Ответов: 102
Ответы эксперта. Налоговый учет 2014 - 2018
Показать ответ

Проверяющие вправе проверить деятельность налогоплательщика не более чем за 5 календарных лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (часть девятая статьи 91 Налогового кодекса, далее - НК). Шестой, седьмой и предшествующие им календарные годы в плановом порядке они уже не вправе проверять.

Налоговая отчетность должна храниться у налогоплательщика в течение срока исковой давности по налоговому обязательству (статья 47 НК), который составляет 5 лет после окончания налогового периода (статья 38 НК). Таким образом, вам необходимо хранить налоговую отчетность только за предыдущие 5 календарных лет, а за предшествующие им шестой и седьмой годы - вы можете сдать в установленном порядке в архив.

 

Показать ответ

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 Указа Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению проверок и совершенствованию системы организации контроля деятельности субъектов предпринимательства" (от 4 апреля 2011 года N УП-4296, далее - Указ) не допускается продлевать сроки проведения налоговых проверок деятельности субъектов малого предпринимательства сверх предусмотренного законодательством максимального срока. Это положение распространяется только на налоговые проверки, срок проведения которых определен частью первой статьи 89 Налогового кодекса (НК) - 30 календарных дней.

Согласно абзацу третьему пункта 1 Указа, с 1 апреля 2011 года до 1 января 2017 года запрещается проводить налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц в рамках возбужденных уголовных дел, а также связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов). Данное положение распространяется только на налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности, которые частью третьей статьи 85 НК определяются как "изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика с целью осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства".

Согласно части четвертой статьи 85, части шестой статьи 86, частям третьей и четвертой статьи 89 НК, краткосрочная проверка - проверка соответствия налоговому законодательству отдельных операций налогоплательщика, не связанная с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности; она проводится в виде внеплановой налоговой проверки; срок ее проведения не должен превышать 1 рабочего дня; продление срока проведения краткосрочной проверки не допускается.

Таким образом, абзацы третий и четвертый пункта 1 Указа Президента не затрагивают краткосрочных проверок. Их проводить в период с 1 апреля 2011 до 1 января 2017 года Указ не запрещает.

 

Показать ответ

Согласно части первой статьи 92 НК, проверяющие обязаны заполнить Книгу регистрации проверок перед началом проведения внеплановой налоговой проверки, а при краткосрочной проверке по вопросам, касающимся наличной выручки, - до ее завершения.

Незаполнение этой Книги является нарушением. Однако этого недостаточно для признания результатов проверки недействительными. Данное нарушение носит процедурный характер, и виновные должностные лица налогового органа могут быть привлечены за это к ответственности.

В соответствии с частью первой статьи 101 НК проверяющие инспекторы обязаны оформлять результаты проведенных ими проверок актом в не менее 3 экземплярах, которые должны быть подписаны проводящими проверку должностными лицами налогового органа. Один экземпляр акта вручается налогоплательщику. В случае его несоставления проверка считается непроведенной и налоговое правонарушение неустановленным.

Поэтому если решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате налоговой проверки, не основано на акте налоговой проверки, это обстоятельство является основанием для признания данного решения недействительным или отказа в применении финансовой санкции (пункт 28.1 постановления пленума Высшего хозяйственного суда "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан" от 18 июня 2010 года N 210).

Если же инспекторы итоговый акт составили, но не ознакомили с ним представителя субъекта под роспись, то вопрос о признании принятого по результатам проверки решения недействительным является спорным. Обжаловать такое решение можно, однако признание либо непризнание его недействительным остается на усмотрение вышестоящего налогового органа или суда (в зависимости от того, куда обратится субъект).

 

03.07.2014 [ID: 1657] В соответствии с требованиями Налогового кодекса юридическое лицо обязано у источника удерживать налог на доход при выплате физическому лицу - арендодателю арендной платы за пользование арендованным у него объектом недвижимости (зданием). Какая ответственность предусмотрена для данного юрлица за неисполнение указанной обязанности в случае признания договора аренды ничтожным из-за отсутствия в нем условий об арендной плате (ее размере, порядке и сроках выплаты и т.д.) (безвозмездный договор)? Если договор безвозмездный, то как будет определяться размер санкции?
Показать ответ

Во-первых, договор аренды по своей правовой природе не носит безвозмездного характера, а является возмездной сделкой. Если в договоре нет условий об арендной плате, то речь идет не об аренде, а о безвозмездном пользовании имуществом.

Во-вторых, отсутствие в договоре аренды здания согласованного сторонами условия о размере арендной платы влечет признание его незаключенным (часть первая статьи 577 ГК), а не ничтожным. Незаключенный договор не порождает никаких прав и обязанностей у лиц.

И наконец, в-третьих, фактическое законное безвозмездное пользование юридическим лицом объектом недвижимости (зданием), принадлежащим физическому лицу, для юридического лица считается безвозмездно полученным имущественным правом. А это, согласно части первой статьи 135 НК, является доходом юридического лица, подлежащим налогообложению. Из сути частей второй и третьей указанной статьи следует, что его размер в этом случае определяется по рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости, подтвержденной документально либо оценщиком.

Как явствует из смысла части третьей статьи 135 НК, документально подтвержденными сведениями о рыночной стоимости прав пользования теми или иными объектами недвижимости могут выступать, например, данные средств массовой информации (рекламные объявления о сдаче объектов недвижимости в аренду) или органов государственной статистики (налоговые органы вправе запросить их в установленном порядке). При обнаружении в ходе налоговой проверки факта безвозмездного пользования юридическим лицом объектом недвижимости налоговые органы могут назначить проведение оценки стоимости права пользования (шестой абзац части второй статьи 11 Закона "Об оценочной деятельности" от 19 августа 1999 года N 811-I). В любом случае, независимо от способа получения этой информации, налоговые органы могут принять ее за основу при определении размера дохода юридического лица, полученного безвозмездно, и, соответственно, пересчитать облагаемую базу по налогу на прибыль или единому налоговому платежу (в зависимости от того, субъектом какой системы налогообложения является юридическое лицо) и т.д. (часть первая статьи 38 НК; пункт 6 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I). По итогам пересчета сумм обязательных платежей может образоваться задолженность, которую юридическое лицо обязано погасить, в противном случае налоговые органы взыщут ее в бесспорном порядке (статья 104 НК). С доначисленных сумм, не "перекрытых" переплатой по другим обязательным платежам, подлежит исчислению пеня в размере 0,05 процента за каждый день просрочки по день уплаты включительно (статья 120 НК).

Что касается ответственности юридического лица за неисполнение обязанности налогового агента по удержанию у источника выплаты сумм налога на доходы физических лиц, то в случае безвозмездности пользования организацией объектом недвижимости она исключается, поскольку нет состава налогового правонарушения: условие об арендной плате не определялось в договоре, денежные суммы физическому лицу не начислялись и не выплачивались.

Однако если выяснится, что договор безвозмездного пользования объектом недвижимости был заключен с целью прикрыть аренду (притворная сделка), а его стороны в своих взаимоотношениях фактически руководствовались возмездным характером сделки (денежные средства в качестве арендной платы физлицу выплачивались без их учета и отражения в бухгалтерской документации, а также без удержания с них налога на доходы физических лиц), то последствия могут быть очень серьезными не только для юридического лица, но и для его виновных должностных лиц, а также для физического лица-арендодателя (если он не продекларирует полученный доход).

 

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика