Ответов: 66
Ответы эксперта. Юридический помощник
Показать ответ

Работник консалтинговой компании вправе представлять интересы предприятия-заказчика в хозсуде, при условии надлежащего оформления полномочий на ведение дела в хозсуде. В соответствии с частью первой статьи 49 ХПК дела организаций ведут в хозяйственном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законодательством или учредительными документами, и их представители.

Отметим, что представителем в хозсуде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде. Согласно статье 51 ХПК полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, заверенной печатью этой организации.

Показать ответ

Основным международным нормативно-правовым актом в области регулирования пенсионного обеспечения является Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, от 13 марта 1992 года. Данное Соглашение от 13 марта 1992 года является специальным Соглашением, установившим ряд общих принципов пенсионного обеспечения граждан - осуществление такого обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают, учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств участников Соглашения, для установления права на пенсию и др.

В соответствии со ст. 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Поскольку в странах СНГ отсутствует Соглашение о пенсионном обеспечении таможенных служб, полагаем необхоимым применять Соглашение от 13 марта 1992 года.

Так, статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрена гарантия, в соответствии с которым при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением следующих условий:

исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.

Из содержания данного международного Соглашения следует, что участники Соглашения СНГ, при отсутствии отдельных Соглашений обязаны соблюдать нормы Соглашения от 13 марта 1992 года и произвести соответствующий расчет по пенсии.

Показать ответ

В Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (утв. ПКМ РУз от 07.01.2011г. за №6 ) не входит деятельность по птицеводству. Следовательно, вы не сможете заниматься птицеводством, будучи индивидуальным предпринимателем.

При этом, согласно ст.8-1 Положения о порядке осуществления семейного предпринимательства без образования юридического лица и ремесленнической деятельности,  при семейном предпринимательстве без образования юридического лица вы вправе осуществлять только те виды деятельности, которые установлены в вышеуказанном Перечне видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Таким образом, организовав семейное предпринимательство без образования юридического лица, вы также не имеете права заниматься птицеводством.

Однако, вы можете создать семейное предприятие с образованием юридического лица. Согласно ст.4 Закона РУз «О семейном предприятии» семейным предприятием является субъект малого предпринимательства, создаваемый его участниками на добровольной основе на базе общего имущества, находящегося в долевой или совместной собственности участников семейного предприятия, а также имущества каждого из участников семейного предприятия для осуществления производства и реализации товаров (работ, услуг). В статье 26 данного Закона, устанавливается, что семейное предприяие является плательщиком единого налогового платежа. Прибыль семейного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его участников и не подлежит налогообложению. Необходимо отметить, что на семейное предприятие распространяются льготы, преференции и гарантии, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Необходимо, особо отметить, что число участников семейного предприятия не может быть не менее двух членов семьи.

Согласно ст.1 Закона РУз «О дехканском хозяйстве» дехканским хозяйством признается семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов семьи на приусадебном земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение. Соответственно, если вам не предоставлен земельный участок для ведения дехканского хозяйства в порядке установленом законодательством, и вы собираетесь заниматься птицеводством на арендуемом для этих целей помещении, то нет смысла создавать дехканское хозяйство.

Если вы намерены быть единственным собственником птицефабрики, то будет целесообразным создание частного предприятия. Согласно ст.3 Закона РУз «О частном предприятии» частным предприятием признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником - одним физическим лицом. В силу ст.22 вышеуказанного Закона частное предприятие осуществляет любые виды деятельности в соответствии с законодательством. При этом согласно ст.24 Закона прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению.

Однако, если учредетелей предприятия несколько, то необходимо создать общество с ограниченной ответственнотью.

Таким образом, если вы собираетесь минимизировать расходы и налоги предприятия, то это будет возможно, если ваша фирма будет относиться к числу субъектов малого предпринимательства, установленных Постановлением КМ РУз от 11.10.2011г. за №439, в виде частного предприятия или семейного предприятия с образованием юридического лица.

Показать ответ

Согласно ст.248 Гражданского Кодекса РУз сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.

Показать ответ

Действительно, согласно подпункту «б» пункта 5 Положения о порядке проведения обязательного технического осмотра транспортных средств (утверждено постановлением Кабинета Министров от 31.01.2003 года № 54, далее - Положение) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска* подлежат техническому осмотру (далее – ТО) один раз в два года.

При этом, согласно последнему абзацу того же пункта 5 Положения ТО не подлежат транспортные средства* в течение первого года их эксплуатации со дня регистрации в органах ГСБДД.

Получается, что указанные в вашем письме схемы прохождения ТО «2-1-2» и «2-2-1» не могут быть применены в рамках проведения обязательного ТО, так как в первый год эксплуатации автомобиля технический осмотр автомобиля не должен проводиться.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения Вы вправе представить автомобиль на ТО ранее установленных сроков, к примеру, в первый год эксплуатации или каждый год в первые 5 лет эксплуатации. В этом случае возможны любые схемы прохождения ТО как «2-2-1», так и «2-1-2» и другие, в зависимости от вашего желания. Однако, целесообразность проведения обязательного ТО чаще положенных сроков как минимум не логична, так как это не требуется законом и за каждое ТО необходимо нести расходы, как денежные, так и временные. Кроме того, на практике могут возникнуть процедурные трудности представления автомобиля на ТО в первый год эксплуатации в связи с требованиями пункта 5 Положения о непроведении ТО в первый год эксплуатации.

В заключении отметим, что в случае проверки документов сотрудником ГСБДД в свидетельстве о государственной регистрации вашего автомобиля должен быть штамп о прохождении технического осмотра с непросроченным сроком ТО, за исключением первого года эксплуатации автомомбиля, независимо от применения любых схем прохождения ТО.

Напомним, что технический осмотр транспортных средств, принадлежащих:

- юридическим лицам – проводится с 1 марта по 30 июня;

- физическим лицам – проводится с 1 января по 31 августа.

 

 

 

*(за исключением легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусов, троллейбусов, трамваев и грузовых автомобилей, оборудованных для систематической перевозки людей, с числом мест для сиденья 8 и более (кроме места водителя), специальных транспортных средств и прицепов к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов)

18.02.2015 [ID: 2545] Ҳурматли таҳририят, юқоридаги ҳолатдан келиб чиқиб менинг қуйидаги саволларимга ойдинлик киритиб беришингизни сўрайман: 1) Ўзим истиқомат қиладиган уйим олдидаги ер майдони (огород)га нисбатан менинг ҳақ-ҳуқуқим қандай? 2) Ер майдони (огород)ларнинг обондончилиги аслида кимнинг зиммасида? 3) Уй-жой ширкати ва кўп қаватли уйда истиқомат қилувчиларнинг ҳуқуқлари ва мажбуриятлари нималардан иборат? 4) Уй-жой ширкати кўп қаватли уйда истиқомат қилувчилардан қандай молиявий тўловларни йиғишга ҳақли? Жумладан, ҳар йилнинг охирида биздан ўзимиз яшайдиган хонадоннинг неча хонадан иборатлигига қараб, йиллик “уй тўлови” ундирилади. Бу “тўлов” тури қанақа мажбурий тўлов эканлигига ойдинлик киритишингизни сўрайман. 5) Уй-жой ширкати кўп қаватли уйда истиқомат қилувчилардан йиғган молиявий тўловларни қандай мақсадларга йўналтириши шарт? 6) Уй-жой ширкати фаолияти қониқтирмаса кимга шикоят қилиш мумкин?
Показать ответ

1. Ўзбекистон Республикасининг 12.04.2006 йилдаги “Хусусий уй-жой мулкдорлари ширкатлари тўғрисидаги”Қонунининг 35 моддасига мувофиқ, ҳар бир ХУМШга ер участкалари белгиланган тартибда доимий фойдаланиш ҳуқуқи асосида берилади.

Ширкатлар қайта ташкил этилганда, шунингдек жой мулкдорлари ширкат аъзолигидан чиққанда (ширкатга аъзо бўлиб кирганда), ширкатларнинг ер участкалари чегаралари (ўлчамлари) белгиланган тартибда ўзгаради.

Ширкатнинг янги қуриладиган объектлари учун ажратиладиган ер участкаларининг ўлчамлари маҳаллий давлат ҳокимияти органлари томонидан шаҳарсозлик нормалари ва қоидалари талабларига мувофиқ белгиланади. Уй атрофидаги ерлар ана шундай ер участкалари таркибига киради. Унга шу уйга туташиб кетган умумий фойдаланиладиган ерлар киради. Ушбу ҳудуд алоҳида шахсларга тегишли бўлмасдан, хусусий уй-жой мулкдорлари ширкати (ХУМШ)нинг умумий мулки ҳисобланади. Бундан келиб чиқадики, сиз таъкидлаган ер майдони ободончилиги учун кўп қаватли уйнинг барча аъзолари бирдек масъулдирлар.

2. Турар жой биноларига туташ ҳудудларни, ҳовлиларни озодалигини сақлаш, аввало, ҳар бир мулкдорнинг бурчидир. Юқорида кўрсатилган Қонуннинг 31 моддасида ижарага берувчи, ижарага қўювчи ва уй-жойнинг эгаси уй атрофидаги ерларни тегишли санитария тартибида сақлашлари шарт эканлигини белгилаб қўйган. Юқорида кўрсатилган шахслар уйга туташ ҳудудларни сақлаш, ораста тутиш қоидаларига риоя этишлари, ифлосланишига йўл қўймасликлари керак. Агар улар рўзғор чиқиндилари ва ахлатларни белгиланмаган жойга мунтазам равишда ташлайверса фуқароларнинг ўзини ўзи бошқариш органлари орқали уларга таъсир ўтказилади (ЎзР ВМнинг 1994 йил 28 июндаги №345 сонли Қарори билан тасдиқланган “Турар жойларни ва уй атрофидаги ерларни сақлаш ва улардан фойдаланиш” Қоидаларининг 41 банди). Қонун уй атрофидаги ерларни сақлашни ХУМШнинг зиммасига юклайди. Бироқ бу бошқа шахсларни тозалик ва санитария тартибини таъминлаш қоидаларига риоя қилмаслик мажбуриятдан озод этмайди. Яъни, шаҳарлар ва бошқа аҳоли пунктларининг ҳудудларини ободонлаштириш қоидаларини бузиш, шунингдек тозалик ва санитария тартибини таъминлаш қоидаларига риоя қилмаслик, фуқароларга энг кам иш ҳақининг иккидан бир қисмидан бир бараваригача, мансабдор шахсларга эса - бир бараваридан икки бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади. (ЎзР Маъмурий жавобгарлик тўғрисидаги кодексининг 161 моддаси).

3. Ўз.Р. Вазирлар Маҳкамасининг 2006 йил 30 майдаги 100- сонли Қарори билан тасдиқланган “Хусусий уй-жой мулкдорлари ширкатининг Намунавий Устави” (матнда Намунавий Устав)да ширкатлар ва унинг аъзоларининг ободончиликни сақлашга доир ҳуқуқ ва мажбуриятлари кўрсатилган.

4. Намунавий Уставга мувофиқ, ХУМШнинг вазифаси кўп квартирали уйдаги истеъмолчиларни коммунал хизматлар билан таъминлашда иштирок этиш, мулкдорлар қарорига кўра коммунал хизматлар буюртмачиси функцияларини бажаришдир. Шунга кўра, ширкат коммунал тўловларни, мажбурий бадаллар ва қонунда назарда тутилган бошқа тўловларни йиғиш ҳуқуқига эгадир. Ҳар йили 15 декабргача Ширкат бошқаруви келгуси молиявий йил учун даромадлар ва харажатлар сметаси лойиҳасини тузади. Сизнинг хатингизда келтирилган йиллик “уй тўлови” мажбурий бадаллар таркибига киради ва у ширкат аъзоларининг умумий йиғилиши қарорига кўра белгиланади.

5. Қонун ҳужжатларига мувофиқ ХУМШ ўз мулкини, шу жумладан айланма маблағларини мустақил тасарруф этиш ҳуқуқига эга. Мажбурий бадаллар ва тўловлардан келиб тушган маблағларни ширкатнинг умумий мулки, ер участкаси ва мулкининг белгиланган қоидалар, меъёрлар ва стандартларга мос тарзда, бут сақланишини таъминлашга йўналтириш лозим.

6. Агарда фуқароларни уй-жой мулкдорлари ширкатининг фаолияти қониқтирмаса, маҳаллий давлат органлари, прокуратура ёки судга шикоят ва аризалар билан мурожаат қилишлари мумкин.

Показать ответ

1. Да, имеет право.

Все транспортные средства, исходя из своего вида, задач и свойств управления, разделяются на категории "А", "В", "С", "D" и "Е", а также трамваи и троллейбусы. Отметка, разрешающая водителю управлять той или иной категорией транспортного средства, указывается в водительском удостоверении на право управления транспортным средством.

Лица с водительским удостоверением категории "В" вправе управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг или число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8-ми (п.3 прил. N 1 к ПКМ N 156 от 02.08.2006 г.). Законодатель в этом случае не делает акцент на том, грузовой это автомобиль или легковой. Определяющими критериями здесь являются:

- максимальная масса автомобиля – не более 3500 кг;

- число сидячих пассажирских мест – не более 8-ми.

Если ваш автомобиль соответствует этим критериям, то лицо с водительским удостоверением категории "В" вправе управлять этим автомобилем.

2. Законодательство не содержит и не может содержать конкретный перечень видов и марок транспортных средств, входящих в ту или иную категорию транспортных средств. Нормативными документами определяются лишь критерии отнесения транспортного средства к той или оний категории. В Вашем случае критериями отнесения транспортного средства к категории «В» выступают максимальная масса автомобиля и число сидячих мест для пассажиров.

Показать ответ

1. Специализированных льгот и надбавок при исчислении пенсии для работников именно нефтегазовой промышленности законодательство не предусматривает.

При этом, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет или с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет (ст.9 З-на «О государственном пенсионном обеспечении граждан»). Списки утверждены Постановлением Кабинета Министров №250 от 12.05.1994г.

Так как в вашем обращении не указана профессия или должность вашего мужа в период его работы в нефтегазовой отрасли, то определить имеет ли он право на пенсию по возрасту на льготных условиях нет возможности. Рекомендуем Вам проверить наличие либо отсутствие профессии или должности Вашего мужа в указанных списках.

Если профессия и должность вашего мужа соответствует этим спискам, то он вправе обратиться за назначением пенсии досрочно (до достижения им возраста 60 лет).

2. Для исчисления размера пенсии не предусматриваются специальные коэффициенты для лиц, проработавших в нефтегазовой промышленности.

Пенсия рассчитывается в зависимости от продолжительности стажа работы и складывается из:

А) базового размера пенсии;

Б) повышения пенсии за стаж работы;

В) надбавок к пенсии (ст. 25 З-на «О государственном пенсионном обеспечении граждан»).

Для пенсий по возрасту базовый размер пенсии составляет 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% официально установленной минимальной пенсии по возрасту (с 1 октября 2016 года - 292 940 сум в месяц).

Среднемесячный заработок исчисляется следующим образом: заработок для исчисления пенсии берется за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) в течение последних 10 лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе. Далее общая сумма пересчитанного с применением индивидуального коэффициента заработка за 60 календарных месяцев работы подряд делится на 60.

За каждый полный год стажа работы сверх требуемого для назначения пенсии по возрасту (свыше 25 лет – для мужчин, свыше 20 лет – для женщин) базовый размер пенсий повышается на 1% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии.

Надбавки к пенсиям, в том числе пенсиям по возрасту, устанавливаются в следующих размерах:

- инвалидам войны I группы – 150% МРЗП;

- инвалидам войны II группы – 125% МРЗП;

- инвалидам I группы по зрению – 100% МРЗП;

- инвалидам I группы - 75% МРЗП;

- одиноким инвалидам II группы - 50% МРЗП;

- участникам войны и приравненным к ним лицам - 50% МРЗП;

- лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941-1945 годов, - 30% МРЗП;

- родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, - 30% МРЗП;

- лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан, - от 100 до 150 % МРЗП в зависимости от заслуг;

- артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста, - 75% МРЗП;

- артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства, по перечню, определяемому Кабинетом Министров, - 50% МРЗП.

Таким образом, при исчислении размера пенсии применяется лишь индивидуальный коэффициент заработка, который определяется по соотношению заработка, принимаемого для исчисления пенсии за соответствующий месяц, к размеру МРЗП за тот же месяц. Детальный порядок расчета и применения индивидуального коэффициента заработка установлен Положением о порядке пересчета заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с применением индивидуальных коэффициентов заработка (прил. №2 ПКМ №252 от 08.09.2011г.).

Применение иных коэффициентов (за исключением районных коэффициентов) при исчислении пенсии законодательством не предусмотрено.

3. Участникам войны и приравненным к ним лицам полагается надбавка к пенсии в размере 50% МРЗП (ст.28 З-на «О государственном пенсионном обеспечении граждан»).

Участниками войны считаются военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период войны 1941-1945 годов, других войн, а также при защите Республики Узбекистан.

Так как у вашего мужа имеется документ, удостоверяющий, что он является участником войны, то ему полагается надбавка в размере 50% МРЗП.

Показать ответ

1 января 2017 года закончилось действие моратория на проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, добросовестно выполнявших свои налоговые обязательства.

Запрет на проведение плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) был установлен на период с 01.04.2011 до 01.01.2017, и касался он только субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивавших налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивавших устойчивые темпы роста и рентабельность производства (абз.3 п.1 УП-4296 от 04.04.2011, п.4 прил. к УП-4609 от 07.04.2014).

Однако изменения и дополнения в Налоговый кодекс (ч.5 ст.90), Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (ч.5 ст.10-1), Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции (ч.5 ст.39) и другие нормативно-правовые акты (согласно Закону № ЗРУ-418 от 29.12.2016) не предполагают продления запрета на проведение плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, указанного в УП-4296 от 04.04.2011. Речь идет о том, что налоговые органы могут проверить субъекта предпринимательства чаще регламентированных сроков проведения плановых проверок ФХД в случае систематической неуплаты ими в течение финансового года налогов и других обязательных платежей (Подробнее о том, что может считаться систематической неуплатой налогов читайте здесь).

К примеру, микрофирма А с частотой проведения плановых проверок не чаще 1 раза в 4 года прошла плановую проверку ФХД в январе 2015 года. Значит, следующая проверка может быть назначена лишь в январе 2019 года.

При этом если микрофирма А в 2016 году систематически неуплачивала налоги и другие обязательные платежи, то налоговые органы вправе досрочно включить ее в план проверок на 2017 год. 

Иное понимание данной нормы, на наш взгляд, происходит из-за выборочного прочтения части пятой статьи 90 НК в отрыве от всего содержания данной статьи (аналогично и по другим нормативно-правовым актам). Это говорит о том, что законодателю для исключения иной трактовки следовало бы тщательнее прорабатывать тексты изменений и дополнений к нормативно-правовым актам.

Показать ответ

Да, нужно, так как организация «А» (хранитель) фактически будет осуществлять услуги по грузоперевозке от своего склада до филиалов организации «Д».

Общие правила лицензирования.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утв. ПКМ №138 от 14.07.2006 г.) лицензированию подлежит деятельность по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе.

Получение лицензии не требуется:

- на осуществление перевозок, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих аварийно-спасательных и восстановительных работ, доставкой гуманитарных грузов по решениям Правительства,

- государственным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным решениями Президента или Кабинета Министров, при условии, что осуществление данных видов деятельности предусмотрено решениями Президента или Кабинета Министров.

Рассмотрим Вашу ситуацию.

Для хранения товара компании «В» на складе компании «А» данным компаниям необходимо заключить договор хранения согласно требованиям главы 51 ГК.

Правила хранения, установленные ГК, не содержат обязательств хранителя по доставке хранимого товара до поклажедателя или третьих лиц, в отличие от договоров купли-продажи или поставки товара, в которых изначально на законодательном уровне предусмотрены положения о доставке проданного товара до покупателя (грузополучателя).

В случае включения в договор хранения обязанностей хранителя по доставке товара в адрес предприятий-получателей товара, то договор будет являться смешанным и к нему будут применяться как правила о хранении, так и правила о перевозке (ст.354 ГК). Соответственно, в этом случае деятельность по перевозке, осуществляемая в рамках смешанного договора, будет подлежать лицензированию.

Показать ответ

Улгуржи савдо фаолиятини лицензиялаш тўғрисида низомнинг 9-бандига биноан (кейинги ўринларда – Низом) қуйидагилар улгуржи савдони амалга ошириш бўйича лицензия талаблари ва шартлари ҳисобланади:

-Ўзбекистон Республикасининг улгуржи савдо фаолиятини амалга оширишни тартибга солувчи қонун ҳужжатларига риоя қилиш;

-ЭКИҲнинг камида 3500 баравари миқдорида, улардан энг кам ойлик иш ҳақининг камида 1200 баравари миқдорида пул маблағлари билан шакллантирилган устав фондининг мавжуд бўлиши;

-мажбурий тартибда сертификатланиши керак бўлган товарлар сотилган тақдирда мувофиқлик сертификатлари ёки маҳсулот ишлаб чиқарувчи корхоналарда сертификатланганлиги тўғрисидаги маълумотлар ёхуд уларнинг нусхалари мавжуд бўлиши.

Сиз лицензия олиш учун лицензияловчи органга қуйидаги ҳужжатларни тақдим этишингиз зарур:

а) юридик шахснинг номи ва ташкилий-ҳуқуқий шакли, унинг жойлашган жойи (почта манзили), банк муассасасининг номи ва банк муассасасидаги ҳисоб рақами, фаолиятнинг лицензияланадиган тури кўрсатилган ҳолда лицензия бериш тўғрисида ариза;

б) юридик шахснинг давлат рўйхатидан ўтказилганлиги тўғрисидаги гувоҳноманинг нусхаси;

в) энг кам ойлик иш ҳақининг камида 3500 баравари миқдорида устав фонди шакллантирилганлигини тасдиқловчи ҳужжатнинг, шу жумладан энг кам ойлик иш ҳақининг камида 1200 баравари миқдорида пул маблағлари киритилганлигини тасдиқловчи банк ҳужжатининг нусхаси;

г) лицензия бериш тўғрисидаги ариза лицензияловчи орган томонидан кўриб чиқилганлиги учун йиғим тўланганлигини тасдиқловчи ҳужжат.

Нақд пул маблағларини киритиш тўғрисидаги талаб мазкур Низомда кўзда тутилмаган. Шу муносабат билан, лицензия олишда лицензия беришни рад этиш юзасидан ёзма жавоб олишингизни (агар сиз ҳали бундай қилмаган бўлсангиз) ва ўз ҳуқуқларингизни ҳимоя қилиш учун судга мурожаат қилишингизни тавсия қиламиз. Сиз ҳақиқатан ҳам лицензия талаблари ва шартларига мувофиқ келганингиз тақдирда ушбу тавсияга амал қилиш мумкин.

Шунингдек, эҳтимол, Ягона дарча маркази ходимлари лицензия олиш учун ҳужжатлардан қайсидир бири сиз томондан тақдим этилмаганлигини сизга тушунтира олишмагандир. Ўйлаймизки, муаммо камида ЭКИҲнинг 1200 баравари миқдорида пул маблағлари киритилганлигини тасдиқлашда бўлса керак. Ушбу сумма муассислардан келиб тушганлигини тасдиқлаш учун сиз хизмат кўрсатувчи банкка ариза ва муассислар қарори ҳамда бошқа тасдиқловчи ҳужжатларни тақдим қилган ҳолда мурожаат қилишингиз, шунингдек банкдан Ягона дарча марказига тақдим қилиш учун тегишли ҳужжатни (маълумотномани) талаб қилиб олишингиз лозим.  

11.08.2017 [ID: 8933] 1. Мен ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассис сифатида автомобиль ихтисослиги бўйича олий маълумотли мутахассисни ишга ёллаб жамият очишим мумкинми ёки автомобиль ихтисослиги бўйича олий маълумотли мутахассиснинг узи жамиятда директор булиши керакми? Жамиятда булимлар ташкил килишим керакми? 2. Жамият ходимларига кандай малакавий талаблар куйилади? 3. Юкларни автомобиль транспортида ташиш билан шуғулланаётган юридик шахслар кандай меъёрий-хукукий хужжатлар билан фаолият юритиши лозим?
Показать ответ

1. Агар Жамиятингиз фақат юк ташиш билан шуғулланмоқчи бўлса (Сизнинг сўровингиздан келиб чиқиб), АВда 05.10.2006 йилда 1626-сон билан рўйхатдан ўтказилган Низомда кўрсатилган малакавий талаблар корхона раҳбари – Жамият директори учун ҳам мажбурий ҳисобланади (Низомнинг 3 ва 3-1-бандлари).

Демакки, юк ташиш фаолиятини амалга ошириш учун сиз ўзингиз Жамият директори бўла олмайсиз, сиз ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассисдан ташқари, автомобиль йўналишида олий маълумотга эга кишини излашингиз лозим.

2. Қонун ҳужжатларида корхонада юк ташиш билан шуғулланадиган бирор-бир бўлинмалар, бўлимлар ёки хизматларни мажбурий  ташкил этиш тўғрисидаги талаб кўзда тутилмаган. Бўлинмалар, бўлимлар ёки хизматларни ташкил этиш – фақат корхона раҳбарининг алоҳида ҳуқуқи. Бироқ, корхона тузилмасида алоҳида бўлинманинг мавжудлиги корхонада юк ташиш фаолиятига раҳбарлик қилиш ва бошқаришни осонлаштиради.

3. Юк ташиш фаолиятини амалга оширадиган корхона ходимларига қуйидаги талаблар қўйилади (Низомнинг 4-банди):

- автомобиль йўналишида олий касбий маълумоти тўғрисида диплом, 5 йилдан кам бўлмаган иш стажи ва малакавий талабларга мувофиқ келиш борасида ЎзАДТАда (бундан кейин Агентлик) аттестациядан ўтганлик тўғрисида ижобий хулосанинг мавжудлиги  юридик шахс (юридик шахснинг транспорт бўлинмаси (хизмати) раҳбари ва ташиш жараёнини ташкиллаштиришга жавобгар бўлган юридик шахс (юридик шахснинг транспорт бўлинмаси (хизмати) раҳбарининг ўринбосари учун;

- автомобиль ёки техник йўналишда олий касбий маълумоти тўғрисида дипломнинг ҳамда ташишлар хавфсизлигини таъминлаш бўйича малакавий талабларга мувофиқ келиш борасида Агентликда аттестациядан ўтганлик тўғрисида ижобий хулосанинг мавжудлиги ташишлар хавфсизлигини таъминлаш масалалари бўйича мутахассис учун;

- тегишли тоифадаги автотранспорт воситасини бошқаришга белгиланган намунадаги гувоҳнома билан тасдиқланган ҳуқуқнинг мавжудлиги - ҳайдовчилар учун.

Шунингдек, автомобиль транспортида юк ташиш бўйича лицензия олиш учун лицензия талаблари ва шартларига мувофиқ бўлиш керак:

- лицензиат томонидан автотранспорт воситаларидан фойдаланишда, уларни шайлашда қонун ҳужжатларига, ташиш қоидаларига мажбурий риоя қилиниши, йўл-транспорт ҳодисларининг олдини олиш чора-тадбирларининг амалга оширилиши;

- штатда йўл ҳаракати хавфсизлигини таъминлаш учун масъул бўлган, тегишли лавозимни эгаллаш ҳуқуқи учун Агентлик томонидан белгиланган тартибда аттестациядан ўтган мансабдор шахсларнинг мавжуд бўлиши;

- Жамият фойдаланаётган ҳар бир автотранспорт воситаси учун лицензия карточкаси мавжуд бўлиши;

- автотранспорт воситасининг белгиланган тартибда техник кўрикдан ўтганлигини ва техник жиҳатдан созлигини тасдиқловчи ҳужжатларнинг мавжуд бўлиши;

- Жамият ходимларининг автомобиль транспортида йўловчилар ва юк ташишларни амалга оширишда қўйиладиган малака талабларига мувофиқлиги;

- ташиш ва ёнғин хавфсизлиги талабларини бажариш, автотранспорт воситасини техник жиҳатдан соз ҳолатда сақлаш, уни асраш, техник кўрикдан ўтказиш, техника хавфсизлигини таъминлаш, автотранспорт воситаларини йўлга чиқишдан олдин техник кўрикдан ўтказиш ва ҳайдовчиларни тиббий кўрикдан ўтказиш;

- янгидан олинаётган ва тўлдирилаётган автотранспорт воситаларига лицензиатлар томонидан қўшимча лицензия карточкаларининг Жамият томонидан ўз вақтида олиниши.

4. Қуйидагилар автомобиль транспортида юк ташиш фаолиятини амалга оширишда амал қилиниши лозим бўлган асосий норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар ҳисобланади:

- Фуқаролик кодекси (709-725-моддалар);

-Хўжалик юритувчи субъектлар фаолиятининг шартномавий-ҳуқуқий базаси тўғрисида”ги Қонун;

- “Автомобиль транспорти тўғрисида”ги Қонун;

- Ўзбекистон Республикасида автомобиль транспортида юкларни ташиш қоидалари (ЎзР ВМнинг 01.08.2014 йилдаги 213-сон қарорига илова);

- Ўзбекистон Республикасида хавфли юкларни автомобиль транспортида ташиш

қоидалари (ЎзР ВМнинг 16.02.2011 йилдаги 35-сон қарорига 1-илова);

- Ташувчиларнинг юк автомобиллари учун йўл варақалари, товар-транспорт юкхатларини тайёрлаш, ҳисобга олиш, тўлдириш ва қайта ишлаш бўйича йўриқнома (ЎзАДТА бошлиғининг 03.06.2004 йилдаги 83-сон буйруғи билан тасдиқланган, АВда 02.07.2004 йилда 1382-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Юк автотранспорт воситаларининг "Қамчиқ" довонидан ўтиши ва ҳаракатланиши устидан назорат қилиш тартиби тўғрисидаги низом (ИИВнинг 03.08.2012 йилдаги 28-сон ва ЎзАДТАнинг 5-сон қарори билан тасдиқланган, АВда 21.09.2012 йилда 2391-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Автомобиль ва дарё транспорти ходимлари учун бепул махсус кийим, махсус пойабзал ва якка ҳимояланишнинг бошқа воситаларини бериш намунавий меъёрлари (Меҳнат ва аҳолини ижтимоий ҳимоя қилиш вазирининг 26.08.2005 йилдаги 97-сон буйруғи билан тасдиқланган, АВда 08.09.2005 йилда 1511-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги бошлиғининг 27.02.2012 йилдаги 34-сон “Автомобилда халқаро ташишда ҳайдовчиларнинг меҳнат ва дам олиш режимларини назорат қилиш учун фойдаланиладиган рақамли назорат қурилмаси карточкалари тўғрисидаги низомни тасдиқлаш тўғрисида”ги буйруғи (АВда 26.03.2012 йилда 2345-сон билан рўйхатдан ўтказилган);

- Автомобиль ҳайдовчилари меҳнати гигиенаси бўйича санитария қоидалари (0204-06-сон ЎзР СанҚваМ) (Давлат санитар шифокори томонидан 26.05.2006 йилда тасдиқланган).

Қонун ҳужжатларида  автомобиль транспортида юк ташишни амалга оширишда амал қилиниши лозим бўлган бошқа норматив ҳужжатлар ҳам мавжуд.

Показать ответ

Тўловчи томонидан йўл қўйилган хатони, яъни ғазначиликка юборилган тўлов деталларини тузатиб бўлмайди, қонунчилик бунга йўл қўймайди.

Хато қилиб тўланган пулларни қайтаришни йўлини топиш учун айнан нима тўланганлигини аниқлаш лозим.

Саволингизда божхона брокер жаримасини тўлаш ҳақида сўз юритилганлиги боис МЖтКнинг 227-27-моддасида кўрсатилган Божхона брокери ёки божхона ташувчиси сифатидаги фаолият шартларини бузиш” учун жарима қўлланилган деб таҳмин қиламиз.

Жарима маъмурий ҳуқуқбузарлик содир этишда айбдор шахсдан давлат ҳисобига пул ундиришдир.

Бюджет кодексининг 117-моддасида ортиқча ёки нотўғри тўланган тушум суммаларини қайтариш ёхуд уларни қарзни тўлаш эвазига ҳисобга олиш имконияти кўзда тутилган. Шу билан бирга Бюджет кодексида давлат бюджетидан пул маблағларини қайтариб олишнинг тартиби батафсил ёритилмаган. Бу жараён Бюджет тизими бюджетлари даромадларининг касса ижроси тўғрисидаги Йўриқномада акс эттирилган (ЎзР АВ 30.03.2016 йилда 2771-рақам).

Йўриқноманинг 34-бандига кўра, солиқлардан ташқари ортиқча ёки нотўғри тўланган тўловлар суммаларини қайтариш ёки ҳисобга олиш тўловчининг аризаси ҳамда солиқ ва бошқа мажбурий тўловларни ундириш бўйича ваколатли органнинг хулосасига асосан мазкур ваколатли орган томонидан тегишли туман (шаҳар) бўйича Ғазначилик бўлинмасига хулоса ва тўлов ҳужжатини тақдим қилиш йўли билан амалга оширилади.

Демак, нотўғри тўланган тўловларни қайтариш учун МЧЖ Йўриқноманинг 8-иловасидаги шакл бўйича ариза билан туман ДСИга мурожаат қилиши лозим. Солиқ органлари хатоликни тасдиқлаган тақдирда тегишли хулосани молия органларига юборади. Молия органлари хулосани олганидан 30 кун мобайнида пул маблағларини қайтаради.

Показать ответ

Согласно пункту 93 Правил пользования электрической энергией (утв. ПКМ № 245 от 22.08.2009г.) предприятие территориальных электрических сетей (далее – ПТЭС) заключает договор электроснабжения и открывает лицевые счета:

- собственникам помещений жилого, нежилого фонда и

- арендаторам (юридическим лицам или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Правила не регламентируют необходимость либо возможность заключения договора электроснабжения с субарендаторами помещений. Такова и текущая практика ведения договорной работы предприятиями ПТЭС: с субарендаторами договоры электроснабжения не заключаются.

Дальнейшие взаимоотношения арендатора и субарендатора по использованию электрической энергии подлежат урегулированию в договоре субаренды помещения. Как вы правильно отметили одним из наиболее распространенных вариантов решения данного вопроса является фактическое возмещение субарендатором арендатору денежных средств за использование электроэнергии. При этом возмещение должно производиться согласно тарифам, определяемым поставщиком электроэнергии.

При решении данного вопроса не имеет юридического значение является ли собственник сдаваемого в аренду нежилого помещения юридическим или физическим лицом. 

Следует обратить внимание законодателя на то, что имеется целесообразность внесения в действующие Правила изменений и дополнений, направленных на регламентирование ситуаций, возникающих при правомерном потреблении третьими лицами (каковыми являются субарендаторы для ПТЭС) электрической энергии без заключения прямого договора электроснабжения с ПТЭС. Данная необходимость вызвана возможной неоднозначной трактовкой п.129 Правил, предусматривающей приостановление ПТЭС поставки электрической энергии потребителю в случаях потребления электрической энергии без договора электроснабжения. Эта норма на местах может толковаться не однозначно и не всегда в пользу третьего лица, правомерно использующего электрическую энергию.

Показать ответ

Амалга оширилиши учун лицензиялар талаб қилинадиган фаолият турларининг рўйхатига (12.05.2001й. 222-II-сонли ЎзР ОМ Қарори билан тасдиқланган) асосан Автомобиль транспортида йўловчиларни ва юкларни шаҳарда, шаҳар атрофида, шаҳарлараро ва халқаро йўналишлар бўйича ташиш лицензия талаб қилинадиган фаолият тури ҳисобланади.

Автомобиль транспортида йўловчиларни ва юкларни шаҳарда, шаҳар атрофида, шаҳарлараро ва халқаро йўналишлар бўйича ташиш фаолиятини лицензиялаш тўғрисидаги Низомнинг (2006 йил 14 июлдаги 138-сонли ВМ Қарори билан тасдиқланган) 2 бандига асосан тижорат асосида йўловчиларни ҳамда юкларни ташиш фаолияти фақат юридик шахслар томонидан амалга оширилади.

Сиз томондан берилган маълумотга асосланиб, тузилган шартнома юқорида кўрсатилган норматив-ҳуқуқий хужжатларга зид эканлигини маълум қиламиз.

Автомобиль транспортида йўловчилар ташиш фаолияти билан лицензиясиз шуғулланиш фуқароларга энг кам иш ҳақининг 20 бараваридан 100 бараваригача, мансабдор шахсларга эса - 50 бараваридан 150 бараваригача миқдорда жарима солишга сабаб бўлади (МЖтКнинг 176-3 моддаси).

Показать ответ

Согласно статье 47 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» взыскание по исполнительным документам с физических и юридических лиц обращается в первую очередь на денежные средства должника в сумах и иностранной валюте и другие ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

При наличии информации об имеющихся денежных средствах и иных ценностях должника, находящихся на всех счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Так, законодательство прямо предусматривает право государственных исполнителей налагать арест на все счета должника.

Показать ответ

Решение вопроса о выплате вознаграждения членам наблюдательного совета акционерного общества не может разрешаться протокольным решением наблюдательного совета. Это является прерогативой Общего собрания акционеров.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение наблюдательного совета общества, за исключением следующих вопросов, предусмотренных Законом «Об акционерных обществах и защиты прав акционеров»(ст.59, далее –Закон).

По решению общего собрания акционеров членам наблюдательного совета общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением функций членов наблюдательного совета. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров(ч.3 ст.74 Закона).

Данные нормы Закона однозначно определяют 3 важных момента:

1. Выплата вознаграждения должна производиться по решению общего собрания акционеров.

2. Размер вознаграждения устанавливается решением общего собрания акционеров.

3. Указанные полномочия общего собрания акционеров не могут быть переданы наблюдательному совету.

Поэтому решение вышеуказанных вопросов не может разрешаться протокольным решением наблюдательного совета акционерного общества. Это является прерогативой Общего собрания акционеров.

Применяемый в вашей практике порядок (с предоставлением возможности наблюдательному совету самостоятельно определять конкретный размер собственного вознаграждения, хоть и в пределах максимального размера, установленного общим собранием акционеров) также не имеет правового основания.

К вашей ситуации может быть применена норма ГК о ничтожности сделки Сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства ничтожна (недействительна) (ст.116 ГК). При ничтожности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Т.е. заинтересованное лицо даже не обязано обращаться в суд, так как ничтожные сделки не подлежат оспариванию.Вышеуказанное означает, что заинтересованное лицо, в том числе любой акционер, включая миноритариев, вправе предъявить требования о возврате сумм вознаграждения, выплаченных членам наблюдательного совета по решению наблюдательного совета.

Таким образом, необходимо чтобы Общее собрание акционеров утвердило конкретные размеры вознаграждений членам наблюдательного совета.

 

Показать ответ

Действительно, Положением о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности (утв. ПКМ от 26.11.2002г. №407) предусматривается реализация товаров мелкими партиями физическим лицам, занимающимся розничной торговлей. Также в Положении о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность (рег. МЮ №1197 от 08.01.2003г.) указывается допустимость приобретения индивидуальными предпринимателями товаров путем безналичных расчетов мелкими партиями у юридических лиц оптовых поставщиков.

Вместе с тем в законодательстве не имеется определения понятия «мелкая партия» либо иного пояснения о применении этого понятия.

Для однозначного правового разрешения данного вопроса требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в вышеуказанные нормативно-правовые акты. До тех пор, пока не изменится законодательство в этом вопросе, все рекомендации о размере или количестве товара, подлежащего толкованию как «мелкая партия» не будут иметь под собой правовых оснований.

Показать ответ

1. Да можете, так как предельное количество служебных легковых автомобилей, установленных законодательством не изменилось, хотя и сократилось количество штатных единиц, которым положен персональный автомобиль.

Предельное количество легковых автомобилей аппарата министерств, ведомств и их подведомственных организаций, органов государственной власти на местах, финансируемых за счет государственного бюджета установлено ПКМ №153 от 26.05.2011г. (далее – ПКМ №153). Так, Национальному информационному агентству Узбекистана полагается не более 9-ти легковых автомобилей (графа 31 прил.1 к ПКМ №153). Соответственно, сохраняя на балансе организации 9 автомобилей согласно вышеуказанному документу, вы не нарушите требования ПКМ №153.

 2. Отвечая на ваш следующий вопрос, вернемся к графе 31 приложения №1 к ПКМ №153, согласно которой автомобили распределены следующим образом:

Всего автомобилей

Персональные

Дежурные

Спец.транспорт

9

4

1

4

Как вы видите, транспортные средства жестко разделены по предназначению к эксплуатации. При этом персональные транспортные средства в вашей организации предоставлены только высшему руководящему составу организации: генеральному директору и 2-м его заместителям (ПКМ №202 от 21.04.1992г.).

ПКМ №153 не допускает каких-либо исключений или возможностей для изменения категории использования автомобиля самой организацией. Для этого организации следует обратиться с обоснованным предложением в Кабинет Министров с соблюдением требований внесения предложений, установленных Регламентом Кабинета Министров (ПКМ №62 от 14.02.2005г.). Стоит отметить, что в этом случае велика вероятность сокращения правительством общего количества легковых автомобилей с 9-ти до 8-ми с целью экономии бюджетных средств.

 3. Допуская, что вопрос с перераспределением транспортных средств решился для вашей организации положительно, можно перейти к рассмотрению вопроса правомерного приема водителя на работу.

Согласно ПКМ №202 от 21.04.1992г. (с изменениями от 08.09.2017г.) вашей организации предоставлено право самостоятельно, в пределах средств, направляемых на оплату труда, утверждать структуру аппарата, формы и условия материального стимулирования, без учета соотношения численности работников различных категорий. При этом следует лишь придерживаться количества предельной численности центрального аппарата Национального информационного агентства Узбекистана в количестве 188,5 единиц.

Исходя из изложенного, вы вправе увеличить штатную численность водителей, не превышая при этом предельной штатной численности организации и соблюдая общие нормы трудового законодательства.

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика