Забыли пароль?
Регистрация
Ответов: 315
Ответы эксперта. Хозяйственная деятельность
28.02.2017 [ID: 8099] 1.Имеет ли право предприятие распределить (начислить) и выплатить дивиденды только одному из пяти учредителей, а другую часть нераспределенной прибыли не распределять между другими четырьмя учредителями и оставить в распоряжении предприятия для Уставном Фонде другого предприятия? 2. Какие налоговые последствия возникают у предприятия, и у других учредителей, если часть прибыли распределяется (начисляется) и выплачивается только одному из пяти учредителей, а другая часть прибыли не распределяется между другими учредителями и оставляется в предприятии для Уставном Фонде другого предприятия, и как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
Показать ответ

При соблюдении установленного уставом порядка решение ОСУ не распределять чистую прибыль может быть принято, даже если один учредитель против.

Начнем с того, что принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества относится к исключительным полномочиям общего собрания участников (далее ОСУ) общества (ст.30, З-на № 310-II от 06.12.2001г.).

Уставом общества должно быть определено по каким вопросам решение ОСУ принимаются единогласно, по каким – две трети и более, а по каким – простым большинством голосов участников. Каждый участник общества имеет на ОСУ общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном фонде, если уставом не установлен иной порядок определения числа голосов. Вопрос о распределении чистой прибыли должен быть решен согласно установленному уставом порядку. Так как прибыль должна распределяется пропорционально долям участников в уставном фонде, нельзя начислить дивиденды только одному участнику. Таким образом, при принятии решения о распределении прибыли, дивиденды начисляются всем участникам.

Оставить дивиденды в предприятии можно двумя способами. В любом из них общество вправе распоряжаться оставленными дивидендами по своему усмотрению, в том числе направить как долгосрочные инвестиции в уставный фонд другого предприятия.

1. Участники общества могут после распределения прибыли оставить суммы, причитающиеся к получению, в распоряжении общества.

Если после начисления дивидендов всем участникам, четверо из них не получат дивиденды в течение срока исковой давности или сразу откажутся от их получения, у общества возникнет прочий доход,  облагаемый ЕНП.

В данном случае, направление начисленных дивидендов по решению учредителей в распоряжение общества рассматривается как их выплата с удержанием налога.

Применяются следующие бухгалтерские проводки:

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Начислены дивиденды за счет прибыли всем участникам

8710 "Нераспределенная прибыль отчетного года" или

8720 "Накопленная прибыль"

6610 "Дивиденды к оплате"

Удержан налог на дивиденды у источника выплат

6610 "Дивиденды к оплате"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (налог на див-ды)"

Выплачено одному участнику (за вычетом налога)

6610 "Дивиденды к оплате"

5110 "Расчетный счет"

Дивиденды остальных учредителей (за вычетом налога) остаются в распоряжении общества

6610 "Дивиденды к оплате"

9390 "Прочие операционные доходы»

Начислен ЕНП на сумму прочего дохода предприятия  (за вычетом налога)

9820 "Расходы по прочим налогам и другим обязательным платежам от прибыли"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (ЕНП) "

 2. Участники общества могут направить свои дивиденды в уставный фонд своего общества.

Если остальные четверо участников направят свою часть прибыли на увеличение уставного капитала, налоговых обязательств у общества не возникнет. Также доходы физического лица в виде дивидендов, направленных в уставный фонд юридического лица, от которого получены дивиденды, не будут облагаться налогами (п.19, ст.179 НК).

Применяются следующие бухгалтерские проводки:

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Начислены дивиденды за счет прибыли всем участникам

8710 "Нераспределенная прибыль отчетного года" или

8720 "Накопленная прибыль"

6610 "Дивиденды к оплате"

Удержан налог на дивиденды у источника выплат у одного участника

6610 "Дивиденды к оплате"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (налог на див-ды) "

Выплачено одному участнику (за вычетом налога)

6610 "Дивиденды к оплате"

5110 "Расчетный счет"

Направлены дивиденды остальных участников на увеличение уставного капитала (без удержания налогов)

6610 "Дивиденды к оплате"

8330 "Паи и вклады"

В связи с изменением размеров долей участников необходимо внести изменения в учредительные документы общества и зарегистрировать их в установленном порядке. Увеличение уставного фонда общества (Кт 8330) отражается в бухгалтерском учете на момент государственной регистрации увеличения уставного фонда.

Показать ответ

Исходя из вопроса, в описанной вами ситуации участвуют 3 юридических лица: ИП-резидент РУз, иностранная компания-нерезидент РУз и ДП иностранной компании-резидент РУз.

По Гражданскому Кодексу предоставление валютного займа резидентом нерезиденту может быть осуществлено. Контракт на предоставление валютного займа должен быть внесен в Единую систему (вместо регистрации в МВЭСИТ).

Касательно того, что выдается заем в иностранной валюте, а погашается национальной, в статье 238 ГК определено, что обязательство (возврат заемных средств) должно быть исполнено согласованным и приемлемым для сторон способом. Если он не вытекает из существа обязательства и не установлен законодательством, то должен быть предусмотрен в договоре.

Однако, в соответствии со статьей 732 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа).

Другими словами, кто взял заем, тот и должен его возвратить.

А так как возвращать будет ДП-резидент, то основанием для возврата должен быть другой договор, к примеру договор перевода долга.

В соответствии со статьей 6 Закона "О валютном регулировании" операции в национальной валюте между резидентами и нерезидентами относятся к валютным операциям.

Согласно пункту 11 ПКМ РУз от 21.07.2014 г. N 199 «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» допускается:

  • осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более импортных контрактов одного хозяйствующего субъекта, оплата по которым была осуществлена за счет собственных средств импортера;
  • осуществление взаиморасчетов в рамках двух и более экспортных контрактов одного хозяйствующего субъекта.

В пункте 12 названного ПКМ РУз от 21.07.2014 г. N 199 предусмотрено, что взаиморасчеты по внешнеторговому контракту могут осуществляться хозяйствующим субъектом только через его счет в уполномоченном банке Республики Узбекистан, указанный в контракте и ЕЭИСВО (Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций), если иное не предусмотрено законодательством.

По нашему мнению, в данной ситуации исчерпывающий ответ о правомерности названной сделки может дать Центральный банк РУз, на который возложена обязанность осуществлять контроль за валютными операциями в соответствии с «Положением о порядке осуществления мониторинга за обоснованностью проведения юридическими и физическими лицами валютных операций» (МЮ 12.06.2013 г. N 2467).

В данном Положении перечислены признаки, при наличии которых уполномоченные банки информируют органы государственной налоговой службы по месту регистрации хозяйствующего субъекта о валютных операциях, проводимых клиентами. К таким признакам отнесен перевод иностранным учредителям дивидендов или репатриации прибыли.

Разрешение погасить долг за иностранную компанию со своего банковского счета ДП тоже должно получить в Центральном Банке РУз.

Таким образом, чтобы данная ситуация не выглядела как конвертация и репатриация прибыли учредителю, необходимо соблюсти установленные ЦБ РУз требования.

 В ответ на 1 вопрос. 

Согласно статье 245 ГК "Валюта денежных обязательств" в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в сумах в сумме, эквивалентной сумме иностранной валюты. В этом случае уплачиваемая сумовая сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа согласно (НСБУ) N 22 "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" (МЮ 21.05.2004 г. N 1364).

Если же соглашением сторон установлен иной курс или иная дата его определения, то стороны должны руководствоваться соглашением.

В ответ на 2 вопрос.

У ИП-резидента возникает доход в виде процентов, полученных за использование заемных средств, налог с которого, как правило, удерживают при выплате. При предоставлении документального подтверждения ИП-резидент имеет право на зачет налога.

Для ДП-резидента дохода не возникает, так как в ее результате образуется дебиторская задолженность учредителя.

Показать ответ

Нет, не будет. Так как в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 12.05.1995 г. N УП-1154 «О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за своевременность проведения расчетов в народном хозяйстве» просроченной дебиторской задолженностью считается непоступление средств за  поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы по истечении 90 дней со дня фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных законодательством.

Таким образом, предварительная оплата не может считаться просроченной задолженностью.

Особого порядка расчетов при купле-продаже автотранспорта не имеется. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором (статья 449 Гражданкого Кодекса). Вы должны руководствоваться условиями заключенного договора.

Согласно статье 10 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» (ЗРУ N 670-I от 29.08.1998 г.) и Указу Президента РУз от 12.05.1995 г. N УП-1154 при определении порядка расчетов в хозяйственном договоре обязательно должно быть предусмотрено условие предварительной оплаты в размере не менее 15% стоимости товаров (работ, услуг).

Показать ответ

1. Согласно статье 732 ГК по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (сумму займа).

Если стороной в договоре займа является юридическое лицо, то независимо от суммы он должен быть заключен в простой письменной форме (статья 733 ГК). Несоблюдение письменной формы такого договора займа влечет его недействительность.

Таким образом, по окончании срока предоставления сумма займа должна быть возвращена собственнику. Он в свою очередь не вправе производить платежи с расчетного счета частного предприятия «в счет этого займа», так как заем должен быть возвращен в том же виде, в каком получен (с/х продуктами и продуктами питания).

Если условиями договора не предусмотрены проценты за его использование, то налоговых обязательств у собственника не возникает.

Собственник (он же директор) может оставить переданные в заем сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в распоряжении предприятия. Тогда это будет уже не заем, а финансовая помощь. Данная операция должна быть оформлена подтверждающими документами (решением собственника). В таком случае у предприятия появляется прочий доход, который подлежит обложению ЕНП в составе валовой выручки. У собственника в этом случае налоговых обязательств не возникает.

2. Предприятие может оплатить  личные расходы собственника за счет прибыли (а не в счет погашения займа), так как прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению (статья 24 Закона N 558-II). Для этого необходимо Решение собственника о направлении прибыли предприятия на его личные нужды.

3. Предприятие может оплатить расходы других физических лиц, но не в счет погашения суммы займа, полученного от собственника. Оплата предприятием  расходов физических лиц будет расцениваться как расход предприятия и доход физических лиц от материальной выгоды, облагаемый налогом на доходы физических лиц (статья 177 НК).

Показать ответ

Ҳа, қайтара олади. Бунда агар қарздор ҚҚС тўловчиси бўлса, у қарз берувчига қарз суммасига ҚҚСни ҳисобга олган ҳолда ҳисобварақ-фактурани тақдим этиши керак.

Фуқаролик кодексининг 732-моддасига мувофиқ қарз шартномаси бўйича қарздор қарзга олинган ашёларнинг хили, сифати ва миқдорига баравар ашёларни (қарз суммасини) қайтариб бериш мажбуриятини олади.

Бунда қарз шартномаси, ҳисобварақ-фактура, товарларни бериш учун юк-хати расмийлаштирилади.

Келтирилган маълумотларга кўра қарз берувчидан қарздорлик 1 500 000 сўмга тенг бўлган (1 000 кг*1 500 сўм). Мос равишда, қарзни қайтаришда қарздор ҳисобварақ-фактурада 1 500 000 сўмни акс эттиради, бунда агар у ҚҚС тўловчиси бўлса ҚҚСни ажратиб кўрсатиши керак булади. Чунки Солиқ кодексининг 199-моддаси 1-бандига мувофиқ қарз шартномаси асосида товарлар берилиши товарлар реализацияси бўйича оборот деб тан олинади ва ҚҚСга тортилади.

Ягона солиқ тўлови тўловчиси бўлган юридик шахс товарларни таннархидан ёки олиш баҳосидан паст баҳоларда реализация қилса  товарлар таннархи ёки уларни олиш баҳоси ЯСТга тортиладиган базага киритилади (Солиқ кодексининг 355-моддаси).

Товарлар таннархидан ёки товарлар олинган баҳосидан паст баҳоларда реализация қилинганда юридик шахслардан фойда солиғи солиш мақсадлари учун товарларни реализация қилишдан олинган тушум товарларнинг таннархи ёки товарлар олинган баҳо асосида (товарни олиш билан боғлиқ харажатларни ҳисобга олган ҳолда) аниқланади (Солиқ кодексининг 130-моддаси 11-қисми, 204-моддаси 2-қисми).

Шундай қилиб, бизнинг мисолимизда,  ЯСТ (ёки фойда солиғи ва ҚҚС) бўйича солиққа тортилувчи базага товарларнинг таннархи – 2 500 000 сўм киритилиши керак.

22.03.2017 [ID: 8202] 1. Какие налоговые последствия возникают у юридического лица при закупке плодоовощной продукции у физического лица, наличными денежными средствами, для дальнейшей перепродажи? 2. Если поставщиком товара является физическое лицо, должно ли предприятие уплачивать НДФЛ с полученных сумм физическим лицом и по каким ставкам облагаются полученные доходы ФЛ? 3. Если у физического лица открыта личная банковская карта, и расчет за товар был произведен путем перечисления на банковскую карточку, подлежат ли эти суммы обложению НДФЛ? 4. Какими документами оформляются такие сделки?
Показать ответ

1.При закупке плодоовощной продукции у физических лиц (ФЛ) налоговые последствия у юридического лица не возникают.

Стоимость приобретения товарно-материальных запасов (суммы, уплачиваемые поставщику) и все затраты, связанные с их приобретением включаются в их себестоимость (п.13 НСБУ № 4). Налоговые последствия возникнут при реализации плодоовощной продукции.

2.Предприятие обязано удержать налог с доходов, выплаченных физлицу, если физлицо не представило документ (справку), подтверждающий, что реализованная продукция произведена им на выделенном ему или членам его семьи земельном участке.

Доходы от продажи продукции растениеводства в натуральном и переработанном виде относятся к прочим доходам физических лиц (п.6 ст.178 НК). Однако налоговым законодательством освобождены от налогообложения доходы физлиц от продажи выращенной в домашнем хозяйстве, включая дехканское, продукции растениеводства, за исключением продукции декоративного садоводства (цветоводства), в натуральном и переработанном виде (п.12 ст.179 НК).

Дехканские хозяйства, созданные с образованием и без образования юридического лица, уплачивают налоги и другие обязательные платежи в порядке, предусмотренном для физических лиц (ч.1 ст.383 НК). Таким образом, дехкане в целях налогообложения приравнены к физическим лицам и освобождены от НДФЛ по доходам от реализации выращенной и переработанной с/х продукции.

А в случае осуществления членами дехканского хозяйства, деятельности, не связанной с производством, переработкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции, они обязаны зарегистрироваться в качестве ИП и уплачивать фиксированный налог .4 ст.383 НК).

Для применения налоговой льготы ФЛ должно представить документ (справку), выдаваемый органами государственной власти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающий, что реализованная продукция произведена физлицом на выделенном ему или членам его семьи земельном участке.

В случае отсутствия такой справки, у юридического лица, как источника выплаты, появляется обязанность по удержанию начисленной суммы налога на доходы из доходов физических лиц при их фактической выплате (ст.185 НК). Налогообложение у источника выплаты производится юридическим лицом (налоговым агентом) исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки (по шкале).

При удержании по шкале налоговый агент обязан подать на ФЛ справку о выплаченных ему доходах не позднее 30 января следующего после отчетного года по утвержденной форме (рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.). При применении максимальной ставки налога по заявлению ФЛ – справка в ГНИ не представляется.

3.Порядок налогообложения не зависит от способа выплаты дохода ФЛ.

Если налог должен быть удержан, то он удерживается независимо от того, каким способом выплачивается доход.

4.Необходимо наличие следующих документов:

-        договор поставки или контрактации в простой письменной форме (ст.108 ГК, ст.11 З-на № 670-I от 29.08.1998 г.);

-        копия паспорта ФЛ и справки о том, что реализованная продукция произведена им на выделенном ему или членам его семьи земельном участке или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

-        акт закупки товарно-материальных запасов (закупочный акт) с указанием наименования, количества, цены приобретенных ТМЗ, паспортных данных продавца продукции, места его проживания, места совершения закупки и т.д.;

-        авансовый отчет материально-ответственного лица, осуществляющего закупку – в случае выдачи денежных средств под отчет.

14.04.2017 [ID: 8325] 1. Есть ли ограничения для выполнения данной операции? 4. Могут ли физические лица осуществить стройку (без образования юридического лица) на договорной основе с организацией? 3. Какие процедуры (шаги) мы должны сделать, чтобы передать данное здание в уставный фонд другой организации? 4. Возникают ли в данной ситуациях какие либо налоговые обязательства у организации, учредителей или третьих лиц? 5. Как организация должна вести учёт по данной операции и на что нам следует обратить наше внимание?
Показать ответ

Возникновение налоговых последствий зависит от условий предоставления займа.

Если учредитель и стороннее физлицо по договору товарного займа предоставят предприятию стройматериалы на условиях срочности и возвратности, в бухучете предприятия появится кредиторская задолженность. Дохода и налоговых последствий нет. Полученные заемные средства предприятие может направить как капитальные вложения в новое строительство.

Налоговые последствия могут возникнуть в следующих случаях:

  • В случае, если себестоимость материалов, подлежащих возврату по займу, ниже их отпускной цены.
  • Передача товарно-материальных ценностей по договору займа является оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость (для плательщиков НДС). Налогооблагаемой базой является стоимость передаваемых по договору займа материалов без включения в нее НДС (ст. 204 НК).
  • Если заем получен заемщиком (предприятием) без обязательства выплаты процентов, у заемщика (предприятия) доход определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РУз (9%), на дату получения займа. Указанный доход заемщика (предприятия) учитывается в составе его прочих доходов (ч.4 ст.135 НК) при расчете налога на прибыль (ст.129, 132 НК) или ЕНП (ст.353 НК) в зависимости от системы налогообложения.
  • Если денежные средства или стройматериалы предоставлены предприятию безвозмездно (без встречного обязательства), возникает доход в виде безвозмездно полученного имущества (п.4, ст.132 НК);
  • Если передается имущество (в том числе новое здание) в счет погашения кредиторской задолженности и при этом возникает доход от выбытия имущества (п.1, ст.132 НК); 

Варианты передачи построенного здания на баланс нового предприятия могут быть различными, также как и варианты расчета  с учредителем и третьим лицом.

Один из них – получение учредителем и (или) сторонним физлицом здания  в счет погашения кредиторской задолженности по займу. В этом случае после получения недвижимого имущества и оформления права собственности они вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению, в том числе внести здание в уставный фонд нового предприятия.

Применяются следующие бухгалтерские проводки:

А) По договору займа получены материалы, займ погашается путем возврата аналогичных материалов.

Содержание

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получены и оприходованы материалы  по договору товарного займа

1000 "Материалы"

6820 "Краткосрочные займы"

Зачет НДС по полученным материалам (для плательщиков НДС)

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (по видам)",

 

6820 "Краткосрочные займы",

 

 

Списание в состав  капитальных вложений расходов, связанных со  строительством  объектов основных средств, а также иных расходов, связанных с госприемкой готовых объектов, регистрацией и др.

0810 "Незавершенное строительство"

1000 "Материалы",

6010 "Счета к оплате поставщикам и подрядчикам",

6990 "Прочие обязательства",

6710 "Расчеты с персоналом по оплате труда",

6520 "Платежи в государственные целевые фонды" и др.

Корректировка зачета НДС по материалам, использованным в строительстве  (для плательщиков НДС)

0810 "Незавершенное строительство"

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (по видам)"

Передача основных средств в эксплуатацию

0100 "Основные средства"

0810 "Незавершенное строительство"

Отражается возврат аналогичных материалов по договору займа и начисление НДС (для плательщиков НДС)

9220 "Выбытие прочих активов"

1000 "Материалы»

6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

Отражается погашение займа

6820 "Краткосрочные займы"

 

9220 "Выбытие прочих активов"

 

Отражение убытка при выбытии материалов

9430 "Прочие операционные расходы"

9220 "Выбытие прочих активов"

Отражение прибыли при выбытии материалов

9210 "Выбытие основных средств"

9320 "Прибыль от выбытия прочих активов"

Б) По договору займа получены денежные средства (финансовая помощь на возвратной основе), в счет погашения кредиторской задолженности передается имущество.

Содержание

хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получен заем (финансовая помощь на возвратной основе)

5110 "Расчетный счет"

6820 "Краткосрочные займы"

Списание первоначальной (восстановительной) стоимости ОС

9210 "Выбытие основных средств"

0100 "Основные средства"

Списание начисленного износа

0200 "Износ основных средств"

9210 "Выбытие основных средств"

Начисление НДС

9210 "Выбытие основных средств"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)"

Закрытие счета 8510 при выбытии дооцененного основного средства

8510 "Корректировки по переоценке долгосрочных активов"

9210 "Выбытие основных средств"

 

Отражение убытка при выбытии основного средства

9430 "Прочие операционные расходы"

9210 "Выбытие основных средств"

Отражение прибыли при выбытии основного средства

9210 "Выбытие основных средств"

9310 "Прибыль от выбытия основных средств"

Начисление налогов и других обязательных платежей от прибыли

9820 "Расходы по прочим налогам и другим обязательным платежам от прибыли"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)"

В этом случае применимо отступное (ст.342 ГК). Сделка об отступном оформляется отдельным соглашением в простой письменной форме.

Показать ответ

1.Да, вам необходимо заключить импортный контракт.

Предприятие как юридическое лицо должно совершать сделки с юридическими лицами и с гражданами в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (п.1, ст.108 ГК).

Выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом иностранного государства юридическому или физическому лицу Республики Узбекистан независимо от места их выполнения (оказания) является импортом работ (услуг)(ст.11, З-на № 285-XII от 14.06.1991 г.).

Импортные контракты подлежат регистрации (экспертизе) в Государственном комитете РУз по инвестициям (ранее в МВЭСИТ), если они:

  •  финансируются за счет средств госбюджета,
  •  финансируются за счет кредитов (займов), привлеченных Правительством Республики Узбекистан или под его гарантию,
  •  заключаются хозсубъектами, доля государства в уставном капитале которых составляет более 50%, и не обеспечены собственными валютными ресурсами (п.2, Положения, зарег.МЮ № 1588 от 03.07.2006 г.).

Если контракт не относится к вышеперечисленным, он не подлежит регистрации.

С 1 января 2013 г. импортные контракты не регистрируются в таможенных органах в соответствии с п.20, разд. V, Прил. № 2, № УП-4455 от 18.07.2012 г.

2.Налог у источника выплаты должен удерживаться с учетом международных договоров, также возникает обязательство по уплате НДС на импорт услуг.

Налогообложение физлица – нерезидента РУз регулируется Соглашением об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенным между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Узбекистан (вступило в силу 27.07.1995 г.).

Согласно п.1, ст.14 Соглашения доход, получаемый резидентом России от оказания профессиональных услуг или других услуг независимого характера, может облагаться только в России. Однако такой доход может также облагаться налогом в Узбекистане, но только если:

а) физлицо имеет постоянную базу, доступную для него в Узбекистане, для целей осуществления своей деятельности; или

b) физлицо пребывает в Узбекистане в течение периода или периодов, превышающих в общей сложности 183 дня в течение любого 12-месячного периода, и только в части, относящейся к услугам, предоставленным в Узбекистане.

При предъявлении документа, подтверждающего факт резидентства физлица в Российской Федерации, выданного Министерством финансов Российской Федерации или уполномоченным им представителем выплата дохода производится без удержания налога у источника выплаты (ч.12, ст.155 НК).

Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства, нерезидент РУз признается резидентом государства, с которым Узбекистан заключил международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, в течение календарного года, в котором такой документ выдан (ч.21, ст.155 НК).

В случае не представления данного документа или если он будет датирован другим годом без указания периода резидентства, доходы нерезидента по оказанию консалтинговых услуг подлежат обложению НДФЛ без вычетов по ставке 20% (ст.182 НК).

Предприятие – получатель консалтинговых услуг заплатит НДС на импорт услуг.

Услуги, оказываемые физлицом - нерезидентом РУз юрлицу - резиденту РУз, включаются в облагаемый оборот получателя указанных услуг (ст.207 НК), если местом реализации является Узбекистан. Местом реализации консультационных услуг признается территория Узбекистана, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РУз, в том числе фактически присутствует на территории РУз на основе государственной регистрации юрлица (п.4, ч.3, ст. 202 НК).

Обязательство по уплате в бюджет НДС по услугам, оказываемым нерезидентами РУз, возникает у получателей услуг независимо от их системы налогообложения (общеустановленных налогов или ЕНП).

3.Выплаченный физлицу – нерезиденту доход должен отражаться в налоговой отчетности по НДФЛ.

Как налоговый агент, предприятие обязано представить в налоговые органы следующие формы отчетности (зарег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.):

  • «Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц» (ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности). Вместе со Сведениями представляются:

-Расшифровка сумм выплаченного дохода физическим лицам и внесенного налога на доходы физических лиц и взносов в ИНПС (за исключением дивидендов и процентов) (Прил. № 1) (ежеквартально);

-Расшифровка начисленных доходов физическим лицам (Прил. № 3) (по итогам года);

-Расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения (Прил. № 4) (по итогам года).

  • «Справку о физических лицах, получивших доходы не по основному месту работы» (в течение 30 дней после окончания налогового периода).

Сведения и приложения к ним заполняются в целом по предприятию, а Справки в разрезе физических лиц - получателей доходов. 

Предприятие по требованию физлица обязано выдать ему «Справку о суммах и видах его доходов, а также о сумме удержанного налога на доходы физических лиц».

При этом предприятие  также должно предоставить в  ОГНС Сведения о плательщике НДС по работам, услугам, полученным от нерезидентов РУз и Расчет  НДС по работам, услугам, полученным от нерезидентов РУз.

4.Да, оплата услуг физлицу-нерезиденту в валюте на его зарубежный расчетный счет правомерна.

Все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, относятся к текущим международным операциям. Такие операции и связанные с ними покупка или продажа иностранной валюты осуществляются без ограничений (ст.7, З-на № 841-XII от 07.05.1993 г. в новой ред.).

Покупка иностранной валюты для импорта товаров и услуг осуществляется на внебиржевом валютном рынке (подп.в, п.2, Прил. № 2 к ПКМ № 294 от 10.07.2001 г.).

Для подтверждения факта выполнения работ (реализации услуг) нужно представить внешнеэкономический контракт и акт приемки-сдачи выполненных работ. 

Показать ответ

Является, в случае наличия в уставном фонде вашей организации государственной доли.

Как правило, это документ, который носит информационный характер. Но только не для хозяйственных обществ, имеющих государственную долю в уставных фондах и государственных (унитарных) предприятий. Для них выполнение бизнес-плана является основным показателем оценки эффективности их деятельности. Ответственность за выполнение бизнес-плана несет орган, на который возложено управление государственным имуществом и исполнительный орган предприятия (организации).

В соответствии с пунктом 13 Положения о государственных предприятиях (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 16.10.2006 г. N 215) учредитель обязан ежегодно утверждать бизнес-план предприятия, ежеквартально заслушивать отчет исполнительного органа о ходе его выполнения.

С 1 января 2016 года вступает в силу «Положение о критериях оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства» (Приложение к ПКМ РУз от 28.07.2015 г. N 207, далее -  Положение).

В данном Положении предусмотрено материальное стимулирование исполнительного органа организации в зависимости от эффективности ее деятельности. Исходя из показателей бизнес-плана, рассчитываются ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ) и процент их выполнения. Средневзвешенное значение по всем КПЭ обозначается как интегральный коэффициент эффективности деятельности исполнительного органа организации (далее - ИКЭ). От названных показателей (КПЭ и ИКЭ) зависит размер вознаграждения руководителя и членов исполнительного органа в текущем периоде.

Не допускаются установление надбавок, выплата премий и иных материальных поощрений в организациях без проведения оценки эффективности деятельности исполнительного органа либо, если его эффективность является неудовлетворительной или низкой.

В случае, если фактическое значение КПЭ оказалось ниже установленного законодательством нормативного значения, по решению уполномоченного органа управления к руководителю исполнительного органа применяются меры ответственности в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 29 Положения неудовлетворительная или низкая эффективность деятельности исполнительного органа (в любом из сочетаний) на протяжении двух кварталов подряд влечет инициирование прекращения трудового договора с руководителем исполнительного органа.

Ранее меры ответственности за невыполнение показателей бизнес- планов были предусмотрены пунктом 2 Постановления Президента РУз от 26.04.2006 г. N ПП-335 «О мерах по совершенствованию деятельности  ГКИ РУз»: «В случаях не выполнения основных показателей бизнес-планов или отсутствия эффективных бизнес-планов на текущий год осуществить замену государственных поверенных или управляющих компаний в этих хозяйственных обществах, инициировать в установленном порядке освобождение от должности исполнительных директоров».

Как правило, в хозяйственных обществах, имеющих государственную долю в уставных фондах, и государственных (унитарных) предприятиях выполнение бизнес-плана контролируется не только в части расходов, но и доходов. В случае, когда не выполняется объем запланированных доходов, расходы тоже должны быть сокращены, что не всегда возможно по причине наличия постоянных расходов, которые не связаны с объемом производства товаров (работ, услуг).

Показать ответ

Да, главный бухгалтер может получать ТМЦ по доверенности.

Порядок выдачи доверенности на получение товарно-материальных ценностей регулируется статьей 138 Гражданского кодекса и Положением о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (рег. МЮ № 1245 от 27.05.2003 г., далее - Положение).

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое предприятием доверенному лицу для получения товарно-материальных ценностей от поставщиков в установленном законодательством порядке (п.2 Положения).

Законодательными актами не предусмотрено ограничение круга лиц, которым предприятие может доверить получение ТМЦ.

В целях обеспечения сохранности ТМЦ с доверенными лицами заключается договор о материальной ответственности.

Доверенное лицо обязано после получения ценностей сдать их на склад и представить в бухгалтерию документы о выполнении поручения (п.8 Положения).

Показать ответ

1.Бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармасини шакллантириш мажбурий тусга эга эмас.

Аммо, унинг шакллантирилишида бюджет ташкилотининг ҳам, юқори турувчи ташкилотининг ҳам манфаати бор. Чунки бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармаси бюджетдан молиялаштириш билан биргаликда бюджет ташкилоти томонидан қўшимча даромад олиш мақсадида шакллантирилади.

Инобатга олиш керакки, агар олдин бюджет ташкилоти қўшимча даромад олса, давлат бюджетидан олинадиган маблағлар ушбу даромад суммасига тўғирланар эди. “Бюджет ташкилотларини молиялаштириш тартибини такомиллаштириш тўғрисида”ги Қарорга мувофиқ (ВМҚ 03.09.1999й. 414-сон) юридик шахс мақомига эга бўлган бюджет ташкилотларини молиялаштириш механизмига  бутунлай янгича ёндашилган.

бюджет маблағларидан тежаб, самарали ва аниқ фойдаланиш ҳамда ўз ривожи учун даромад топишга рағбатлантириш мақсадида уларга товарлар (ишлар, хизматлар)ни фаолият йўналиши бўйича пулли асосда ва бюджет маблағлари ҳисобига ишлаб чиқариш ва сотиш ҳуқуқи берилган (АВ 25.01.2000й. 880-сон). Ишлаб топилган ва/ёки тежаб қолинган маблағлар ушбу бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармасини шакллантиришга йўналтирилади.

Бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармаси маблағлари қуйидагилар ҳисобидан шакллантирилади:

1)      ҳисобот чорагининг сўнгги иш куни охирида харажатлар сметаси бўйича тежалган маблағлар ҳисобидан, бундан капитал қўйилмаларни молиялаштириш учун назарда тутилган маблағлар мустасно;

2)      фаолият ихтисослиги бўйича товарларни (ишларни, хизматларни) реализация қилишдан олинган даромадлар ҳисобидан;

3)      бюджет ташкилоти балансида турган мол-мулкни ижарага беришдан олинган маблағларнинг бир қисми ҳисобидан;

4)      белгиланган тартибда бюджет ташкилотлари тасарруфида қолдириладиган маблағлар ҳисобидан;

5)      ҳомийликдан олинган маблағлар ҳисобидан.

Бюджет ташкилотининг ривожлантириш жамғармасига бюджет ташкилотларининг товарларни (ишларни, хизматларни) реализация қилишдан олинган даромадлари товарларни (ишларни, хизматларни) реализация қилишдан тушган тушумлар ва уларни ишлаб чиқариш бўйича харажатлар ўртасидаги ижобий фарқ сифатида аниқланади (Бюджет кодекси 60-моддаси).

Агар бюджет ташкилоти бундай маблағларга эга бўлмаса, мос равишда, жамғармани шакллантирмайди.

Бюджет ташкилотининг ривожлантириш жамғармасини маблағларини шакллантириш ва сарфлаш махсус Низом билан тартибга солинади (АВ 13.11.2012й. 2400-сон .).

Показать ответ

2. Ходимларни ижтимоий ҳимоя қилиш ва моддий рағбатлантиришга тўлов турлари кўп бўлиб, улардан фақат бюджет ташкилотида белгиланган тартибда назарда тутилган ва тасдиқланган тўловларгина қўлланилади.

Умумбелгиланган тартибда моддий рағбатлантиришга: мукофотлар, устамалар, бонуслар ва меҳнатни рағбатлантирувчи тўловлар киритилади.

Солиққа тортиш мақсадида рағбатлантирувчи тусдаги тўловларга қуйидагилар киритилади (СК 173-моддаси):

1) йиллик иш якунлари бўйича мукофот;

2) юридик шахснинг мукофотлаш тўғрисидаги қоидасида назарда тутилган рағбатлантириш хусусиятига эга тўловлар;

3) касб маҳорати, мураббийлик учун тариф ставкаларига ва маошларга устамалар;

4) таътилга қўшимча ҳақлар ҳамда моддий ёрдам (СК 178-моддасининг 16-бандида назарда тутилмаган);

5) кўп йил ишлаганлик учун пул мукофоти ва тўловлар;

6) рационализаторлик таклифи учун тўлов;

7) меҳнат натижалари билан боғлиқ бўлмаган бир йўла бериладиган мукофотлар.

Ижтимоий ҳимояга корхонанинг ходим манфаатларини кўзлаб қилган харажатлари ёки компенсация тўловлари киритилади. Масалан,

  • озиқ-овқат ва йўл чипталарининг қиймати ёки озиқ-овқат ва йўл чипталарининг қийматини қоплаш.
  • коммунал хизматлар, ходимларга берилган уй-жой ҳақини, уй-жойдан фойдаланиш харажатлари ҳақини, ётоқхонадаги жойлар ҳақини ёки уларнинг ўрнини қоплаш қийматини тўлаш.
  • жисмоний шахсларнинг болаларини мактабгача таълим муассасаларида ўқитиш, тарбиялаш;
  • санаторий-курортларда даволаниш йўлланмалари қийматини, дам олиш, стационар ва амбулаторияга қатнаб даволаниш ҳақини ёки уларнинг ўрнини қоплаш қийматини тўлаш;
  • юридик шахснинг маблағлари ҳисобидан тўланадиган пенсиялар ва нафақаларга қўшимчалар, стипендиялар;
  • қонун ҳужжатларига мувофиқ ходимларга темир йўл, авиация, дарё, автомобиль транспорти ва шаҳар электр транспортида юриш бўйича бериладиган имтиёзлар суммаси.

Ижтимоий ҳимояга тегишли тўловлар одатда меҳнат натижаларига боғлиқ бўлмайди. Солиққа тортиш мақсадида улар жисмоний шахсларнинг моддий наф тарзидаги даромадлар ёки бошқа даромадлари таркибига киритилади.

Бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармаси маблағларини ишлатиш аниқ тартиби юқори ташкилот томонидан тасдиқланиши керак..

Бюджет ташкилотлари томонидан маблағларнинг сарфланишини, шу жумладан Бюджет ташкилотини ривожлантириш жамғармаси маблағларидан мақсадли фойдаланилишини назорат қилиш Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлигининг Назорат-тафтиш бош бошқармаси, унинг ҳудудий органлари ва ҳудудий молия органлари томонидан қонун ҳужжатлари билан берилган ваколатларга мувофиқ амалга оширилади (ВМҚ 03.09.1999й. 414-сон Қарорга илованинг 35-банди).

Показать ответ

3. Маҳсулот (иш, хизмат) ишлаб чиқариш жараёнида юзага келган барча харажатлар жами харажатлар таркибига киритилади. 

Давлат функцияларини амалга ошириш учун белгиланган тартибда давлат ҳокимияти органларининг қарорига кўра ташкил этилган, Давлат бюджети маблағлари ҳисобидан сақлаб туриладиган нотижорат ташкилот бюджет ташкилотидир (Бюджет кодексининг 4-моддаси).

Бюджет томонидан молиялаштириш шуни назаода тутадики, бюджет ташкилотининг ўзига юклатилган вазифаларни амалга ошириш билан боғлиқ харажатлари республика давлат бюджети маблағлари ҳисобига шакллантирилади ва қопланади. Яъни, бюджет маблағлари бюджет ташкилотларининг асосий молиявий манбаи ҳисобланади.

Агар бюджет ташкилоти Тартиб (АВ 25.01.2000й. 880-сон) га мувофиқ товарлар (ишлар, хизматлар) ишлаб чиқарса ва реализация қилса, улар тижорий фаолият билан боғлиқ харажатлар ҳисобини алоҳида юритишлари керак.

Фикримизча, кўрсатилган бандда жами харажатларга тижорий фаолият давомида маҳсулот (ишлар, хизматлар) ишлаб чиқариш ва сотиш бўйича юзага келадиган жами харажатлар киритилади.

Жами харажатлар ўз навбатида ишлаб чиқариш харажатларига ва давр харажатларига ажратилади.

Маҳсулот (ишлар, хизматлар) таннархи калькуляциясини тузишда бюджет ташкилотлари  Бюджет ташкилотлари томонидан товарлар (ишлар, хизматлар) ишлаб чиқарилиши ва сотилиши тартибига (АВ 25.01.2000 й. 880-сон) асосланишади.

Шундай қилиб, бюджет ташкилотларининг ишлаб чиқариш харажатлари Низомга (ВМ 05.02.1999й. 54-сон Қарорига илова, кейинги ўринларда Низом деб юритилади) мувофиқ гуруҳлаштирилади.

Ишлаб чиқариш хусусиятига эга бўлган меҳнатга ҳақ тўлаш харажатлари таркибига қуйидагилар киритилади:

-      иш ҳақи, шу жумладан, мукофотлаш тўғрисидаги низомларда назарда тутилган рағбатлантирувчи тусдаги тўловлар (Низомнинг 1.2.1.-банди),

-     касб маҳорати ва мураббийлик учун тариф ставкаларига ва окладларга устамалар (Низомнинг 1.2.2.-банди),

-     авбатдаги (ҳар йилги) ва қўшимча таътиллар, навбатдаги (ҳар йилги) фойдаланилмаган ва қўшимча таътиллар учун компенсациялар (Низомнинг 1.2.5.1.-банди).

Ишлаб чиқариш тусидаги бошқа харажатларга қуйидагилар киради:

-          ишлаб чиқариш жараёнида иштирок этувчи ходимларга тўланадиган вақтинчалик меҳнатга лаёқатсизлик нафақаси, ҳомиладорлик ва туғиш нафақалари (Низомнинг 1.5.13.-банди).

Давр харажатлари, айнан бошқа операцион харажатлар ўз ичига қуйидагиларни олади:

-    бир марта бериладиган мукофотлар (Низомнинг 2.3.8.2-банди);

-    ходимларнинг овқатланиш харажатларини қоплаш (Низомнинг 2.3.8.8-банди);

-    ходимларга тўланадиган моддий ёрдам(Низомнинг 2.3.9.4-банди).

Показать ответ

Во-первых, предприятие должно сдать перерасчет по ЕНП.

В период ликвидации ЧП не осуществляло деятельность и отправляло в ГНИ нулевые отчеты по ЕНП без учета минимального размера (п.2, рег. МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.). Освобождение от уплаты ЕНП без учета минимального размера производится при условии, что добровольная ликвидация будет завершена в течение 9 месяцев со дня уведомления регистрирующего органа (п.37, ПП-630 от 27.04.2007 г.).

В установленный срок ликвидация не завершилась, в связи с принятием решения о продолжении деятельности, поэтому предприятию следует исчислить и сдать перерасчет по ЕНП с учетом минимального размера с даты принятия решения о добровольной ликвидации.

Предприятие должно исчислять ЕНП с учетом минимального размера в виде трехкратной суммы земельного налога (рег. МЮ № 2203 от 03.03.2011 г.). Данный порядок применяют как предприятия общепита, так и сферы услуг. Минимальный размер рассчитывается ими исходя из занимаемой площади земельного участка с учетом понижающих коэффициентов в зависимости от месторасположения и видов осуществляемой деятельности.

Во-вторых, предприятие должно сдать перерасчет по ЕСП и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, по НДФЛ.

В связи с тем, что деятельность общепита не осуществлялась, на ЧП не распространяется порядок  исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (рег. МЮ № 2200 от 23.02.2011 г.). Если предприятие не относится к сфере общепита, то совокупная ставка платежей - суммарная ставка, включающая в себя ставки ЕСП, страховых взносов граждан и минимальную ставку НДФЛ, не используется.

При расчете налогов и отчислений, связанных с фондом оплаты труда ЧП необходимо соблюдать следующее:

- собственнику частного предприятия в качестве единоличного руководителя (ст.14 З-на «О частном предприятии) должна начисляться заработная плата, не ниже минимального размера в случае  полной занятости (ст.155 ТК);

- минимальный размер ЕСП – не менее 65% от МРЗП в месяц на каждого работника (для микрофирм и малых предприятий) (рег. МЮ № 2095 от 13.04.2010 г.).

На суммы к доплате налогов и других обязательных платежей будет начисляться пеня по день уплаты включительно.

Показать ответ

Да, заработная плата выплачивается, но не директору, а ликвидатору.

Порядок добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства регулируется Положением (Прил. к ПП-630 от 27.04. 2007 г.).

Добровольная ликвидация начинается с принятия решения его учредителями о добровольной ликвидации предприятия. В этом решении указывается ликвидатор - ликвидационная комиссия (состав ее членов) или физическое лицо и предполагаемый срок ликвидации. С момента назначения ликвидатора к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия.

Далее в течение трех дней после назначения ликвидатора директор обязан передать ему по описи всю документацию, связанную с деятельностью предприятия, а также печати, штампы и иное имущество предприятия.

Ликвидатор:

а) осуществляет добровольную ликвидацию и обеспечивает соблюдение интересов кредиторов, учредителей (участников) предприятия и иных заинтересованных лиц;

а-1) обеспечивает в рамках процедуры ликвидации исполнение исполнительных документов, по которым предприятие участвует в качестве должника;

б) без доверенности представляет предприятие, подписывает финансовые, платежно-расчетные и другие документы предприятия;

в) издает приказы, распоряжения и другие акты, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и работниками предприятия;

г) решает вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Положением, а также осуществляет иные полномочия в случае наделения ими по решению учредителей (участников).

Одна из функций ликвидатора - принятие мер по прекращению трудовых отношений с работниками предприятия.

С ликвидатором может быть заключен срочный трудовой договор или договор гражданско-правового характера (ГПХ), в котором определяются его полномочия, порядок оплаты работы, прекращения его полномочий и другие вопросы. В свою очередь с директором трудовой договор прекращается.

Полномочия ликвидатора при добровольной ликвидации прекращаются не только при ее завершении, но и при возобновлении деятельности предприятия, при признании предприятия банкротом или при назначении нового ликвидатора.

Данный порядок действует также, когда ликвидатором назначается директор или собственник предприятия.

В любом случае, выплаты физическим лицам (ликвидатору или директору), которые осуществляются самим предприятием по трудовому договору или договору ГПХ, в целях налогообложения рассматриваются как доходы в виде оплаты труда (ст.172 НК) и подлежат обложению НДФЛ, ЕСП и страховыми взносами (ст.306 НК).

Показать ответ

1.Порядок формирования финансовой отчетности при реорганизации регламентируется НСБУ № 23 (рег. МЮ № 1484 от 27.06.2005г.).

Форма реорганизации, когда одно предприятие прекращает деятельность и передает свои права и обязательства другому действующему предприятию, называется присоединением (п.5, НСБУ № 23).

Наманганская организация (прекращающая свою деятельность) составляет заключительную финансовую отчетность в объеме форм годовой финансовой отчетности за период с начала отчетного года до даты внесения в Реестр записи о прекращении ее деятельности (п.19, НСБУ № 23). При этом до составления заключительной финансовой отчетности производится закрытие счетов учета доходов и расходов и распределение суммы чистой прибыли присоединяемого предприятия на цели, определенные решением (договором) учредителей о реорганизации в форме присоединения (п.36 НСБУ № 23).

У Ташкентской организации (правопреемника) не прерывается текущий отчетный год, не закрываются счета учета доходов и расходов и не формируется заключительная финансовая отчетность. Правопреемник формирует свою финансовую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющегося предприятия. Затем построчно объединяет его показатели (суммирует или вычитает при наличии непокрытого убытка прошлых лет) с числовыми показателями заключительной финансовой отчетности присоединяющегося предприятия на основе передаточного акта (п.39 НСБУ № 23).

Исключение составляют следующие случаи:

  • не включаются в бухгалтерский баланс правопреемника (прекращаются) взаимные обязательства при совпадении должника и кредитора в одном лице, то есть между сторонами, участвующими в присоединении (п.26 НСБУ № 23);
  • при отражении уставного капитала правопреемника (п.41 НСБУ № 23):

- когда акции (доли, паи) присоединяемого предприятия обмениваются на акции (доли, паи) правопреемника в финансовой отчетности правопреемника отражается сформированный уставный капитал;

-  если предусмотрено, что уставный капитал правопреемника больше общей суммы уставных капиталов реорганизуемых предприятий, то в финансовой отчетности правопреемника отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении;

-  если предусмотрено, что уставный капитал правопреемника меньше общей суммы уставных капиталов реорганизуемых предприятий, то в финансовой отчетности правопреемника отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении, а разница отражается  как "Добавленный капитал";

  • когда у правопреемника величина уставного капитала не совпадает с ЧА (п.42 НСБУ № 23):

-при конвертации акций – если стоимость ЧА выше уставного капитала правопреемника "Источники собственных средств" формируются в размере стоимости ЧА с подразделением на уставный капитал и добавленный капитал (превышение стоимости ЧА над совокупной номинальной стоимостью акций);

-  в остальных случаях - если стоимость ЧА окажется больше величины уставного капитала правопреемника, то разница подлежит урегулированию в его бухгалтерском балансе в разделе "Обязательства" числовыми показателями "Долгосрочные отсроченные доходы" и "Отсроченные доходы" как отрицательный гудвилл;

-  если стоимость ЧА правопреемника окажется меньше величины уставного капитала, то разница подлежит урегулированию в его бухгалтерском балансе в разделе "Долгосрочные активы" числовым показателем "Нематериальные активы" как гудвилл.

При этом не производится суммирование числовых показателей отчетов о финансовых результатах (форма № 2) правопреемника и присоединяющегося предприятия за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющегося предприятия.

Числовые показатели Отчета о финансовых результатах (форма № 2) правопреемника при присоединении с даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющегося предприятия отражают доходы и расходы реорганизованного в форме присоединения предприятия (п.39 НСБУ № 23).

2. Налоговое обязательство юридического лица прекращается после его реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица) (ст. 37 НК).

При реорганизации налогоплательщика - юридического лица на реорганизуемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации на основании передаточного акта. Указанная отчетность представляется в течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта (ст. 44 НК).

Налоговое обязательство реорганизованного юридического лица по уплате налогов и других обязательных платежей исполняется его правопреемником. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его налоговых обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей для правопреемника этого юридического лица (ст.51 НК).

Таким образом, если 23 марта – день завершения реорганизации, то все начисленные до этого дня налоги, должны быть отражены в отдельной налоговой отчетности по Наманганской организации, которая должна быть представлена ГНИ в течение 3 рабочих дней со дня утверждения передаточного акта . Если данные налоги не были уплачены в Намангане, то они уплачиваются правопреемником – Ташкентской организацией с соблюдением сроков их уплаты.

3. Вероятно, речь идет про отчетность по обязательной продаже валютной выручки.

Обязательная продажа выручки в иностранной валюте осуществляется в соответствии с Порядком (Прил. № 1 к ПКМ № 245 от 29.06.2000 г.). Выручка от экспорта товаров (работ, услуг) в полном объеме зачисляется на транзитный (вторичный) валютный счет предприятия. Часть полученной выручки подлежит обязательной продаже на внебиржевом валютном рынке, за исключением выручки в иностранной валюте, по которой предоставлены льготы по обязательной продаже.

Предприятия, получающие валютную выручку от экспорта товаров (работ, услуг), должны представлять в налоговый орган Расчет суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже (Прил. № 5, Прил. № 1 к ПКМ № 245 от 29.06.2000 г.).

Расчет представляется на отдельных листах по каждому виду иностранной валюты и отдельно по каждой ставке обязательной продажи (25, 50 и 100%):

- предприятиями, осуществляющими обязательную продажу, - ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным;

- предприятиями, освобожденными от обязательной продажи, - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п.15 Прил. № 1 к ПКМ № 245 от 29.06.2000 г.).

Валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг), оставшаяся на валютном счете предприятия после обязательной продажи, может быть использована по усмотрению предприятия, в том числе реализована на внутреннем валютном рынке.

В данном случае применимы те же правила соблюдения налоговых обязательств, что приведены в предыдущем ответе.

Также напоминаем, с 2017 г. Постановлением Президента РУз (№ ПП-2699 от 27.12.2016 г.) введен порядок, согласно которому ряд предприятий, имеющих обособленные подразделения, не являющиеся самостоятельными налогоплательщиками, уплачивают налог на прибыль, ЕНП и др. отдельно по данным подразделениям - по месту их расположения. Перечень предприятий, на которых распространяется данный порядок, ежегодно утверждается МФ и ГНК РУз. Юридические лица, включенные в данный перечень, в пятидневный срок уведомляются ГНИ по месту налогового учета.

Положение о порядке уплаты налогов по обособленным подразделениям юридического лица утверждено  ПКМ № 105 от 27.02.2017 г.

Показать ответ

1.Нет, при определении численности работников ООО №1 не учитывается численность ООО №2, несмотря на преобладающее участие ООО №1 в уставном фонде ООО №2.

Плательщиками ЕНП являются:

  • предприятия, которые по установленному законодательством критерию численности относятся к микрофирмам и малым предприятиям (за некоторым исключением);
  • независимо от численности работников:

- предприятия торговли и общественного питания, в том числе снабженческо-сбытовые организации;

- юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей.

Критерии численности микрофирм и малых предприятий определяются в соответствии с Законом № 69-II от 25.05.2000 г. и ПКМ № 275 от 24.08.2016 г.

Численность работников определяется исходя из среднегодовой численности работников за отчетный год. При этом учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных предприятиях, в представительствах и филиалах (ч.2 ст.5 З-на № 69-II от 25.05.2000 г., ст.355 НК).

Обратимся к определениям:

Представительства и филиалы - обособленные подразделения юрлица, не являются юрлицами, если иное не предусмотрено законом. Они наделяются имуществом создавшим их юрлицом и действуют на основании утвержденных им положений. Их руководители назначаются юрлицом и действуют на основании его доверенности (ст.47 ГК).

Унитарное предприятие (УП) при том, что является юридическим лицом, коммерческой организацией и действует на основании устава, не наделено правом собственности на закрепленное имущество. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества. Имущество УП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст.70 ГК).

Общим у представительства, филиала и унитарного предприятия является то, что они не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Общество с ограниченной ответственностью:

  • приобретает статус юрлица с момента его государственной регистрации;
  • имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе;
  • может от своего имени приобретать права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  • несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст.5 Закона № 310-II от 06.12.2001г.).

Как видим, общество с ограниченной ответственностью по определению не попадает под критерии унитарного предприятия, представительства или филиала.

В вашем случае, речь идет о двух самостоятельных ООО, осуществляющих разные виды деятельности: ООО №1 – строительство, ООО №2 – услуги.

Следовательно, предельная численность работников в каждом ООО должна рассчитываться отдельно.

2. В вашем случае, кроме утвержденной предельной численности работников других ограничений для применения упрощенной системы налогообложения не предусмотрено.

Если установленные критерии численности соблюдаются, оба предприятия могут быть плательщиками ЕНП.

Для отдельных микрофирм и малых предприятий предусмотрены ограничения.

ЕНП не распространяется на микрофирмы и малые предприятия:

  • осуществляющие производство подакцизной продукции и добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами, за исключением микрофирм и малых предприятий, производящих жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей;
  • в рамках деятельности, по которой предусматривается уплата единого земельного налога и фиксированного налога;
  • участников соглашений о разделе продукции.

Еще один важный момент: при отнесении юридического лица к категории микрофирм и малых предприятий принимается критерий численности работников, соответствующий основному (профильному) виду деятельности юридического лица (ст. 350 НК).

Показать ответ

С 1 января 2017 года налоговые льготы по налогу на доход (прибыль) и ЕНП на услуги по лизингу не действуют (Прил. № 35 к ПП-2699 от 27.12.2016 г.).

Для вас важным может быть порядок определения валовой выручки по услугам лизинга.

Если валовой выручкой по оптовой торговле является товарооборот (стоимость реализованного товара), то по услугам лизинга - сумма процентного дохода (п.1 ч.2 ст.355 НК). То есть ЕНП облагается не весь арендный платеж, а только его часть за вычетом возмещения стоимости объекта лизинга (п.12 ч.4 ст.355 НК).

Можно воспользоваться льготой по НДС, если перейти на уплату НДС на добровольной основе. Процентный доход лизингодателя освобождается от НДС (п.13 ст.209 НК). Возмещение стоимости объекта в виде арендного (лизингового) платежа, получаемого лизингодателем не является оборотом по реализации товаров, работ, услуг (п.12 ч.2 ст.199 НК). При этом оптовый товарооборот будет оборотом, облагаемым НДС.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться как разница между суммами НДС,начисленного по облагаемым оборотам, и НДС, принятого к зачету. При этом в зачет вы сможете взять НДС только по товарам, предназначенным для продажи (оптовая торговля). При переходе на добровольную уплату НДС вы имеете право на зачет суммы НДС по остаткам товаров с момента перехода.

Плательщики ЕНП, добровольно уплачивающие НДС, вправе уменьшать сумму ЕНП на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, но не более 50% от суммы ЕНП.

Плательщики, перешедшие на добровольную уплату НДС не с начала календарного года, уменьшают сумму ЕНП, приходящую на отчетный период, в течение которого исчислялся НДС (ст.360 НК).

На сколько это выгодно и целесообразно для вас, можно определить только на основе  анализа ваших данных.

При лизинге имущество приобретается лизингодателем по поручению лизингополучателя и передается ему во  владение и пользование на срок более 12 месяцев. При этом договор лизинга должен отвечать одному из требований, указанных в п.6 НСБУ № 6.

Одно из них о том, что по окончании срока договора объект лизинга переходит в собственность лизингополучателя.

Надо иметь в виду, что при занятии двумя или несколькими видами деятельности, если услуги лизинга будут преобладать, то для сохранения упрощенного порядка налогообложения, необходимо будет соответствовать малому предприятию по критерию среднегодовой численности. В противном случае вы становитесь плательщиком общеустановленных налогов. Для них также действует льгота по НДС согласно НК.

 

Показать ответ

1. Лицензия нужна, но не на оптовую торговлю, а выданная Узгоснефтегазинспекцией на реализацию нефтепродуктов (кроме АЗС и пунктов обмена масел).

Юридическим лицам, осуществляющим оптовую торговлю отдельными видами товаров на основании других лицензий в соответствии с законодательством, получение лицензии на осуществление оптовой торговли не требуется (п.1, Прил. к ПКМ РУз № 242 от 05.11.2005 г.).

Бензин и сжиженный газ относится к стратегическим видам материально-технических ресурсов, для которых определен специальный порядок реализации (ПКМ № 57 от 05.02.2004 г. и рег. МЮ № 1346 от 06.05.2004 г.). Реализация нефтепродуктов, за исключением расфасованных в заводские упаковки, подлежит лицензированию (Прил. № 1 к ПОМ № 222-II от 12.05.2001 г.).

При этом предусмотрено 2 вида лицензий:

-  Лицензия установленной формы сроком на 5 лет - для реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции (далее АЗС) и пункты обмена масел (Прил. № 2 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.);

-  Простая (типовая) лицензия сроком на 5 лет - для реализации нефтепродуктов (кроме реализации нефтепродуктов через АЗС и пункты обмена масел) (Прил. № 1 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.). 

Исходя из вышеизложенного, для розничной торговли предприятие должно иметь лицензию Узгоснефтегазинспекции «для реализации через АЗС и пункты обмена масел» (Прил. № 2 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.).

В случае осуществления предприятием оптовой реализации нефтепродуктов путем заключения договоров и безналичной оплаты необходимо наличие лицензии Узгоснефтегазинспекции «кроме реализации через АЗС и пункты обмена масел» (Прил. № 1 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.).

2. Для предприятий оптово-розничной торговли установлена ставка ЕНП в размере 5% к налогооблагаемой базе (Прил. № 10-2 к № ПП-2699 от 27.12.2016 г.).

Показать ответ

1.Нет, лицензия на производство строительных материалов не требуется.

Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Прил. № 1 к ПОМ № 222-II от 12.05.2001 г.), производство строительных материалов не относится к лицензируемым видам деятельности.

Однако производство строительных материалов регламентируется РСТ Уз, ГОСТами, ТУ, СНиП и другими нормативными документами.

Так РСТ Уз 24045-94 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия" определяет технические требования: к исходным материалам, к защитным покрытиям, к геометрической точности, комплектности, маркировке и упаковке, которые должны соблюдаться при производстве стальных листовых профилей.

2.Налоговые льготы предусмотрены в части объемов реализации строительных материалов и оборудования (включая импортные) ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и генеральным подрядным организациям, заключившим с ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" договоры на строительство жилых домов на условиях "под ключ".

В случае осуществления производственной деятельности строительная организация - плательщик ЕНП будет уплачивать с выручки от реализации строительных материалов единый налоговый платеж.

Несмотря на одинаковую ставку ЕНП (5%) (Прил. № 10-1 ПП-2699 от 27.12.2016 г.), предприятие, занимающееся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения, должно вести раздельный учет по этим видам деятельности. Так как юридические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота (ч.3 ст.5 З-на № 69-II от 25.05.2000 г.).

Предприятие вправе использовать изготовленную продукцию для собственных нужд и реализовать ее сторонним покупателям. Однако налоговые льготы предусмотрены для организаций по производству строительных материалов и оборудования, а также организаций по их перевозке в рамках Программы по строительству доступных жилых домов по типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 годы (п.12  ПП-2639 от 21.10.2016 г.).

Льготы действуют до 1 января 2022 года в виде освобождения от уплаты НДС, ЕНП и обязательных отчислений в государственные целевые фонды - в части объемов реализации и перевозки (включая импортные) строительных материалов и оборудования ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и генеральным подрядным организациям, заключившим с ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" договоры на строительство жилых домов на условиях "под ключ".

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 71-200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2019 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика