Забыли пароль?
Регистрация
Ответов: 315
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

Нет, если предприятие и дальше намерено эксплуатировать здание.

Согласно пункту 21 НСБУ № 5 «Основные средства» (МЮ РУз от 20.01.2004 г. № 1299) стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Республики Узбекистан и настоящим стандартом.

В соответствии с НСБУ № 5 изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих основных средств и их переоценки.

Переоценка основных средств - это периодическое уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен. Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности предприятия, хозяйственном ведении, оперативном управлении и по договору финансовой аренды, а также объекты незавершенного строительства и оборудование, предназначенное к установке.

Периодичность переоценки основных фондов установлена Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января» (МЮ РУз от 04.12.2002 г. N 1192):  

  • для крупных предприятий – ежегодно, переоценку обязаны проводить все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
  • для микрофирм и малых предприятий - предоставлена возможность проводить переоценку один раз в три года (с 1 января 2014 г. Постановлением Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099).

Результаты такой переоценки основных средств отражаются в финансовой отчетности в текущем периоде, в котором произведена переоценка основных средств.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Переоценка осуществляется предприятием самостоятельно (индексным методом или прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам) либо с привлечением специалистов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью в соответствии с законодательством. Выбранный метод переоценки закрепляется в учетной политике предприятия.

Сумма дооценки основных средств в результате переоценки зачисляется в состав резервного капитала на счет «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Сумма уценки основных средств в результате переоценки относится в уменьшение резервного капитала на счет «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» в пределах сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки относится на прочие операционные расходы.

Согласно пункту 25 НСБУ № 5 основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по текущей (рыночной) стоимости. Первоначальная стоимость основных средств может также периодически переоцениваться по решениям Правительства Республики Узбекистан.

Помимо периодической переоценки, установленной Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января», оценка имущества предприятия производится:

1) Согласно статье 31 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» если номинальная стоимость оплачиваемых не денежными средствами акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсоткратного размера установленной законодательством минимальной заработной платы, то необходима денежная оценка оценочной организацией имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества.

2) Согласно статье 11 Закона РУз «Об оценочной деятельности» при совершении сделок с объектами оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству, в том числе при:

  • определении стоимости объектов оценки в целях их разгосударствления, приватизации, передачи в доверительное управление либо сдачи в аренду;
  • использовании объектов оценки в качестве предмета залога;
  • продаже или ином отчуждении объектов оценки;
  • переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;
  • передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные фонды юридических лиц. 

И в других случаях, предусмотренных законодательством или договорными условиями.

Однако в указанных случаях, предприятие не увеличивает балансовую стоимость основных фондов до рыночной, а определяет их рыночную стоимость для совершения сделки с ними. При этом изменение стоимости основных фондов не отражается в бухгалтерском учете.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что дооценить до рыночной стоимости здание можно только по состоянию на 1 января года проведения следующей переоценки. При этом ко всем зданиям должен применяться единый метод переоценки (пункт 5 Положения N 1192).  

Показать ответ

Да, может.

В соответствии со статьей 22 Жилищного Кодекса (далее ЖК) юридическое лицо имеет право на приобретение жилых помещений в частную собственность и вправе сдавать их внаем, в аренду и использовать в иных целях, не противоречащих жилищному законодательству (статья 23 ЖК).

При этом надо учесть, что использование, наем или аренда жилых помещений в многоквартирных домах для нужд промышленного характера запрещается. Размещение в жилом помещении многоквартирного дома иных предприятий, учреждений и организаций допускается только после перевода в установленном порядке такого помещения в нежилое (статья 9 ЖК).

Если вы намерены предоставлять служебное жилое помещение своим работникам, необходимо руководствоваться Порядком предоставления служебных жилых помещений и Перечнем лиц, имеющих право на получение служебных жилых помещений (Приложения № 1 и № 2 к ПКМ РУз N 24 от 27.01.2000 года).

Налоговые последствия, которые могут возникнуть у предприятия, зависят от того, в каких целях будет использоваться квартира:

  • для использования в качестве офиса;
  • для перепродажи;
  • для передачи в аренду;
  • для использования в качестве служебного жилого помещения;
  • для передачи в безвозмездное пользование;
  • и др.

Если вы решили сдавать помещение в аренду (наем), то ЕНП будет облагаться арендный платеж, если данное помещение будет использоваться как служебное жилое помещение, или в нем будет располагаться офис, то у плательщика ЕНП не возникает налоговых обязательств.

В случае передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, налоговые обязательства возникают у его получателя. Согласно статье 135 НК при получении имущества, имущественных прав на безвозмездной основе доходы получающего лица определяются по рыночной стоимости,  которая подтверждается документально или отчетом об оценке оценочной организации. Документальным подтверждением признаются:

-        документы на отгрузку, поставку или передачу;

-        ценовые данные поставщиков (прайс-листы);

-        данные из средств массовой информации;

-        биржевые сводки;

-        данные органов государственной статистики.

В случае если помещение в соответствии с пунктом 3 НСБУ N5 будет признано основным средством, то предприятие несет расходы по его амортизации. Расходы по амортизации относятся на счета затрат согласно классификации основных средств: производственных ОС – на счета затрат основного или вспомогательного производств, административных ОС – на расходы периода.

Показать ответ

Нет, не должно.

Переоценка основных средств - это периодическое уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности предприятия, хозяйственном ведении, оперативном управлении и по договору финансовой аренды, а также объекты незавершенного строительства и оборудование, предназначенное к установке.

Периодичность переоценки основных фондов установлена Положением «О порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января» (МЮ РУз от 04.12.2002 г. N 1192):

  • для крупных предприятий – ежегодно, переоценку обязаны проводить все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
  • для микрофирм и малых предприятий - один раз в три года (с 1 января 2014 г. Постановлением Президента РУз от 25.12.2013 г. № ПП-2099).

Результаты такой переоценки основных средств отражаются в финансовой отчетности в текущем периоде, в котором произведена переоценка основных средств.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов».

Переоценка осуществляется предприятием самостоятельно (индексным методом или прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам) либо с привлечением специалистов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью в соответствии с законодательством. Выбранный метод переоценки закрепляется в учетной политике предприятия.

Проведение переоценки основных средств в момент их реализации для малых предприятий законодательно не предусмотрено.

Показать ответ

Существуют следующие способы исправления ошибок в бухгалтерском учете:

  1. ошибка в проводке исправляется сторнировкой, после делается правильная запись;
  2. производится дополнительная запись на сумму, которая не была отражена в учете.

Основанием для всех корректировочных проводок будет являться бухгалтерская справка. В ней должны быть указаны причина исправлений, все последствия ошибок, счета, подлежащие исправлениям.

Корректировочные проводки, которые необходимо отразить в текущем периоде:

N

 

Содержание

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Отражены со знаком минус неправильные суммы (сторно)

(I способ)

0100 «Основные средства»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

0100 «Основные средства»

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

0200 «Износ основных средств»

2

Отражены правильные суммы по данным бухгалтерской справки

(I способ)

0100 «Основные средства»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

0100 «Основные средства»

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

0200 «Износ основных средств»

3

Включена в состав прочих доходов отчетного года излишне начисленная амортизация ОС (II способ)

0200 «Износ основных средств»

9340 «Прибыли прошлых лет»

4

Отнесено на расходы отчетного периода  доначисление налога на прибыль, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (для плательщиков)

9430 «Прочие операционные расходы»

6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)»

Исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производятся в отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены несущественные искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года) (пункт 15 Правил по заполнению форм финансовой отчетности, рег. № 1209 от 24.01.2003 г.).

То есть при любом исправлении данных в бухгалтерском учете переделывать финансовую отчетность (баланс или отчет о финансовых результатах) не нужно.

Если ошибки бухгалтерского учета повлияли  на сумму налогов, пересчет по налогам и другим обязательным платежам необходимо сделать в соответствии с законодательством того периода, за который производится расчет (ставки и порядок налогообложения). Расчеты по налогам необходимо пересдать. В расчеты по налогам текущего периода исправления не вносятся.

В вашем случае ошибка заключается в завышении расходов по амортизации, соответственно занижении налогооблагаемой прибыли. Также занижена сумма налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (в случае уплаты этих налогов).

Ошибки в первоначальной стоимости ОС, их ежегодной переоценки и амортизации привели к неправильному определению остаточной стоимости ОС. А значит отразились на сумме налога на имущество за прошлый отчетный период (в случае его уплаты).

Поскольку сумма ошибки 35 230 сум не является существенной (фундаментальной), она включается в состав прочих доходов отчетного года, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году (пункт 6 статьи 132 НК).

Для плательщиков ЕНП доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году уменьшают налогооблагаемую базу (пункт 4 статьи 356 НК). Для плательщиков общих налогов – доходы прошлых лет в составе прочих доходов учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли.

Расходы в виде начисленных налогов за прошлый год являются вычитаемыми. Так как расходы и убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, за исключением расходов и убытков, являющихся невычитаемыми в соответствии со статьей 147 НК, относятся к прочим расходам (подпункт г пункта 40 статьи 145 НК).

Показать ответ

1.Для  отражения в учете  ОС нужно определить,  что  к  ним может  быть  относено  в  соотвествии с  учетной  политикой  предприятия.

Основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности.

Учет основных средств регулируется НСБУ № 5 «Основные средства».

В состав основных средств включаются материальные активы, одновременно отвечающие следующим критериям:

а) срок службы более одного года;

б) предметы стоимостью более 50 МРЗП, установленной в Руз на момент приобретения, за единицу (комплект) (п.4 НСБУ № 4).

Руководитель предприятия имеет право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости предметов для их учета в составе основных средств, например, 20, 10 и т.д. МРЗП. Установленный предел должен быть закреплен в учетной политике предприятия и не может пересматриваться в течение года, за исключением случаев, определенных п.56 НСБУ № 1. Для вашего предприятия этот предел составляет 1000 000 сум.При этом данный критерий является общим для всех видов имущества, т.е. нельзя в учетной политике определить, различные стоимостные критерии, например, для компьютеров и автомобилей.

2.По данному вопросу законодательство не дает четких разграничений, поэтому его следует решать в рамках учетной политики предприятия.

Вариант1.

Инвентарным объектом основных средств признается:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Согласно ч.1, п.5, НСБУ № 5 персональный компьютер, состоящий из системного блока, монитора, клавиатуры, мыши, может быть признан комплексом конструктивно-сочлененных предметов. Все его приспособления и принадлежности имеют общее управление, и каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, если предприятие одновременно приобретает полный комплект устройств, из которых собирается единый персональный компьютер, он укомплектовывается, закрепляется как стационарное рабочее место. Его составные части не перемещаются. Такой  персональный компьютер следует учесть как единый инвентарный объект. При определении его стоимости суммируется стоимости всех входящих в него устройств. Начисление амортизации производится по норме, установленной для компьютера.

В данном случае замена устройств (приспособлений) компьютера будет учитываться как расходы на его ремонт или модернизацию, в зависимости от изменений его параметров.

Вариант2.

В случае наличия у одного основного средства (персонального компьютера) нескольких самостоятельных объектов (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши), имеющих разный срок полезного использования, каждый такой объект в бухгалтерском учете может быть признан как отдельный самостоятельный инвентарный объект (ч.2, п.5, НСБУ № 5).

При таком подходе системные блоки и мониторы, имеющие одинаковый срок службы могут  быть включенны в одну группу ОС с годовой предельной нормой амортизации 20% (ст.144 НК). При этом они учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств каждый со своей стоимостью. А клавиатуры и мыши с меньшим сроком службы и стоимостью – учитывать как материальные запасы.

В таком случае легко устанавливать различные комплектации из устройств, которые приобретались в разное время и/или имеют разный срок полезного использования. Так к одному системному блоку можно подключить нескольких мониторов. У каждого устройства будет свой инвентарный номер и срок службы, соответственно, норма амортизации.

Исходя из вышеизложенного, предприятию целесообразно определить порядок использования компьютерной  техники, закрепив в учетной политике единый подход при отнесении её к основным средствам.

3.Отражение в бухучете UPS производится в соответствии с принятой учетной политикой предприятия.

Если срок службы его  более  года, то

  • UPS, стоимость которых равна и больше установленного в учетной политике предела1 000 000 сум, следует отнести к основным средствам;
  • UPS, стоимость которых меньше 1 000 000 сум, следует включить в состав материалов  (инвентаря).

Если срок службы UPS менее года, то независимо от  стоимости его следует включить в состав материалов  (инвентаря).

Показать ответ

1.Уплачивать ЕНП нужно в случае наличия дохода от выбытия автомобиля, а также положительной разницы между суммой процентов, исчисленной по ставке рефинансирования, и суммой процентов по договору займа.

Если в результате выбытия автомобиля получен доход, он включается в состав прочих доходов и облагается ЕНП по ставке основного вида деятельности предприятия (ст.353, 355 НК).

Финансовый результат от выбытии автомобиля определяется как разница между доходом от выбытия и его остаточной (балансовой) стоимостью, с учетом НДС и расходов по реализации, скорректированная на результаты (сальдо) переоценки (п.53 НСБУ № 5).

Также с 1 января 2017 г. при получении беспроцентного займа доход заемщика определяется исходя из ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату получения займа. Ставка рефинансирования в 2011 году составляла 12%. Так как договором займа предусмотрена выплата процентов по ставке 1% (ниже ставки рефинансирования, установленной на дату получения займа), то у заемщика также возникает доход, подлежащий налогообложению (ч.4 ст.135 НК).

Как начислять доход за пользование займом, если процентная ставка по договору ниже ставки рефинансирования ЦБ РУз см. вопрос 8351.

2.Выбытие основных средств в бухучете отражается в соответствии с НСБУ № 21 и Положения "О порядке списания с баланса стоимости основных средств" (зарег. МЮ № 1401 от 29.08.2004 г.).

Выбытие транспортных средств в счет погашения займа

Содержание

хозяйственной операции 

Дебет

Кредит

Получены  денежные средства согласно договору займа

5110 "Расчетный счет"

6820 "Краткосрочные займы"

Начислены проценты по договору займа займа

9610 "Расходы в виде процентов"

6920 "Начисленные проценты"

Начислен и уплачен в бюджет налог с доходов в виде процентов

6920 "Начисленные проценты"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)"

Передача транспортного средства в счет погашения займа и/или процентов  

6820 "Краткосрочные займы" и/или 6920 "Начисленные проценты"

 

9210 "Выбытие основных средств"

 

Списание первоначальной (восстановительной) стоимости транспортного средства

9210 "Выбытие основных средств"

 

0160 "Транспортные средства"

 

Списание начисленного износа 

0260 "Износ транспортных средств"

9210 "Выбытие основных средств"

Списание сальдо по дооценке транспортных средств  при их выбытии

8510 "Корректировки по переоценке долгосрочных активов"

9210 "Выбытие основных средств"

Отражение убытка при выбытии транспортного  средства

9430 "Прочие операционные расходы"

9210 "Выбытие основных средств"

Отражение прибыли при выбытии транспортного средства

9210 "Выбытие основных средств"

9310 "Прибыль от выбытия основных средств"

В заключение напоминаем, при определении финансового результата (прибыли или убытка) от выбытия основных средств сумма дооценки основных средств, которые ранее были переоценены, превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этих основных средств включается в состав дохода от выбытия основных средств с одновременным уменьшением резервного капитала по счету 8510 "Корректировка по переоценке долгосрочных активов" (п.53 НСБУ № 5).

Согласно подп.б, п.9 Положения (зарег. МЮ № 1192 от 04.12.2002 г.) уценка ОС отражается в бухучете следующими проводками:

Содержание

хозяйственной операции 

Дебет счетов

Кредит счетов

На сумму уценки накопленного износа ОС

0200 «Износ основных средств»

0100 «Основные средства»

На сумму уценки в пределах суммы дооценки объектов ОС, которые ранее были переоценены

8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов»

0100 «Основные средства»

На сумму превышения уценки этого объекта над суммой дооценки

9430 «Прочие операционные расходы»

0100 «Основные средства

Показать ответ

Обязательное требование о наличии путевого листа для легкового автомобиля, используемого для служебных целей предприятия, на  ваше   предприятие  не распространяется.

Однако оформление путевого листа при эксплуатации автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия необходимо прежде всего самому предприятию.

Путевой лист используется для учета и контроля работы водителя и транспортного средства, подтверждения целевого использования автомобиля. Он является первичным оправдательным документом, на основании которого предприятие производит расходы на содержание автомобиля и  списание   ГСМ. В случае отсутствия путевого листа возникает риск признания расходов предприятия на заправку автомобиля, его ремонт и т.д. доходом в виде материальной выгоды того физлица, которое им пользуется.

Для кого требование о наличии путевого листа обязательно и имеются ли утвержденные формы путевых листов для легковых автомобилей, используемых предприятием в служебных целях, см. вопрос 6380.

Показать ответ

На самом деле вы затронули очень важный вопрос, и он гораздо шире, чем просто о порядке заполнения счета-фактуры. Он касается того, как вы ведете учет основного производства, в каких единицах, и по какой цене учитываете готовую продукцию, и как рассчитываете ее производственную себестоимость.

И ответ на него ищите в учетной политике вашего предприятия.

Да, именно так, потому что согласно пункту 7 НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы» (далее ТМЗ) (МЮ 17.07.2006 г. N 1595) единица бухгалтерского учета ТМЗ устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера товарно-материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей товарно-материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

Как известно из указанного НСБУ № 4, готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Другими словами, это - конечный результат производственного цикла, актив, законченный обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям законодательства.

Судя по той информации, которую вы нам прислали, на склад готовой продукции поступает жевательная резинка в ассортименте, т.е. жевательная резинка весом 2 грамма, 3 грамма и т.д. по разным ценам. Соответственно списывать ее необходимо также по наименованиям готовой продукции – двухграммовых такое-то количество, а трехграммовых другое.

Как Вам известно в числе сведений, которые должны содержаться в счете-фактуре есть «единицы измерения (при возможности их указания)» (статья 222 НК). То есть, стоимость реализации определяется исходя из количества реализуемых товаров (работ, услуг) по счету-фактуре и цены на единицу измерения.

Однако ничего вам не может помешать при заключении договора указать не сто штук жевательных резинок по 2 грамма, а одну коробку (состоящую из ста штук жевательных резинок разнообразных форм и/или наполнителей). При условии, что каждая резинка будет обернута в отдельную упаковку, содержащую необходимую информацию, в соответствии с сертификатом (наименование производителя, его адрес, состав продукта, вес и т.п.). И, соответственно, установить цену за одну коробку. Тогда в розничную торговую сеть жевательная резинка попадет в коробках, а покупателю – в штуках.

Стоимость тары будет относиться к расходам по реализации.

Основными нормативными документами по данному вопросу являются национальные стандарты бухгалтерского учета. НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы» (МЮ 17.07.2006 г. N 1595), НСБУ N 21 «План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению» (МЮ 23.10.2002 г. N 1181), Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (Приложение к Постановлению КМ Уз от 05.02.1999 г. N 54).

Показать ответ

При формировании отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения при реализации в розничной торговле вы должны руководствоваться Положением о порядке применения торговых надбавок при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения (МЮ РУз 29.09.2000 г. N 974).

Согласно пункту 3.2 указанного Положения предприятия розничной аптечной сети прочие лекарственные средства и изделия медицинского назначения (за исключением завозимых по импорту владельцами лицензий Центрального банка РУз) реализуют по свободным (договорным) розничным ценам, которые сформированы путем добавления торговой надбавки розничного звена, предельный размер которой установлен Постановлением Кабинета Министров РУз от 14 января 1999 года N 19 в размере не более 25% к покупной цене.

Показать ответ

Учет материалов ведется в соответствии с НСБУ N 4 "Товарно-материальные запасы". Топливо является, как правило, вспомогательным материалом, но в учете выделяется в отдельную группу вследствие особенностей его использования. Учитывается на субсчете 1030 «Топливо». В состав топлива включаются: нефтепродукты, горюче-смазочные материалы (ГСМ) (нефть, бензин, керосин, дизельное топливо, масла и т.п.), твердое топливо (уголь, дрова и т.д.) и газообразное топливо (газ и газолин), а также отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо.

Приход ГСМ осуществляется на основании счета-фактуры-накладной или чека (ККМ или платежного терминала) автозаправочной станции. Расход ГСМ производится следующим образом: по показаниям спидометров определяется фактический пробег автомобиля, который указывается в путевых листах. Далее водитель (подотчетное лицо) ежемесячно составляет материальный отчет, в котором указывает остаток ГСМ на начало месяца, количество полученного ГСМ, фактический пробег, расход ГСМ, остаток ГСМ на конец месяца (в том числе в баках).

Перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автотранспортного средства являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом, имеют учетную серию и номер.

Для работников автотранспортных, производственных предприятий и других организаций РУз, эксплуатирующих автомобильную технику и строительно-дорожные машины и механизмы, как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами разработан справочно-нормативный документ “Нормы расхода топлива и смазочных материалов автомобильным подвижным составом” (утвержден и введен в действие Постановлением Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июля 2003 года N 05-20).

В случае необходимости (новый производитель, новая марка автомобиля, используется другой вид топлива, автомобиль был модернизирован), предприятие вправе обратиться в Институт энергетики и автоматики АН РУз с целью разработки норм расхода ГСМ для конкретного транспортного средства.

Остатки ГСМ в баках должны учитываться. Их не обязательно сливать в емкости для хранения. Это может быть в отдельных случаях, к примеру, при ремонте автомобиля, или инвентаризации ТМЗ.

Предприятие обязано утвердить приказом руководителя нормы расхода ГСМ, корректировочные и нормативные коэффициенты к ним, разработать документооборот по движению ГСМ, организовать гараж для используемых транспортных средств, определить ответственных лиц по их хранению и эксплуатации.

В целях эффективного управления и обоснованности расходов по каждому транспортному средству необходимо учитывать сроки прохождения технического осмотра, обязательного страхования, получение лицензии (при оказании возмездных транспортных услуг), сроки замены шин, аккумулятора, основных узлов, проведения капитального ремонта. Это можно вести в карточках основных средств, журнале или открыть отдельное дело на каждый автомобиль.

С целью подробного ознакомления рекомендуем обратиться к следующим документам:

- “Нормы расхода топлива и смазочных материалов автомобильным подвижным составом” (утверждены и введены в действие Постановлением Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июля 2003 года N 05-20);

- Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в РУз (Приложение к ПКМ РУз от 01.08.2014 г. N 213);

- Инструкция по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков (Рег.  N 1382 от  02.07.2004 г.);

- НСБУ № 4, НСБУ № 21.

Показать ответ

Из представленной информации следует, что для предприятия полиэтиленовые пакеты с его логотипом являются рекламным материалом.

Реклама - специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (статья 26 Закона РУз "О рекламе" от 25.12.1998 г. N 723-I).

Если пакеты приобретены и использованы вами для рекламных целей, то и списать их следует в качестве расходов по рекламе. Расходы предприятия, в том числе рекламные, у плательщиков единого налогового платежа при расчете ЕНП не учитываются. Произведенные расходы должны оформляться приказом руководителя, программой, сметой, актами списания рекламного материала и пр.

Согласно статье 355 Налогового кодекса при выбытии материалов (в том числе рекламных) в объект обложения ЕНП включаются доходы от их выбытия, соответственно, налоговых последствий при безвозмездной передаче материалов у предприятий не возникает.

Чтобы раздача полиэтиленовых пакетов с логотипом предприятия (рекламного материала) рассматривалась как расходы на рекламу, она должна быть произведена в целях привлечения внимания покупателей, распространения логотипа предприятия, предоставляющего в аренду торговые точки, и т.д., увеличения объемов продаж, а не с целью поддержки предпринимателей в честь праздника Навруз.

Если при передаче пакетов арендаторам (индивидуальным предпринимателям) с ними не заключаются договора, не выставляются условия для получения пакетов, не оговорено количество пакетов, не предусмотрена их оплата, то у получателей рекламной продукции также налоговых последствий не появится. В таком случае, считаем, что подписи арендаторов на актах списания не нужны. Такие расходы также признаются расходами по рекламе.

Однако если по договору дарения предприятие безвозмездно передает конкретному физическому лицу пакеты, то доход получателя  - физического лица (доход от материальной выгоды) подлежит налогообложению у источника выплаты на основании статьи 184 НК.

У предприятия при  безвозмездной передаче также возникает обязательство по уплате ЕНП. Согласно статье 355 НК при  безвозмездной передаче товаров (в вашем случае пакетов) выручкой от реализации является себестоимость товаров или цена их приобретения.

Показать ответ

Тиббиёт корхоналарида бухгалтерия ҳисобини юритиш принциплари ва ҳужжатларни расмийлаштириш тартиби БҲМС асосида фаолиятнинг хусусиятига қараб ишлаб чиқилиши, ҳисоб сиёсатида акс эттирилиши ва корхона раҳбари томонидан тасдиқланган бўлиши керак.

Дастлаб Сиз қандай тиббий хизмат турларини кўрсатишингизни аниқлаб олишингиз керак.

Кейин ҳар бир хизмат тури учун унинг қийматининг калькуляциясини ҳисоблаб чиқишингиз керак (диагностика ва даъво муолажаларини амалга ошириш, яъни тиббий хизматни кўрсатиш учун кетадиган боғлов материаллари ва медикаметлар рўйхатини батафсил кўрсатган ҳолда).

Пациентларнинг ҳисоби одатда райд журналида ёки пациентга қандай хизмат кўрсатилганлигини ёзилган карточкада юритилади.

Бу нафақат хизматнинг оптимал нархини аниқлаш ва тушумларни ҳисоблаш учун, балки мутахассислар (шифокорлар)нинг беморларга хизмат кўрсатишга кетадиган вақтини режалаштириш, материалларни ўз вақтида харид қилиш ва шу кабилар учун ҳам муҳимдир. Ҳар бир шифокор юк хати (ёки журнал)га асосида беморларни қабул қилиш (диагностика ёки даъволаш) учун керакли материалларни олганлиги сабабли улар моддий жавобгар шахслар ҳисобланади ва мос равишда уларнинг сарфланиши бўйича камида ойда бир маротаба материаллар тўғрисида ҳисобот тузишлари шарт.

Масалан, ҳар бир хизмат тури калькуляциясида  сарфланадиган материаллар тури ва нормаси белгиланган бўлса, шифокор қайд журналида тиш рентгенини ёки оёқ рентгенини олганлигини кўрсатиши – тасдиқланган сарфланадиган материалларни нормаси бўйича ҳисобдан чиқаришга асос бўлади. Айни вақтда материалларни ҳисобдан чиқариш далолатномаси ва материаллар тўғрисидаги ҳисобот тузилиб, корхона раҳбари томонидан тасдиқланади.

Ҳа, по корпоратив банк картаси воситасида “Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисида Низом” (ЎзР ВМ 05.02.1999 й. 54-сон қарорига илова) да назарда тутилган харажатларни амалга ошириш мумкин.

Миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланилган ҳолда товарлар ва хизматлар учун ҳисоб-китобларни ўтказиш тартибини “Юридик шахслар томонидан миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланиш тартиби тўғрисида Низом” (АВ томонидан 18.04.2005 й. 1470-сон билан рўйхатга олинган) билан белгиланган.

Корхона банк картаси сақловчиси сифатида  ходимни белгилайди ва у билан тўлиқ моддий жавобгарлик тўғрисида шартнома тузади. Ушбу ходимга корпоратив карта берилган пайтдан бошлаб у ҳисобдор шахс бўлади, яъни картадаги пул маблаҳларига жавобгар ҳисобланади. Ҳисобдор шахс керакли материаллар ва медикаментларни харид қилгач, уларни терминал квитанциялари, юк хати, ҳисобварақ-фактуралар билан складга (ёки бухгалтерияга) топширишда пул маблағларининг сарфланиши тўғрисидаги ҳисоботни (олинган товарлар номи, нархи, миқдори, ва умумий суммасини кўрсатган ҳолда) корпоратив банк картасини олганига 10 кундан ошмаган муддатда тақдим этиши керак.

Показать ответ

Ишлаб чиқариш асбоб-ускуналарини таъмирлаш натижасида ажратиб олинган рангли металл парчалари ва чиқиндиларини омборга камчиликлар далолатномаси, (эҳтиёт қисмларни) ўрнатиш далолатномаси ва кирим ордери билан қабул қилинади. 

Асосий воситалар ва уларнинг алоҳида қисмларини (конструкцияларини) кўриб чиқиш, хулосага кўра таъмирлаш ишлари ва бу бўйича харажатларни амалга оширишнинг зарурлигини тасдиқлаш учун камчиликлар (дефект) далолатномаси тузилади. Агар таъмирлаш ишлари пудрат усулида амалга оширилса, камчиликлар далолатномаси пудрат ташкилоти билан келишилгандан сўнг раҳбар томонидан тасдиқланади. Камчиликлар далолатномасининг қатъий белгиланган шакли йўқ, асос сифатида АВ-16-сон намунавий шакл “Ускунанинг топилган камчиликлари тўғрисидаги далолатнома”дан фойдаланишингизни маслаҳат берамиз. Далолатнома эркин шаклда бирламчи ҳужжатларни расмийлаштиришга қўйилган талабларга риоя қилинган ҳолда тузилиши керак. Унда шунингдек объект (ёки унинг қисми)нинг техник ҳолати, камчиликларни бартараф қилиш бўйича маслаҳат қилинадиган тадбирлар ва зарур таъмирлаш ишларининг ҳажми ҳамда муддатлари кўрсатилиши керак.

Агар ускуна пудрат ташкилотига бериладиган бўлса, шунингдек, ускунани олди-берди далолатномаси тузилади.

Ўрнатиш (алмаштириш) далолатномаси таъмирлаш натижасида ҳосил бўлган эҳтиёт қисмлари, материаллар, рангли метал парчалари ва чиқиндилари ҳамда шунга ўхшашларни омборга кирим қилиш учун асос бўлади. Далолатнома эркин шаклда икки нусхада тузилиб, корхона раҳбари томонидан тасдиқланган комиссия аъзолари томонидан имзоланади. Далолатноманинг бир нусхасини бухгалтерияга топширилиб, иккинчиси моддий жавобгар шахсда қолади.

Таъмирлаш ишлари тугагач бухгалтерия маълумотноси тузилиб, унда асосий воситаларни таъмирлаш харажатлари, таъмирлаш натижасида олинган моддий қимматликлар рўйхати ва қиймати акс эттирилади.

Омборхона ходими моддий қимматликларни омборга қабул қилишда бир нусхада кирим ордерини (М-4-сон намунавий шакл) расмийлаштиради.

Шунингдек, айтиб ўтиш керакки, қора ва рангли металлар парчалари ва чиқиндиларини тайёрлаш, сақлаш хусусиятларини, уларни топшириш шартномасини тузишдан тортиб чиқиндиларни топширувчилар билан ҳисоб – китоб қилишгача бўлган жараённи “Қора ва рангли металлар парчалари ва чиқиндиларини тайёрлаш, сақлаш, эҳтиётлаш ва топшириш Тартиби “(ЎзР ВМ 05.02.1999 й. 49-сон қарорига 1-илова) тартибга солади.

Омборга рангли металл чиқиндиларини қандай нархда кирим қилишни аниқлаш учун "Тошкент рангли металл парчалари ва чиқиндиларини тайёрлаш ва қайта ишлаш заводи" ОАЖ ва унинг ҳудудий корхоналари томонидан рангли металл парчалари ва чиқиндиларини харид қилиш нархини шакллантириш тартиби тўғрисидаги низом" (АВ 18.08.2016й. 1615-сон билан рўйхатга олинган)га асосланиш керак.

Қуйида чиқиндиларни қабул қилиш бўйича бухгалтерия ўтказмалари келтирилади:

Хўжалик операциясининг мазмуни

Дебет

Кредит

Чиқиндилар кирим қилинди

1090 «Бошқа материаллар»

9390 «Бошқа операцион даромадлар»

Ҳисоб даври якунида асосий фаолиятдан бошқа даромадлар счёти ёпилди

9390 «Бошқа операцион даромадлар»

9910 «Якуний молиявий натижа»

Показать ответ

Бесплатная раздача туристам прохладительных напитков и национальных сладостей во время тура в целях налогообложения может быть отнесена к торговой деятельности.

1. Если обеспечение продуктов предусмотрено договорами с туристами и входит в стоимость тура, то расходы на их приобретение включаются в себестоимость услуг. И к торговле данная операция не относится.

У туристов не возникает доходов, так как услуга предусмотрена договором.

У предприятия стоимость продуктов списывается на себестоимость услуг. При этом рекомендуется утвердить перечень продуктов на 1 туриста и относить на затраты их стоимость в соответствии с количеством туристов, участвовавших в туре.

В бухгалтерском учете списание материальных ценностей на затраты отражается следующим образом:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Стоимость материальных ценностей включается в себестоимость услуг

2010 "Основное производство"

1090 "Прочие материалы"

Отражается себестоимость оказанных услуг

9130 "Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг"

2010 "Основное производство"

Закрытие счета учета себестоимости оказанных услуг

9910 "Конечный финансовый результат"

9130 "Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг"

2. Если стоимость продуктов не включена в стоимость тура, то фактически это будет безвозмездная передача. А поскольку это не разовая операция, а будет происходить постоянно, то в целях налогообложения это будет безвозмездная передача товаров.

Это подтверждает и  статья 22 НК, согласно которой  реализация – это отгрузка (передача) товаров с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи.

Юридические лица, осуществляющие безвозмездную передачу товаров, их себестоимость или цену приобретения рассматривают как выручку от реализации товаров и облагают ЕНП (статья 355 НК).

В бухгалтерском учете безвозмездная передача товаров отражается следующим образом:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Списана себестоимость безвозмездно переданных товаров

9120 "Себестоимость реализованных товаров"

2900 “Товары”

Закрытие счета учета себестоимости реализованных товаров

9910 "Конечный финансовый результат"

 

9120 "Себестоимость реализованных товаров"

Также в данном случае бесплатное получение продуктов иностранными туристами от юридического лица в целях налогообложения рассматривается как доход в виде материальной выгоды физических лиц в размере их себестоимости (или цены приобретения).

При этом у предприятия возникает обязанность удерживать у иностранных туристов – физических лиц налог у источника на доходы в виде материальной выгоды по ставке 20% и подавать в ГНИ Справку о выплаченных доходах физическим лицам и удержанных суммах налога в течение 30 дней после окончания отчетного года.

Таким образом, чтобы раздача туристам прохладительных напитков и национальных сладостей во время тура не рассматривалась как торговая деятельность, считаем целесообразным, предусмотреть эти расходы в договорах  с туристами.

Показать ответ

Договор займа должен быть заключен в простой письменной форме, если стороной в договоре является юридическое лицо, независимо от суммы займа (статья 733 ГК).      

Согласно пункту 1 статьи 199 НК передача товаров по договорам займа признается оборотом по реализации товаров и подлежит обложению НДС. В бухгалтерском учете передача предмета займа связана с их списанием с баланса предприятия-займодавца, так как право собственности на него переходит к заемщику.

Передача предприятием материалов по договору товарного займа отражается следующими проводками:

N

Содержание хозяйственных

операций

Корреспонденция счетов

по НСБУ N 21

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Переданы материалы по договору займа

 

5830 «Краткосрочные займы выданные»

9220 «Выбытие прочих активов»

Договор займа, счет-фактура, накладная на отпуск материалов

2.

Списана стоимость материалов, переданных в займ

9220 «Выбытие прочих активов»

1000 «Материалы»

Счет-фактура, накладная на отпуск материалов

3.

Начислен НДС

(для плательщиков НДС)

9220 «Выбытие прочих активов»

6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)»

Счет-фактура                      

Обратите внимание: если займодавец - плательщик общеустановленных налогов, а заемщик не является плательщиком НДС, то при возврате материалов заемщик выставит счет-фактуру без НДС. То есть, займодавец не сможет принять сумму НДС к зачету, так как она у заемщика будет включена в  стоимость материалов.

Показать ответ

В акте приема-передачи ГП на комиссию комитент должен отражать ее себестоимость, так как ГП не списывается с его баланса и право собственности сохраняется за ним. А возмещение стоимости ГП комиссионером в случае утраты или повреждения необходимо предусмотреть условиями договора комиссии. 

В бухгалтерском учете комитента реализация ГП через комиссионера с участием в расчетах отражается проводками:

N

Содержание

хозяйственных

операций

Сумма,

тыс.сум

Корреспонденция счетов

Документы,

подтверждающие

записи

Дебет

Кредит

1.

Передана продукция комиссионеру

 

1 000

2830 «Готовая продукция, переданная на комиссию»

2810 «Готовая продукция на складе»

Договор комиссии, накладная, акт приема-передачи

2.

Отражаются доходы от реализации продукции

 

1 500

4010 «Счета к получению от покупателей и заказчиков»

9010 «Доходы от реализации готовой продукции»

Договор комиссии, счет-фактура, извещение (отчет) комиссионера

3.

Списана себестоимость реализованной продукции

 

1 000

9110 «Себестоимость реализованной готовой продукции»

2830 «Готовая продукция, переданная на комиссию»

Извещение (отчет) комиссионера, счет-фактура

 

4.

Списано на расходы комиссионное вознаграждение (10% от объема реализации)

 

150

9410 «Расходы по реализации»

 

6990 «Прочие обязательства»

 

Договор комиссии, извещение (отчет) комиссионера

 

5.

Отражается поступление денежных средств  от комиссионера (выручка за вычетом  комиссионного вознаграждения) и зачет суммы комиссионного вознаграждения

 

1 350

 

150

5110 «Расчетный счет»

 

6990 «Прочие обязательства»

 

4010 «Счета к получению от покупателей и заказчиков»

Выписка банка, извещение (отчет) комиссионера

 

Особенности учета и оформления счетов-фактур, а также требования к отчету комиссионера при реализации по договорам комиссии определены в Порядке учета и оформления счетов-фактур (прил. № 3, рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.).

Показать ответ

Для предприятий, осуществляющих реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, в целях обложения ЕНП под выручкой от реализации товаров, понимается себестоимость товаров или цена их приобретения (п.1 ч.2 ст.355 НК).

Обратите внимание, что при реализации товаров ниже себестоимости, сумма убытка в целях налогообложения считается по каждой единице товара. То есть сумма дохода от реализации товаров выше себестоимости не погашает убыток от реализации товаров ниже себестоимости. Убытки от реализации ниже себестоимости отражаются в строке 025Расчета ЕНП.

Рассмотрим пример: товар реализуется по цене 80 тыс. сум, его себестоимость составляет 100 тыс. сум.

Хозяйственная операция

Сумма,

в тыс. сум

Дебет счетов

Кредит счетов

Отражение дохода от реализации товара

80

4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков",

5010 "Денежные средства в национальной валюте"

9020 "Доходы от реализации товаров"

Списание себестоимости реализованного товара

100

9120 "Себестоимость реализованных товаров "

2900 "Товары"

Начислен ЕНП (100*3%)

3

9820 "Расходы по прочим налогам и другим обязательным платежам от прибыли"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (ЕНП)"

Закрытие  в конце отчетного периода счета 9020

80

9020 "Доходы от реализации товаров"

9910 "Конечный финансовый результат"

Закрытие в конце отчетного периода счета 9120

100

9910 "Конечный финансовый результат"

9120 "Себестоимость реализованных товаров"

Закрытие  в конце отчетного периода счета 9810

3

9910 "Конечный финансовый результат"

9820 "Расходы по прочим налогам и другим обязательным платежам от прибыли"

Отражен чистый убыток отчетного года

(23)

8710 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода"

9910 "Конечный финансовый результат"

Для примера условно использована ставка ЕНП для оптовых аптечных организаций, расположенных в городах  с численностью населения 100 тысяч и более человек, - 3% (Прил. № 10-2, ПП-2455 от 22.12.2015 г.).

Показать ответ

Металлолом необходимо учитывать по количеству и стоимости.

Начнем с того, что товары, принятые на комиссию предприятиями-комиссионерами, учитываются на счете 004 "Товары, принятые на комиссию" в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах.

Аналитический учет по счету 004 "Товары, принятые на комиссию" ведется по видам товаров и предприятием-комитентом (п.439 НСБУ № 21). Это связано с тем, что имущество, поступившее по договору комиссии к комиссионеру от комитента, является собственностью комитента (ст.838 ГК).

Именно по стоимости, указанной в акте приема-передачи, комиссионер будет производить возмещение в случае утраты предмета комиссии, если иное не предусмотрено условиями договора.

Для предприятий металлургической промышленности  или машиностроения металлолом является возвратным отходом, который невозможно использовать на том же предприятии для основного производства. У таких предприятий металлолом оценивается по цене реализации как возвратный отход если он реализуется на сторону (ст. 142 НК).

В предприятиях других отраслей металлолом образуется обычно при ликвидации имущества, когда его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно. Стоимость металлолома в случае ликвидации должна быть определена комиссией и как стоимость годных узлов, деталей, учитываться при определении финансового результата от ликвидации имущества.

Для учета отходов производства и материальных ценностей, полученных при выбытии имущества, предусмотрен счет 1090 "Прочие материалы" (п.100 НСБУ № 21). Как видим, металлолом учитывается на балансовом счете предприятия комитента по определенной стоимости.

Исходя из вышеперечисленного следует, что в акте приема-передачи по договору комиссии комитентом должна быть указана стоимость передаваемого комиссионеру металлалома и  его  количество.

Показать ответ

1.Ответ на этот вопрос зависит от выбранного метода учета.

Разделом 13 ПКМ № 342 от 03.10.2002 г. предусмотрено создание Специального фонда развития стандартизации, метрологии и сертификации при агентстве "Узстандарт", определены источники формирования и направления использования его средств.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации, при котором образован указанный фонд, относится к органам государственного управления (№ УП-3358 от 9.12.2003 г.).

Целевые средства, полученные Вами – это государственные субсидии. Если они выделяются хозяйствующим субъектам для приобретения или строительства долгосрочных активов под определенные проекты строительства, сроки ввода или сроки приобретения, определенные месторасположения этих активов – это субсидии, относимые к активам (п.5 НСБУ № 10).

Такие субсидии  отражаются в бухгалтерском учете как целевые поступления, которые признаются в качестве дохода в течение срока полезной службы актива (оборудования). То есть по мере начисления амортизации признается и доход.

Есть и другой метод учета, когда субсидии уменьшают стоимость актива за счет начисляемого износа в течение всего срока полезной службы актива. В этом методе счета доходов и расходов не задействованы (п.17 НСБУ №10).

Выбранный метод учета должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

2.В целях налогообложения субсидии из бюджета не рассматриваются в качестве дохода налогоплательщика по налогу на прибыль (п.6 ч.3 ст.129 НК) и ЕНП (п.6 ч5 ст.355 НК).

Получение субсидии само по себе еще не означает, что связанные с предоставлением субсидии условия уже выполнены или будут выполнены (п.7, НСБУ №10).

Государственные субсидии должны быть возвращены хозяйствующим субъектом вследствие невыполнения определенных условий. В этом случае возврат субсидии вызывает пересмотр расчетных данных бухгалтерских смет, а не поправку к предыдущему отчетному периоду. Таким образом, возвращаемая сумма, определяемая по данным смет, может не совпадать с фактическим остатком субсидии.

Возвратные субсидии, относимые к активам, отражаются путем уменьшения остатка на счете целевых поступлений на размер возвращаемой суммы. Если возвращаемая сумма больше остатка субсидии, необходимо восстановить размер субсидии до возвращаемой суммы, отразив разницу на счете ”Прибыли и убытки” (п.20, НСБУ № 10).

3.Субсидии и иные целевые поступления отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:

ПОСТУПЛЕНИЕ СУБСИДИИ И ПРИОБРЕТЕНИЕ АМОРТИЗИРУЕМЫХ АКТИВОВ

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Отражается получение извещения о выделении субсидии

4890 «Задолженность прочих дебиторов»

8820 «Субсидии», 8890 «Прочие целевые поступления»

Отражается поступление денежных средств

5110 «Расчетный счет», 5530 «Прочие специальные счета»

4890 «Задолженность прочих дебиторов»

Производится предоплата поставщику

4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы»

5110 «Расчетный счет», 5530 «Прочие специальные счета»

Отражается получение основных средств

0820 «Приобретение ОС»

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам», 6990 «Прочие обязательства»

Производится зачет уплаченного аванса

6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам», 6990 «Прочие обязательства»

4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы»

Основные средства вводятся в эксплуатацию

0130 «Машины и оборудование»

0820 «Приобретение ОС»

 

СПИСАНИЕ НА ДОХОД

1 метод

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Начисление амортизации ОС

Счета учета затрат

0230 «Износ машин и оборудования»

Признание дохода на сумму амортизации ОС

8820 «Субсидии», 8890 «Прочие целевые поступления»

9390 «Прочие операционные доходы»

2 метод

Начисление амортизации ОС

8820 «Субсидии», 8890 «Прочие целевые поступления»

0230 «Износ машин и оборудования»

 

ВОЗВРАТ СУБСИДИЙ

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Восстановление средств субсидии на сумму превышения возвращаемой суммы над остатком субсидии

8710 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода»

8820 «Субсидии»,

8890 «Прочие целевые поступления»

Списание субсидии в размере возвращаемой суммы

8820 «Субсидии»,

8890 «Прочие целевые поступления»

6990 «Прочие обязательства»

Осуществляется возврат субсидий

6990 «Прочие обязательства»

5110 «Расчетный счет»,

5530 «Прочие специальные счета»

 

Показать ответ

Доход исчисляется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РУз на дату получение  займа.

При получении займа без обязательства выплаты процентного дохода заимодавцу доход заемщика определяется исходя из ставки рефинансирования, установленной ЦБ РУз на дату получения займа. Аналогичный порядок определения дохода применяется в отношении займов, предоставленных с условием выплаты процентов, ставка которых ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ РУз на дату получения займа (ч.4, ст.135 НК).

Из вашей информации известно, что заём получен в 2004 году и после дополнительного соглашения заемные средства не получали. Поэтому в целях налогообложения сопоставляются ставка, предусмотренная договором, и ставка рефинансирования, установленная ЦБ РУз на дату получения займа. Если ставка по договору займа отсутствует , доход определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РУз на дату получения займа.

В 2004 году действовали следующие ставки рефинансирования ЦБ РУз:

Период действия

Ставка рефинансирования

в %

10.09.2003 – 04.07.2004

20

05.07.2004 – 20.12.2004

18

21.12.2004 – 14.07.2006

16

Так как вы не указали точную дату получения займа, возьмем условно ставку рефинансирования - 18%.

Таким образом, когда заем был беспроцентный, вы должны были определять доход по ставке рефинансирования - 18%. После заключения дополнительного соглашения вам необходимо включать в доход разницу между ставкой рефинансирования 18% и ставкой 10,5%, по которой будут уплачиваться проценты заимодавцу.

Исчисленный доход облагается налогом на прибыль или ЕНП по ставке основного вида деятельности в зависимости от применяемой системы налогообложения (ст.129, 132, 353 НК).

Смотрите также вопросы:

https://vopros.norma.uz/question/7928

https://vopros.norma.uz/question/8844

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 71-200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2019 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика