Ответов: 102
Ответы эксперта. Административная ответственность
Показать ответ

Ч. 1 ст. 175 Кодекса об административной ответственности (КоАО), предусматривающая ответственность за несвоевременное представление налоговых отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, применяется к виновным должностным лицам организаций – налогоплательщиков, если документы налоговой отчетнос­ти не были представлены в ГНИ в установленном порядке и сроки. Если же отчетность была сдана вовремя и в полном объеме, но начисленная сумма налогов или иных обязательных платежей не была уплачена в установленные сроки (не сданы в обслуживающий банк платежные поручения об уплате (часть вторая статьи 48 Налогового кодекса), то часть первая статьи 175 КоАО не подлежит применению, а бездействие виновных лиц организации-налогоплательщика квалифицируется по части третьей данной статьи в качестве нарушения платежной дисциплины.
Если платежные поручения о перечислении сумм налоговых платежей в обслуживающий банк были сданы, но ввиду недостатка на расчетном счете денежных средств для их исполнения были помещены к счетам «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (картотека N 2) (абзац третий пункта 21 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан), то состава правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 175 КоАО, нет.
В соответствии с частью первой статьи 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – 2 месяцев со дня его обнаружения.
Неуплата в установленные законом сроки начисленных сумм налоговых платежей (непредставление в обслуживающий банк платежных поручений об уплате) – длящееся правонарушение. Поэтому административный штраф по части третьей статьи 175 КоАО может быть применен в течение 2 месяцев с момента обнаружения сотрудниками ГНИ факта неуплаты налогоплательщиком налогов, а не с момента истечения сроков их уплаты. Днем обнаружения рассматриваемого правонарушения в данном случае считается дата оформления уполномоченным должностным лицом ГНИ протокола об административном правонарушении (часть первая ­статьи 279, статья 280 КоАО).
Однако если субъект уплачивает суммы налоговых платежей до обнаружения факта неуплаты налоговыми органами, то правонарушение считается оконченным (совершенным) и, соответственно, административный штраф к должностным лицам организации-налогоплательщика по части третьей статьи 175 КоАО может быть применен в течение 2 месяцев с момента окончания правонарушения, то есть с даты представления им в банк платежных поручений об уплате налогов и иных обязательных платежей.

15.05.2014 [ID: 1260] По объективным обстоятельствам на счете нашего предприятия не было денежных средств, в том числе на выплату работникам заработной платы. Налоги мы выставляли на картотеку. В налоговой инспекции начислили нам пеню и сказали, что руководство подлежит привлечению к административной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Вправе ли нас подвергать административному взысканию, если мы сами добровольно выставляли эти суммы налогов на картотеку, делали это своевременно, копии платежных поручений относили в налоговую инспекцию?
Показать ответ

Нет, не вправе.

В соответствии со статьей 174 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО) административным правонарушением считается умышленное уклонение от уплаты налогов. Согласно статье 11 КоАО, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия, желало или сознательно допускало их наступление.

Своевременное представление в обслуживающий банк платежных поручений об уплате налогов свидетельствует об отсутствии у должностных лиц организации умысла на уклонение. В соответствии с частью пятой статьи 53 Налогового кодекса (далее - НК) и абзацем третьим пункта 21 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для исполнения платежных поручений на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей они принимаются банком в обязательном порядке, помещаются к счетам "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2) и исполняются (оплачиваются) по мере поступления денежных средств на счет не позднее следующего операционного дня после каждого такого поступления в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, в ваших действиях нет умысла на уклонение, а значит, нет и состава правонарушения, предусмотренного статьей 174 КоАО. Вы вправе не согласиться с доводами налоговиков.

Согласно статье 264 КоАО, рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном статьей 174 КоАО, подведомственно налоговым органам. Поэтому если они считают вас нарушителями, то по закону должны составить протокол, возбудить административное производство, известить вас об этом, вызвать на заседание, рассмотреть дело и принять решение по правилам, предусмотренным разделом IV КоАО. "Устные переговоры" законом не предусмотрены. И если в установленном порядке дело возбудят, рассмотрят и вынесут постановление о применении штрафа, вы вправе его обжаловать в порядке, предусмотренном главой 24 КоАО.

 

Показать ответ

Административная ответственность за образование просроченной задолженности определена частью третьей статьи 175 Кодекса об административной ответственности (КоАО). Рассмотрение дела о данном административном правонарушении и применение санкций подведомственно:

государственным налоговым органам, Департаменту по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его подразделениям на местах (статья 264 КоАО);

судьям по административным делам - если правонарушитель оспаривает факт правонарушения (часть вторая статьи 245 КоАО);

хозяйственным судам - в случае установления данного нарушения в ходе разрешения хозяйственных споров (статья 245-1 КоАО).

Органам юстиции рассмотрение дела о названном правонарушении неподведомственно (статья 245-2 КоАО).

Установленная КоАО мера ответственности за определенное правонарушение применяется 1 раз. Дважды штрафовать лицо за одно и то же нарушение нельзя.

 

Показать ответ

Законодательством не предусмотрены финансовые санкции для юридического лица за непредставление банку поручения о перечислении средств в иностранной валюте для обязательной продажи. Но законодательство устанавливает административный штраф - от 8 до 12 МРЗП - на руководителя предприятия-экспортера за уклонение от обязательной продажи 50 процентов валютных средств, полученных от экспортной операции (часть вторая статьи 171 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, далее - КоАО). Под уклонением должностного лица понимается умышленное действие по оформлению поручения банку о полном переводе суммы поступивших валютных средств на депозитный счет юрлица, включая подлежащую обязательной продаже их часть, или бездействие в виде неоформления поручения банку об осуществлении обязательной продажи валюты.

Если предприятие до выявления контролирующими органами факта нарушения погасит невыполненные обязательства по обязательной продаже валюты, это будет свидетельствовать не об умысле со стороны руководства, а о добросовестном заблуждении относительно правомерности применения льготы. И данные действия, направленные на исправление ошибки, при условии своевременности поступления валютной выручки на транзитный счет, а равно отсутствия иных взаимосвязанных правонарушений, исключат применение к руководителю санкции по части второй статьи 171 КоАО.

Если непроданный объем валютных средств не будет восполнен, то факт нарушения выявят контролирующие органы и квалифицируют его по части второй статьи 171 КоАО. В этом случае административного штрафа руководителю, скорее всего, не избежать, а предприятию будет выдано предписание об осуществлении обязательной продажи валюты в необходимом объеме, которое должно быть исполнено в установленный в нем срок.

Показать ответ

За неуведомление руководителю грозит административный штраф от 10 до 15 минимальных размеров заработной платы (статья 176-2 Кодекса об административной ответственности (КоАО). Применить штраф вправе налоговые органы (статья 264 КоАО). Главный бухгалтер виновным в данном правонарушении не является, к нему санкции не могут быть применены.

По второму вопросу - формально состав административного правонарушения, указанного в статье 176-2 КоАО, здесь также присутствует, однако в этом случае есть основания для освобождения руководителя от административной ответственности, согласно статье 21 КоАО, с вынесением ему со стороны госоргана, рассматривающего дело, только предупреждения. Такое правонарушение носит характер малозначительного, поскольку оно устранено самим субъектом до обнаружения контролирующими органами. Поэтому если административное производство возбудят, то необходимо подать ходатайство на имя руководителя госоргана с обоснованием применения статьи 21 КоАО. Если штраф все-таки применят, то его можно обжаловать в суде.

 

 

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика