Ответов: 315
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

На самом деле вы затронули очень важный вопрос, и он гораздо шире, чем просто о порядке заполнения счета-фактуры. Он касается того, как вы ведете учет основного производства, в каких единицах, и по какой цене учитываете готовую продукцию, и как рассчитываете ее производственную себестоимость.

И ответ на него ищите в учетной политике вашего предприятия.

Да, именно так, потому что согласно пункту 7 НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы» (далее ТМЗ) (МЮ 17.07.2006 г. N 1595) единица бухгалтерского учета ТМЗ устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера товарно-материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей товарно-материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

Как известно из указанного НСБУ № 4, готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Другими словами, это - конечный результат производственного цикла, актив, законченный обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям законодательства.

Судя по той информации, которую вы нам прислали, на склад готовой продукции поступает жевательная резинка в ассортименте, т.е. жевательная резинка весом 2 грамма, 3 грамма и т.д. по разным ценам. Соответственно списывать ее необходимо также по наименованиям готовой продукции – двухграммовых такое-то количество, а трехграммовых другое.

Как Вам известно в числе сведений, которые должны содержаться в счете-фактуре есть «единицы измерения (при возможности их указания)» (статья 222 НК). То есть, стоимость реализации определяется исходя из количества реализуемых товаров (работ, услуг) по счету-фактуре и цены на единицу измерения.

Однако ничего вам не может помешать при заключении договора указать не сто штук жевательных резинок по 2 грамма, а одну коробку (состоящую из ста штук жевательных резинок разнообразных форм и/или наполнителей). При условии, что каждая резинка будет обернута в отдельную упаковку, содержащую необходимую информацию, в соответствии с сертификатом (наименование производителя, его адрес, состав продукта, вес и т.п.). И, соответственно, установить цену за одну коробку. Тогда в розничную торговую сеть жевательная резинка попадет в коробках, а покупателю – в штуках.

Стоимость тары будет относиться к расходам по реализации.

Основными нормативными документами по данному вопросу являются национальные стандарты бухгалтерского учета. НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы» (МЮ 17.07.2006 г. N 1595), НСБУ N 21 «План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению» (МЮ 23.10.2002 г. N 1181), Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (Приложение к Постановлению КМ Уз от 05.02.1999 г. N 54).

Показать ответ

Организационно-правовой формой вашего предприятия является частное предприятие. Соответственно его деятельность регулируется Законом "О частном предприятии" (№ 558-II от 11.12.2003г).

По статье 3 названного Закона частным предприятием признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником - одним физическим лицом.

Согласно статье 24 Закона "О частном предприятии" прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению.

В статье 15 названного Закона перечислены права собственника частного предприятия, в их числе право:

  • использовать по своему усмотрению прибыль частного предприятия, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • отчуждать принадлежащее частному предприятию имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд других юридических лиц или иным способом распоряжаться этим имуществом.

Таким образом, учредитель имеет право получить сырьё для производства водоэмульсионных красок и фасовочные материалы в счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты всех налогов, причитающихся с частного предприятия.

Для этого необходимо оформить соответствующие документы: заявление учредителя предприятия, его решение, акт приема-передачи и т. д. В решении также необходимо указать на какую стоимость передаются материалы.

Данная стоимость является имущественным доходом собственника ЧП - физического лица (пункт 8 статьи 176 НК), который не облагается налогом согласно пункту 6 статьи 179 НК.

А у предприятия при выбытии материалов по себестоимости дохода от их выбытия не возникает. При этом передача материалов учредителю (участнику) в счет уплаты дивидендов признается оборотом по реализации (статья 199 НК) и облагается НДС.

При оформлении данной операции в бухгалтерском учете применяются типовые проводки:

       N

Содержание хозяйственной

операции

Сумма,

тыс. сум.

Корреспонденция счетов

Первичные документы

дебет

кредит

1

Начислены дивиденды

 

12 680,64

8710

6610

Решение, заявление учредителя

2

Отражена передача материалов

 

12 680,64

6610

9220

Счет-фактура, акт приема-передачи

3

Списана себестоимость материалов

 

10 567,2

9220

1050

Расчет бухгалтерии

 

4

Начисление НДС (плательщиками налога)

2 113,44

9220

6410

Счет-фактура, акт приема-передачи

Законодательно перечня сырья и материалов, запрещенных для выдачи в счет дивидендов, не установлено.

Показать ответ

При формировании отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения при реализации в розничной торговле вы должны руководствоваться Положением о порядке применения торговых надбавок при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения (МЮ РУз 29.09.2000 г. N 974).

Согласно пункту 3.2 указанного Положения предприятия розничной аптечной сети прочие лекарственные средства и изделия медицинского назначения (за исключением завозимых по импорту владельцами лицензий Центрального банка РУз) реализуют по свободным (договорным) розничным ценам, которые сформированы путем добавления торговой надбавки розничного звена, предельный размер которой установлен Постановлением Кабинета Министров РУз от 14 января 1999 года N 19 в размере не более 25% к покупной цене.

Показать ответ

Начисление и выплата компенсаций за использование в служебных целях личного автомобиля регулируется Порядком выплаты компенсаций за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (кроме командировок), утвержденным Постановлением КМ РУз от 2.04.1999 г. N 154.

Сумма компенсации выплачивается в размерах, определяемых в зависимости от количества лошадиных сил двигателя автомобиля (пункт 10 Приложения N 32 к Постановлению Президента РУз от 24.12.2010 г. N ПП-1449).

Сумма компенсации в пределах установленных норм не рассматривается в качестве дохода и не облагается налогом на доходы физических лиц (статья 171 НК). На нее не начисляются единый социальный платеж и обязательные страховые взносы (статья 307 НК).

Однако, если предприятие планирует заправлять ГСМ личный автомобиль работника, то стоимость ГСМ должна включаться в совокупный доход работника как доход в виде материальной выгоды. Сумма дохода подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом :

N

Содержание

хозяйственных

операций

Корреспонденция счетов

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Отражена передача ГСМ работнику

9220

4790

1030

9220

Ведомость выдачи ГСМ   

2.

Отражается списание расходов (материальная выгода работника)

9430

6710

 

6710

4790

Приказ руководителя, расчет бухгалтерии      

3.

Удержан НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды

6710

6410

Расчет бухгалтерии

Показать ответ

Рекомендуем вам руководствоваться Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Трудовым кодексом, Законом РУз «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

В вашей ситуации оформляются следующие документы:

- договор купли-продажи (уступки) доли в простой письменной форме. Нотариальное оформление обязательно, если это прямо предусмотрено уставом либо если по желанию одной из сторон;

- решение о предварительном согласии государственного антимонопольного органа. Его необходимо получить, если на момент заключения договора суммарная балансовая стоимость активов или суммарная выручка от реализации за последний календарный год участвующих в ней лиц превышает 100 000-кратный размер минимального размера оплаты труда;

- протокол (решение) общего собрания участников ООО о внесении изменений в учредительные документы;

- устав в новой редакции или изменения к уставу;

- учредительный договор в новой редакции, в случае его наличия.

- иные документы, необходимые для государственной регистрации учредительных документов (заявление, платежный документ об уплате госпошлины).

Согласно пункту 11 статьи 179 НК у физического лица (далее ФЛ) возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в случае получения дохода от реализации долей (паев) в уставном фонде юридических лиц.

Такие доходы включаются в состав имущественных доходов ФЛ и не являются объектом обложения единым социальным платежом и страховыми взносами.

Согласно статье 176 НК доходы от реализации имущества (долей, паев) определяются как превышение суммы реализации данного имущества над стоимостью его приобретения, подтверждаемой документально. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость приобретения имущества доходом признается стоимость реализованного имущества.

Если ваш учредитель сформировал свою долю, то подтверждением стоимости будут документы по формированию уставного капитала (акты приема-передачи, платежные документы). Если приобрел, то документы, подтверждаюшие оплату доли.

По пункту 32 статьи 179 НК не подлежат налогообложению доходы ФЛ в виде безвозмездно полученных от физических лиц (в том числе по договорам дарения) долей, паев и акций в случае, если их передача осуществляется между близкими родственниками.

Это значит, если учредитель подарил свою долю другому ФЛ, не являющемуся ему близким родственником, то у этого ФЛ-получателя появляется обязательство по уплате НДФЛ.

Статьей 181 НК предусмотрено, что в таком случае применяется установленная минимальная ставка налога на доходы физических лиц (в 2015 г. - 8,5%).

Увольнение директора производится в установленном порядке. Особенностью в данном случае является то, что собственник предприятия одновременно является его директором.

Так как все приказы на предприятии издает и подписывает директор, то приказ (распоряжение) о своем увольнении, как впрочем и о своем вступлении в должность оформляется им самим. А также производится запись в трудовую книжку директора о прекращении трудового договора.

Показать ответ

Участник общества может направить дивиденды на увеличение уставного капитала того общества, которое начислило дивиденды.

Решение о направлении начисленных дивидендов на увеличение уставного капитала ООО должно быть отражено в протоколе общего собрания участников (далее ОСУ) или решении единственного участника.

Направление дивидендов на увеличение уставного капитала отражается следующими проводками:    

N

Содержание хозяйственных

операций

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы, подтверждающие записи

Дебет

Кредит

1.

Начислены дивиденды

 

8710

"Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода"

6610

"Дивиденды к оплате"

Протокол ОСУ или решение единственного участника.  

2.

Отражается увеличение уставного капитала ООО за счет дивидендов

6610

"Дивиденды к оплате"

8330

"Паи и вклады"

Протокол ОСУ или решение единственного участника.  

Доходы в виде дивидендов, направленные в уставный фонд предприятия, от которого они получены, не подлежат налогообложению у физических лиц согласно пункту 19 статьи 179 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что при выходе из состава участников либо при распределении имущества ликвидируемого юридического лица между его участниками в течение года после применения данной льготы, доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом у источника выплаты по ставке 10%.

Доходы в виде дивидендов относятся к имущественным доходам и не являются объектом обложения единым социальным платежом и страховыми взносами граждан.

Показать ответ

Согласно пункту 2 статьи 145 НК РУз для обеспечения равномерного включения расходов на проведение капитального ремонта основных средств налогоплательщик вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в установленном порядке.

Таким образом, отчисления в резерв, созданного в установленном порядке, являются вычитаемыми.

Порядок создания резерва (фонда) на ремонт основных средств в счет затрат регулируется актами законодательства о бухгалтерском учете, и в том числе «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов», утвержденным Постановлением КМ РУз от 5 февраля 1999 года N 54 и НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению" (МЮ РУз №1181 от 23.10.2002 г.)

В соответствии с пунктом 1.5.1.2. Положения (N 54) проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) производственных основных средств силами самого хозяйствующего субъекта включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам производственных затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и другим).

В случае необходимости хозяйствующие субъекты отдельных отраслей с разрешения Министерства финансов РУз могут создавать резерв средств для проведения капитальных ремонтных работ. Размер отчислений в резерв определяется исходя из предполагаемой стоимости затрат и периодичности проведения капитального ремонта каждого объекта основных средств. Норма отчислений в резерв пересматривается в конце каждого отчетного года, и в случае необходимости на новый финансовый год размеры отчислений могут быть увеличены или уменьшены.

Следует отметить, что в применительной практике бухгалтерского учета часто резерв под капитальный ремонт основных средств создается без определенного в «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» разрешения Министерства Финансов РУз. Однако, так как норма законодательства действующая, то существуют риски, что при отсутствии такого разрешения резервирование затрат будет признано не соответствующим действующему законодательству.

В случае, если суммы зарезервированных средств на капитальный ремонт превысили фактические затраты на ремонт данного объекта, то по установленным нормам «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» сумма превышения должна быть сторнирована (если ремонт закончен), однако согласно пункту 373 НСБУ №21 суммы резервов, оставшиеся неиспользованными, относятся в доход предприятия. И в том и в другом случае влияния на налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль не будет.

Если же фактические затраты превысили зарезервированные, то сумма превышения отражается в составе элемента «Прочие затраты производственного назначения» отчетного года.

Учет средств ремонтного резерва (фонда) ведется на счете 8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Резервирование осуществляется равномерно ежемесячно в размере норматива, который устанавливается предприятием самостоятельно. Использование резерва производится по фактическим затратам на основании актов о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3) при хозяйственном способе, или актов выполненных работ и справок-счетов-фактур о выполненных работах (понесенных затратах) - при подрядном способе.

В бухгалтерском учете создание и использование резерва отражаются следующим образом:

Образование резерва

Дебет

Кредит

2010 «Основное производство», 2310 «Вспомогательное производство», 2510 «Общепроизводственные расходы», 2710 «Обслуживающие хозяйства», 9400 «Расходы периода»

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

Использование резерва

Хозяйственный способ

Дебет

Кредит

2310 «Вспомогательное производство»

1040 «Запасные части», 1090 «Прочие материалы», 6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 6520 «Платежи в государственные целевые фонды» и др.

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

2310 «Вспомогательное производство»

Подрядный способ

8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам», 6110 «Счета к оплате обособленным подразделениям», 6120 «Счета к оплате дочерним и зависимым хозяйственным обществам», 6990 «Прочие обязательства» и др.

Показать ответ

Нет, если предприятие и дальше намерено эксплуатировать здание.

Согласно пункту 21 НСБУ № 5 «Основные средства» (МЮ РУз от 20.01.2004 г. № 1299) стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Республики Узбекистан и настоящим стандартом.

В соответствии с НСБУ № 5 изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих основных средств и их переоценки.

Переоценка основных средств - это периодическое уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен. Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности предприятия, хозяйственном ведении, оперативном управлении и по договору финансовой аренды, а также объекты незавершенного строительства и оборудование, предназначенное к установке.

Периодичность переоценки основных фондов установлена Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января» (МЮ РУз от 04.12.2002 г. N 1192):  

  • для крупных предприятий – ежегодно, переоценку обязаны проводить все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
  • для микрофирм и малых предприятий - предоставлена возможность проводить переоценку один раз в три года (с 1 января 2014 г. Постановлением Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099).

Результаты такой переоценки основных средств отражаются в финансовой отчетности в текущем периоде, в котором произведена переоценка основных средств.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Переоценка осуществляется предприятием самостоятельно (индексным методом или прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам) либо с привлечением специалистов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью в соответствии с законодательством. Выбранный метод переоценки закрепляется в учетной политике предприятия.

Сумма дооценки основных средств в результате переоценки зачисляется в состав резервного капитала на счет «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Сумма уценки основных средств в результате переоценки относится в уменьшение резервного капитала на счет «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» в пределах сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки относится на прочие операционные расходы.

Согласно пункту 25 НСБУ № 5 основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по текущей (рыночной) стоимости. Первоначальная стоимость основных средств может также периодически переоцениваться по решениям Правительства Республики Узбекистан.

Помимо периодической переоценки, установленной Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января», оценка имущества предприятия производится:

1) Согласно статье 31 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» если номинальная стоимость оплачиваемых не денежными средствами акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсоткратного размера установленной законодательством минимальной заработной платы, то необходима денежная оценка оценочной организацией имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества.

2) Согласно статье 11 Закона РУз «Об оценочной деятельности» при совершении сделок с объектами оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству, в том числе при:

  • определении стоимости объектов оценки в целях их разгосударствления, приватизации, передачи в доверительное управление либо сдачи в аренду;
  • использовании объектов оценки в качестве предмета залога;
  • продаже или ином отчуждении объектов оценки;
  • переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;
  • передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные фонды юридических лиц. 

И в других случаях, предусмотренных законодательством или договорными условиями.

Однако в указанных случаях, предприятие не увеличивает балансовую стоимость основных фондов до рыночной, а определяет их рыночную стоимость для совершения сделки с ними. При этом изменение стоимости основных фондов не отражается в бухгалтерском учете.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что дооценить до рыночной стоимости здание можно только по состоянию на 1 января года проведения следующей переоценки. При этом ко всем зданиям должен применяться единый метод переоценки (пункт 5 Положения N 1192).  

Показать ответ

Согласно пункту 8 НСБУ N 22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» (МЮ от 21.05.2004 г. N 1364) стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, в целях отражения в бухгалтерском учете подлежит пересчету в сумах.

Данное требование распространяется на все организации (за исключением банков и иных кредитных организаций) на территории Республики Узбекистан (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющие операции в иностранной валюте на территории Республики Узбекистан.

Исходя из вопроса, следует, что договор на куплю-продажу автомобиля заключен в сумах. Соответственно, в бухгалтерском учете продавца не отражается статья (актив или обязательство), выраженная в иностранной валюте.

А значит, валютная курсовая разница не возникает.

Условие об оплате с помощью международной пластиковой карточки и порядок зачисления денежных средств в иностранной валюте (долларах США) на нее обусловлены условиями договора. Таким образом, при внесении оплаты с помощью карточки сумма в иностранной валюте переводится в национальную валюту по курсу ЦБ РУз.

Из приведенных вами данных вытекает, что заключили договор на 10 411,34 долларов США, а заплатили всего 10 297,64 (8 849,64+1 448) долларов США. Это наглядно видно в нижеприведенной таблице.

Хозяйственная операция

Эквивалент иностранной валюты (доллар США)

Курс

ЦБ РУз

За 1 USD

Сумма в национальной валюте (сумах)

Заключен договор купли-продажи

10 411,34 USD (100%)

2 430,17

25 301 330 сум (100%)

Внесена предоплата

8 849,64  USD

(85% от 10 411)

2 430,17

21 506 130 сум (85% от суммы договора 25 301 330 сум)

Окончательный расчет

1 448 USD

(13,9% от 10 411,34)

2 621,0

3 795 200 сум (15% от суммы договора 25 301 330 сум за минусом аванса 21 506 130 сум)

Показать ответ

Да, может.

В соответствии со статьей 22 Жилищного Кодекса (далее ЖК) юридическое лицо имеет право на приобретение жилых помещений в частную собственность и вправе сдавать их внаем, в аренду и использовать в иных целях, не противоречащих жилищному законодательству (статья 23 ЖК).

При этом надо учесть, что использование, наем или аренда жилых помещений в многоквартирных домах для нужд промышленного характера запрещается. Размещение в жилом помещении многоквартирного дома иных предприятий, учреждений и организаций допускается только после перевода в установленном порядке такого помещения в нежилое (статья 9 ЖК).

Если вы намерены предоставлять служебное жилое помещение своим работникам, необходимо руководствоваться Порядком предоставления служебных жилых помещений и Перечнем лиц, имеющих право на получение служебных жилых помещений (Приложения № 1 и № 2 к ПКМ РУз N 24 от 27.01.2000 года).

Налоговые последствия, которые могут возникнуть у предприятия, зависят от того, в каких целях будет использоваться квартира:

  • для использования в качестве офиса;
  • для перепродажи;
  • для передачи в аренду;
  • для использования в качестве служебного жилого помещения;
  • для передачи в безвозмездное пользование;
  • и др.

Если вы решили сдавать помещение в аренду (наем), то ЕНП будет облагаться арендный платеж, если данное помещение будет использоваться как служебное жилое помещение, или в нем будет располагаться офис, то у плательщика ЕНП не возникает налоговых обязательств.

В случае передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, налоговые обязательства возникают у его получателя. Согласно статье 135 НК при получении имущества, имущественных прав на безвозмездной основе доходы получающего лица определяются по рыночной стоимости,  которая подтверждается документально или отчетом об оценке оценочной организации. Документальным подтверждением признаются:

-        документы на отгрузку, поставку или передачу;

-        ценовые данные поставщиков (прайс-листы);

-        данные из средств массовой информации;

-        биржевые сводки;

-        данные органов государственной статистики.

В случае если помещение в соответствии с пунктом 3 НСБУ N5 будет признано основным средством, то предприятие несет расходы по его амортизации. Расходы по амортизации относятся на счета затрат согласно классификации основных средств: производственных ОС – на счета затрат основного или вспомогательного производств, административных ОС – на расходы периода.

Показать ответ

В строке 010 формы № 2 Отчета о финансовых результатах вы должны указать общий объем выполненных работ (включая субподряд), а в строке 10 Расчета единого налогового платежа - объем работ, выполненных собственными силами.

Финансовая отчетность

 Согласно пункту 97 параграфа 3 Правил по заполнению форм финансовой отчетности (МЮ РУз от 24.01.2003 г. N 1209) в Отчете о финансовых результатах (форма N 2) по статье "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг)" (стр. 010) показывается выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг, за вычетом налогов (НДС, акцизный налог) и стоимости возвращенных товаров и готовой продукции, скидок покупателя с продажных цен.

При этом указано, что строка 010 Отчета о финансовых результатах (форма N 2) заполняется по данным счетов учета доходов от основной (операционной) деятельности (9000).

Выручка от реализации – это величина денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, по которым предъявлены расчетные документы.

Генподрядчик предъявляет заказчику, а заказчик оплачивает общую сумму выполненных работ, в том числе субподрядным способом. Поэтому в форме N 2 Генподрядчик должен указать 112 млн. сум.

Налоговая отчетность

В соответствии со статьей 355 НК объектом обложения ЕНП является валовая выручка. В целях налогообложения в ее состав включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (для налогоплательщиков данных налогов).

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных организаций понимается выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, выполненных собственными силами.

То есть, общий объем выполненных работ (112 млн. сум) в целях налогообложения разделится на две части: Генподрядчик заплатит налог с объема работ выполненных своими собственными силами (80 млн. сум), а субподрядчик, соответственно, со своего объема (32 млн. сум).

Таким образом, Генподрядчик в строке 10 Расчета ЕНП «Чистая выручка от реализации товаров (работ, услуг)» должен отразить объем строительных работ, выполненных собственными силами, исходя из примера 80 млн. сум.

Показать ответ

Нет, не должно.

Переоценка основных средств - это периодическое уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности предприятия, хозяйственном ведении, оперативном управлении и по договору финансовой аренды, а также объекты незавершенного строительства и оборудование, предназначенное к установке.

Периодичность переоценки основных фондов установлена Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января» (МЮ РУз от 04.12.2002 г. N 1192):

  • для крупных предприятий – ежегодно, переоценку обязаны проводить все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
  • для микрофирм и малых предприятий - один раз в три года (с 1 января 2014 г. Постановлением Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099).

Результаты такой переоценки основных средств отражаются в финансовой отчетности в текущем периоде, в котором произведена переоценка основных средств.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Переоценка осуществляется предприятием самостоятельно (индексным методом или прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам) либо с привлечением специалистов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью в соответствии с законодательством. Выбранный метод переоценки закрепляется в учетной политике предприятия.

Проведение переоценки основных средств в момент их реализации для малых предприятий законодательно не предусмотрено.

Показать ответ

Тушунчалардан бошлаймиз,  дебиторлик қарзи – бу олиниши лозим бўлган, лекин харидорлар, буюртмачилар, ходимлардан турли сабабларга кўра олинмаган корхона учун қарз, таъсисчиларнинг устав капиталига ҳисса бўйича қарзи ва ҳ.к.

Товарлар амалда жўнатилган ишлар бажарилган, хизматлар кўрсатилган кундан бошлаб 90 кун ўтгандан кейин, етказиб берилган товарлар, кўрсатилган хизматлар ва бажарилган ишлар учун маблағлар келиб тушмаганлиги муддати ўтиб кетган дебиторлик қарзи деб ҳисобланади, қонунчиликда белгиланган ҳоллар бундан мустасно (Президентнинг “Халқ хўжалигида ҳисоб-китоблар ўз вақтида  ўтказилиши учун корхона ва ташкилотлар раҳбарларининг маъсулиятини ошириш борасидаги чора-тадбирлар тўғрисида” 12.05.1995 йилдаги ПФ-1154-сон Фармонининг 2-банди).

Дебиторлик қарзини ҳисобдан чиқариш икки усулда амалга оширилиши мумкин.

Биринчи усул: дебиторлик қарзи умидсиз бўлган пайт келганда уни тўғридан-тўғри корхонанинг зарарига ҳисобдан чиқарилади.

Суд қарорига биноан мажбуриятларнинг тугатилиши, қарздорнинг банкротлиги, тугатилиши ёки вафот этиши оқибатида ёхуд даъво қилиш муддати ўтиши оқибатида узиш мумкин бўлмаган қарз умидсиз деб эътироф этилади (СКнинг 22-моддаси). Бундай қарз ҳисобдан чиқарилиши керак. ЎзР ФКнинг 150-моддасига мувофиқ умумий даъво муддати - уч йил. Ҳисобдан чиқариш раҳбарнинг қарори билан амалга оширилади, у буйруқ билан расмийлаштирилади.

ВМнинг 05.02.1999 йилдаги 54-сон қарорининг 2.3.15.7-бандига мувофиқ даъво билдириш муддати ўтган дебиторлик қарзларни ҳисобдан чиқаришдан кўрилган зарарлар бошқа операция харажатлари сифатида корхонанинг давр харажатлари таркибига киради.

Умумбелгиланган солиқларни тўловчи корхона учун мазкур харажатлар  фойда солиғи бўйича солиқ солинадиган базани аниқлашда жами даромадлардан чегирилиши лозим (СКнинг 145-моддаси 40-банди).

ЯСТ тўловчиси бўлган корхона учун  муддати ўтган дебиторлик қарзини ҳисобдан чиқаришдан зарарлар ЯСТ ҳисоб-китобида солиқ солинадиган базага таъсир кўрсатмайди.

Хўжалик операцияларининг мазмуни

 

Дебет

Кредит

Тасдиқловчи ҳужжатлар

 

Даъво билдириш муддати ўтганлиги муносабати билан дебиторлик қарзи ҳисобдан чиқарилди

9430 «Бошқа операцион харажатлар»

4010 «Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

Ҳисоб-китобларни инвентаризация қилиш далолатномаси, корхона раҳбари буйруғи

Ҳисобдан чиқарилган дебиторлик қарзи ҳисобга қабул қилинади

007 «Тўлашга қобилиятсиз дебиторларнинг зарарга ўтказилиб ҳисобдан чиқарилган қарзи»

 

 

Дебиторлик қарзини ҳисобдан чиқаришнинг иккинчи усули  – бу даргумон қарзлар бўйича  захира ташкил этиш. Бунда белгиланган муддатда қопланмаган ва тегишли кафолатлар билан таъминланмаган дебиторлик қарзи даргумон қарз сифатида тан олинади. 21-сон БҲМС бу қисмда қуйидагиларни тавсия қилади:  корхонанинг юридик ва жисмоний шахслар билан ҳисоб-китоблари бўйича даргумон қарзлари суммасига захира ташкил қилинади ва 9430 “Бошқа операцион харажатлар” счётига олиб борилади.     Яъни, даргумон дебиторлик қарзи бўйича даъво билдириш муддати ўтишини кутмасдан, корхона у бўйича захира ташкил этишга ҳақли.  Моҳияти бўйича, қарзни ҳисобдан чиқариш бўйича зарарни бира йўла эмас, балки босқичма-босқич тан олиш. Бунда молиявий ҳисоботда олинадиган счётларнинг реал қиймати кўрсатилади, якуний молиявий натижа даргумон қарзлар бўйича зарарларни  ҳисобга олган ҳолда ҳисоблаб чиқилади.

Даргумон қарзлар бўйича захирани ташкил этиш ва фойдаланиш тартиби  21-сон БҲМСнинг 2-иловаси 216-бандида белгиланган.

Даргумон қарзлар бўйича захира ҳисобот йили охирида корхонанинг дебиторлик қарзларининг инвентаризацияси натижалари асосида ташкил этилади ва 4910 “Даргумон қарзлар бўйича захира” счётида ҳисобга олинади. Захира ҳажми ҳар бир даргумон қарз бўйича алоҳида, қарздорнинг молиявий аҳволи (тўлов қобилияти) ва қарз суммасини тўлиқ ёки қисман тўлаш эҳтимолини баҳолаш асосида аниқланади. 

Хўжалик операцияларининг мазмуни

 

Дебет

Кредит

Тасдиқловчи ҳужжатлар

 

Захира ташкил этиш

Захирани шакллантириш акс эттирилади

9430 «Бошқа операцион харажатлар»

4910 «Даргумон қарзлар бўйича захира»

Ҳисоб-китобларни инвентарияция қилиш далолатномаси, таққослаш далолатномаси, бухгалтерия маълумотномаси

Ушбу ҳисобот даврининг ССБга киритиладиган, бироқ келгуси ҳисобот даврлари солиқ солинадиган фойдасидан чиқариладиган харажатлар акс эттирилади

012 «Келгуси даврларда солиқ солинадиган базадан чиқариладиган харажатлар»

 

Захирадан фойдаланиш

Захира ҳисобидан умидсиз дебиторлик қарзини ҳисобдан чиқариш

4910 «Даргумон қарзлар бўйича захира»

4010 «Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

Дебиторни банкротлик тўғрисида хабардор қилиш, ҳисоб-китобларни инвентаризация қилиш далолатномаси бўйича даъво билдириш муддатининг ўтиши

 

012 «Келгуси даврларда солиқ солинадиган базадан чиқариладиган харажатлар»

Ҳар йилнинг охирида  фойдаланилмаган захира суммаларини ҳисобдан чиқариш

4910 «Даргумон қарзлар бўйича захира»

9390 «Бошқа операцион даромадлар»

Бухгалтериянинг ҳисоб-китоби

 

012 «Келгуси даврларда солиқ солинадиган базадан чиқариладиган харажатлар»

Ҳисобдан чиқарилган дебиторлик қарзи ҳисобга қабул қилинади

007 «Тўлашга қобилиятсиз дебиторларнинг зарарга ўтказилиб ҳисобдан чиқарилган қарзи»

 

 

Ҳисобга олиш лозимки, ҳар қандай усулда ҳам зарарга ҳисобдан чиқарилган қарз ҳисобга чиқарилган пайтдан бошлаб беш йил мобайнида қарздорнинг мулкий ҳолати ўзгарган тақдирда қарзни  ундириш имкониятини кузатиш учун балансдан ташқари 007 “Тўлашга қобилиятсиз дебиторларнинг зарарга ўтказилиб ҳисобдан чиқарилган қарзи” счётида туриши керак.

Умумбелгиланган солиқларни тўловчи корхона учун даргумон қарзлар бўйича захира ташкил этиш учун қилинган  харажатлар жорий ҳисобот даврида шакллантирилаётган пайтда солиқ солинадиган фойдадан чегирилмайди, балки умидсиз деб эътироф этилган қарздорликни ҳисобдан чиқарилаётганда, ҳисобдан чиқарилиши лозим бўлган умидсиз қарздорлик миқдоридан ошмайдиган суммада чегириб ташланади (СКнинг 146-моддаси).

ЯСТ тўловчиси ҳисобланган корхоналар учун даргумон қарзлар бўйича захира ташкил этиш учун қилинган  харажатлар ЯСТ бўйича солиқ солинадиган базага таъсир кўрсатмайди.

Дебиторлик қарзини ҳисобдан чиқаришнинг танланган усули (услуби)ни корхонанинг ҳисоб сиёсатида акс эттириш зарур. Агарда корхона даргумон қарзлар бўйича захира ташкил этмоқчи бўлса, у ҳолда уни шакллантирши ва фойдаланиш тартибини ҳам ҳисоб сиёсатида кўрсатиш керак.

Пировардида эслатиб ўтамизки, дебиторлик ва кредиторлик қарзи муддатларини ўтказиб юбориш ҳамда корхоналарнинг ҳисобварақларида тегишли маблағлар бўлган ҳолда тўловларни амалга оширишнинг белгиланган муддатларини бузиш мансабдор шахсларга ЭКИҲнинг 10 бараваридан 15 бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади (Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодекснинг 175-моддаси).

Показать ответ

Учет материалов ведется в соответствии с НСБУ N 4 "Товарно-материальные запасы". Топливо является, как правило, вспомогательным материалом, но в учете выделяется в отдельную группу вследствие особенностей его использования. Учитывается на субсчете 1030 «Топливо». В состав топлива включаются: нефтепродукты, горюче-смазочные материалы (ГСМ) (нефть, бензин, керосин, дизельное топливо, масла и т.п.), твердое топливо (уголь, дрова и т.д.) и газообразное топливо (газ и газолин), а также отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо.

Приход ГСМ осуществляется на основании счета-фактуры-накладной или чека (ККМ или платежного терминала) автозаправочной станции. Расход ГСМ производится следующим образом: по показаниям спидометров определяется фактический пробег автомобиля, который указывается в путевых листах. Далее водитель (подотчетное лицо) ежемесячно составляет материальный отчет, в котором указывает остаток ГСМ на начало месяца, количество полученного ГСМ, фактический пробег, расход ГСМ, остаток ГСМ на конец месяца (в том числе в баках).

Перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автотранспортного средства являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом, имеют учетную серию и номер.

Для работников автотранспортных, производственных предприятий и других организаций РУз, эксплуатирующих автомобильную технику и строительно-дорожные машины и механизмы, как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами разработан справочно-нормативный документ “Нормы расхода топлива и смазочных материалов автомобильным подвижным составом” (утвержден и введен в действие Постановлением Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июля 2003 года N 05-20).

В случае необходимости (новый производитель, новая марка автомобиля, используется другой вид топлива, автомобиль был модернизирован), предприятие вправе обратиться в Институт энергетики и автоматики АН РУз с целью разработки норм расхода ГСМ для конкретного транспортного средства.

Остатки ГСМ в баках должны учитываться. Их не обязательно сливать в емкости для хранения. Это может быть в отдельных случаях, к примеру, при ремонте автомобиля, или инвентаризации ТМЗ.

Предприятие обязано утвердить приказом руководителя нормы расхода ГСМ, корректировочные и нормативные коэффициенты к ним, разработать документооборот по движению ГСМ, организовать гараж для используемых транспортных средств, определить ответственных лиц по их хранению и эксплуатации.

В целях эффективного управления и обоснованности расходов по каждому транспортному средству необходимо учитывать сроки прохождения технического осмотра, обязательного страхования, получение лицензии (при оказании возмездных транспортных услуг), сроки замены шин, аккумулятора, основных узлов, проведения капитального ремонта. Это можно вести в карточках основных средств, журнале или открыть отдельное дело на каждый автомобиль.

С целью подробного ознакомления рекомендуем обратиться к следующим документам:

- “Нормы расхода топлива и смазочных материалов автомобильным подвижным составом” (утверждены и введены в действие Постановлением Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июля 2003 года N 05-20);

- Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в РУз (Приложение к ПКМ РУз от 01.08.2014 г. N 213);

- Инструкция по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков (Рег.  N 1382 от  02.07.2004 г.);

- НСБУ № 4, НСБУ № 21.

Показать ответ

Ограничений по назначению бухгалтера ответственным секретарем постоянно действующей комиссии законодательно не установлено.

Как правило, в обязанности ответственного секретаря входит оформление протокола заседания постоянно действующей комиссии. В протоколе отражаются решения по рассматриваемым вопросам (выявленным фактам недостачи, хищений и т.д.): списывать ли потери на убытки предприятия, либо материально-ответственное лицо обязано возместить предприятию понесенный убыток.

Проведение инвентаризации предприятиями независимо от формы собственности и оформление ее результатов регламентирует НСБУ N 19 "Организация и проведение инвентаризации".

Для проведения инвентаризации на хозяйствующих субъектах создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе: руководителя хозяйствующего субъекта или его заместителя (председатель комиссии);

главного бухгалтера;

других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.).

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель хозяйствующего субъекта (приказ, постановление, распоряжение согласно приложению N 1).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.

Рекомендуем также руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Положение о порядке списания с баланса стоимости основных средств (новая редакция) (МЮ 29.08.2004 г. N 1401)
  • Положение о порядке списания с баланса нематериальных активов (МЮ 14.01.2006 г. N 1539)
Показать ответ

По нашему мнению, работник получает доход, когда предприятие признает расход в интересах работника.  

Таким образом, доход в виде материальной выгоды у работника должен быть признан на первоначальную стоимость авиабилета - в декабре прошлого года, на сумму доплаты - в январе следующего года.

Бухгалтерский учет доходов в виде материальной выгоды ведется по кредиту специально вводимого счета 6740 "Расчеты с физическими лицами по доходам в виде материальной выгоды".

Ниже предлагаем рассмотреть, как данная операция будет отражаться в бухгалтерском учете в декабре:

Содержание

хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма

(в тыс. сум)

Дебет

Кредит

Отражена предоплата за авиабилет согласно договору

4330 «Прочие авансы выданные»

5110 «Расчетный счет»

1 000

Получен авиабилет (в том числе в электронном виде)

5920 «Прочие текущие активы»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

1 000

Отражен зачет аванса

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

4330 «Прочие авансы выданные»

1 000

Отражена передача авиабилета

4790 «Прочая задолженность персонала»

9220 «Выбытие прочих активов»

1 000

9220 «Выбытие прочих активов»

5920 «Прочие текущие активы»

1 000

Стоимость билета списана на расходы (начисление работнику дохода в виде материальной выгоды)

9430 «Прочие операционные расходы» 

6740 «Расчеты с физическими лицами по доходам в виде материальной выгоды»

1 000

6740 «Расчеты с физическими лицами по доходам в виде материальной выгоды»

4790 «Прочая задолженность персонала»

1 000

Начислен и удержан НДФЛ по совокупному доходу работника за декабрь (с учетом доходов в виде материальной выгоды)

6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

230

(условно 23% от 1 000)

В январе следующего года:

Содержание

хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма

(в тыс. сум)

Дебет

Кредит

Отражен возврат билета работником предприятию

5920

«Прочие текущие активы»

6990 «Прочие обязательства»

1 000

Отражен возврат билета поставщику

4330

«Прочие авансы выданные»

5920

«Прочие текущие активы»

1 000

Отражена доплата за авиабилет поставщику

4330

«Прочие авансы выданные»

5110 «Расчетный счет»

200

Получен новый авиабилет (в том числе в электронном виде)

5920 «Прочие текущие активы»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

1 200

Отражен зачет аванса

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

4330 «Прочие авансы выданные»

1 200

Отражена передача авиабилета

9220 «Выбытие прочих активов»

5920 «Прочие текущие активы»

1 200

6990 «Прочие обязательства»

9220 «Выбытие прочих активов»

1 000

4790 «Прочая задолженность персонала»

9220 «Выбытие прочих активов»

200

Стоимость доплаты за билет списана на расходы (начисление работнику дохода в виде материальной выгоды)

9430 «Прочие операционные расходы»

6740 «Расчеты с физическими лицами по доходам в виде материальной выгоды»

200

6740 «Расчеты с физическими лицами по доходам в виде материальной выгоды»

4790 «Прочая задолженность персонала»

200

Начислен и удержан НДФЛ по совокупному доходу работника за январь (с учетом доходов в виде материальной выгоды)

6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

46

(условно 23% от 200)

Доходы в виде материальной выгоды включаются в совокупный доход работника с начала года, облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (по шкале) и не облагаются единым социальным платежом и страховыми взносами граждан.

Ответственность за правильное удержание и своевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход. При неудержании суммы данного налога налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанную с ним пеню.

Показать ответ

Да, может.

Сумма заработной платы работников, подлежащая к получению, но по каким-либо причинам не полученная ими, отражается на счете 6720 "Депонированная заработная плата" по каждому работнику отдельно. На указанном счете она должна учитываться в течение срока исковой давности, который согласно статье 150 Гражданского Кодекса (ГК) составляет 3 года.

В соответствии со статьей 22 Налогового Кодекса (НК) по истечении срока исковой давности задолженность (в том числе перед депонентами) признается безнадежной. Доход от ее списания включается в состав прочих доходов.

По НСБУ № 21 (пункт 398) доходы, полученные от списания кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, отражаются по кредиту счета 9360 "Доходы от списания кредиторской и депонентской задолженности" в корреспонденции со счетами учета кредиторской и депонентской задолженности.

Согласно статье 154 Трудового Кодекса (ТК) работодатель, независимо от своего финансового состояния, обязан в установленные сроки оплатить работнику выполненную им работу.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в соответствии со статьей 110 ТК.

Сроки выплаты зависят от того, кто является инициатором прекращения трудового договора:

- если трудовой договор прекращается по инициативе работодателя, то заработная плата (при отсутствии спора о ее размере) должна быть выплачена:

работнику, продолжающему работать до дня прекращения трудового договора, - в день прекращения договора;

работнику, не работающему ко дню прекращения трудового договора, - в день предъявления им требования о расчете;

- если трудовой договор прекращается по инициативе работника, то заработная плата (при отсутствии спора о ее размере) должна быть выплачена:

работнику, обязанному по закону или договору предупредить работодателя о прекращении трудового договора, - не позднее дня, когда работник согласно предупреждению вправе был оставить работу;

работнику, не обязанному предупредить работодателя о прекращении договора, - не позднее дня, следующего за днем оставления работы.

В случае спора о размере причитающейся работнику при прекращении трудового договора суммы работодатель обязан в вышеприведенные сроки выплатить неоспариваемую им сумму.

В коллективном договоре может быть предусмотрена ответственность работодателя за задержку по его вине оплаты труда работнику по сравнению с установленными сроками.

За несвоевременность выплаты заработной платы должностных лиц предприятия могут привлечь к административной ответственности в размере от 2 до 5 МРЗП (статья 49 Кодекса об административной ответственности).

Кроме того, Прокуратура Республики Узбекистан осуществляет надзор за строгим соблюдением своевременной выплаты заработной платы и в случаях образования просроченной задолженности по заработной плате привлекает виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной (пункт 4 Постановления КМ РУз "О дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы" от 19.03.2002 г. N 88).

Показать ответ

Начнем с того, что сумма арендной платы включается в состав доходов от сдачи имущества в аренду и включается в совокупный доход при расчете налога на прибыль или в валовую выручку при расчете единого налогового платежа.

Налогообложение доходов от предоставления недвижимого имущества в аренду осуществляется исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже суммы, рассчитанной исходя из минимальных ставок арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом, утвержденных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента. На 2016 год минимальные ставки арендной платы за пользование недвижимым государственным имуществом в г. Ташкенте определены в Решении хокима г. Ташкента от 04.01.2016 г. N 1.

Если сумма арендной платы, установленная договором по предоставлению недвижимого имущества в аренду, будет ниже суммы, рассчитанной на основе минимальных ставок арендной платы, то налог на прибыль, НДС и единый налоговый платеж рассчитываются исходя  из минимальных ставок (Разъяснительное письмо МФ РУз N ММ/04-01-32-14/87 и ГНК РУз N 13/1-954 от 26.01.2012 г.).

Бухгалтерский учет арендных операций определен Положением "О порядке отражения арендных операций в бухгалтерском учете" (МЮ 01.06.2009 г. N 1961). Порядок учета зависит от того, является ли предоставление активов в оперативную аренду основной или прочей операционной деятельностью предприятия.

Ниже приводятся бухгалтерские записи у предприятия-арендодателя:

Учет аренды у предприятия-арендодателя

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили авансом (15%) платежи по оперативной аренде

5110 “Расчетный счет“

6390 “Прочие полученные авансы“

Отражается передача ОС в оперативную аренду

0191 “Основные средства, переданные в оперативную аренду”

0100 “Основные средства”

Начислен износ по ОС, переданным в оперативную аренду

9430 “Прочие операционные расходы“

0200 “Износ основных средств“

Отражен доход от сдачи в оперативную аренду ОС

4010 “Счета к получению от покупателей и заказчиков“ (если основная деятельность)

4820 “Платежи к получению по оперативной аренде“ (если прочая деятельность)

9030 “Доходы от выполнения работ и оказания услуг“ (если основная деятельность)

9350 “Доходы от оперативной аренды“ (если прочая деятельность)

Начислен НДС с суммы арендной платы (для плательщиков НДС)

4010 “Счета к получению от покупателей и заказчиков“ (если основная деятельность)

4820 “Платежи к получению по оперативной аренде“ (если прочая деятельность)

6410 “Задолженность по платежам в бюджет“

Отражается поступление арендной платы (85%)

5110 “Расчетный счет“

4010 “Счета к получению от покупателей и заказчиков“ (если основная деятельность)

4820 “Платежи к получению по оперативной аренде“ (если прочая деятельность)

Отражается зачет полученных  авансов (15%) от арендатора при наступлении срока платежа

6390 “Прочие полученные авансы“

4010 “Счета к получению от покупателей и заказчиков“ (если основная деятельность)

4820 “Платежи к получению по оперативной аренде“ (если прочая деятельность)

На сумму арендной платы, установленной в договоре, арендодатель выписывает счет-фактуру.

Перейдем к вопросу о возмещении коммунальных платежей.

К доходам в виде возмещения ранее вычтенных расходов или убытков, нельзя отнести суммы возмещения расходов по коммунальным платежам, получаемые арендодателем от арендатора.

Как вам известно, ГСМ и электрическая энергия включены в перечень стратегических видов материально-технических ресурсов, по которым установлен специальный порядок реализации (приложение N 2 к Постановлению КМ РУз "О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов" от 05.02.2004 г. N 57), и согласно пункту 4 указанного ПКМ РУз используются исключительно в производственных целях и перепродаже не подлежат. На другие виды коммунальных платежей устанавливаются фиксированные цены (за газ, воду и др.), то есть арендодатель не является поставщиком электроэнергии, газа и др. и не вправе перепродавать их.

Если согласно договору аренды стоимость коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи не включается в сумму арендной платы, а подлежит возмещению арендатором в размере потребленных им услуг, то в счете-фактуре, выставляемом арендодателем на имя арендатора отдельными строками указываются:

  • сумма арендной платы в соответствии с договором аренды с выделением суммы НДС (если арендодатель - плательщик НДС);
  • сумма, подлежащая возмещению за коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, потребленные арендатором, с выделением суммы НДС, приходящейся на стоимость данных услуг (даже если арендатор –  не плательщик НДС).

Для арендатора выплаченные суммы являются расходами, НДС по которым он вправе принять к зачету (если является плательщиком НДС), на основании счета-фактуры арендодателя.

В учете арендодателя бухгалтерские записи в части, касающейся сумм оплаченных коммунальных платежей и их последующего возмещения, отразятся в следующем порядке:

Учет коммунальных платежей у предприятия-арендодателя

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

(в тыс. сум)

Отражается оплата арендодателем коммунальных платежей

6010 “Счета к оплате поставщикам и подрядчикам“

5110 “Расчетный счет“

2 500

Отражается задолженность арендатора по коммунальным платежам

4890 “Задолженность прочих дебиторов“

6010 “Счета к оплате поставщикам и подрядчикам“

2 500

Отражается поступление сумм возмещения за уплаченные коммунальные платежи

5110 “Расчетный счет“

4890 “Задолженность прочих дебиторов“

2 500

 

В счете-фактуре при указании суммы, подлежащей возмещению за коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, потребленные арендатором (2 500 000 сум), арендодатель должен выделить сумму НДС (416 666,67 сум), приходящуюся на стоимость данных услуг (2 083 333,33 сум).

Показать ответ

Да, вы должны сдавать консолидированную отчетность.

В соответствии со статьей 17 «Консолидированная финансовая отчетность» Закона РУз «О бухгалтерском учете» предприятия, имеющие дочерние предприятия, филиалы и представительства, составляют консолидированную финансовую отчетность.

Вклады в дочерние предприятия отражаются в финансовой отчетности головного предприятия как его финансовые вложения.

К консолидированной отчетности прилагается финансовая отчетность головного предприятия, его дочерних предприятий, филиалов и представительств.

Консолидированная отчетность составляется в соответствии с НСБУ N 8 "Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества" (МЮ 28.12.1998 г. N 580).

Требования данной статьи не распространяются на сводную финансовую отчетность министерств, ведомств и бюджетных организаций.

Согласно пункту 5 НСБУ N 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (МЮ от 28.12.1998 г. N 580) головное общество (хозяйствующий субъект, имеющий одно или несколько дочерних обществ) должно представлять консолидированную финансовую отчетность, кроме головного общества, являющегося в свою очередь чьим-либо дочерним и находящегося во владении другого общества, если ее не требует его головное общество и имеется согласие на это владельцев доли меньшинства (других собственников) .

При этом в соответствии с пунктом 7 НСБУ N 8 головное общество, составляющее консолидированные финансовые отчеты, должно консолидировать все дочерние общества, иностранные и местные, за исключением тех случаев, когда:

7.1. Дочернее общество приобретено исключительно с целью  последующей реализации в ближайшем будущем и контроль над ним будет временным;

7.2. Дочернее общество функционирует в рамках установленных головным обществом долгосрочных особых условий, которые существенно снижают его способность переводить средства головному обществу.

Такие дочерние общества должны учитываться в качестве инвестиций в соответствии с Национальным стандартом бухгалтерского учета (НСБУ) ”Учет финансовых инвестиций”.

Консолидированная финансовая отчетность составляется только в случае наличия у головного общества контролируемых (дочерних) предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы головного общества. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, как головное, так и дочернее, обязано вести собственный бухгалтерский учет и составлять свою отдельную финансовую отчетность.

Консолидированная отчетность составляется не для налогообложения,  а в целях получения общего представления о деятельности корпоративной группы как единого хозяйственного механизма.

При подготовке консолидированных финансовых отчетов финансовые отчеты головного общества и всех его дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования одинаковых статей активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов. Однако, это не простое суммирование, при этом должны соблюдаться методы составления консолидированных отчетов, указанные в НСБУ № 8.

Касательно состава и форм консолидированной отчетности. 

Применяются общие формы финансовой отчетности, которые утверждены Приказом МФ "Об утверждении форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению", зарегистрированным МЮ 24.01.2003 г. N 1209.

Отчетность предоставляется согласно Положению о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (МЮ 03.07.2000 г. N 942).

Показать ответ

Из представленной информации следует, что для предприятия полиэтиленовые пакеты с его логотипом являются рекламным материалом.

Реклама - специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (статья 26 Закона РУз "О рекламе" от 25.12.1998 г. N 723-I).

Если пакеты приобретены и использованы вами для рекламных целей, то и списать их следует в качестве расходов по рекламе. Расходы предприятия, в том числе рекламные, у плательщиков единого налогового платежа при расчете ЕНП не учитываются. Произведенные расходы должны оформляться приказом руководителя, программой, сметой, актами списания рекламного материала и пр.

Согласно статье 355 Налогового кодекса при выбытии материалов (в том числе рекламных) в объект обложения ЕНП включаются доходы от их выбытия, соответственно, налоговых последствий при безвозмездной передаче материалов у предприятий не возникает.

Чтобы раздача полиэтиленовых пакетов с логотипом предприятия (рекламного материала) рассматривалась как расходы на рекламу, она должна быть произведена в целях привлечения внимания покупателей, распространения логотипа предприятия, предоставляющего в аренду торговые точки, и т.д., увеличения объемов продаж, а не с целью поддержки предпринимателей в честь праздника Навруз.

Если при передаче пакетов арендаторам (индивидуальным предпринимателям) с ними не заключаются договора, не выставляются условия для получения пакетов, не оговорено количество пакетов, не предусмотрена их оплата, то у получателей рекламной продукции также налоговых последствий не появится. В таком случае, считаем, что подписи арендаторов на актах списания не нужны. Такие расходы также признаются расходами по рекламе.

Однако если по договору дарения предприятие безвозмездно передает конкретному физическому лицу пакеты, то доход получателя  - физического лица (доход от материальной выгоды) подлежит налогообложению у источника выплаты на основании статьи 184 НК.

У предприятия при  безвозмездной передаче также возникает обязательство по уплате ЕНП. Согласно статье 355 НК при  безвозмездной передаче товаров (в вашем случае пакетов) выручкой от реализации является себестоимость товаров или цена их приобретения.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика