Ответов: 277
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

В настоящее время Национальному агентству проектного управления при Президенте (далее - НАПУ) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено:

-обеспечить совместно с Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей создание и ввод в эксплуатацию с 1 января 2018 года Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок;

-в месячный срок внести в установленном порядке проект Закона "О государственных закупках", предусмотрев в нем:

-прозрачный и открытый механизм осуществления государственных (корпоративных) закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере;

- широкий доступ субъектов предпринимательства к государственным (корпоративным) закупкам;

-создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных (корпоративных) закупок;

-дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов и необходимых параметров закупок (п.5 №ПП-3237 от 23.08.2017г.)

До 1 января текущего года был установлен порядок, в соответствии с которым государственные и корпоративные закупки товаров (работ, услуг) осуществлялись на сумму в эквиваленте:

свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту путем проведения конкурсных (тендерных) торгов, организуемых межведомственными конкурсными (тендерными) комиссиями, создаваемыми заказчиками с обязательным привлечением представителей Госкомитета по инвестициям, Республиканского проектного института "УзИнжиниринг" при КМ, а также отраслевых научно-технических советов заказчика. Техническое задание по данным закупкам должно быть согласовано с НАПУ при Президенте. Сумма по одному контракту исчислялась по официальному курсу ЦБ РУз на дату утверждения технического задания.

Государственным органам и иным организациям было поручено обеспечить приведение в соответствие с требованиями постановления составов конкурсных (тендерных) комиссий и соответствующих процедур (п.3 № ПП-3237 от 23.08.2017г.). Таким образом, указанное требование означало необходимость определения со стороны государственных органов и иных организаций состава конкурсной комиссии и внедрения регламента (процедуры) осуществления государственных и корпоративных закупок на сумму свыше 100 тысяч долларов США.

При этом обращаем ваше внимание на то, что порядок осуществления государственных и корпоративных закупок, установленный №ПП-3237, действовал до 1 января 2018 года. Иной механизм осуществления государственных закупок, функционирования соответствующих комиссий на сегодняшний день закреплен Положением о проведении тендерных торгов по закупкам сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования (прил. к ПКМ №456 от 21.11.2000г.). В связи с чем на сегодняшний день следует руководствоваться указанным нормативным актом.

Показать ответ

Порядок аккредитации представительств иностранных организаций в Республике Узбекистан регулируется Положением о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан (прил. №1 к ПКМ РУз за №410 от 23.10.2000 г., далее - Положение).

Уполномоченным аккредитующим органом является Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям (п. 6 Положения).

Иностранная организация для аккредитации представительства подает в аккредитующий орган заявление, которое должно содержать следующую информацию:

а) информация о деятельности инофирмы;

б) подробная информация о деловых и иных связях с предприятиями и организациями Республики Узбекистан, заключенных договорах и соглашениях, выполнению которых будет содействовать представительство;

в) перспективы развития сотрудничества;

г) срок, на который запрашивается разрешение на открытие представительства (п. 10 Положения).

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) по представительствам коммерческих организаций - учредительные документы инофирмы согласно законодательству государства регистрации инофирмы; по представительствам органов государственной власти и управления - нормативный акт или другой документ, определяющий статус и компетенцию органа, намеревающегося открыть представительство;

б) документ, подтверждающий официальную регистрацию в стране местонахождения инофирмы, выданный соответствующим государственным органом (свидетельство о государственной регистрации или выписка из торгового реестра);

в) доверенность, выданная инофирмой главе представительства, с указанием полных паспортных данных и предоставляемых ему полномочий;

г) положение о представительстве, утвержденное руководством инофирмы и скрепленное ее печатью.

Вышеуказанные документы должны быть легализованы в установленном порядке в консульском учреждении Республики Узбекистан в стране регистрации инофирмы, а в случае отсутствия такового - в Министерстве иностранных дел государства регистрации инофирмы, в консульском учреждении или дипломатическом представительстве данной страны в Республике Узбекистан с последующим заверением в консульском управлении Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

Документы представляются с нотариально заверенным переводом на государственный либо русский язык. Легализация не требуется, если на документах проставлен апостиль.

Если часть вышеуказанных документов не предусмотрена законодательством страны инофирмы, последняя представляет в аккредитующий орган подтверждение Министерства иностранных дел либо дипломатического представительства страны учреждения инофирмы в Республике Узбекистан;

д) гарантийное письмо юридического или физического лица Республики Узбекистан, являющегося собственником нежилого помещения, подтверждающее готовность предоставить в аренду или реализовать представительству данное помещение (с указанием условий и срока аренды или реализации). Если указанные лица являются нанимателями предоставляемого помещения, то гарантийное письмо должно быть согласовано с собственником этого помещения.

Запрещается запрашивать дополнительные материалы сверх указанного перечня (п. 11 Положения).

За аккредитацию представительства взимается плата в свободно конвертируемой валюте, которая вносится инофирмой на счет аккредитующего органа в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан (п. 12 Положения). Размер платы за аккредитацию составляет 1200 долларов США (раздел 10 Ставок прил. №2 к ПКМ РУз за №423 от 19.08.1993 г.)

Рассмотрение заявления на аккредитацию представительства и прилагаемых документов и принятие решения о разрешении или отказе в аккредитации производятся в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления.

Аккредитующий орган в течение трех дней с момента принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации письменно сообщает об этом заявителю (п. 13 Положения).

Коммерческой деятельностью в Республике Узбекистан вправе заниматься исключительно представительства иностранных авиакомпаний (п. 8 Положения). Деятельность по предоставлению недвижимого имущества в аренду со стороны представительства иностранной организации не допускается.

Показать ответ

Основные средства (в рассматриваемой ситуации недвижимое имущество) реализуются организациями самостоятельно в соответствии с действующим законодательством (подп.«г» п.23 Положение, рег. МЮ №1401 от 29.08.2004 г., далее - Положение).

Исключение составляют бюджетные организации и государственные предприятия (подпункты «а» и «в» п.23 Положения).

При этом следует учитывать, что законодательством предусмотрены случаи, когда сделка от имени общества не может совершаться без согласия общего собрания участников общества в случае заинтересованности в сделке одного из участников общества (ст.43 З-на «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью») или в случае признания сделки крупной (при продаже имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности на последний отчетный период, предшествующий принятию решения о совершении такой сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки) (ст.44 З-на «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»).

Таким образом, целесообразно провести общее собрание участников ООО и закрепить протоколом согласие всех участников на реализацию недвижимого имущества.

01.11.2018 [ID: 11956] Может ли предприятие заключить экспортный контракт на продажу товара (импортный товар российского производства, сертифицирован, прошел через таможенное оформление), в котором плательщиком будет нерезидент, а получатель резидент (т.е. экспорт внутри страны Узбекистан)? Как правильно оформить контракт и накладную счет- фактуру? Какие будут налоговые последствия? Как правильно оформить экспорт товара, который не является собственным производством внутри страны Узбекистан? Какие будут налоговые последствия?
Показать ответ

Отечественным предприятиям предоставлено право заключения с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг), собственниками которых они являются.

В указанном случае установлено, что такие контракты приравниваются к экспортным контрактам с вводом данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (п.5 Постановления Президента №ПП-1731 от 26.03.2012 г.)

Соответственно, заключение такого контракта будет правомерным.

Показать ответ

На территории РУз:

-запрещается осуществление платежей в иностранной валюте за товары (работы и услуги), за исключением платежей посредством международных платежных карт в соответствии с международной практикой;

- цены и тарифы на товары, работы и услуги, а также минимальные требования к уставным капиталам обществ определяются только в национальной валюте (п.3 Указа Президента №УП-5177 от 02.09.2017г.).

В связи с чем, Постановлением Кабинета Министров от 09.10.2017 г. №810 пункт об уплате туристского сбора в иностранной валюте был исключен из Положения “О порядке взимания туристского (гостиничного) сбора на территории Республики Узбекистан” (прил. №2 к ПКМ от 15.03.2017 г. №137).

Соответственно,уплачивать туристский сбор необходимо в национальной валюте (сум).

Показать ответ

Владельцы транспортных средств обязаны:

эксплуатировать технически исправные транспортные средства;

допускать к управлению транспортными средствами лиц, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших медицинский осмотр;

осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством;

соблюдать законодательство о безопасности дорожного движения и требования экологической безопасности (ст.12 З-на «О безопасности дорожного движения», далее - Закон).

Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (ч.1 ст.19 Закона).

Юридические лица, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств:

не допускают транспортные средства к эксплуатации при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

организуют и проводят с привлечением работников учреждений здравоохранения медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ст.20 Закона).

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства всем юридическим лицам, эксплуатирующим транспортные средства, необходимо осуществлять ежедневный технический осмотр транспортных средств и медицинский осмотр водителей.

Показать ответ

Вопросы регистрации торгового дома на территории Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации.

На территории РФ видится целесообразным создавать торговый дом в форме общества с ограниченной ответственностью.

 Примерный перечень документации и сведений, необходимых для регистрации:

Наименование компании – полное и сокращенное наименование, как на русском, так и на иностранном языках;

Размер уставного капитала;

Сведения о составе и количестве учредителей, точные данные о распределении между ними долей;

Для учредителя - физического лица. Документы, подтверждающие его личность: заверенная нотариусом копия паспорта, в русском переводе, если имеется в наличии – свидетельство о присвоении ИНН;

Для учредителя юридического лица, не являющийся резидентом РФ. Предъявляется выписка из торгового реестра юридических лиц в переводе на русский язык с нотариальным удостоверением.

Протокол собрания участников о необходимости создания юридического лица на территории РФ;

Учредительные документы.

Более подробную и актуальную информацию возможно получить непосредственно в регистрирующем органе (налоговая инспекция) на территории Российской Федерации.

Показать ответ

Право постоянного пользования земельным участком подлежит государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок (ч.5 ст.20 ЗК).

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на предприятие, здание, сооружение или иную недвижимость вместе с этими объектами переходит и право владения и постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования (ч.1 ст.22 ЗК).

Переход права владения и постоянного пользования земельным участком, занятым предприятием, зданием, сооружением или иной недвижимостью, оформляется путем внесения данных о новом землевладельце или землепользователе в земельно-кадастровую книгу района, города на основании соответствующих договоров, решений собственников или уполномоченных ими органов и лиц и выдачей им свидетельства о государственной регистрации права постоянного владения, постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения на земельный участок (ч.3 ст.22 ЗК).

При этом при реализации квартир в многоквартирном жилом доме свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок на собственника квартиры не оформляется.

Таким образом, право пользования земельным участком может быть прекращено после реализации всего объекта недвижимости, расположенного на закрепленном земельном участке.

Показать ответ

Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем и арендатором - по решению соответственно хокима района, города, области либо по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с решением соответственно хокима района, города, области либо решением Кабинета Министров Республики Узбекистан об изъятии земельного участка это решение может быть обжаловано в суд (ч.1,2 ст.37 ЗК).

Порядок изъятия земельного участка для государственных нужд регулируется в частности Положением «О порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд» (прил. к ПКМ от 29.05.2006 г. №97, далее - Положение).

Так, в случае изъятия земельного участка, на котором находятся жилые, производственные, иные строения, сооружения, насаждения, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, ему предоставляется равноценное имущество и возмещаются в полном объеме понесенные убытки, причиненные изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд (п.26 Положения).

Компенсация убытков юридических лиц, причиненных изъятием земельного участка, осуществляется хокимиятами соответствующих районов (городов) (п. 27 Положения).

Для получения компенсации в связи с изъятием земельного участка юридическое лицо после получения уведомления о предстоящем сносе в месячный срок должно подать в хокимияты соответствующих районов (городов) заявление с указанием выбранного вида компенсации (п. 28 Положение).

Показать ответ

Во исполнение Постановления Президента №ПП-3386 от 14.11.2017 года, пунктом 1. ПКМ№971 от 08.12.2017г. установлено, что с 1 января 2018 года предприятиями-монополистами:

реализация цемента осуществляется исключительно на биржевых торгах;

объемы цемента, не реализованные на биржевых торгах, подлежат повторному выставлению на биржевые торги в течение одного месяца с момента первого выставления, а в случае невостребования могут быть реализованы на экспорт по прямым договорам в установленном порядке.

Если предприятие включено в государственный реестр предприятий-монополистов, то цемент необходимо реализовывать исключительно на биржевых торгах.

Показать ответ

Действующим законодательством заданный вопрос не конкретизирован.

На практике обучение лиц, связанных с допуском на опасные работы и на работы по обслуживанию паровых и водогрейных котлов, грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, электроустановок, специальных механизмов и машин осуществляется по специальным программам, утвержденным Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат».

Для получения более подробной информации о необходимости проходить обучение такими работниками с привлечением третьих организаций можно обратиться  непосредственно в инспекцию по адресу: 100011, город Ташкент, центр Хадра, дом 27.

Показать ответ

В рассматриваемой ситуации, предоставление продукции взамен денежных средств является отступным.

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено представлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст.342 ГК).

Также существует возможность заключить экспортный контракт, предметом которого будет являться экспорт муки на определенную сумму в определенном объеме.

Ввиду того, что существуют обязательства по расчету за поставленную пшеницу в рамках импортного контракта и, соответственно, обязательства по расчету за поставку муки в рамках экспортного контракта, возможно прекратить обязательства зачетом встречных однородных требований на соответствующую сумму между сторонами (ст.343 ГК).

Также целесообразно упомянуть, что хозяйствующим субъектам, независимо от их организационно-правовой формы разрешен экспорт муки, изготовленной путем переработки импортируемого ими зерна.

При этом объем экспортируемой хозяйствующими субъектами муки не может превышать 75 процентов от объема, импортированного ими зерна (п.1 ПКМ №684 от 24.08.2018 г.)

Принимая во внимание то факт, что сведения, содержащиеся в экспортно-импортных контрактах, вносятся в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, необходимо получить предварительную консультацию обслуживающего банка о возможности регистрации вышеназванных сделок, связанных с прекращением обязательств.

Показать ответ

Пунктом 1 Положения (прил. к ПКМ №95 от 25.05.2006 г.) установлено, что действие настоящего Положения распространяется на все хозяйствующие субъекты (далее - предприятия), независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность по закупке зерна для государственных нужд, хранению, переработке и реализации зерна и хлебопродуктов. При этом к ним относятся хлебозаготовительные предприятия, элеваторы, мукомольные, крупяные, комбикормовые и семяобрабатывающие и другие предприятия.

В рассматриваемой ситуации предприятия, осуществляющие один, несколько или все виды вышеуказанной деятельности, должны соблюдать требования указанного Положения.

Показать ответ

Пунктом 2 Инструкции (рег.МЮ №1948 от 27.04.2009г.) установлено, что выдача заработной платы и приравненных к ней платежей осуществляются с основного счета юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством.

Законодательством не установлены иные ограничения на осуществление платежей со вторичного расчетного счета, что позволяет сделать вывод о возможности осуществлять оплату за товары, приобретенные на биржевых торгах.

При это в договоре необходимо также отразить вторичный банковский счет, наименование и МФО банка, обслуживающего указанный счет.

Показать ответ

Разрешительное свидетельство на право розничной реализации алкогольной продукции получать необходимо.

Постановлением Президента (№ПП-4095 от 05.01.2019г.) отменено требование по получению гостиницами разрешительного свидетельства отдельно на каждую стационарную розничную торговую точку и объект общественного питания, осуществляющие продажу постояльцам алкогольной продукции (бар, мини-бар, кафе, ресторан), принадлежащую гостинице и расположенную внутри нее.

В данном случае гостиницам необходимо получать одно общее разрешительное свидетельство на право реализации алкогольной продукции внутри гостиничного комплекса. Однако оснований к полной отмене необходимости получения разрешительного документа указанное Постановление не содержит.

Показать ответ

Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является облагаемый оборот (ст.198 НК).

В свою очередь оборотом по реализации товаров (работ, услуг) признается передача прав собственности на имущество, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отгрузка (продажа) товара и иного имущества (п.1 ч.1 ст.199 НК).

Соответственно, если застройщик на момент передачи имущества является плательщиком НДС, то ему необходимо осуществить реализацию имущества с учетом НДС.

Однако по всей видимости речь идет о дополнительных финансовых затратах ввиду того, что стоимость объекта увеличена за счет введения НДС.

Таким образом, необходимо детально изучить условия инвестиционного договора, основания к увеличению стоимости инвестиции, иные существенные моменты. При таких обстоятельствах возможно проанализировать текущую ситуацию в деталях.

Показать ответ

Обязанности по обеспечению строительства материалами, включая детали и конструкции, а также оборудованием несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что материальное обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Сторона, в обязанность которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов (деталей, конструкций), а также оборудования без ухудшения качества выполняемых работ, если не докажет, что невозможность использования возникла по обстоятельствам, за которые отвечает другая сторона (ч.1,2 ст. 672 ГК).

Вышеуказанная норма законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в договор подряда правомерно включить порядок обеспечения строительными материалами со стороны заказчика и необходимость осуществления их таможенного оформления со стороны подрядчика с последующим возмещением затрат, связанных с таможенным оформлением.

При этом в вопросах правильности осуществления операций по таможенному оформлению рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика