Ответов: 303
Ответы эксперта. Гражданско-правовые отношения
Показать ответ

В соответствии со ст.9 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан граждане и юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту. Реализация, предусмотренных законодательством прав может осуществляться путем заключения договоров различного характера.

Согласно ст.386 ГК РУз по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Исходя из требований ст.108 ГК РУз сделки между юридическими и физическими лицами заключаются в простой письменной форме, за исключением договоров, требующих нотариального удостоверения. В силу ст.364  ГК РУз договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, действующее гражданское законодательство не запрещает совершение сделок купли-продажи между физическим лицом и государственной организацией.

Показать ответ

Согласно п.80 Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, зарегистрированых Министреством юстиции РУз от 29.06.2011г. за №2238   багаж сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза и багаж специальной категории (животные и птицы, спортивный инвентарь, тяжелый и крупногабаритный багаж и т. п.) принимается к провозу по согласованию с перевозчиком и после уплаты дополнительных платежей, о чем оформляется платежная квитанция.

Действительно, пунктом 3-2 Положения о порядке представления информации в органы государственной налоговой службы и репатриации средств представительствами иностранных авиакомпаний, утвержденного Постановлением  КМ РУз от 01.08.2011г. за №224 предусмотрено, что оплата за сверхнормативный багаж принимается от резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан в национальной валюте Республики Узбекистан.

Необходимо отметить, что  вышеуказанное Постановление действует на территории Республики Узбекистан и регулирует  вопросы авиаперевозки, возникающие в нашей стране. Законодательство зарубежных стран может предусматривать иные правила оплаты услуг авиаперевозок.

Согласно разъяснению Национальной авиакомпании Республики Узбекистан «Узбекистон хаво йуллари» от 03.09.2015г. за №ПС-6 6-7812-1.14, оплата за сверхнормативнй багаж производится непосредственно перед вылетом пассажира после проведения процедуры взвешивания багажа и оплачивается в валюте страны вылета, согласно законодательства того или иного государства, где предоставляется услуга. 

Показать ответ

Пункт 3 Положения об индивидуальном жилищном строительстве (утверждено Постановлением КМ РУз от 30.12.2006г. за №272, далее-Положение) устанавливает право каждого гражданина  Республики Узбекистан построить для собственных нужд и семьи на правах частной собственности жилой дом с необходимыми подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, с соблюдением требований законодательства.

Согласно ст.23 Земельного Кодекса Республики Узбекистан (далее-ЗК) предоставление (реализация) земельных участков во владение, пользование, аренду и собственность осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан, хокимами областей, города Ташкента, районов, городов в порядке, установленном законодательством.

При этом, земельный участок, предоставленный во владение, пользование, аренду или приобретенный по другим основаниям может быть обременен определенными обязательствами, в частности условием начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков (ст.29 ЗК).

Согласно ч.3 п.32 Положения застройщик обязан начать освоение предоставленного земельного участка в течение двух лет со дня его предоставления и в течение двух месяцев после утверждения акта приемочной комиссии решением хокима района (города) обращаться в государственное предприятие землеустройства и кадастра недвижимости района (города) Госкомземгеодезкадастра для государственной регистрации права собственности на жилой дом.

Между тем, необходимо учесть, что п)10 ст.36 ЗК устанавливает, что право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается в случае неиспользования земельного участка, предоставленного для несельскохозяйственных нужд в течение трех лет[1].

Только, при наличии подтверждающих документов и на основании представления органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, компетентный орган, осуществивший отвод земельного участка (в данном случае это - хокимият) может вынести решение о прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком (ст.36 ЗК, ст.10 Закона РУз «О государственной власти на местах» от 02.09.1993г. №913-XII).

В случае вынесения решения о прекращении права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком, Вы имеете право обжаловать данное решение в суде. Обоснованием Вашего заявления в суд будет являться тот факт, что в пределах установленных сроков, Вы начали освоение земельного участка и построили фундамент здания в соответствии с требованиями КМК 2.02.01-98 «Основания зданий и сооружений на территории Республики Узбекистан» (утверждены приказом Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству от  20.01.1998г. за №7).

 


[1] Ранее этот срок составлял 2 года, 3-летний срок введен Законом РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391, и подразумевается, что сроки указанные в иных нормативно-правовых актах будут приведены в соответствие с данным Законом.  

Показать ответ

В соответствии с разъяснениями, данными письмом Министерства водного и сельского хозяйства Республики Узбекистан за №02/12-447 от 25.03.2016г. вопрос содержания домашнего скота в г.Ташкенте регулируется решением Хокима г.Ташкента «О поддержании общественного порядка, благоустройства и регулировании соблюдения санитарных правил в г.Ташкенте» за №495 от 14.06.2012г.

Так, согласно п.12 раздела VIII вышеуказанного решения Хокима на одну семью допускается содержать одну корову и теленка до 1 (одного) года либо вместо коровы одну козу и козлят до 1 (одного) года, борова и свинью или до 3 (трех) овец (баранов), имеющих ягнят до 1 (одного) года, 20 (двадцать) домашних птиц  и 20 (двадцать) пчел. Таким образом, запрещается содержание домашнего скота численностью свыше установленной.

Показать ответ

Согласно ст.134 Гражданского Кодекса РУз доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (поверенному) для представительства перед третьими лицами. Поверенный действует в пределах полномочий, представленных ему по доверенности.

Доверенность от имени юридического лица, а также юридическому лицу может быть выдана только на совершение сделок, которые не противоречат целям деятельности, указанным в уставе (положении) юридического лица.

Часть 2 статьи 135 Гражданского Кодекса устанавливает, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы либо действий в отношении юридических лиц, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, установленных законодательством.

Таким образом, доверенность, выдаваемая от имени предприятия в лице его руководителя на имя главы представительства на совершение сделок, связанных с деятельностью представительства, должна быть нотариально удостоверена.

Согласно п.184 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (зарегистрирована Министерством юстиции от 30.03.2010г. за № 2090) для составления и удостоверения доверенности участие поверенного лица не требуется.

Поскольку, выдача доверенности признается односторонней сделкой, Вы можете составить и нотариально заверить доверенность на главу представительства без его участия.

При этом, Вы должны предоставить достоверные сведения (копию паспорта, иные копии документов) о поверенном лице. На основании этих документов будет составляться доверенность. Также нужно, четко и полно определить круг предоставляемых поверенному полномочий.  

Республика Узбекистан и Российская Федерация являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г.Минске 22 января 1993 года (далее - Конвенция).  Для Республики Узбекистан Конвенция вступила в силу 19 мая 1994 года, а в Российской Федерации она действует с 10 декабря 1994 года.

Согласно ч.1 ст.13 Конвенции документы,  которые на  территории одной  из Договаривающихся Сторон изготовлены  или засвидетельствованы  учреждением или  специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по  установленной форме и скреплены гербовой  печатью, принимаются  на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Часть вторая данной статьи гласит, что документы,  которые на  территории одной  из Договаривающихся Сторон  рассматриваются   как  официальные   документы,  пользуются   на территориях   других   Договаривающихся   Сторон   доказательной   силой официальных документов.

Таким образом, доверенность, удостоверенная нотариусом в Республики Узбекистан, имеет юридическую силу на территории Российской Федерации без какого-либо специального удостоверения.

 

 

Ответ подготовлен нотариусом

Государственной нотариальной конторы №9

Мирабадского района г.Ташкента

Шаназаровой А.Ш.

Показать ответ

В последние годы, наши города активно застраиваются и меняют свой архитектурный облик, сносятся дома и возводятся новые. Это свою очередь, не может не сопровождаться реформой жилищного законодательства.

Так, правовая реформа коснулась и статей 27,28 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан (ЖК РУз).

Согласно ст.27 Жилищного Кодекса РУз в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается стоимость насаждений либо выплачивается стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений.

Ранее, приоритет прав был на стороне собственника и в части 2 ст.27 ЖК РУз была лишь закреплена норма о том, что, в случае превышения стоимости сносимого дома (квартиры) стоимости предоставляемого жилья разница подлежит компенсации собственнику.

Теперь, согласно изменениям внесенным в статью 27 ЖК РУз, если рыночная стоимость предоставляемого жилья или права на земельный участок превышает рыночную стоимость сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, собственник должен компенсировать разницу в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок (Закон РУз о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие   преград   для   их ускоренного развития  от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391).

Безусловно, что введенная правовая норма отвечает требованиям сегодняшнего дня и направлена на развитие стабильных рыночных отношений. Однако, нет гарантий того, что это самое определение рыночной стоимости жилья не нарушит права собственника. Но обо всем по порядку…

Так, согласно п.14 Положения компенсация в виде предоставления в собственность другого жилого помещения состоит из предоставления собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплате стоимости насаждений.

Согласно ч.2 ст.42 ЖК РУз социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров.

Показать ответ

В последние годы, наши города активно застраиваются и меняют свой архитектурный облик, сносятся дома и возводятся новые. Это свою очередь, не может не сопровождаться реформой жилищного законодательства.

Так, правовая реформа коснулась и статей 27,28 Жилищного Кодекса Республики Узбекистан (ЖК РУз).

Согласно ст.27 Жилищного Кодекса РУз в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается стоимость насаждений либо выплачивается стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений.

Ранее, приоритет прав был на стороне собственника и в части 2 ст.27 ЖК РУз была лишь закреплена норма о том, что, в случае превышения стоимости сносимого дома (квартиры) стоимости предоставляемого жилья разница подлежит компенсации собственнику.

Теперь, согласно изменениям внесенным в статью 27 ЖК РУз, если рыночная стоимость предоставляемого жилья или права на земельный участок превышает рыночную стоимость сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, собственник должен компенсировать разницу в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок (Закон РУз о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие   преград   для   их ускоренного развития  от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391).

Безусловно, что введенная правовая норма отвечает требованиям сегодняшнего дня и направлена на развитие стабильных рыночных отношений. Однако, нет гарантий того, что это самое определение рыночной стоимости жилья не нарушит права собственника. Но обо всем по порядку…    

Снос жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений осуществляется на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента. После чего хокимы соответствующих районов (городов) выносят свое решение об изъятии земельного участка и сносе.

При этом, хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под роспись не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса, с приложением к уведомлению копий соответствующих решений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке (п.4 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам  в связи  с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утверждено Постановлением КМ РУз 29.05.2006г. №95, далее- Положение[1]).

Хокимият соответствующего района создает комиссию по определению размера возмещения и вида компенсации (далее - комиссия). Представители хокимията, органа самоуправления граждан, землевладельца (землепользователя, арендатора), у которого изымается земельный участок, представителя предприятия, учреждения или организации, которым отводится земельный участок, и представители других компетентных органов по усмотрению хокимиятов являются членами данной комиссии.

 

Согласно п.8 Положения при изъятии земельных участков и сносе жилого дома (квартиры и т.д.) собственникам предоставляются следующие виды компенсации (один из них):

- другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплата стоимости насаждений;

- выплата стоимости сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений;

- земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах установленной нормы с предоставлением временного жилья на условиях договора найма на период освоения земельного участка сроком до двух лет с возмещением в полном объеме стоимости сносимых домов (квартир), строений, сооружений и насаждений;

- предоставление юридическим лицам равноценного имущества и возмещение иных понесенных убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;

- возмещение в полном объеме убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд;

- перенос и восстановление на новом месте подлежащих сносу жилых домов, строений и сооружений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам;

- сооружение на новом месте жилых домов, строений и передача в собственность гражданам и юридическим лицам.

 

Так, согласно п.14 Положения компенсация в виде предоставления в собственность другого жилого помещения состоит из предоставления собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплате стоимости насаждений.

Согласно ч.2 ст.42 ЖК РУз социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров.

Равноценность же предоставляемого жилого помещения определяется как величина, равная по цене сносимому жилому дому (квартире) собственника.

Теперь, если возникает разница между стоимостью сносимого жилого дома и предоставлямого жилого помещения, то эта разница подлежит возмещению в вышеуказанном порядке. 

 

Между тем, часть 2 статьи 11 Закона РУз «Об оценочной деятельности» от 19.08.1999г. №811-I (далее - Закон) устанавливеает обязательность проведения оценки при выкупе или ином предусмотренном законодательством изъятии имущества у собственников для государственных нужд, только при наличии спора

Согласно п.10 Положения  оценка жилых домов (квартир), строений и сооружений, а также многолетних насаждений, находящихся на изымаемых земельных участках, производится оценочными организациями за счет средств заявителя, а отчет об оценки передается в комиссию.

Из анализа данных положений законодательства, очевидно, что законодатель не закрепляет прямого обязательства нового застройщика (в пользу которого изымается земельный участок) по проведению оценки сносимых жилых домов (квартир). И даже при том, что собственник имеет право провести оценку сносимого жилого дома  (в случае его несогласия со стоимостью, определенной комиссией) бремя расходов по определению рыночной стоимости ложится на него и никак не компенсируется. 

Однако, в связи с введенными изменениями, возникновение споров неизбежно. Граждане, не имеющие экономической способности оплатить разницу, которая будет образовываться не в их пользу, будут не согласны с определенной стоимостью жилья.  В этой связи, чтобы обеспечить гражданам гарантию справедливой реализации их права собственности, целесообразно на законодательном уровне установить обязательность проведения оценки рыночной стоимости сносимого и предоставляемого жилья за счет лица, которому предоставляется изымаемый в связи сносом земельный участок.

Более того, в случаях, когда спора нет, и собственник согласен оплатить разницу превышения предоставляемого жилья над сносимым, срок погашения этой разницы должен варьироваться в зависимости от степени платежеспособности граждан. Представляется целесообразным, установления срока погашения от 5 до 10 лет, определяемому комиссией в отношении каждого собственника индивидуально в зависимости от размера его доходов.

 Говоря о лицах, которым должно предоставляться новое жилье, по действующему законодательству компенсация производится  собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах). Поскольку новый застройщик не желает компенсировать стоимость сносимого жилого дома гражданину, который прописан, но давно не проживает в сносимом доме, данное положение законодательства также порождает много споров. Конечно же, если человек просто прописан, но на самом деле уже десятилетиями не проживает по адресу сносимого жилого дома, получение с его стороны компенсации может казаться не справедливым. В этом случае, законодатель также должен пересмотреть категорию лиц, имеющую право на компенсацию. Представляется, что собственникам предоставление компенсации обязательно вне зависимости от прописки и условия постоянного проживания в сносимом жилом доме, а отношении иных лиц можно установить критерии постоянного проживания (например, в течении последних 5-лет к моменту сноса и т.д.).    

 Необходимо также, отметить, что если собственник по каким-то причинам не желает получать компенсацию в виде предоставления другого жилого помещения, то он может реализовать свое право на получение компенсации в виде выплаты споимости сносимого жилого дома (п.8 Положения) и данном случае, компетентные органы должны  выплатить собственнику рыночную стоимость сносимого жилого дома.

 Статья 28 ЖК РУз особо закрепляет компенсацию в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах установленной нормы. Согласно изменениям внесенным в эту статью, лицам имеющим право на компенсацию, предоставляется временное жилье на условиях договора найма на период освоения земельного участка сроком не до двух лет, как было установлено ранее, а до трех лет с возмещением в полном объеме рыночной стоимости сносимых жилых домов (квартир), строений, сооружений и насаждений, а также разницы между рыночными стоимостями прав на земельные участки, в случае превышения рыночной стоимости права на изымаемый земельный участок над рыночной стоимостью права на предоставляемый земельный участок.

Во внесенных же изменениях в эту статью, законодатель предусмотрел вопрос возможного превышения рыночной стоимости прав на изымаемый земельный участок над рыночной стоимостью права на предоставляемый земельный участок, однако учел вероятность обратной ситуации (когда стоимость права на предоставляемый земельный участок превысит стоимость права на изымаемый земельный участок).

 На основании вышеизложенного, считаем, что рассмотренные нормы законодательства нуждаются в повторном изучении и доработке с учетом обстоятельств, которые имеют место быть.


[1] указанное Положение должно быть приведено в соответствии с Законом РУз от20.08.2015г. № ЗРУ-391

Показать ответ

Согласно п.21.1.ШНК расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности, зрительной изоляции основных жилых помещений и приквартирных двориков, а также в соответствии с противопожарными требованиями.

Между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий следует принимать расстояния (исходя из требования непросматриваемости помещений):

-для жилых зданий высотой 2-3 этажа - не менее 15 м;

-4-5 этажа - не менее 25-30 м;

- между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. 

Расстояния между длинными сторонами для 9-ти и более этажных зданий должны составлять не менее 40-45 м; между торцами этих зданий с окнами из жилых комнат - не менее 20-25 м.

При этом, в ШНК также отмечено, что при реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Между тем, в силу п.26* ШНК при размещении жилых и общественных зданий непрерывная продолжительность инсоляции жилых помещений должна обеспечиваться в течение 2,5 часов в день в период с 22 марта по 22 сентября, а спальных, игровых и комнат для занятий детских учреждений - в течение 3 часов.

Расчет расстояний от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания до красных линий улиц и других зданий с входами и окнами определяется согласно табл.19 п.96* ШНК.

Необходимо также отметить, что между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий должны быть соблюдены противопожарные расстояния, которые  определяются согласно Приложению №1 к ШНК.

Таким образом, строительство нового торгово-бытового комплекса должно осуществляться в соответствии с градостроительными нормами и правилами, равно как и его размещение не должно повлечь нарушений прав и законных интересов жителей соседнего дома. При выявлении несоответствий, Вы имеете право обратиться в хокимият города Навои с изложением факта нарушений в письменном виде. Согласно ст.20 Градостроительного Кодекса РУз (ГрК) областной хокимият уполномочен ограничить, приостановить или запретить градостроительную деятельность на своей территории, если она не соответствует требованиям ГрК и иных актов законодательства (ограничение, приостановление, запрещение деятельности субъекта предпринимательства производится в судебном порядке).

Более того, Вы можете обратиться в областное Управление по архитектуре и строительству, которое является специально уполномоченным органом и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о градостроительстве (ст.22 ГрК). В рамках предоставленных ему полномочий он может дать субъекту предпринимательства обязательные для исполнения предписания.

Необходимо также отметить, для субъекта предпринимательства нарушение законодательства о градостроительстве влечет возникновение ответственности, предусмотренной ст.99 КоАО РУз.

Показать ответ

Из существа заданного вопроса полагаем, что под «ширкатным хозяйством» подразумевается «товарищество частных собственников жилья» (далее- товарищество). Однако, не совсем понятно что подразумевается под определением «гузар», какое у него предназначение, будет ли оно использоваться товариществом.

По общему правилу, согласно ст.35 Закона РУз «О товариществах  частных собственников жилья» от 12.04.2006г. №ЗРУ-32 (далее- Закон) земельные участки предоставляются товариществу в установленном порядке на праве постоянного пользования.

Исходя из анализа частей 2,3 ст.35 Закона, можно определить, что земельный участок товарищества пропорционален границам помещений собственников жилья. При этом, допускается  размещение органами государственной власти на местах объектов, не относящихся к товариществу, на земельном участке товарищества  с согласия общего собрания членов товарищества (ч.4 ст.35 Закона).

Между тем, размеры отводимых земельных участков для вновь строящихся объектов товарищества определяются органами государственной власти на местах в соответствии с требованиями градостроительных норм и правил (ч.5 с.35 Закона).

В силу ст.36 Закона отношения товарищества с собственниками отдельно стоящих объектов, расположенных на земельных участках товарищества, регулируются законодательством и соглашением между ними.

Согласно п.6 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (утверждено Постановлением КМ РУз от 07.01.2014г. за №1, далее - Положение) объектами государственной регистрации являются право собственности и иные вещные права юридического или физического лица на недвижимое имущество.

Между тем, необходимо различать, что есть регистрация прав на земельные участки и есть регистрация прав на здания и сооружения.

При регистрации прав на земельные участки, вид права, подлежащего государственной регистрации, принимается в соответствии с решением органов государственной власти о предоставлении гражданам Республики Узбекистан земельного участка.

Если в решении органа государственной власти вид права не указан, то признаются и подлежат регистрации за юридическим и физическим лицом следующие права:

- право пожизненного наследуемого владения (если даже в решениях органов государственной власти указан другой вид права) на земельные участки, используемые для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, ведения дехканского (личного подсобного) хозяйства и ведения коллективного садоводства и виноградарства;

постоянного пользования земельным участком, предоставленным для строительства зданий и сооружений;

- постоянного владения земельным участком, предоставленным для ведения сельского и лесного хозяйства (п.24 Положения).

Говоря о зданиях и сооружениях, пункт 38 Положения устанавливает, что   государственной регистрации подлежат права на завершенные строительством и принятые в эксплуатацию здания и сооружения, в установленном порядке.

Наряду с этим, п.65 Положения предусматривает возможность составления кадастрового дела на незавершенные строительством объекты. Под незавершенными строительством объектами понимаются здания и сооружения, строительство которых начато на отведенном в установленном порядке земельном участке в соответствии с утвержденной проектной документацией, но к определенному дню незавершено или завершенные строительством, но не принятые в эксплуатацию государственной комиссией объекты и акт приемки которых не утвержден решением хокима соответствующего района (города) (п.5 Положения).

Так, согласно п.65 Положения при отчуждении зданий и сооружений, строительство которых незавершено, по заказу правообладателя подготавливается кадастровое дело, в котором приводятся:

-наименование правообладателя;

-наличие документов о предоставлении земельного участка, сведения о государственной регистрации права на земельный участок;

-план земельного участка с нанесенными строениями и сооружениями;

-наименование объекта и год начала его строительства;

-наличие проектно-сметной документации и разрешения органов по архитектуре и строительству на выполнение строительно-монтажных работ;

-перечень законченных строительством, но не принятых в эксплуатацию государственной комиссией объектов;

-состояние недостроенных зданий и сооружений;

-стоимость незаконченного строительством объекта, при необходимости оцененная оценочными организациями.

Показать ответ

Часть 3 ст.2 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан (ГК) гласит, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст.164 ГК право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили.

Согласно ст.600 ГК по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Следовательно, иностранное физическое лицо, имеющее квартиру в г.Ташкенте, имеет право распорядиться принадлежащим ему на праве собственности имуществом путем сдачи квартиры в наем гражданину Республики Узбекистан в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан.

Согласно ч.1 ст.134 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (поверенному) для представительства перед третьими лицами. Поверенный действует в пределах полномочий, представленных ему по доверенности.

При этом, доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы должна быть нотариально удостоверена (ч.2 ст.135 ГК).

Учитывая, что договор найма жилого помещения между гражданами должен быть нотариально удостоверен (ч.2 ст.603 ГК), доверенность, выдамаемая иностранным гражданином на совершение сделок, связанных со сдачей жилого помещения в наем также должна быть нотариально удостоверена.

 

Согласно п.184 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (зарегистрирована Министерством юстиции от 30.03.2010г. за № 2090, далее - Инструкция) для составления и удостоверения доверенности участие поверенного лица не требуется.

Учитывая, что выдача доверенности является односторонней сделкой, иностранный гражданин, находящийся вне территории Республики Узбекистан может выдать доверенность на имя доверителя, находящегося на территории Республики Узбекистан и нотариально заверить ее без участия поверенного.

При этом, доверитель должен предоставить достоверные сведения (копию паспорта, иные копии документов) о поверенном лице. На основании этих документов будет составляться доверенность. Также нужно, четко и полно определить круг предоставляемых поверенному полномочий (поиск нанимателей, заключение договора найма и его нотариальное удостоверение и т.д.).

Для того, чтобы доверенность, выданная в иностранном государстве была признана в Республике Узбекистан, нужно определить, является ли данное иностранное государство подписчиком (участником) международных документов, регулирующих данную сферу правоотношений.  

Так, если иностранное государство, также как и Республика Узбекистан является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г.Минск, 22 января 1993 года) (далее - Конвенция), то доверенность, удостоверенная нотариусом этого государства будет иметь юридическую силу в Республики Узбекистан без какого-либо специального удостоверения (ст.13 Конвенции).

В случае, когда иностранное государство является участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)[1], довереность, составленная на территории иностранного государства будет иметь юридическую силу в Республики Узбекистан в случае проставления на доверенности апостиля со стороны уполномоченных органов этого иностранного государства[2].

В случаях, когда иностранное государство не является участником ни одной из вышеуказанных Конвенций, то применяются общие правила легализации. В соответствии со ст.69 Консульского Устава Республики Узбекистан (утвержден Законом РУз от 29.08.1996 г. N 261-I), консул легализует документы и акты, составленные при участии представителей местных властей консульского округа или исходящие от этих властей.

Для того, чтобы легализовать доверенность, заверенную нотариусом иностранного государства, она предоставляется в консульское учреждение Республики Узбекистан в данном иностранном государстве.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на этих документах и актах и соответствия их законам государства пребывания.

Если же документ не легализован в иностранном государстве, то он может быть легализован Консульским управлением МИД Республики Узбекистан, который уполномочен осуществлять легализацию документов и актов, исходящих от иностранных организаций и учреждений и легализованных иностранными дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, аккредитованными в Республике Узбекистан и в Российской Федерации, при наличии образцов подписей и печатей этих иностранных дипломатических представительств (п.1 главы III Инструкции о консульской легализации, зарегистрированной МЮ 12.03.1997г. за №313).

 

После получения доверенности поверенный может сдать квартиру в наем гражданину Республики Узбекистан путем заключения и нотариального удостоверения с ним договора найма жилого помещения. Поскольку, поверенный действует от имени и в интересах доверителя, наймодателем (арендодателем) будет считаться собственник квартиры.

Кроме доверенности, согласно п.136 Инструкции при удостоверении в нотариальном порядке договора найма недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры и т.п.), принадлежащего гражданам на праве собственности, необходимо будет предоставить следующие документы:

-документ, подтверждающий принадлежность недвижимого имущества наймодателю на праве собственности (оставляется копия, подлинник возвращается);

-справка территориального подразделения Госкомземгеодезкадастра и свидетельство о государственной регистрации права на здания, сооружения и многолетние насаждения (оставляется копия, подлинник возвращается);

-справка органов самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья о лицах с постоянной пропиской в нанимаемом жилом доме, квартире, части жилого дома или квартиры или выписка из домовой книги, а также согласие лиц с постоянной пропиской;

-если недвижимое имущество является имуществом общей совместной собственности (совместной собственностью супругов) – необходимо согласие всех владельцев (супруга (супруги). Так, если сдаваемая в наем квартира приобретена в период брака и является общим имуществом супругов необходимо получение нотариального согласия супруги (супруга), а также лиц, находящихся в прописке (если таковые имеются). В данном случае, иностранному лицу целесообразно получить и нотариально заверить согласие указанных лиц и приложить эти документы к выданной доверенности.

 

 


[1] Республика Узбекистан является участником этой Конвенции, дата вступления в силу- 15 апреля 2012г.

[2] апостиль – это специальный штамп, проставляемый в целях использования за рубежом на официальном документе в соответствии с Конвенцией, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым скреплен документ.

 

Показать ответ

Согласно ст.182 Гражданского Кодекса РУз (далее –ГК РУз) приобретательная давность является одним  из оснований возникновения права собственности.  В силу ст.187 ГК РУз  лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество. В данную правовую норму изменения не вносились и срок приобретательной давности не был увеличен.

Необходимо отметить, что в случае когда лицо становится жертвой мошенничества (как это произошло в случае с Вашей супругой), данное лицо вправе обратиться  в правоохранительные органы за защитой своих прав и законных интересов. Однако, в Вашем случае, в соответствии со ст.64 Уголовного Кодекса РУз срок давности привлечения виновного лица к уголовной ответственности истек. 

В этой связи, если Ваше проживание в квартире отвечает требованиям ст.187 ГК РУз, Вы имеете право обратиться в межрайонный гражданский суд по месту нахождения недвижимого имущества с заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности. Свидетельства соседей, акт махаллинского комитета, квитанции об оплате коммунальных и эксплуатационных расходов, документы о приобретении и установке приборов учета и иные документы, свидетельствующие о вашем владении недвижимом имуществом как своим собственном будут служить доказательствами при судебном разбирательстве.

Показать ответ

Хакикатдан хам, УзР Вазирлар Махкамасининг «Кадастр ҳужжатларини тайёрлаш бўйича давлат хизматлари нархларини белгилашда табақалаштирилган ёндашув тартибини такомиллаштириш тўғрисида»ги 10.07.2014 йилдаги 186-сон карорининг 2-бандига кура,  2014 йил 1 августдан бошлаб, қуйидаги давлат хизматлари ер тузиш ва кўчмас мулк кадастри давлат корхоналари томонидан бепул амалга оширилади:

- кўчмас мулкка бўлган ҳуқуқларни давлат рўйхатидан ўтказиш;

- кўчмас мулк объектларини ижарага бериш шартномаларини давлат рўйхатидан ўтказиш;

- ипотека ва ипотека шартномаларини давлат рўйхатидан ўтказиш;

- бино ва иншоотларнинг мансублиги ва таркиби тўғрисида маълумотномалар бериш, жумладан бегоналаштирилаётган ёхуд мерос бўйича ўтаётган бино ва иншоотларнинг амалдаги таркибини ва ҳолатини аниқлаштириш мақсадида уларни натурада ўрганиш;

- шахсий турар жой мавжудлиги (йўқлиги) тўғрисида маълумотномалар бериш.

 

Шу билан бирга, ушбу карорга 1-Илова билан кадастр хужжатларини техник инвентаризациядан утказиш ва расмийлаштириш буйича давлат хизматлари нархлари тасдикланган. Мазкур 1-Иловада берилган изохларга асосан бино ва иншоотлар бегоналаштирилаётганда кўчмас мулк объекти жойлашган ер участкасини техник инвентаризациядан ўтказганлик ва кадастр ҳужжатларини расмийлаштирганлик учун тўлов ундирилмайди.

 Юкоридагилардан келиб чикиб, кучмас мулк хадя шартномаси асосида бошка шахсга утганда, кучмас мулкка булган хукукларни давлат руйхатидан утказиш ва кадастр хужжатларини расмийлаштириш хизматлари бепул амалга оширилади.

 

Показать ответ

Фуқароларнинг мустақил равишда ўз эҳтиёжлари учун уй-жой қуриши масаласи Якка тартибдаги уй-жой қурилиши тартиби тўғрисидаги низом (ЎзР ВМ  30.12.2006 йилдаги 272-сон қарори билан тасдиқланган, кейинги матнда - Низом)  билан тартибга солинади.

  Низомнинг 3-бандига асосан Ўзбекистон Республикасининг ҳар бир фуқароси ўзининг ва оиласининг эҳтиёжлари учун қонун ҳужжатларига ва Низомга риоя қилган ҳолда зарур ёрдамчи-хўжалик иморатлари ва ҳовлидаги иншоотлар билан бирга хусусий мулк ҳуқуқида уй қуриш ҳуқуқига эгадир.

            Бунда, якка тартибда уй-жой қуриш учун ер участкаси туманлар (шаҳарлар) ҳокимлари томонидан қишлоқ хўжалиги ва ўрмон хўжалиги таркибига кирмайдиган ерлардан белгиланган тартибда фақат Ўзбекистон Республикаси фуқароларига бир оилага 0,06 гектаргача мерос қилиб қолдириладиган умрбод эгалик қилиш учун берилади (Низомнинг 8-банди).

Якка тартибдаги уй-жой қурилиши учун ер олиш учун Сиз туман (шахар) хокимлигига ариза билан мурожаат қилишингиз лозим. Мазкур аризага Сизнинг доимий яшаш жойингиз бўйича турар жойларнинг кадастр иши нусхаси (мавжуд бўлган тақдирда) ва фуқароларнинг ўзини ўзи бошқариш органларининг оиланинг таркиби тўғрисидаги маълумотномаси илова қилинади (Низомнинг 10-банди).

Бизнингча, мазкур аризада боғингиз олдида бўш ва қаровсиз ер мажуд эканлигини билдириб, айнан шу ерни сизга якка тартибда уй-жой қуриш учун ажратиб бериш имкониятини  кўриб чиқишни сўрасангиз бўлади.

Берилган ариза хокимликнинг тегишли комиссияси томонидан 10 кунлик муддат давомида кўриб чиқилади ва ер ажратиш хақида қарор чиқарилади ёки ер ажратилиши рад этилади.

Ер ажратиш тўғрисида ижобий қарор қабул килинган тақдирда ер тузиш ва кўчмас мулк кадастри давлат корхоналари билан биргаликда уч кун муддатда ер участкаси чегараларини натурада чиқариш амалга оширилади. Шундай сунг, аризачига туман (шаҳар) ҳокимининг қароридан кўчирма ва участка чегаралари чизилган массивнинг бош режасидан нусха берилади.

Айтиш жоизки, Низомнинг 32-бандига асосан қурувчи ер участкасини берилган кундан бошлаб 2 йил мобайнида ўзлаштиришни бошлашга ва қабул қилиш комиссиясининг далолатномаси туман (шаҳар) ҳокимининг қарори билан тасдиқлангандан кейин 2 ой мобайнида уй-жойга бўлган мулк ҳуқуқини давлат рўйхатидан ўтказиш учун "Ергеодезкадастр" давлат қўмитасининг туман (шаҳар) ер тузиш ва кўчмас мулк кадастри давлат корхонасига мурожаат қилишга мажбурдир.

Показать ответ

Ўзбекистон Республикасида давлат мактабгача таълим муассасаси тўғрисидаги Низомнинг (ЎзР ВМнинг 25.10.2007й. 225-сон қарори билан тасдиқланган, кейинги матнда – 225-сонли Низом) 16, 17-бандлари мазмунига кўра хокимиятлар томонидан ташкил қилинган мактабгача таълим муассасасига (боғча, кейинги матнда - МТМ) 2 ёшдан бошлаб 6-7 ёшгача бўлган болалар қабул қилинади. Болаларни МТМга қабул қилиш учун туманлар (шаҳарлар) ҳокимликларининг қарори билан ташкил этилган халқ таълими муассасалари фаолиятини методик таъминлаш ва ташкил этиш бўлимлари ҳузуридаги қабул қилиш комиссиясининг (кейинги матнда – қабул комиссияси) қарори асос бўлади. Бундай қарор тегишли тиббиёт хулосаси ҳисобга олинган ҳолда қабул қилинади.

Айтиш жоизки, қабул комиссияси ҳафтада икки марта, яъни, сешанба ва жума кунлари болаларни МТМга  жойлаштириш масаласида фуқароларни қабул қилади (ЎзР Адлия вазирлигида 26.12.2007й. 1753-сон билан рўйхатга олинган Давлат мактабгача таълим муассасасига болаларни қабул қилиш бўйича қабул комиссиясининг фаолият кўрсатиш тартиби тўғрисидаги Низомнинг 5-банди, кейинги матнда 1753-сонли Низом).

Шу билан бирга, МТМга йўлланма олиш учун ота-оналар (уларнинг ўрнини босувчи шахслар) қабул комиссиясига қуйидаги ҳужжатларни тақдим этади:

- мактабгача таълим муассасасига қабул қилиш бўйича йўлланма бериш тўғрисида ариза;

- боланинг туғилганлиги ҳақидаги гувоҳномасининг нусхаси;

- боланинг отаси ёки онасининг паспорти нусхаси;

- турар жойидан шу манзилда ушбу оиланинг яшаши ҳақида фуқароларнинг ўзини-ўзи бошқариш органлари маълумоти;

- ота-онасининг (уларнинг ўрнини босувчи шахсларнинг) иш жойидан маълумотнома (ишламайдиган ота-оналар бундан мустасно).

Йўлланма олиш учун тақдим этилган ҳужжатлар қабул комиссияси томонидан 7 кунлик муддат ичида кўриб чиқилиши ва қабул қилинган қарор ҳақида аризачига 3 кунлик муддат ичида маълум қилиниши керак (1753-сонли Низомнинг 9-банди).

Таъкидлаш лозимки, 1753-сонли Низомнинг 10-бандига мувофиқ ота-оналар (уларнинг ўрнини босувчи шахслар) танлаган МТМда бўш ўрин (жой) бўлмаган ҳолларда уларнинг ҳужжатлари қабул комиссиясининг қарорига асосан йўлланма олиш учун навбатга қўйилади ёки ота-оналарнинг (уларнинг ўрнини босувчи шахсларнинг) хоҳишига кўра тегишли ҳудуддаги бўш ўрин (жой) мавжуд бўлган ҳамда улар танлаган МТМга яқин масофада жойлашган бошқа МТМга йўлланма берилади.

 

МТМга жойлаштиришда имтиёзлар ҳақида гапирадиган бўлсак, қуйидаги тоифа болалар бундай имтиёзлардан фойдаланадилар:

-          I ва II гуруҳ ногиронлари;

-          кўп болали оилаларнинг болалари;

-          ҳарбий хизматчиларнинг болалари;

-          талабалар ва педагогларнинг болалари

Бундан ташқари, қабул комиссияси ота-оналари мактабгача таълим муассасасининг моддий-техника базасини мустаҳкамлашда ёрдам берган болаларни истисно тарзида навбатдан ташқари қабул қилиши мумкин. Бундай болалар контингенти мактабгача таълим муассасаси режадаги қуввати умумий сонининг 20 фоизидан ортиқ бўлмаслиги керак.

Юқоридагилардан келиб чиқиб айтиш мумкинки, болани МТМга жойлаштиришда унинг яшаш жойи ёки руйхатда турган жойи аҳамиятга эга эмас. Қонунчиликда бу борада чекловлар мавжуд эмас. Боланинг ота-онаси (улардан бири ёки уларнинг ўрнинг босувчи шахслар) ўзлари истаган МТМни танлашлари ва бу МТМ жойлашган ҳудуддаги қабул комиссиясига мурожаат қилишлари мумкин. Мазкур МТМда бўш ўрин бўлмаган тақдирда қабул комиссияси йўлланма олиш учун навбатга қуйиши ёки ушбу ҳудуддаги бўш ўрин мавжуд бўлган МТМга йулланма бериши лозим.

Йулланмани олгандан сўнг, ота-оналар (уларнинг ўрнини босувчи шахслар) 15 кунлик муддатда олинган йўлланмани МТМга тақдим этиши шарт. Агар йулланма ушбу  муддат ичида МТМга тақдим этилмаса, мазкур йўлланма ўз кучини йўқотади.

Показать ответ

       Как вытекает из существа вопроса, разрешения на пристройку дополнительных комнат  получено не было. Согласно ч.1 ст.212 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан (далее – ГК РУз)  пристроенные комнаты признаются самовольной постройкой.  
      
Действительно, в силу ч.3 ст.212 ГК РУз государственный орган может обратиться в суд с заявлением о сносе самовольной постройки, но окончательное решение о сносе должен принять судебный орган.
       
При этом,  Вы также имеете право обратиться в суд заявлением о признании права собственности на самовольную постройку  при условии, что земельный участок  на котором возведены дополнительные комнаты будет Вам предоставлен в установленном порядке. Для этого, Вам необходимо обратиться в соответствующий районный хокимият с письменным заявлением о выделе Вам земельного участка, под возведенную постройку (ч.4 с.212 ГК РУз).     
       В случае, если хокимият откажет в предоставлении земельного участка, Вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения хокимията об отказе в предоставлении земельного участка под самовольную постройку (п.24 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О судебной практике по спорам, связанным с правом собственности на жилой дом индивидуального строительства» от 24.09.2004г. за №14).
      При рассмотрении данных споров в суде, Вы  должны доказать, что сохранение самовольной постройки не нарушит прав и интересов других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

22.04.2016 [ID: 5872] На каком расстоянии от частного жилого дома и от проходящих там газовых труб согласно ПУЭ и СНиП должна быть построена трансформаторная будка (подстанция)? Какое расстояние со всех сторон от будки до жилых домов следует принимать с учётом допустимых уровней шума и вибрации? Как на здоровье людей будут влиять электромагнитные волны и шум, исходящие от будки? И куда обращаться о переносе этой будки в другое безопасное место?
Показать ответ

Данный вопрос регулируется Правилами устройства электроустановок (утверждены приказом Узгосэнергонадзора от 13.02.2004г. №84, далее - ПУЭ). Согласно п.1.1.1. ПУЭ они распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки до 500 кВ производителей электрической энергии, электроснабжающих организаций и потребителей электроэнергии.

Пункт 4.2.66. ПУЭ устанавливает, что расстояния от отдельно стоящих зданий закрытых распределительных устройств до производственных зданий и сооружений промышленных предприятий, а также до жилых и общественных зданий следует принимать по СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий".

Для стесненных условий приведенные в КМК расстояния по согласованию с местными органами пожарной охраны могут быть уменьшены при условии, что стена закрытых распределительных устройств, обращенная в сторону здания, предусмотрена глухой.

Расстояние между расположенными по периметру промышленных зданий пристроенными или встроенными ПС не нормируется.

Согласно п. 4.2.25. ПУЭ для распределительных устройств, размещаемых в районе жилой и промышленной застройки, должны предусматриваться мероприятия по снижению шума, создаваемого  работающим  электрооборудованием  (трансформаторами, синхронными компенсаторами и т.п.), до значений, указанных в КМК "Защита от шума". Следовательно, допустимые уровни звукового давления приведены в разделах 3,10  КМК  «Защита от шума» (утвеждены приказом Государственного комитета по архитектуре и строительству Республики Узбекистан от  21.08.1996г. №80).

В случае, если сооружаемое рапределительное устройство не соответствует действующим нормам и правилам, Вам необходимо обратиться с заявлением в Государственную инспекцию Республики Узбекистан по надзору в электроэнергетике.

Показать ответ

В соответствии со ст.27 Жилищного Кодекса РУз в случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается стоимость насаждений либо выплачивается стоимость сносимых жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений.

Если  решение об изъятии земельного участка и сносе уже принято, то хокимият  района (города) обязан уведомить Вас о принятом решении письменно под роспись не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса, с приложением соответствующих документов (п.4 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам  в связи  с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (утверждено Постановлением КМ РУз 29.05.2006г. №97, далее- Положение).

Для получения жилого помещения Вы (собственник) после получения уведомления о предстоящем сносе в месячный срок должны подать согласованное с членами семьи заявление в хокимият о выделении Вам жилого помещения взамен сносимого жилья. В заявлении нужно указать состав семьи, количество постоянно проживающих лиц, а также имеющихся у них льгот на получение дополнительной жилой площади сверх социальной нормы площади жилья (если таковые льготы имеются).

Отметим, что компенсация в виде предоставления в собственность другого жилого помещения состоит из предоставления собственникам, членам их семей, а также гражданам, постоянно проживающим в этих домах (квартирах), другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплате стоимости насаждений (п.14 Положения).

Согласно ч.2 ст.42 Жилищного Кодекса РУз социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров.

Равноценность же предоставляемого жилого помещения определяется как величина, равная по цене сносимому жилому дому (квартире) собственника.

В случае, если рыночная стоимость сносимого дома (квартиры) превышает рыночную стоимость предоставляемого жилья, разница подлежит компенсации собственнику. И наоборот, если рыночная стоимость предоставляемого жилья превышает рыночную стоимость сносимого дома (квартиры), то данная разница подлежит компенсации собственником в течение пяти лет с момента предоставления жилья (ст.27 Жилищного Кодекса РУз).

Показать ответ

Согласно ст.18 Земельного Кодекса Руз право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, а также при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены.

Из заданного вопроса, к сожалению, не усматривается как и когда к Вам перешли здания и сооружения.

По общему правилу, в соответствии с п.27 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (утверждено Постановлением КМ РУз от 07.01.2014г. за №1, далее - Положение)  в течение одного месяца со дня получения земельных участков по решению соответствующих органов государственной власти или по иным основаниям необходимо подать заявление о государственной регистрации прав на земельные участки в органы, осуществляющие государственную регистрацию по месту расположения земельного участка.

При этом, при переходе права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на предприятие, здание, сооружение или иную недвижимость вместе с этими объектами переходит и право владения и постоянного пользования земельным участком, занятым указанными объектами и необходимым для их использования (ч.1 ст.22 Земельного Кодекса РУз).

Более того, необходимо учитывать, что в  случае, когда юридическое и физическое лицо является собственником земельного участка, на котором находятся отчуждаемые здания и сооружения, на имя нового правообладателя оформляется право собственности на весь земельный участок или на часть земельного участка, которая занята недвижимым имуществом и необходима для ее использования, в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено договором отчуждения (ч.3 п.25 Положения). В данном случае, переход права владения или постоянного пользования земельным участком регистрируется на основании договоров купли-продажи и других видов отчуждений, решений собственников или уполномоченных ими лиц, решения суда или постановления судебного исполнителя либо акта передачи зданий и сооружения между взыскателем и должником, утвержденного судебным исполнителем, а также правоустанавливающих документов на земельный участок лица, от которого переходит право собственности или другие вещные права на здания и сооружения.  На основании вышеуказанных документов и поданного заявления орган государственной власти должен в течение 5 дней (со дня подачи заявления) вынести соответствующее решение. 

Показать ответ

Российская Федерация, также как и Республика Узбекистан является участником Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[1] (далее - Конвенция).

Доверенность, удостоверенная нотариусом этого государства, будет иметь юридическую силу в Республики Узбекистан без какого-либо специального удостоверения (ст.13 Конвенции).

Следовательно, регистрировать доверенность в посольстве не нужно.


[1] г.Минск, 22 января 1993 года; Конвенция вступила в силу для Республики Узбекистан с 19.05.1994г.,  для Российской Федерации с 10.12.1994г.

Показать ответ

По Вашему обращению был направлен запрос в Государственный комитет по архитектуре и строительству. Госархитектстрой свои письмом от  6.12.2016г. №7770/5002 ответил, что строительные нормы и правила не устанавливают ограничений по строительству зданий и сооружений на месте ирригационных сетей. При этом отмечено, что строительство на месте ирригационных сетей может осуществляться после демонтажа ирригационных лотков и проведения соответствующих инженерно – геологических мероприятий по уплотнению грунтового основания (согласно проектно-сметной документации).

Вопросы переноса ирригационных лотков с одного места на другое решается управлениями благоустройства при хокимиятах районов (городов)[1].

 


[1] см.прил. №1 к ПКМ от 11.11.2010г. №251

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика