Ответов: 10
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

1. О законодательном регулировании

Cогласно ст.18 Трудового кодекса правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности. Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом. Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий, предусмотренных Трудовым Кодексом.

Это означает следующее:

1) Особенности правового регулирования труда должны быть установлены ЗАКОНОМ (а не положением или иным подзаконным актом). Закон обладает наивысшей юридической силой после Конституции (см. главу 2 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» от 14 декабря 2000 года в новой редакции). Поэтому, строго с юридической точки зрения, внутриведомственные правовые акты (положение, приказ) не обладают необходимой юридической силой и устанавливать в них особенности правового регулирования труда работников неправомерно.

2) Поскольку на практике все же применяются подзаконные акты (например, Временное Положение «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан» (утверждено ПКМ № 16 от 08.01.1993), то Трудовой кодекс имеет над ними полный приоритет, так как является Законом и безусловно, выше по юридической силе.

Согласно ст.4 ТК минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами. Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.

Следовательно, во всех спорных вопросах, во всех случаях противоречий между нормами ТК и нормами позаконнного акта - должны применяться нормы именно Трудового кодекса. Если же права и гарантии работника в подзаконном акте повышены по сравнению с нормами ТК, то их применить правомерно, но если они ниже установленных ТК – то применять следует нормы ТК.

Согласно ст.3 ТК действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.

Помимо этого, согласно п. 47. Временного Положения прямо указано, что на работников органов внутренних дел распространяются все права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Узбекистан и другими законодательными актами.

2. О правильности увольнения

Что касается правильности увольнения, нужно точно знать формулировку приказа. Согласно п.70 Временного Положения «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан» лица рядового и начальствующего состава, осужденные за совершение преступления (в том числе и без лишения специального звания), увольняются со службы в связи с осуждением судом за совершенное преступление после вступления приговора в законную силу.

В таком случае увольнение до этого момента, до вступления приговора в законную силу, будет незаконным.

Однако, если в приказе указана другая причина со ссылкой на п.69 Временного Положения, то это иное основание для увольнения: лица рядового и начальствующего состава, систематически нарушающие дисциплину, совершившие проступки, несовместимые с пребыванием на службе, увольняются из органов внутренних дел за нарушение дисциплины в соответствии с Дисциплинарным уставом органов внутренних дел.

В этом случае, чтобы дать обоснованное правовое заключение о законности или незаконности увольнения необходимо изучить процедуру увольнения и имеющиеся доказательства нарушений/проступка.

 3.  О трудовых отпусках и проезде

Очередные трудовые отпуска должны предоставляться ежегодно и своевременно, а в случае нарушения со стороны работодателя, при увольнении работнику в обязательном порядке должна быть выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, т.к. это единственный способ загладить причиненный ущерб.

По общему правилу, согласно п. 37 Временного Положения лицам рядового и начальствующего состава, которые имеют право на отпуск продолжительностью 10 суток и более, выдаются денежные средства для проезда к месту проведений отпуска и обратно в пределах Республики Узбекистан и предоставляется сверх отпуска время на путь следования. Следовательно, данные выплаты также должны быть компенсированы при увольнении вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск.

Показать ответ

Согласно ст.154 Гражданского кодекса РУз течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

1. Если речь идет о подаче иска о взыскании суммы неправомерно списанного штрафа, то начало течения срока исковой давности начинается с момента фактического списания штрафа.

Если Вашей организации неправомерно предъявлен штраф, то нарушение права происходит в тот день, когда с расчетного счета фактически списана сумма штрафа – в этом случае вы точно можете это знать и подтвердить банковскими выписками.

Направление Вам уведомительного письма, претензии с требованием оплатить штраф, тем более ответ взыскателя на Вашу претензию, не является нарушением Ваших прав.

Направление платежного требования в банк о безакцептном списании суммы штрафа с расчетного счета Вашей организации также еще не является нарушением права, так как всегда существует вероятность его отзыва от исполнения самим взыскателем. В данном случае можно говорить о том, что Вы знаете о предстоящем нарушении Вашего права (т.е. о предъявлении платежного требования в банк о безакцептном списании суммы штрафа), но само нарушение еще не произошло.

Нарушением Вашего права в данном случае будет факт списания суммы с расчетного счета и с этого момента начинается течение срока исковой давности.

2. Если речь идет о подаче иска о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (п.10 ст.24 ХПК), то начало течения срока исковой давности начинается с момента, когда Вы узнали о предъявлении платежного требования в банк о безакцептном списании суммы штрафа с расчетного счета Вашей организации. Это может быть момент предъявления платежного требования в банк, или письмо взыскателя, извещающего о безакцептном списании. При этом Вы обязаны иметь доказательства, что такое платежное требование неправомерно (пропуск срока, отсутствие оснований и др.), поэтому не подлежит исполнению.

Однако даже положительное судебное решение в этом случае не исключает права взыскателя обратиться в суд с иском о взыскании суммы штрафа с вашей организации.

Показать ответ

1) Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (приложение № 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II) является исчерпывающим. 

Согласно данного Перечня такой вид деятельности как проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации требует предварительного получения лицензии.

Следовательно, для такого вида деятельности, как установка (монтаж) пожарной сигнализации требуется соответствующая лицензия.

Установка видеонаблюдения как вид деятельности в Перечне не указана, что означает отсутствие законодательного требования на получение лицензии по данному виду деятельности.

2) Согласно Перечня лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности (Приложение № 1 к Постановлению КМ РУз от 28.06.2002 г. N 236 ) лицензию на такой вид деятельности как проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации Вы можете получить в Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (в его территориальных подразделениях).

 

Показать ответ

1. Постановлением Кабинета Министров от 7 января 2011 года № 6  утвержден Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. С 1 апреля 2011 года физические лица не могут осуществлять виды деятельности, не включенные в  данный Перечень. Следует отметить, что в Перечень периодически вносятся изменения. В настоящее время в Перечне содержится графа 15 следующего содержания:

15.

Изготовление и ремонт изделий из металла и жести

Руководствуясь этим, Вы можете заниматься изготовлением изделий из металла в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом Вы намерены реализовывать свой товар. Если Вы делаете его строго под заказ, по заключенному договору с конкретным заказчиком, данное действие подпадает под вышеуказанный вид деятельности. Однако если Вы открываете магазин и продаете свои изделия неограниченному кругу лиц, тогда это будет еще одним видом деятельности:

3.

Розничная торговля непродовольственными товарами

 (за исключением реализации всех видов нефтепродуктов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней либо изделий с применением таких материалов, аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ, новых импортных автомобилей и фармацевтических товаров)

 

В этом случае необходимо иметь ввиду, что согласно Примечаний к Ставкам фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей на текущий 2016 год (утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2015 года № ПП-2455) физическое лицо, занимающееся несколькими видами деятельности, уплачивает налог за каждый вид деятельности в отдельности.

 

 2. Согласно п.4 Положения  о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 31 июля 2015 года № 219) индивидуальный предприниматель вправе осуществлять наем работников в зависимости от осуществляемого вида деятельности  - в количестве от одного до трех человек.

Данным Положением утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемых индивидуальными предпринимателями с наймом работников (Приложение № 1).  Согласно этого документа по виду деятельности «Изготовление и ремонт изделий из металла и жести» индивидуальный предприниматель вправе нанимать до 3 работников, а по виду деятельности «Розничная торговля непродовольственными товарами» предельная численность предусмотрена в количестве 1 работника.

Однако, согласно п. 4 вышеуказанного Положения  индивидуальный предприниматель, занимающийся несколькими видами деятельности, имеет право нанимать не более трех работников, независимо от количества видов деятельности.


3. Касательно преимуществ ИП перед ЧП ответить однозначно затруднительно. Это разные формы организации бизнеса. В целом, представляется, что работать индивидуальным предпринимателем намного проще, чем организовывать юридическое лицо. Это наиболее удобно начинающему, новичку в мире бизнеса, с небольшим стартовым капиталом. Индивидуальному предпринимателю  легче зарегистрироваться,  проще вести учет ТМЦ, меньше документооборот. Грамотному человеку, даже не имеющему специальных познаний в сфере бухгалтерии и юриспруденции, это вполне по силам.

А вот организация юридического лица требует хотя бы базовых знаний в этих сферах, а также привлечение соответствующих специалистов. Причем, начиная с момента самой регистрации, так как подготовкой учредительных документов целесообразно заниматься юристу. Ведением бухгалтерии также должен заниматься профессионал. В этом случае обычно значительно больше документооборот, стартовые вложения, затраты на зарплату сотрудников.

Что касается текущих затрат и налогообложения, то здесь нужно тщательно анализировать вышеприведенных нормативно-правовые акты, так как по разному виду деятельности ИП предусмотрен разный фиксированный налог. Фиксированный налог индивидуальный предприниматель обязан уплатить независимо от наличия прибыли. А ведь новый бизнес не всегда сразу окупается и вполне возможна ситуация, когда платить ЕНП в форме юрлица выгоднее, чем платить фиксированный налог индивидуальному предпринимателю. Просчитывать это заранее вполне возможно, поэтому нужен тщательный бизнес-план.

Что же касается возможности индивидуального предпринимателя получать часть выручки наличными средствами (размеры налички варьируются) со своего расчетного счета, то это также неоднозначный плюс. По этой же причине солидные компании предпочитают сотрудничать именно с юридическими лицами, поэтому возможность контрактов с крупными заказчиками  может быть затруднительна. Очевидно, что дать точный ответ,  в каком виде лучше организовать бизнес, можно только индивидуально, учитывая масштабы и особенности предполагаемого бизнеса в каждом отдельном случае.

 

Показать ответ

Постановление Пленума Верховного Суда РУз № 6 от 20.07.2011г. «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака» прямо указывает, что суд должен принимать меры к сохранению семьи (п.15). Cогласно части второй ст.40 Семейного кодекса РУз суд вправе, отложив разбирательство дела, назначить супругам срок в пределах до шести месяцев для примирения. Постановление Пленума ВС разъясняет, что отложение разбирательства дела в целях примирения супругов в пределах шестимесячного срока может быть неоднократным (п.15).

Требование о расторжении брака подлежит удовлетворению только в том случае, если будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными, что семья распалась окончательно. При отсутствии оснований к расторжению брака суд отказывает в иске (ст.41 Семейного кодекса РУз, п.16 Постановления Пленума ВС)

Повторное исковое заявление о расторжении брака между теми же сторонами по тем же основаниям может быть принято к производству суда по истечении не менее 6-ти месяцев со дня вступления в силу решения об отказе в таком иске либо определения о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или в виду примирения сторон. (п.18 Постановления Пленума ВС).

В этом случае судебный процесс начинается заново и суд вновь вправе назначить вышеуказанный срок для примирения в пределах шести месяцев.

Показать ответ
  1.  О возмещении вреда здоровью

Согласно части второй п.62 Временного Положения вред, причиненный лицу рядового или начальствующего состава вследствие повреждения здоровья при исполнении им служебных обязанностей или служебного долга, возмещается в соответствии с действующим законодательством в полном объеме в части, превышающей сумму назначенной пенсии по данному основанию, за счет средств соответствующего бюджета, либо средств министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших с органами внутренних дел договоры.

Указанного в вашем обращении ведомственного Приказа МВД РУз №168 в открытом доступе не имеется.

Общие правила возмещения вреда, причиненного здоровью работника указаны в параграфе 2 главы 12 ТК, а также в Правилах возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей  (утверждены ПКМ № 60 от 11.02.2005г.)

Если имеются все необходимые документы, подтверждающие физическую травму, ее причинную связь с выполнением служебных обязанностей, то работодатель обязан был рассмотреть обращение работника и в случае согласия, произвести возмещение вреда здоровью, как минимум, в соответствии с общеустановленным законодательством. Если внутриведомственные правовые акты предусматривают более высокие размеры возмещения вреда, следовательно, применяться должны более высокие размеры возмещения. В случае своего несогласия возместить причиненный вред работодатель обязан предоставить письменный мотивированный отказ.

2.  О пенсионном вопросе

Согласно п. 55 Временного Положения пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава и их семей осуществляется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Согласно ст.27 Закона РУз «О борьбе с терроризмом» от 15.12.2000г. военнослужащим и сотрудникам государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции один день службы — за три дня.

Специалистам и иным лицам, привлеченным к участию в проведении антитеррористической операции, в стаж работы для назначения пенсии один день участия засчитывается за три дня.

Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством.

Т.е. в самом Законе прямо указана льгота для исчисления пенсии. На основании этого Закона сотрудники отдела Пенсионного фонда обязаны применить данную льготу (не дожидаясь изменений в подзаконные акты).

Согласно подпункта «а» п.39 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено ПКМ № 252 от 08.09.2011г.), далее – Положение, в льготном исчислении засчитываются в стаж:

а) служба и работа в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга – в тройном размере.

Положение не разъясняет, относится ли антитеррористическая операция к боевым действиям, а также не определяет термин «интернациональный долг». Однако Закон имеет юридическую силу выше, чем Положение, следовательно, применяться должна норма Закона. Исчисление же льготной пенсии осуществляется аналогично порядка, предусмотренного для подпункта «а» п.39 Положения.

Согласно части второй подпункта «а» п.12 Положения в числе документов, необходимых для назначения пенсии, предоставляется справка, подтверждающая военную службу, пребывание в партизанских отрядах и соединениях, службу в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел, выданная соответствующим органом.

В соответствии с вышеуказанным пунктом, можно рекомендовать получить соответствующую справку с места работы, выписку из приказа о направлении на участие в антитеррористической операции. Если были награды или какие-либо поощрения за участие именно в этой операции, необходимо их представить, а также соответствующие приказы (выписки) об этом.

Запросить такие документы также вправе сам пенсионный орган. Согласно п.15 Положения в случаях, когда лицом, обратившимся за назначением пенсии, не представлены необходимые документы для назначения пенсии, отдел Пенсионного фонда оказывает содействие по истребованию их у соответствующих организаций.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика