Ответов: 2175
Ответы эксперта. Учет денежных средств
Показать ответ

Порядок инкассации денежной выручки хозяйствующих субъектов, а также ответственность должностных лиц за сохранность ценностей установлены Инструкцией по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках (утверждена постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27.06.2008 г. N 1831, далее - Инструкция). Согласно этому документу при недостаче денег (независимо от суммы), выявлении неплатежных, фальшивых денег пломба вместе со шпагатом предъявляется сдатчику денег для обозрения, если он того потребует. При расхождении суммы, фактически оказавшейся в сумке, с указанной в препроводительной ведомости кассир обязан сверить с контролером сумму пересчитанных денег со списком купюр на обратной стороне ведомости и контролер должен вторично пересчитать денежные билеты того достоинства, в сумме которых выявлены расхождения (пункт 157 Инструкции).

При подтверждении недостачи, излишка денег (неплатежных, фальшивых денег) кассир составляет акт на лицевой стороне препроводительной ведомости, накладной к сумке, который и подписывают кассир, контролер, а также представитель хозсубъекта, если он присутствовал при пересчете выручки (пункт 158 Инструкции).

Кроме того, ответственность за состояние инкассации денежной выручки и перевозки ценностей несут руководители банков и руководители Объединения инкассации при Центробанке Узбекистана (в системе Народного банка - службы его инкассации) (пункт 407 Инструкции).

Наряду с руководителями банков ответственность за правильную организацию кассовой работы, надлежащее хранение и полную сохранность всех охраняемых ценностей, а также за четкое кассовое обслуживание клиентов банка несут главные бухгалтеры, начальники отделов кассовых операций (заведующие кассами), а за своевременный сбор, перевозку ценностей и обеспечение их сохранности - начальники управлений, отделов инкассации или лица, выполняющие их обязанности (пункт 408 Инструкции).

Исходя из этого можно судить, что в кассовом мешке не было недостачи, в противном случае банк об этом сразу проинформировал бы Вас.

Судя по вопросу, здесь была ошибка кассира не в виде недостачи наличной выручки, а скорее описка в сопроводительной ведомости, кассир по невнимательности перепутал цифры местами. Учитывая, что в Z-отчетах отражена в совокупности сумма 695 000 сум, эта же сумма  зачислена на Ваш расчетный счет согласно выписке банка, и с этой суммы бухгалтерия начислила налоги, обязать касира внести в кассу  сумму  36000  сум будет неправильным. В данном случае  рекомендуем Вам составить бухгалтерскую справку о том, что в сопроводительной ведомости была сделана описка, поэтому сумму 659 000 сум читать  как 695 000 сум. .

Показать ответ

Ошибка, совершенная кассиром при заполнении контрольно-кассовой книги кассира–операциониста, означает, что показатели ККМ на конец текущего рабочего дня (то есть наличная денежная выручка, занесенная в память ККМ в течение дня) не соответствуют общей сумме наличной денежной выручки, сданной в банк в течение текущего рабочего дня (без учета суммы выручки, перешедшей с предыдущего рабочего дня). Такая ошибка может быть расценена не как арифметическая, а как нарушение правил торговли. Согласно пункту 189 Правил розничной торговли в Республике Узбекистан (приложение №1 к Постановлению КМ РУз №75 от 13.02.2003 г.) нарушением правил торговли, в числе прочих, признается реализации товаров без выдачи чека (квитанции, счета), а также несоблюдение установленного порядка применения ККМ.

Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины  возлагается на руководителя организации, лицо, осуществляющее функции бухгалтерского учета и финансового управления, а также кассиров. Лица, виновные в нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (глава 6 Правил ведения кассовых операций юридическими лицами, зарегистрированных МЮ 22.06.2015 г. №2687).  

В соответствии со статьей 119 НК реализация товаров без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, влечет наложение штрафа от 30 до 50 МРЗП.

Нарушение порядка ведения кассовых операций согласно статье 175 КоАО влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 МРЗП.

Таким образом, налоговые органы, выявив нарушения порядка ведения кассовых операций, вправе применить соответствующие меры ответственности к виновным должностным лицам.

Показать ответ

1.На территории Узбекистана реализация товаров (работ, услуг) за наличный денежный расчет осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее - ККМ), за исключением отдельных категорий юридических и физических лиц. Порядок применения ККМ определен Положением о порядке применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью при осуществлении денежных расчетов с населением (приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 17.11.2011 г. N 306). В соответствии с нормами данного Положения хозяйствующие субъекты, осуществляющие расчеты с населением при помощи ККМ, должны в обязательном порядке выдавать покупателю чек, подтверждающий прием от него наличных денег.

Кассир в конце рабочего дня должен снимать ежедневный отчет по ККМ (Z-отчет) и заполнять контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста. На основании данного отчета выписывается один приходный кассовый ордер на всю сумму дневной выручки.

2. Как было отмечено выше, в конце рабочего дня кассир обязан снимать ежедневный отчет по ККМ и заполнять контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста. Форма книги и порядок ее заполнения утверждены постановлением ГНК «Об утверждении формы контрольно-кассовой книги кассира-операциониста и порядка ее заполнения» (зарегистрировано МЮ 9.01.2012 г. N 2309). При заполнении книги кассиру нужно помнить, что в нее записываются сведения о:

  • выручке, внесенной в память ККМ в течение всего рабочего дня (смены),
  • выручке, сданной в кассы банка,
  • сумме остатка наличной выручки на конец рабочего дня.

Это значит, что каждая строка книги отражает: полученную выручку, сданную в банк выручку и остаток выручки за каждый рабочий день (или смену), а не за промежуток от одной инкассации до другой.

Все нормы по организации работы кассы, оформлению кассовых документов, приема и выдачи наличных денег определены Правилами ведения кассовых операций юридическими лицами (приложение к постановлению правления ЦБ, зарегистрированному МЮ 22.06.2015 г. N 2687).

Кассовые операции оформляются формами первичной учетной документации (приходный кассовый ордер и расходный кассовый ордер). На основании приходных и расходных документов кассир ведет кассовую книгу. Листы в кассовой книге заранее нумеруются, книга прошнуровывается и опечатывается (если на предприятии имеется печать). На последней странице указывается количество страниц, дата и ставится подпись руководителя и главного бухгалтера.

Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге, а вторые (отрывные) служат в качестве отчета кассира. Оба листа нумеруются одинаково.

В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию отчет кассира с приложением приходных и расходных кассовых документов под расписку в кассовой книге.

Допускается вести кассовую книгу электронным (программным) способом. Порядок ее ведения в таком виде определен пунктом 26 Правил N 2687.

Показать ответ

В соответствии со статьей 3 Закона РУз «О семейном предпринимательстве» (№ЗРУ-327  от 26.04.2012 г.) семейное предпринимательство может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. При государственной регистрации субъектов семейного предпринимательства без образования юридического лица выдается свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя установленного образца, в котором указывается, что индивидуальная деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, а также указываются члены семьи, осуществляющие совместную предпринимательскую деятельность (пункт 4 Положения о порядке осуществления семейного предпринимательства без образования юридического лица и ремесленнической деятельности, утвержденное ПКМ №216 от 29.07.2009 г.). Субъект семейного предпринимательства может осуществлять виды деятельности по перечню, установленному законодательством для индивидуальных предпринимателей (пункт 8.1 Положения №216).

В соответствии с пунктами 30 и 31 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (утверждено ПКМ №407 от 26.11.2002 г.) розничная реализация товаров может производиться индивидуальными предпринимателями только через собственные или арендованные стационарные торговые точки с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). При осуществлении розничной торговли через стационарные торговые точки не допускается реализация товаров за пределами торговой точки, в том числе лоточная торговля.

Стационарная розничная торговая точка определена как объект (здание, сооружение) на отведенных решением органов государственной власти на местах земельных участках, построенный по проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке в органах Госархитектстроя РУз, отвечающий нормам и требованиям санитарии и пожарной безопасности, имеющий торговый зал, торговое оборудование и помещения для хранения, сортировки и фасовки товаров, а также оснащенный ККМ.

Бочка, посредством которой осуществляется торговля морсом, является не стационарной торговой точкой, а передвижным торговым объектом. Передвижными являются торговые объекты (лотки, прилавки, палатки, автомагазины и т.п.), дислоцированные на временной основе и носящие сезонный или целевой характер, а также требующие после завершения рабочего дня демонтажа и переноса объекта (пункт 3 Правил розничной торговли в Республике Узбекистан, приложение №1 к ПКМ №75 от 13.02.2003 г.).

Согласно пункту 19 Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности выносная (лоточная) торговля прохладительными напитками и мороженым допускается только юридическими лицами.

По вопросу применения ККМ семейным предприятием без образования юридического лица при реализации морса на рынке Министерство финансов Республики Узбекистан разъяснило: исходя из норм Положения о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности и Правил розничной торговли в Республике Узбекистан выносная розничная торговля мороженым и прохладительными напитками разрешается только юридическим лицам.

Показать ответ

Нет, новый директор не должен восстанавливать контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста (далее - книга) за период, в котором он не работал. А также, в соответствии с законодательством, он не может внести в книгу исправления. В банковских и кассовых денежных документах исправления и помарки не допускаются (статья 14 Закона «О бухгалтерском учете»). Согласно пункту 17 Положения о порядке заполнения контрольно-кассовой книги кассира-операциониста (рег. № 2309 от 09.01.2012г.) учет книг ведется органами государственной налоговой службы (ОГНС). Данным Положением не предусмотрена возможность перерегистрации книги (выдача новой книги вместо старой) ОГНС в случае обнаружения ошибок.

В данном случае, рекомендуем Вам провести инвентаризацию денежных средств и первичных кассовых документов в связи со сменой материально ответственного лица. Результаты инвентаризации отразите в Акте инвентаризации наличных денежных средств.  Правила проведения инвентаризации и форма акта инвентаризации приведены в НСБУ №19 «Организация и проведение инвентаризации» (рег.  N 833 от 02.11.1999 г.).

Также в произвольной форме составьте акт, в котором отразите по отдельности каждую ошибку (например: сумму «50000» указанную в строке №5 графы 6 читать как «60000»).  Приложив эти акты к уведомительному письму об обнаруженных ошибках, направьте эти документы в ОГНС. Копии письма и актов, подписанную сотрудниками ОГНС, сохраните как доказательство о своевременном уведомлении обнаруженных ошибок. После чего, внесите правильное сальдо на начало дня (на основании актов инвентаризации) и продолжайте заполнять ту же контрольно-кассовой книгу кассира-операциониста.

Показать ответ

Если оплата с использованием терминала принимается у физического лица, счет – фактуру выписывать не нужно, вне зависимости от суммы оплаты.

Если оплата принимется через корпоративную банковскую карту юридического лица, целесообразно выписывать счет-фактуру, так как он будет служить основанием для оприходования ТМЦ в бухгалтерском учете у покупателя.

Чеки платежных терминалов при оплате с использованием банковских корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса, признаются первичными учетными документами, заменяющими счет – фактуру (ст.14 Закона «О бухгалтерском учете», ст.222 НК).

При этом, одним из обязательных реквизитов первичных учетных документов являются наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении) (ст.14 Закона «О бухгалтерском учете»).

Так как чеки терминала не содержат полную информацию, для покупателей – юридических лиц, которые осуществляют оплату с использованием банковских корпоративных пластиковых карт целесообразно выписывать счет – фактуру, товарную накладную или товарный чек, содержащие необходимую информацию, вне зависимости от суммы покупки.

Показать ответ

Аҳоли билан пулли ҳисоб-китобларни амалга оширишни расмийлаштириш «Юридик шахслар томонидан касса операцияларини амалга ошириш қоидалари» ( 2687-сон билан  22.06.2015й.да руйхатга олинган)ҳамда «фискал хотирага эга бўлган назорат-касса машиналарининг қўлланиш тартиби тўғрисида Низом»(ВМ 17.11.2011й. 306-сон Карорига 1-Илова) га мувофиқ тартибга солинади.

Назорат-касса машинаси ёрдамида аҳоли билан ҳисоб-китоб қилувчи барча корхоналар харидорга ундан нақд пул қабул қилинганлигини тасдиқловчи НКМ чекини мажбурий тартибда бериши керак.

НКМ чеки ҳисобварақ-фактура ўрнини босадиган ҳужжатдир. (Солик Кодексининг 222-моддаси). У маҳсулотнинг сотилганини тасдиқловчи ҳужжатдир.

Ҳар иш куни сўнгида ҳар бир НКМ бўйича Z-ҳисобот ечилиб, ундаги кўрсатгичлар кассир-операциячининг назорат-касса китобига киритилади. Ушбу китоб шакли ва уни тўлдириш тартиби ЎзР АВ 09.01.2012 й. 2309-сон  билан ДСҚ Қарори билан белгиланган.

Кун якунида умумий нақд тушумга битта кирим касса ордери ёзилади. Касса ордерлари кассага топширилгунига қадар ташкилот бухгалтерияси томонидан тегишли равишда Касса кирим ордерларини қайд этиш дафтарида ва Касса чиқим ордерларини қайд этиш дафтарида рўйхатга олиш лозим.

Бундан ташкари, накд пул кирим ва чикими касса дафтарида қайд этилади. Қоидага асосан, корхона бўйича битта касса дафтари юритилишини талаб қилинади. Кассир унга ҳар бир ордер ёки пул маблағлари кирими ва чиқимини тасдиқловчи ҳужжат асосида қайдлар киритади. Ҳар куни  иш куни охирида кассир кассадаги нақд пулларнинг иш куни бошига қолдиғини ёзади,  бир кунлик операциялар ҳисобини чиқаради ва кассадаги нақд пуллар қолдиғини кейинги иш кунига ўтказади.

Касса дафтари тўғри юритилишини корхона бош бухгалтери назорат қилади.

Показать ответ

Вам следует устанавливать в автоматизированных туалетных кабинах с купюроприёмником ККМ, которая будет выдавать чеки. Чеки являются документами, подтверждающими факт оказания услуг (ст.22 НК).

Помимо того, следует учитывать, что нормы действующего законодательства требуют обязательное применение ККМ при осуществлении взаиморасчетов с населением за наличные денежные средства посредством механических аппаратов, автоматов (фискальные регистраторы) (п.19 Положения).

Также при осуществлении денежных расчетов с населением, автоматизированные туалетные кабинки   должны быть оснащены расчетным терминалом по приему платежей с банковских пластиковых карточек (п.4 №ПП-1325 от 19.04.2010г.). Порядок применения платежных терминалов регулируется специальным Положением (МЮ №1986 от 27.07.2009 г.).

В  определенных  случаях, например отсутствие электроэнергии и пр., юридические лица, при оказании услуг населению могут выдавать талоны, билеты или другие приравненные к ним документы, прошедшие регистрацию в ОГНС. Они являются бланками строгой отчетности (п.19 Прил.1 к ПКМ №306 от 17.11.2011г.-далее Положение).

Для регистрации билетов, талонов хозяйствующий субъект обращается в ОГНС до начала осуществления денежных расчетов с населением. ОГНС в двухдневный срок осуществляет регистрацию указанных документов.

Показать ответ

Проводки по реализации товаров в розничной торговле отражаются со счетами учета денежных средств в корреспонденции со счетом 9020 «Доходы от реализации товаров». К примеру, если за кепку, стоимость которой 50 тыс.сум, оплачивают 20 тыс.сум наличными средствами и 30 тыс.сум банковской карточкой, проводки по данной операции будут следующими (п.222, 238, 380 Прил.№2 к НСБУ №21) :

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Дебет

Кредит

 

Отражается поступление денежных средств от покупателя наличными

5010«Денежные средства в национальной валюте»

9020 «Доходы от реализации товаров»

20 000

Отражается поступление денежных средств от покупателя посредством платежного терминала

 5710 «Денежные средства (переводы) в пути»

9020 Доходы от реализации товаров»

30 000

Переданы из кассы наличные деньги инкассаторам для зачисления на счета в банке

5710 «Денежные средства (переводы) в пути»

5010 «Денежные средства в национальной валюте»

20 000

Списана себестоимость реализованного товара

9120 «Себестоимость реализованных товаров»

2920 «Товары в розничной торговле»

 

Показать ответ

Сдача наличных денег в кассу предприятия учредителем на безвозмездной основе не является нарушением законодательства.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами определен Правилами. 

Расчеты между организациями, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. При оказании предприятию безвозмездной финансовой помощи учредитель не осуществляет предпринимательскую деятельность.

Прием наличных денег кассами организаций производится по приходным кассовым ордерам, подписанным лицом, осуществляющим функции бухгалтерского учета и финансового управления.

При приеме наличных денег лицу, сдавшему деньги, выдается приходный кассовый ордер подписанный лицом, осуществляющим функции бухгалтерского учета и финансового управления, и кассира, заверенный печатью (штампом) кассира или квитанция с оттиском кассового аппарата (слип). Безвозмездно полученные доходы в виде денежных средств отражаются по кредиту счета 9380 "Безвозмездная финансовая помощь" в корреспонденции со счетами учета денежных средств и денежных эквивалентов (п.400 Прил.№2 к НСБУ №21).

Как видно, Правила кассовых операций и НСБУ позволяют принимать наличными от учредителя безвозмездную финансовую помощь, но   инкассируют  только  выручку  от  реализации   товаров  (работ и  услуг), а  остальные наличные  средства   сдаются предприятием  в  кассу  банка  по  объявлению.

Если  вами были соблюдены правила оформления кассовых документов по приему и сдачи в инкассацию денежных средств, у  вас  не возникнут штрафные санкции.

Показать ответ

Z-отчет  ККМ выводится в конце  рабочего дня (смены) (п.6 Постановления ГНК, рег. МЮ № 2309 от 09.01.2012г.).

После снятия "Z"-отчета сумма, пробитая в течение дня, обнуляется и переносится в фискальную память ККМ.

X-отчет является проверочным отчетом и при необходимости снимается в течение дня.

Для удобства и простоты ведения учета X-отчет можно снять при инкассировании и прикрепить его к квитанции инкассированной денежной выручки .

Показать ответ

Да, обязательно.

Все нормы по организации работы кассы, оформлению кассовых документов, приема и выдачи наличных денег определены Правилами (рег. МЮ N 2687 от 22.06.2015 г.).

Кассовые операции оформляются формами первичной учетной документации (приходный кассовый ордер и расходный кассовый ордер).

Кассир в конце рабочего дня должен снимать ежедневный отчет по ККМ (Z-отчет). На основании данного отчета выписывается один приходный кассовый ордер на всю сумму дневной выручки. А затем на основании расходного ордера денежные средства сдаются в дневные и вечерние кассы либо инкассаторам для доставки в банки.

На основании приходных и расходных ордеров кассир заполняет контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста. Порядок ее заполнения утверждены постановлением ГНК (рег. МЮ №2309 от 9.01.2012 г.)

Подробная информация: https://vopros.norma.uz/question/6355

Показать ответ

Отдельный порядок внесения изменений в содержимое чека  ККМ и платежного терминала не установлен. Следовательно можем дать рекомендации на общих основаниях.

Порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее - ККМ) определен Положением (прил.№1 к ПКМ №306 от 17.11.2011г.). Основным документом, регламентирующим применение платежных терминалов, является Положение о порядке оснащения и применения платёжных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением (МЮ №1986 от 27.07.2009 г.).

Настройку ККМ на пробивку в чеке НДС с технической точки зрения могут осуществить производители ККМ или организация, специализированная на техническом обслуживании ККМ.

Платежный терминал выделяется обслуживающим банком. В случае возникновения технической или программной неисправности платежного терминала руководитель предприятия обязан не позднее одного дня письменно или в электронной форме уведомить об этом ОГНС и обслуживающий коммерческий банк (п.10 Положения №1986). Исходя из данной нормы, можете обратится в свой обслуживающий банк для внесения информации о НДС в текст чека терминала.

Сроки внесения изменений обслуживающими организациями и банком в программу ККМ и платежного терминала могут быть в пределах срока, установленного для ремонта. Так как на этот период будет отсутствовать ККМ и терминал, предприятие должно об этом уведомить ОГНС и получить у них зарегистрированные квитанции для использования в расчетах с населением.

Показать ответ

Чеки контрольно-кассовой машины с фискальной памятью, терминала, квитанции, в случаях реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет являются документами, заменяющими счет-фактуру. При этом в случае поставки товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, в этих документах в обязательном порядке должна быть выделена сумма налога на добавленную стоимость (ст.222 НК).

При наличии у вашего предприятия оборотов, облагаемых НДС, к примеру стоматологические услуги, в чеке должно быть выделена ставка и сумма НДС.

По оборотам, освобожденным от НДС, согласно нормативно- правовым актам , в чеке должна быть надпись «Без НДС».

Показать ответ

Да, обязанность по выдачи чеков (квитанций) терминала и ККМ можно возложить на всех администраторов предприятия.

Работник, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, несет полную материальную ответственность за необеспечение сохранности ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора (ст.203 ТК). Договор о полной материальной ответственности, заключенный с работником, в функциональные обязанности которого не входит обслуживание денежных или товарных ценностей, признается недействительным.

Порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее - ККМ) определен Положением (прил.№1 к ПКМ №306 от 17.11.2011г.). 

Обязательным требованием ККМ является ежедневная проверка перед началом работы ответственным лицом, закрепленным приказом на предмет общего технического состояния, ее исправности и точности показа даты и времени. В конце рабочего дня нужно снимать ежедневный отчет по каждой ККМ с обязательным заполнением контрольно-кассовой книги кассиром-операционистом по установленной форме. Законодательством не установлено ограничение по количеству работников, которые могут пробивать чеки ККМ за оказанные услуги, и по внесению ими данных в    контрольно-кассовую книгу кассира-операциониста.

Основным документом, регламентирующим применение платежных терминалов, является Положение о порядке оснащения и применения платёжных терминалов при осуществлении денежных расчетов с населением (МЮ №1986 от 27.07.2009 г.). главным требованием является знание сотрудников - продавцов объектов торговли и сферы услуг порядка использования платежных терминалов. Руководитель обязан ознакомить сотрудника-продавца с порядком их использования. Здесь также не органичен перечень сотрудников, которые могут принимать оплату за услуги посредством платежного терминала.

Показать ответ

Ваше предприятие должно применять онлайн-ККМ или виртуальную кассу не  позже  чем  с 1 августа 2020 года.

График  поэтапного перевода субъектов предпринимательства, имеющих наличную выручку, на использование онлайн контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы утвержден Указом Президента № УП-5813 от 06.09.2019 г.

В вашем случае при реализации лекарственных средств наличная выручка не имеется, соответственно, условие применения онлайн-ККМ с 1 января 2020 года на вас не распространяется.

График  поэтапного перевода субъектов предпринимательства, имеющих  наличную выручку, на использование онлайн контрольно-кассовых машин либо виртуальной кассы (прил. к № УП-5813 от 06.09.2019 г.). 

   

    

      

Категории субъектов предпринимательства

    

    

Сроки

        

1

Субъекты предпринимательства, занимающиеся реализацией алкогольной и табачной продукции, лекарств, бензина, дизельного топлива и природного газа для автомобилей

 

1 января

2020 года

2

Субъекты предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам прошлого года превысил пять миллиардов сумов

 

1 августа

2020 года

3

Субъекты предпринимательства, годовой оборот (выручка) которых по итогам прошлого года превысил сто миллионов сумов либо в течение года достиг указанного предельного размера

 

1 января

2021 года

4

Все субъекты предпринимательства

 

1 января

2022 года

 

 

 

 

 

Показать ответ

Нет, корпоративную пластиковую карту (КПК) в качестве материала приходовать не нужно, так как она предоставляется в пользование банком юридическому лицу, т.е. организация является держателем, а не владельцем  КПК, на основании договора с банком. Порядок проведения юридическим лицом расчетных операций с помощью банковских корпоративных карт регулируется «Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами» (Рег. № МЮ 1470 от 18.04.2005 г.). Согласно Положению банк – эмитент обладает правом собственности  на эмитированные им банковские карты, а организация посредством КПК распоряжается денежными средствами, учитываемыми на карточном счете, принадлежащем организации. Оплаченные банку суммы за право пользования КПК следует учитывать в качестве расходов периода как банковские услуги.

Показать ответ

1.Предприятия могут осуществлять расчеты с использованием корпоративных банковских карт в национальной валюте (КПК) на предприятиях торговли и сервиса для оплаты расходов, предусмотренных "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (ПКМ от 5.02.1999г. N 54, далее – Положение о составе затрат). Использование КПК регулируется Положением о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (рег. N 1470 от 18.04.2005г., далее – Положение 1470).

2. Покупка ТМЦ и хозяйственных товаров для собственных нужд - самая распространенная статья расходов и самая удобная для оплаты с использованием КПК. Компьютер, пылесос, холодильник, сотовый телефон  по стоимости обычно относят к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, расходы на которые предусмотрены пунктом 2.1.2.5 Положения о составе затрат.   При осуществлении оплаты посредством КПК за товары для хозяйственных нужд мелким оптом в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством (пункт 10 Положения 1470). Часто предприятия довольствуются только чеком, полученным от продавца. Однако, учитывая требования пункта 10 Положения 1470, а также отсутствие выписки товарных чеков в торговых точках, рекомендуем оформлять накладные или акты приема-передачи на приобретенный товар. И уже к накладной прикладывать чек. В бухгалтерии следует отразить приход ТМЦ и хозяйственных товаров, а по мере расходования - списывать.

3. Представительские расходы также учтены в Положении о составе затрат (пункт 2.2.13).  Эти расходы должны быть целевыми и, как любой другой расход, заранее спланированы. Для подтверждения представительстких расходов обычно оформляют следующие документы:

1) приказ на осуществление представительских расходов (проведение мероприятия или другие цели);

2) программу планируемого мероприятия;

3) смету предстоящих расходов;

4) отчет, составленный по результатам проведенного мероприятия;

5) акт о списании представительских расходов;

6) первичные документы по расходам, которые были произведены непосредственно для проведения мероприятия (по приобретению продуктов, канцелярских товаров и прочее);

7) первичные документы по оплаченным расходам услуг сторонних организаций;

8) договоры (на оказание услуг, покупку ТМЦ и прочее).

Предприятие может уполномочивать в качестве держателя КПК своего сотрудника , заключив с ним договор о полной материальной ответственности. Держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня получения под отчет корпоративной банковской карты представлять в бухгалтерию юридического лица отчет об израсходованных посредством корпоративной банковской карты средствах.

К отчету следует прикладывать чеки, накладные, счета-фактуры, подтверждающие факт покупки и описывающие ее характер (наименование товара, услуги, количество, стоимость и т. д.).

Показать ответ

1. Корпоратив банк карталари ёрдамида ҳисоб-китобларни амалга ошириш тартиби махсус Юридик шахслар томонидан миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланиш тартиби тўғрисида низом билан белгиланган (АВ рўйхат рақами 18.04.2005 йилдаги 1470-сон, кейинги ўринларда - Низом).

Ущбу Низомнинг 6-бандига асосан корпоратив банк карточкаларидан фойдаланган ҳолда ВМнинг 05.02.1999й 54-сон қарори билан тасдиқланган “Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисида низом”да кўзда тутилган харажатларни тўлаш учун нақд пулсиз ҳисоб-китобларни амалга оширишлари мумкин.

Яъни, корпоратив карточкалар ёрдамида ёзув-чизув ва хўжалик товарлари, хизмат автотранспорти учун эҳтиёт қисмларни сотиб олиш, хизмат сафари харажатлари ва ходимларнинг меҳмонхонада яшаш ҳақини тўлаш, авиачипталар харид қилиш ва телефон алоқаси, шу жумладан уяли телефон хизматлари ҳақини тўлаш мумкин.

Корпоратив карточкага асосий воситаларни харид қилиш мумкинлиги ёки мумкин эмаслиги 1470-сонли Низомда ёки бошқа қонун хужжатларида алоҳида акс эттирилмаган. Аммо, асосий воситаларни сотиб олиш харажатлари 54-сонли Низомда кўзда тутилмаган. Шунинг учун корпоратив карточкага асосий воситаларни харид қилишни тавсия этмаймиз.

Корпоратив карточкадан нақд пул олиш, унга иш ҳақи ва иш ҳақига тенглаштирилган тўловлар, пенсиялар, нафақалар, стипендиялар ва дивидендларни ўтказиш учун фойдаланиш мумкин эмас (Низомнинг 11-банди).

2. Пластик карточкадан фойдаланиш учун корхона унинг масъулиятли тутиб турувчиларини белгилаши керак. Улар раҳбарнинг буйруғи билан тайинланади. Бунда банк картасининг тутиб турувчиси мазкур ташкилотнинг корхона билан тўлиқ моддий жавобгарлик тўғрисида шартнома тузган штатдаги ходимигина бўлиши мумкин.

Корпоратив карточка тутиб турувчиси уни олган кундан бошлаб 10 кундан кечиктирмай бухгалтерия олдида ундан сарфланган маблағлар тўғрисида ҳисобот бериши шарт. Буйруқ билан ҳисобот учун кам муддат, масалан, - ҳар кун ҳар бир иш куни охирида деб ҳам белгилаш мумкин.

Агар карточкадан хизмат сафари харажатлари тўланса, ҳисобот ходим хизмат сафаридан қайтганидан кейин 3 кун мобайнида тақдим этилади.

Низомга кўра корпоратив карточкалар бўйича ҳисоб-китобларни терминаллар квитанцияларининг асл нусхалари тасдиқлайди. Амалда «тўланган» штампи қўйилган ва тўловни терминал орқали қабул қилган ходимнинг имзоси бўлган счётлар, товар счётлари ва квитанциялар илова қилиниши керак. Бироқ амалиётда кўпинча ушбу «иловалар»нинг барчасини сотувчилар бермайдилар. Бундай ҳолларда карта тутиб турувчисининг ўзи товарлар (ишлар, хизматлар) рўйхатини батафсил бериб, уларнинг ўлчовлари, нархлари ва карточкадан ҳисобдан чиқарилган суммаларни кўрсатган ҳолда, уларни кейин бухгалтерия ҳисобида акс эттириш учун харажатларнинг батафсил бўнак ҳисоботини тузиши керак.

3. Корпоратив карточкалар бўйича ҳисоб-китобларнинг бухгалтерия ҳисоби 5540 «Корпоратив карточка» пул маблағларини ҳисобга олишнинг махсус ҳисобварағида юритилади.

Корпоратив банк картасидан харид амалга оширилганда қуйидагича бухгалтерия ўтказмалари берилади:

 Хўжалик операциясининг мазмуни

Дебет

Кредит

Тасдиқловчи ҳужжатлар

КПКга пул маблағларини ўтказиш

5540 "Корпоратив карточкалар"

5110 "Ҳисоб рақам"

Банк кўчирмаси

Товар моддий қимматликларни харид қилиш          

4230 "Умумхўжалик харажатлари учун берилган бўнаклар"

5540 "Корпоратив карточкалар"

Терминал чеки, товар чеки, пул маблағлари сарфи ҳақидаги ҳисобот

Ҳисобдар шахсдан товар моддий қимматликларни қабул қилиш

1000 "Материаллар"

4230 "Умумхўжалик харажатлари учун берилган бўнаклар"

Кирим ордери (№ М-4 шаклда)

Показать ответ

Корпоратив карточка корхонага банк томонидан бериладиган ва корхонага ўзининг карта ҳисобварағида ҳисобда турган пул маблағларини тасарруф этиш, товарлар, ишлар ёки хизматлар учун нақд пулсиз шаклда тўловларни амалга ошириш ҳуқуқини берувчи тўлов пластик карточкаси ҳисобланади.

Корпоратив банк карталари ёрдамида ҳисоб-китобларни амалга ошириш тартиби махсус Юридик шахслар томонидан миллий валютадаги корпоратив банк карталаридан фойдаланиш тартиби тўғрисида низом билан белгиланган (АВ рўйхат рақами 18.04.2005 йилдаги 1470-сон, кейинги ўринларда - Низом).

Корпоратив карточкалар ёрдамида ёзув-чизув ва хўжалик товарлари, хизмат автотранспорти учун эҳтиёт қисмларни сотиб олиш, хизмат сафари харажатлари ва ходимларнинг меҳмонхонада яшаш ҳақини тўлаш, авиачипталар харид қилиш ва телефон алоқаси, шу жумладан уяли телефон хизматлари ҳақини тўлаш мумкин. Умуман олганда Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисидаги низомга (ВМнинг 05.02.1999 йилдаги 54-сон қарори иловаси) мувофиқ корхонанинг ишлаб чиқариш-хўжалик фаолиятида зарур бўлган барча харажатлар учун ҳақ тўлаш мумкин.

Корпоратив карточкадан нақд пул олиш, унга иш ҳақи ва иш ҳақига тенглаштирилган тўловлар, пенсиялар, нафақалар, стипендиялар ва дивидендларни ўтказиш учун фойдаланиш мумкин эмас (Низомнинг 11-банди).

Корхона балансида бўлмаган автотранспорт харажатларини, жумладан ёқилғи харажатларини корпоратив картадан фойдаланиб амалга ошириш учун ушбу автотранспорт ижара шартномаси бўлиши керак. Агар корхона ўзига тегишли бўлмаган, ёки тегишли тартибда ижара шартномаси тузилмаган автотранспортга ёқилғи қуйишда корпоратив картадан фойдаланса, ишлатилган маблағлар транспорт эгасининг моддий наф тарзидаги даромади сифатида қаралиб (СКнинг 177-моддаси 1-банди), тегишли тартибда ЖШДСга тортилади.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика