Ответов: 57
Ответы эксперта. Архив 2014-19гг.
Показать ответ

Первоначально хотелось бы отметить, что, в соответствии со ст.19 Налогового кодекса Республики Узбекистан, юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в Республике Узбекистан, признается резидентом Республики Узбекистан.

В связи с этим, поскольку в вопросе ограничились указанием на то, что предприятие экспортер является резидентом, однако не указано, является ли оно предприятием с иностранными инвестициями, будем исходить из двух вариантов.

В соответствии с п.5 Постановления Президента Республики Узбекистан от 26.03.2012г. №ПП-1731 «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции», отечественным предприятиям — производителям товаров (работ, услуг) предоставлено право: участвовать в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Республики Узбекистан за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов на равных с зарубежными участниками условиях, в том числе с последующим заключением контрактов в иностранной валюте на поставку произведенных товаров (работ, услуг), а также - заключения с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) собственного производства.

При этом, такие контракты приравниваются к экспортным контрактам с вводом данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров.

В соответствии с п.14 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.09.2003г. №416, срок поступления выручки или обратного ввоза по экспортным контрактам не должен превышать, в том числе: 180 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии банка, при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке; 60 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг — для остальных экспортеров. При этом, в соответствии с п.17 этого же Положения, экспортеры, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства — 60 банковских дней), после истечения установленных сроков, уплачивают штраф: в эквиваленте 10 процентов от суммы непоступивших валютных средств — при задержке поступления валютной выручки до 180 дней от установленных сроков; дополнительно в эквиваленте 20 процентов от суммы непоступивших валютных средств — при задержке поступления валютной выручки от 180 до 365 дней от установленных сроков; дополнительно в эквиваленте 70 процентов от суммы непоступивших валютных средств — при задержке поступления валютной выручки более 365 дней от установленных сроков.

Пунктом 24 Положения предусмотрено осуществление органами государственной таможенной службы дознания и принятие ими соответствующих мер, предусмотренных законодательством, при выявлении фактов (в том числе): осуществление экспорта товаров без предварительной оплаты, открытия аккредитива, получения гарантии банка покупателя или оформления полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.

Указом Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995г. №УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве», был введен запрет  хозяйствующим субъектам всех форм собственности отпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг потребителям и заказчикам без предварительной оплаты в размере не менее 15 процентов стоимости поставляемой продукции (работ, услуг) за исключением случаев, установленных законодательством.

Пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан  от 10.10.1997г. №УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», установлено, что  с 1 февраля 2002 года хозяйствующие субъекты могут осуществлять экспорт товаров (работ, услуг) за свободно конвертируемую валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, при наличии гарантии банков покупателя или при наличии полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков.

Такой же порядок установлен для предприятий с иностранными инвестициями Указом Президента Республики Узбекистан от 26.08.1997г. № УП-1831 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции, производимой предприятиями с иностранными инвестициями».

Таким образом, основным требованием к экспортным контрактам на сегодняшний день является упомянутое выше.

Необходимо также отметить, что Руководством Республики предпринимаются беспрецедентные шаги по защите малого бизнеса и предпринимательства, обеспечению условий для их беспрепятственного развития.

Об этом свидетельствует, в частности, изданный Указа Президента Республики Узбекистан от 15.05.2015г. №УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития». Этим Указом утверждена Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, которой предусмотрено, в частности, дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также процедур, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Данной Программой предусмотрено также Упрощение процедур по осуществлению внешнеэкономической деятельности путем утверждения исчерпывающего перечня документов, требуемых при осуществлении экспортно-импортных операций.

Показать ответ

Cтатьей 101 Гражданского кодекса Республики Узбекистан дается определение понятию сделок: сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом, согласно части 3 статьи 102 этого же Кодекса, для совершения (заключения) договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двухсторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Статья 354 Гражданского кодекса отдельно подчеркивает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и что понуждение к заключению договора не допускается, однако указывает, что такое понуждение возможно в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом, иным законом или принятым обязательством. При этом, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.

В связи с этим, полагаем рассматривать данный вопрос, ориентируясь в первую очередь на Правила оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 июля 2014 года №194.

Под услугой по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов понимается комплекс услуг по санитарной очистке, включающий сбор, хранение, транспортировку, размещение, утилизацию, обезвреживание, обеззараживание и захоронение твердых бытовых отходов на полигонах, а также удаление, транспортировку и захоронение жидких бытовых отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

Пункт 8 Правил содержит указание, которое, на наш взгляд, имеет прямое отношение к рассматриваемому вопросу. В частности, в нем указано, что собственники (юридические и физические лица) недвижимого имущества, эксплуатация которого приводит к образованию твердых бытовых отходов, и находящегося в зоне обслуживания специализированных организаций санитарной очистки, обязаны заключать с ней договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

При этом, согласно пункту 17 Правил, Исполнитель обязан заключить договор на оказание услуг по вывозу бытовых отходов и предоставить Потребителю соответствующие услуги.

Согласно пункту 41 Правил, юридические лица обязаны производить предоплату в размере не менее 15 процентов от стоимости оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а полный расчет за оказанные услуги — в течение 30 дней после окончания календарного месяца.

Оплата физическими лицами полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется на основании утвержденных тарифов и квитанций установленного образца не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата (п.42 Правил).

Начисление платы производится по тарифу на услуги вывоза твердых и жидких бытовых отходов, действовавшему в соответствующие периоды оказания услуги вывоза твердых бытовых отходов.

При этом, согласно п.43 Правил, оплата услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (где отсутствует централизованная канализация) производится по тарифам, устанавливаемым Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с органами ценового регулирования.

Как уже упоминалось выше, законодательством могут быть установлены исключения из  принципа свободы заключения договора. Такое исключение содержится в пункте 49 упомянутых выше Правил, согласно которому Потребитель обязан, в том числе, заключить договор на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и выполнять его условия.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что установленные решением хокима города Ташкента тарифы на вывоз твердых отходов дифференцируют потребителей по лицам: отдельно для юридических и отдельно – для физических лиц. Вполне правомерно возникает вопрос о том, к какой именно категории можно отнести индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Дифференцируется лишь понятие организации с выделением бюджетных и хозрасчетных. При этом, вызывает сомнения необходимость такой дифференциации, поскольку тарифы и в том, и в другом случае идентичны.

Однако, тарифы для физических лиц устанавливаются в зависимости от количества проживающего населения. Вполне естественно, что индивидуальный предприниматель, арендующий нежилое помещение для осуществления своей деятельности, в нем не проживает.

Таким образом, налицо, на наш взгляд, недоработка закона, допускающая его толкование.

В таких случаях необходимо, на наш взгляд, руководствоваться требованиями статьи 11 уже упоминавшегося выше Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», согласно которой во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Соответственно, полагали бы возможным ориентироваться на то, что договор на вывоз твердых бытовых отходов с АТП «Махсустранс» должен заключить собственник здания – физическое лицо, с применением соответствующего тарифа, установленного для физических лиц.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика