Ответов: 292
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Прежде всего, необходимо отметить, что в отличие уголовного, судопроизводство по гражданским делам базируется в большей мере на принципе состязательности.

В начале, для информации приведу некоторые нормы Гражданско-процессуального кодекса (далее - ГПК).

Более того, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд управомочен определять, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставить их на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств (ст. 57 ГПК).

Лица, имеющие основания полагать, что представление необходимых для них доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным, могут просить судью как до, так и после подачи заявления обеспечить эти доказательства (ст. 61 ГПК).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и беспристрастном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом (ст. 67 ГПК).

А теперь, насчет вопросов о правомерности действий Вашей соседки по составлению акта без Вашего участия, а также недопущению Вас в свою квартиру для осмотра последствий потопа.

Следует отметить, что данные действия не регламентированы никакими документами и потому, согласно вышеприведенным нормам, будут оцениваться по усмотрения суда.

Как усматривается из вопроса, Вы тоже имеете достаточно аргументов доказывающих Вашу правоту. Вам просто необходимо их в надлежащей форме предоставить суду – составьте акт о том, что за Вас счет был устранен источник затопления, попросите свидетелей прийти и дать показания на суде.

Также, у Вас имеется возможность подачи иска в отношении ТЧСЖ, о взыскании затрат по ремонту канализационного «стояка», хотя по закону это является обязанностью последнего.

Показать ответ

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.07.2001 г. за №294 «Положению о порядке проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке», регулирующем рассматриваемый вопрос, банк не уполномочен самостоятельно осуществлять конвертацию средств хозяйствующего субъекта.

В силу специфичности валютного рынка в Узбекистане, юридические лица могут только опосредовано, через уполномоченные банки участвовать на нем.

В свою очередь, на банк возложена только роль контролера и посредника, права и обязанности которого ограничены кругом вопросов относительно допуска своего клиента – хозяйствующего субъекта к конвертации сумов на внебиржевом валютном рынке. Начиная от открытия специального валютного счета, проверки наличия зарезервированных денежных средств в национальной валюте, рассмотрения заявки клиента и изучения документов, предоставления экспертного заключения, подачи заявки от своего имени на покупку валюты.

Вместе с тем, данные действия строго регламентированы.

Так, на рассмотрение предоставленных документов экспертами банков дано три рабочих дня. Кроме того, банк должен не позднее следующего дня после принятия положительного решения экспертной группой подать заявку (на межбанковскую торговую сессию) о покупке валюты.

Таким образом, что касается самого срока покупки валюты, то он оказывается вне зоны полномочий банка.

Показать ответ

Авваламбор, хусусий уй-жой мулкдорлари (матн давомида - ширкат) хамда уй-жой мулкдори (матн давомида – мулкдор) ўртасидаги ушбу - олдиндан тўлов масаласини тўғридан тўғри хал қиладиган меъёрий ҳужжат мавжуд эмаслигини қайд этиб ўтиш лозим.

Шу боис, мазкур масалага «Хусусий уй-жой мулкдорларининг ширкатлари тўғрисида»ги Қонунининг (матн давомида - Қонун) тегишли моддаларини таҳлил қилган ҳолда ечим топиш керак бўлади.

Биринчидан, ширкат ўз уставига мувофиқ ўзини ўзи бошқариш асосида фаолият кўрсатувчи нодавлат ташкилоти эканлигини қайд этиш лозим. (Қонун – 3 моддаси). Шундан келиб чиққан ҳолда, ширкатнинг устави, ёки унинг аъзоларининг умумий йиғилиши томонидан ушбу масала ҳал этилиши лозим. Агар у очиқ қолдирилган бўлса, қайта ҳисоб-китоб қилиш ва фарқни мулкдордан тўлашни талаб қилиш учун асос мавжуд эмас.

Маълумот ўрнида, Вазирлар Маҳкамасининг 15.07.2014 йилдаги 194-сонли Қарори билан тасдиқланган Қоидаларнинг барчасида коммунал хизматлар - сув ва иссиқлик қуввати етказиб берганлик ҳамда чиқиндиларни олиб кетганлик учун 1 йилдан ортиқ бўлмаган муддат учун олдиндан тўлов амалга оширилиб, ушбу давр мобайнида нархлар ошган тақдирда қайта ҳисоб-китоб қилинмаслиги, яъни истъемолчидан фарқ олинмаслиги қайд этилган.

Показать ответ

1. Тут, прежде всего, необходимо привести часть 1, статьи 21 Закона  «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов».

«Хозяйственные договоры в процессе подготовки к заключению должны быть проверены на предмет соответствия законодательству юридической службой хозяйствующих субъектов или привлеченными адвокатами. Заключение договоров без их визы не допускается.» 

Ввиду того, что никаких исключений не предусмотрено, то следует очевидный отрицательный ответ на ваш вопрос.

 

2. В пункте 10, Положения о Казначействе Министерства финансов  Республики Узбекистан (далее - Положения), утвержденного Постановлением от 20.03.2007 г. за N 53, перечисляющего права Казначейства, в числе прочих, оговаривается и право требования  в установленном порядке от бюджетных организаций все необходимые документы для оценки качества, целесообразности и ценового решения договоров, представляемых ими на регистрацию.

Из содержания приведенной нормы получаем сразу два вывода, необходимые для решения вопроса.

Во-первых, целью требования документации для регистрации договоров является оценка их качества, целесообразности и ценового решения.

Во-вторых, Казначейство имеет право, а не обязывается к требованию данной докуменнтации.

Правда, тут смущает оговорка о том, что это осуществляется «в установленном порядке», то есть наверняка в каком-то внутриведомственном документе или документах и потому недоступных, ввиду их отсутствия в законодательной базе. Весьма вероятно,  что «право требования» Казначейством документов на практике трансформировано в «обязанность».

Но даже в этом случае, нормы Положения стоят выше норм внутриведомственных актов и решение принятое на основе Положения будет считаться верным.

На основании вышеизложенного, рекомендуем провести переговоры  с Казначейством на предмет оптимизации предоставляемой документации. Ведь крайне нерационально и расточительно требовать более 4000 копий однообразной документации предприятия.

На переговорах рекомендуем аргументировать свою позицию в свете  постановления и распоряжения правительства, соответственно от 22.07.2010 г. за N 155 и 24.05.2010 г. за N 350-ф, об экономии и рациональному использованию бумаги в республике.

В данных актах, обязательных для всех министерств и ведомств, подвергаются жесткой критике факты расточительного отношения к рациональному использованию бумаги. А также,  говорится о необходимости реализации мер по уменьшению затрат на приобретение бумажной продукции, расширения электронного документооборота  с соответствующим сокращением бумажной переписки, внедрения локальных и корпоративных компьютерных сетей, а также других информационных систем.

Показать ответ

Считаю, что однозначный ответ на это вопрос будет неверным.

С одной стороны, банк озвучивает обязательные для выполнения товариществом требования, указанные в упомянутом в вопросе Временном положении, утвержденном правительством.

А с другой стороны, не понятно на каком основании и на каких полномочиях банк заявляет данные требования. Более чем уверен, что действия банка являются неправомерными и потому предъявлены устно, а не письменно.

Также не ясным является возможное «прекращение» обслуживания счета со стороны банка.

Согласно ст. 787 Гражданского кодекса (далее - ГК) банк имеет право ограничить права (проще говоря приостановить счет) клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете  в случае наложения на них ареста. Также, в данной статье говорится, что приостановление операций по счету может осуществляться и в случаях, предусмотренных законом.

В других источниках законодательства такие «случаи» не указываются. Налицо правовой пробел.

Возможно также, что банк под «прекращением» обслуживания имел в виду расторжение договора с товариществом. На этот случай, законом четко указываются обстоятельства, когда договор может быть расторгнут банком.

В статье 788 ГК указывается, что по требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом (и никем иным) в случаях:

- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, оказывается ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Так, что если дело дойдет до этого, то вопрос «прекращения» обслуживания счета будет решаться по усмотрению суда.

Вместе с тем, товариществу необходимо, исходя из содержания Временного положения, обязывающего управляющие организации (товарищества и управляющие компании) к аккумулированию средств для капитального ремонта жилых домов на сберегательных депозитных счетах, открыть такой счет и соблюдать упомянутые требования. Ведь данные требования не случайно установлены. Правильнее думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Представьте, какие проблемы возникнут перед товариществом, когда потребуется капитальный ремонт дома. Откуда оно будет брать средства на него?

А насчет упомянутого автором вопроса решения общего собрания товарищества могу предположить незаконность его принятия. Так, как оно явно противоречит Временному положению, утвержденному постановлением правительства.

Показать ответ

Действительно, в ст.ст. 294, 295 Кодекса об административной ответственности (далее – КоАО), перечисляющих соответственно права нарушителя и  потерпевшего, не предусмотрено право этих лиц на получение копий из материалов дел
об административных нарушениях. Согласно содержанию данных статьей, лицо может только ознакомиться с материалами дела. При этом, не предоставлено даже право делать выписки из них.

  Законодатель предоставляет такие право только адвокату (ст. 6 Закона «Об адвокатуре»). Но, на практике адвокат крайне редко учавствует в производстве дел об административных нарушениях. Это обусловлено «нерентабельностью», с экономической точки зрения, их привлечения к делу.

На наш, взгляд, в этом случае законодательство требует совершенства и тут следует устранить данный, ущемляющий права граждан, правовой пробел и предоставить им право на получение копий или фиксирования в иной форме с помощью технических средств информации, содержащейся в деле непосредственно правонарушителям или потерпевшим.

Точно также требуется дополнить и аналогичную ст. 21 Закона
«Об обращениях физических и юридических лиц».

Потому, как ознакомление с делом под надзором в "казенном" кабинете, в не очень комфортных, в психологическом плане условиях и зачастую с ограничением времени, не совсем отвечает интересам лица. 

Другое дело, когда лицо имея у себя под рукой копии материалов, сможет в любой момент, беспрепятственно, без ограничения во времени и кратности просмотра изучать материалы дела, в целях выстроения эффективной линии защиты своих прав и интересов.

Это будет полностью соответствовать принципам демократизма, гуманизма, справедливости, указанным в ст. 3 КоАО.

В этом плане, можно брать пример с соответствующих статьей Уголовно-процессуального кодекса, где рассматриваемое право наряду с защитником, предоставляется и обвиняемому, и потерпевшему в полной мере.

Показать ответ

Согласно нормам Жилищного кодекса (далее - ЖК) и соответствующих актов законодательства, установлена обязательность компенсации ущерба в случае сноса жилых домов, в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд владельцам домов, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим 
в этих домах. При этом, ЖК предусматривает различные способы компенсаций, выбор одного из которых предоставляется на усмотрение сторон (ст. 27, 28, 30, 31 ЖК).

Прописка в сносимом доме является единственным условием при определении права на получение компенсации. Никакого условия о «физическом проживании» законодательством не предусмотрено.

В подтверждение вышесказанного приведем пункт 16 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утвержден постановлением КМ от 29.05.2006 г. № 97): «Для получения жилого помещения собственник дома после получения уведомления о предстоящем сносе в месячный срок должен подать согласованное с членами семьи и другими совместно проживающими (прописанными) лицами заявление в хокимияты соответствующих районов (городов) о выделении ему жилого помещения взамен сносимого жилья с указанием состава семьи, количества постоянно проживающих лиц, а также имеющихся у них льгот на получение дополнительной жилой площади сверх социальной нормы площади жилья».

Кроме того, махаллинский сход граждан не входит в систему государственных органов, то есть не является государственной организацией и решение рассматриваемого вопроса не входит в его компетенцию (ст.ст.11-14 Закона «Об органах самоуправления граждан»).

Уполномоченным органом по данному вопросу является хокимият.

Соответственно собственнику жилого дома, где Вы прописаны нужно в вышеуказанном порядке, осуществить процедуру подачи заявления в данный орган.

В случае неудовлетворительного решения у Вас, также имеется право на обращение в суд.

Показать ответ

Решением хокима г. Ташкента от 31.12.2014 г. N 1079, утверждены Минимальные ставки арендной платы за пользование государственным недвижимым имуществом в г. Ташкенте на 2015 год и Порядок исчисления арендной платы (базовой ставки арендной платы) и применяемые коэффициенты.

Согласно им, минимальная годовая ставка арендной платы за квадратный метр площади предоставленной под гараж составляет 8 150 сум.

Однако, вместе с тем предусмотрено также, применение коэффициента территориальных зон и других поправочных коэффициентов.

Кроме того, рассматриваемый документ определяя минимальную ставку, в то же время не устанавливает ее верхнею планку, оставляя тем самым решение вопроса о ценообразовании на усмотрение районных хокимиятов и созданных ими соответствующих унитарных или дочерних предприятий.

В данной ситуации вопрос оплаты за аренду должен решаться на договорной основе между арендодателем и арендатором на условиях равноправия сторон, согласно Гражданскому кодексу.

Как усматривается из письма, указанные гаражи находятся в разных районах города Ташкента (Юнусабадском и Шайхантахурском) и соответственно договора об аренде составлялись с разными предприятиями - арендодателями.

Потому, автору письма рекомендуется:

во-первых, изучить данные договора, в частности пункты касающиеся стоимости аренды;

во-вторых, нанести визит к арендодателю и выяснить, каким образом производится расчет арендной платы, провести с ним переговоры о возможности снижения цены.

Также, граждане имеют право на обращение с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд по гражданским делам, который вправе обязать арендодателя изменить условия договора (ст. 269 ГПК).

Показать ответ

Так как в письме отсутствует информация об основаниях, указанных в протесте прокурора и решении суда, послуживших отмене предыдущего решения, то ниже приводятся некоторые нормы права, на основании которых возможно построение собственной линии защиты.

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно закону пересмотр обвинительного приговора или определения (постановления) суда, если в жалобе или протесте ставится вопрос о необходимости применения закона о более тяжком преступлении, об усилении наказания или о других изменениях, влекущих ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора, либо определения (постановления) суда о прекращении дела допускается лишь в течение года после вступления их в законную силу (ст.ст. 500, 513 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК)). Поэтому, рассматриваемая ситуация, скорее всего, связана с вопросом исполнением приговора.

Согласно части первой статьи 542 УПК, вопросы об исполнении приговора разрешаются судьей в судебном заседании с участием прокурора и осужденного.

Однако, часть третья той же статьи предусматривает, что при неявке по неуважительным причинам в суд осужденного к штрафу для рассмотрения вопроса о замене штрафа другими мерами наказания представление органа, исполняющего наказание, может быть рассмотрено в отсутствие осужденного. В этом случае, при замене штрафа арестом или лишением свободы судом должен быть решен вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и объявлении розыска в отношении осужденного.

В любом случае, во избежание возможного заключения под стражу, рекомендуется незамедлительное обращение в суд с кассационной жалобой на определение об объявлении в розыск.

При этом в жалобе особо нужно подчеркнуть и подтвердить документально факт уплаты штрафа, то есть доказать, что Вы не уклонялись от исполнения наказания. Также, считаем важным указать в жалобе факт Вашей неосведомленности, вследствие неизвещения должным образом о судебном заседании, на котором было вынесено определение об объявлении в розыск.

Возможно, причиной возникновения данной ситуации послужило недобросовестное, халатное отношение судебного исполнителя к своим должностным обязанностям. В этом случае, Вы можете, также обжаловать его действия в гражданском суде, прокуратуре или иных органах.

Показать ответ

“Жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари тўғрисида”ги Қонуннинг (матн давомида - Қонун) 4, 5-моддаларига мувофиқ жисмоний ва юридик шахслар мурожаатларининг ёзма, электрон ва оғзаки шакллари ҳамда ариза, таклиф ва шикоят тарзидаги турлари мавжуд. Мурожаатларнинг тури ва шаклидан қатъи назар, улар бир хил аҳамиятга эга ва 23-моддага кўра, уларга ёзма ёхуд электрон тарзда жавоб берилиши шарт.

Ушбу талаблар Вазирлар Маҳкамасининг “Ўзбекистон Республикаси давлат ҳокимияти ва бошқарув органларида иш юритиш ва ижро назоратини ташкил этиш бўйича норматив ҳужжатларни тасдиқлаш ҳақида”ги 29.03.1999 йилдаги 140-сонли ҳамда “Давлат органлари ва давлат муассасаларида жисмоний ва юридик шахсларнинг мурожаатлари билан ишлаш тартиби тўғрисидаги намунавий низомни тасдиқлаш ҳақида»ги  31.03.2015 йилдаги 73-сонли қарорларида ҳам ўз аксини топган.

Кўриниб турибди-ки, ҳар қандай мурожаатга жавоб берилиши лозим.

Шу ўринда хат муаллифининг эътиборини жавоб хатларни юборилишини замонавий, ўта қулай ҳамда ниҳоятда тежамкор шакли - электрон усулда амалга ошириш учун қонунда имконият яратиб берилганлигига қаратиб, ундан тўлақонли фойдаланишга маслаҳат берган бўлар эдик.

Показать ответ

Согласно пункту 20 Положения об индивидуальном жилищном строительстве, утвержденного правительственным Постановлением от 30.12.2006 № 272 (далее - Положение), строительство жилого дома может быть осуществлено по типовому или индивидуально разработанному проекту, при этом индивидуально разработанный проект подлежит согласованию с районным (городским) архитектором.

Пункт 24 указанного документа гласит, что строительство жилых домов, подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений должно осуществляться при соблюдении градостроительных норм и правил.

Надзор за этим осуществляют органы архитектуры и строительства района (города) (абзац 3, пункта 27).

Из письма усматривается, что данные формальности были соблюдены.

В этом случае, при условии того, что работы ведутся в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, то претензии соседки необоснованны.

Также, автор письма указывает, что соседка своими действиями, а именно обращением в милицию и выражением недовольства препятствует стротельным работам.

Согласно ст. 3 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц», каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы. Однако, там же оговоривается, что осуществление этого права не должно нарушать права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства.

Аналогично, ст. 29 Конституции Узбекистана указывает, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений.

При этом, закон предусматривает ответственность за необоснованные обвинения, оскорбления, клевету и иные действия нарушающие права, свободы и законные интересы других физических и юридических лиц, а также интересы общества и государства (к примеру ст.ст. 139, 140 Уголовного кодекса и ст.ст. 40, 41 Кодекса об административной ответственности).

В рассматриваемом случае, в заявлении соседки о том, что «все подкуплено и незаконно», усматриваются признаки клеветы, являющейся, как указано выше, наказуемым деянием. Для привлечения лица к ответственности по данному факту необходимо обратиться в органы внутренних дел.

Вместе с тем, целесообразно указать и иной правовой механизм разрешения данной ситуации.

Согласно ст. 18 Закона «Об органах самоуправления граждан» в сходах граждан наряду с другими, действуют и примирительные комиссии.

Представляется предпочтительным, не допуская дальнейшей эскалации конфликта воспользоваться посредничеством этой комиссии и добиться мирного разрешения данного вопроса.

Показать ответ

Авваламбор, шуни таъкидлаш лозимки, юридик шахс бўлмаган якка тартибдаги тадбиркорлар томонидан амалга оширилган савдони чакана ва улгуржига ажратиш чегараси, афсуски аниқ белгилаб берилмаган.

Вазирлар Маҳкамасининг "Юридик ва жисмоний шахсларни рўйхатдан ўтказишни ҳамда улар томонидан савдо фаолияти амалга оширилишини тартибга солиш чора-тадбирлари тўғрисида"ги 26.11.2002 йилдаги 407-сонли Қарори билан тасдиқланган “Улгуржи ва чакана савдо фаолиятини амалга ошириш тартиби тўғрисида Низом”да (матн давомида - Низом) чакана савдо - савдо соҳасида якуний истеъмол учун, ундан тижорат мақсадларида фойдаланиш ҳуқуқисиз аҳолига товарларни доналаб ёки кўп бўлмаган миқдорларда нақд пулга сотишни назарда тутувчи фаолиятни амалга ошириш деб таърифланган.

Бироқ, “кўп бўлмаган миқдор” тушунчаси мавҳум қолдирилган.

Фақатгина Низомнинг чакана савдони амалга оширувчи юридик шахслар фаолиятини тартибга солувчи бўлимида товарларни нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича сотиш чакана савдо корхоналари томонидан ўтган ойдаги ойлик товар айланмаси умумий ҳажмининг 10 фоизи доирасида амалга оширилиши мумкинлиги белгиланган.

Товарларни ушбу миқдордан ортиқча нақд пулсиз ҳисоб-китоб бўйича фақат ижтимоий соҳа ташкилотлари ва муассасалари (болалар, даволаш муассасалари, қариялар уйлари, болалар уйлари, ногиронлар уйлари, ўқув ва маърифат юртлари)га ҳамда юридик шахсларнинг корпоратив пластик карточкалари бўйича сотиш чеклашларсиз амалга оширилишига рухсат берилган.

Фикримизча, амалиётда назорат қилувчи органлар ушбу қоидани юридик шахс тузмасдан якка тартибда тадбиркорлик фаолияти билан шуғулланувчи субъектларнинг савдо фаолиятига нисбатан ҳам қўллашади.

Шуни ҳам, ҳозирги вақтда айрим мутахассислар томонидан собиқ иттифоқ савдо тизимида мавжуд бўлган тақчиллик оқибатида вужудга келган савдонинг улгуржи ва чаканага сунъий бўлиниши амалиёти эскирганлиги, замонавий иқтисодиёт талабларига жавоб бермаслиги, амалиётда кўплаб тушунмовчилик ва муаммолар келтириб чиқараётганлиги боис, ундан воз кечиш лозимлиги тўғрисида фикр билдирилмоқда.

03.06.2015 [ID: 3231] Имеет ли право Торговый комплекс предоставить место внутри базара для рекламы без согласования местного управления (Хокимиять, или соответствующие орган) если да какие (типы) договора можно заключать с (ИП) где можно указать условии размещение рекламы . Если нет Куда надо обращается чтобы дали соответствующие разращения на рекламу, ест ли какой либо взноси на размещения рекламы внутри тор.комплексе, и какова сроки оформления документы.
Показать ответ

Согласно части 2, ст. 20 Закона «О рекламе» (далее - Закон) указывается, что порядок размещения внешней рекламы рекламодателя устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.

К примеру, в столице рассматриваемый вопрос регулируется Порядком размещения внешней рекламы в г. Ташкенте, утвержденным Решением хокима города от 26.12.2007 за N 1148 (далее - Порядок).

Таким образом, если торговый комплекс расположен в г. Ташкенте, то для размещения внешней рекламы третьих лиц - рекламодателей, Вашему предприятию, в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, следует обратиться в рабочий орган Комиссии хокимията г. Ташкента по рекламно-информационной деятельности (далее - Комиссия) - Государственное унитарное предприятие «Ташкент Реклама Сервис» (далее - рабочий орган Комисси) с заявкой о размещении рекламы (п 6.1. Порядка).

В случае положительного решения Комиссии, рабочий орган Комиссии заключает с распространителем контракт о внесении платы за право размещения внешней рекламы и после осуществления которой распространителю выдается Свидетельство на право размещения средств внешней рекламы и копия паспорта рекламного места.

Сумма оплаты определяется в соответствии с тарифами, утвержденными решением сессии Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов.

После получения данных документов у распространителя появляется право на оказание услуг рекламодателям.

Если же, предприятие находится в другом регионе, то для его разрешения следует обратиться в местный орган государственной власти – хокимият.

Вместе с тем следует отметить, что вышеуказанные нормативные акты, а в особенности Порядок требуют дальнейшего совершенствования. Так, не в полной мере и не очень четко сформирован понятийный аппарат, имеются ряд противоречий требованиям Гражданского кодекса, Закона, а также норм в рамках одного документа.

К примеру недостаточно четкая регламентация Законом расстояния размещения «информации (вывески)» от предприятия (в Законе говорится, что она размещается «возле входа (въезда)» в него).

Данная неопределенность привела к тому, что нормы Порядка «породили» непредусмотренный Законом новый, «мутировавший» вид информирования, как «информационный указатель», который может быть установлен в радиусе 500 метров от предприятия. И хотя данные указатели и не причислены к рекламе, и не предусмотрено плата за их использование, в то же время, они неудачно обозваны «рекламными средствами» и установлен разрешительный порядок их установки, с оплатой затрат на изготовление разрешительной документации (п.п. 3.5.1., 3.5.2. и др.).

Также, установленные Порядком сроки рассмотрения заявлений противоречат требованиям ст. ст. 31 и 19 законов «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и «Об обращениях физических и юридических лиц» соответственно, об обязательности рассмотрения заявлений в месячные сроки. Согласно данным статьям, только в исключительных случаях разрешается продление срока рассмотрения заявления еще на один месяц, с сообщением об этом заявиттелю.

Согласно же Порядка, Рабочий орган должен в течении 5 рабочих дней рассмотреть заявления юридических лиц и в случае его согласия, с заявителем заключается соответствующий договор, оплата по которому должна быть произведена в течение 5-ти банковских дней.

В течение 30-ти календарных дней с момента оплаты, Рабочий орган  должен изготовить и согласовать техническую документацию и после этого внести собранный пакет документов на рассмотрение очередного заседания Комиссии, сроки проведения которых Порядком не указываются. (п.п.3.1.3.-3.1.6. Порядка).

То есть, вразрез вышеуказанных требований законов устанавлен порядок рассмотрения обращений более чем в месяный срок.

Не предусматривается, также и возврат уплаченных средств, в случае отрицательного решения Комиссии.

Имеется и ряд других моментов требующих своего пересмотра или корректировки.

Показать ответ

Законодательство не регулирует данный вопрос в императивной форме.

Пункт 25, прилагаемого к утвержденным приказом Госкомархитектстроя от 21.10.1996 за №95 строительным нормам и правилам 2.07.03-97 «Ограждения территорий предприятий, зданий и сооружений» рекомендательной «Таблицы подбора ограждения» указывает, что высота ограждений между жилыми домами и вид ограждения определяется по согласованию с местными органами по архитектуре и градостроительству.

Вместе с тем, в примечаниях к пункту 26 градостроительных норм и правил ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство планирование развития и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов», утвержденных приказом Госкомархитектстроя от 23.12.2009 за N 128 указывается, что при застройке районов индивидуального строительства необходимо соблюдение следующих требований:

1. Согласование любых построек с владельцами соседних участков.

2. Обеспечение зрительной изоляции жилого дома и хозяйственных построек от соседних участков.

3. Осуществление ввода сетей инженерных коммуникаций по собственной территории.

4. Обеспечение сохранности и соблюдение пешеходно-транспортных и инженерных коммуникаций, а также зеленых насаждений общего пользования.

5. Обеспечение норм инсоляции соседнего жилого дома.

Согласно этому документу норма инсоляции (облучения земной поверхности солнечной радиацией) при размещении и ориентации зданий должна быть достаточной, что бы обеспечивать непрерывную продолжительность инсоляции жилых помещений в течение 2,5 часов в день в период с 22 марта по 22 сентября. В условиях реконструкции допускается сокращение продолжительности инсоляции помещений на 0,5 часа.

В пункте 20 «Положения об индивидуальном жилищном строительстве», утвержденного Постановлением правительства от 30.12.2006 за № 272 указывается, что строительство жилого дома может быть осуществлено по типовому или индивидуально разработанному проекту, при этом индивидуально разработанный проект подлежит согласованию с районным (городским) архитектором.

Пункт 24 указанного документа гласит, что строительство жилых домов, подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений должно осуществляться при соблюдении градостроительных норм и правил.

Таким образом, автору письма необходимо осуществлять строительство ограждения с соблюдением вышеуказанных требований, по согласованию с местным архитектором и с владельцами соседних участков.

Показать ответ

Правовыми основами регулирования данного вопроса являются нормы § 3 (аренда транспортных средств) главы 34 Гражданского кодекса (далее - ГК). Закон подразделяет договора аренды на два вида – на аренду с экипажем и без него (ст. 564 ГК).

В первом случае, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

При заключении же договора аренды транспортного средства без экипажа, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Согласно требованиям ст. 565 ГК, а также пункта 2 Постановления правительства от 07.03.2006 за N 38 «О дополнительных мерах по упорядочению приобретения, пользования и отчуждения автомототранспортных средств» (далее - Постановление), договор аренды транспортного средства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению с последующей постановкой на учет в органах ГСБДД (далее – гос. регистрация).

Также следует отметить, что хотя закон (ст. 558 ГК) и предусматривает возможность такого альтернативного способа предоставления собственником в наем движимого имущества, как прокат, но на деле практика заключения таких договоров отсутствует, в том числе и из-за отсутсвия соотвествующих правовых механизмов детально регламентирующих данный вид правоотношений.

К примеру, вышеуказанное Постановление регулируя отношения по таким видам сделок с транспортными средствами, как договора отчуждения (купля-продажа, мена, дарение, рента), аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга автомототранспортных средств, регламентируя обязательность их нотариального оформления и государственной регистрации, оставляет, при этом, без внимания вопросы проката транспортных средств.

Казалось бы, этот правовой пробел выгоден для субъектов гражданских отношений и позволяет им при закдючении договора о прокате транспортного средства избежать волокитной и затратной процедуры по нотариальному оформлению и госрегистрации.

Но на практике это привело бы к тому, что органы ГСБДД будут всячески препятствовать эксплуатации транспортных средств, сданных в прокат.

Исходя из вышеизложенного, при сдаче в наем движимого имущества рекомендуется заключать договоры аренды транспортного средства в соответствии с вышеуказанными требованиями ГК и Положения.

В свою очередь, считаем целесообразным законодателю обратить внимание на данный вопрос и принять меры к возможности применения норм ГК по прокату транспортных средств на практике.

Показать ответ

В начале следует отметить, что согласно ст. 1 Гражданского кодекса (далее - ГК) гражданские правоотношения прежде всего основываются на принципах равенства сторон, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и других принципах.

Субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В ст. 102 ГК указывается, что для совершения двухстороннего договора необходимо выражение согласованной воли обеих сторон.

Кроме того, в ст. 4 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (далее - Закон) указываются, в том числе и принципы свободы заключения хозяйственных договоров и взаимной заинтересованности сторон.

Вместе с тем, согласно ст. 6 Закона, стороны хозяйственного договора наряду с другими, имеют права на запрос и получение справок и иных документов, необходимых в связи с заключением, исполнением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; сбор сведений, касающихся экономического состояния, репутации и деловых качеств другой стороны.

Исходя из требований ст. 6 ГК, можно признать обычаем делового оборота, эту сложившуюся и широко применяемую в сфере предпринимательства практику.

Таким образом, истребование какой-либо документации это не обязанность, а право хозяйствующего субъекта, которое вызвано необходимостью обеспечения законности заключаемых договоров и упреждения нежелательных последствий. К примеру, установления факта правомочности контрагента на осуществление действий, совершение которых предусматривается в заключаемом договоре (наличие лицензии на осуществление определенной деятельности, необходимость удостоверенности в личности лица заключающего договор и т.д.).

В деловой практике, испытанные партнеры, при заключении договоров, как правило могут обходиться и без истребования каких-либо дополнительных документов.

Также, следует указать, что нарушение законодательства одной из сторон договора, не влечет за собой ответственности для другой стороны.

К примеру, занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, без специального разрешения либо путем подделки документов.

Что касается вопроса о том, возможен ли отказ от предоставления документов на основании Постановления правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства», от 31.12.2014 за №377, то из самого названия документа усматривается, что сферой его регулирования являются отношения по предоставлению государственных услуг.

Основным положением данного документа является установление запрета с 1 января 2015 года на истребование, при оказании государственных услуг, гос. органами и иными организациями от субъектов предпринимательства документов и информации, имеющихся в других госорганах и иных организациях, в том числе справок об отсутствии налоговой задолженности или задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов, лицензий и документов разрешительного характера.

03.07.2015 [ID: 3334] 1. Менинг отамга 2003 йил Қорақалпоғистон Республикаси санъат арбоби фахрий унвони берилди. Ушбу фахрий унвон билан Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2006 йил 30 декабрь кунги 272-сонли Қарори билан тасдиқланган «Якка тартибдаги уй-жой қурилиши тўғрисида НИЗОМ»нинг 13-бандига асосан меҳнат фахрийси ҳисобида менинг отамга ер участкаси ажратилиши мумкинми? 2. Менинг отамга берилган Қорақалпоғистон Республикаси санъат арбоби фахрий унвони ёҳуд шу каби давлатимиз томонидан бериладиган бошқа фахрий унвонга эга фуқаролар меҳнат фахрийси унвонига тенглаштирилган ҳолда ер участкасини биринчи навбатда олиши мумкинми? (Илтимос ушбу саволга жавобни «НОРМА МАСЛАҲАТЧИ» иқтсодий ҳуқуқий газетасида чоп этишингизни сўрайман) Ф.Романов Қорақалпоғистон Республикаси Нукус шаҳри, 21 кичик туман, 5 Б уй, 12 хонадон
Показать ответ

- Якка тартибдаги уй-жой қурилиши тўғрисида низомнинг (ВМнинг 30.12.2006 йилдаги 272-сон Қарори билан тасдиқланган) 13-банди талабларига асосан ер участкалари биринчи навбатда ер давлат ва жамоат эҳтиёжлари учун олиб қўйилиши муносабати билан уйлари бузилаётган фуқароларга, Иккинчи жаҳон уруши ногиронлари ва қатнашчиларига, байналмилал жангчиларга, ҳалок бўлган ҳарбий хизматчилар ва уларга тенглаштирилган шахсларнинг оилаларига, меҳнат фахрийларига, ўзлари эгаллаб турган давлат турар жой фондининг турар жойларини шаҳар ва туман ҳокимликларига бераётган фуқароларга берилади.
Гарчи Солиқ кодекси (147-моддасининг 12-банди), юқоридаги Низом (13-банди) каби айрим қонун ҳужжатларида имтиёзга эга шахслар қаторида меҳнат фахрийлари ҳам кўрсатиб ўтилган бўлса-да, бироқ ушбу унвон ҳамда унинг эгаларига доир масалалар қонунчилик билан тартибга солинмаган, яъни бу борада ҳуқуқий бўшлиқ мавжуд.
Бинобарин, миллий қонунчиликда:
- уруш қатнашчилари ва уларга тенглаштирилган шахслар;
- 1941-1945 йиллардаги уруш даврида мамлакат ичкарисида ишлаган ва ҳарбий мажбуриятни бажарган шахслар;
- уруш ногиронлари ва уларга тенглаштирилган шахслар;
- Ўзбекистон Республикаси фахрий унвонларига эга бўлган шахслар тоифаларининг ҳуқуқий мақомлари, уларга белгиланган имтиёз ва бошқалар батафсил кўрсатиб ўтилган.
Бироқ, қонунчиликда меҳнат фахрийси унвони тушунчасининг ўзи, шунингдек ушбу унвон кимга ҳамда ким томонидан берилиши тартиблари ҳам мавжуд эмас.
Шу билан бирга, Қорақалпоғистон Республикаси Конституциясининг 70-моддаси 16-бандига мувофиқ ҚР давлат мукофотлари ҳамда фахрий унвонларини таъсис этиш ҚР Жўқорғи Кенгесининг мутлақ ваколатлари сирасига киради.
Демак, ушбу унвонлар билан боғлиқ масалаларни ҳал этиш, жумладан уларга имтиёзлар белгилаш ҳам ўз-ўзидан Қорақалпоғистон Республикаси давлат ҳокимиятининг олий органлари ваколатига тегишлидир.
Шу боис, мазкур масалага аниқлик киритиш учун муаллиф томонидан ушбу органларга мурожаат қилишни маслаҳат берамиз.

Показать ответ

Действительно, в ст.ст. 294, 295 Кодекса об административной ответственности (далее – КоАО), перечисляющих соответственно права нарушителя и потерпевшего, не предусмотрено право этих лиц на получение копий из материалов дел об административных нарушениях. Согласно содержанию данных статьей лицо может только ознакомиться с материалами дела. При этом, не предоставлено даже право делать выписки из них.

Законодатель предоставляет такие права только адвокату (ст. 6 Закона «Об адвокатуре»). Но, на практике адвокат крайне редко учавствует в производстве дел об административных нарушениях. Это обусловлено нерентабельностью (с экономической точки зрения) их привлечения к делу.

На наш, взгляд, в этом вопросе законодательство требует совершенствования в части предоставления гражданам права на получение копий или фиксирования в иной форме с помощью технических средств информации, содержащейся в деле непосредственно правонарушителям или потерпевшим.

Подобным образом требуется дополнить и аналогичную статью 21 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц».

Ознакомление с делом под надзором инспектора по профилактике в не очень комфортных в психологическом плане условиях и зачастую с ограничением времени, не совсем отвечает интересам лица. Другое дело, когда лицо, имея у себя под рукой копии материалов, сможет в любой момент, беспрепятственно, без ограничения во времени и кратности просмотра изучать материалы дела, в целях выстроения эффективной линии защиты своих прав и интересов. Это будет полностью соответствовать принципам демократизма, гуманизма, справедливости, указанным в статье 3 КоАО.

В уголовно-процессуальном кодексе уже имеются аналогичные нормы, где рассматриваемое право на ознакомление с материалами дела, включая их копирование и или фиксирования в иной форме, наряду с защитником, предоставляется и обвиняемому, и потерпевшему в полной мере.

Показать ответ

Указом Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции» одной из основных задач и направлений деятельности учреждаемого ведомства определено проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния низкорентабельных и убыточных предприятий, разработка и реализация комплексных мер по их финансовому оздоровлению, в первую очередь за счет привлечения новых инвесторов, модернизации и технологического переоснащения, снижения себестоимости и издержек производства, освоения новой конкурентоспособной продукции.

Принятым во исполнении данного Указа Постановлением правительства от 30.12.2012 г. N 374 утверждено Положение о Государственном комитете по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (далее – Госкомконкуренции), где последнему предоставляется право запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, хозяйствующих субъектов и других организаций, информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.

Вместе с тем, согласно ст. 18 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства.

Также, в ст. 34 данного Закона установлено, что государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности.

При этом государственным органам и их должностным лицам разрешается принимать меры только лишь по устранению конкретного нарушения законодательства обнаруженного в деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности запрещается.

А в ст. 12 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» указывается, что в случае какого-либо несоответствия между положениями этого Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.

Также, согласно ст. ст. 5 и 11 законов «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» соответственно, во взаимоотношениях с гос.органами действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

В рассматриваемой ситуации хозяйствующий субъект представив паспорт предприятия, отражающего основные производственные и экономические параметры его деятельности, полностью выполнил возложенное на него требование пункта 3 Постановления правительства от 26.01.2015 г. N 11 «О дополнительных мерах по обеспечению устойчивой деятельности и максимальной загрузки мощностей промышленных и строительных организаций».

Данный правовой акт не предусматривает никаких иных обязанностей хозяйствующих субъектов, а также санкций за несоблюдение его требований.

Однако, при принятии решения рекомендуется иметь в виду, что предусматриваемая данным Постановлением «дорожная карта» по обеспечению максимальной загрузки мощностей и устойчивой финансово-хозяйственной деятельности убыточных, низкорентабельных и имеющих низкий уровень использования мощностей предприятий, призвана служить интересам данных хозяйствующих субъектов.

Показать ответ

Ушбу масала 15.03.2012 йилда Адлия вазирлигида 2342-сон билан рўйхатга олинган “Хўжалик юритувчи субъектларнинг банк ҳисобварақларидан пул маблағларини ҳисобдан чиқариш тартиби тўғрисидаги Йўриқнома”си (матн давомида - Йўриқнома) билан тартибга солинади.

Унинг 2-иловасида бундай ҳолларда ҳисоб-китоб қилиш тартиби аниқ мисол ёрдамида ёритиб берилган.

Муаллиф, ҳисоб-китоблар тўғри ёки нотўғри олиб борилганлигини аниқлаши учун юқорида кўрсатиб ўтилган ҳужжатдан фойдаланиши лозим бўлади.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика