) объектов основных средств.

При признании основных средств активами они оцениваются по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость - это стоимость фактически произведенных затрат по возведению (постройке и достройке) или приобретению основных средств, включая уплаченные и не возмещаемые налоги (сборы), расходы по страхованию рисков доставки (создания) объектов основных средств, а также затраты по доставке и монтажу, установке, пуску в эксплуатацию и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению (пункт 11 НСБУ N 5 "Основные средства").»

Ввод в эксплуатацию оборудования оформляется актом приема - передачи формы ОС-1. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарные карточки учета. К акту приема-передачи прилагаются паспорта, рабочие спецификации и инструкции по эксплуатации.

Начисление амортизации по введенным в эксплуатацию основным средствам производится с месяца, следующего за вводом его в эксплуатацию Метод начисления амортизации определяется Учетной политикой предприятия в соответствии с НСБУ N 1 "Учетная политика и финансовая отчетность", зарегистрированным МЮ 14.08.1998 г. N 474, и НСБУ N 5.

Итак, момент перевода капитальных вложений по приобретению основного средства в состав основных средств определяется датой ввода в эксплуатацию объекта. Если ввод в эксплуатацию вашего основного средства уже осуществлен, то вы должны включать стоимость объекта в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, если статьей 269 НК и другими нормативно-правовыми актами не предусмотрены льготы по уплате налога на имущество, а также начислять амортизацию. В противном случае ваши затраты будут неоправданно занижены, а прибыль, соответственно, завышена.

Если возникают дополнительные капитальные вложения, то согласно пункту 22 НСБУ № 5 они увеличивают первоначальную стоимость основных средств «при условии увеличения будущей экономической выгоды от использования основных средств. Все другие последующие затраты, не увеличивающие будущую экономическую выгоду, должны признаваться как расходы того периода, в котором они были произведены.»

Каких-либо ограничений по срокам ввода в эксплуатацию  не существует, но надо иметь в виду, что объектом налогообложения по налогу на имущество являются кроме прочего :

- объекты незавершенного строительства. К объектам незавершенного строительства относятся объекты, строительство которых не завершено в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией на строительство этого объекта, а в случае, если нормативный срок строительства не установлен, - в течение двадцати четырех месяцев с начала строительства;

- оборудование, не введенное в действие в установленный срок. К оборудованию, не введенному в действие в установленный срок, относится оборудование, требующее монтажа и вводимое в действие на реконструируемых и (или) модернизируемых объектах за счет капитальных вложений, в соответствии со сроками, установленными проектно-сметной документацией. При отсутствии в проектно-сметной документации сроков ввода в действие оборудования для определения объекта налогообложения принимаются сроки, утвержденные руководителем юридического лица, выступающим заказчиком, но не более одного года с момента передачи оборудования в монтаж (статья 266 НК).

За неустановленное в нормативные сроки оборудование налог на имущество уплачивается по удвоенной ставке.

Показать ответ

В данной ситуации необходимо руководствоваться  НСБУ № 21 и Положением о составе затрат по производству и реализации  продукции (работ,услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (Приложение к Постановлению КМ РУз от 05.02.1999г. № 54).

Операция

Дебет

Кредит

Отражается оплата госпошлины за лицензионные карточки

       3190 "Прочие расходы будущих периодов"

 

5110 "Расчетный счет"

 

Списываются расходы по госпошлине

2000 «Счета учета основного производства»


3190 "Прочие расходы будущих периодов"

 

Данные расходы со счета 3190 "Прочие расходы будущих периодов" списываются ежемесячно, равными долями, в течении года в дебет счетов учета основного производства  по тому  виду деятельности, где используются данные грузовые транспортные средства.

Показать ответ

Бош ҳисобчи хизмат йўриқномасига мувофиқ, у корхона ичида молиявий-хўжалик фаолиятининг бухгалтерия ҳисоби, моддий ва молиявий ҳамда меҳнат ресурсларидан унумли фойдаланиш устидан назорат ни, корхона ташқарисида эса , назорат қилувчи ташқи органларга ўрнатилган тартибларда солиқлар ва бошқа мажбурий тўловлар бўйича ҳисоботлар тақдим этиш, бошқа ташқи ҳамкорлар ва ташкилотлар билан, айнан – банклар, суғурта ташкилотлари ва бошқа молиявий ҳисоб-китоблар билан боғлиқ сотувчи ҳамда буюртмачилар билан қарздорликни ундириш бўйича ёзишмаларни олиб боради.

Шундай қилиб, бош ҳисобчи корхона молиявий-хўжалик ишларининг муҳим қисмига жавобгар шахсдир. Бош ҳисобчи билан меҳнат шартномасини тугатишда ушбу лавозимга тайинланган шахс билан бухгалтерия ва молия (ҳисоб сиёсати, рўйхатга олиш китоблари, касса китоблари, банк ва банк ҳужжатларидан кўчирмалар, молия ҳисоботлари ва солиқлар бўйича ҳисоб-китоблар), шунингдек, бош ҳисобчи лавозими билан боғлиқ бошқа моддий қиймат (муҳр, корхонанинг айлана штампи ва б.)га эга бўлган ҳужжатларнинг рўйхати тузилади.

Ҳужжатларни янги тайинланган ҳисобчига топшириш бериш-қабул қилиб олиш тўғрисидаги далолатнома ва унинг иловасини расмийлатштириш орқали амалга оширилади. Бундай далолатнома икки нусхада тузилиб, топширувчи ва қабул қилиб олувчи шахсларнинг имзолари билан тасдиқланади ва ҳар бир нусхаси тарафларда сақланади.

Ишлаб чиқариш корхоналарида бериш-қабул қилишда ишлаб чиқариш заҳиралари (моддий заҳиралар, таййёр маҳсулот ва б.) инвентаризациясининг омборлар ва бухгалтерия ҳисобига мослигини ҳам эътиборга олиш лозим.

Юқорида келтирилган далолатномани тузиш вақтида қабул қилаётган корхонангизнинг бухгалтерия ҳисобидаги амалдаги барча ҳисоб рақамларидаги қолган маблағлар (бухгалтерия баланси)ни ҳам текширишингиз лозим.

Показать ответ

Оформление, регистрация и выдача доверенностей на получение товарно-материальных ценностей осуществляется в соответствии со специальным Положением “О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности”, зарегистрированным МЮ РУз 27.05.2003 г. N 1245 (далее – Положение).

 Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое предприятием доверенному лицу для получения товарно-материальных ценностей от поставщиков в установленном законодательством порядке. Доверенное лицо действует в пределах полномочий, предоставленных ему по доверенности.

В Положении предусмотрено подписание доверенности руководителем или лицом им назначенным, в качестве которого может выступать и главный бухгалтер. Кроме того, следует отметить, что главный бухгалтер в соответствии с должностными обязанностями должен обеспечить контроль за:

правильностью оформления, выдачи и регистрации доверенностей;

представлением в бухгалтерию документов о выполнении поручений по доверенности;

использованием доверенностей на основе приходных документов (приходных ордеров, приемных актов и т.п.);

своевременным представлением приходных документов в пределах срока действия доверенности, или возвратом доверенности при ее неиспользовании.

В данном случае главный бухгалтер должен будет выполнить две функции: получить материальные ценности по доверенности и проконтролировать свои же действия. Во избежание такой ситуации  на практике доверенности чаще всего оформляют на работников, с которыми заключен договор о материальной ответственности.

Но, прямого запрета на это в законодательстве нет, поэтому на предприятиях с малой численностью может возникнуть необходимость оформить доверенность на главного бухгалтера на получение товарно-материальных ценностей.

Показать ответ

В соответствии со статьей 184 ГК РУз имущество может приобретаться в собственность на основании договора дарения (безвозмездной передачи). Особенности заключения таких договоров регламентированы главой 31 “Дарение” ГК.

В Вашей ситуации одним юридическим лицом безвозмездно передаются в собственность другому юридическому лицу строительные материалы, что соответствует определению договора дарения, согласно статье 502 ГК.  Договор дарения  между двумя юридическими лицами должен быть заключен в письменной форме.

 1.      Поступление ТМЦ  по договору дарения (безвозмездно)

           Принимающая сторона

Порядок учета поступивших на предприятие ТМЦ определен НСБУ N4 "Товарно-материальные запасы", зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1595.

В соответствии с пунктом 11 данного стандарта товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации (рыночной цене).

Себестоимость материальных запасов, полученных организацией безвозмездно (по договору дарения), определяется исходя из их текущей стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, на основании акта приемки. Акт составляется в двух экземплярах приемной комиссией, назначаемой руководителем организации, с обязательным участием материально ответственного лица получателя и представителя передающей стороны.

На основании акта материально ответственным лицом заводится карточка складского учета по поступившим ТМЦ, после чего акт передается под роспись в бухгалтерию предприятия.

При получении ТМЦ безвозмездно их себестоимость может быть увеличена на сумму затрат, непосредственно связанных с их получением. Например, расходы по доставке, которые берет на себя принимающая сторона, увеличивают себестоимость материалов на сумму этих расходов.

Стоимость безвозмездно полученного имущества отражается в составе резервного капитала предприятия согласно статье 14 Закона РУз “О бухгалтерском учете” от 30.08.1996 г. N 279-1.    

 

Оприходованы материалы, полученные предприятием безвозмездно (по договору дарения)

 

Дебет счетов группы 1000 "Материалы"

 

Кредит счета 8530 "Безвозмездно полученное имущество"

 

С точки зрения налогообложения стоимость безвозмездно полученного имущества включается в совокупный доход предприятия при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (статьи 129 и 132 НК ).

По безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), за исключением случаев уплаты получателем по ним налога на добавленную стоимость согласно пунктам 3 и 4 части первой статьи 218 НК, сумма налога на добавленную стоимость зачету не подлежит согласно статье 219 НК.

Объектом обложения единым налоговым платежом является валовая выручка, в состав которой помимо выручки от реализации продукции (работ, услуг) включается и стоимость безвозмездно полученного имущества (статья 355 НК).

2.     Передача ТМЦ по договору дарения (безвозмездно)               

         Передающая сторона 

Безвозмездная передача ТМЦ, осуществляемая по договору дарения, оформляется накладной на отпуск материалов на сторону, а также счетом-фактурой.

В соответствии с НСБУ N 21 безвозмездная передача ТМЦ должна отражаться в бухгалтерском учете следующим образом:

 

Безвозмездная передача материалов

 

 

Дебет

Кредит

 

Списание стоимости безвозмездно передаваемых материалов

 

9220 "Выбытие прочих активов"

1000 "Материалы"

Списание убытков от безвозмездной передачи

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков"

 

9220 "Выбытие прочих активов"

9430 "Прочие операционные расходы"

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков"

Так как безвозмездная передача имущества не влечет за собой получения доходов, то в соответствии с пунктом 51 НСБУ N 4 убытки от данной операции признаются как расход в том отчетном периоде, в котором произошло списание материалов. В соответствии с пунктом 2.3.15.11 раздела "Б" Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением КМ РУз от 05.02.1999 г. N 54, убытки от безвозмездной передачи имущества включаются в состав прочих операционных расходов предприятия.

С точки зрения налогообложения убытки от безвозмездной передачи материалов относятся к расходам, не подлежащим вычету при определении налогооблагаемой прибыли (пункт 24 статьи 147 НК).

Стоимость безвозмездно передаваемых материалов является объектом обложения НДС (пункт 1 части первой статьи 199 НК). Размер облагаемого оборота при безвозмездной передаче для исчисления НДС определяется исходя из себестоимости товаров или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с приобретением) (статья 204 НК) . Плательщиком НДС при безвозмездной передаче является передающая сторона.    

Согласно статье 355 НК при выбытии материалов в объект обложения единым налоговым платежем включаются доходы от их выбытия, соответственно, налоговых последствий при безвозмездной передаче материалов у предприятий на упрощенной системе налогообложения не возникает.

Показать ответ

Данную оплату за своего работника предприятие может произвести на основании  договора займа, где одна сторона (займодавец, т.е Ваше предприятие) передает в собственность другой стороне (заемщику, т.е. работнику) деньги , а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег (сумму займа) (глава 41 ГК РУз) . При этом согласно статьям 734-735 ГК РУз денежные средства по договору займа могут быть предоставлены заемщику с уплатой и без условия уплаты им процентов с суммы займа. Размер, порядок и сроки возврата суммы займа и уплаты процентов с этой суммы должны быть обязательно определены в договоре займа.

Получение займа оформляется на основании просьбы (заявления) работника на имя руководителя предприятия с указанием причины, в связи с которой просится заем с приложением договора  «О порядке внесения взносов на специальный  счет Министерства Финансов «Средства мобилизационного призывного резерва», заключаемый между  призывником (Вашим работником) и районным военкоматом по месту его жительства.

В заявлении работника также должно быть указано, что сумма займа будет им возвращаться по частям (в рассрочку), путем ежемесячного удержания денежных средств (указать конкретную сумму) из его заработной платы.

Решение о предоставлении займа руководитель предприятия принимает самостоятельно (если собственником даны соответствующие полномочия).

В случае принятия решения о выдаче работнику займа составляется в письменной форме обязательство о его возврате (договор  займа).  Статья 790 ГК РУз допускает возможность предоставления и получения займа физическими лицами, как в безналичной, так и наличной форме.

В соответствии со статьей 164 ТК РУз удержания из оплаты труда по полученным займам относятся к удержаниям по инициативе работника с его письменного согласия.

Общий размер удержаний работника не может превышать 50 процентов причитающейся работнику оплаты труда.

В бухгалтерском учете     операции по  займам, предоставленным работникам предприятия в денежной форме, в корреспонденции счетов по НСБУ №21 отражаются следующими проводками :

N

 

Содержание

хозяйственной операции

           

              Корреспонденция счетов

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Отражена  выдача займа

4720

«Задолженность персонала по предоставленным займам»

 

5110

«Расчетный счет»

Договор займа

 

2.

Возврат займа:

удержание из заработной платы

6710

«Расчеты с персоналом по оплате труда»

 

4720 «Задолженность персонала по предоставленным займам»

 

Ведомость начисления, расчет бухгалтерии

 

Займы, выданные в денежной форме, не включаются в обороты, облагаемые налогом на добавленную стоимость на основании статьи 209 НК РУз.

Для работника предприятия сумма займа не считается доходом, так как он выдан на условиях возвратности, поэтому для него эта операция налоговых последствий не имеет.

Показать ответ

НСБУ N 21 рекомендует вести учет возвращенных покупателями товаров на счете 9040 "Возврат проданных товаров". Счет 9040 является контрпассивным счетом к группе счетов доходов от основной (операционной) деятельности. Его дебетовый оборот уменьшает доход от реализации товаров.

Предприятие - плательщик единого налогового платежа без НДС отразит записи по реализации и возврату продукции так:

N

Содержание хозяйственных

операций

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

 записи 

       

Дебет

Кредит

1

Отражена предоплата за товар

 

5110

«Расчетный счет»

 

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

Договор купли-продажи, выписка банка

 

2

Отражено списание фактической себестоимости реализованного товара

 

9120

«Себестоимость реализованных товаров»

2910

   «Товары»

 

Бухгалтерская справка-расчет

3

Отражен доход от  реализации товара

 

4010

«Счета к получению от окупателей и заказчиков»

9020

«Доходы от реализации товаров»

 

Договор,

счет-фактура

4

Отражен зачет аванса

 

6310

«Авансы, полученные от покупателей и заказчиков»

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

 

Бухгалтерская справка-расчет

 

5

Отражается возврат товара

 

9040

«Возврат проданных товаров»

5110

«Расчетный счет»

 

Накладная о приемке продукции

 

6

Отражается себестоимость возвращенного товара

 

2910

  «Товары»

 

9120

Себестоимость реализованных товаров»

Бухгалтерская справка-расчет

7

Отражается закрытие счета 9040

9020

«Доходы от реализации товаров»

 

9040

«Возврат проданных товаров»

Расчет бухгалтерии

 

Согласно статье 205 НК в случае частичного возврата товаров поставщик оформляет дополнительный счет-фактуру:

СЧЕТ-ФАКТУРА

N ___

от "__"  _______ 20___  года

 

(дополнительный к счет-фактуре № ___ от ________ 20___ г.)

 

к товарно-отгрузочным документам N от "___"  _______20___ года

 

Поставщик

Адрес

Телефон

Расчетный счет N

 Банк

город

Идентификационный номер

поставщика (ИНН)

Код по ОКОНХ

Покупатель

Адрес

Телефон

Расчетный счет N

                    Банк

город

Идентификационный номер

покупателя (ИНН)

Код по ОКОНХ

 

Наименование товаров (работ, услуг)

Единица измерения

Коли-

чество

Цена

Стоимость поставки

Акцизный налог

НДС

Стоимость поставки с учетом НДС

Ставка

Сумма

Ставка

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наименование товара

 

- кол-во

 

-сумма

Без акциза

Без налога на добавленную стоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Всего к возврату: сумма прописью

-сумма

 

 

 

 

 

Также мы Вам рекомендуем составить документ (например, акт выбраковки или дефектации), который подтвердит причину возврата части товара. На основании данного акта и приказа руководителя Вашего предприятия бухгалтерия сможет списать с баланса бракованный товар с оформлением акта списания.

Бухгалтерские проводки  по списаниию бракованного товара следующие:

Содержание хозяйственных

операций

Дебет

Кредит

Списание фактической стоимости товаров

 

5910 “Недостачи и потери от порчи ценностей”

2900 “Товары”

Отражается убыток от списания товаров

 

9430 "Прочие операционные расходы"

5910 “Недостачи и потери от порчи ценностей”

Показать ответ

Нет, не обязательно.

«Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами", зарегистрированными МЮ 17.12.1998 г. N 565 оговаривается, что кассовая книга может вестись автоматизированным способом с согласия кассира и при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов. При этом она должна включать все реквизиты, предусмотренные формой Кассовой книги. Кассовая книга должна быть распечатана полностью и подписана руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными.

Нумерация листов кассовой книги в этом случае осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В статье 10  Закона Республики Узбекистан от 30.08.1996 г. N 279-I "О бухгалтерском учете"  говорится, что регистры бухгалтерского учета,  представляющие собой журналы, ведомости, книги, утвержденные бланки (формы), которые ведутся в соответствии с правилами двойной записи,  могут быть выполнены путем записей в виде машинограммы, полученной при использовании технических средств, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Порядок формирования регистров регулируется стандартами бухгалтерского учета.

Показать ответ

Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, поломки (боя) или порчи, подлежит списанию на соответствующие статьи расходов с оформлением акта на списание при поломке (бое) или порче тары (НСБУ №4).

Акт составляется комиссией. Списание непригодной тары производится после утверждения акта руководителем предприятия или лицом, им уполномоченным.

По завершению списания непригодной тары в целях определения финансового результата от выбытия, бухгалтерией организации составляется справка о затратах, связанных с выбытием тары, и поступлении продукции от ее выбытия.

Стоимость тары списывается с кредита счетов 1060 "Тара и тарные материалы", 2950 “Тара под товаром и порожняя”, если тара была учтена на указанных счетах.

Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации в соответствующее подразделение предприятия, организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки. Сдача непригодной тары в соответствующее подразделение, осуществляющее ее утилизацию, оформляется накладной. Отпуск (отгрузка) непригодной тары (стеклянный бой, металлический лом и др.) организациям по сбору вторичного сырья или другим организациям для переработки (стекольные заводы и др.) оформляется накладной (товарно - транспортной накладной) согласно Положению "О порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами", утвержденному Постановлением КМ РУз от 27.10.2014 г. N 295.

Если Вы списываете картонную,бумажную и другую подобную тару, а также пришедшие в негодность запасные части с последующим оприходованием макулатуры и металлолома, то рекомендуем Вам в плане счетов, утвержденном учетной политикой Вашего предприятия предусмотреть забалансовый счет для ведения учета вышеуказанных отходов в количественном выражении (в килограммах, тоннах).

При дальнейшем списании макулатурных отходов и металлолома  с забалансового счета Вам необходимо руководствоваться Положением о порядке сбора,заготовки и поставки на переработку макулатуры (приложение к Постановлению от 28.05.2009г. Госкомдемонополизации №11, МФ №52,МЭ № 52-4-4/46 , зарегестрированному МЮ 01.07.2009г. № 1979), а также Порядком заготовки,хранения, сохранности и сдачи лома, отходов черных и цветных металлов (Приложение №1 к Постановлению КМ РУз от 05.02.1999г. № 49).

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика