Ответов: 96
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Согласно  статье 7  Закона «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» производством лекарственных средств является серийное получение лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, включающее производство по полному технологическому циклу или по отдельным его стадиям: синтез (биосинтез), экстракцию, очистку, обработку, фасовку, упаковку  и маркировку лекарственных средств. Поскольку данная норма устанавливает, что фасовка и упаковка относится к производству, то осуществляемая Вами деятельность подпадает под понятие производство.

В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности (утв. ПКМ от 13.05.2010г. № 91)  производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения подлежит лицензированию. Подпунктом 2 пункта 4 данного Положения закреплено, что получение лицензии на производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения дает лицензиатам право на реализацию произведенных ими лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Показать ответ

К сожалению, на ваш вопрос не представляется возможным ответить однозначно, поскольку не перечисляются наименования химикатов, которые будут производиться.

В соответствии с Постановлением Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. производство химикатов для очистки воды не относится к лицензируемым видам деятельности. Законодательство также не предусматривает и получение иных разрешительных документов. Однако, необходимо учесть, что  в соответствии с указанным Постановлением разработка, производство, транспортировка, хранение и реализация взрывчатых и ядовитых веществ, материалов и изделий с их применением  относится к лицензируемым видам деятельности. То есть, если вашим предприятием будут производиться химикаты,  являющиеся ядовитыми, то вам необходимо будет  получить соответствующую лицензию в установленном порядке.

Также следует  отметить, что не все предприятия с участием иностранного капитала действующим законодательством отнесены к предприятиям с иностранными инвестициями, пользующимся установленными законодательством льготами и преференциями. Поэтому для применения тех или иных льгот необходимо определить является предприятие предприятием с участием иностранного капитала или предприятием с иностранными инвестициями.

В соответствии с Указом Президента «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» от 30.11.1996г. № УП-1652  предприятие считается предприятием с иностранными инвестициями в случае, если:

размер его уставного фонда составляет не менее суммы эквивалентной 150 тыс.долларов США;

одним из учредителей предприятия является иностранное юридическое лицо;

доля иностранных инвестиций составляет не менее 30% уставного фонда предприятия.

Создаваемые предприятия, не соответствующие указанным условиям, не относятся к предприятиям с иностранными инвестициями. 

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.

Согласно статье 376 Налогового кодекса для юридических лиц, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции и специализирующихся на производстве продукции по перечню, утвержденному законодательством, предусматриваются особенности применения льгот по налогам и другим обязательным платежам.  Под прямыми частными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами республики, а также иностранными негосударственными юридическими лицами. Перечень отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций, установлен  Указом  Президента от 11.04.2005 г. № УП-3594.

К предприятиям, специализирующимся на производстве продукции в отраслях экономики по перечню относятся предприятия, у которых доля выручки от производства продукции в указанных отраслях экономики в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного года. 

 Предприятия, указанные в предыдущих абзацах,  освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в республиканский дорожный фонд на определенный срок, исходя из внесенного объема инвестиций в соответствии с законодательством. Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США – сроком на 3 года;

свыше 3 млн. долларов США  до 10 млн. долларов США – сроком на 5 лет;

свыше 10 млн.долларов США – сроком на 7 лет.

Данные налоговые льготы применяются при следующих условиях:

размещение указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области;

 осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;

доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 33 процентов;

вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;

направление не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.

Право на льготы предоставляется только предприятиям, сформировавшим уставные фонды в установленные законодательством сроки.

Воспользоваться данной льготой, вы можете только в том случае, если Ваше предприятие относится к одной из отраслей экономики, указанной в Перечне и соответствует всем вышеперечисленным критериям и требованиям, установленным законодательством.

Согласно статье  33 Закона «О таможенном тарифе» от обложения таможенной пошлиной освобождаются:

имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;

имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти миллионов долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства.

Показать ответ

Нет, Правила розничной торговли в Республике Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению КМ от 13.02.2003 г. N 75)не распространяются на оптовую торговлю.

Пунктом 1 Правил розничной торговли однозначно определено, что данный документ регламентирует осуществление розничной торговли на территории Республики Узбекистан.

Законодательство четко разграничивает такие понятия, как «оптовая торговля» и «розничная торговля». Так, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (утверждено Постановлением КМ от 26.11.2002 г. N 407) под оптовой торговлей понимается реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммер­ческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд. А подрозничной торговлей понимается осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающее реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления без права использования в коммерческих целях.

Законодательство устанавливает также порядок осуществления как оптовой, так и розничной торговли. Так, розничная реализация товаров может производиться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица при наличии станционарной торговой точки с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом законодательство не предусматривает получения лицензии на осуществление розничной торговли.

Напротив, согласно пункту 3 вышеуказанного Положения, оптовой торговлей могут заниматься хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в качестве юридических лиц, только при получении в установленном порядке соответствующей лицензии.

Хокимият города (района) по месту госрегистрации юридического лица (лицензиата) в соответствии с пунктом 16 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (утверждено Постановлением КМ от 5.11.2005 г. N 242)заключает с ним лицензионное соглашение, которое содержит, помимо прочего, лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, ответственность сторон за их нарушение, порядок осуществления контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом этих требований и условий.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод.

Предприятия оптовой торговли применяют и соблюдают требования и условия, установленные в лицензионном соглашении. Предприятия розничной торговли применяют и соблюдают Правила розничной торговли.

Показать ответ

Согласно статье 45 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Единоличный исполнительный орган (директор) рассматривается как часть юридического лица. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, признаются действиями самого юридического лица. Запрета на выполнение функций единоличного исполнительного органа одним лицом сразу в нескольких хозяйственных обществах законом не установлено, однако предусмотрены некоторые ограничения. В частности, частью одиннадцатой статьи 86 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (от 26.04.1996 г. N 223-I)установлено, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором) и должностей в органах управления других организаций, допускается только с согласия наблюдательного совета. В Законе «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II, далее – Закон об ООО) подобного предписания нет. Единоличный исполнительный орган общества (директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от имени общества.

Таким образом, не исключена ситуация, когда договор будет подписан одним и тем же лицом. Однако из статьи 43 Закона об ООО следует, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, признается заинтересованным в совершении обществом сделки, если является стороной сделки или выступает в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом; владеет 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом; занимает должности в органах управления юридического лица, являющегося стороних сделок или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом. Именно поэтому договор между обществами, имеющими одного и того же директора, признается сделкой с заинтересованностью для этих обществ. Для обеспечения в дальнейшем действительности таких сделок необходимо соблюдать особые требования к порядку их заключения, сформулированные в статье 43 Закона об ООО. В противном случае договор может быть признан недействительным в установленном законодательством порядке. Аналогичные нормы предусмотрены и статьями 91, 93 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров». Особенности информирования о заинтересованности в сделке и принятия решения о ее одобрении в акционерном обществе отличаются от правил, действующих для обществ с ограниченной ответственностью, что обусловлено отличием организационно-правовых форм.

Здесь необходимо отметить, что к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа общества, положения о сделках с заинтересованностью не применяются.

Таким образом, договор может быть подписан одним и тем же лицом от двух разных организаций, но с учетом соблюдения всех особенностей и требований законодательства.

Показать ответ

В связи с изменением гражданства одного из учредителей ООО не приобретет статуса предприятия с иностранными инвестициями.

Согласно Указу Президента «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» (от 30.11.1996 г. N УП-1652) ООО считается предприятием с иностранными инвестициями, если:

размер его уставного фонда составляет не менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;

одним из участников предприятия является иностранное юридическое лицо;

доля иностранных инвестиций составляет не менее 30% уставного фонда предприятия.

Создаваемые предприятия, не соответствующие указанным условиям, не относятся к предприятиям с иностранными инвестициями.

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть граждане иностранного государства и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Узбекистан (статья 4 Закона «Об иностранных инвестициях» от 30.04.1998 г. N 609-I).

Если владельцем доли является гражданин иностранного государства, ООО считается предприятием с участием иностранного капитала. Статус определяется с момента внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

При внесении изменений в учредительные документы необходимо руководствоваться пунктом 33 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (утверждено Постановлением Президента от 24.05.2006 г. N ПП-357). В соответствии с данным пунктом изменения и дополнения в учредительные документы вносятся после принятия общим собранием участников общества соответствующего решения. Оно может быть принято на основании документа (паспорта), подтверждающего, что учредитель является гражданином иностранного государства. В регистрирующий орган в течение месяца наряду с прочими документами представляется копия паспорта этого гражданина, переведенная на государственный язык и нотариально заверенная в установленном порядке (подпункт «б» пункта 11 Положения).

 

Показать ответ

Нет, сделка купли-продажи 100-процентной доли в ООО между физическими лицами не является куплей-продажей предприятия. В соответствии с законодательством купля-продажа предприятия как имущественного комплекса и купля-продажа доли(ей) уставного фонда (капитала) – это две разные сделки.

Купля-продажа предприятия как имущественного комплекса регулируется § 8 главы 29 Гражданского кодекса (ГК). Согласно статье 489 ГК продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые он не вправе передавать другим лицам. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовую продукцию, право требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Купля-продажа доли(ей) в уставном фонде (капитале) регулируется Законом «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II). Согласно статье 20 этого Закона продажа или уступка иным образом участником своей доли (части доли) третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества. Поскольку Закон не предусматривает ограничений в отношении выхода единственного участника (учредителя) из общества, то сделка купли-продажи 100-процентной доли уставного фонда (капитала) является правомерной, если она совершена с учетом соблюдения всех требований законодательства.

Таким образом, положения статей 489–496 ГК не распространяются на сделку купли-продажи доли (ей) в уставном фонде (капитале). Продажа доли в уставном фонде (капитале) общества совершается в простой письменной форме, если в уставе общества нет требования о ее совершении в нотариальной форме.

 

Показать ответ

Согласно статье 19 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» в случае неполной оплаты уставного фонда Общества в течение года с момента его государственной регистрации Общество должно объявить об уменьшении своего уставного фонда до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке или принять решение о ликвидации.

При этом, Общество не вправе уменьшать свой уставный фонд, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного фонда, определенного в соответствии с Законом на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в учредительные документы Общества. В данном случае, Общество подлежит ликвидации.

В случае  полной неоплаты уставного фонда учредителями Общество также подлежит ликвидации.

Показать ответ

Вашему предприятию лицензия на оптовую торговлю не была выдана, поскольку требование о представлении банковского документа о внесении денежных средств в размере не менее 1 200 МРЗП установлено законодательством. Лицензирующие органы осуществляют свою деятельность в полном соответствии с его требованиями.

Однако в подобных ситуациях действительно возникает неясность. С одной стороны, хозяйствующим субъектом соблюдено требование пункта 9 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (далее – Положение), а именно наличие сформированного уставного фонда в размере не менее 3 500 МРЗП, из которых денежными средствами – не менее 1 200 МРЗП. С другой стороны, не соблюдено требование подпункта «в» пункта 10 Положения. Данной нормой определено, что юридическое лицо наряду с документом, подтверждающим наличие сформированного уставного фонда, должно представить банковский документ, подтверждающий внесение на счет денежных средств в размере не менее 1 200 МРЗП. Однако эта норма не применима к хозяйствующим субъектам, уставный фонд которых был сформирован (увеличен) за счет нераспределенной прибыли, в вашем случае – распределенной, но не выплаченной прибыли. Соответственно, банковский документ, подтверждающий внесение денежных средств в размере 1 200 МРЗП, не может быть получен, а следовательно, не может быть получена и лицензия на оптовую торговлю. Основным моментом, который здесь необходимо учесть, является именно то, что размер уставного фонда хозяйствующего субъекта соответствует размеру, установленному пунктом 9 Положения.

Таким образом, мы видим две не совместимые друг с другом нормы, а именно пункт 9 Положения ограничивается подпунктом «в» пункта 10, поскольку первая норма устанавливает наличие денежных средств на счете, а вторая – внесение денежных средств на счет.

Если обратиться к статьям 16–18 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II), а также к пункту 33 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, то из их содержания видно, что инспекция по регистрации субъектов предпринимательства регистрирует изменения в учредительные документы, внесенные в связи с увеличением уставного фонда, только в случае фактической сформированности его нового размера. Документами, подтверждающими увеличение размера уставного фонда за счет распределенной прибыли, являются:

решения общего собрания об увеличении уставного фонда, утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участников общества и внесении в учредительные документы общества изменений, связанных с увеличением размера уставного фонда;

документ уполномоченного органа о сформировании заявленного в учредительных документах размера уставного фонда;

документы, подтверждающие внесение дополнительных вкладов участниками общества.

Исходя из изложенного полагаем необходимым хозяйствующим субъектам (соискателям) наряду с прочими документами представлять в лицензирующие органы:

учредительные документы с учетом внесенных в них изменений касательно размера уставного фонда, зарегистрированные в установленном порядке;

документ, свидетельствующий о наличии сформированного уставного фонда в размере не менее 3 500 МРЗП;

банковский документ, подтверждающий наличие на счете денежных средств в размере не менее 3 500 МРЗП в случае, если уставный фонд полностью сформирован денежными средствами;

банковский документ, подтверждающий наличие денежных средств в размере не менее 1 200 МРЗП в случае, если уставный фонд частично сформирован денежными средствами, и документ, подтверждающий внесение в него иного имущества стоимостью не менее 2 300 МРЗП.

 

Показать ответ

Деятельность по прокладке трубопровода для пожарных гидрантов не включена в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утв. Постановлением ОМ от 12.05.2001 г. № 222-II и соответственно не подлежит лицензированию.

Показать ответ

Согласно статье 19 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (далее – Закон)  от 25.05.2000 г. № 69-II субъекты предпринимательства вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.

Учредители субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц вправе в учредительных документах перечислять лишь основные виды деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица могут заниматься и не указанным в учредительных документах видом деятельности.

Статьей 23 также установлено, что субъект предпринимательской деятельности вправе совершать в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, любые действия, не противоречащие закону. При этом осуществление субъектом предпринимательской деятельности своих правомочий собственника не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Исходя из содержания вышеизложенных норм  и учитывая, что законодательство не предусматривает лицензирование такого вида деятельности как сдача в аренду движимого имущества и не требует получения разрешительных документов,  вы имеете право заключать договора аренды с последующим выкупом со сторонними организациями.  Возможность заключения договора аренды с последующим выкупом предусмотрена статьей 556 ГК. Согласно ей договором имущественного найма может быть предусмотрено, что нанятое имущество переходит в собственность нанимателя по истечении срока найма или до его истечения при условии внесения нанимателем всей обусловленной договором выкупной цены.  Арендатор может перечислять выкупную цену равномерно в течение срока аренды одновременно с арендными платежами.

Необходимо помнить, что договор аренды автотранспортных средств (в том числе с последующим выкупом) подлежит нотариальному удостоверению в соответствии с Положением о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (утверждено Постановлением КМ от 7.03.2006 г. N 38). Согласно статье 112 ГК несоблюдение этого требования влечет недействительность договора.

Пунктом 2 ПКМ от 07.03.2006 г. № 38 «О дополнительных мерах по упорядочению приобретения, пользования и отчуждения автомототранспортных средств установлено, что с 1 декабря 2008 г. нотариальное удостоверение нотариусами договоров отчуждения (купля-продажа, мена, дарение, рента), аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга автомототранспортных средств осуществляется исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код, изготавливаемых ГПО "Давлат белгиси";

нотариально удостоверенные договоры отчуждения подлежат регистрации, а договоры аренды, залога, лизинга - постановке на учет в органах ГСБДД Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

04.02.2015 [ID: 2577] 1. Просим Вас разъяснить, как выделить созданный жилой фонд из нежилого фонда (административное здание). 2.Разъяснить порядок ведения учета за пользование коммунальными услугами (светом, водой, газом), так как в настоящее время счетчики установлены в целом на административный корпус. 3. Как данные изменения отражать в бухгалтерском учёте, просим разъяснить на примере. В настоящее время мы являемся плательщиками единого налогового платежа.
Показать ответ

1.  Порядок перевода нежилого помещения (его части) в жилое регламентируется Положением о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов (утв. Постановлением КМ от 20.08.2003 г. № 357) (далее – Положение). Пунктом 40 Положения предусмотрено, что для осуществления перепрофилирования или реконструкции объекта без изменения объемов нагрузок по инженерному обеспечению, а также изменения внешнего вида здания и сооружения (ремонт фасада) заявитель подает заявление в Инспекцию. К заявлению прилагаются копии кадастровых документов на существующий объект и проектная документация (при наличии). В случаях перепрофилирования нежилого помещения в жилое к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие право собственности заявителя на нежилое помещение.

Не позднее дня получения заявления Инспекция направляет соответствующую заявку и представленную документацию на существующий объект в управление (отдел) по архитектуре и строительству района (города) (далее – Управление).

Управление в течение пяти дней изучает возможность перепрофилирования и реконструкции объекта без изменения объемов нагрузок по инженерному обеспечению, а также изменения внешнего вида здания и сооружения (ремонт фасада).

В случае возможности перепрофилирования и реконструкции объекта Управление  в указанный срок направляет в Инспекцию соответствующее разрешение. Оригинал разрешения Управления на перепрофилирование и реконструкцию объекта Инспекцией в течение одного дня направляется субъекту предпринимательства для осуществления перепрофилирования и реконструкции объекта.

После завершения работ по перепрофилированию или реконструкции нежилого помещения в жилое в установленном порядке производится его приемка в эксплуатацию. Хоким района (города) в двухдневный срок принимает решение об утверждении акта комиссии о приемке жилого помещения в эксплуатацию.

Решение хокима района (города) об утверждении акта приемки жилого помещения является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Копия решения хокима района (города) в течение трех дней собственником помещения представляется в соответствующие налоговые органы, коммунальные службы и эксплуатационные организации.

03.04.2015 [ID: 2877] Как правильно зарегистрировать Негосударственный некоммерческую организацию (ННО) АРХИВ в форме Учреждения? Может ли АРХИВ учреждение работать как негосударственная некоммерческая организация куда надо обращаться, и какие будет платить налоги? ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 15.06.2010 г. N ЗРУ-252 ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ Статья 17. Виды архивов Архивы могут быть созданы в виде государственных и негосударственных архивов Вид деятельности - Архив ОКОНХ-95150, форма собственности – Учреждение.( если правильно форма собственности будет учреждение ) В уставе архива не предусмотрено получение прибыли в результате хозяйственной деятельности, не имеются и не распределяются полученные доходы между участниками. Все поступившие доходы выплачиваются только на зарплату, на содержание архива и материальную помощь сотрудникам архива. (потому что архивы не финансируются государством ) Пунктами 4 и 11 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов(приложение №3 к Постановлению КМ от 5.04.
Показать ответ

Для ответа на Ваш вопрос попробуем более детально рассмотреть законодательство, регулирующее сферу архивного дела в РУз.

 В статье 3 Закона «Об архивном деле» (от 15.06.2010 г. № ЗРУ-252) (далее – Закон) дано следующее определение архива. Архив - учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов.  Статья 17 Закона гласит, что архивы могут быть созданы в виде государственных и негосударственных архивов.

            Пунктом 3 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов (утв. Постановлением КМ от 05.04.2012 г. № 101) определено, что архивы создаются в виде государственного и негосударственного архива. При этом пунктом 4 данного Положения установлено, что архивы являются учреждениями и регистрируются в установленном порядке в качестве юридических лиц.

Пунктом 2 Положения о порядке комплектования, государственного учета, хранения и использования архивных документом (утв. Постановлением КМ от 05.04.2012 г. № 101) определено, что архив – государственое и негосударственное учреждение, ведомственный архив, осуществляющие комплектование, учет, хранение и использование архивных документов.

Как видим во всех вышеизложенных нормах указывается, что архив является учреждением. Если исходить из норм  Гражданского кодекса и Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» (от 14.04.1999 г. № 763-I), согласно которыми учреждение относится к некоммерческим организациям,  можно придти к выводу, что негосударственные архивы не только могут, но и должны, также как и государственные,  создаваться в форме учреждений и являться некоммерческими организациями.  На практике же дело обстоит иначе. Негосударственные архивы создаются в иных формах (в частности, в форме ООО или ЧП ).

Из вышеизложенного, мы видим, что законодательство позволяет создавать негосударственные архивы в форме негосударственного некоммерческого учреждения.  

Однако, учитывая тот факт, что Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов установлен единый порядок создания, реорганизации и ликвидации архивов, государственная регистрация данного архива должна производиться в установленном порядке соответствующими органами государственной власти на местах.

Показать ответ

Вышеуказанную сделку вы можете оформить соглашением о прощении долга.

Учитывая то, что юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами (статья 9 Гражданского кодекса, далее - ГК), в том числе правом требования от должника исполнения его обязанности, продавец  вправе по своему волеизъявлению применить такую норму гражданского законодательства, как прощение долга (статья 348 ГК). При этом прощение долга должно быть безусловным и не нарушать прав других лиц в отношении их имущества.

Требования к оформлению прощения долга законодательством не установлены. Считается, что такое соглашение заключается в той же форме, что и первоначальный договор, из которого возникло обязательство, по которому происходит прощение долга.

Показать ответ

Основой нормативно-правового регулирования договоров комиссии являются статьи 832-848 Гражданского кодекса (ГК). В соответствии с частью первой статьи 832 ГК  по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Согласно статье 833 ГК комитент обязан уплатить вознаграждение комиссионеру, а вслучаях, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение, в размере, установленном в договоре. Как видно из содержания вышеуказанных норм уплата вознаграждения  комитентом комиссионеру является одним из обязательных условий договора комиссии, исключение которого не допустимо.

Если говорить о комиссионной торговле, то ее особенности определены пунктами 136-156  Правил розничной торговли в Республике Узбекистан (Приложение № 1 к Постановлению КМ от 13.02.2003 г. № 75) (далее –Правила). В соответствии с пунктом 3  Правил комиссионная торговля – вид розничной торговой деятельности, предполагающий продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации по договорам комиссии. Комиссионная торговля может осуществляться хозяйствующими субъектами: как юридическими, так и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 136 Правил).

 Прием товаров на комиссию оформляется путем составления комиссионного соглашения (договор комиссии, квитанция, накладная и другие виды), подписываемого комиссионером и комитентом. Комиссионное соглашение должно содержать следующие сведения:

- номер документа, дату его составления;

- наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон) комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента);

- наименование товара;

- сведения, характеризующие состояние товара: новый, бывший в употреблении, степень износа, основные товарные признаки, недостатки товара;

- цена товара;

- размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения;

- условия принятия товара на комиссию;

- порядок проведения и размер уценки товара;

- сроки реализации товара до и после его уценки;

- условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара;

- условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом;

- размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.

По соглашению сторон в комиссионное соглашение могут быть включены дополнительные условия в соответствии с законодательством.

Пунктом 146 Правил также определено, что цена товаров, принимаемых на комиссию, и вознаграждение комиссионера устанавливаются по взаимной договоренности между комитентом и комиссионером, зафиксированной (записанной) в комиссионном соглашении и закрепленной подписями обеих сторон.

Показать ответ

Как мы понимаем, из содержания Вашего вопроса, причиной отказа в регистрации права собственности на квартиру явилось отсутствие у учредителя постоянной прописки в г. Ташкенте либо Ташкетской области. В связи с чем, видится целесообразным, проанализировать следующие нормы законодательства:

1) Абзацем 9 статьи 55 Гражданского кодекса определено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством. Статьей 8 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.12.2001 г. № 310-II также определено право участников общества получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Данные нормы свидетельствуют о правомерном возникновении у учредителя права собственности на квартиру.

2) Пунктом 9 Положения «О порядке постоянной прописки и учета по месту пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области» (Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров от 16.02.2012 г. № 41)) (далее – Положение) установлено, что нотариальное удостоверение и государственная регистрация сделок по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в Ташкентской области осуществляется, если приобретающей стороной является физическое лицо:

имеющее постоянную прописку в городе Ташкенте или Ташкентской области;

постоянно прописано в городе Ташкенте или Ташкентской области в соответствии с пунктами 2, 5, 9-11 Перечня*, при условии постоянного проживания (пребывания в должности) на территории города Ташкента или Ташкентской области не менее трех лет и предъявлении справки ОВД о наличии постоянной прописки.

Право на приобретение жилья без постоянной прописки имеют граждане Республики Узбекистан, подпадающие под пункт 8 Перечня - на основании справки ОВД о праве на постоянную прописку, направляемой в соответствующую государственную нотариальную контору через официальные каналы связи.

Однако, в данном случае ни одной из указанных в Положении сделок не совершалось, а была осуществлена передача учредителю по акту приема – передачи имущества (квартиры) Общества , оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Соответственно нормы данного Положения не применимы к указаной сделке.

Учитывая, что право собственности на квартиру у учредителя возникло в соответствии с законодательством, а в Положении не перечисляется вышеуказанный вид сделки, считаю, что отказ ГП «Землеустройства и кадастра недвижимости» в регистрации права собственности по причине отсутствия у учредителя прописки в городе Ташкенте либо Ташкентской области является неправомерным.

На неправомерность отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру указывает также и пункт 51 Положения «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» (Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров от 07.01.2014 г. № 1). Данный пункт предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на здания и сооружения:

наличие в органе, осуществляющем регистрацию, документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного здания или сооружения;

выявленные в ходе натурных обследований факты самовольного захвата земельных участков и возведения объектов, а также реконструкции зданий и сооружений с нарушениями требований законодательства;

обнаружение в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.

Отказ в регистрации прав по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности, не допускается. И соответственно является неправомерным.

Согласно пункту 117. Положения «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» юридические и физические лица в случаях отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют право обжаловать решение органов, осуществляющих государственную регистрацию, в судебном порядке.

____________________________________________________________________________________

*Перечень категорий граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в г.Ташкенте и Ташкентской области (Приложение к Закону от 14.09.2011 г. № ЗРУ-296)

 

 

 

Показать ответ

Шартномани бекор қилиш тартиби Фуқаролик кодексининг (ФК) 28- боби ва “Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида” 29.08.1998 йилдаги  670-I-сон Қонуннинг 15-моддаси билан тартибга солинади.

ФКнинг 382-моддаси билан белгиланишича, агар ушбу Кодексда, бошқа қонунларда ёки шартномада бошқача тартиб назарда тутилган бўлмаса, шартнома тарафларнинг келишувига мувофиқ ўзгартирилиши ва бекор қилиниши мумкин.

Тарафлардан бирининг талаби билан шартнома суд қарорига асосан фақат қуйидаги ҳолларда ўзгартирилиши ёки бекор қилиниши мумкин:

1) иккинчи тараф шартномани жиддий равишда бузса;

2) ушбу Кодекс, бошқа қонунлар ва шартномада назарда тутилган ўзга ҳолларда.

Мазкур модданинг биринчи хатбошиси мазмунидан келиб чиқиб, Сиз шартномани тарафлар келишувига биноан бекор қилишингиз мумкин.  Шартнома қандай шаклда тузилган бўлса, уни ўзгартириш ёки бекор қилиш тўғрисидаги келишув ҳам шундай шаклда тузилади, башарти қонун ҳужжатларидан, шартнома ёки иш муомаласи одатларидан бошқача тартиб келиб чиқмаса. Гарчи қонунчилик Халқаро саноат ярмаркасини шартномани бекор қилиш тўғрисида хабардор қилиш мажбурийлигини кўрсатувчи нормаларни сақламасада, фикримча, хат кўринишидаги ариза ва шартномани бекор қилиш тўғрисида келишув у ерга юборилиши керак.

Маҳсулот етказиб берувчи томонидан шартнома шартларига риоя қилинмаганлигини аниқлаш учун тузилган шартнома матни билан танишиш лозим. Агар шартномада етказиб бериладиган товар учун нарх қатъий ва ўзгармаслиги белгиланган бўлса, нархни оширган ҳолда маҳсулот етказиб берувчи тузилган шартнома шартларини бузади. Агарда шартномада нарх маҳсулот етказиб берувчи томонидан оширилиши мумкинлиги ёзилган бўлса, унинг ўзгариши  шартнома шартларига риоя қилинмаслигига сабаб бўлмайди.

Маҳсулот етказиб бериш шартномасини бажаришдан бир томонлама (тўлиқ ёки қисман) бош тортишга, ФКнинг 455-моддасига мувофиқ тарафларнинг бири шартномани жиддий бузган тақдирда йўл қўйилади.

Маҳсулот етказиб берувчининг маҳсулот етказиб бериш шартномасини бузиши қуйидаги ҳолларда жиддий деб ҳисобланиши мумкин:

-тегишли даражада сифатли бўлмаган, сотиб олувчи учун мақбул муддатда бартараф қилиб бўлмайдиган камчиликларга эга бўлган товарларни етказиб бериш;

- товарларни етказиб бериш муддатларини бир неча бор бузиш.

Тарафларнинг келишувида маҳсулот етказиб бериш шартномасини бажаришдан бир томонлама бош тортиш ёки уни бир томонлама ўзгартиришнинг бошқа асослари ҳам назарда тутилиши мумкин.

Агар маҳсулот етказиб бериш шартномасини бекор қилиш ёки ўзгартиришнинг бошқа муддати билдириш хатида назарда тутилмаган ёки тарафлар келишувида белгиланмаган бўлса, шартнома бир тараф бошқа тарафдан шартномани бажаришдан тўла ёки қисман бир тарафлама бош тортиш тўғрисида билдириш хати олган пайтдан бошлаб ўзгартирилган ёки бекор қилинган ҳисобланади.

Янги шартнома тузиш қонунчиликка мувофиқ амалга оширилади.

Показать ответ

“Масъулияти чекланган ҳамда қўшимча масъулиятли жамиятлар тўғрисида”ги 06.12.2001 йилдаги 310-II-сон Қонуннинг (кейинчалик МЧЖ тўғрисидаги Қонун деб юритилади) 25-моддасига кўра Жамият йилнинг ҳар чорагида, ярим йилда бир марта ёки бир йилда бир марта ўзининг соф фойдасини жамият иштирокчилари ўртасида тақсимлаш тўғрисида қарор қабул қилишга ҳақлидир. Жамиятнинг жамият иштирокчилари ўртасида тақсимланадиган фойдаси қисмини аниқлаш тўғрисидаги қарор жамият иштирокчиларининг умумий йиғилиши томонидан қабул қилинади. МЧЖ тўғрисидаги Қонун билан Умумий йиғилиш фойдани тақсимлаш тўғрисида қарор қабул қилиш шарт бўлган муддатлар бўйича чекловлар кўзда тутилмаган.

Юқорида кўрсатилган Қонуннинг 12-моддасига асосан жамиятнинг муассислари (иштирокчилари) ўртасида фойда ва зарарларни тақсимлаш шартлари ва тартиби таъсис шартномаси билан аниқланади. Айнан Жамиятнинг таъсис шартномасида ёки уставида фойдани тақсимлаш тўғрисида қарор қабул қилиш муддатларини кўзда тутиш мумкин.

Тақсимланмаган фойдани вақтинчалик капиталлаштириш ҳақида гапирадиган бўлсак, қайд қилиш жоизки, қонунчилик шунга ўхшаш тушунчаларни кўзда тутмайди. Агар Жамиятнинг муассислари (иштирокчилари) фойдани тақсимлаш тўғрисида қарор қабул қилишмаган бўлса, тақсимланмаган фойда Жамият тасарруфида қолади. Бунда фойдани тақсимламаслик тўғрисида алоҳида қарор қабул қилишнинг зарурати йўқ.

Капиталлашув атамасининг тушунчаси Дивиденд тарзидаги даромадларни солиқ солишдан озод этиш тўғрисида низомда (МВ, ИВ ва ДСҚ қарори билан тасдиқланган, АВ томонидан 10.02.2009 йилда 1901-сон билан рўйхатдан ўтказилган) сақланади. Мазкур Низомнинг 1-бандига асосан капиталлашув – бу юридик шахслар томонидан ўз устав фондини (устав капиталини) оширишга маблағларни йўналтириш. Бироқ, ҳозирги кунга келиб бу Низом ўз кучини йўқотган. Президентнинг 29.12.2008 йилдаги ПҚ-1024-сон Қарорининг 5-банди билан юридик шахсларнинг капиталлаштиришга, инвестицияларга, аввал олинган кредитлар учун ҳисоб-китоб қилишга йўналтирилган маблағлари 5 йил муддатга солиққа тортишдан озод қилинганди.

Показать ответ

Нет, вы не можете пользоваться штрих кодом, полученным иной организацией.

Порядок маркировки товаров, производимых в Республике Узбекистан, штриховыми кодами GS1регулируется Положением «О штриховом кодировании товаров, производимых в Республике Узбекистан», утв. Постановлением Кабинета Министров от 21.09.1999 г. № 438. (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения субъекты предпринимательской деятельности Республики Узбекистан, изъявившие желание осуществлять маркировку своих товаров штриховыми кодами GS1, проходят регистрацию в Ассоциации "GS1 Uzbekistan" для получения кода организации и товара, используемого в штриховом коде выпускаемой продукции в соответствии с государственными стандартами Республики Узбекистан.

Пунктом 5 Положения установлено, что субъекты предпринимательской деятельности, не зарегистрированные в Ассоциации "GS1 Uzbekistan", не имеют права осуществлять маркировку производимой и/или реализуемой продукции (товаров) штриховыми кодами GS1.

По международным правилам вступление в GS1 осуществляется на добровольной основе. Ассоциация GS1 Uzbekistan -  это добровольная некоммерческая организация, существующая исключительно на членские взносы ее участников.

На сайте www.gs1uz.org размещено Соглашение члена Ассоциации GS1 Uzbekistan. Соглашением установлено, что члены Ассоциации GS1 Uzbekistan (далее Ассоциация) согласны:

-соблюдать правила, условия и другие обязательства члена Ассоциации;

-при использовании системы GS1 осуществлять деятельность, следуя спецификациям, положениям и руководствам GS1;

-не позволять использование предоставленных им Идентификационных номеров GS1 (GCP, GLN, GTIN и др.) другими физическими или юридическими лицами.

 

Показать ответ

«Оммавий ахборот воситалари тўғрисида»ги 26.12.1997 йилдаги      541-I-сон Қонуннинг 4-моддасига биноан умумфойдаланишдаги телекоммуникация тармоқларидаги веб-сайтлар оммавий ахборот воситасидир.

Ўзбекистон Республикасида оммавий ахборот воситаларини давлат рўйхатидан ўтказиш тартиби тўғрисида низомнинг (ВМнинг 11.10.2006 йилдаги 214-сон қарори билан тасдиқланган, кейинги ўринларда - низом) 2-банди 2-хатбошисида  белгиланишича, маҳсулотлари Интернет глобал тармоғи орқали тарқатиладиган оммавий ахборот воситалари, худди шунингдек реклама хусусиятига эга бўлган оммавий ахборот воситалари давлат рўйхатидан ўтказилиши лозим.

Веб-сайтни давлат рўйхатидан ўтказишни амалга ошириш учун Сиз ваколатли орган – Ўзбекистон Матбуот ва ахборот агентлигига ўрнатилган шаклдаги ариза билан мурожаат қилишингиз ва давлат божини тўлашингиз зарур.

Оммавий ахборот воситасини таъсис этган, уни яратиш ва чиқариш вазифаларини ўз зиммасига олган, шунингдек таҳририятни ташкил этган Ўзбекистон Республикасининг юридик ёки жисмоний шахси оммавий ахборот воситалари муассиси ҳисобланади.

Хусусий тадбиркорлар юридик шахс ташкил этмасдан шуғулланиши мумкин бўлган фаолият турлари рўйхатининг (ЎзР ВМнинг 07.01.2011 йилдаги 6-сон қарорига 1-илова) 47-бандига биноан якка тартибдаги тадбиркор рекламани ишлаб чиқиш ва жойлаштиришга ҳақли.

Сайтда реклама жойлаштириш хизмати кўрсатиш учун  сиз юридик шахс ташкил этмасдан якка тартибдаги тадбиркор сифатида рўйхатдан ўтишингиз зарур.

ЯТТлар қатъий белгиланган солиқ тўловчилари ҳисобланади.

Солиқ тўловчининг календарь ойида ишлаган кунлари сонидан қатъи назар, қатъий белгиланган солиқ тадбиркорлик фаолиятининг тури ва солиқ тўловчининг фаолиятни амалга ошириш жойига қараб белгиланган ставкалар бўйича тўланади (Солиқ кодексининг 375-моддаси).

Рекламани ишлаб чиқиш ва жойлаштириш бошқа фаолият турларига киради.

Якка тартибдаги тадбиркорлардан олинадиган бошқа фаолият турлари (Президентнинг 22.12.2015 йилдаги ПҚ-2455-сон Қарорига 12-илова) учун қатъий белгиланган солиқ ставкалари қуйидагиларни ташкил қилади:

  • · 2 ЭКИҲ (260 480 сўм) – Тошкент шаҳрида;
  • · 1,5 ЭКИҲ (195 360 сўм) – Нукус шаҳрида ва вилоят бўйсунувидаги шаҳарларда;
  • · 1 ЭКИҲ (130 240 сўм) – бошқа аҳоли пунктларида. 

Қатъий белгиланган солиқ ставкалари ҳақиқатда ишланган кунлар ёки хизматларни сотишдан олинган тушум суммасига боғлиқ эмас.  Улар йил бошига ўрнатилган энг кам иш ҳақидан келиб чиқиб белгиланади ва энг кам иш ҳақи миқдори ўзгарган тақдирда йил давомида қайта кўриб чиқилмайди.

Суғурта бадаллари ҳам ойига энг кам иш ҳақидан кам бўлмаган миқдорда мажбурий тартибда тўланади (СКнинг 311-моддаси).

Шунингдек, сиз ХК ёки МЧЖ шаклида юридик шахс сифатида рўйхатдан ўтишингиз мумкин. Бу ҳолатда солиқ солиш тизимини танлаш ташкилий-ҳуқуқий шаклга боғлиқ бўлмайди. Сиз умумбелгиланган солиқларни ёки солиқ солишнинг соддалаштирилган тизими – ЯСТни танлашга ҳақлисиз.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика