Ответов: 47
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Особенности перехода на общеустановленную систему налогообложения установлены в статье 351 Налогового кодекса РУз.

Согласно данной статье  в случае добровольного отказа от уплаты единого налогового платежа Ваша организация имеет право перейти на уплату общеустановленных налогов начиная со следующего отчетного периода на основании письменного уведомления, представляемого в органы государственной налоговой службы в течение десяти дней после окончания отчетного периода.

Плательщики единого налогового платежа, не соответствующие по истечении отчетного года установленному критерию численности, исчисленному в соответствии с частью третьей статьи 350 налогового Кодекса, переходят на уплату общеустановленных налогов начиная со следующего отчетного года на основании письменного уведомления, представляемого в органы государственной налоговой службы не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.

С момента перехода на уплату общеустановленных налогов Ваша организация обязана уплачивать налоги и обязательные платежи в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РУз. Одним из обязательных налогов является налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС). Правила исчисления и уплаты НДС отражены в статьях 197-228 Раздела VII налогового Кодекса.

Абзац четвертый статьи 204 НК РУз определяет, что по строительным, строительно-монтажным и ремонтно-строительным, пусконаладочным, проектно-изыскательским и научным работам, услугам, а также при строительстве объектов "под ключ" налогооблагаемой базой является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиком работ, услуг без включения в нее налога на добавленную стоимость, по которым предъявлены расчетные документы к оплате, исходя из договорных цен. Если согласно договору обязанность по обеспечению материалами этих работ несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком налогооблагаемой базой является стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика.

Согласно статье 222 НК Руз юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру. Плательщики НДС в графах 8,9 табличной формы счета-фактуры указывают ставку и сумму НДС, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг).

 На основании выше изложенного, при переходе на общеустановленные налоги Ваша организация обязана выставлять счет-фактуры с НДС. Ставка НДС на 2014 год, согласно пункту 3 Постановления Президента N ПП-2099 от 25.12.2013г, составляет 20 процентов.

В соответствии со статьями 224-226 НК РУз, налог на добавленную стоимость по облагаемым оборотам исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога по облагаемому обороту и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 218 НК РУз.

Приведем пример:

Организация для строительства объекта закупила строительные материалы и работы на сумму 6 000 000 сумов (в том числе НДС, указанный в полученных счетах-фактурах, составил 1 000 000 сумов).

Организация выполнила строительные работы на сумму 10 000 000 сумов, на которые начислила НДС 20%.

В приведенном примере, налогооблагаемой базой по НДС будет сумма 10 000 000 сумов. Сумма НДС составит 10 000 000 сум*20% = 2 000 000 сумов. Акт выполненных работ - счет -фактура строительной организации будет составлять с учетом НДС 12 000 000 сумов.

Сумма НДС, принимаемая к зачету по счетам-фактурам, полученным от поставщиков, составит 1 000 000 сумов.

Сумма НДС, исчисленная в бюджет составит:

 2 000 000 - 1 000 000  = 1 000 000 сумов.

Следует иметь в виду, что при переходе плательщиков ЕНП на общеустановленную систему налогообложения предприятия  имеют право на зачет суммы НДС с момента перехода по остаткам товаров (работ, услуг), приобретенных ранее с НДС (статья 218 НК ).

Предположим, что в рассматриваемом примере организация на момент перехода на общеустановленную систему имела остатки материалов, приобретенных с НДС на сумму 9 000 000 сумов (в том числе НДС – 1 500 000 сумов). Сумму 1 500 000 сумов организация также может отнести в зачет. Тогда  сумма НДС, принимаемая к зачету, составит: 1 500 000+1 000 000 = 2 500 000 сумов.

Сумма НДС, исчисленная в бюджет составит :

2 000 000 – 2 500 000= - 500 000 сумов

В случае превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога необходимо руководствоваться статьей 227 Налогового Кодекса, согласно которой  излишне уплаченная сумма налога на добавленную стоимость при отсутствии у налогоплательщика задолженности по другим налогам может быть возвращена налогоплательщику в соответствии с главой 10 налогового Кодекса. Так же превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за очередной отчетный период может быть засчитано в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость. В случае сохранения превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога по итогам налогового периода, данное превышение переносится на следующий налоговый период и засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость либо возвращается налогоплательщику в предусмотренном данной статьей порядке.

Расчет налога на добавленную стоимость представляется нарастающим итогом в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности (статья  225 НК).

Уплата налога на добавленную стоимость, на основании статьи 226 налогового Кодекса, производится:

микрофирмами и малыми предприятиями, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, - не позднее дня, установленного для представления расчета налога на добавленную стоимость в соответствии с частью первой статьи 225 настоящего Кодекса;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, - ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года - не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.

Показать ответ

Основной деятельностью предприятия является оптовая торговля.

Статья 351 НК определяет, что микрофирмы и малые предприятия, за исключением указанных в пункте 2 части первой статьи 350 настоящего Кодекса, то есть за исключением предприятий торговли и общественного питания, вправе выбрать либо упрощенный порядок налогообложения, предусматривающий уплату единого налогового платежа, либо уплату общеустановленных налогов.

Предприятие начало производить подакцизную продукцию. По правилам абзаца пятого статьи 350 НК единый налоговый платеж не распространяется на микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие производство подакцизной продукции.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

- поскольку основным видом деятельности вашего  предприятия является оптовая торговля, то по данному виду деятельности предприятие является плательщиком единого налогового платежа;

- так как при производстве моторных масел (подакцизной продукции) предприятие не имеет права уплачивать единый налоговый платеж, оно обязано подать уведомление в налоговую инспекцию об уплате общеустановленных налогов по производственной деятельности;

- поскольку предприятие осуществляет виды деятельности, для которых Налоговым Кодексом предусмотрен разный порядок налогообложения, оно обязано вести раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением согласно статье 42 НК.

Раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, ведется налогоплательщиками на основании данных бухгалтерского учета.

Все доходы и расходы, отнесенные к определенному виду деятельности, должны подтверждаться соответствующей учетной документацией.

Раздельный учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, может вестись пропорциональным методом или методом прямого учета.

Метод ведения раздельного учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, определяется учетной политикой юридического лица на весь календарный год и не может изменяться в течение года.

При пропорциональном методе учета доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, относятся к определенному виду деятельности пропорционально доле чистой выручки от реализации по этим видам деятельности в общей сумме чистой выручки от реализации.

При применении метода прямого учета доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, относятся к тому виду деятельности, с осуществлением которого они связаны. При этом доходы, расходы и другие объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, которые невозможно отнести ни к одному из видов деятельности, относятся к определенному виду деятельности пропорциональным методом учета.

Показать ответ

Начнём с того, что мнение сотрудников ГНИ опирается на Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности Республики Узбекистан (ОКЭД, ред. 2). Ваш код ОКОНХ 14933, согласно классификатора ОКЭД (ред.2), относится к секции G, имеющей название - Оптовая и розничная  торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов. Ваш вид деятельности относится к секции G, разделу 45, группе 45.2, классу 45.20.

В пояснениях к группировкам ОКЭД (ред.2) по разделу 45 имеется следующая информация:

45.2

Техническое обслуживание и ремонт моторных транспортных средств

45.20

Техническое обслуживание и ремонт моторных транспортных средств

В пояснениях сказано, что этот класс включает:

- техобслуживание и ремонт моторных транспортных средств: механические ремонтные работы,  электротехнические ремонтные работы, ремонт систем электронного впрыска топлива, регулярный осмотр и текущий ремонт, ремонт кузова, ремонт запчастей для транспортных средств, мойка, полировка, распыление и покраска и другие виды ремонта.

В класс 45.20 входят следующие подклассы :

45.20.1

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей

45.20.2

Техническое обслуживание и ремонт прочих автомобилей

45.20.3

Мойка, полировка автомобилей и аналогичная деятельность

45.20.9

Виды технического обслуживания и ремонта моторных транспортных средств, не включенные в другие категории

Данная группа включает оптовую и розничную продажу всех видов запчастей, компонентов, инструментов и аксессуаров для автомобилей, таких как:

резиновые шины и внутренние камеры, свечи зажигания, аккумуляторы, осветительное оборудование и электрозапчасти.

В вашем случае необходимо правильно оформлять документооборот. Например, при техническом обслуживании автомобилей необходимо готовить дефектный акт, в котором должны быть отражены все ремонтные работы, которые необходимо сделать. После проведения ремонтных работ готовится акт выполненных работ, в котором должны быть отражены все виды сделанных работ и количество запасных частей (масла), израсходованных на работы. Как вы понимаете, количество израсходованных запасных частей должно соотвествовать техническим характеристикам транспортного средства. На автомобиль у которого всего четыре тормозные колодки невозможно поставить пять таких колодок. Если количество запасных частей в акте выполненных работ будет больше, чем необходимо по техническим характеристикам для ремонта, то специалистами налоговой службы это будет расценено, как торговая деятельность. По понятиям, применяемым налоговым кодексом РУз статьи 22, торговая деятельность – это деятельность по продаже товаров, приобретенных с целью их перепродажи.

Исходя из выше изложенного, если документооборот по производству услуг оформлен правильно, то вы должны платить ЕНП, согласно Приложению 9-1 к Постановлению Президента N ПП-2099 от 25.12.2013 года, по ставке 6%.

Если в дополнение к услугам по ремонту транспортных средств вы реализуете запасные части и масло клиентам, сверх израсходованных на ремонт, то эта реализация является розничной торговлей. Этот вид деятельности необходимо оформить в соотвествии с Положением о порядке регистрации и осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (ПКМ РУз от 26.11.2002 г. N 407) и Правилами розничной торговли в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 13.02.2003 г. N 75). Далее вы обязаны вести раздельный учет услуг и розничной торговли на основании статьи 353 Налогового Кодекса РУз. и уплачивать с розничной торговли ЕНП, согласно Приложению 9-2 к Постановлению Президента N ПП-2099 от 25.12.2013 года, по ставке 4%

Если ваше предприятие принимает оплату услуг с применением пластиковых карт, то вы имеете право применять льготу по снижению ставки к объему услуг, оплаченных с применением пластиковыми картами,  на 5%.

 

Показать ответ

В ответ на вопрос – кто в данной ситуации является налоговым агентом, сообщаем:

На основании абзаца второго статьи 155-I налогового Кодекса РУз обязанностью по удержанию и уплате налога на прибыль юридических лиц по доходам, полученным юридическим лицом - нерезидентом Республики Узбекистан от реализации имущества, возлагается на источник выплаты дохода (покупателя имущества), который признается налоговым агентом. Покупателем в данном случае является латвийская компания ООО «Baltion Alliance».

В ответ  на вопрос - кем и как будет производиться уплата налога на прибыль нерезидента (в какой государственный орган и на какой счет) статья 155-I Налогового кодекса РУз определяет следующее:

Налоговый агент до регистрации (оформления) права собственности на приобретаемое имущество обязан представить самостоятельно или через уполномоченное лицо расчет налога на прибыль юридических лиц по доходам нерезидента Республики Узбекистан, полученным от реализации имущества, по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан. При реализации акций, доли (пая) в уставном капитале юридического лица - резидента Республики Узбекистан - в орган государственной налоговой службы по месту регистрации данного юридического лица;

Расчет налога на прибыль юридических лиц по доходам нерезидента Республики Узбекистан, полученным от реализации имущества, составляется в валюте, в которой нерезидент Республики Узбекистан получает доход. Органы государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней, с даты представления расчета, выписывают на имя налогового агента или его уполномоченного лица платежное извещение с указанием суммы налога на прибыль юридических лиц в национальной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату представления расчета.

Исходя из выше изложенного, подводим  итог:

Латвийская компания ООО «Baltion Alliance» имеет право назначить уполномоченное  лицо, которое будет представлять интересы компании и иметь право оформить сделку по покупке доли ИП ООО Bazis. Латвийская компания ООО «Baltion Alliance» должна подписать договор купли продажи с российской компанией ООО Русинвест на покупку доли ИП ООО Bazis. Договор купли - продажи целесообразно подписывать на каждый этап отдельно, в соответствии с этим и налог на доходы нерезидента РУз будет уплачиваться соразмерно, приобретаемой доли в уставном капитале.

Налоговый агент - латвийская компания ООО «Baltion Alliance», через уполномоченное лицо, на основании договора купли - продажи и других документов должен предоставить расчет налога на прибыль по доходам нерезидента РУз в орган государственной налоговой службы по месту регистрации ИП ООО Bazis.  Форма расчета налога на прибыль юридических лиц  с доходов нерезидентов, удерживаемого налоговым агентом у источника выплаты, приведена  в Приложении N 1 к Постановлению  "Об утверждении форм налоговой отчетности" (рег. N 2439 от 22 марта 2013 года) с учетом изменений.

Расчет налога на прибыль юридических лиц по доходам нерезидента РУз должен быть составлен в долларах США. На основании статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» (30.08.1996 г. N 279-I) учет налога на прибыль юридических лиц по доходам нерезидента РУз орган налоговой службы должен производить в национальной валюте по курсу ЦБ РУз на момент сдачи расчета. Поэтому орган государственной налоговой службы выписывает на имя налогового агента или его уполномоченного лица платежное извещение с указанием суммы налога на прибыль юридических лиц в национальной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату представления расчета.

Уполномоченное лицо латвийской компании ООО «Baltion Alliance» путем письменного обращения в орган государственной налоговой службы РУз по месту регистрации ИП ООО Bazis должно получить номер валютного счета, на который латвийская компания ООО «Baltion Alliance» должна перечислить налог на прибыль  нерезидента от продажи имущества.

 

Показать ответ

Прежде всего, необходимо разобраться в определении среднемесячной численности рабочих-строителей и с минимальным  фондом оплаты труда:

В соответствии с пунктом 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 года N ПП-1449 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011 год" определено. что с 1 января 2011 года для предприятий строительства устанавливаются минимальные нормативы численности работников и фонда оплаты труда. Существуют - Положение о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (МЮ 28.12.2010 г. N 2173) и Положение о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (МЮ 23.02.2011 г. N 2200).

Минимальный норматив – это расчетный показатель для определения минимальных размеров ЕСП. Если минимальный норматив месячного фонда оплаты труда рабочих-строителей (ФОТmin) оказывается ниже фактически начисленного ФОТ, то доплата в бюджет не производится. В случае если минимальный норматив месячного фонда оплаты труда рабочих-строителей оказывается выше фактически начисленного ФОТ, то производится доначисление 39% на сумму превышения ФОТ. Данные расчеты закреплены Приложением 10 к  Постановлению N 2439 от 22.03.2013 г. «Об утверждении форм налоговой отчетности».

Хочется отметить, что согласно Положению № 2200 от 23.02.2011г., совокупная ставка платежей (39%) включает в себя ставки единого социального платежа, страховых взносов граждан и минимальную ставку налога на доходы физических лиц без уменьшения ее на 1%, отчисляемого на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан.

Применительно к приведенному примеру вашего вопроса, Предприятие (организация) после определения минимального норматива численности рабочих-строителей должно определить минимальный фонд оплаты труда. Это означает, что при полной загруженности (163,1 часа в месяц) строительные работы должны выполнить 10 человек. Значит минимальный фонд оплаты труда этих рабочих- строителей по 4 разряду должен составить 10 931 607 сум. Если на предприятии числится 35 человек и по табелю учета рабочего времени все 35 человек работали полный рабочий день, то получается, что эти строительные  работы выполнены силами 35 человек. Если в табеле учета рабочего времени отмечены рабочие часы у всех рабочих, то либо у рабочих был простой по вине работодателя и согласно статье 159 Трудового кодекса - при простое не по вине работника за ним сохраняется средний заработок. Либо все рабочие работали без полной загруженности. Так или иначе, начисленная заработная плата пересчету в данном случае не подлежит. Проблему обеспеченностью работой своих сотрудников должна решать администрация предприятия.

Показать ответ

Да, вы можете рассчитывать на освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин в случае, если в трехстороннем контракте на поставку сырья вы оговорили, что  Плательщик должен действовать на основании договора-поручения и  право собственности   на сырьё принадлежит грузополучателю (покупателю). В вашем случае необходимо заключение договора поручения, на основе статей 817-825, 354 Гражданского кодекса РУз и статей 3, 10 Закона "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" (№ 670-I от 29.08.1998г.).  В договоре поручения должно быть предусмотрено право собственности на сырьё и обязанности поверенного, в трехстороннем контракте он будет выступать в качестве плательщика.

Показать ответ

Следует сразу определить, что на основании статьи 350 Налогового кодекса РУз (№ ЗРУ-136 от 25.12.2007г) независимо от численности работников предприятия торговли и общественного питания являются плательщиками единого налогового платежа.

Для налогоплательщиков, в отношении которых предусматривается упрощенный порядок налогообложения сохраняются обязательства по удержанию налогов и других обязательных платежей, которые определены в статье 349 НК РУз.

Статья 360 НК РУз определяет, что расчет единого налогового платежа представляется в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности. Уплата единого налогового платежа производится налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, - ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года - не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.

Вы уплачиваете единый налоговый платеж на основании Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа (зарегистрированным МЮ 03.03.2011 г. N 2203) в размере не ниже трехкратной суммы земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой площади земельного участка. Пункт 7 данного положения определяет, что расчет минимального размера ЕНП исчисляется ежеквартально.

Формы налоговой отчетности по единому налоговому платежу Ваша организация должна заполнять согласно Приложению 13 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N 23 и ГНК N 2013-8 "Об утверждении форм налоговой отчетности" (Зарегистрировано МЮ 22.03.2013 г. N 2439, далее – Постановление № 2439) с учетом изменений от 13.06.2014 г.

Формы налоговой отчетности по единому социальному платежу и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд ваша организация должна заполнять согласно Приложению 10 к Постановлению № 2439. Следует обратить внимание на одну из форм данного приложения - Справку-расчет о численности работников и фонде оплаты труда (заполняется организациями общественного питания), которая подлежит заполнению на основании Положения о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (рег. МЮ 28.12.2010 г. N 2173) и Положения о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа (рег.МЮ N 2095 от 13.04.2010 года).

Единый социальный платеж и страховые взносы исчисляются ежемесячно исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Расчет единого социального платежа и страховых взносов представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности (статья 310 НК РУз).

Формы налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц необходимо заполнять согласно Приложению 2 к Постановлению N 2439 с учетом изменений от 13.06.2014 г.

Расчет по налогу на доходы физических лиц предоставляется ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности.

Так же организация обязана в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку о физических лицах, получивших доходы не по основному месту работы.

Отчеты в органы статистики представляются на основании Постановления Государственного комитета по статистике от 16.10.2013 г. N 6-мб "Об утверждении форм государственной статистической отчетности на 2014 год" (рег. МЮ 15.11.2013 г. N 2523).

К статистическим отчетам по общественному питанию (кроме микрофирм и малого бизнеса) относятся следующие формы:

Форма 1-савдо (месячная). Отчет об оптовом и розничном товарообороте. Форму заполняют организации, занимающиеся внутренней торговлей  (оптовой,  розничной торговлей и организации питания), за исключением микрофирм и малых предприятий. Если организация осуществляет несколько видов торговой деятельности, показатели приводятся раздельно по каждому из них. Отчет по          Форме 1-савдо (месячная) сдается не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Форма 1-савдо (тармок) (годовая) Отчет о сети розничной торговли и складской сети в оптовой, розничной торговле и организациях питания на 1 января 2014 года. Форму заполняют один раз в год по состоянию на 1 января организации, занимающиеся оптовой, розничной торговлей и обеспечением питания, организации всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Отчет по Форме 1-савдо (годовая) сдается не позднее 10 февраля.

Форма 1-мехнат (квартальная) Отчет по труду. Отчет составляют юридические лица и при необходимости их обособленные подразделения (кроме коммерческих малых предприятий и микрофирм), независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Отчет по Форме 1-мехнат (квартальная) сдается не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Форма 1-мехнат (годовая) Отчет по труду сдается не позднее 1 февраля.

Приложение (НХ) к форме 1-мехнат (один раз в год). Отчет о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы за ноябрь 2014 года. Отчет составляют хозяйствующие субъекты, представляющие статистическую отчетность по труду, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Отчет по Приложению (НХ) к форме 1-мехнат сдается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

К формам отчета по услугам общепита относятся Формы 2-хизмат (месячная, квартальная, годовая). Под услугами оптовой и розничной торговли, включая организации питания, статистикой понимается валовой доход, который представляет собой разницу между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Данные формы определены перечнем, установленным органами государственной статистики.

Для уточнения перечня форм статистической отчености, которые вам необходимо сдавать в органы статистики, рекомендуем вам обратиться с письменным запросом в Управление статистики г.Ташкента.

19.12.2014 [ID: 2413] 1 Имеет ли право генподрядная организация, которая заключила договор на реконструкцию здания профилактория под жилой дом для детей сирот и договор на строительство 4-х этажного жилого дома (заказчик - служба единого заказчика, инжиниринговая компания хокимията), на применение льгот согласно ПП-1051 от 29.01.2009г. «О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях "под ключ"? 2 Имеет ли право субподрядная организация, открывшаяся в июне 2014 г, работающая на этих же объектах, на применение льготы согласно ПП-1051 от 29.01.2009г. ?
Показать ответ

1.Если генподрядная организация является вновь созданной, заключила прямой договор со службой единого заказчика и выполняет строительные работы самостоятельно, то по договору строительства 4-х этажного жилого дома «под ключ» до 01 января 2016 года можно применять льготы, указанные в ПП-1051 от 29.01.2009 года «О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях "под ключ"» (далее по тексту ПП-1051).

Стоит обратить внимание, что работы по перепланировке, дизайну, реконструкции, ремонту жилья на условиях "под ключ" не входят в перечень льгот. Преференции для вновь создаваемых специализированных ремонтно-строительных организаций на осуществление работ по перепланировке, дизайну, реконструкции, ремонту жилья на условиях "под ключ" определены в пункте 2 ПП-1051 в виде создания необходимых условий для выполнения своих задач. Данное утверждение подтверждается пунктами 1 и 3 ПП-1051.

В пункте 1 определены основные задачи вновь создаваемых специализированных ремонтно-строительных организаций. Одной из задач является осуществление комплекса работ по перепланировке, дизайну, реконструкции, ремонту и строительству жилья на условиях "под ключ" на договорной основе с населением, юридическими лицами и службами единого заказчика.

Стоит обратить внимание, что именно в пункте 3 ПП-1051 определено, что в рамках строительства индивидуального жилья на условиях "под ключ" по договорам, заключенным с инжиниринговой компанией "Кишлок курилиш инвест", вновь создаваемые специализированные ремонтно-строительные организации освобождаются до 1 января 2016 года в части объемов работ, осуществляемых ими в рамках строительства индивидуального жилья на условиях "под ключ" от уплаты:

всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, кроме внебюджетного Пенсионного фонда; таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за строительную технику и средства малой механизации, завозимые на территорию Республики Узбекистан по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.

Преференции для вновь создаваемым специализированным ремонтно-строительным организациям на осуществление работ по перепланировке, дизайну, реконструкции, ремонту жилья на условиях "под ключ" определены в пункте 2 ПП-1051 в виде создания необходимых условий для выполнения своих задач.

2. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что субподрядная организация, открывшаяся в июне 2014 г., производящая субподрядные работы по строительству индивидуального жилья,  не имеет право на льготы, указанные в ПП-1051 от  29.01.2009 года. Данное утверждение подтверждается невыполнением пунктов 1 и 3 ПП-1051 от 29.01.2009 года, так как субподрядная организация не имеет прямого договора на строительство со Службой единого заказчика.

Показать ответ

Начнем с того, что Учредитель № 2 решил направить свои дивиденды на увеличение своей доли в УК. На основании пункта 19 статьи 179 вами была применена льгота по налогу на доходы физических лиц в части доходов в виде дивидендов, направленных в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица, от которого получены дивиденды. При выходе (выбытии) из состава учредителей (участников) в течение года после применения льготы, доходы, ранее освобожденные от налогообложения (налога на дивиденды), подлежат обложению налогом на общих основаниях. Таким образом с суммы дивидендов 6 600 000 сум, причитающейся учредителю №2, вашему ООО необходимо исчислить и заплатить в бюджет налог на дивиденды 10% ( 660 000 сум).

Чистые активы предприятия это фактически собственность учредителей. Каждый участник общества вправе распоряжаться своей долей по свему усмотрению. Согласие общества или других участников общества на совершение такой сделки не требуется. Чтобы сделка была юридически правильно оформлена, данное распоряжение производится в письменной форме, если иное не предусмотрено уставом общества (нотариальное заверение). (ст.20, ст.22 и ст.26 ЗРУ N 310-II "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью")

Таким образом при добровольном отказе от получения действительной доли при выходе из состава учредителей, учредитель №2 безвозмездно оставил участникам общества (либо предприятию) свою действительную долю. Обязательств у предприятия перед учредителем №2 по выплате действительной доли не возникает.

При выходе из состава учредителей, Учредителю №2 выплачивается только номинальная стоимость доли за минусом налога на дивиденды с суммы 6 600 000 сум в соответствии с пунктом 19 статьи 179.

Всё выше изложенное справедливо, если учредители все изменения в уставном фонде зарегистрировали в хокимияте, либо Министерстве юстиции РУз.

Пример:

Учредитель №2  на момент выхода из учредителей имеет долю  37,15 % ( 39 600 000 сум), в том числе за счет дивидендов 6 600 000 сум. Года с момента регистрации увеличения уставного фонда не прошло и он письменно отказался от действительной доли к выплате. Поэтому у предприятия возникает обязанность по уплате налога на дивиденды в момент их выплаты:

 6 600 000 сум * 10% = 660 000 сум

Выбывающему учредителю №2 предприятие должно оплатить 39 600 000сум – 660 000сум =38 940 000 сум.

Показать ответ

Если ООО не выплачивало долю в УФ учредителю, прежде чем он безвозмездно передал её другому учредителю, то обязанности по исчислению и удержанию налога у ООО, как у источника выплаты не возникает (статья 22 НК РУз и пункт 3 статьи 184 НК РУз).

Доходы в виде безвозмездно полученных от физических лиц долей, паев и акций  облагаются по установленной минимальной ставке налога на доходы физических лиц на основании статьи 181. Данные доходы относятся к доходам, облагаемым на основании декларации в соответствии со статьей 189. То есть, учредитель, получивший долю в УФ безвозмездно, обязан заплатить налог на доходы физических лиц самостоятельно.

Если учредители являются близкими родственниками, то доходы в виде безвозмездно полученных от физического лица (в том числе по договорам дарения) долей, паев и акций не подлежат налогообложению на основании пункта 32 статьи 179.

Далее накопленные дивиденды (в контексте вопроса) относятся к прочим доходам учредителя, получившего право ими распоряжаться (статья 178 пункт 7 НК РУз). На основании пункта 15 статьи 179 не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц безвозмездно, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы и искусства, исполнителей произведений литературы и искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Таким образом налоговое обязательство по уплате налога на доходы физических лиц за долю в УФ возникает у учредителя, получившего её безвозмездно. Обязанность по исчислению и удержанию налога на дивиденды у ООО как  источника выплаты, возникнет в момент выплаты дивидендов учредителю, имеющему право на получение этих дивидендов.

Показать ответ

Солиқ кодексининг 244-моддасига асосан ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ ставкаси белгиланган ва реализация қилиш ёки топшириш, шу жумладан бепул бериш, шунингдек маҳсулот ишлаб чиқариш мақсадида ўз истеъмоли ва бошқа эҳтиёжлари учун мўлжалланган фойдали қазилма (фойдали компонент) тайёр маҳсулот деб эътироф этилади. Президентнинг 04.12.2014 йилдаги ПҚ-2270-сон Қарорига 15-иловада тош-шағал аралашмаси, шағал аралашмаси, майда тошлар, шағал учун ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ ставкаси кавлаб олинган тайёр маҳсулот ҳажмига нисбатан 4 фоиз миқдорида белгиланган.

Шундай қилиб, сизнинг корхонангиз ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ тўловчиси ҳисобланади. СКнинг 350-моддаси иккинчи қисмига мувофиқ ягона солиқ тўлови акциз солиғи тўланадиган маҳсулот ишлаб чиқаришни ва ер қаъридан фойдаланганлик учун солиқ солинадиган фойдали қазилмаларни қазиб олишни амалга оширувчи микрофирмалар ва кичик корхоналарга татбиқ этилмайди, бундан махсус печлардан фойдаланган ҳолда энергия тежайдиган замонавий технологиялар асосида пишиқ ғишт ишлаб чиқарувчи микрофирмалар ва кичик корхоналар мустасно.

Юқоридагиларга асосан, Сизнинг корхонангиз   ягона солиқ тўлови тўловчиси бўлиши мумкин эмас.

Показать ответ

По первому вопросу:

На основании статьи 301 Налогового кодекса РУз - плательщиками налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств являются юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа, в том числе через автозаправочные станции. Под автозаправочными станциями понимаются автомобильные газонаполнительные компрессорные, автомобильные заправочные и автомобильные газозаправочные станции. Под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, приобретающие бензин, дизельное топливо и газ для собственных нужд. Так как ООО «КАМОЛ» реализует конечным потребителям нефтепродукты, то является плательщиком налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

По второму вопросу:

По статье 355 НК РУз объектом налогообложения является валовая выручка. В целях налогообложения в состав валовой выручки включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (для плательщиков данных налогов).

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается для юридических лиц, оказывающих посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, - сумма вознаграждения за оказанные услуги.

Исходя из выше изложенного, ООО «КАМОЛ» является комиссионером, поэтому объектом налогообложения для него является сумма комиссионного вознаграждения, Ставка ЕНП определена пунктом 9 Приложения 10-1 ПП-2270 от 4 декабря 2014 года и на 2015 год составляет 33 %.

Обращаем Ваше внимание, что порядок формирования предельных наценок на нефтепродукты, реализуемые предприятиями НХК "Узбекнефтегаз" и другими предприятиями, имеющими лицензии на право реализации нефтепродуктов, в порядке, установленном законодательством, определяется Положением о формировании предельных наценок предприятий, реализующих нефтепродукты (Приложение к ПКМ N 296 от 1.07.2003 г.).

Показать ответ

Начнем с того, что согласно статье 3 Закона "О товариществах частных собственников жилья" в новой редакции  (12.04.2006 г. N ЗРУ-32) Товарищество  является некоммерческой организацией и действует на основе самоуправления в соответствии со своим уставом. Статья 15 этого же закона определяет, что ТСЧЖ имеет право приобретать, продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду имущество товарищества, списывать имущество с баланса в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 17 НК - под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученные доходы между их участниками (членами).

Некоммерческие организации (ТЧСЖ) при выполнении своих уставных задач не являются плательщиками налогов и платежей на основании НК РУз (статьи 126, 197, 257, 265, 279, 295 и т.д.)

Некоммерческие организации не освобождаются от уплаты налогов и платежей по доходам физических лиц, выплачиваемым ТЧСЖ по заработной плате сотрудников ТЧСЖ, Единого социального платежа.

При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации являются плательщиками всех налогов и обязательных платежей.

По вопросу о сдаче имущества в аренду:

Согласно статье 126 НК РУз не являются плательщиками налога на прибыль юридических лиц: некоммерческие организации. По пункту 10 статьи 129 по ТЧСЖ не рассматриваются в качестве дохода налогоплательщика средства, полученные некоммерческими организациями на содержание и осуществление уставной деятельности, поступившие с целевым назначением и (или) безвозмездно.

Сдача имущества в аренду не относится к основной деятельности ТЧСЖ. Передача в пользование имущества и имущественных прав другим лицам, позволяющая получать проценты, роялти, доходы от сдачи имущества в аренду, а также доходы от уступки права требования, признаются для некоммерческой организации прочим доходом. (часть пятая статьи 130 НК РУз и пункт 2 статьи 132 НК РУз). Для некоммерческих организаций прочие доходы, предусмотренные статьей 132 НК РУз, не подлежат налогообложению по налогу на прибыль.

На основании пункта 5 статьи 199 НК РУз аренда является облагаемым оборотом по налогу на добавленную стоимость.

Следует напомнить, что для юридических лиц налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду осуществляется исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной, исходя из минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом (Постановление Президента № ПП-2270 от 04.12.2014г.).

Показать ответ

1.  Исходя из приведенных Вами данных,  имеется договор купли-продажи доли уставного фонда, зарегистрированный нотариально, между двумя физическими лицами и предприятие (юридическое лицо) в сделке, как источник выплаты, не участвовало. Имеется в виду, расчет по купле-продаже доли уставного капитала производился между физическими лицами самостоятельно.

Если перерегистрация предприятия произведена только по смене учредителя, то размер уставного фонда пересчету не подлежит. Положение о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете (МЮ 17.09.2004 г. N 1411) пунктом 32 регламентирует, что только величина увеличения (уменьшения) уставного капитала подлежит пересчету в национальную валюту по курсу Центрального банка на дату регистрации соответствующих изменений учредительных документов.

2. По пункту 4 статьи 176 к имущественным доходам относятся  доходы от реализации имущества, принадлежащего физическим лицам на праве частной собственности. Доходы от реализации имущества определяются как превышение суммы реализации данного имущества над стоимостью его приобретения, подтверждаемой документально. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость приобретения имущества доходом признается стоимость реализованного имущества. В вашем случае при наличии подтверждающих документов, у нерезидента (продавца) дохода не возникает, так как сумма реализации не превышает стоимости имущества.

Давайте разберемся с безвозмездной передачей доли уставного капитала. Если юридическое лицо в сделке не участвовало, то есть не являлось источником выплаты дохода, то все ниже приведенные расчеты касаются покупателя.

Итак, уставный капитал составил 50 тысяч долл приобретен за 20 тысяч евро. Произведем пересчет евро в доллары. Допустим на момент совершения сделки курс:

 1 долл США = 2424,23 сумов,

1 евро= 2960,23 сумов.

Соотношение евро к доллару равно 1 ,2211. Умножив 20 тысяч евро на 1,2211 получаем 24,422 долларов США.

А теперь получается, что уставный капитал (вклад) 50 тысяч долларов США был приобретен за 24,422 тысяч долларов США, а это значит, что у резидента(покупателя) возникает безмозмездно, полученное имущество в сумме 25,578 тысяч долл США (50 тыс.-24,422 тыс). По статье 22 НК РУз - понятие имущество включает в себя материальные, включая денежные средства, ценные бумаги, доли (паи, вклады).

Таким образом, по пункту 7 статьи 178 НК сумма 25,578 тысяч долл. США относится к прочим доходам резидента(покупателя). По статье 181 НК доходы в виде безвозмездно полученных от физических лиц долей, паев и акций  облагаются по установленной минимальной ставке налога на доходы физических лиц. Данные доходы относятся к доходам, облагаемым на основании декларации в соответствии со статьёй 189 НК. То есть учредитель (покупатель), получивший долю в УФ безвозмездно, обязан заплатить налог на доходы физических лиц самостоятельно.

3.  То, что касается  нераспределенной прибыли.

 В статье 20 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (ЗРУ N 310-II от 06.12.2001г.) определено, что к приобретателю доли (части доли) в уставном фонде (уставном капитале) общества переходят все права и обязанности участника общества, возникшие до уступки указанной доли (части доли). Это значит, что если прибыль не была распределена до продажи доли, то права на неё переходят к новому учредителю (покупателю).

По статье 22 того же закона общество обязано выплатить вышедшему из общества участнику действительную стоимость его доли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате выхода.

Исходя из выше изложенного чистые активы предприятия получены покупателем (новым учредителем) безвозмездно. В состав чистых активов входит нераспределенная прибыль предприятия. Нераспределенная прибыль 60 млн.сум относится к прочим доходам учредителя (покупателя), получившего право ими распоряжаться (пункт 7 статьи 178 НК РУз). На основании пункта 15 статьи 179  данные доходы имеют льготу и не подлежат налогообложению у покупателя (нового учредителя). Отсюда следует что по безвозмездно полученной нераспределенной прибыли налоговых обязательств у нового учредителя не возникает.

Налоговые последствия возникнут только когда будет принято решение распределить прибыль. Тогда предприятие, как источник выплаты, должно будет оплатить за учредителя налог на дивиденды 10%.

Всё вышеизложенное касается исключительно покупателя доли уставного фонда, так как именно у него возникает доход. У продавца дохода не возникает, так как он продал долю ниже действительной стоимости.

Показать ответ

К сожалению, в положениях статьи 155 НК РУз не указаны конкретные сроки подачи заявления. Однако определено, что Заявление о снижении суммы налога на прибыль юридических лиц или об освобождении от его уплаты подается в орган государственной налоговой службы РУз по установленной форме до выплаты дохода нерезиденту Республики Узбекистан.

Сумма налога на прибыль юридических лиц исчисляется по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату выплаты дохода нерезиденту Республики Узбекистан (часть 8 статьи 155 РУз).

Далее согласно части второй статьи 165 НК РУз -налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязаны удерживать юридические лица в момент выплаты.

 Вы также обязаны:

1) перечислить налог на прибыль юридических лиц в бюджет не позднее даты выплаты платежей нерезидентам Республики Узбекистан;

2) представить расчет налога на прибыль юридических лиц в органы государственной налоговой службы не позднее двадцати пяти дней после окончания отчетного периода, в котором была произведена выплата;

3) представить в органы государственной налоговой службы в течение тридцати дней после окончания налогового периода справку по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан, в которой указываются идентификационный номер налогоплательщика этих лиц, их наименование, общая сумма дохода и общая сумма удержанного налога на прибыль юридических лиц за налоговый период;

4) представить лицам, получающим доход, по их требованию справку о сумме дохода и общей сумме удержанного налога за налоговый период по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством финансов Республики Узбекистан.

Не следует забывать и о договорных обязательствах. В договоре должны быть указаны сроки оплаты доходов нерезидентов, которые соответствуют Вашим выплатам.

В случае, если у Вас есть веские основания к задержке по выплате дохода нерезиденту, например отсутствие валютных денежных средств на момент принятия к учету документов о предоставлении транспортных услуг и дополнительное соглашение о переносе сроков оплаты,  тогда Вы имеете полное право применять положения части 13 статьи 155 в редакции Закона РУз от 04.12.2014 г. N ЗРУ-379: То есть, выплата доходов нерезиденту РУз по части третьей пункта 10 статьи 155 производится без удержания у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан при наличии у источника выплаты представленного нерезидентом Республики Узбекистан документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт резидентства данного лица в государстве, с которым Республика Узбекистан имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. При этом подача заявления о снижении суммы налога на прибыль юридических лиц или об освобождении от его уплаты в орган государственной налоговой службы не требуется.

В данном случае целесообразно предоставить в налоговую инспекцию сопроводительное письмо с имеющимися обоснованиями по  выплате дохода и подтверждающий документ о резидентстве иностранного государства своего кредитора.

Показать ответ

В соответствии со статьей 365 НК РУз объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный во владение, пользование или аренду для ведения сельского хозяйства в соответствии с законодательством. На основании статьи 366 НК РУз налогооблагаемой базой является нормативная стоимость земельных участков, подлежащих налогообложению, определенная в соответствии с законодательством.

Таким образом в расчет ЕЗН должны быть включены все прочие земли. Что касается нормативной стоимости, то вы к сожалению не  указали какие прочие земли не оцениваются геодезкадастром.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 04.12.2014 г. N ПП-2270 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год"  в Примечании к Приложению N 21 «Ставки единого земельного налога» определено, что нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий по каждому хозяйству определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру. При этом по землям, занятым под общественные постройки и дворы, оценка производится с применением коэффициента 2,0.

Также существует Временная инструкция определения нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Узбекистан, утвержденная Приказом председателя Госкомземгеодезкадастра, зарегистрированным МЮ 19.04.2006 г. N 1563, в которой  есть приложение N 9 «Справка о нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий». В данной справке предусмотрено определение стоимости залежей прочих земель.

Согласно пункту 68 Инструкции справки о нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий объектов оценки (приложение N 9) предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям районными отделами по земельным ресурсам и государственному кадастру, как земельно-кадастровая информация, в соответствии с установленным порядком, куда Вам и следует обратиться.

Показать ответ

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.07.2003 г. N 296 "О порядке реализации нефтепродуктов и формирования тарифов на них" утверждено  «Положение о формировании предельных наценок нефтебаз, реализующих нефтепродукты». Пунктом 5 этого положения определено, что предельные наценки нефтебаз АК "Узнефтепродукт" декларируются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Декларирование предельных наценок нефтебаз осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 28 октября 2010 г. N 239, и другими актами законодательства. При определении затрат на производство и реализацию товара, принимаемых в обоснование цен (тарифов), предприятие-монополист и субъект естественной монополии руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года N 54, и другими нормативно-правовыми актами (пункт 10 положения).

Наценка - надбавка (относительная или абсолютная величина) к цене (тарифу) приобретения товара, добавленная при его реализации хозяйствующими субъектами, необходимая для покрытия текущих затрат и получения определенной суммы чистой прибыли (пункт 3 Положения № 239 от 28.10.2010г.).

Из определения «наценки» вытекает, что надбавка должна устанавливаться к цене приобретения. Соответственно, если цена приобретения увеличилась на 20 %, то и наценка нефтебаз также увеличивается на 20 %.

30.04.2015 [ID: 3191] Какими налогами будет облагаться на территории Республики Узбекистан маркетинговая компания (форма ИП ООО) с количеством работников 75-80 человек? Имеется ли риск признания данной компании «зависимым агентом» фармпроизводителя и в связи с этим признания постоянного учреждения на территории Руз с соответствующими последствиями, т.е.обязательство по уплате налога на прибыль c учетом доходов Российской компании-учредителя и т.д.? Имеются ли другие «подводные камни»?
Показать ответ

В соответствии с классификатором ОКОНХ РУз маркетинговые услуги  относятся к коду 84 000 - Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. При  численности в 75-80 человек компания (формы ИП ООО) будет относится к крупному предприятияю, так как согласно ПКМ 439 от 11.10.2003 года максимальная численность для малого бизнеса по данному коду ОКОНХ составляет 50 человек. Таким образом, компания будет уплачивать общеустановленные налоги (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и т.д.). Налогообложение во многом зависит от того, на каких условиях ваша копания будет заключать договоры.

Компания в форме ИП ООО будет являться резидентом РУз, значит все услуги по маркетингу рынка должны вестись на основе  договорных обязательств, и  осуществление этих  услуг будет производиться через постоянное учреждение. На основании пункта 7 статьи  20 НК РУз понятие "постоянное учреждение" включает в себя осуществление деятельности через лицо, которое на основании договорных отношений с нерезидентом Республики Узбекистан представляет его интересы в Республике Узбекистан, в том числе действует на территории Республики Узбекистан от имени этого нерезидента Республики Узбекистан, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов от имени этого нерезидента Республики Узбекистан.

Особенности налогообложения нерезидентов РУз, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение приведены в статье 154 НК.

Для целей исчисления налога на прибыль, при определении налогооблагаемой прибыли юридического лица - нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, сумма налогооблагаемой прибыли не может быть менее 10 процентов от суммы расходов, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

К доходам юридического лица - нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, относятся все виды доходов, связанные с деятельностью постоянного учреждения.

К расходам юридического лица - нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, относятся все виды расходов, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Узбекистан или за ее пределами.

В дополнение к налогу на прибыль юридических лиц у нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, подлежит налогообложению также чистая прибыль по ставке 10 процентов.

Под чистой прибылью понимается прибыль, полученная нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, за минусом суммы начисленного налога на прибыль юридических лиц.

Согласно статье 155 НК доходы нерезидента Республики Узбекистан, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению, у источника выплаты без вычета расходов, связанных с извлечением этих доходов. Исключение составляют доходы по кредитам, привлеченным для финансирования инвестиционных проектов, выплачиваемые банками и лизингодателями Республики Узбекистан иностранным финансовым институтам.

К доходам нерезидентов Республики Узбекистан, облагаемым у источника выплаты, в числе прочих относятся:

доходы от реализации товаров, принадлежащих нерезиденту Республики Узбекистан и реализуемых самим нерезидентом Республики Узбекистан либо резидентом Республики Узбекистан на основании договора комиссии, поручения на территории Республики Узбекистан. При этом данные доходы от реализации товаров определяются как превышение суммы, выплачиваемой нерезиденту Республики Узбекистан, над контрактной (фактурной) стоимостью завезенного товара.

Исключение составляют случаи, когда иностранная организация является налоговым резидентом страны, с которой Республикой Узбекистан заключен международный договор об избежании двойного налогообложения. При наличии действующего международного договора со страной, резидентом которой является иностранная организация, получающая доходы в Узбекистане, ее доходы будут облагаться налогом в соответствии с положениями такого договора.

Не относятся к доходам нерезидентов Республики Узбекистан из источников в Республике Узбекистан:

доходы нерезидента Республики Узбекистан, полученные по внешнеторговым операциям (включая товарообменные), совершаемым исключительно от имени этого нерезидента и связанным исключительно с закупкой (приобретением) товаров, а также ввозом товаров на территорию Республики Узбекистан.

Обращаем ваше внимание также на следующие нормативные акты :

Закон РУз  «Об инвестиционной деятельности» от  24.12.1998 г. N 719-I в новой редакции Закона  РУз N ЗРУ-380 от 09.12.2014 г.

Закон РУз «Об иностранных инвестициях» от  30.04.1998 г. N 609-I.

Показать ответ

Согласно части второй  статьи 306 НК РУз объектом налогообложения единым социальным платежом являются доходы иностранного персонала, выплачиваемые юридическому лицу - нерезиденту Республики Узбекистан по договорам на оказание услуг по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Республики Узбекистан. В вашем случае, договора на оказание услуг по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Республики Узбекистан нет.

Вашему предприятию оказываются услуги по монтажу, наладке, установке и обучению персонала, которые непосредственно связаны с исполнением контракта на поставку оборудования. Поэтому суммы, выплачиваемые предприятию-нерезиденту РУз за предоставленные им услуги по монтажу, наладке, установке и обучению персонала на территории РУз, не являются объектом налогообложения ЕСП.

Показать ответ

Если гражданину РУз на личный счет поступают денежные средства, полученные за пределами РУз, то на основании статьи 169 НК РУз эти средства являются объектом налогообложения налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан, облагаются на основании декларации о совокупном годовом доходе (статья 189 НК РУз), которую необходимо представить в ГНИ по месту жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (статья 192 НК). То есть срок представления декларации за 2015 год определен до 1 апреля 2016 года.

Уплатить налог на доходы физических лиц, начисленный по данным декларации, необходимо не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица - резиденты Узбекистана, получавшие доходы в инвалюте, могут уплачивать НДФЛ в иностранной валюте с банковского счета, находящегося в иностранном государстве. При этом его сумма, исчисленная в сумах, пересчитывается в инвалюту по курсу Центробанка Узбекистана, установленному на дату уплаты НДФЛ (статья 193 НК). Инвалютные доходы физического лица на основании статьи 170 НК РУз пересчитываются в национальную валюту по курсу ЦБ РУз, действующему на дату фактического их получения.

Подтверждением получения дохода являются справки с места работы о выплаченных доходах и удержанных с них налоге и других обязательных отчислениях.

Зачет налога, уплаченного резидентами за пределами РУз, осуществляется на основании статьи 196 НК в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан. Основанием для зачета его суммы является справка компетентного органа иностранного государства или иной документ, подтверждающие факт уплаты налога на доходы физических лиц за пределами Узбекистана.

Если зарубежные доходы поступали на валютный счет их получателя в РУз, то обслуживающий банк сообщит об этом в ГНИ. Эта норма определена в Положении о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций, согласно которому филиалы уполномоченных банков представляют органам государственной налоговой службы по месту регистрации хозяйствующего субъекта, а также в головной уполномоченный банк информацию о валютных операциях, проводимых клиентами, имеющих в том числе следующий признак: поступление денежных средств из-за границы на счета физического лица - резидента Республики Узбекистан от иностранного юридического лица.

Если налогоплательщик не представил декларации о доходах, полученных за пределами Узбекистана, то налоговая инспекция имеет право начислить НДФЛ на основе имеющейся у нее информации по максимальной ставке и вручить налогоплательщику уведомление о его сумме, подлежащей уплате (статья 192 НК).

Теперь, что касается начисления и уплаты ЕСП и взносов по социальному страхованию. Статья 305 НК РУз определяет, что плательщиками единого социального платежа являются:

юридические лица - резиденты Республики Узбекистан;

нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, представительства и филиалы иностранных юридических лиц.

Обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагается на работодателя, за исключением отдельных категорий физических лиц (индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств) по статье 311 НК РУз. По статье 310 НК РУз Единый социальный платеж уплачивается за счет средств юридического лица, а страховые взносы удерживаются из заработной платы работников и перечисляются налоговыми агентами. По статье 13 НК РУз налоговые агенты это лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей.

Из этого следует, что обязанность по начислению ЕСП и страховых взносов лежит на работодателе, который осуществляет выплаты на территории РУз. Таким образом доходы, полученные физическим лицом за пределами РУз, не могут облагаться ЕСП и страховыми взносами источником выплаты или страховым агентом. Но в абзаце девятом статьи 311 НК РУз определено, что физические лица, получающие доходы от работодателя, на которого в соответствии с законодательством не возложена обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, уплачивают страховые взносы на добровольной основе, исходя из суммы доходов в виде оплаты труда, указанных в декларации о совокупном годовом доходе, на основании заявления о добровольной уплате страховых взносов, подаваемого одновременно с представлением декларации о совокупном годовом доходе. Уплата страховых взносов лицами производится в сроки уплаты налога на доходы физических лиц, исчисляемого органами государственной налоговой службы по данным декларации о совокупном годовом доходе.

Следует обратить внимание на ещё один аспект вопроса по заработной плате представительств:

В соответствии с пунктом 34  Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 23.10.2000 г. N 410) определено, что оформление приема граждан Республики Узбекистан на работу в представительства производится в соответствии с трудовым законодательством Республики Узбекистан. Отсюда следует, что каждый член представительства обязан иметь трудовой договор (контракт) на исполнение своих обязанностей на территории РУз по законодательству РУз. Согласно статье 155 Трудового кодекса РУз месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда. И соответственно, с этих доходов согласно статье 171 и 307 НК РУз возникают налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также  ЕСП и страховых взносов.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика