Ответов: 10
|
Ответы эксперта. Пенсии, пособия, льготы
28.06.2016 [ID: 3671] Действительно ли то, что на систему МВД не распространяются никакие законы и кодексы? Должны ли они произвести компенсационные выплаты?
Показать ответ
1. О законодательном регулировании Cогласно ст.18 Трудового кодекса правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности. Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом. Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий, предусмотренных Трудовым Кодексом. Это означает следующее: 1) Особенности правового регулирования труда должны быть установлены ЗАКОНОМ (а не положением или иным подзаконным актом). Закон обладает наивысшей юридической силой после Конституции (см. главу 2 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» от 14 декабря 2000 года в новой редакции). Поэтому, строго с юридической точки зрения, внутриведомственные правовые акты (положение, приказ) не обладают необходимой юридической силой и устанавливать в них особенности правового регулирования труда работников неправомерно. 2) Поскольку на практике все же применяются подзаконные акты (например, Временное Положение «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан» (утверждено ПКМ № 16 от 08.01.1993), то Трудовой кодекс имеет над ними полный приоритет, так как является Законом и безусловно, выше по юридической силе. Согласно ст.4 ТК минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами. Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем. Следовательно, во всех спорных вопросах, во всех случаях противоречий между нормами ТК и нормами позаконнного акта - должны применяться нормы именно Трудового кодекса. Если же права и гарантии работника в подзаконном акте повышены по сравнению с нормами ТК, то их применить правомерно, но если они ниже установленных ТК – то применять следует нормы ТК. Согласно ст.3 ТК действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан. Помимо этого, согласно п. 47. Временного Положения прямо указано, что на работников органов внутренних дел распространяются все права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Узбекистан и другими законодательными актами. 2. О правильности увольнения Что касается правильности увольнения, нужно точно знать формулировку приказа. Согласно п.70 Временного Положения «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан» лица рядового и начальствующего состава, осужденные за совершение преступления (в том числе и без лишения специального звания), увольняются со службы в связи с осуждением судом за совершенное преступление после вступления приговора в законную силу. В таком случае увольнение до этого момента, до вступления приговора в законную силу, будет незаконным. Однако, если в приказе указана другая причина со ссылкой на п.69 Временного Положения, то это иное основание для увольнения: лица рядового и начальствующего состава, систематически нарушающие дисциплину, совершившие проступки, несовместимые с пребыванием на службе, увольняются из органов внутренних дел за нарушение дисциплины в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел. В этом случае, чтобы дать обоснованное правовое заключение о законности или незаконности увольнения необходимо изучить процедуру увольнения и имеющиеся доказательства нарушений/проступка. 3. О трудовых отпусках и проезде Очередные трудовые отпуска должны предоставляться ежегодно и своевременно, а в случае нарушения со стороны работодателя, при увольнении работнику в обязательном порядке должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, т.к. это единственный способ загладить причиненный ущерб. По общему правилу, согласно п. 37 Временного Положения лицам рядового и начальствующего состава, которые имеют право на отпуск продолжительностью 10 суток и более, выдаются денежные средства для проезда к месту проведений отпуска и обратно в пределах Республики Узбекистан и предоставляется сверх отпуска время на путь следования. Следовательно, данные выплаты также должны быть компенсированы при увольнении вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск. 28.06.2016 [ID: 6599] Вправе ли я получить возмещение за служебную травму от работодателя? Должны ли пенсионные органы применить мне льготное исчисление пенсии за участие в борьбе с терроризмом?
Показать ответ
Согласно части второй п.62 Временного Положения вред, причиненный лицу рядового или начальствующего состава вследствие повреждения здоровья при исполнении им служебных обязанностей или служебного долга, возмещается в соответствии с действующим законодательством в полном объеме в части, превышающей сумму назначенной пенсии по данному основанию, за счет средств соответствующего бюджета, либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с органами внутренних дел договоры. Указанного в вашем обращении ведомственного Приказа МВД РУз №168 в открытом доступе не имеется. Общие правила возмещения вреда, причиненного здоровью работника указаны в параграфе 2 главы 12 ТК, а также в Правилах возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены ПКМ № 60 от 11.02.2005г.) Если имеются все необходимые документы, подтверждающие физическую травму, ее причинную связь с выполнением служебных обязанностей, то работодатель обязан был рассмотреть обращение работника и в случае согласия, произвести возмещение вреда здоровью, как минимум, в соответствии с общеустановленным законодательством. Если внутриведомственные правовые акты предусматривают более высокие размеры возмещения вреда, следовательно, применяться должны более высокие размеры возмещения. В случае своего несогласия возместить причиненный вред работодатель обязан предоставить письменный мотивированный отказ. 2. О пенсионном вопросе Согласно п. 55 Временного Положения пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава и их семей осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Согласно ст.27 Закона РУз «О борьбе с терроризмом» от 15.12.2000г. военнослужащим и сотрудникам государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции один день службы — за три дня. Специалистам и иным лицам, привлеченным к участию в проведении антитеррористической операции, в стаж работы для назначения пенсии один день участия засчитывается за три дня. Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством. Т.е. в самом Законе прямо указана льгота для исчисления пенсии. На основании этого Закона сотрудники отдела Пенсионного фонда обязаны применить данную льготу (не дожидаясь изменений в подзаконные акты). Согласно подпункта «а» п.39 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено ПКМ № 252 от 08.09.2011г.), далее – Положение, в льготном исчислении засчитываются в стаж: а) служба и работа в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга – в тройном размере. Положение не разъясняет, относится ли антитеррористическая операция к боевым действиям, а также не определяет термин «интернациональный долг». Однако Закон имеет юридическую силу выше, чем Положение, следовательно, применяться должна норма Закона. Исчисление же льготной пенсии осуществляется аналогично порядка, предусмотренного для подпункта «а» п.39 Положения. Согласно части второй подпункта «а» п.12 Положения в числе документов, необходимых для назначения пенсии, предоставляется справка, подтверждающая военную службу, пребывание в партизанских отрядах и соединениях, службу в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел, выданная соответствующим органом. В соответствии с вышеуказанным пунктом, можно рекомендовать получить соответствующую справку с места работы, выписку из приказа о направлении на участие в антитеррористической операции. Если были награды или какие-либо поощрения за участие именно в этой операции, необходимо их представить, а также соответствующие приказы (выписки) об этом. Запросить такие документы также вправе сам пенсионный орган. Согласно п.15 Положения в случаях, когда лицом, обратившимся за назначением пенсии, не представлены необходимые документы для назначения пенсии, отдел Пенсионного фонда оказывает содействие по истребованию их у соответствующих организаций.
Показать ответ
Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 08.08.2008 йилдаги 175-сон «Тиббий-меҳнат экспертиза хизмати бошқариш тузилмасини ва фаолиятини ташкил этишни такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги қарорига 6- илова билан “Тиббий текширишдан қайта ўтказиш муддати кўрсатилмасдан ногиронлик гуруҳи белгиланадиган касалликлар рўйхати” тасдиқланган. Айнан шу норматив-ҳуқуқий ҳужжат билан муддатсиз (муттасил) ногиронликни белгилаш назорат қилинади. Касалликлар рўйхатидан ташқари мазкур НҲҲда ногиронликни муддатсиз белгилашга асос бўла олдиган қатор ҳолатлар келтирилган. Рўйхатнинг 6- бўлими 2-бандига мувофиқ кейинги 5 йил ва ундан ортиқ йил мобайнида ногиронликнинг I ёки II гуруҳи белгиланган, 5 йил мобайнида ДПМда тўлиқ диспансер кўригидан ўтган, реабилитация дастурлари бажарилган, шунингдек реабилитациянинг барча турлари истиқболсиз бўлган, тиклаб бўлмайдиган анатомик-функционал бузилишлар ёки зўраювчи касалликларга дучор бўлган ногиронларга муддатсиз ногиронлик белгиланади.
“Гемофилия А” касаллигида қон қуюлиши тизимидаги бузилишларнинг генетик омилларга асосланганлиги ва тўлиқ даволаб бўлмаслиги, яъни “реабилитациянинг барча турлари истиқболсиз бўлган, тиклаб бўлмайдиган анатомик-функционал бузилишлар” бўлган тақдирда сўнгги 7 йил мобайнида II гуруҳ ногиронлигида, муддатсиз ногиронлик гуруҳи белгиланишини талаб қилиш учун асос мавжуд. Аммо юқорида кўрсатилган талабларнинг ҳатто биттаси бажарилмаган тақдирда, масалан, бемор тузалиш, операция қилиниш, ўқишдан бош тортса, ногиронлик гуруҳи муддатсиз белгиланмайди. Агар шифокорлар бирор даво муолажаси тайинлаган бўлса, уни олиш шарт.
Бунда ногиронликка олиб келадиган асосий касалликлар ва ушбу касалликларда ногиронликни белгилаш мезонлари рўйхатига кўра, (Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2011 йил 1 июндаги 195-сон “Тиббий-меҳнат эксперт комиссиялари томонидан фуқароларни тиббий кўрикдан ўтказиш тартибини янада такомиллаштиришга, ногиронликни ва касбий меҳнатга лаёқат йўқотилиши даражасини аниқлашга йўналтирилган норматив-ҳуқуқий ҳужжатларни тасдиқлаш тўғрисида”ги қарорига 3-илова) “Гемофилия А” касаллигига нисбатан касалликнинг қуйидаги оғирлик даражалари ва ногиронлик гуруҳи кўзда тутилган:
Ногиронлик гуруҳи асосий касалликнинг клиник кечиши, унинг оғирлик даражаси ҳамда клиник-эксперт прогнози ҳамда фуқаронинг меҳнат фаолияти турига қараб белгиланади. Юқоридагиларни инобатга олиб айтиш мумкинки, ногиронликнинг учинчи гуруҳи меҳнат шароитларига қарши кўрсатмалар бўлганида белгиланиши мумкин. Аммо ногиронликнинг бир гуруҳидан иккинчи гуруҳига ўтказиш масаласи соғлиқ ҳолатидан келиб чиқиб ҳал этилади.
Пенсия тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган қарияларга ва меҳнатга лаёқатсиз фуқароларга нафақалар тайинлаш ва тўлаш тартиби тўғрисидаги Низомнинг (Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 07.04.2011 йилдаги 107-сон Қарорига 2-илова) 3-бўлими 9-бандига кўра, Ногиронлик нафақаси ногиронлик содир бўлган ҳолларда, ёшидан қатъи назар, иш стажига эга бўлмаган I ва II гуруҳ ногиронларга фақат меҳнат қобилияти доимий ёки узоқ муддатга йўқотилганда тайинланади ва тўланади.
Низомнинг 12-бандига кўра, ишлаётган ёки ҳаёт кечиришнинг бошқа манбаларига (алиментлар ёки стипендиялар олиш бундан мустасно) эга бўлган I гуруҳ ногиронларига ва II гуруҳ ногиронларига нафақа тайинланмайди.
Шу тариқа, ишлаётган II гуруҳ ногирони нафақа олиш ҳуқуқига эга эмас. III гуруҳ ногиронлари учун нафақа тўлаш қонунчиликда кўзда тутилмаган.
Показать ответ
1. Муддатсиз ногиронлик ҳақида. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 08.08.2008 йилдаги 175-сон «Тиббий-меҳнат экспертиза хизмати бошқариш тузилмасини ва фаолиятини ташкил этишни такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги қарорига 6- илова билан “Тиббий текширишдан қайта ўтказиш муддати кўрсатилмасдан ногиронлик гуруҳи белгиланадиган касалликлар рўйхати” тасдиқланган. Айнан шу норматив-ҳуқуқий ҳужжат(кейинги ўринларда - НҲҲ) билан муддатсиз (муттасил) ногиронликни белгилаш назорат қилинади. Касалликлар рўйхатидан ташқари мазкур НҲҲда ногиронликни муддатсиз белгилашга асос бўла олдиган қатор ҳолатлар келтирилган. Рўйхатнинг 6- бўлими 2-бандига мувофиқ кейинги 5 йил ва ундан ортиқ йил мобайнида ногиронликнинг I ёки II гуруҳи белгиланган, 5 йил мобайнида ДПМда тўлиқ диспансер кўригидан ўтган, реабилитация дастурлари бажарилган, шунингдек реабилитациянинг барча турлари истиқболсиз бўлган, тиклаб бўлмайдиган анатомик-функционал бузилишлар ёки зўраювчи касалликларга дучор бўлган ногиронларга муддатсиз ногиронлик белгиланади. “Гемофилия А” касаллигида қон қуюлиши тизимидаги бузилишларнинг генетик омилларга асосланганлиги ва тўлиқ даволаб бўлмаслиги, яъни “реабилитациянинг барча турлари истиқболсиз бўлган, тиклаб бўлмайдиган анатомик-функционал бузилишлар” бўлган тақдирда сўнгги 7 йил мобайнида II гуруҳ ногиронлигида, муддатсиз ногиронлик гуруҳи белгиланишини талаб қилиш учун асос мавжуд. Аммо юқорида кўрсатилган талабларнинг ҳатто биттаси бажарилмаган тақдирда, масалан, бемор тузалиш, операция қилиниш, ўқишдан бош тортса, ногиронлик гуруҳи муддатсиз белгиланмайди. Агар шифокорлар бирор даво муолажаси тайинлаган бўлса, уни олиш шарт. 2. Ногиронлик гуруҳи ҳақида. Бунда ногиронликка олиб келадиган асосий касалликлар ва ушбу касалликларда ногиронликни белгилаш мезонлари рўйхатига кўра, (Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2011 йил 1 июндаги 195-сон “Тиббий-меҳнат эксперт комиссиялари томонидан фуқароларни тиббий кўрикдан ўтказиш тартибини янада такомиллаштиришга, ногиронликни ва касбий меҳнатга лаёқат йўқотилиши даражасини аниқлашга йўналтирилган норматив-ҳуқуқий ҳужжатларни тасдиқлаш тўғрисида”ги қарорига 3-илова) “Гемофилия А” касаллигига нисбатан касалликнинг қуйидаги оғирлик даражалари ва ногиронлик гуруҳи кўзда тутилган:
Ногиронлик гуруҳи асосий касалликнинг клиник кечиши, унинг оғирлик даражаси ҳамда клиник-эксперт прогнози ҳамда фуқаронинг меҳнат фаолияти турига қараб белгиланади. Юқоридагиларни инобатга олиб айтиш мумкинки, ногиронликнинг учинчи гуруҳи меҳнат шароитларига қарши кўрсатмалар бўлганида белгиланиши мумкин. Аммо ногиронликнинг бир гуруҳидан иккинчи гуруҳига ўтказиш масаласи соғлиқ ҳолатидан келиб чиқиб ҳал этилади. 3. Ногиронлик нафақаси хусусида Пенсия тайинлаш учун зарур бўлган иш стажига эга бўлмаган қарияларга ва меҳнатга лаёқатсиз фуқароларга нафақалар тайинлаш ва тўлаш тартиби тўғрисидаги Низомнинг (Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 07.04.2011 йилдаги 107-сон Қарорига 2-илова) 3-бўлими 9-бандига кўра, Ногиронлик нафақаси ногиронлик содир бўлган ҳолларда, ёшидан қатъи назар, иш стажига эга бўлмаган I ва II гуруҳ ногиронларга фақат меҳнат қобилияти доимий ёки узоқ муддатга йўқотилганда тайинланади ва тўланади. Низомнинг 12-бандига кўра, ишлаётган ёки ҳаёт кечиришнинг бошқа манбаларига (алиментлар ёки стипендиялар олиш бундан мустасно) эга бўлган I гуруҳ ногиронларига ва II гуруҳ ногиронларига нафақа тайинланмайди. Шу тариқа, ишлаётган II гуруҳ ногирони нафақа олиш ҳуқуқига эга эмас. III гуруҳ ногиронлари учун нафақа тўлаш қонунчиликда кўзда тутилмаган. |