Ответов: 846
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Для государственных учреждений, организаций и предприятий в законодательстве имеется Примерная инструкция по делопроизводству в аппаратах министерств, государственных комитетов, ведомств, корпораций, концернов, ассоциаций, компаний и других центральных учреждений Республики Узбекистан (Приложение № 2 к Постановлению КМ РУз от 29.03.1999 года № 140). Данным документом также могут руководствоваться учреждения, организации и предприятия, не являющиеся государственными.

Пункт 36 указанной инструкции определяет порядок регистрации входящих и исходящих документов.

Так, документы должны регистрироваться в регистрационно-контрольных карточках (РКК) или в журналах. Карточки и журналы должны иметь следующий обязательный состав реквизитов регистрации:

- автор (корреспондент),

- название документа,

- дата документа,

- индекс документа (дата и индекс поступления документа для поступающих в организацию документов),

- заголовок документа или его краткое содержание,

- резолюция (исполнитель, содержание поручения, автор, дата),

- срок исполнения, отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса по существу, дата фактического исполнения и индекс документа-ответа),

- номер дела.

Состав обязательных реквизитов в случае необходимости может быть дополнен и другими реквизитами, например:

- исполнители,

- расписка исполнителя в получении документа,

- ход исполнения, приложение и др.

Порядок расположения реквизитов на регистрационных формах и использование оборотной стороны карточек определяется самой организацией.

Количество экземпляров регистрационно-контрольных карточек определяется числом справочных и контрольных картотек в структурных подразделениях, где документ будет исполняться и контролироваться.

Регистрация документов-ответов осуществляется на регистрационных формах инициативных документов. Документу-ответу присваивается самостоятельный порядковый регистрационный номер в пределах соответствующего регистрируемого массива.

При ответах на документы из Аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров указывается номер и дата документа, на который направляется ответ.

Графа "Название документа" заполняется в соответствии с названием регистрируемого документа. При регистрации писем графа не заполняется. В графе "Автор (корреспондент)" при регистрации поступающего документа записывается название организации (лица) - автора документа. При регистрации отправляемых документов записывается название организации (лица) - корреспондента. Допускается применение сокращенного названия организации.

В графе "Дата документа" указывается дата, присвоенная документу организацией-автором, переносится тремя парами арабских цифр.

В графу "Индекс документа" переносится индекс с поступившего или отправляемого документа, присвоенный документу организацией-автором.

В графе "Дата поступления" отмечается дата поступления документа в организацию, переносится с регистрационного штампа тремя парами арабских цифр.

В графу "Индекс поступления" заносится индекс, присвоенный документу организацией-получателем, переносится с регистрационного штампа.

После исполнения документа дополняется номером дела по номенклатуре дел или другими индексами.

В графу "Заголовок документа" переносится заголовок, сформулированный на документе, или краткое содержание документа.

В графу "Резолюция" переносится с документа основное содержание поручения, автор и дата резолюции.

В графе "Срок исполнения" проставляется число, месяц, год тремя парами арабских цифр, т.е. срок, к которому должен быть исполнен документ.

В графу "Отметка об исполнении" заносится краткая запись решения вопроса по существу или дата и индекс ответного документа.

В графу "Дело N" заносится индекс дела в соответствии с номенклатурой дел.

Обращения физических и юридических лиц регистрируются на регистрационно-контрольных карточках установленной формы.

Для регистрации документов можно использовать вычислительную технику.

Таким образом, в организации должен быть определен свой, внутренний порядок учета входящей и исходящей корреспонденции. Здесь нужно учитывать и степень важности документов, и сроки их хранения. Документ не оговаривает обязательность прошивания журналов. Однако, имеется целесообразность их прошивания.

Также, на сегодняшний день реально и эффективно вести электронный учет документов, что в свою очередь приведет и к сокращению бумагооборота в организации, облегчит поиск, при необходимости, нужных документов.

Показать ответ

В соответствии с п. 17 Положения «О порядке назначения и выплаты пособия на погребение» (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.06.2011 г. N 174) основанием для выплаты пособия является заявление лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, поданное с приложением следующих документов:

копии свидетельства о смерти и оригинала справки о смерти, выданных органом ЗАГС в порядке, установленном законодательством. В случае рождения мертвого ребенка или смерти ребенка в течение первой недели жизни (перинатальная смерть) - оригинала справки о перинатальной смерти, выданной в порядке, установленном законодательством;

копии паспорта заявителя.

В случае рождения мертвого ребенка или смерти ребенка в течение первой недели жизни оформление справки о перинатальной смерти производится в установленном порядке в двух экземплярах.

Пособие назначается и выплачивается супругу (супруге), родителям, детям и другим родственникам или законному представителю умершего, а при отсутствии таковых - иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение.

Как правило, в территориальных отделах Пенсионного фонда, при оформлении Пособий, выдают готовые бланки заявлений, разработанные внутри ведомства. Но, заявление может быть написано на имя начальника территориального отдела Пенсионного фонда, где будет производиться выплата пособия, в произвольной форме с указанием фамилии, имени, отчества лица, производившего захоронения, паспортных данных и адреса места жительства, указанием степени родства (при наличии).

 

Пример:

 

 

                                                             «НАЧАЛЬНИКУ ВНЕБЮДЖЕТНОГО

                                                             ПЕНСИОННОГО ФОНДА

                                                             ____________РАЙОНА _______________

                                                             ОБЛАСТИ (города)

                                                             от ____________________________________

                                                             паспорт №____

                                                             выдан «___»______201__г.

                                                             _____________________ТИИБ

                                                             проживающего по адресу: _________________

                                                             ________________________________________

                                                             ______(степень родства, если является

                                                             родственником умершего)

 

                         

 

                                                 ЗАЯВЛЕНИЕ

 

  Прошу ВАС выплатить мне, как осуществившему обязанности по организации похорон, пособие на погребение ______________________________(ФИО умершего).

           

 

К заявлению прилагаю:

  • копию свидетельства о смерти сер.___ № ____ от «___»_________20___г.
  • оригинал справки о смерти № ____ от «___»_________20___г.  ,
  • копия паспорта №__________ .

 

 

                                               ___________________ (Ф.И.О. заявителя).

                                                                                              «___»_________20___г»

Показать ответ

Справки, подтверждающие стаж работы и о заработной плате в любой организации или в архиве (если документы организации сданы в архив) можно получить заблаговременно, согласно запросу заявителя. Форма же справки будет соответствовать форме, действительной на день выдачи справки. Образцы форм справок, действующие на сегодняшний день, приведены в приложениях №№ 12 и 13 к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий[1].

К моменту, когда указанные документы понадобятся заявителю, в указанном случае к 2035 году, возможно, произойдут изменения в действующем законодательстве, могут быть изменены формы требуемых справок, перечни необходимых документов и правила их представления.

Полученные же заблаговременно справки лишними у гражданина не будут, в дальнейшем они смогут при необходимости облегчить поиск справок в архивах или организациях, так как там указываются основания.

При ликвидации  или преобразовании организации работник может получить, кроме того, справку с указанием архива, куда сданы документы или указания правопреемника, у которого хранятся документы преобразованной организации.

 


[1] Утверждено ПКМ от 08.09.2011г. № 252

Показать ответ

Ваша мама не имеет право на пенсию в Узбекистане

Право на пенсию в Узбекистане имеют наравне с гражданами Узбекистана постоянно проживающие в Республике Узбекистан  иностранные граждане и лица без гражданства (ст.1 З-на «О Государственном пенсионном обеспечении граждан).

Для приобретения  права на пенсию Вашей маме необходимо иметь постоянную прописку и вид на жительство в Республике Узбекистан для иностранных граждан.

 

 

Показать ответ

По вопросам военной службы в мобилизационно-призывном резерве рекомендуем обратиться в районный отдел по делам обороны по месту приписки призывника (по месту жительства)

С 2003 года в нашей стране внедрена служба в мобилизационном призывном резерве в качестве одного из видов военной службы граждан призывного возраста (З-н "О всеобщей воинской обязанности и военной службе").

Лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но не призываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в мобилизационный призывной резерв.

Служба в мобилизационном призывном резерве организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства финансов. Указанные лица зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими двадцати семи лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам.

Условия внесения денежного взноса на специальный счет гражданами, зачисляемыми на службу в мобилизационный призывной резерв, определяются договором, заключаемым ими с Министерством обороны в период очередного призыва на военную службу в Вооруженные Силы (ПКМ №99 22.02.2003 г.).

Оплата денежных взносов лицом, зачисленным в мобилизационный призывной резерв, осуществляется через учреждения Народного банка в течение года после зачисления на службу. По согласованию сторон оплата может быть произведена в полном объеме единовременно либо поэтапно.

В соответствии с Указом Президента от 02 февраля 2018 года размер денежного взноса, вносимого на специальный счет зачисленными в мобилизационный призывной резерв гражданами, начиная с 5 февраля текущего года,  определен в размере 20 минимальных заработных плат. До этого размер взноса составлял 27,5 минимальных заработных плат.

Образовавшаяся разница по средствам, внесенным гражданами на специальный счет за службу в мобилизационном призывном резерве до 5 февраля 2018 года, возвращена не будет.

Показать ответ

Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек (зарег. МЮ №402 от 29.01.1998 г.) возможность ведения трудовых книжек в электронном виде не предусмотрена, так как в п. 6.1 вышеназванной Инструкции сказано:  «Приемная и расходная книги и книга ведения учета трудовых книжек должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью и сургучной печатью руководителя».

Саму форму книги учета трудовых книжек считаем возможным набрать в электронном виде, чистые листы распечатать, сброшюровать и вести установленным порядком, т.е все учетные записи вносить от руки.

Показать ответ

По окончании отпуска по беременности и родам работающим  женщинам по желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. При этом в период отпуска по уходу за ребенком до 2-х лет выплачивается ежемесячное пособие в порядке, установленном Положением "О порядке назначения и выплаты работающим матерям ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет" (рег. МЮ от 14.03.2002 г. №1113, далее – Положение)

Пособие по уходу за ребенком назначается по месту работы, службы или учебы матерям, работающим или обучающимся с отрывом от производства, а также лицам, заменяющим мать.

Не работающим матерям,  или работающим в бюджетной сфере, пособие по уходу за ребенком выплачивается через органы самоуправления граждан (п.21 №ПП-744 от 12.12.2007г., Прил. №1 к ПКМ от 15.02.2013г. №44).

Пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается, как правило, матери ребенка. Однако оно может выплачиваться и отцу ребенка, усыновителю, опекуну или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за рожденным, усыновленном, принятым под опеку ребенком до достижения им возраста 2-х лет.

Исходя из вышеизложенного, отец может иметь право на получение указанного пособия только в том случае, если он осуществляет уход за ребенком, оформив отпуск без сохранения заработной платы (ч.3 ст.234 ТК) по уходу за ребенком до 2-х летнего возраста вместо матери ребенка или работая на условиях неполного рабочего времени или н дому.

Лица, получающие пособие по уходу за ребенком вместо матери ребенка, дополнительно представляют документ, свидетельствующий об отсутствии матери - свидетельство о смерти матери ребенка (детей), справку; выданную судебными органами о лишении матери родительских прав либо другие документы, подтверждающие невозможность получения пособия по уходу за ребенком матерью ребенка (п.7 Положения).

Выплата этого пособия осуществляется за счет собственных средств этих предприятий (организаций). Средства, израсходованные предприятиями (организациями) на выплату пособий относятся на расходы периода, и на эту сумму уменьшается налогооблагаемая база на прибыль юридических лиц (п.13 Положения).

Показать ответ

Работник не несет ответственности за то, что трудовой договор с ним был подписан (по мнению работодателя)  незаконным порядком. У него на руках есть второй экземпляр трудового договора, скрепленный подписью и печатью.

При признании руководителем предприятия недействительной подписи работодателя в трудовом договоре, отказе с его стороны признавать трудовой договор действительным и выплачивать заработную плату работнику за отработанный им период, работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам предприятия, профсоюзный комитет или иной представительный орган работников, или в суд (ст.280 ТК).

Работнику следует  учесть, что факты его допуска к  работе, выполнения  работы определенное время,   свидетельствуют о том, что с ним был заключен трудовой договор со дня начала работы независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен (ст.82 ТК). Работодатель обязан выплатить работнику заработную плату за проработанный период. Только после этого, работодатель вправе прекратить с работником трудовой договор в связи с нарушением установленных правил приема, если допущенное нарушение не может быть устранено и препятствует продолжению работы (п.4 ст.106 ТК).

Показать ответ

Можно.

Ведение делопроизводства, учетно-статистической и финансовой документации на предприятиях, в учреждениях и организациях, где большинство членов коллектива не владеют государственным языком, может осуществляться на других языках (ст.10 Закона «О государственном языке», далее – Закон).

Тексты международного договора Республики Узбекистан составляются на государственном языке и на языке договаривающейся стороны (сторон), если иное не предусмотрено в самом договоре (ст.23 Закона).

Показать ответ

Ведение трудовой книжки на своего работника индивидуальным предпринимателем не осуществляется (п.12 Прил.1 к ПКМ №219 от 31.07.2015 г., далее - Положение).

Периоды работы по найму у индивидуального предпринимателя засчитываются в трудовой стаж работника при условии уплаты (п.13 Положения):

- за период до 1 января 2019 года - страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;

- за период после 1 января 2019 года - единого социального платежа за него в эти периоды.

Учет трудового стажа осуществляется соответственно на основании сведений об уплате указанных платежей (п.14 Положения).

Показать ответ

Из вопроса следует, что на предприятии применяется повременная оплата труда. Поэтому в штатном расписании рекомендуем указывать часовую ставку, т.е. размер оплаты труда за один час работы.

Заработная плата при этом начисляется за фактически отработанное количество часов в конкретном месяце. Она рассчитывается как произведение количества отработанных часов на размер часовой ставки. Часовая тарифная ставка определяется путем деления месячной тарифной ставки на норму рабочего времени.

При установлении часовой ставки необходимо учитывать график работы работников, количество часов в месяц, определенных работнику так, чтобы выполнялась норма рабочего времени и заработная плата в итоге не была ниже минимальной оплаты труда работников (МРОТ).

В МРОТ не включаются доплаты, надбавки, поощрительные выплаты, повышенная оплата при отклонении от нормального рабочего времени, а также выплаты по районным коэффициентам.

Показать ответ

Меры дисциплинарного воздействия (ст.ст.181, 182 ТК) к бывшим работникам, независимо от занимаемых должностей, не применяются.

Прекращение трудового договора после причинения вреда не влечет за собой освобождение бывшего работника от материальной ответственности (ч.3 ст.185 ТК).

При наличии вреда, действующее руководство имеет право обратиться в судебные инстанции для привлечения бывшего директора к ответственности. Для этого работодатель может обратиться к нему с соответствующим требованием. В случае отказа лица добровольно возместить вред, работодателю необходимо обратиться в суд.

За отсутствие подписи в договорах и счетах-фактурах, при проверке, должностное лицо (бывший директор) может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (ст.175-1 КоАО). Административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ч.1 ст. 36 КоАО).

За отсутствие основных локальных актов предприятия (правила внутреннего трудового распорядка, штатного расписания) и неправильное оформление внутренней документации, при проверке, на должностное лицо может быть наложен штраф от 5 до 10 БРВ (ст.49 КоАО). То есть при проверке будет оштрафован действующий директор.

Что касается ранее не принятых (утвержденных) локальных актов предприятия – их невозможно оформить «задним» числом. Поэтому рекомендуем документально (актом проверки) признать факт отсутствия этих документов в период деятельности уволенного руководителя, разработать и утвердить их текущим моментом за подписью нового директора.

Показать ответ

На предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, где большинство работающих не владеет узбекским языком, наряду с государственным языком может осуществляться и на других языках (ст.10 Закона «О государственном языке»). В данном случае, имеется в виду, что другие языки имеют равные, одинаковые с государственным языком возможности для использования.

То есть ведение делопроизводства только на русском языке не противоречит законодательству, соответственно законодательство не содержит штрафные санкции за ведение делопроизводства на ином языке, кроме государственного.

Концепцией развития узбекского языка и совершенствования языковой политики в 2020-2030 годах предусмотрено:

- обеспечение полного ведения делопроизводства и всей межведомственной документации во всех министерствах и ведомствах на государственном языке;

- осуществление контроля за строгим соблюдением государственного языка в данном процессе (пар. 1 Прил. № 1 к УП-6084 от 20.10.2020 г.).

Показать ответ

Законодательство не дает однозначного толкования по данному вопросу. Формулировка «самозанятые граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника субъектов предпринимательства» (Прил.1 к ПКМ № 806 от 23.12.2020 г.) не раскрывает в полной мере запрет на осуществление трудовой деятельности.

Имеются разные мнения экспертов.

Одно мнение – самозанятый не вправе осуществлять трудовую деятельность в период самозанятости. Так как в ПП-4742 от 08.06.2020 г. четко прописано, что самозанятое лицо не может иметь работодателя.

Второе мнение – данный запрет применяется в отношении работодателя-субъекта предпринимательства и в контексте тех услуг, которые оказывает самозанятый. Аналогичное российское законодательство устанавливает, что самозанятый может работать по трудовому договору при условии, что юридическое лицо, с кем заключается трудовой договор, не является одновременно заказчиком у этого же самозанятого лица либо не являлось работодателем в течение двух последних лет (Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/5884 от 01.02.2019 г.).

Таким образом, прямого запрета на осуществление самозанятым лицом одновременно трудовой деятельности нет, однако недопустимо иметь заказчика и работодателя в лице одного и того же юридического лица. В этом случае налоговые органы могут расценить подмену трудовых отношений самозанятостью как избежание налогообложения.

В связи с расхождением мнений, за исчерпывающим ответом рекомендуем обратиться в Министерство занятости и трудовых отношений.

Дополнительно можно изучить материал «Как предприятию избежать переквалификации налоговой службой самозанятых лиц в штатных сотрудников».

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика