Ответов: 315
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
Показать ответ

Исходя из вопроса, в описанной вами ситуации участвуют 3 юридических лица: ИП-резидент РУз, иностранная компания-нерезидент РУз и ДП иностранной компании-резидент РУз.

По Гражданскому Кодексу предоставление валютного займа резидентом нерезиденту может быть осуществлено. Контракт на предоставление валютного займа должен быть внесен в Единую систему (вместо регистрации в МВЭСИТ).

Касательно того, что выдается заем в иностранной валюте, а погашается национальной, в статье 238 ГК определено, что обязательство (возврат заемных средств) должно быть исполнено согласованным и приемлемым для сторон способом. Если он не вытекает из существа обязательства и не установлен законодательством, то должен быть предусмотрен в договоре.

Однако, в соответствии со статьей 732 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа).

Другими словами, кто взял заем, тот и должен его возвратить.

А так как возвращать будет ДП-резидент, то основанием для возврата должен быть другой договор, к примеру договор перевода долга.

В соответствии со статьей 6 Закона "О валютном регулировании" операции в национальной валюте между резидентами и нерезидентами относятся к валютным операциям.

Согласно пункту 11 ПКМ РУз от 21.07.2014 г. N 199 «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» допускается:

  • осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более импортных контрактов одного хозяйствующего субъекта, оплата по которым была осуществлена за счет собственных средств импортера;
  • осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более экспортных контрактов одного хозяйствующего субъекта.

В пункте 12 названного ПКМ РУз от 21.07.2014 г. N 199 предусмотрено, что взаиморасчеты по внешнеторговому контракту могут осуществляться хозяйствующим субъектом только через его счет в уполномоченном банке Республики Узбекистан, указанный в контракте и ЕЭИСВО (Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций), если иное не предусмотрено законодательством.

По нашему мнению, в данной ситуации исчерпывающий ответ о правомерности названной сделки может дать Центральный банк РУз, на который возложена обязанность осуществлять контроль за валютными операциями в соответствии с «Положением о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций» (МЮ 12.06.2013 г. N 2467).

В данном Положении перечислены признаки, при наличии которых уполномоченные банки информируют органы государственной налоговой службы по месту регистрации хозяйствующего субъекта о валютных операциях, проводимых клиентами. К таким признакам отнесен перевод иностранным учредителям дивидендов или репатриации прибыли.

Разрешение погасить долг за иностранную компанию со своего банковского счета ДП тоже должно получить в Центральном Банке РУз.

Таким образом, чтобы данная ситуация не выглядела как конвертация и репатриация прибыли учредителю, необходимо соблюсти установленные ЦБ РУз требования.

 В ответ на 1 вопрос. 

Согласно статье 245 ГК "Валюта денежных обязательств" в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в сумах в сумме, эквивалентной сумме иностранной валюты. В этом случае уплачиваемая сумовая сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа согласно (НСБУ) N 22 "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" (МЮ 21.05.2004 г. N 1364).

Если же соглашением сторон установлен иной курс или иная дата его определения, то стороны должны руководствоваться соглашением.

В ответ на 2 вопрос.

У ИП-резидента возникает доход в виде процентов, полученных за использование заемных средств, налог с которого, как правило, удерживают при выплате. При предоставлении документального подтверждения ИП-резидент имеет право на зачет налога.

Для ДП-резидента дохода не возникает, так как в ее результате образуется дебиторская задолженность учредителя.

Показать ответ

Согласно пункту 2.3. Положения о порядке применения торговых надбавок при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее ЛС и ИМН) (МЮ № 974 от 29.09.2000 года) определен порядок формирования покупной стоимости импортированных ЛС и ИМН. Покупная стоимость лекарственных средств определяется как сумма их контрактной стоимости с учетом валютной курсовой разницы, таможенных платежей и прочих расходов, связанных с их покупкой. Именно эта покупная стоимость является базой для исчисления торговой наценки при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Примеров по учету и реализации медикаментов при получении их от поставщика по покупной стоимости, которая ниже базовой цены в Положении не приводится.

Согласно пункту 3.1 названного Положения  предприятия розничной аптечной сети ЛС и ИМН, завозимые по импорту владельцами лицензий ЦБ РУз, реализуют по свободным (договорным) розничным ценам, которые сформированы путем добавления торговой надбавки розничного звена, размер которой определен по соглашению между оптовым поставщиком и предприятием розничной торговли в пределах торговой надбавки, которая не должна превышать 20% к покупной цене независимо от числа посредников (ПКМ РУз от 05.08.2000 года N 307).

Считаем, если предельная сумма наценки не превышает 20% к контрактной стоимости по ГТД, требования законодательства не нарушаются, так как оптовый поставщик уступил вам торговую надбавку.

Теперь перейдем к отражению в бухгалтерском учете.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

в сумах

Отражена покупная стоимость товаров на основании счета-фактуры поставщика

2910 "Товары на складах" - стоимость без учета скидок

 

6010 "Счета к оплате поставщикам и подрядчикам" - без вычета скидки

21 978,30

Отражена скидка, предоставленная поставщиком

6010 "Счета к оплате поставщикам и подрядчикам"

9390 "Прочие операционные доходы" - на сумму скидки

3 290,15

Отпущено со склада в торговый зал

2920 "Товары в розничной торговле"

2910 "Товары на складах"

21 978,30

Отражена торговая наценка на товары

2920 "Товары в розничной торговле"

2980 "Торговая наценка"

4395,66

При таком отражении не нарушается порядок формирования торговой надбавки оптово-розничного звена в пределах 20% независимо от числа посредников, участвующих в поставках.

При этом в счете-фактуре поставщика должна быть указана базовая цена - 21 978,30 сум, наценка поставщика - 0%. В договоре должна быть предусмотрена скидка - 3 290,15 сум.

Показать ответ

Нет, не будет. Так как в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995 г. N УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» просроченной дебиторской задолженностью считается непоступление средств за  поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы по истечении 90 дней со дня фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных законодательством.

Таким образом, предварительная оплата не может считаться просроченной задолженностью.

Особого порядка расчетов при купле-продаже автотранспорта не имеется. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором (статья 449 Гражданкого Кодекса). Вы должны руководствоваться условиями заключенного договора.

Согласно статье 10 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (ЗРУ N 670-I от 29.08.1998 г.) и Указу Президента РУз от 12.05.1995 г. N УП-1154 при определении порядка расчетов в хозяйственном договоре обязательно должно быть предусмотрено условие предварительной оплаты в размере не менее 15% стоимости товаров (работ, услуг).

Показать ответ

1. Да, конечно, торговое предприятие имеет право предоставлять скидки покупателям. И это регламентируется, в первую очередь, ценовой политикой предприятия. Скидки являются важным и действенным инструментом для закрепления постоянных и привлечения новых покупателей. Суть торговой скидки – больше товаров за ту же сумму денег. Она предоставляется продавцом для увеличения объема продаж. Денежная скидка – это реализация по цене, ниже обычной. Такая скидка мотивирует покупателя оплачивать покупку быстрее.

Вам необходимо разработать внутреннее положение о ценообразовании, в котором определить виды скидок и порядок их предоставления. А также предусмотреть, какими первичными документами подтвержается использование скидки.

2. Предельный размер скидок также должен быть определен во внутреннем положении о ценообразовании. Законодательно ограничений размеров скидок не предусмотрено. Определение их размеров должно осуществляться с учётом ситуации на рынке и общей маркетинговой стратегии предприятия. Но, если в результате предоставления скидок товары реализуются по ценам ниже себестоимости или цены приобретения (за исключением случаев государственного регулирования цен), в целях налогообложения под выручкой понимается себестоимость товаров или цена их приобретения. Выручка от реализации товаров, по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), определяется исходя из установленных цен (тарифов) (статья 355 НК).

3. Отражение предоставленных скидок у продавца регулируется НСБУ N 2 "Доходы от основной хозяйственной деятельности". В соответствии с НСБУ N 21 любые из предоставленных скидок уменьшают выручку и отражаются в том периоде, в котором возникли. В соответствии с Налоговым кодексом (статьи 131 и 357) при предоставлении скидок продавец корректирует доход от реализации товаров (работ, услуг) или валовой выручки на основании документов, подтверждающих использование скидки покупателем. Корректировка дохода (валовой выручки) производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, - в пределах гарантийного срока.

4. НСБУ № 21 предусмотрена следующая корреспонденция по счету 9050 "Скидки, предоставленные покупателям и заказчикам":

N

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Сумма, на которую покупателям предъявлены расчетные документы на отгруженные товары

4010

9020

2

Предоставление скидок с продаж и с цены

9050

4010

3

Закрытие в конце отчетного периода счета 9050 "Скидки, предоставленные покупателям и заказчикам"

9020

9050

4

Закрытие счетов учета доходов от основной (операционной) деятельности

9020

9910

5. Сумма скидок не будет относиться на расходы торгового предприятия, так как на их сумму продавец скорректирует доход от реализации товаров или валовую выручку на основании документов, подтверждающих использование скидки покупателем.

Показать ответ

В соответствии с пунктом 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (МЮ 16.02.2011 г. N 2195, далее Правила) под товаром собственного производства понимается собственная продукция (включая полуфабрикат), произведенная или переработанная самим предприятием на собственных или привлеченных производственных мощностях с учетом технологического процесса производства.

В случаях, когда продукция производится из сырья, являющегося товаром собственного производства предприятия и переданного этим предприятием на переработку, товаром собственного производства следует считать:

для собственника сырья - продукцию, полученную после переработки сырья, а в случае оплаты услуг по переработке частью переработанной продукции - за вычетом той части продукции, которая остается в распоряжении перерабатывающего предприятия в качестве оплаты за переработку;

для перерабатывающего предприятия - продукцию, остающуюся в его распоряжении в качестве оплаты за переработку.

Ваше предприятие самостоятельно не производит муку, а передает импортированное сырье на переработку. Поэтому  в соответствии  с Правилами  в вашем случае мука не является продуктом собственного производства.

Исходя и вышеизложенного есть риск, что ваша деятельность будет трактоваться как торговля, а не  производство, в связи с чем считаем целесообразным получение лицензии на оптовую торговлю.

Показать ответ

Начнем с того, что необходимо оформить правоустанавливающие документы.

В случае заключения договора безвозмездного пользования ссудополучатель (предприятие) никакой платы за пользование имуществом ссудодателю (работнику) не производит (статья 617 ГК).

Согласно пункту 3 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (Приложение к ПКМ РУз от 07.03.2006 г. N 38) сделки с автомототранспортными средствами (включая договор безвозмездного пользования) подлежат нотариальному удостоверению нотариусами.

До заключения договора безвозмездного пользования автомобилем все расходы, которые понесены предприятием (заправка ГСМ, ремонт), признаются доходом физического лица (работника) в виде материальной выгоды.

Такие доходы включаются в его совокупный доход и облагаются налогом на доходы физических лиц (по шкале) у источника выплаты согласно пункту 2 части второй статьи 184 НК. Доходы в виде материальной выгоды не являются объектом обложения единым социальным платежом и страховыми взносами граждан.

Активы, переданные предприятию во временное пользование по договору безвозмездного пользования учитываются на забалансовом счете 011 "Имущество, полученное по договору ссуды". При этом у предприятия возникают налоговые последствия, поскольку согласно статье 135 НК безвозмездно полученные имущественные права (владения и пользования автомобилем) являются доходом налогоплательщика и определяются по рыночной стоимости.

Рыночную стоимость полученных прав на безвозмездное пользование можно подтвердить, к примеру, прайс-листом транспортной организации, предоставляющей в аренду аналогичный автомобиль или использовать тарифы из данных СМИ или статистики. Документальным подтверждением признаются:

  • документы на отгрузку, поставку или передачу;
  • ценовые данные поставщиков (прайс-листы);
  • данные из средств массовой информации;
  • биржевые сводки;
  • данные органов государственной статистики.

У предприятия–плательщика общеустановленных налогов доходы в виде материальной выгоды включаются в его совокупный доход и подлежат обложению налогом на прибыль. А у плательщика единого налогового платежа – в состав валовой выручки в целях исчисления ЕНП.

Показать ответ

Налогообложение предприятия зависит от вида его деятельности.

Если вы осуществляете оптовую торговлю, то соответственно, заключаете договора купли-продажи, реализуете товары по безналичному расчету и уплачиваете ЕНП по ставке 5% от валовой выручки. При этом надо иметь в виду, что для предприятий оптовой торговли установлен порядок уплаты авансовых платежей по ЕНП.

В этом случае наличие лицензии на оптовую торговлю обязательно и предусмотрено пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (Приложение к Постановлению КМ РУз от 05.11.2005 г. N 242).

Если вы осуществляете заготовительную деятельность, то вам необходимо руководствоваться Положением «О порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением» (Приложение №1 к постановлению Кабинета Министров от 4 сентября 2003 г. № 383, далее – Положение № 383). Согласно вышеуказанному Положению под заготовительными организациями понимают субъекты, закупающие у производителей сельскохозяйственную продукцию, а также у населения выращенную ими сельхозпродукцию растительного и животного происхождения в целях заготовки, хранения и продажи перерабатывающим предприятиям для производства из нее продукции.

При заготовительной деятельности оформляются договора контрактации, по которым  хозяйство обязуется в обусловленные сроки реализовать сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи, а заготовитель обязуется закупить эту продукцию, оплатив ее в обусловленные сроки по определенной цене (пункт 3 Положения № 383).

Для заготовительных организаций под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения понимается валовой доход, исчисленный как разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров, который облагается ЕНП по ставке 33 %. Заготовительные организации не относятся к предприятиям оптовой торговли, поэтому для осуществления такой деятельности  лицензия на оптовую торговлю не требуется.

По вопросу обязательной продажи валютной выручки, в пункте 3 «Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 29.06.2000 г. N 245) валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт товаров по перечню, согласно приложению N 1, освобождается от обязательной продажи выручки в иностранной валюте.

Согласно пункту 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (Рег. N 2195 от 16.02.2011 г., далее - Правила) под товаром собственного производства понимается продукция (включая полуфабрикат), произведенная или переработанная самим предприятием с использованием собственных или привлеченных производственных мощностей с учетом технологического процесса производства.

В соответствии с пунктом 6 Правил не относятся к технологическому процессу производства:

операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, расфасовка).

Исходя из того, что процесс производства растительной продукции включает в себя процесс выращивания или сбора (для дикорастущих видов), продажа растения (ферулы) для вашего предприятия не может считаться реализацией товара собственного производства.

Итак, в вашем случае, экспортная валютная выручка, полученная от реализации ферулы, подлежит обязательной продаже.

Показать ответ

1. Согласно статье 732 ГК по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа).

Если стороной в договоре займа является юридическое лицо, то независимо от суммы он должен быть заключен в простой письменной форме (статья 733 ГК). Несоблюдение письменной формы такого договора займа влечет его недействительность.

Таким образом, по окончании срока предоставления сумма займа должна быть возвращена собственнику. Он в свою очередь не вправе производить платежи с расчетного счета частного предприятия «в счет этого займа», так как заем должен быть возвращен в том же виде, в каком получен (с/х продуктами и продуктами питания).

Если условиями договора не предусмотрены проценты за его использование, то налоговых обязательств у собственника не возникает.

Собственник (он же директор) может оставить переданные в заем сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в распоряжении предприятия. Тогда это будет уже не заем, а финансовая помощь. Данная операция должна быть оформлена подтверждающими документами (решением собственника). В таком случае у предприятия появляется прочий доход, который подлежит обложению ЕНП в составе валовой выручки. У собственника в этом случае налоговых обязательств не возникает.

2. Предприятие может оплатить  личные расходы собственника за счет прибыли (а не в счет погашения займа), так как прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению (статья 24 Закона N 558-II). Для этого необходимо Решение собственника о направлении прибыли предприятия на его личные нужды.

3. Предприятие может оплатить расходы других физических лиц, но не в счет погашения суммы займа, полученного от собственника. Оплата предприятием  расходов физических лиц будет расцениваться как расход предприятия и доход физических лиц от материальной выгоды, облагаемый налогом на доходы физических лиц (статья 177 НК).

Показать ответ

Является, в случае наличия в уставном фонде вашей организации государственной доли.

Как правило, это документ, который носит информационный характер. Но только не для хозяйственных обществ, имеющих государственную долю в уставных фондах и государственных (унитарных) предприятий. Для них выполнение бизнес-плана является основным показателем оценки эффективности их деятельности. Ответственность за выполнение бизнес-плана несет орган, на который возложено управление государственным имуществом и исполнительный орган предприятия (организации).

В соответствии с пунктом 13 Положения о государственных предприятиях (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 16.10.2006 г. N 215) учредитель обязан ежегодно утверждать бизнес-план предприятия, ежеквартально заслушивать отчет исполнительного органа о ходе его выполнения.

С 1 января 2016 года вступает в силу «Положение о критериях оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства» (Приложение к ПКМ РУз от 28.07.2015 г. N 207, далее -  Положение).

В данном Положении предусмотрено материальное стимулирование исполнительного органа организации в зависимости от эффективности ее деятельности. Исходя из показателей бизнес-плана, рассчитываются ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ) и процент их выполнения. Средневзвешенное значение по всем КПЭ обозначается как интегральный коэффициент эффективности деятельности исполнительного органа организации (далее - ИКЭ). От названных показателей (КПЭ и ИКЭ) зависит размер вознаграждения руководителя и членов исполнительного органа в текущем периоде.

Не допускаются установление надбавок, выплата премий и иных материальных поощрений в организациях без проведения оценки эффективности деятельности исполнительного органа либо, если его эффективность является неудовлетворительной или низкой.

В случае, если фактическое значение КПЭ оказалось ниже установленного законодательством нормативного значения, по решению уполномоченного органа управления к руководителю исполнительного органа применяются меры ответственности в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 29 Положения неудовлетворительная или низкая эффективность деятельности исполнительного органа (в любом из сочетаний) на протяжении двух кварталов подряд влечет инициирование прекращения трудового договора с руководителем исполнительного органа.

Ранее меры ответственности за невыполнение показателей бизнес- планов были предусмотрены пунктом 2 Постановления Президента РУз от 26.04.2006 г. N ПП-335 «О мерах по совершенствованию деятельности  ГКИ РУз»: «В случаях не выполнения основных показателей бизнес-планов или отсутствия эффективных бизнес-планов на текущий год осуществить замену государственных поверенных или управляющих компаний в этих хозяйственных обществах, инициировать в установленном порядке освобождение от должности исполнительных директоров».

Как правило, в хозяйственных обществах, имеющих государственную долю в уставных фондах, и государственных (унитарных) предприятиях выполнение бизнес-плана контролируется не только в части расходов, но и доходов. В случае, когда не выполняется объем запланированных доходов, расходы тоже должны быть сокращены, что не всегда возможно по причине наличия постоянных расходов, которые не связаны с объемом производства товаров (работ, услуг).

Показать ответ

Данный вид услуг в Узбекистане возник недавно и не числится в Общегосударственных классификаторах услуг по видам деятельности (ОКУВД) и видов экономической деятельности (ОКЭД, ред. 2).

В связи с этим для определения порядка налогообложения, рекомендуем вам обратиться в органы статистики с запросом, к какому виду деятельности относятся услуги по предоставлению кальяна. Запрос можно отправить через Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) на сайте my.gov.uz.

Если эта деятельность будет отнесена к общественному питанию, то ваше предприятие будет продолжать уплачивать ЕНП по ставке 10% от товарооборота.

Если ваша деятельность будет рассматриваться как розничная торговля табачной продукции, то  независимо от места расположения торговой точки, установлена единая ставка ЕНП в размере 4% к товарообороту.

В случае если эта деятельность будет отнесена к услугам, то будет применяться ставка ЕНП 5% от валовой выручки.

Если услуги по предоставлению кальяна будут отнесены к деятельности, которая не совпадает с вашей основной (организация общественного питания), то необходимо вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать ЕНП по установленным ставкам.

Аренду кальяна можно причислить к прочему доходу, который будет облагаться по ставкам ЕНП, установленным для основного вида деятельности, который определяется по итогам отчетного периода. При этом необходимо учесть, если доходы от аренды будут преобладать в общей выручке, то доходы от сдачи имущества в аренду признают доходами от реализации услуг (статья 130 НК) и, соответственно, они будут облагаться ЕНП по ставке 5%.

Ставки ЕНП на 2016 год определены в Приложениях NN 10-1 и 10-2 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455.

Ответ на запрос уполномоченного органа будет основанием для определения порядка налогообложения.

Показать ответ

Положением о размещении рекламы  (Рег. N 1024 от 06.04.2001г.) разрешено размещение рекламы на Веб-сайтах сети Интернет, определены права и обязанности производителя и распространителя рекламы, а также сформулированы требования к рекламе. Производство и размещение рекламы не является лицензируемым видом деятельности.

Для оказания услуг по размещению рекламы вы можете зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (далее ИП). Согласно пункту 47 «Перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 07.01.2011 г. N 6), ИП вправе осуществлять производство и размещение рекламы.

Регистрация ИП осуществляется в соответствии с «Положением о едином порядке и сроках государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, механизме постановки  их на учет и снятия с учета в органах государственной власти и управления города Ташкента» (Приложение N 1 к Решению хокима г.Ташкента от 12.04.2000 г. N 210).

Ставки фиксированного налога зависят от вида осуществляемой деятельности (Приложение N 12 к Постановлению Президента от 22.12.2015 г. N ПП-2455). ИП – распространитель рекламы ежемесячно уплачивает фиксированный налог по ставкам, установленным для прочих видов деятельности:

  • 2 МРЗП (260 480 сум) – в г. Ташкенте;
  • 1,5 МРЗП (195 360 сум) – в г. Нукусе и городах областного подчинения;
  • 1 МРЗП (130 240 сум) – в прочих населенных пунктах.

Кроме этого в обязательном порядке уплачиваются страховые взносы в сумме не менее одной минимальной заработной платы в месяц (статья 311 НК).

Согласно пункту 4 «Положения о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 31.07.2015 г. N 219) ИП может нанять на работу в зависимости от осуществляемого вида деятельности от одного до трех человек. В случае найма ИП работников, наряду с уплатой налогов по своим обязательствам, на него также возлагается обязанность по уплате за каждого работника:

- страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд - в размере 50% минимальной заработной платы в месяц;

- фиксированного налога - в размере 30% от установленной ставки, предусмотренной по осуществляемой деятельности.

Вы также можете зарегистрировать юридическое лицо в организационно-правовой форме ЧП или ООО. И то, и другое может быть учреждено одним физическим лицом. Однако различия имеются и основные из них приводятся ниже в таблице.

ЧП

ООО

Регулируется Законом РУз «О частном предприятии».

Регулируется Законом РУз «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»

Создается одним физическим лицом.

Создается одним и более участниками, в том числе физическими и юридическими лицами.

Управляется собственником.

Управляется единоличным или коллегиальным исполнительным органом общества. Не обязательно из числа участников общества.

Уставный фонд неделим и его размер определяется самим собственником.

Уставный фонд состоит из номинальной стоимости долей его участников и не может быть менее 40 МРЗП, на дату представления документов для государственной регистрации общества (40*130 240 сум=5 209 600 сум).

Собственник несет субсидиарную ответственность принадлежащим ему имуществом по обязательствам ЧП при недостаточности имущества ЧП.

Участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Чистая прибыль поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению.

Чистая прибыль подлежит выплате его участникам в виде дивидендов и облагается налогом у источника выплат (в 2016 году 10%).

Выбор системы налогообложения в вашем случае не зависит от организационно-правовой формы предприятия (ООО или ЧП). Вы вправе выбрать общеустановленные налоги (налог на прибыль, НДС, имущество, землю, отчисления во внебюджетные  и др.) или упрощенную систему налогообложения (ЕНП). При упрощенной системе налогообложения облагается выручка от оказания услуг, а при налоге на прибыль облагаемая база уменьшается на сумму «вычитаемых» (установленных Налоговым кодексом) расходов.

Показать ответ

Несмотря на то, что сырье, приобретено у местного поставщика, оно полностью должно быть отнесено к импортируемому.

В приложении N 6 «Паспорт проекта локализации» к «Положению о порядке формирования Программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 21.07.2010 г. N 154) приводится пояснение (пункт 3) по расчету уровня локализации.

Уровень локализации производства рассчитывается по следующей формуле:

Ул = (1 - И/С) * 100%, при этом 0 < И< С где:

Ул - уровень локализации продукции, в %;

И - валютная стоимость импортируемого сырья, материалов и комплектующих (включая таможенные платежи), выраженная в сумах;

С - производственная себестоимость единицы продукции, в сумах.

При этом есть оговорка, что импортное сырье, приобретаемое у местных поставщиков, не должно относиться к местным.

Согласно пункту 16 НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы» себестоимость товарно-материальных запасов, приобретенных за плату, определяется суммой, уплачиваемой поставщику (продавцу) в соответствии с договором или документами, подтверждающими их приобретение, за вычетом возмещаемых (принимаемых к зачету) налогов и включением затрат, связанных с приобретением товарно-материальных запасов.

К затратам, связанным с приобретением товарно-материальных запасов и включаемым в их себестоимость, относятся в числе прочих, таможенные пошлины и сборы, суммы налогов и сборов, связанных с их приобретением, если они не возмещаются, а также расходы по их сертификации и доставке (пункт 13 НСБУ № 4).

Таким образом, стоимость импортного сырья, приобретаемого у местных поставщиков, определяется договором поставки (в приведенном примере 1 442 400 сум). При расчете уровня локализации производства такое сырье должно относиться к импортируемому.

Показать ответ

1. Постоянное учреждение возникает, если оказание услуг по предоставлению имущества в аренду продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода.

Непосредственно приобретение нерезидентом здания и оборудования не приводит к образованию ПУ. Как и использование здания в деятельности, которая носит подготовительный или вспомогательный характер (к примеру исключительно для целей хранения, демонстрации и поставки товаров, принадлежащих нерезиденту Республики Узбекистан, до начала реализации товара).

Однако оказание услуг по предоставлению имущества в аренду является коммерческой (предпринимательской) деятельностью с целью получения дохода. Согласно статье 20 НК под постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо.

Постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода.

Таким образом, если предпринимательская деятельность продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода возникает постоянное учреждение.

Понятие "постоянное учреждение" применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения. Рассмотрим для сравнения порядок налогообложения нерезидента-юридического лица  в случае образования ПУ и без него (ставки налогов на 2016 год).

 

Без образования ПУ

С образованием ПУ

Налог на прибыль

Уплачивает налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты (20%).

Облагается общая сумма дохода (арендной платы).

Уплачивает налог на прибыль юридического лица (7,5%).

Облагается налогооблагаемая прибыль - разница между доходом (арендной платой) и расходами, непосредственно связанными с получением дохода от деятельности в РУз через ПУ (налоги на землю и имущество, амортизация и др.)

Минимальный размер налогооблагаемой прибыли - не менее 10% от суммы расходов, с учетом которых формируется налогооблагаемая прибыль (статья 154 НК).

 

Уплачивает налог с чистой прибыли (10%).  

Облагается прибыль, полученная нерезидентом от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, за минусом суммы начисленного налога на прибыль юридических лиц (статья 154 НК).

 

Налог на имущество

Облагается среднегодовая стоимость недвижимого имущества, определяемая на основе стоимости, указанной в документах, подтверждающих право собственности на имущество.

Облагается:

  1. Если недвижимое имущество не связано с деятельностью данного ПУ - среднегодовая стоимость, определяемая на основе стоимости, указанной в документах, подтверждающих право собственности на имущество.
  2. Если основные средства связаны с деятельностью ПУ - среднегодовая остаточная стоимость, т.е. с учетом амортизации.

 

Налог на землю

(одинаковый подход)

Облагается общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 282 НК.

НДС

(одинаковый подход)

Предоставление имущества в оперативную аренду признается оборотом по реализации в целях обложения НДС (пункт 5 статьи 199 НК).

При предоставлении недвижимого имущества в аренду место реализации определяется по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 1 части 3 статьи 202 НК). В данном случае - Республика Узбекистан.

Работы и услуги, выполняемые и оказываемые нерезидентом РУз резиденту РУз, включаются в облагаемый оборот получателя указанных работ, услуг (статья 200 НК).

2. ПУ нерезидента РУз не обязано начислять заработную плату доверенному лицу, если это не предусмотрено договором с  ним. 

В случае, когда ПУ иностранной компании не имеет обязательств по выплате доверенному лицу заработной платы (или вознаграждения), такие расходы не производятся и не учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли ПУ. 

В соответствии со статьей 154 НК доходы, полученные нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности, отвечающей признакам постоянного учреждения, до постановки на учет в налоговом органе в качестве ПУ, подлежат налогообложению у источника выплаты дохода.

При этом налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты, удержанный налоговым агентом, подлежит зачету в счет погашения налоговых обязательств нерезидента РУз после его постановки на учет в ГНИ в качестве постоянного учреждения.

Показать ответ

Ҳа, қайтара олади. Бунда агар қарздор ҚҚС тўловчиси бўлса, у қарз берувчига қарз суммасига ҚҚСни ҳисобга олган ҳолда ҳисобварақ-фактурани тақдим этиши керак.

Фуқаролик кодексининг 732-моддасига мувофиқ қарз шартномаси бўйича қарздор қарзга олинган ашёларнинг хили, сифати ва миқдорига баравар ашёларни (қарз суммасини) қайтариб бериш мажбуриятини олади.

Бунда қарз шартномаси, ҳисобварақ-фактура, товарларни бериш учун юк-хати расмийлаштирилади.

Келтирилган маълумотларга кўра қарз берувчидан қарздорлик 1 500 000 сўмга тенг бўлган (1 000 кг*1 500 сўм). Мос равишда, қарзни қайтаришда қарздор ҳисобварақ-фактурада 1 500 000 сўмни акс эттиради, бунда агар у ҚҚС тўловчиси бўлса ҚҚСни ажратиб кўрсатиши керак булади. Чунки Солиқ кодексининг 199-моддаси 1-бандига мувофиқ қарз шартномаси асосида товарлар берилиши товарлар реализацияси бўйича оборот деб тан олинади ва ҚҚСга тортилади.

Ягона солиқ тўлови тўловчиси бўлган юридик шахс товарларни таннархидан ёки олиш баҳосидан паст баҳоларда реализация қилса  товарлар таннархи ёки уларни олиш баҳоси ЯСТга тортиладиган базага киритилади (Солиқ кодексининг 355-моддаси).

Товарлар таннархидан ёки товарлар олинган баҳосидан паст баҳоларда реализация қилинганда юридик шахслардан фойда солиғи солиш мақсадлари учун товарларни реализация қилишдан олинган тушум товарларнинг таннархи ёки товарлар олинган баҳо асосида (товарни олиш билан боғлиқ харажатларни ҳисобга олган ҳолда) аниқланади (Солиқ кодексининг 130-моддаси 11-қисми, 204-моддаси 2-қисми).

Шундай қилиб, бизнинг мисолимизда,  ЯСТ (ёки фойда солиғи ва ҚҚС) бўйича солиққа тортилувчи базага товарларнинг таннархи – 2 500 000 сўм киритилиши керак.

Показать ответ

Да, главный бухгалтер может получать ТМЦ по доверенности.

Порядок выдачи доверенности на получение товарно-материальных ценностей регулируется статьей 138 Гражданского кодекса и Положением о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (рег. МЮ № 1245 от 27.05.2003 г., далее - Положение).

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое предприятием доверенному лицу для получения товарно-материальных ценностей от поставщиков в установленном законодательством порядке (п.2 Положения).

Законодательными актами не предусмотрено ограничение круга лиц, которым предприятие может доверить получение ТМЦ.

В целях обеспечения сохранности ТМЦ с доверенными лицами заключается договор о материальной ответственности.

Доверенное лицо обязано после получения ценностей сдать их на склад и представить в бухгалтерию документы о выполнении поручения (п.8 Положения).

Показать ответ

Во-первых, предприятие должно сдать перерасчет по ЕНП.

В период ликвидации ЧП не осуществляло деятельность и отправляло в ГНИ нулевые отчеты по ЕНП без учета минимального размера (п.2, рег. МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.). Освобождение от уплаты ЕНП без учета минимального размера производится при условии, что добровольная ликвидация будет завершена в течение 9 месяцев со дня уведомления регистрирующего органа (п.37, ПП-630 от 27.04.2007 г.).

В установленный срок ликвидация не завершилась, в связи с принятием решения о продолжении деятельности, поэтому предприятию следует исчислить и сдать перерасчет по ЕНП с учетом минимального размера с даты принятия решения о добровольной ликвидации.

Предприятие должно исчислять ЕНП с учетом минимального размера в виде трехкратной суммы земельного налога (рег. МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.). Данный порядок применяют как предприятия общепита, так и сферы услуг. Минимальный размер рассчитывается ими исходя из занимаемой площади земельного участка с учетом понижающих коэффициентов в зависимости от месторасположения и видов осуществляемой деятельности.

Во-вторых, предприятие должно сдать перерасчет по ЕСП и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, по НДФЛ.

В связи с тем, что деятельность общепита не осуществлялась, на ЧП не распространяется порядок  исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (рег. МЮ № 2200 от 23.02.2011 г.). Если предприятие не относится к сфере общепита, то совокупная ставка платежей - суммарная ставка, включающая в себя ставки ЕСП, страховых взносов граждан и минимальную ставку НДФЛ, не используется.

При расчете налогов и отчислений, связанных с фондом оплаты труда ЧП необходимо соблюдать следующее:

- собственнику частного предприятия в качестве единоличного руководителя (ст.14 З-на «О частном предприятии) должна начисляться заработная плата, не ниже минимального размера в случае  полной занятости (ст.155 ТК);

- минимальный размер ЕСП – не менее 65% от МРЗП в месяц на каждого работника (для микрофирм и малых предприятий) (рег. МЮ № 2095 от 13.04.2010 г.).

На суммы к доплате налогов и других обязательных платежей будет начисляться пеня по день уплаты включительно.

Показать ответ

Да, заработная плата выплачивается, но не директору, а ликвидатору.

Порядок добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства регулируется Положением (Прил. к ПП-630 от 27.04. 2007 г.).

Добровольная ликвидация начинается с принятия решения его учредителями о добровольной ликвидации предприятия. В этом решении указывается ликвидатор - ликвидационная комиссия (состав ее членов) или физическое лицо и предполагаемый срок ликвидации. С момента назначения ликвидатора к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия.

Далее в течение трех дней после назначения ликвидатора директор обязан передать ему по описи всю документацию, связанную с деятельностью предприятия, а также печати, штампы и иное имущество предприятия.

Ликвидатор:

а) осуществляет добровольную ликвидацию и обеспечивает соблюдение интересов кредиторов, учредителей (участников) предприятия и иных заинтересованных лиц;

а-1) обеспечивает в рамках процедуры ликвидации исполнение исполнительных документов, по которым предприятие участвует в качестве должника;

б) без доверенности представляет предприятие, подписывает финансовые, платежно-расчетные и другие документы предприятия;

в) издает приказы, распоряжения и другие акты, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и работниками предприятия;

г) решает вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Положением, а также осуществляет иные полномочия в случае наделения ими по решению учредителей (участников).

Одна из функций ликвидатора - принятие мер по прекращению трудовых отношений с работниками предприятия.

С ликвидатором может быть заключен срочный трудовой договор или договор гражданско-правового характера (ГПХ), в котором определяются его полномочия, порядок оплаты работы, прекращения его полномочий и другие вопросы. В свою очередь с директором трудовой договор прекращается.

Полномочия ликвидатора при добровольной ликвидации прекращаются не только при ее завершении, но и при возобновлении деятельности предприятия, при признании предприятия банкротом или при назначении нового ликвидатора.

Данный порядок действует также, когда ликвидатором назначается директор или собственник предприятия.

В любом случае, выплаты физическим лицам (ликвидатору или директору), которые осуществляются самим предприятием по трудовому договору или договору ГПХ, в целях налогообложения рассматриваются как доходы в виде оплаты труда (ст.172 НК) и подлежат обложению НДФЛ, ЕСП и страховыми взносами (ст.306 НК).

Показать ответ

1. Нет, услуги по распечатке фирменных и иных бланков с электронных носителей информации, а также распечатка фланеров, визиток, пригласительных, буклетов и бухгалтерских бланков не являются лицензированной деятельностью. Для осуществления полиграфической деятельности необходимо получить не лицензию, а свидетельство о регистрации полиграфического предприятия, выданное Узбекским агентством по печати и информации.

Услуги по печатанию продукции печатной прочей относятся к полиграфическим услугам (ОКЭД, ред. 2, группа 18.1). Полиграфическая деятельность в числе прочих включает печать проспектов и прочей печатной рекламной продукции, налоговых форм, журналов учета и прочей офисной печатной продукции, в том числе путем печати с экрана, печати на копировальных машинах, компьютерных принтерах.

Полиграфическая деятельность может включать в себя как все перечисленные процессы (виды) в комплексе, так и отдельно взятые (п.2 Прил. № 1 к ПКМ № 454 от 27.12.2002 г.).

Для осуществления полиграфических услуг не требуется получение лицензии, так как полиграфическая деятельность не входит в перечень видов услуг, подлежащих лицензированию (Прил. № 1 к ПОМ № 222-II от 12.05.2001 г.).

Однако, оказывать полиграфические услуги предприятие вправе только после регистрации и постановке на учет в Узбекском агентстве по печати и информации (сокращено УзАПИ) (Прил. № 1 к ПКМ № 454 от 27.12.2002 г.).

Таким образом, рекомендуем обратиться в УзАПИ для постановки на учет полиграфического предприятия.

2. На 2016 и 2017 годы для предприятий сферы услуг, в том числе полиграфических, определена ставка ЕНП - 5% (прил №10-1  ПП-2455 от 22.12.2015 г., прил.№ 10-1 ПП-2699 от 27.12.2016г.).

Исходя из представленной информации, ваше предприятие рассчитывает минимальный размер ЕНП не менее суммы фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичный вид деятельности.

Данный порядок в настоящее время распространяется только на предприятия розничной торговли. Для всех плательщиков ЕНП (кроме предприятий розничной торговли) установлена единая база по ЕНП - трехкратная сумма земельного налога .

Рекомендуем вам сдать уточненные расчеты по ЕНП, при этом минимальный размер необходимо рассчитать исходя из занимаемой площади земельного участка с учетом понижающих коэффициентов в зависимости от месторасположения и видов осуществляемой деятельности (п.1 МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.).

Напоминаем также, что на полиграфические предприятия распространяется порядок уплаты отчислений издательскими и полиграфическими предприятиями в Фонд "Ижод" (рег. МЮ № 2139 от 04.09.2010 г.)

Показать ответ

1. Чулочно-носочная продукция должна быть произведена самим предприятием с использованием собственных или привлеченных производственных мощностей, с учетом технологического процесса производства.

Подтверждением тому служит первичная документация предприятия-производителя. Начиная от закупа и учета сырья, производственных отчетов цехов, заканчивая документами на отгрузку готовой продукции. К таким документам также относятся калькуляция себестоимости по видам выпускаемой продукции, учет рабочего времени основных рабочих, учет потерь от брака и др.

Процесс производства должен соответствовать требованиям технической документации и Общего технического регламента (сокращенно ОТР) (Прил. к ПКМ № 148 от 11.05.2016 г.). Данный регламент устанавливает требования по безопасности к продукции легкой промышленности и распространяется на чулочно-носочные изделия.

Органом сертификации производится идентификация продукции. Под идентификацией понимается установление тождественности представленной в целях проведения оценки соответствия продукции легкой промышленности, существенным признакам, указанным в маркировке (п.36 ОТР).

Идентификацию продукции проводит:

изготовитель (продавец), предоставляющий ее в обращение на территории Республики Узбекистан;

орган по сертификации - в целях оценки и подтверждения соответствия продукции;

орган государственного контроля (надзора) - в целях проверки соответствия продукции, находящейся в обращении на территории Республики Узбекистан, требованиям ОТР.

До вступления в силу ОТР, на продукцию легкой промышленности выдавались санитарно-эпидемиологические заключения (гигиенические сертификаты) и сертификаты соответствия, которые считаются действительными до окончания срока их действия (п.43 ОТР).

2. Не совсем корректно говорить, что присвоенный код ОКОНХ, а также показатели статистической отчетности могут служить доказательством производства "чулочно-носочных изделий", скорее они должны соответствовать осуществляемой деятельности.

Предприятию – производителю чулочно-носочных изделий присваивается код ОКОНХ согласно Общегосударственному классификатору – 17151 Производство трикотажных изделий (без производства по заказам населения).

Предприятие – производитель чулочно-носочных изделий (кроме малых предприятий, микрофирм) представляет в органы статистики Отчет о производстве промышленной продукции за 2016 год - форма 1-С (годовая) в срок не позднее 16 февраля. Если предприятие является малым, представляется «Отчет микрофирмы и малого предприятия за 2016 год» - форма 1-КБ (годовая) в срок не позднее 27 февраля. При заполнении данных отчетов наименование продукции выбирается из перечня, определенного Государственным комитетом по статистике согласно Статистическому классификатору продукции (товаров, работ, услуг) по видам экономической деятельности (СКП).

Показать ответ

1. Ҳа, тўғри. Корхонангиз ўз фаолиятини қонунчилик доирасида олиб бормоқда.

Бошқа савол – корхона учун бу қанчалик фойдали. Чунки сизнинг ҳолатингизда қуруқ меваларни тайёрлаш ва реализация қилиш фаолияти фойда келтирмайди. Бунда шунингдек товарлар реализациясидан солиқ оқибатлари ҳам юзага келади, чунки ЯСТ ҳисоблаш мақсадида ялпи тушум сотилган маҳсулотнинг таннархидан келиб чиқиб аниқланади (СК 355-моддаси).

Аммо, Солиқ кодексида белгиланганки, баҳолари (тарифлари) давлат томонидан тартибга солиниши назарда тутилган товарлар (ишлар, хизматлар) учун реализация қилишдан олинадиган тушум белгиланган баҳолардан (тарифлардан) келиб чиққан ҳолда аниқланади.

Экспорт контрактлари жаҳон бозорларидаги конъюнктура нархларидан келиб чиқиб Халқаро мева-сабзавот ярмаркасининг, доимий ишлайдиган мева-сабзавот майдончаларининг ярмарка савдолари якунлари бўйича шаклланадиган ўртача нархлар ҳисобга олинган ҳолда талаб ва таклиф асосида шаклланадиган бозор нархлари асосида тузилади (ВМҚ 15.06.2016й. 207-сон Қарор 9-банди).

"Ўзагроэкспорт" АЖ томонидан ҳар ҳафтада оммавий ахборот воситаларида ва ўзининг расмий веб-сайтида (uzagroexport.uz) мева-сабзавот маҳсулотларига экспорт нархлар даражаси тўғрисида ахборот эълон қилинади. Бунда экспорт контрактлари контракт тузилган кунда "Ўзагроэкспорт" АЖ томонидан эълон қилинган нархлардан паст бўлмаган нархлар бўйича тузилади.

Бозор нархлари ёки ўртача нархлар давлат томонидан тартибга солинмайди. Шунинг учун, ЯСТни ҳисоблашда ялпи тушум сотилган маҳсулотларнинг таннархидан келиб чиқиб аниқланиши керак.

2. Зарарни камайтириш учун нима қилиш мумкин:

- фойда билан экспорт қилиш мумкин бўлган маҳсулот турларини сотиш;

- параллел равишда бошқа фойда келтирувчи фаолият турларини амалга ошириш;

- ушбу фаолият тури бўйича харажатларни оптималлаштириш;

- агар булар етарли бўлмаса, ўрикни етиштиришдан тортиб, қуруқ мевани тайёрлашгача бўлган жараён билан ўзи шуғулланиш. Бу ҳолатда етказиб берувчининг товарга қўйган устамалари учун қилинадиган харажат нолга тенглаштирилган бўлади.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика