Ответов: 522
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет
Показать ответ

Отпускные производственного персонала относятся на себестоимость –счет 2010 (п. 1.2.5.1, Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утв. ПКМ № 54 от 05.02.1999 г.). На себестоимость будут отнесены все отпускные производственному персоналу независимо от продолжительности трудового отпуска (15 рабочих дней или более).

Единый социальный платеж относится на те же бух.счета, на которые отнесены расходы  предприятия  на оплату  труда работников. Так, ЕСП, исчисленный от суммы трудового отпуска производственных работников, относится на себестоимость продукции –счет 2010 (п. 1.3.1 прил. ПКМ № 54 от 05.02.1999 г.).

На счет 9430 «Прочие операционные расходы» вы можете отнести оплату дополнительного (три дня) отпуска женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, и  исчисленный  по  ним  ЕСП  независимо, относится ли эта сотрудница к производственному персоналу или АУП (п. 2.3.8.6 прил. ПКМ № 54 от 05.02.1999 г.).

Показать ответ

В Инструкции к плану счетов имеется § 2 «Счета учета животных на выращивании и откорме» (§ 2 прил № 2 НСБУ № 21 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению", рег. № 1181 от 23.10.2002 г.).

Затраты по выращиванию или откорму животных учитываются на счете 2010 "Основное производство" (если животноводство является основным видом деятельности) или 2700 "Обслуживающие хозяйства".

Стоимость привеса бычков ежемесячно относится в дебет счетов 1110 "Животные на выращивании"   с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию этих животных(2010 или 2700), по плановой себестоимости выращивания. В конце года  стоимость  привеса корректируется до фактической себестоимости выращивания.

Стоимость павших животных, отражается как порча ценностей по кредиту счетов 1110 "Животные на выращивании" и дебету счета 5910 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Полученные от них шкуры, рога, копыта, технические жиры и т.п. оцениваются по ценам возможного использования или реализации и приходуются с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию животных, как выход побочной продукции.

По покупке, содержанию и реализации бычков можно сделать следующие проводки (п. 111 прил № 2 НСБУ № 21):

Содержание опрерации

Дт

Кт

Оплачена покупка бычков корпоративной карточкой и они оприходованы

1110

5530

Оплачена покупка бычков наличными, полученными сотрудником под отчет, и они оприходованы

1110

4230

Оплачена покупка бычков с расчетного счета (предоплата)

4310

5110

Оприходованы бычки при покупке перечислением

1110

6010

Зачет авансов при покупке перечислением

6010

4310

Расходы на содержание и выращивание бычков

2010

1090, 6010, 6710 и пр.

Стоимость привеса ежемесячно

1110

2010

Продажа бычков

4010

9010

Списание себестоимости реализованных  бычков

9110

1110

Показать ответ

В вопросе недостаточно информации. Ответ дан из предположения, что продукция выпущена с соблюдением технологических норм и имеет соответствующую сертификацию. То есть является готовой продукцией, а не полуфабрикатом. А так же предполагается, что образцы отправляются инопартнеру для пробной реализации, а не для лабраторных исследований.

1. Исходя из предположения, что инопартнер получил образцы продукции для пробной реализации потребителям, есть риск, что сумма безвозмездно полученных образцов будет признана доходом инопартнера. Такой доход предусмотрен Налоговым кодексом: К доходам нерезидентов РУз, облагаемым у источника выплаты, относятся:безвозмездно полученное имущество (п. 11-1 ч. 3 ст. 155 НК). Он подлежит налогообложению по ставке 20% (ст. 160 НК).

2. При отражении этой  опрерации в  бухгалтерском учете следует руководствоваться НСБУ № 21 (НСБУ № 21 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению", рег. № 1181 от 23.10.2002 г.) и Учетной политикой предприятия. Можно сделать  следующие проводки:

Содержание опрерации

Дт

Кт

Произведена продукция (образцы)

2810

2010

Списана продукция  при   выбытии (безвозмездной передачи)

9220

2810

Отражен  убыток  от  выбытия  образцов

9430

9220

Начислен  ЕНП  на  себестоимость  безвозмездно  переданных образцов по ставке основного вида деятельности

9820

6400

Начислен налог на доход нерезидента по ставке 20% (ст. 160 НК)

9430

6400

Вы пишите, что отразили операцию как прочий доход. Это не верно. В Расчете ЕНП следует отразить себестоимость поставки в строке 025 «Убытки от  … безвозмездной передачи товаров» (аб. 8 п. 1 ч. 2 ст. 355 НК).

3. Если у вас отсутствует Сертификат резиденства инопартнера, то налогом его доход облагается в РУз у источника выплаты (у вас) (ч. 12 ст. 155 НК).

Сумма налога исчисляется по курсу ЦБ на дату выплаты дохода (ч. 8 ст. 155 НК). Под выплатой дохода понимается передача права собственности на  товары нерезиденту (ч. 5 ст. 155 НК).

Не забудьте предоставить в ГНИ Расчет налога на прибыль юридических лиц с доходов нерезидентов у источника выплаты (в составе форм прил № 1, рег. № 2439 от 22.03.2013 г.).

Показать ответ

Таможенный режим реэкспорта - режим, при котором ранее ввезенный на таможенную территорию товар, вывозится с возвратом сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при его ввозе (см. гл. 6 «Реэкспорт» Таможенный кодекс).

Возврат уплаченных пошлин и налогов производится в отношении фактически реэкспортируемой части товара, при одновременном соблюдении условий:

  • реэкспорт товара осуществляется в течение 2-х лет со дня его выпуска для свободного обращения (импорт);
  • товар не использовался и не ремонтировался.

При вывозе с таможенной территории ранее ввезенных товаров в неизменном состоянии, таможенная стоимость определяется как:

  • сумма таможенной стоимости товара на момент его ввоза;
  • сумма расходов, понесенных на таможенной территории, в том числе за таможенное оформление и уплату таможенных платежей (за вычетом платежей, подлежащих возврату в связи с реэкспортом товаров);
  • сумма  расходов  за хранение товаров, страхование, прочие расходы, понесенные на таможенной территории.

Для помещения товара под таможенный режим реэкспорта декларантом в таможенный орган представляются грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы.

При  импорте   товара Вы получили финансовую, то есть денежную скидку в понимании НСБУ № 4. Денежные скидки предоставляются  покупателям в  результате :

  • досрочной оплаты;
  • большого объема закупок, либо других подобных причин.

Эти  условия должны  быть предусмотрены  в  договоре купли- продажи. Денежная  скидка не уменьшает стоимость приобретенных ТМЗ, а относится к    доходам в том отчетном периоде, в котором она была  предоставлена (п. 13 НСБУ № 4, рег. № 1595 от 17.07.2006 г.). Вы верно отразили сумму скидки в составе прочих доходов.

При определении налогооблагаемой базы по ЕНП прочие доходы, полученные в виде денежной скидки от поставщиков, вычитаются из валовой выручки (п. 6 ч. 1 ст. 356 НК).

Если  в условиях  контракта   на  предусмотрен   реэкспорт, то с поставщиком нужно  подписать  соглашение  об  условиях   реэкспорта товара, ранее   реализованного  со скидкой. Рекомендуем внимательно ознакомиться с условиями котракта: сохраняются ли ваши денежные скидки при возврате товара? Если скидка дана, например, на большой объем закупок, то при возврате объем закупок фактически может стать НЕ большим, то есть скидкой вы уже не сможете воспользоваться.

В ГТД на реэкспорт должна  быть  отражена та же контрактная стоимость товара, какая была при импорте, то есть без учета скидки.

«Возвращенная» - реэкспортированная  вместе с товаром скидка должна быть оформлена аналогично ранее «полученной»  скидки от   поставщика.

Скидку можно  отразить  в инвойсе,  в акте сверки или в других расчетных документах.

Бухгалтерские проводки при возврате товара, полученного с денежной скидкой:

Дт 9220 Кт 2900  (11у.е.*5 шт*курс  ЦБ   на  дату   ГТД поставки)- списание   себестоимости  реэкспортированного товара

Дт 6990 Кт 9220  (1 у.е.*5 шт * курс  ЦБ   на  дату  реэспорта)- суммы к  возврату  по  таможенным  платежам по  реэкспортированному  товару

Дт 6010 Кт 9220  (10 у.е*5 шт* курс  ЦБ   на  дату реэспорта)- уменьшение задолженности  перед  поставщиком на  стоимость   реэкспортированного   товара

Дт 9390 Кт 6010  (10 у.е. * 5 шт. * 30% скидки * курс  ЦБ   на  дату  реэспорта)- списание   суммы  дохода   от   полученной  скидки  на  реэкспортированный   товар и увеличение  задолженности   поставщику товара .

В связи  с  разными   курсами  ЦБ   на  дату  поставки и  на  дату   реэкспорта    возможно  образование  налогооблагаемого дохода  от  выбытия  товара.

Показать ответ

Договоры аренды недвижимого имущества заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом, и подлежат обязательной постановке на учет в органах государственной налоговой службы (п. 1 Положения о порядке обязательной постановки договоров аренды недвижимого имущества на учет в органах государственной налоговой службы, рег. N 3077 от 11.10.2018 г., далее – Положение).

Положение вступает в силу с 1 января 2019 года.  С этой даты все договоры аренды недвижимости подлежат постановке на учет в ОГНС, независимо от того, какие лица являются сторонами договора: юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. А  так же  независимо от срока договора: краткосрочные (менее года) и долгосрочные (год и более).

Согласно статье 83 ГК к недвижимому имуществу относятся: участки земли, недра, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Из вашего вопроса можно сделать вывод, что вы видите несоответствие между Гражданским кодексом и Положением.

На самом деле никакого противоречия нет: в ГК говорится о регистрации, а в Положении о постановке на учет. Кроме того, с 1 января 2019 года в Гражданский кодекс вносятся изменения – в части третьей статьи 574 слова "должен быть нотариально удостоверен" заменяются словами "подлежит постановке на учет в государственных налоговых органах" (ЗРУ-497 от 11.10.2018 г.). То есть, эта норма будет и в ГК.

Гос.регистрация и постановка на учет в ОГНС не дублируют, а дополняют друг друга, так как имеют разные цели. Давайте разбираться.

Государственная регистрация

Постановка на учет в ОГНС

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ч. 4 ст. 574 ГК).

Наймодатель или его представитель (доверенный управляющий) не позднее десяти дней со дня заключения договора аренды недвижимого имущества должен поставить договор на учет в органе государственной налоговой службы. (п. 6 Положения)

Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в целях защиты прав юридических и физических лиц на недвижимое имущество, учета объектов недвижимого имущества, осуществления в установленном порядке сделок с ними (п. 4 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, прил. N 1 ПКМ от 07.01.2014 г. N 1)

Постановка на учет в ОГНС нужна в целях верного и своевременного исчисления налогов. О чем говорит и пункт 7 Положения:

«Сумма месячного арендного платежа по договору аренды недвижимого имущества не может быть меньше минимального размера, установленного законодательством».

Минимальный размер арендного платежа устанавливается в целях определения налогооблагаемой базы по доходам от аренды.

Показать ответ

Указом Президента от 02.09.2017 г. № УП-5177 установлено, что на территории Республики Узбекистан минимальные требования к уставным капиталам обществ определяются только в национальной валюте. В связи с чем в «ТРЕБОВАНИЯ к минимальному размеру уставного фонда субъектов предпринимательства-юридических лиц» (прил. N 1 к Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства, ПКМ № 66 от 09.02.2017 г.) внесены соответствующие изменения. Например, у предприятия с иностранными инвестициями минимальный уставный фонд 600 млн сум. То есть, с сентября 2017 года УФ юридических лиц должен регистрироваться в сумах РУз.

Ситуация, описанная вами, могла произойти в марте-апреле 2017 года, когда наблюдались небольшие понижения курса евро и росс.рубля. В этих случаях можно было опираясь на порядок установленный НСБУ № 21 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению" (рег. № 1181 от 23.10.2002 г.) относить падение курса на убытки:

При формировании уставного капитала валюту оценивают по курсу ЦБ РУз на момент внесения вклада в уставный капитал. Оценка внесенной валюты может отличаться от оценки их в учредительных документах на момент регистрации. Отрицательная курсовая разница при формировании уставного капитала между курсами ЦБ РУз на дату регистрации учредительных документов и дату фактического взноса средств в уставный капитал, относится на дебет счета 9620 "Убытки от валютных курсовых разниц". Данный порядок списания курсовой разницы позволяет не менять доли учредителей в уставном капитале, оговоренные в учредительных документах (из п. 348 НСБУ № 21).

Мое мнение таково: даже если ваш уставный капитал в январе 2018 года зарегистрирован в долларах США, учет его необходимо вести только в сумах РУз.

В этом случае бухгалтерские проводки таковы:

Дата

Содержание хозяйственной операции

Документ- основание

Корреспонденция счетов

Сумма (в сумах)

Сумма (в долларах США)

Дебет

Кредит

04.01.2018

Регистрация уставного фонда

Учредительные документы

4610

8330

812 007

 

10.04.2018

Поступление денежных средств от учредителя в счет формирования уставного фонда (в валюте)

Выписка банка

5210

4610

809 499

100

 

Возникшая разность, которую вы назвали «курсовая разница», не отражается в учете

 

 

 

2 508

 

В течение года (ст. 14 ЗРУ)

Взнос на расчетный счет денежных средств от учредителя для завершения формирования УФ (в валюте или сумах РУз)

 

5110 или 5210

4610

2 508

Или соответствующая сумма в валюте по курсу ЦБ на текущий день

В связи с внесением изменений в НСБУ № 22 "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" (рег. № 1364 от 21.05.2004 г.) с 20 ноября 2018 года такие вопросы не возникнут. Так как уставные капиталы в РУз должны регистрироваться только в национальной валюте – сум, из НСБУ № 22 убраны пункты, которые устанавливали порядок переоценки. В частности указано:

  • бухгалтерский учет вкладов учредителей в уставный капитал в иностранной валюте осуществляется по курсу Центрального банка на дату внесения вклада (п. 23 НСБУ № 22 в новой редакции);
  • пункт 25, устанавливавший порядок учета курсовой разницы при формировании уставного капитала, утратил силу.

Обратите внимание, изменения в НСБУ № 22 внесены не в связи с принятием какого-то нового нормативного акта, а в рабочем порядке в рамках приведения в соответствие нормативных актов, регламентирующих порядок применения актов более высокой значимости (УП и ПКМ). Этот факт еще раз подтверждает то, что после выхода Указа Президента уставные капиталы должны регистрироваться в сумах РУз.

В связи со сказанным, следует ожидать изменения и в НСБУ № 21 (пункт 348).

Здесь выражено мнение автора.

Показать ответ

Указом Президента от 02.09.2017 г. № УП-5177 установлено, что на территории Республики Узбекистан минимальные требования к уставным капиталам обществ определяются только в национальной валюте. В связи с чем в таблицу «ТРЕБОВАНИЯ к минимальному размеру уставного фонда субъектов предпринимательства-юридических лиц» (прил. № 11 к Положению о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства, ПКМ № 66 от 09.02.2017 г.) внесены соответствующие изменения. Для предприятия с иностранными инвестициями установлен минимальный уставный фонд 600 млн сум.

То есть, инвестиции, произведенные  вами  в 2018 году, нужно учитывать в национальной  валюте.  Соответственно, вопрос о регулярной переоценке этой статьи баланса не возникает.

Национальный стандарт бухгалтерского учета НСБУ № 22 "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" (рег. № 1364 от 21.05.2004 г.) в редакции, действующей с 20 ноября текущего года, не предусматривает проведение переоценки инвестиций в другие предприятия. Не подлежат переоценке инвестиции в уставный капитал и акции (пп. «в» п. 16 НСБУ № 22).

Обратите внимание, изменения в НСБУ № 22 внесены не в связи с принятием какого-то нового нормативного акта, а в рабочем порядке в рамках приведения в соответствие нормативных актов, регламентирующих порядок применения актов более высокой значимости (УП и ПКМ). Этот факт еще раз подтверждает, что после выхода Указа Президента взнос предприятий – резидентов РУз в уставные капиталы других предприятий должен учитываться в национальной  валюте РУз.

Показать ответ

Товары подлежат включению в бухгалтерский баланс организации по себестоимости, которая включает в себя стоимость приобретения (суммы, уплачиваемые поставщику) и все затраты, связанные с их приобретением.

Расходы, не связанные непосредственно с приобретением активов, не включаются в себестоимость товарно-материальных запасов, а признаются как расходы в том отчетном периоде, в котором они возникли  ( п. 13 НСБУ № 4 "Товарно-материальные запасы", рег. № 1595 от 17.07.2006 г.).

Себестоимостью продукции, производимой (изготовляемой) самой организацией, признается её производственная себестоимость. В производственную себестоимость включаются затраты, непосредственно связанные с производством, обусловленные технологией и организацией производства. К ним относятся: прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, прочие прямые и косвенные затраты производственного характера (п. 27 НСБУ № 4 "Товарно-материальные запасы", рег. № 1595 от 17.07.2006 г.)

Расходы на перевозку товаров (готовой  продукции) до  покупателя , так   называемые  транспортные  расходы, включаются в расходы по реализации – бух.счет 9410 (п. 2.1.1 Положения о составе затрат, ПКМ № 54 от 05.02.1999 г.). 

Показать ответ

Временный перевод на другую работу допускается в связи с производственной необходимостью. В период временного перевода на другую работу оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже прежнего среднего заработка (ст. 95 ТК). Обратите внимание, ограничение срока временного перевода в ТК не установлено.

Вы правильно решили, что среднемесячную зарплату нужно считать из заработка за два последних календарных месяца (пункт 5 Порядка исчисления среднемесячной заработной платы, утв. в приложении № 6 к ПКМ от 11.03.1997 г. № 133). Напомним, в расчет включаются выплаты, на которые начисляются страховые взносы.

Но вы не верно начали с расчета среднедневного заработка.

Предположим, что он проработал все дни в сентябре и октябре. Из указанных вами сумм среднедневного заработка восстановим заработок за месяц:

фактический заработок за сентябрь = среднедневной х кол-во раб.дней =  151 559 сум х 20 р.б. = 3 031 180 сум;

за октябрь = 134 859 сум х 22 р.б. = 2 966 898 сум.

Среднемесячный заработок за два месяца = (3 031 180 сум + 2 966 898 сум) /2=  2 999 039 сум.

В ноябре 2018 года 22 рабочих дня при 5-дневной рабочей неделе. Среднедневной заработок составит:

2 999 039 сум / 22 р. д. =  136 320 сумов.

За время перевода на нижеоплачиваемую работу в ноябре сотруднику будет сохранен средний заработок в размере: 136 320 сум х 22 р. д. = 2 999 039 сумов.

В декабре 2018 года 21 рабочий день при 5-дневной рабочей неделе. Среднедневной заработок составит:

2 999 039 сум / 21 р. д. =  142 811,38   сумов.

За время перевода на нижеоплачиваемую работу в декабре сотруднику будет сохранен средний заработок в размере:

= 142 811,38   сум х 21 р. д. = 2 999 039 сумов.

И так далее. То есть, за все  полные месяцы работы на нижеоплачиваемой должности сотрудник будет получать 2 999 039 сумов.

Показать ответ

1. Если вы проводите подготовку к реконструкции здания и его не используете, то верно решили приостановить начисление амортизации в период перевода в установленном законодательством порядке на консервацию, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации (п. 32 НСБУ № 5).

Порядок консервации ОС законодательством установлен «Положением о порядке консервации неиспользуемых основных средств и объектов незавершенного строительства» (прил. К ПКМ № 401 от 16.09.2003 г., далее – ПКМ-401).

Консервации могут быть подвергнуты основные средства – при установлении несоответствия их технического уровня современным требованиям или отсутствии необходимости их использования в производственных целях в течение 3 месяцев – на период до возобновления их востребованности или продажи новому собственнику, но не более 24 месяцев (п. 3 ПКМ-401).

Решение о консервации основных  средств принимается:

а) Кабинетом Министров Республики Узбекистан в отношении:

естественных монополистов;

предприятий, модернизация и техническое перевооружение которых проводится по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;

экономически несостоятельных, убыточных и низкорентабельных предприятий, осуществляющих реструктуризацию, а также предприятий, в отношении которых применены процедуры банкротства, на период реструктуризации или осуществления процедур банкротства (по объектам, вносимым в Кабинет Министров Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции);

б) министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента - по подведомственным им предприятиям;

в) собственником имущества - по предприятиям, не указанным в подпунктах "а" и "б" . (п. 4 ПКМ-401)

2. Стандартом (НСБУ № 21) проводки, приведенные  вами  по  данной  ситуации, не предусмотрены.

Если вы переведете здание на консервацию, то с момента поручения разрешения на консервацию уполномоченного  органа нужно перевести здание на счет 0199 (Дт 0199 Кт 0120) (п. 22 НСБУ № 21).

Суммы, отраженные  на счетах накопленной амортизации и сальдо переоценки по консервируемому зданию, остаются на данных счетах без изменения.

Показать ответ

Взаимоотношения сторон по договору аренды регулируются Гражданским кодексом (гл. 34 ГК), Законом «Об аренде» и НСБУ № 6 «Учет аренды» рег. № 1946 от 24.04.2009 г.).

Затраты арендатора на улучшение объекта оперативной аренды (благоустройство, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение и т. п.), отражаются как капитальные вложения, увеличивающие стоимость объекта оперативной аренды. Судя по вашему сообщению, вами произведена реконструкция складского сооружения: сооружение открытого типа стало закрытым.

Если объект оперативной аренды улучшен с разрешения арендодателя, то по истечении срока договора оперативной аренды или при расторжении его арендатор имеет право потребовать возмещения всех произведенных с этой целью затрат.

Затраты на улучшения, произведенные без разрешения арендодателя и не отделимые от объекта оперативной аренды без причинения ему ущерба, по истечении срока договора оперативной аренды или при расторжении его безвозмездно переходят к арендодателю, если иное не предусмотрено договором оперативной аренды. (п.52 НСБУ № 6).

То есть, если вы проводите реконструкцию арендуемых складов, то это затраты на улучшение объекта оперативной аренды.

Реконструкция объекта – это:

  • изменение его объема и площади с реконструкцией (или без нее) несущих частей, влияющей на устойчивость и сейсмостойкость;
  • внесение изменений в несущие части зданий и сооружений с сохранением первоначального объема;
  • строительство примыкающих и отдельно стоящих дополнительных капитальных зданий и сооружений на собственном земельном участке.

В период строительных работ затраты капитализируются на счете 0890 «Прочие капитальные вложения». Проводка по списанию стройматериалов: Дт 0890 Кт 1050. Если вы строите собственными силами, на счете 0890 будет отражаться так же зарплата строителей и ЕСП, другие затраты.

После завершения работ счет 0890 нужно списать: Дт 9220 Кт 0890.

Счет 9220 списывается в соответствии с договоренностью между арендатором и арендодателем:

1 вариант: Если в вашем договоре имеется условие, что на вас, арендатора, возложена обязанность по улучшению арендованного имущества и стоимость строительных работ должна быть зачтена в оплату за аренду (аб. 6 ч. 3 ст. 544 ГК).

Основание

Описание

Дт

Кт

Акт приема-передачи работ по улучшению имущества и/или акты сверки

Зачет стоимости работ по улучшению арендованного имущества в предоплату по аренде

3110

9220

2 вариант: Если Арендодатель согласился на улучшение его имущества, а вы, арендатор, после прекращения договора имеете право на возмещение стоимости этих улучшений (ч. 2 ст. 555 ГК).

Основание

Описание

Дт

Кт

Акт ввода реконструированных складов в эксплуатацию

Возмещение стоимости работ по окончанию договора аренды:

 

 

9220

Если срок договора более года

0940

если предполагаете получить возврат средств в течение года

4890

3 вариант: Если согласия арендодателя вы не получили, то по окончанию работ нужно списать сумму капитальных вложений на свои  расходы.

Основание

Описание

Дт

Кт

Акт ввода реконструированных складов в эксплуатацию

Списание стоимости работ на затраты арендатора:

сразу по завершению работ

Счета затрат (9410, 9430)

 

9220

если запланировали списать затраты в течение года

3290

в течение срока договора аренды, если срок договора более года

0990

Если никаких договоренностей с арендодателем нет, то при окончании договора аренды или его расторжении вам:

  • либо придется вернуть объект аренды в прежнее состояние (ч. 1 ст. 554 ГК) – сломать, все что вы построили, оставить неотделимые улучшения ремонтные работы (новое покрытие крыши, например);
  • либо признать, что физическое лицо – арендодатель – получил у вас доход в виде материальной выгоды (аб. 5 п. 1 ч. 1 ст. 177 НК).

В этом случае нужно:

  • или получить от физического лица заявление о том, что он самостоятельно задекларирует доход и оплатит НДФЛ в бюджет. А вы, в свою очередь, сообщите налоговым органам о сумме его дохода (ст. 187 НК);
  • или, как источнику выплаты, уплатить за физ.лицо НДФЛ (ч. 1 ст. 184 НК и ч. 4 ст. 185 НК).

Публикации по теме:

НТВ № 32 2017 г. «Неотделимые улучшения арендованного имущества»

07.12.2018 [ID: 12302] Существуют ли ограничения в покупке и расходе топлива и по каким формулам делаются расчеты? 1. Согласно каких законодательных документов ведется расчет топлива? Имеются ли ограничения в покупке и расходе топлива? 2. Имеются ли отчетные документы для ведения расчетов по топливу? Назначаются ли ответственные лица, отвечающие за расход топлива? 3. Нужно ли обязательно нанимать водителя в штат предприятия или автомобилем может управлять любой сотрудник? Необходима ли лицензия (при найме водителя)?
Показать ответ

1. Документ «Нормы расхода топлива и смазочных материалов автомобильным подвижным составом» (утв. Постановлением Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации от 28.07.2003 г. № 05-20) содержит показатели, используемые для нормирования расхода автомобильного топлива для разных типов транспорта:

базисные линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега;

корректировочные и нормативные коэффициенты с учетом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов.

Указанные нормы не утверждены Министерством юстиции РУз. Они являются научной разработкой – научно обоснованной рекомендацией по применению норм.

С учетом: появления новых марок автомобилей, с улучшением дорожно-транспортной инфраструктуры и других факторов, предприятия рассчитывает нормы расхода топлива для своего автотранспорта на основе указанных Норм.

Информацию о базовых нормах расхода можно найти в техническом паспорте автомобиля, а так же для расчета специальных норм можно привлечь специализированные организации.

Рекомендуем утвердить применяемые нормы расхода топлива и сроки их пересмотра приказом (распоряжением) руководителя.

2. Какими документами оформляется выдача топлива на заправочных станциях установлено «Правилами отпуска нефтепродуктов, сжиженного и природного сжатого газа для заправки автотранспортных средств по разрешениям, раздаточным ведомостям и лимитным книжкам» (рег. № 2072 от 23.01.2010 г.), здесь же приведены и бланки документов. В Раздаточной ведомости имеется отметка о номере путевого листа.

Приход топлива (заправка) и расход его должны быть отражены в путевом листе. Там же указывается и ФИО водителя. Если водителей несколько их всех нужно внести в путевой лист. Если вы не назначите старшего (ответственного) ,то все водители будут нести коллективную ответственность за перерасход топлива.

Путевой лист является первичным документом учета расхода ГСМ. Образцы путевых листов утверждены Инструкцией по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов (рег. № 1382 от 02.07.2004 г.), а также имеются в Инструкции по заполнению билетно-учетных и путевых листов (рег. № 1282 от 09.10.2003 г., прил. № 2).

О необходимости наличия путевого листа имеется официальное письмо от 03.10.2016 г. № 313097-5029 Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта Республики Узбекистан (в марте 2018 года переименовано в Узбекское агентство автомобильного транспорта).

ВОПРОС: Какие документы должен иметь при себе водитель служебного автомобиля негосударственного предприятия (ООО, частного предприятия и др.)? Нужны ли ему доверенность и путевой лист?

ОТВЕТ:

«Согласно разделу II "Общие обязанности водителей" и пункту 7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.12.2015 г. № 370 (далее – ПДД), водитель транспортного средства обязан иметь при себе:

  • водительское удостоверение и талон к нему или талон, временно дающий право на управление транспортным средством, а если водительское удостоверение изъято в установленном порядке – талон к нему, если же изъято водительское удостоверение и талон к нему – временное разрешение;
  • документ, удостоверяющий его личность, если водитель управляет транспортным средством по талону, временно дающему право на управление, или по временному разрешению;
  • регистрационное удостоверение транспортного средства или прицепа, при отсутствии владельца транспортного средства – документ, подтверждающий право на совместную собственность или право на распоряжение, владение и пользование данным транспортным средством;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • путевой лист и документы на перевозимый груз – в случаях, предусмотренных законодательством;

При наличии путевого листа законодательством не установлено требование о наличии доверенности на право управления транспортным средством юридического лица.»

3. Водителем может быть работник, прошедший медицинский осмотр, имеющий соответствующую квалификацию (категорию) и вписанный в путевой лист.

При этом необходимо также учитывать требование ЗРУ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Если ваше предприятие не занимается грузоперевозками как видом деятельности (на коммерческой основе) лицензия не нужна.

Показать ответ

1.Вы пишите, что инвентаризационная комиссия ввиду большого износа решила уменьшить стоимость оборудования на 50% от остаточной стоимости. Это не совсем правильное решение. Первоначальная (восстановительная) стоимость оборудования (сч.0130) в результате износа не может уменьшиться.

Вам следует решить:

1. Действительно ли в настоящее время аналогичное оборудование имеет меньшую рыночную стоимость. И если это так, то в соответствии с пп. 5 и 6 Положения о порядке проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января (рег. № 1192 от 04.12.2002 г.) провести уценку прямым методом, путем прямого пересчета стоимости объекта по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым.

Для документального подтверждения полной восстановительной стоимости объектов при применении метода прямой переоценки по усмотрению организации могут быть использованы:

а) данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей и их официальных дилеров, товарно-сырьевых бирж, бирж недвижимости;

б) данные о стоимости основных фондов в СКВ на дату приобретения (при наличии подтверждающего документа) с применением расчетного коэффициента, определяемого как соотношение курсов ЦБ на дату проведения переоценки и на дату приобретения основных фондов;

в) сведения об уровне цен, имеющиеся у соответствующих государственных органов;

г) сведения об уровне цен, опубликованные в период проведения переоценки в средствах массовой информации и специальной литературе;

д) отчет оценщика о стоимости основных фондов.

2. Если первоначальная стоимость оборудования в вашем учете (858,4 млн.сум) отражает рыночную стоимость на аналогичное новое оборудование, а фактическая изношенность его не 59%, как это отражено в учете (504,3 млн.сум / 858,4 млн.сум х 100%), а 80%, то нужно откорректировать сумму износа.

Ваша задача отразить в учете более высокий процент износа (сч.0230), чем он получен в результате применения стандартных норм амортизации (ст.144 НК). Возможно, нужно было применять не равномерный (прямолинейный) метод амортизации, а производственный (п. 36 НСБУ № 5 рег. № 1299 от 20.01.2004 г.).

Как провести переоценку (уценку) оборудования достаточно подробно описано в Положении (рег. № 1192). Остановимся на случае необходимости увеличения суммы износа.

Так как финансовый год еще не завершен, рекомендуем пересмотреть метод начисления амортизационных отчислений и применить: либо производственный метод (п. 36 НСБУ № 5, рег. № 1299 от 20.01.2004 г.), либо ускоренную амортизацию (п. 37 НСБУ № 5). Это позволит вам правильно сформировать себестоимость продукции с учетом большей нагрузки на оборудование, а, значит, и большей доли амортизационных отчислений.

Для того, чтобы произвести пересчет амортизационных отчислений по повышенным нормам администрации, на основании решения инвентаризационной комиссии, нужно принять решение об изменении Учетной политики. Утвердить это решение Приказом руководителя.

Стандарт устанавливает, что в течение календарного года учетная политика не изменяется (п. 56 НСБУ № 1).Допускаются изменения в нескольких случаях, среди которых – разработка новых способов бухгалтерского учета (п. 56.4 НСБУ № 1). К способам ведения бухгалтерского учета относятся и методы погашения стоимости активов (п. 3 НСБУ № 1), то есть начисления износа актива по основным средствам.

2.Так как в результате изменения метода начисления амортизации должна быть откорректирована сумма износа в учете. Проводки будут следующие: Дт 2010 «Основное  производство» Кт 0230 «Износ машин и оборудования»

3. Налоговой льготой вы воспользовались в соответствии с Положением о порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд" (рег. № 1688 от 11.06.2007 г.). И это Положение и сменившее его Положение о порядке применения льгот юридическими лицами, направляющими средства на инвестиции (рег. № 2918 от 25.08.2017 г.) не содержат пунктов, отменяющих льготы при начислении износа производственным методом, либо другой корректировки износа. Действие налоговых льгот аннулируется только в случае реализации или безвозмездной передачи технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения.

При пересчете (в сторону увеличения) амортизационных отчислений увеличится себестоимость готовой продукции. Вам нужно будет проверить не было ли отгрузки готовой продукции, работ, услуг ниже вновь сформированной себестоимости. Если такие случаи есть – рассчитать ЕНП по этим поставкам от себестоимости (аб. 8 п. 1 ч. 2 ст. 355 НК).

Показать ответ

Прежде всего хочу напомнить, как важно внимательно составлять контракт. А бухгалтерии важно внимательно читать контракт. Возможно, в контракте уже оговорено, что, например, сумма оплаты за установку, монтаж и обучение включает и расходы на проживание и питание специалистов. А возможно, вы вообще не оговорили в контракте этот момент.

Ответим из той информации, что имеется.

1. Основные средства подлежат включению в баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая включает в себя стоимость приобретения (суммы, уплачиваемые поставщику) и все расходы, связанные с приобретением основных средств, в том числе расходы на установку, монтаж, наладку и пуск в эксплуатацию основных средств (п. 11 НСБУ № 1299 от 20.01.2004 г.).

Если в контракте отдельно не оговорено, что питание и проживание специалистов производится за счет покупателя оборудования, эти расходы не включаются в первоначальную стоимость основного средства. Они должны быть отражены как прочие операционные расходы.

2. По импортируемому оборудованию все необходимые платежи в бюджет уплачены при растаможке.

Доходы нерезидента РУз по установке и монтажу оборудования на территории РУз:

– облагаются у источника выплаты налогом на доход нерезидента (п. 12 ч. 3 ст. 155 НК) по ставке 20% (п. 4 ст. 160 НК).

–являются налогооблагаемым оборотом по НДС у получателя этих работ (ст. 207 НК и п. 2 ч. 3 ст. 202 НК).

Кроме того, у вас как источника выплаты, возникают обязательства по уплате НДФЛ по доходам нерезидентов в виде материальной выгоды – стоимости питания и проживания (п.1 ст.177 НК).

Доходы физического лица - нерезидента Республики Узбекистан, полученные от источника в Республике Узбекистан, подлежат обложению НДФЛ по ставке 20% (ст. 182 НК).

Пример расчета НДФЛ:

Затраты предприятия на оплату питания нерезидента РУз-физического 3 000 000 сум, проживания в гостинице – 5 000 000 сум. Всего доход специалиста 8 000 000 сум. Это сумма дохода за вычетом НДФЛ по ставке 20%, то есть это 80% его дохода, сумма дохода до налогообложения составит 10 000 000 сум. НДФЛ к уплате в бюджет – 2 000 000 сум.

3. Обобщая вышесказанное приведем бухгалтерские проводки:

Наименование операции

Дт

Кт

Оприходовано импортное оборудование (по дате и курсу ГТД)

0720

6010

Включены в первоначальную стоимость расходы на растаможку

0720

6990

Оборудование передано в монтаж

0820

0720

 

 

 

Получены (закончены) работы по установке, монтажу и обучению, подписан акт выполненных работ

0820

6010

Оборудование введено в эксплуатацию

0130

0820

Списаны на расходы предприятия затраты на питание и проживание иностранных специалистов

9430

6990

 

Публикации по теме:

https://vopros.norma.uz/question/3788

https://vopros.norma.uz/question/12283

 

Показать ответ

Все учетные операции должны совершаться на основании первичной документации.В рассматриваемом случае реализация готовой продукции осуществляется на основании договора комиссии.

Ваше предприятие – Комитент. Организация, реализующая вашу продукцию– Комиссионер.

После реализации продукции Комитента Комиссионер представляет отчет по операциям реализации. В отчете указываются количество и стоимость реализованных товаров с выделением НДС. К отчету должны быть приложены копии договоров, счетов-фактур и других документов, подтверждающих реализацию Комиссионером товаров в интересах Комитента (п. 23 Порядка учета и оформления счетов-фактур, прил. № 3 к пост. МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013г., далее - Порядок).

Срок представления отчета не более 5-ти банковских дней после окончания месяца (п. 24 Порядка).

На основании этого отчета Комитент выставляет  Комиссионеру счет-фактуру, в котором указываются все те же показатели, что и в счете-фактуре Комиссионера: дата, количество, сумма, НДС (п. 28 Порядка). Таким образом, датой реализации для Комитента будет дата фактической реализации продукции покупателю. Это важно понимать при подготовке налоговой отчетности и уплате налогов.

Рассмотрим бухгалтерские проводки на условном примере.

ПРИМЕР

Комитент получил 2 ноября отчет Комиссионера об экспорте 18 октября продукции на сумму120 млн.сум, в т.ч. НДС – 20 млн.сум (в пересчете валюты на курс ЦБ на дату реализации). Продукция с основного склада Комитента перемещена на таможенный склад. К отчету приложены документы о передаче покупателю права собственности на продукцию.  Комитент 7 ноября предоставил Комиссионеру счет-фактуру от 18 октября на сумму 120 млн.сум, в т.ч. НДС – 20 млн.сум.

Бухгалтерские проводки у Комитента:

Дата

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма

По предприятию

18.10.2018

На основании отчета Комиссионера выставлен ему счет-фактура

 

4010

9010

 

6410

100 млн.сум

 

20 млн.сум

18.10.2018

Списана готовая продукция

9110

2810

90 млн.сум

18.10.2018

Признаны расходы в виде вознаграждения Комиссионеру

9410

6990

2млн.сум

18.10.2018

Признаны расходы Комиссионера на реализацию продукции, подтвержденные первичными документами

9410

6990

0,3млн.сум

18.10.2018

НДС с суммы комиссионого вознаграждения в зачет (если Комиссионер плательщик НДС)

4410

6990

0,4 млн.сум

По таможенному складу предприятия

18.10.2018

Принята на хранение от Комиссионера продукция, реализованная на экспорт

002

 

Стоимость продукции по передаточным документам

 

 

Показать ответ

Юридическое лицо имеет право регулировать расходы исходя из своих целей и задач на основе Учетной политики предприятия в рамках действующего законодательства.

Действующее законодательство регулирует, например, создание резерва на капитальный ремонт. Но резерв на отпускные отдельно не регламентирован. Однако это не означает, что создать его нельзя. Обобщение информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в установленном порядке в целях равномерного включения расходов и платежей в затраты, осуществляется на счете 8910 «Резервы предстоящих расходов и платежей (п. 372 НСБУ № 21 рег. № 1181 от 23.10.2002 г.). Проводки:

Дт счета затрат  Кт 8910 – ежемесячное начисление сумм отпускных в резерв, в соответствии с Учетной политикой;

Дт 8910  Кт 6710 – фактическое начисление отпускных работнику, уходящему в отпуск, либо начисление компенсации за неиспользованный отпуск увольняющемуся работнику;

Дт 8910  Кт 6510 – начисление ЕСП на сумму отпускных, если суммы ЕСП так же накапливались на счете резерва.

Действующими нормами Налогового кодекса не предусмотрено создание подобного резерва. Это значит, что указанные расходы, если они накоплены сверх фактических затрат на отпуск, не должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если на 31 декабря отчетного года на счете 8910 по субконто «Резерв отпускных» имеется остаток, плательщик налога на прибыль должен:

  • либо закрыть его проводкой на уменьшение ранее начисленных расходов;
  • либо отнести расходы равные нераспределенному резерву на счете 8910 по состоянию на 31 декабря в невычитаемые.

Плательщики ЕНП такие бухгалтерские операции могут не проводить.

Напомним, что при создании резерва вы будете рассчитывать его суммы из действующих на тот момент окладов, тарифов. А фактический расчет отпускных производится из оклада на день расчета с увеличением на 1/12 премий и доплат за год (п. 1 прил. № 6 ПКМ № 133 от 11.03.1997 г.). В связи с повышением МРЗП в течение года, созданный резерв будет отставать от реальной потребности в средствах. Это тоже можно учесть при утверждении технологии накопления и использования резерва на отпуска.

Показать ответ

"Ответ подготовлен с помощью специалиста Министерства занятости и трудовых отношений Натальи Клевцовой".

Работа в праздничный день оплачивается не ниже чем в двойном размере (статья 157 ТК).

Напомним, по желанию работника работа в праздничный день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха (отгула). При компенсации работы в праздничный день отгулом оплата труда за такую работу производится не менее чем в одинарном размере (ст. 157 ТК).

Расчет производится исходя из установленного количества рабочих дней в месяц. Министерством занятости и трудовых отношений на декабрь при 6-дневной рабочей неделе установлено 25 рабочих дней. Если у вас 6-дневка, то последним рабочим днем в декабре будет понедельник 31 декабря. Значит ваши сотрудники будут работать 26 рабочих дней, с учетом работы в праздничный день 8 декабря – день Конституции.

Или по их заявлению можно предоставить отгул к примеру 31 декабря. В этом случае работа в праздничный день (8 декабря) будет оплачена в одинарном размере и день отгула (31 декабря) так же будет оплачен.

Пример 1:

Оклад сотрудника 1 000 000 сум. Он отработал все 25 дней установленных на декабрь по 6-дневной рабочей неделе. Кроме того, в связи с производственной необходимостью и в соответствии с приказом руководителя, 8 декабря т.г. так же был у него рабочим днем. То есть в сумме в декабре отработано 26 р.дн. Приказом установлена оплата за праздничный день в двойном размере. Расчет оплаты за 8 декабря: 1 000 000 сум / 25 р.дн. х 2 = 80 000 сум. Всего работнику будет начислено за  декабрь 1 080 000 сум.

Пример 2:

Оклад сотрудника 1 000 000 сум. На декабрь при 6-дневной рабочей неделе установлено 25 рабочих дней. В связи с производственной необходимостью и в соответствии с приказом руководителя, 8 декабря т.г. был рабочим днем. На предприятии установлена оплата за праздничный день в двойном размере. Работник написал заявление, что хочет воспользоваться отгулом 31 декабря. То есть в сумме в декабре он отработает 25 р.дн., а в рабочий день-31 декабря ему будет предоставлен отдых ( отгул). В этом случае праздничный день оплачивается в одинарном размере. Расчет оплаты за 8 декабря: 1 000 000 сум / 25 р.дн. х 1 = 40 000 сум. Всего работнику будет начислено за декабрь 1 040 000 сум.

Показать ответ

1. Основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности (п. 3 НСБУ № 5).

В состав основных средств включаются материальные активы, одновременно отвечающие следующим критериям:

а) срок службы более одного года;

б) предметы стоимостью более 50 МРЗП, установленной в РУз (на момент приобретения), за единицу (комплект) (п. 4 НСБУ № 5).

Ваши газоны стоят более 50 МРЗП, при хорошем уходе газоны служат 5-6 лет. Выполняют они социально-культурную функцию.

Вы верно процитировали НСБУ № 21. На счете "Благоустройство земли" и «Капитальные вложения в благоустройство земли» учитываются расходы по усовершенствованию земельной площади, подъездных путей, парковок для автомобилей и прочих транспортных средств, оград и других видов облагораживания.

Таким образом, можно отразить затраты на посадку газона (очистка и утрамбовка почвы, приобретение и укладка газона) на счете капитальных вложений (0850). А по окончанию работ и вводу газона в эксплуатацию перевести эти капвложения в ОС (0111).

2. Вы сами можете принять решение о способе учета. Однако при укладке газона могут быть отходы, обрезки. Кроме того, на этом участке земли вы можете провести другие благоустроительные работы: посадить кустарник, проложить пешеходные дорожки. Все эти затраты должны войти в стоимость благоустройства данного участка земли. Более правильным будет учитывать этот объект ОС по размеру благоустроенного участка, то  есть в  квадратных  метрах.

Напоминаем, что, согласно Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан, с 1 января 2019 года все предприятия становятся плательщиками налога на имущество. Недвижимое имущество является объектом обложения налогом на имущество (ст. 266 НК).

К недвижимому имуществу относятся: участки земли, недра, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст.83 ГК).

Если благоустройство земли прочно связано с землей, то есть его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно, то оно будет относиться к недвижимому имуществу и включаться в облагаемую базу по налогу на имущество.

https://vopros.norma.uz/question/11014?sid=23205&st=185646&us=70ki4jo3easfuco3gh869a7045

Показать ответ

Оформление списания бракованного товара зависит от того, что вы дальше делаете с этим браком:

а) возвращаете поставщику. В этом случае оформляете ГТД на реэкспорт. Таможенный режим реэкспорта – режим, при котором ранее ввезенный на таможенную территорию товар вывозится с таможенной территории без уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 32 ТамК). При реэкспорте товара, ранее помещенного под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт), возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов производится в отношении фактически реэкспортируемой части товара при одновременном соблюдении следующих требований и условий:

  • реэкспорт товара осуществляется в течение двух лет со дня его заявления в таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт);
  • товар не использовался и не ремонтировался на таможенной территории, за исключением случаев, когда использование товара было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товара (ст. 32 ТамК).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, сум

Возврат товара в режиме реэкспорт (8000$ * 8340 сум)

4860

2910

 66 720 000

Погашение взаимных обязательств

6011

4860

66 720 000

Списание на убытки невозвращаемых расходов по растаможке товаров:там.процедуры, возможно, хранение на там.складе, услуги там.брокера и пр. (сумма условная)

9430

2910

600  000

Возможно возникнут курсовые разницы, которые необходимо отнести  к  прочим доходам или расходам.

б) исправляете брак (по возможности). Необходимо заактировать с представителем поставщика проделанную работу и оценить стоимость исправленного товара. При этом потребуется сертификация  исправленной продукции.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, сум

Исправление брака сторонней организацией

4860

6010

5 000 000

Уценка исправленного товара (1000$*8340сум)

4860

2910

8 340 000

Погашение взаимных обязательств

6011

4860

13 340 000

в) уничтожаете бракованные единицы товара. Оформляется Акт уничтожения. Уничтожение желательно производить в присутствии представителя поставщика, чтобы в дальнейшем не было претензий с его стороны. Если при этом образуются отходы (тряпье, металлолом и пр.) в этом же акте нужно указать и их количество.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, сум

Сторонняя организация в РУз оказала услуги по уничтожению брака и вывозу отходов (сумма условная)

9430

6010

300 000

Оприходован металлолом

1090

9390

200 000

Предъявлена претензия поставщику на сумму бракованных единиц товара (8000$ * 8340 сум)

4860

2910

66 720 000

Погашение взаимных обязательств

6011

4860

66 720 000

 

 

Показать ответ

Акционеры – владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против или не принимали участие в голосовании по уважительным причинам при принятии общим собранием акционеров решений о совершении крупной сделки, связанной с приобретением или отчуждением обществом имущества (ст. 40 ЗРУ «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»). При этом, Общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов (ст. 41 ЗРУ).

Выкуп акций обществом осуществляется по рыночной стоимости этих акций, определяемой без учета ее изменения в результате действия общества, повлекшего возникновение права требования выкупа акций (ст. 40 ЗРУ). Под рыночной стоимостью ценной бумаги понимается наиболее вероятная цена, по которой данная ценная бумага может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции (ст. 24 ЗРУ).

Таким образом, ваше АО должно выкупить у акционеров акции не по цене, рассчитанной не из показателей баланса, а по стоимости акций на бирже ценных бумаг. Либо вы можете привлечь оценочную организацию. Но должны понимать, что оценка будет произведена в соответствии определением:

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют в своих интересах разумно и без принуждения, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, включая обязанность для одной из сторон вступить в данную сделку (ст. 7 ЗРУ «Об оценочной деятельности»)

Важно соблюдение и нижеперечисленных условий, изложенных в ст. 41 ЗРУ:

Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. То есть рыночная цена акции должна быть определена до начала собрания акционеров. Это условие важно соблюдать и в свете положения статьи 40 ЗРУ о том, что рыночная цена акции определяется без учета ее изменения в результате действия АО, повлекшего возникновение права требования выкупа акций.

Сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров, включающего в повестку дня вопросы, голосование по которым может в соответствии с настоящим Законом повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций (в вашем случае – крупная сделка), должно содержать сведения, указанные в части первой настоящей статьи (то есть сведения и о цене акций к выкупу).

Письменные требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. По истечении указанного срока общество в течение 10 дней обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

Выкуп обществом акций осуществляется по цене, указанной в сообщении о проведении общего собрания акционеров, включающего в повестку дня вопросы, голосование по которым может в соответствии с настоящим Законом повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций. Исходя из этой части статьи 41 ЗРУ не понятно, почему вопрос о рыночной цене акции возник у наблюдательного совета АО после проведения собрания акционеров по вопросу крупной сделки.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика