Ответов: 315
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Реализация закупаемых товаров по безналичной форме расчетов для использования в коммерческих целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд является оптовой торговлей (пункт 2 «Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности» ,Приложение к ПКМ от 26.11.2002 г. N 407).

Индивидуальный предприниматель (далее ИП) не может заниматься оптовой торговлей.

В соответствии с пунктом 3 Положения (Приложение к ПКМ от 26.11.2002 г. N 407) оптовой торговлей могут заниматься хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в качестве юридических лиц, только при получении в установленном порядке соответствующей лицензии.

Расчеты с использованием банковских карт индивидуального предпринимателя относятся к безналичным и осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (МЮ 03.06.2013 г. N 2465).

ИП-импортер не может реализовать вам товар, так как не является юридическим лицом и не имеет соответствующей лицензии (разрешительного свидетельства) на осуществление оптовой торговли. ИП-импортер может реализовать вам товар как физическому лицу за наличный расчет или при оплате с личного карточного счета (не банковской карты индивидуального предпринимателя) для собственных нужд, но не для продажи.

В свою очередь вы, как ИП, не можете приобрести товары у ИП-импортера, так как это противоречит Положению о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность  (МЮ РУз от 08.01.2003 г. N 1197) , согласно пункту 12 которого индивидуальным предпринимателям разрешается осуществлять розничную торговлю товарами:

а) приобретенными путем безналичных расчетов мелкими партиями у юридических лиц-производителей или юридических лиц - оптовых поставщиков;

б) ввезенными по импорту непосредственно самим индивидуальным предпринимателем;

в) собственного изготовления (не запрещенные к реализации);

г) приобретенными у других индивидуальных предпринимателей-производителей этих товаров только путем безналичных расчетов.

В любом из перечисленных случаев вы вправе расплачиваться банковской картой индивидуального предпринимателя.

При этом следует учесть, что с банковских карт индивидуальных предпринимателей допускается оплата только нижеследующих расходов, непосредственно связанных с их производственной, торговой деятельностью или оказанием услуг (выполнением работ):

а) покупка сырья и материалов (в том числе строительных), полуфабрикатов, фурнитуры, оборудования;

б) коммунальные платежи (за отопление, горячую и питьевую воду, канализацию, электроэнергию, газ и вывоз мусора);

в) арендные платежи;

г) налоги и другие обязательные платежи;

д) приобретение индивидуальными предпринимателями, занимающимися розничной торговой деятельностью, товаров в целях их реализации населению за наличный расчет;

е) оплата других расходов, связанных с текущей деятельностью.

(Пункт 6 «Положения о порядке использования индивидуальными предпринимателями банковских карт в национальной валюте», МЮ от 04.09.2008г. N 1850).

Исходя из вышеизложенного следует, что такая сделка не отвечает требованиям законодательства.

К законодательным актам, регулирующим деятельность индивидуальных предпринимателей, относятся:

  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • «Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица» (ПКМ РУз от 07.01.2011 г. N 6);
  • Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет индивидуальных предпринимателей без образования  юридического лица, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 02.09.2004 г. N 413);
  • Положение о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность  (МЮ РУз от 08.01.2003 г. N 1197);
  • «Положение о порядке использования индивидуальными предпринимателями банковских карт в национальной валюте» (МЮ от 04.09.2008г. N 1850);
  • Положение о порядке организации проверок деятельности индивидуальных предпринимателей контролирующими органами (МЮ РУз от 03.09.2007 г. N 1712);
  • Положение о  порядке  осуществления  оптовой и розничной торговой деятельности (Приложение к ПКМ РУз от 26.11.2002 г. N 407);
  • Положение о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (ПКМ РУз от 05.11.2005 г. N 242);
  • Правила розничной торговли в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 13.02.2003 г. N 75);
  • И другие.
Показать ответ

Индивидуальный предприниматель не может оказывать платные услуги по временному хранению автомототранспортных средств.

Так как «Положением о порядке организации и эксплуатации мест по постоянному и временному хранению автомототранспортных средств» (Приложение к ПКМ РУз от 31.07.2013 г. N 213) предусмотрено, что услуги по хранению автомототранспортных средств оказываются только юридическими лицами на автостоянках (пункт 5).

В соответствии со статьей 18 НК индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.

Индивидуальный предприниматель рассматривается как физическое лицо и в статье 24 ГК и статье 6 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (новая редакция) и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, для оказания платных услуг по временному хранению автомототранспортных средств вам необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица.

Теперь о налогообложении. Статьей 371 НК предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие отдельные виды деятельности, налогообложение которых производится исходя из физических показателей, характеризующих данные виды деятельности, не имеют права выбора иного порядка налогообложения в части деятельности, на которую распространяется уплата фиксированного налога.

В соответствии с пунктом 23 Положения (Приложение к ПКМ РУз от 31.07.2013 г. N 213) юридические лица, оказывающие услуги по временному хранению автомототранспортных средств, уплачивают:

  • фиксированный налог;
  • сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автомототранспортных средств в порядке, установленном НК.

Действие пункта 23 Положения (Приложение к ПКМ РУз от 31.07.2013 г. N 213) не распространяется на юридических лиц, оказывающих услуги по постоянному хранению автомототранспортных средств, которые уплачивают единый налоговый платеж либо общеустановленные налоги в порядке, установленном НК.

Юридические лица, оказывающие услуги по хранению автомототранспортных средств, осуществляющие наряду с деятельностью по временному хранению автомототранспортных средств прочие виды деятельности, обязаны вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать соответствующие налоги и другие обязательные платежи в порядке, установленном НК.

Согласно Приложению N 11 к Постановлению Президента РУз от 22.12.2015 г. N ПП-2455 утверждены ставки фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности:

N

Вид деятельности

Плательщики

Физические показатели,

характери-

зующие

данный вид

деятельности

Ставка фиксированного налога

на единицу физического показателя

(в кратных размерах к МРЗП на единицу)

в месяц 

г. Ташкент

г. Нукус и города

областного подчинения   

прочие

населенные пункты

1.

Временное хранение автотранспортных средств

Юридические лица

Занимаемая площадь

(1 кв. метр)

0,1

0,06

0,04

Ставки фиксированного налога определяются исходя из МРЗП, установленной на начало года (на 1 января 2016 года - 130 240 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

Согласно Решению Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов от 25.12.2015 г. N 76/9-5 сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств по городу Ташкенту на 2016 год составляет 6-кратный размер минимальной заработной платы в месяц.

Показать ответ

По-нашему мнению, выручка от коммерческой деятельности негосударственной некоммерческой организации (далее ННО) в иностранной валюте подлежит обязательной продаже уполномоченному банку.

Действительно, подпунктом е) пункта 3 «Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте» (ПКМ РУз от 29.06.2000 г. N 245) от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождается валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства микрофирмами, малыми предприятиями.

Согласно статье 350 НК РУз к микрофирмам и малым предприятиям относятся юридические лица, которые по численности работников соответствуют критерию, определенному Постановлением КМ РУз "Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)" от 11.10. 2003 г. N 439.

Далее в статье 3 Закона РУз "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" дано определение понятия предпринимательской деятельности (предпринимательства). Это инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

А под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученные доходы между их участниками (членами) (статья 17 Закона "О негосударственных некоммерческих организациях").

Исходя из вышеизложенного считаем, что ННО не может рассматриваться как малое предприятие и, соответственно, не вправе  применить льготу в виде освобождения от обязательной продажи валюты.

Кроме того, предпринимательской деятельностью ННО может заниматься в пределах, соответствующих ее уставным целям (статья 40 ГК, статья 31 Закона №763-I).

К примеру, центральные органы управления религиозных организаций, исходя из уставных целей, вправе учреждать издательские, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия, а также благотворительные заведения (приюты, больницы) в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (статья 17 Закона "О свободе совести и религиозных организациях").

В таком случае, ННО с доходов от коммерческой (предпринимательской) деятельности уплачивает налоги по общеустановленной системе налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный и т.д.). Плательщиком единого налогового платежа оно не может быть по той же причине, что не является субъектом малого предпринимательства.

Показать ответ

Нет, работники банка не правы.

Вопрос суммы налогов и обязательных платежей от ФОТ уполномоченными банками рассматривается только с целью прогнозирования наличного денежного оборота (по кассовым заявкам хозяйствующих субъектов).

В отдельных случаях предусмотрено предоставление в банк справки из ГНИ об отсутствии задолженности перед бюджетом, но они не касаются выплаты заработной платы. Так, например, справка о долгах хозяйствующего субъекта перед бюджетом запрашивается при закрытии его основного счета. Это требование предусмотрено пунктом 50 «Инструкции о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан» (Рег. N 1948 от 27.04.2009 г.).

Согласно статье 28 НК исчисление налога и другого обязательного платежа производится налогоплательщиком самостоятельно. В случаях, предусмотренных НК, обязанность по исчислению налога и другого обязательного платежа может быть возложена на орган государственной налоговой службы или на налогового агента.

Таким образом, проверку правильности исчисления налогов и обязательных платежей осуществляют органы государственной налоговой службы в ходе налоговой проверки. Они в случае необходимости взыскивают налоги и другие обязательные платежи в государственный бюджет и внебюджетные фонды путем выставления инкассовых поручений.

Кодексом об административной ответственности предусмотрена ответственность за необоснованную задержку должностным лицом или служащим банка выдачи хозяйствующим субъектам и иным организациям денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей – в виде штрафа от 10 до 20 МРЗП (статья 241-7).

Также пунктом 6 «Положения о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату  и  другие  нужды,  предусмотренные законодательством» (Рег. N 1044 от 30.06.2001 г.) определено:

  • За нарушения установленного законодательством порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов банк уплачивает штраф в размере 0,01 процента от минимального размера уставного капитала банка, за исключением нарушения установленных сроков осуществления электронных платежей и возврата денежных средств по ошибочно осуществленным электронным платежам. 
  • В случае нарушения банком сроков осуществления электронных платежей, установленных законодательством, он обязан уплатить клиенту пеню в размере 0,1 процента от суммы просроченного электронного платежа за каждый день просрочки, но не более 10 процентов от суммы просроченного электронного платежа.
Показать ответ

Йўқ, чунки кафиллик шартномаси асосидаги кредит тўлови навбатсиз тўловлар сирасига киритилмаган.

Амалга оширилган навбатсиз тўловлар учун корхона жавобгар ҳисобланади. Банклар эса кечиктириб бўлмайдиган эҳтиёжлар учун сарфланадиган маблағлар лимитининг тўғри ҳисобланганлиги ва унга риоя қилинишини назорат қилади.

Хўжалик юритувчи субъектларнинг банк ҳисобварақларидан пул маблағлари уларга қўйилган талабларни қондириш учун етарли бўлмаганда, маблағларни ҳисобдан чиқариш тартиби Йўриқнома (АВ 15.03.2012й. 2342-сон) билан белгиланган.

Хўжалик юритувчи субъектнинг асосий ҳисобварағида маблағ унга қўйилган талабларни қондириш учун етарли бўлмаган ҳолда, пул-ҳисоб-китоб ҳужжатлари 2-сон картотекага кирим қилинади.

Кейин, корхонанинг асосий ҳисобварағи очилган банкда 2-сон картотека мавжуд бўлган ҳолларда тўловлар қуйидаги навбатда амалга оширилади:

а) навбатдан ташқари - бевосита ишлаб чиқариш (хизмат кўрсатиш) фаолияти билан боғлиқ бўлган кечиктириб бўлмайдиган эҳтиёжлари учун.

Тўловлар корхонанинг аризасига кўра ўтган ой давомида унинг фақат асосий ҳисобварағига келиб тушган жами тушумларнинг 5 фоизи миқдоригача амалга оишрилиши мумкин. Корхона фаолиятининг ўзига хослигидан келиб чиққан ҳолда, бевосита ишлаб чиқариш (хизмат кўрсатиш) билан боғлиқ бўлган зарурий харажатлар рўйхатини аниқлайди. ариза кечиктириб бўлмайдиган эҳтиёжлар миқдорига боғлиқ ҳисоб-китоб билан бирга белгиланган муддатларда банкка топширилиши керак.

б) биринчи навбатда, мутаносиб равишда бюджетга, бюджетдан ташқари фондларга тўловларни ҳамда иш ҳақи тўлаш учун тўловлар, алиментлар, муаллифлик шартномаларига биноан мукофотлар, шунингдек ҳаёти ва саломатлигига етказилган зарарнинг ўрнини қоплаш, бюджетга тўловлар ҳамда меҳнатга оид ва унга тенглаштирилган тўловлар тенг даражада амалга оширилади;

в) иккинчи навбатда, навбатдан ташқари ва биринчи навбатдаги тўловлар амалга оширилгандан кейин қуйидаги мажбуриятларнинг календарь навбати тартибида бажарилиши таъминланади:

бошқа ижро ҳужжатлари бўйича инкассо топшириқномалари юзасидан тўловлар ("б" бандда назарда тутилмаган тўловлар);

банклар томонидан хўжалик юритувчи субъектларга Ҳукумат кафолати остида берилган муддатли ва муддатида қайтарилмаган кредитларни (уларнинг фоизларини ҳам) қайтариш учун қўйилган мижознинг талабномалари бўйича тўловлар;

г) учинчи навбатда, корхонанинг асосий ҳисобварағига қўйилган бошқа пул талаблари юзасидан тўловларни амалга ошириш бўйича тўлов ҳужжатларининг келиб тушиш санасига қараб календарь навбатида ҳисобдан чиқарилади.

Юқоридагилардан келиб чиқиб, кафиллик шартномаси бўйича кредит тўлови навбатсиз тўловлар сирасига кирмайди.

Тўлов интизомини бузиш, шу жумладан, қарздор корхоналардан тўловларни ундириш бўйича солиқ органларининг инкассо топшириқларини бажармаслик, шунингдек пул маблағларини ҳисобдан чиқариш навбатини бузиш мансабдор шахсларга ЭКИҲ 10 бараваридан 15 бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади (Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодекс 175-моддаси).

Показать ответ

Коллегия адвокатов - адвокатское формирование, являющееся некоммерческой организацией, основанной на членстве и учрежденной адвокатами для осуществления адвокатской деятельности (ст.4-3, З-на «Об адвокатуре» № 349-I от 27.12.1996 г.).

Коллегии адвокатов как некоммерческая организация в части деятельности, связанной с оказанием адвокатами юридической помощи (услуги), освобождаются от уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением:

  • таможенных платежей;
  • единого социального платежа;
  • сбора в Республиканский дорожный фонд за приобретение и (или) временный ввоз автотранспортных средств;
  • налогов и других обязательных платежей, удерживаемых у источника выплаты (ч.1, ст.391 НК).

При осуществлении коллегией адвокатов предпринимательской деятельности (не связанной с оказанием адвокатами юридической помощи) налоги и другие обязательные платежи уплачиваются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ч.2 ст.391 НК).

Негосударственная некоммерческая организация ведет учет результатов своей деятельности и в установленном порядке представляет отчеты в регистрирующий орган, органы государственной налоговой службы и органы государственной статистики (ст.33, З-на № 763-I от 14.04.1999 г.).

В соответствии с Правилами (рег. МЮ № 1209 от 24.01.2003 г.) финансовая отчетность представляется предприятиями и организациями всех форм собственности (за исключением страховых организаций и банков), являющимися юридическими лицами по законодательству РУз, а также обособленными подразделениями, имеющими в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечающими по своим обязательствам этим имуществом, а также имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет.

Положением (peг. МЮ № 942 от 03.07.2000 г.) установлены сроки представления финансовой отчетности  субъектами  бухгалтерского учета.

Коллегии адвокатов независимо от наличия предпринимательской деятельности необходимо сдавать финансовую отчетность по формам и в сроки, предусмотренные для хозяйствующих субъектов.

В таблице приводится перечень видов отчетности для коллегии адвокатов при отсутствии предпринимательской деятельности. В случае осуществления предпринимательской деятельности к ним добавится налоговая отчетность по общеустановленным налогам, приведенным в статье 23 НК. 

Виды отчетности

Формы отчетности

Сроки сдачи отчетности

В налоговые органы

Налоговая отчетность по ЕСП и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд

Прил. 10, МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.

Ежемесячно - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем,

По итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Налоговая отчетность по налогу на доходы физических лиц

Прил. 2, МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.

Ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

По итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

«Бухгалтерский баланс» - форма N 1

МЮ № 1209 от 24.01.2003 г.

Ежеквартально - до 25 числа следующего месяца после истечения отчетного периода;

По итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

«Отчет о финансовых результатах» - форма N 2

«Отчет о денежных потоках» - форма N 4

МЮ № 1209 от 24.01.2003 г.

По итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

«Отчет о собственном капитале» - форма N 5

Расчет об использовании средств, высвобожденных в результате освобождения от уплаты налогов, таможенных и обязательных платежей в бюджет

МЮ № 1463 от 02.04.2005 г.

По итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

В филиал Народного банка

Реестр обязательных накопительных пенсионных взносов на ИНПС

Прил. № 1 к ПКМ № 595 от 21.12.2004 г.

Ежемесячно - до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В органы государственной статистической службы

«Отчет о деятельности некоммерческих организаций» - 1-ННТ (годовая)

Прил. 112 к Прик. Госкомстата № 3-мб от 01.11.2016 г.

По итогам года - не позднее 2 марта, следующего за отчетным периодом.

В Палату адвокатов РУз

Статистические данные адвокатских формирований

МЮ № 2054 от 15.12.2009 г.

Каждые 6 месяцев (полугодие и год) - до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В регистрирующий орган юстиции

Отчет о деятельности за истекший год, включая декларацию об источниках финансирования деятельности и расходования средств, сведения о количестве имеющихся членов.

МЮ № 2680 от 04.06.2015 г.

Ежегодно - до 1 февраля.

28.02.2017 [ID: 8099] 1.Имеет ли право предприятие распределить (начислить) и выплатить дивиденды только одному из пяти учредителей, а другую часть нераспределенной прибыли не распределять между другими четырьмя учредителями и оставить в распоряжении предприятия для Уставном Фонде другого предприятия? 2. Какие налоговые последствия возникают у предприятия, и у других учредителей, если часть прибыли распределяется (начисляется) и выплачивается только одному из пяти учредителей, а другая часть прибыли не распределяется между другими учредителями и оставляется в предприятии для Уставном Фонде другого предприятия, и как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?
Показать ответ

При соблюдении установленного уставом порядка решение ОСУ не распределять чистую прибыль может быть принято, даже если один учредитель против.

Начнем с того, что принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества относится к исключительным полномочиям общего собрания участников (далее ОСУ) общества (ст.30, З-на № 310-II от 06.12.2001г.).

Уставом общества должно быть определено по каким вопросам решение ОСУ принимаются единогласно, по каким – две трети и более, а по каким – простым большинством голосов участников. Каждый участник общества имеет на ОСУ общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном фонде, если уставом не установлен иной порядок определения числа голосов. Вопрос о распределении чистой прибыли должен быть решен согласно установленному уставом порядку. Так как прибыль должна распределяется пропорционально долям участников в уставном фонде, нельзя начислить дивиденды только одному участнику. Таким образом, при принятии решения о распределении прибыли, дивиденды начисляются всем участникам.

Оставить дивиденды в предприятии можно двумя способами. В любом из них общество вправе распоряжаться оставленными дивидендами по своему усмотрению, в том числе направить как долгосрочные инвестиции в уставный фонд другого предприятия.

1. Участники общества могут после распределения прибыли оставить суммы, причитающиеся к получению, в распоряжении общества.

Если после начисления дивидендов всем участникам, четверо из них не получат дивиденды в течение срока исковой давности или сразу откажутся от их получения, у общества возникнет прочий доход,  облагаемый ЕНП.

В данном случае, направление начисленных дивидендов по решению учредителей в распоряжение общества рассматривается как их выплата с удержанием налога.

Применяются следующие бухгалтерские проводки:

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Начислены дивиденды за счет прибыли всем участникам

8710 "Нераспределенная прибыль отчетного года" или

8720 "Накопленная прибыль"

6610 "Дивиденды к оплате"

Удержан налог на дивиденды у источника выплат

6610 "Дивиденды к оплате"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (налог на див-ды)"

Выплачено одному участнику (за вычетом налога)

6610 "Дивиденды к оплате"

5110 "Расчетный счет"

Дивиденды остальных учредителей (за вычетом налога) остаются в распоряжении общества

6610 "Дивиденды к оплате"

9390 "Прочие операционные доходы»

Начислен ЕНП на сумму прочего дохода предприятия  (за вычетом налога)

9820 "Расходы по прочим налогам и другим обязательным платежам от прибыли"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (ЕНП) "

 2. Участники общества могут направить свои дивиденды в уставный фонд своего общества.

Если остальные четверо участников направят свою часть прибыли на увеличение уставного капитала, налоговых обязательств у общества не возникнет. Также доходы физического лица в виде дивидендов, направленных в уставный фонд юридического лица, от которого получены дивиденды, не будут облагаться налогами (п.19, ст.179 НК).

Применяются следующие бухгалтерские проводки:

Хозяйственная операция

Дебет счетов

Кредит счетов

Начислены дивиденды за счет прибыли всем участникам

8710 "Нераспределенная прибыль отчетного года" или

8720 "Накопленная прибыль"

6610 "Дивиденды к оплате"

Удержан налог на дивиденды у источника выплат у одного участника

6610 "Дивиденды к оплате"

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (налог на див-ды) "

Выплачено одному участнику (за вычетом налога)

6610 "Дивиденды к оплате"

5110 "Расчетный счет"

Направлены дивиденды остальных участников на увеличение уставного капитала (без удержания налогов)

6610 "Дивиденды к оплате"

8330 "Паи и вклады"

В связи с изменением размеров долей участников необходимо внести изменения в учредительные документы общества и зарегистрировать их в установленном порядке. Увеличение уставного фонда общества (Кт 8330) отражается в бухгалтерском учете на момент государственной регистрации увеличения уставного фонда.

Показать ответ

3. Есть различные варианты.

А) Без налогообложения

Если вы, как физическое лицо, используя личный труд, выращиваете в домашнем хозяйстве рыб, то при реализации их в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, кроме промышленной переработки, ваши доходы от реализации рыбы не подлежат налогообложению (п.12  ст.179 НК).

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления вами документа установленной формы, выданного хокимиятом, органом самоуправления граждан, правлением садово-огороднического товарищества, подтверждающего, что реализованная продукция произведена на выделенном вам или членам вашей семьи земельном участке.

Б) С уплатой налогов

А если вы привлечете наемных работников для работы на своем земельном участке, то обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП) и руководствоваться Положением (Прил. № 1 к ПКМ № 219 от 31.07.2015 г.).

Разведение и реализация аквариумных рыб, декоративных птиц и других животных включено в Перечень  видов деятельности, которыми могут заниматься ИП без образования юридического лица (п.65, Прил. № 1 к ПКМ РУз № 6 от 07.01.2011 г.).

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять наем работников в зависимости от осуществляемого вида деятельности, в количестве от одного до трех человек (Прил. № 1 к Прил. № 1 к ПКМ № 219 от 31.07.2015 г.). Предельная численность наемных работников при разведении животных – 2 человека.

ИП уплачивает фиксированный налог и страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд по своим обязательствам. На 2017 год ставки фиксированного налога с ИП по прочим видам деятельности установлены в г. Ташкенте – 2 МРЗП, в г. Нукусе и городах областного подчинения -1,5 МРЗП, в прочих населенных пунктах – 1 МРЗП (Прил. № 12 ПП-2699 от 27.12.2016 г.). Сумма налога рассчитывается исходя из МРЗП, установленного на 1 января 2017 г. (149 775 сум) и не пересматривается в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

ИП самостоятельно устанавливает для себя размер страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд, но не ниже  1 МРЗП в месяц (ст.311 НК, п.15, Прил. № 1 к ПКМ № 46 от 22.02.2016 г.).

На ИП также возлагается обязанность по уплате за каждого наемного работника:

  • страховых взносов во внебюджетный ПФ - в размере 50% МРЗП в месяц;
  • фиксированного налога - в размере 30% от установленной ставки, предусмотренной по осуществляемой деятельности (ст. 374-1 НК).

Доходы в виде оплаты труда, выплачиваемые ИП работнику, состоящему с ним в трудовых отношениях и выполняющему работу по заключенному трудовому договору, не подлежат обложению НДФЛ.

Показать ответ

1. Да, можно, определение конкретных пропорций расходов за счет фонда входит в компетенцию специальной комиссии. 

Действительно, средства Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций (далее Фонд) распределяются и расходуются в зависимости от группы, к которой относится медицинское учреждение. Для IV группы учреждений установлены следующие пропорции расходов средств фонда: материальное поощрение работников - не более 50 %; развитие материально-технической базы, модернизация и ремонт - не менее 50% (п.9, рег. МЮ № 1537 от 14.01.2006 г.).

 Слова «не более 50%» означает ограничение максимального значения. Расходы на материальное поощрение работников за счет фонда не могут быть более 50%, а менее - могут, например - 40%.

Соответственно, слова «не менее 50%» указывает на минимальное значение. Расходы фонда на развитие материально-технической базы, модернизацию и ремонт не могут быть меньше 50%, а более (60%) - не запрещено.

Таким образом, медучреждение IV группы вправе установить пропорции расходов средств фонда 40% и 60%, вместо 50% и 50%. Главное, чтобы инициатива исходила от бюджетной организации, без вмешательства органов управления здравоохранения.

2. Пропорции расходов фонда, также как их виды и размеры, должны быть утверждены решением специальной комиссии и отражены в протоколе её заседания. Рекомендуем составлять ежегодный план (смету) доходов и расходов фонда.

В каждом бюджетном медицинском учреждении, имеющем статус юридического лица, для распоряжения средствами Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций создается специальная комиссия (далее Комиссия) (п.1, рег. МЮ № 1536 от 14.01.2006 г.). Состав ее утверждается приказом руководителя медицинского учреждения. Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем и всеми членами комиссии, присутствующими на заседании, и заверяется печатью медицинского учреждения. Комиссия оформляет протоколы своих заседаний в 2 экземплярах. Один экземпляр хранится у руководителя медицинского учреждения, второй представляется в вышестоящий орган управления здравоохранения.

Напоминаем, отражение в бухгалтерском учете и отчетности операций по Фонду материального стимулирования и развития учреждений здравоохранения регулируется Порядком (от 13.10.2006 г. МФ № ДК/12-03-02/1125, Минздрав № 06-11/356).

А также к указанному Порядку прилагается форма 2-ФМСРМО - Отчет об исполнении доходов и расходов Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций. Данный отчет обязательно представляется медицинскими бюджетными организациями, имеющими Фонд материального стимулирования, своей вышестоящей организации не позднее 6 числа месяца, следующего после отчетного квартала, вместе с отчетами об исполнении смет расходов по бюджетным средствам.

Показать ответ

1. Лицензия нужна, но не на оптовую торговлю, а выданная Узгоснефтегазинспекцией на реализацию нефтепродуктов (кроме АЗС и пунктов обмена масел).

Юридическим лицам, осуществляющим оптовую торговлю отдельными видами товаров на основании других лицензий в соответствии с законодательством, получение лицензии на осуществление оптовой торговли не требуется (п.1, Прил. к ПКМ РУз № 242 от 05.11.2005 г.).

Бензин и сжиженный газ относится к стратегическим видам материально-технических ресурсов, для которых определен специальный порядок реализации (ПКМ № 57 от 05.02.2004 г. и рег. МЮ № 1346 от 06.05.2004 г.). Реализация нефтепродуктов, за исключением расфасованных в заводские упаковки, подлежит лицензированию (Прил. № 1 к ПОМ № 222-II от 12.05.2001 г.).

При этом предусмотрено 2 вида лицензий:

-  Лицензия установленной формы сроком на 5 лет - для реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции (далее АЗС) и пункты обмена масел (Прил. № 2 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.);

-  Простая (типовая) лицензия сроком на 5 лет - для реализации нефтепродуктов (кроме реализации нефтепродуктов через АЗС и пункты обмена масел) (Прил. № 1 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.). 

Исходя из вышеизложенного, для розничной торговли предприятие должно иметь лицензию Узгоснефтегазинспекции «для реализации через АЗС и пункты обмена масел» (Прил. № 2 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.).

В случае осуществления предприятием оптовой реализации нефтепродуктов путем заключения договоров и безналичной оплаты необходимо наличие лицензии Узгоснефтегазинспекции «кроме реализации через АЗС и пункты обмена масел» (Прил. № 1 к ПКМ № 289 от  28.06.2003 г.).

2. Для предприятий оптово-розничной торговли установлена ставка ЕНП в размере 5% к налогооблагаемой базе (Прил. № 10-2 к № ПП-2699 от 27.12.2016 г.).

Показать ответ

1.Нет, лицензия на производство строительных материалов не требуется.

Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Прил. № 1 к ПОМ № 222-II от 12.05.2001 г.), производство строительных материалов не относится к лицензируемым видам деятельности.

Однако производство строительных материалов регламентируется РСТ Уз, ГОСТами, ТУ, СНиП и другими нормативными документами.

Так РСТ Уз 24045-94 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия" определяет технические требования: к исходным материалам, к защитным покрытиям, к геометрической точности, комплектности, маркировке и упаковке, которые должны соблюдаться при производстве стальных листовых профилей.

2.Налоговые льготы предусмотрены в части объемов реализации строительных материалов и оборудования (включая импортные) ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и генеральным подрядным организациям, заключившим с ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" договоры на строительство жилых домов на условиях "под ключ".

В случае осуществления производственной деятельности строительная организация - плательщик ЕНП будет уплачивать с выручки от реализации строительных материалов единый налоговый платеж.

Несмотря на одинаковую ставку ЕНП (5%) (Прил. № 10-1 ПП-2699 от 27.12.2016 г.), предприятие, занимающееся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения, должно вести раздельный учет по этим видам деятельности. Так как юридические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота (ч.3 ст.5 З-на № 69-II от 25.05.2000 г.).

Предприятие вправе использовать изготовленную продукцию для собственных нужд и реализовать ее сторонним покупателям. Однако налоговые льготы предусмотрены для организаций по производству строительных материалов и оборудования, а также организаций по их перевозке в рамках Программы по строительству доступных жилых домов по типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 годы (п.12  ПП-2639 от 21.10.2016 г.).

Льготы действуют до 1 января 2022 года в виде освобождения от уплаты НДС, ЕНП и обязательных отчислений в государственные целевые фонды - в части объемов реализации и перевозки (включая импортные) строительных материалов и оборудования ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и генеральным подрядным организациям, заключившим с ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" договоры на строительство жилых домов на условиях "под ключ".

Показать ответ

1.Производство БАД [1] не лицензируется. Для выпуска новых БАД, ранее не производившихся в Узбекистане, необходимо получить разрешение Минздрава (Прил. № 1 к ПКМ № 131 от 30.04.2016 г.). Оно выдается производителю сроком на 5 лет. Производство БАД допускается только после проведения токсиколого-гигиенической оценки, проводимой за счет средств заявителя.

2.Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних юридических и физических лиц от однородных товаров других юридических и физических лиц (ч.1 ст.3 З-на № 267-II от 30.08.2001 г.).

Правообладатель товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения им , которое может быть отнесено к нематериальным активам (ст.1103 ГК, подп. г п.10, НСБУ № 7).

Стоимость затрат на разработку товарного знака и обеспечение его защиты капитализируется, то есть включаются в его первоначальную стоимость (п.14 НСБУ № 7). Расходы по созданию товарного знака и регистрации прав на него отражаются по дебету счета 0830 "Приобретение нематериальных активов". После аккумуляции этих расходов, они отражаются по дебету счета 0420 "Торговые марки, товарные знаки и промышленные образцы" в корреспонденции со счетом 0830.

Правовая охрана товарного знака осуществляется на основании его регистрации. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством о регистрации товарного знака (ч.1 ст.4 З-на № 267-II от 30.08.2001 г. и ст.1102 ГК).

3.Отражение в бухучете расходов по международной сертификации зависит от того, является ли она обязательной. Расходы по обязательной сертификации продукции, кроме капитализируемых, относятся к прочим затратам производственного характера (п.1.5.7 Положения, Прил. к ПКМ № 54 от 05.02.1999 г.) и включаются в себестоимость продукции (счета 2010 «Незавершенное производство», 2510 «Общепроизводственные расходы»). Остальные затраты на сертификацию относятся к прочим операционным расходам (п.2.3.19) и отражаются на счете 9430 «Прочие операционные расходы»).


[1] Биологически активные добавки (далее БАД) - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов (разд.2, СанПиН РУз № 0258-08).

Показать ответ

Индивидуальные предприниматели могут заниматься только ремонтом, установкой и техническим обслуживанием радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, бытовых приборов, офисных машин и вычислительной техники (п. 25 Прил. № 1 к ПКМ РУз № 6 от 07.01.2011 г.). Сборка и производство такого оборудования в данный перечень не включены.

Таким образом, сборку тюнеров может осуществлять только юрлицо в соответствии с:

Соблюдение обязательных требований предусмотрено в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно их назначения, безопасности и энергетической эффективности.

Показать ответ

1.Садово-виноградарское товарищество, как некоммерческая организация, не уплачивает налоги по уставной (некоммерческой) деятельности. В случае осуществления предпринимательской деятельности оно должно уплачивать общеустановленные налоги.

Садово-виноградарское товарищество (далее СВТ) является некоммерческой организацией (далее ННО), учрежденной физическими лицами на добровольных началах. Создана  она  для  содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач и ведения садоводства и виноградарства (п.2 Положения, Прил. к ПКМ № 51 от 01.03.2011 г., далее - Положение).

Таким образом, налогообложение садово-виноградарского товарищества имеет такие же особенности, как ННО. Основным нормативным актом по налогообложению является Налоговый кодекс.

Средства, полученные на содержание и осуществление уставной деятельности, не рассматриваются в качестве дохода ННО (п.10 ст.129 НК). К ним относятся:

  •  вступительные и членские взносы;
  •  имущественные вклады участников ННО;
  •  гранты, гуманитарная помощь, субсидии из бюджета;
  •  другие отчисления юридических и физических лиц, полученные ННО для осуществления своих уставных некоммерческих целей и задач.

Налогообложение возникает у ННО только при получении доходов от предпринимательской деятельности, а также от некоторых прочих доходов, а  именно:

  • от предоставления имущества в оперативную аренду;
  •  от   предосталения  имущества  в  финансовую аренду:
  •  от  роялти.

 В части данных доходов ННО являются плательщиками общеустановленных  налогов.

Перечень общеустановленных налогов приводится в ч.2 и 3 ст.23 НК.

При   получении  СВТ доходов  от предпринимательской деятельности, а также от некоторых прочих доходов указанных  выше,  должно   уплачивать :

  • налог на прибыль юридических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • налоги и специальные платежи для недропользователей;
  • налог за пользование водными ресурсами;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
  • обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд;
  • обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:
  • обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;
  • сборы в Республиканский дорожный фонд;
  • обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонт оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений;
  • государственная пошлина;
  • таможенные платежи;
  • сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.

При этом не рассматривается в качестве предпринимательской деятельности получение других прочих доходов, указанных в ст.132 НК.

Так  же  не  являются для  СВТ  доходом,  полученные  от  членов   товарищества  денежные  средства  в  виде  возмещения за потребленную  электроэнергию . Сумма,  полученная  от  членов СВТ  в  виде возмещения  за  потребленную  электроэнергию,  должна    соответствовать  сумме счета-фактуры,   полученного  от  энергоснабжающей   организации   вашему СВТ. 

2.Да, зарплата председателю СВТ начисляется.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием. Порядок избрания членов правления, а также осуществления деятельности правления товарищества определяется уставом товарищества. Как следует из представленной информации, председатель осуществляет ведение хозяйственной деятельности.

СВТ является юридическим лицом, имеет штамп, печать и бланки со своим наименованием, а также банковские счета и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом товарищества (п.5 Положения). Данным Положением (п.37, Прил. к ПКМ № 51 от 01.03.2011 г.) определено, что в компетенцию правления СВТ входит решение следующих вопросов:

  • составление проекта годовой сметы доходов и расходов, а также отчета о ее исполнении;
  • распоряжение средствами товарищества в соответствии с утвержденной общим собранием сметой доходов и расходов;
  • найм исполнительного директора для ведения хозяйственной деятельности;
  • и другие.

При планировании деятельности СВТ должна составляться смета доходов и расходов, штатное расписание работников, рассчитываться размер членских взносов и т.д.

Исходя из этого, для управления хозяйственной деятельностью СВТ вы должны заключить трудовой договор с председателем. Именно трудовой - так как управленческие функции не являются предметом договора гражданско-правового характера. А раз заключается трудовой договор, работник имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду ЕТС (ст.16 ТК). Налогообложение работника производится в общем порядке согласно НК.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика