Ответов: 316
Ответы эксперта. Бухгалтерский учет. Аудит 2014-2017
Показать ответ

Если поездка директора (работника) вашего предприятия связана со служебной командировкой, то в соответствии с Инструкцией «О служебных командировках в пределах Республики Узбекистан» (рег. № 1268 от 29.08.2003г.), направление в командировку оформляется соответствующим приказом и выдается командировочное удостоверение по форме согласно приложению №1 к вышеуказанной Инструкции.

При использовании автотранспорта, оформленного на юридическое лицо (владельца), водитель обязан иметь при себе документы, предусмотренные «Правилами дорожного движения» (утвержд. ПКМ РУз №370 от 24.12.2015г.), в том числе документ, подтверждающий право пользования данным транспортным средством (доверенность),  полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, выданный неограниченному числу лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством, либо страховой полис, оформленный на конкретное лицо, управляющее транспортным средством.

При предоставлении транспортного средства директору (работнику) на служебные цели, в соответствии со статьей 203 Трудового кодекса РУз, с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности, где конкретизируются обязанности сторон по обеспечению сохранности вверенного имущества, и устанавливаются их дополнительные права, обязанности и ответственность.

Дейстующим законодательством для предприятий, занимающихся перевозкой грузов автомобильным транспортом, предусматривается оформление путевых листов по формам согласно приложениям №№ 4-7 к Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков (рег. № 1382 от 02.07.2004г.). Для легковых автомобилей, используемых для служебных разъездов работников, отдельные формы путевых листов не предусмотрены. В целях учета затрат, связанных с эксплуатацией автомобиля, вы можете разработать свою форму путевого листа, указав в ней все необходимые вам сведения (даты, маршруты, пробег, время выезда/возвращения, расход горючего и прочее).

Как оформляется приобретение ГСМ ? 

В соответствии с Положением «О порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами» (рег. № 1470 от 18.04.2005г.), держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня получения под отчет корпоративной банковской карты представлять в бухгалтерию юридического лица отчет об израсходованных посредством корпоративной банковской карты средствах. При осуществлении оплаты посредством корпоративной карты за товары (ГСМ также является товаром) для хозяйственных нужд мелким оптом в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством. Согласно статье 222 Налогового кодекса РУз, чек терминала - является документом, заменяющим счет-фактуру. Из чего следует, что нет необходимости дополнительно оформлять накладную на приобретенный ГСМ. При этом в бухгалтерии следует отразить приобретение ГСМ, а в конце месяца соответствующим образом оформить его списание.

Показать ответ

«Хўжалик юритувчи субъектлар молиявий-хўжалик фаолиятининг бухгалтерия ҳисоби счётлар режасини қўллаш бўйича» Йўриқномага асосан (21-сон БҲМС, 2-илова), маҳсулот ишлаб чиқаришда ёки хўжалик эҳтиёжлари учун сарфланадиган, корхонага тегишли бўлган хом ашё, материаллар, ёқилғи, эҳтиёт қисмлар, бутловчи буюмлар, сотиб олинган ярим тайёр маҳсулотлар, конструкциялар, деталлар, идишбоп материаллар, инвентарлар, хўжалик жиҳозлари ва бошқа қийматликларнинг мавжудлиги ва ҳаракати тўғрисидаги ахборотларни умумлаштириш (1000) «Материалларни ҳисобга олувчи счётлар»да амалга оширилади, улар жумласида эҳтиёт қисмлар 1040 счётда акс эттирилади. Материалларни четга сотиш (1000) «Материалларни ҳисобга олувчи счётлар»нинг кредити ва (9220) «Бошқа активларнинг чиқиб кетиши» счётининг дебетида акс эттирилади.

4-сон МҲБСга асосан, товар-моддий захираларнинг чиқиб кетишидан молиявий натижа (фойда ёки зарар) товар-моддий захираларнинг чиқиб кетишидан олинган даромаддан уларнинг баланс қиймати ва товар-моддий захираларнинг чиқиб кетиши билан боғлиқ билвосита солиқларни чегириш орқали аниқланади. Бошқа активларнинг сотилиши ва турли чиқиб кетишидан фойда (9320) «Бошқа активларнинг чиқиб кетишидан фойда» счётининг кредитида акс эттирилади.

Хўжалик юритувчи субъектнинг асосий воситалари ва бошқа мол-мулки чиқиб кетишидан олинган даромадлар асосий ишлаб чиқариш фаолиятидан олинадиган бошқа даромадлар таркибига киради (ЎзР ВМ 54-сонли қарори билан тасдиқланган, «Маҳсулот (ишлар, хизматлар)ни ишлаб чиқариш ва сотиш харажатларининг таркиби ҳамда молиявий натижаларни шакллантириш тартиби тўғрисидаги» Низом).

Бюджетдан ташқари Пенсия жамғармасига мажбурий ажратмаларнинг (ЎзР СК 313 моддаси), Республика йўл жамғармасига мажбурий ажратмаларнинг (ЎзР СК 317 моддаси) ва бюджетдан ташқари Умумтаълим мактаблари, касб-ҳунар коллежлари, академик лицейлар ва тиббиёт муассасаларини реконструкция қилиш, мукаммал таъмирлаш ва жиҳозлаш жамғармасига мажбурий ажратмаларнинг (ЎзР СК 325-2 моддаси) солиқ солиш объекти ва солиқ солинадиган базаси бўлиб соф тушум ҳисобланади.

Юқоридагилардан келиб чиқиб, корхонанинг бошқа даромадлари, улар жумласида бошқа активларнинг чиқиб кетишидан олинадиган даромадлар, бюджетдан ташқари жамғармаларга мажбурий ажратмаларнинг солиқ солиш объекти бўлиб ҳисобланмайди.

Шуни таъкидлаб ўтиш лозимки, агар хом ашё, материаллар ва бошқа мол-мулклар қайта сотиш мақсадида олинган бўлса, улар сотишга мўлжалланган товарлар сифатида қаралади ва уларнинг ҳисоби (2900) «Товарларни ҳисобга олувчи счётлар»да олиб борилади. Яъни  корхонанинг хўжалик эҳтиёжлари учун сотиб олинган материалларни ёки эҳтиёт қисмларни четга сотиш ҳолатлари доимий равишда амалга оширилса, ушбу операциялар савдо фаолияти деб баҳоланиши мумкин, уларни сотишдан тушган тушум эса товарларни реализация қилиш обороти сифатида бюджетдан ташқари жамғармаларга мажбурий ажратмаларнинг солиқ солинадиган базасига киритилиши лозим бўлади.

Бундай ҳолатлар биринчидан, эҳтиёт қисмларни олди-сотди операциялари мунтазам ёки доимий равишда амалга оширилса, иккинчидан, эҳтиёт қисмлар корхонанинг хўжалик эҳтиёжлари учун сарфланганлиги ҳақида тасдиқловчи хужжатлар мавжуд бўлмаган тақдирда юзага келиши мумкин. Масалан, корхонанинг балансида битта-иккита ускуна бўла туриб, уларни доимий равишда тамирлаш ва эҳтиёт қисмларни алмаштириб келиш зарурлиги бўлмаса ҳам, хўжалик эҳтиёжлари учун катта партияларда эҳтиёт қисмлар сотиб олинса, бу ҳолатларда назорат қилувчи органлар томонидан ушбу операциялар солиқ солиш базасини камайтиш ёки яшириш мақсадида амалга оширилган деб бахо берилиши мумкин.

Агарда, хўжалик эҳтиёжлари учун олинган хом ашё, материал ва эҳтиёт қисмлар ортиқчаларини четга сотиш, ишлаб чиқариш тўхтатилиши, корхонанинг бошқа фаолият турига қайта ихтисосланиши ёки ўзини оқлайдиган ва хужжатлар билан тасдиқланган бошқа сабабларга кўра амалга оширилган бўлса, бу ҳолатларда уларни сотишдан тушган тушум суммаси бюджетдан ташқари жамғармаларга мажбурий ажратмаларнинг солиқ солиш объекти сифатида қаралмайди.

Показать ответ

Чтобы правильно отразить в бухгалтерском учете поступление основных средств, их оценку, начисление амортизации и другие операции, связанные с основными средствами, Вам необходимо руководствоваться НСБУ №5 «Основные средства» (рег. МЮ 20.01.2004г. за №1299) и НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета» (рег. МЮ 23.10.2002г. за №1181).

В соответствии с вышеуказанными Стандартами бухгалтерского учета, стоимость основных средств, приобретенных по договору купли-продажи, включается в баланс предприятия (счет 0800 «Капитальные вложения»). Объекты основных средств, приобретенные от поставщиков, подрядчиков и других лиц, приходуются по дебету счетов учета основных средств (0100) и кредиту счета 0820 «Приобретение основных средств» после ввода их в эксплуатацию. Начисление амортизационных отчислений (износа) по основным средствам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта в состав основных средств.

Согласно НСБУ № 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению» (МЮ РУз №1181 от 23.10.2002 г.) передача в эксплуатацию по первоначальной стоимости объектов основных средств в результате приобретения отражается проводкой Дт 0100; Кт 0800. И, соотвественно, в следующем месяце, после ввода в эксплуатацию начинается начисление износа.

В вашем случае, так как приобретенные основные средства (бытовая техника), не требуют дополнительного монтажа и сборки, они должны быть отражены на счетах учета основных средств (0100)  в момент их передачи в оздоровительный комплекс.

Показать ответ

Методологические основы определения затрат по производству и реализации продукции и порядок формирования финансовых результатов хозяйствующих субъектов, устанавливаются Положением «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» (утв. ПКМ РУз №54 от 05.02.1999г.). Согласно данному Положению суммы амортизационных отчислений производственных основных средств и затраты, связанные с текущей арендой производственных основных средств, относятся к затратам, образующим производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

В свою очередь, на счете 9430 «Прочие операционные расходы» отражаются расходы, возникающие в процессе операционной деятельности, не связанной с производственным процессом, финансовой деятельностью и не обладающие качествами чрезвычайных статей расходов. Постоянные затраты производственного характера, не могут быть отнесены на счета учета прочих операционных расходов.

В условиях мирового финансового кризиса многие производственные предприятия, в особенности производящие продукцию, ориентированную на отдельных заказчиков, сталкиваются с проблемой простоя и неполной загрузкой производства. В свою очередь, в периоды простоя и неполной загрузки, постоянные косвенные затраты, такие как амортизация основных средств и нематериальных активов, увеличивают производственную себестоимость продукции, тем самым отрицательно влияют на конкурентоспособность отпускных цен готовой продукции. В итоге, производителям приходится реализовывать продукцию по отпускным ценам, себестоимость которой, превышает стоимость реализации, оговоренную с заказчиком в договоре поставки.

В соответствии с пунктом 1.5.5. Положения «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» (утв. ПКМ РУз №54 от 05.02.1999г.), потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, входящие в состав прочих затрат производственного характера, относятся к затратам, включаемым в производственную себестоимость продукции.

Кроме убытков от реализации, производитель несёт дополнительные расходы при уплате налогов. Ведь в соответствии с налоговым законодательством, при реализации продукции по ценам ниже себестоимости, для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из себестоимости продукции (статьи 130, 204, 232, 245, 355 НК РУз).

В вашем конкретном случае, если произведенная вами продукция была реализована по нормативным ценам, которая ниже её фактической себестоимости, это будет расцениваться как реализация ниже себестоимости и при исчислении налогов и обязательных платежей, вы должны будете определять налогооблагаемую выручку, исходя из себестоимости продукции. В утвержденных формах налоговой отчетности по налогу на прибыль юридических лиц и единому налоговому платежу, убытки от реализации ниже себестоимости отражаются отдельной строкой и включаются в налогооблагаемую базу.

В таких случаях, отдельного внимания заслуживает выбор метода начисления амортизационных отчислений. Применение неподходящего метода может стать причиной убытков. В НСБУ №5 «Основные средства» предусмотрены различные методы начисления амортизационных отчислений.

Чаще всего применяемый на практике метод начисления амортизации – это равномерный (прямолинейный) метод. Согласно этому методу амортизируемая стоимость основных средств равномерно списывается (распределяется) на соответствующие затраты, в том числе на производственную себестоимость продукции, в течение срока его службы.

В бухгалтерском учете, предусматривается и применение метода начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ (производственный метод). Производственный метод начисления амортизации основан на учете выработки основных средств в каждом конкретном году. Для расчета ежегодной величины амортизации по данному методу необходимо определить общую оценочную суммарную выработку за весь срок полезного использования и выработку в данном конкретном году. В качестве выработки могут выступать количество производимых единиц продукции, количество проработанных часов, количество пройденных тонно-километров и т. п.

Годовая сумма амортизационных отчислений при производственном методе начисления амортизации определяется исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения амортизируемой стоимости основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных средств.

При равномерном (прямолинейном) методе амортизационные отчисления классифицируются - как постоянные расходы, а при производственном методе – как переменные затраты.

Например:

Балансовая стоимость технологического оборудования, используемого в производстве составляет - 100 000,0 тыс.сум.

По технической документации, оборудование способно производить в натуральном выражении 120000 метров готовой продукции в год или же в среднем 10000 метров в месяц.

Фактически, по причине простоя и неполной загрузки производства, за отчетный месяц произведено продукции - 2000 метров.

При прямолинейном методе начисления амортизации сумма износа оборудования, подлежащая списанию на себестоимость произведенной продукции, по нормативной ставке 15%, составит – 1250,0 тыс.сум в месяц. 

Рассчитаем сумму амортизации при применении производственного метода:      

- срок полезной службы технологического оборудования до полного его износа составит – 6 лет и 8 месяцев;

- за весь период полезной службы, на данном оборудовании возможно произвести - 800000 метров готовой продукции;

- соотношения амортизируемой стоимости основных средств и предполагаемого объема продукции за срок полезной службы, составит – 125 сум на единицу продукции (100000т.с./800000м=125с);

- сумма износа оборудования, подлежащая списанию на производственную себестоимость за отчетный месяц, составит – 250,0 тыс.сум (2000м*125с).

Как видно из примера, при начислении амортизационных отчислений производственным методом, сумма износа оборудования, подлежащая списанию на производственную себестоимость в разы меньше по сравнению с амортизацией, рассчитанной прямолинейным методом.

Чтобы на предприятии амортизационные отчисления не приводили к убыткам, следует индивидуально рассматривать тот или иной метод амортизационных отчислений по отношению к производству. Так, если предприятие, работающее с неполной загрузкой, не имеет целевых налоговых льгот, за счет которых возмещаются расходы по амортизационным отчислениям, необходимо применять производственный метод.

Применяемый метод начисления амортизации в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Показать ответ

В соответствии с Законом РУз «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (№310-II от 06.12.2001г.), решение учредителя об уменьшении уставного фонда общества, должно быть оформлено в письменной форме. В решении учредителя отражаются размер сформированного уставного фонда, новый размер уставного фонда и за счет какого имущества предприятия (основных средств, денежных средства или товарно-материальных ценностей), будет произведена выплата уменьшаемой доли участника. По решению учредителя, возврат уменьшаемой части доли участника может быть произведен за счет денежных средств либо другого имущества предприятия.

При этом необходимо учесть, что Общество не вправе уменьшать свой уставный фонд, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного фонда, определенного статьей 14 вышеуказанного Закона (не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату представления документов для государственной регистрации общества).

Статьей 179 НК РУз предусмотрено, что доходы в виде дивидендов, направленные в уставный фонд юридического лица, от которого они получены, не подлежат налогообложению. При этом, если в течение года после применения льготы, участник выбывает из состава учредителей, либо имущество распределяется между учредителями, в связи с ликвидацией юридического лица, ранее освобожденные от налога доходы, подлежат налогообложению на общих основаниях.

В данной статье не оговариваются условия, при которых участник, возвращает часть своей доли в связи с уменьшением уставного фонда, но сам смысл предоставления льготы, заключается в том, чтобы инвестиции, внесенные в уставный фонд за счет дивидендов, в течение определенного периода (не менее одного года), могли быть использованы на нужды юридического лица.

В вашем конкретном случае, так как возврат части доли участника, производится по прошествии двух лет с момента направления дивидендов в счет увеличения уставного фонда, ранее примененные льготы сохраняются и налоговые обязательства не возникают.

Показать ответ

Чтобы правильно отразить в бухгалтерском учете реализацию продукции собственного производства на экспорт, Вам необходимо руководствоваться Положением «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» (утв. ПКМ РУз №54 от 05.02.1999г.) и НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета» (рег. МЮ 23.10.2002г. за №1181).

Если в экспортном договоре (контракте) оговорены условия, при которых продавец обязуется доставить прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места (FCA – Франко перевозчик), то продавец, как правило, несет расходы по погрузке (продукции), декларированию груза и оплате таможенных платежей.

Расходы по сбыту продукции, т.е. расходы, связанные с доставкой продукции до потребителя, погрузкой в транспортные средства и др., отражаются на счете 9410 «Расходы по реализации». Услуги сторонних организаций по доставке товаров (продукции) до места назначения, а также декларированию груза при экспорте, отражаются в бухгалтерском учете:

- по дебету счета 9410 «Расходы по реализации»;

- по кредиту счета 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам» или 6990 «Прочие обязательства».

Обязательные платежи в бюджет, налоги, сборы, отчисления в государственные целевые фонды, производимые в соответствии с действующим законодательством и относимые к расходам хозяйствующего субъекта, отражаются на счете 9430 «Прочие операционные расходы». Расходы по обязательным таможенным платежам при экспорте товаров (продукции) отражаются в бухгалтерском учете:

- по дебету счета 9430 «Прочие операционные расходы»;

- по кредиту счета 6410 «Задолженность по платежам в бюджет».

В конце отчетного периода счета 9410 «Расходы по реализации» и 9430 «Прочие операционные расходы» закрываются в корреспонденции со счетом 9910 «Конечный финансовый результат».

Показать ответ

По вопросу учета основных средств:

В соответствии с НСБУ №5 «Основные средства» (рег. № 1299 от 20.01.2004г.), начисление амортизационных отчислений по основным средствам производится до полного погашения амортизируемой стоимости объекта либо списания этого объекта с баланса. В вашем случае, если после переоценки факса его восстановительная стоимость превышает сумму накопленного износа, то амортизацию вы должны начислять до полного погашения амортизируемой стоимости факса, либо до момента списания его с баланса.    

По определению, основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности. Учет основных средств ведется в составе долгосрочных активов.

В свою очередь, учет МБП (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) ведется на счетах учета 1000 «Материалы», которые включаются в состав оборотных средств. Оборотные (текущие) активы являются частью операционной деятельности хозяйствующего субъекта и используются в течение 12 месяцев от отчетной даты. Различия между оборотными (текущими) активами и долгосрочными активами, приведены в пунктах 67-72 НСБУ №1 «Учетная политика и финансовая отчетность» (рег. №474 от 14.08.1998г.).

Так как факс, может использоваться в хозяйственной деятельности предприятия в течение длительного времени, его учет должен вестись на счетах учета основных средств до момента списания его с баланса.

Учет основных средств, результаты переоценки и списание основных средств, в бухгалтерском учете отражаются в следующем порядке:

Учет основных средств по первоначальной (восстановительной) стоимости ведется по дебету счета 0100 «Основные средства», начисленная амортизация и накопленный износ по кредиту счета 0200 «Износ основных средств».

Результаты переоценки основных средств отражаются по дебету счета 0100 «Основные средства» на сумму дооценки основных средств, по кредиту счета 0200 «Износ основных средств» на сумму дооценки накопленного износа и кредиту счета 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» на сумму разницы между суммами дооценки первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленного износа. 

Списание основных средств отражается по дебету счета 9210 «Выбытие основных средств» и кредиту счета 0100 «Основные средства», списание накопленного износа выбывших основных средств по дебету счета 0200 «Износ основных средств» и кредиту счета 9210 «Выбытие основных средств», списание суммы результатов (сальдо) переоценки по дебету счета 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» и кредиту счета 9210 «Выбытие основных средств».

Прибыль от выбытия основных средств отражается по кредиту счета 9310 «Прибыль от выбытия основных средств», убыток дебету счета 9430 «Прочие операционные расходы».

По вопросам безвозмездной передачи основных средств учредителю:

Основания для безвозмездной передачи основных средств учредителю, будут зависеть от формы собственности вашего предприятия. В соответствии с Положением «О порядке списания с баланса стоимости основных средств» (рег. № 1401 от 29.08.2004г.), основные средства передаются безвозмездно:

а) бюджетными организациями - по согласованию с вышестоящей организацией, в случае отсутствия вышестоящей организации - самостоятельно в соответствии с законодательством;

б) унитарными предприятиями недвижимые основные средства, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения, - в соответствии с приказом, распоряжением или иным решением собственника имущества предприятия, а остальные основные средства - самостоятельно в соответствии с законодательством;

в) государственными предприятиями - с согласия учредителя предприятия;

г) другими предприятиями и организациями - самостоятельно в соответствии с законодательством.

Если предприятие имеет несколько учредителей, отчуждение или безвозмездная передача основных средств должны быть согласованы со всеми участниками и отражено в протоколе общего собрания учредителей. Если предприятие имеет единственного учредителя, передача имущества, может быть произведена на основании его решения.

При принятии решения о списании с баланса основных средств, после окончания установленного срока службы (при начислении полного износа), их физического или морального устаревания, целесообразно создать комиссию в составе руководителя и материально-ответственных лиц предприятия, со стороны которой производится непосредственный осмотр основных средств, подлежащих списанию и используя необходимую техническую документацию (паспорт и другие документы) и данные бухгалтерского учета, даётся заключение об экономической нецелесообразности их дальнейшего содержания или использования.

Передача имущества производится актом приема-передачи, оформленным в установленном порядке.

Действующими нормативно-правовыми актами законодательства предусматривается сдача в обязательном порядке в ОАО «Узметкомбинат» и ОАО «Ташкентский завод по переработке лома и отходов цветных металлов» в качестве лома черных металлов и цветных металлов при списании физически и морально устаревших основных средств в связи с их ликвидацией. При передаче имущества (основных средств) учредителю либо их реализации, обязательное наличие заключения о содержании цветных и драгоценных металлов, действующим законодательством не предусматривается.

Для правильного оформления списания с баланса основных средств и отражения данных операций в бухгалтерском учете, вы можете руководствоваться Положением «О порядке списания с баланса стоимости основных средств» (рег. №1401 от 29.08.2004г.) и НСБУ №5 «Основные средства» (рег. № 1299 от 20.01.2004г.).

По вопросу исправления ошибок при переоценке основных средств:

Ошибки, допущенные при переоценке основных средств за предыдущие периоды, как правило, могут привести к искажению финансовой отчетности, утвержденной и представленной в соответствующие контролирующие органы.

Согласно пункту 15 «Правил по заполнению форм финансовой отчетности» (рег. № 1209 от 24.01.2003г.), исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производятся в отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде, может отражаться в финансовой отчетности путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года и внесением соответствующих корректировок активов, обязательств и других статей собственного капитала.

Исходя из вышеуказанных требований законодательства, корректировка ошибок, допущенных за прошлые отчетные периоды, в бухгалтерском учете так же должна производиться в отчетном периоде, в котором эти ошибки были выявлены.

Результаты переоценки основных средств с учетом корректировок допущенных ошибок, в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

а) при дооценке объектов основных фондов:

- дебет счетов учета основных средств (0100) - на сумму дооценки первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных фондов;

- кредит счетов учета износа основных средств (0200) - на сумму дооценки накопленного износа основных средств;

- кредит счета 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» - на сумму разницы между суммами дооценки первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленного износа объекта основных фондов;

б) при уценке объектов основных фондов:

- дебет счетов учета износа основных средств (0200) - на сумму уценки накопленного износа основных средств, а также основных средств, полученных по договору финансовой аренды;

- дебет счета 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» - на сумму уценки в пределах суммы дооценки объектов основных фондов, которые ранее были переоценены или суммы превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных фондов;

- дебет счета 9430 «Прочие операционные расходы» - на сумму превышения уценки этого объекта над суммой дооценки данного объекта основных фондов, который ранее был переоценен, или суммой превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных фондов (то есть превышение суммы уценки над суммой остатка, учитываемой на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» по данному объекту основных фондов);

- кредит счетов учета основных средств (0100).

Кроме того, если ваше предприятие является плательщиком общеустановленных налогов и в результате исправления ошибок по переоценке основных средств, изменилась налогооблагаемая база по налогу на имущество юридических лиц, вам необходимо будет представить в налоговые органы уточненные расчеты по налогу на имущество юридических лиц за соответствующие налоговые периоды.

Показать ответ

Как правило, производственные предприятия при осуществлении своей деятельности на каждый вид выпускаемой продукции составляют калькуляцию затрат. Исходя из технологических условий производства, в калькуляции отражаются все затраты предприятия, связанные непосредственно с производством готовой продукции, такие как: затраты на сырьё и материалы, трудозатраты, затраты на энергоресурсы и т.д. Так же, в калькуляции можно предусмотреть такие затраты как производственные потери, потери при транспортировке, потери от естественной убыли материалов (усушка, испарение и т.п.). Нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины потерь товарно-материальных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов.

Действующим законодательством Республики Узбекистан, утвержденных предельных норм для определения допустимой величины потерь товарно-материальных запасов от естественной убыли, не предусмотрено. На практике, методика расчета и нормативы потерь товарно-материальных запасов, разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами, непосредственно связанными с производством конкретного вида продукции. При разработке методов расчета и нормативов, в основу принимаются разработки научно-исследовательских институтов и данные лабораторных анализов по определенному отраслевому направлению. Например, предприятия мукомольного производства Узбекистана, при расчете допустимой величины потерь товарно-материальных запасов от естественной убыли, пользуются методическими указаниями, утвержденными АК «Уздонмахсулот».

На практике вы вправе воспользоваться разработанными отраслевыми нормативами списания потерь товарно-материальных запасов от естественной убыли. Если же отраслевых нормативов не существует, вы можете разработать свои нормативы, используя сведения технико-экономических обоснований (если составлены), либо пользуясь данными лабораторных анализов. Также величину безвозвратных потерь (естественной убыли) от недостачи, можно определить путем инвентаризации товарно-материальных запасов, следующим образом:

- при хранении товара - за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение;

- при транспортировке товара - путем сопоставления массы товара, указанной отправителем или изготовителем в сопроводительных документах, с массой товара, фактически принятой на склад.

Предприятие может само разработать систему внутреннего документооборота, фиксирующего остатки и движение запасов сырья.

При осуществлении замеров (взвешивания), целесообразно создать инвентаризационную комиссию, состоящую из руководителя предприятия, работников бухгалтерии и материально ответственных лиц. По итогам инвентаризации составляются акт инвентаризации товарно-материальных запасов и сличительная ведомость результатов инвентаризации, которые подписываются членами инвентаризационной комиссии и утверждаются руководителем предприятия. Порядок проведения инвентаризации регламентируется НСБУ №19 «Организация и проведение инвентаризации» и Положением «О порядке бухгалтерского учета недостач и излишков имущества, установленных при инвентаризации» (рег. МЮ РУз №1334 от 06.04.2004г.).

В соответствии с пунктом 2.3.15.2. Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (Приложение к Постановлению КМ Уз от 05.02.1999 г. N 54) потери и недостачи материальных ценностей, не относящиеся непосредственно к производственному процессу, включаются в прочие операционные расходы.

В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации недостачи товарно-материальных запасов списываются по фактической (балансовой) стоимости и отражаются в следующем порядке:

- по дебету счета 5910 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

- по кредиту счетов учета товарно-материальных запасов (1000-2900).

Убытки от недостачи товарно-материальных запасов относятся на финансовые результаты и отражаются:

- по дебету счета 9430 «Прочие операционные расходы»;

- по кредиту счета 5910 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Показать ответ

Целью бухгалтерского учета является обеспечение пользователей полной, достоверной, своевременной финансовой и другой бухгалтерской информацией. Задачами бухгалтерского учета являются: формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, состоянии имущественных прав и обязательств; обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления; составление финансовой, налоговой и иной отчетности.

С 1 января 2004 года все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, должны вести бухгалтерский учет по новому плану счетов и инструкции по его применению, согласно НСБУ №21 (рег. №1181 от 23.10.2002г.).

Специальной утвержденной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для негосударственных некоммерческих организаций не разработано, и на практике некоммерческие организации руководствуются нормативно-правовыми актами, общими для всех юридических лиц.

При этом, учитывая специфику поступлений и расходов некоммерческих организаций, кардинально отличающихся от статей доходов и расходов коммерческих структур, связанных с их предпринимательской деятельностью, для некоммерческих организаций рекомендуется вести бухгалтерский учет по принципу целевого использования источников финансирования. Ведь деятельность некоммерческих организаций направлена не на получение дохода, а на расходование имеющихся источников финансирования для решения уставных задач. Поэтому, способ ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а также рабочий план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, в обязательном порядке должны быть отражены в учетной политике организации.

Особенности ведения бухгалтерского учета в негосударственных некоммерческих организациях подробно описаны в Методическом пособии «ННО: Правовое регулирование, экономические основы деятельности, бухгалтерский учет и налогообложение в свете последних изменений законодательства» (ИПС «Norma», раздел «Учет и налогообложение в некоммерческих организациях»).

Если, корректировки и исправления ошибок в бухгалтерском учете, привели к изменению или искажению финансовой отчетности, то в соответствии с «Правилами по заполнению форм финансовой отчетности» (рег. №1209 от 24.01.2003г.), вам необходимо будет произвести в финансовой отчетности соответствующие исправления.

Исправления несущественных ошибок, допущенных при составлении отчетности за прошлый период, производятся в отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года).

Сумма корректировок фундаментальных (существенных) ошибок, допущенных в предыдущем периоде, может отражаться в финансовой отчетности путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года и внесением соответствующих корректировок активов, обязательств и других статей собственного капитала. Либо вы можете скорректировать данные  за соответствующий период  прошлого года, соответственно пересдав отчетность за предыдущие периоды. Корректировка фундаментальных (существенных) ошибок в финансовой отчетности производится в соответствии с НСБУ №3 «Отчет о финансовых результатах» (рег. № 484 от 27.08.1998г.).

Мы считаем, что в вашем случае корректировки являются существенными, и при их исправлении вам нужно руководствоваться положениями НСБУ №3, регулирующими исправление существенных ошибок.

В случае, если исправления ошибок в бухгалтерском учете, привели к изменению налогооблагаемой базы и (или) суммы налогов и обязательных платежей, то вместе с уточненной финансовой отчетностью в государственные налоговые органы по месту учета, необходимо будет представить уточненные налоговые отчеты по соответствующим налогам и обязательным платежам. 

В соответствии с Налоговым кодексом РУз, налогоплательщики имеют право самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей (статья 31), в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, имеют право представить уточненную налоговую отчетность за периоды, за которые налоговая отчетность уже была представлена в органы государственной налоговой службы (статья 46), в случае самостоятельного исправления ошибки до начала налоговой проверки налогоплательщик освобождается от ответственности, за исключением уплаты пени (статья 109).

Следует отметить, что за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, действующим законодательством предусмотрены меры административной ответственности - наложение штрафа на должностных лиц предприятия от 5 до 10 минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы. (статья 175-1 Кодекса об административной ответственности РУз).  

Показать ответ

Сизлар, ЎзР Фуқаролик кодексининг 347 моддасига асосланган холда, тарафлар келишувига биноан мажбуриятларни янгилаш йўли билан, яъни дастлабки мажбуриятни бошқача ижро этиш усулини назарда тутувчи янги мажбурият билан алмаштириб, қарз шартномасига ўзгартиришлар киритишгиз мумкин. Агарда қарз шартноманинг дастлабки шартларида ТМЗлар қайтарилмаган тақдирда уларнинг қиймати пул маблағлари билан қайтарилиши кўзда тутилмаган бўлса, у холатда шартноманинг шартларига қўшимча келишув асосида ўзгартиришлар киритилиши мумкин, янги олти-сотди шартнома тузмаган холда.

21-сонли БҲМСга асосан (АВ рўй. 1181-сон 23.10.2002й.) товар қарзини материаллар билан бериш ва улар эвазига пул маблағларини қайтариб олиш билан боғлиқ бўлган операциялар бухгалтерия ҳисобида қуйидагича акс эттирилади:

Хўжалик муомалаларининг мазмуни

 

Дебет

Кредит

Қисқа муддатли қарз кўринишида бошқа корхонага чиқиб кетаётган материалларнинг қийматини ҳисобдан чиқариш

 

9220

«Бошқа активларнинг чиқиб кетиши»

1010-1090

«Материалларни ҳисобга олувчи счётлар»

Чиқиб кетаётган материалларга ҳисобланган ҚҚС

(ҚҚС тўловчилари учун)

9220

«Бошқа активларнинг чиқиб кетиши»

6410

«Бюджетга тўловлар бўйича қарзлар»

Қисқа муддатли қарзни материал ва бошқа активлар кўринишида бериш

 

5830

«Берилган қисқа муддатли қарзлар»

9220

«Бошқа активларнинг чиқиб кетиши»

Шартномага қўшимча келишув тузилганида:

Қарз шартномаси бўйича материаллар қиймати эвазига пул маблағлари келиб тушиши

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

5830

«Берилган қисқа муддатли қарзлар»

Мажбуриятларни янгилаш шартномаси тузилганида:

Қарз шартномаси бўйича қарзни юкланган материаллар учун харидорлардан олинадиган қарзлар счётига ўтказиш

4010

«Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар» ёки 4890

«Бошқа дебиторлар қарзлари»

5830

«Берилган қисқа муддатли қарзлар»

Юкланган материаллар учун харидорлар тўловлари

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

4010

«Харидорлар ва буюртмачилардан олинадиган счётлар»

ёки 4890

«Бошқа дебиторлар қарзлари»

Шунга этибор бериш лозимки, бошқа активларни чиқиб кетишидан фойда олинган тақдирда (активларнинг баланс қиймати ва уларни сотиш қиймати ўртасидаги ижобий фарқ), қарз берувчи корхонада солиқ оқибатлари келиб чиқиши мумкин:  

- ЯСТ бўйича – соддалаштирилган солиқ солиш тартибидаги корхоналар учун ТМЗларни чиқиб кетишидан олинган фойда ЎзР Солиқ кодекснинг 132, 133, 355 моддаларига асосан солиқ солиш объектига қўшилади.

- юридик шаҳсларнинг фойда солиғи бўйича – умумбелгиланган солиқ солиш тартибидаги корхоналар учун ТМЗларни чиқиб кетишидан олинган фойда ЎзР Солиқ кодекснинг 129, 132, 133 моддаларига асосан жами даромадлар таркибига қўшилади.

Бошқа активларни чикиб кетишидан зарар кўрилган тақдирда (активларнинг баланс қиймати ва уларни сотиш қиймати ўртасидаги салбий фарқ), ушбу зарар суммаси ЎзР Солиқ кодекснинг 147-моддаси 24-бандига асосан чегирилмайдиган харажатлар таркибида юридик шаҳсларнинг фойда солиғи ҳисобланишида солиқ солиш базасидан айрилмайди (умумбелгиланган солиқ тўловчилар учун).

Агарда, корхонангиз фаолияти давомида шунга ўхшаш операциялар, яъни ТМЗни қарзга бериш ва улар эвазига пул маблағларни қайтариб олиш мунтазам равишда такрорланиб келинса, бундай операцияларга улгуржи савдо фаолияти деб боҳо берилиши мумкин (қайта сотиш мақсадида олинган товарларни сотиш), улгуржи савдони амалга ошириш учун эса лицензия талаб этилади. Бундан ташқари, ушбу холатда ТМЗни реализация қилиш оборотлари ЯСТ ҳисобланишида солиқ солинадиган тушумга қўшилиши ёки умумбелгиланган солиқлар ҳисобланишида соф тушум таркибида мажбурий ажратмаларни солиқ солиш объектига қушилиши лозим бўлади.

Шунингдек таъкидлаб ўтиш лозимки, товарларни олдиндан тўловсиз реализация қилиш ЎзР Президентининг 12.05.1995 йилдаги «Ҳалқ хўжалигида ҳисоб-китоблар ўз вақтида ўтказилиши учун корхона ва ташкилотлар раҳбарларининг маъсулиятини ошириш борасидаги чора-тадбирлар тўғрисидаги» ПФ-1154-сонли Фармони талабларини бузилишига олиб келади.

Показать ответ

Дивиденды, направленные на пополнение уставного фонда предприятия, от которого они получены, не подлежат налогообложению. Здесь необходимо учесть, что в случае распределения имущества предприятия между его учредителями в связи с ликвидацией предприятия в течение года после применения данной льготы, дивиденды, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях (статья 156 НК РУз).

По вопросу, будет ли считаться реализацией передача товарно-материальных запасов (товаров, материалов, готовой продукции) учредителю в счет оплаты его доли в уставном фонде? Однозначной трактовки указанной операции в действующем законодательстве не существует. Согласно статье 22 НК РУз, реализацией – считается отгрузка (передача) товаров, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи. И мы считаем, что риск признания данной операции реализацией существует.

В этом случае для предприятия, выплачивающего долю вклада, возникают следующие налоговые последствия:

- для плательщиков ЕНП, при передаче в счет возврата доли учредителя в уставном фонде товарами и (или) готовой продукцией, в налогооблагаемую выручку включается стоимость передаваемых товаров и (или) готовой продукции, согласованная с учредителями. Если стоимость передаваемых товаров и (или) готовой продукции ниже их фактической себестоимости, то в налогооблагаемую выручку включается себестоимость этих товаров и (или) готовой продукции. При выплате доли учредителя материалами (приобретенными для собственных нужд), в налогооблагаемую выручку включается доход (положительная разница между балансовой стоимостью материалов и стоимостью их реализации) от выбытия материалов (статья 355 НК РУз).

- для плательщиков общеустановленных налогов, стоимость передаваемых товаров и (или) готовой продукции (или их себестоимость при передаче, ниже себестоимости), будут являться налогооблагаемым оборотом при исчислении НДС (статья 199 НК РУз) и объектом налогообложения обязательными отчислениями во внебюджетные фонды (статьи 313, 317, 325-2 НК РУз). Также стоимость передаваемых товаров и (или) готовой продукции включается в состав совокупного дохода, при исчислении налога на прибыль юридических лиц (статья 129 НК РУз).  

Стоимость передаваемых материалов будет являться объектом обложения НДС, а доходы от выбытия материалов включаются в совокупный доход, при исчислении налога на прибыль юридических лиц.

Необходимо учесть, что если при ликвидации предприятия, действительный размер доли, выплачиваемый учредителю, будет превышать его первоначальный вклад, то сумма превышения будет являться для учредителя доходом в виде дивидендов (статья 22 НК РУз), которые должны быть обложены налогом у источника выплаты по ставке 10% (статья 156 НК РУз). Ответственность за удержание и своевременное перечисление налога в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов. При неудержании суммы налога налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанную с ним пеню (статьи 165, 185 НК РУз).

Таким образом, налог на дивиденды учредителя будет удержан только с суммы превышающей  номинальный размер его доли в уставном фонде, при условии, что со дня направления прибыли на увеличение уставного фонда прошло не менее одного года.

Показать ответ

Ўзбекистон Республикаси Фуқаролик кодексига асосан, қарз шартномаси бўйича бир тараф (қарз берувчи) иккинчи тарафга (қарз олувчига) пул ёки бошқа ашёларни мулк қилиб беради, қарз олувчи эса қарз берувчига бир йўла ёки бўлиб-бўлиб, ўшанча суммадаги пулни ёки қарзга олинган ашёларнинг хили, сифати ва миқдорига баравар ашёларни (қарз суммасини) қайтариб бериш мажбуриятини олади (ФК 733 моддаси).

Агар қонунда ёки қарз шартномасида бошқача тартиб назарда тутилган бўлмаса, қарз берувчи қарз олувчидан қарз суммасига шартномада белгиланган миқдорда ва тартибда фоизлар олиш ҳуқуқига эга. Фоизлар миқдори, тўлаш тартиби ва муддатлари қарз шартномаси билан белгиланади (ФК 734 моддаси).

Амалдаги қонунчиликда қарз шартномалари бўйича қўллаш лозим бўлган қатъий белгиланган ёки чегараланган фоизлар миқдори кўзда тутилмаган. Шунингдек, хеч бир норматив хужжат қарз берувчи томонидан қарз шартномасида фоиз тўловини энг камида Марказий банкнинг қайта молиялаштириш ставкасида белигашни мажбурламайди.  Демак, юқоридагилардан келиб чиқсак, қарз суммасига фоизлар миқдори тарафлар келишувига асосан белгиланади ва шартномада акс эттирилади.

Қарз шартномаси бўйича келиб чиқадиган солиқ оқибатлари.

Қарз шартномаси бўйича тўланадиган фоизлар кўринишидаги даромадлар тўлов манбаида солиққа солинади (СК 156 моддаси). Солиқни ушлаб қолиш ҳамда бюджетга ўтказиш мажбурияти фоизлар кўринишидаги даромадларни тўлаб берувчи тарафнинг зиммасига юклатилади, яъни қарз олувчи қарз шартномаси бўйича фоизларни тўлаб беришда ҳисобланган фоизлар суммасига солиқ ҳисоблаб (2016 йил учун солиқ ставкаси 10% миқдорида белгиланган), солиқ суммасини ушлаб қолиб, бюджетга ўтказиб бериши мажбур. Қарз берувчига фоизлар кўринишидаги даромадлар ҳисобланган солиқ суммаси чегирилган холда тўлаб берилади. Солиқни тўғри ҳисоблаб чиқиш, ушлаб қолиш ва бюджетга тўлиқ ўтказиб бериш жавобгарлиги тўлов манбаи – яъни қарз олувчи зиммасига юклатилади.

Қарз олувчи фоиз тўловлари бўйича қарзни тўлаб ва бюджетга солиқ суммасини ўтказиб берганидан сўнг даромад суммаси ва солиқ даври учун ушлаб қолинган солиқнинг умумий суммаси ҳақида қарз берувчига маълумотнома тақдим этади (СК 165 моддаси).

Фоизлар кўринишидаги даромадларни бухгалтерия ҳисобида акс эттириш.

Фоизлар кўринишидаги даромадлар молиявий фаолият даромадлари ҳисобланади ва бухгалтерия ҳисобида 9530 «Фоизлар кўринишидаги даромадлар» счётининг кредитида акс эттирилади. 21-сонли БҲМС асосан узоқ муддатли ва жорий инвестициялар бўйича фоизлар кўринишидаги даромадлар 4830 «Олинадиган фоизлар» счёти билан боғланган ҳолда акс эттирилади.

Масалан, 10.06.2016 йилдан 10.09.2016 йилгача бўлган муддатга (92 кунга) йиллик фоиз тўлови 1% белгиланган 1 000 000 сўм миқдорида берилган қарзни бухгалтерия ҳисобида қуйидагича акс эттирсак бўлади (қарз берувчининг бухгалтерия ёзувлари):

Т/р

Хўжалик муомалаларининг мазмуни

 

Сумма

(сум)

Счётларнинг боғланиши

Дебет

Кредит

1

Ҳисоб-китоб счётидан қисқа муддатли қарз бериш

1 000 000

5820

«Берилган қисқа муддатли қарзлар»

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

2

Ҳисобланган фоизлар

2 520,55

(1000000*(1%/365*92))

4830

«Олинадиган фоизлар»

9530

«Фоизлар кўринишидаги даромадлар»

3

Фоизлар кўринишидаги даромадларга ҳисобланган солиқ

252,06

(2 520,55*10%)

9810

«Фойда солиғи бўйича харажатлар»

4830

«Олинадиган фоизлар»

4

Қарз олувчидан келиб тушган фоизлар кўринишидаги даромадлар

2 268,49

(2520,55-252,06)

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

4830

«Олинадиган фоизлар»

5

Берилган қисқа муддатли қарзни қайтарилиши

1 000 000

5110

«Ҳисоб-китоб счёти»

5820

«Берилган қисқа муддатли қарзлар»

Показать ответ

В соответствии со статьей 199 Налогового кодекса РУз (НК РУз), выполнение работ, оказание услуг, безвозмездная передача имущества (выполнение работ, оказание услуг), в том числе работникам юридического лица для их личных нужд, не связанных с деятельностью на данном юридическом лице, передача имущества (выполнение работ, оказание услуг) работнику в счет заработной платы, признаются оборотами по реализации товаров (работ, услуг).

 В соответствии с пунктом 15 статьи 208  НК РУз, обороты по реализации услуг, оказываемых зонами отдыха и другими организациями отдыха в рамках их основной деятельности (независимо от того, оказываются они юридическими лицами или их структурными подразделениями), относятся к оборотам, освобожденным от НДС.

В вашем случае, обороты по предоставлению услуг Зоны отдыха по путевкам для сотрудников и членов их семей, как с оплатой этих услуг, так и на безвозмездной основе, а также в счет заработной платы, будут являться оборотами, освобожденными от НДС.

Согласно части третьей статьи 222 НК РУз, юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев предоставления документа, заменяющего счет-фактуру.

Если в бланке путевки на Зону отдыха отражены все необходимые сведения, предусмотренные в части первой статьи 222 НК РУз, в их числе дата выписки, наименование, местонахождение (почтовый адрес) и ИНН налогоплательщика и покупателя услуг, наименование оказанных услуг, количество (объем) оказанных услуг, цена (тариф) на единицу измерения без учета НДС и другое, то путевка может считаться документом, заменяющим счет-фактуру и дополнительное оформление счета-фактуры не требуется. В ином случае, вы обязаны будете выставить лицу, получающему услуги, счет-фактуру в установленном порядке.

Приобретенная вашим предприятием Зона отдыха, как объект социально-культурной сферы, деятельность которой направлена на организацию отдыха своим сотрудникам и их семьям, для вашего предприятия будет считаться обслуживающим хозяйством (статья 139 НК РУз).

В соответствии с пунктами 133-135 НСБУ №21, обобщение информации о затратах обслуживающего хозяйства, осуществляется на счете 2710 «Обслуживающие хозяйства».  По дебету счета 2710 «Обслуживающие хозяйства» отражаются расходы, связанные с оказанием услуг обслуживающих хозяйств в корреспонденции со счетами учета товарно-материальных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и др.

По кредиту счета 2710 «Обслуживающие хозяйства» в корреспонденции со счетом 9130 «Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг» отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг обслуживающих хозяйств.

Оказание услуг по организации отдыха сотрудникам и их семьям в соответствии с НСБУ №21 «План счетов…» (Рег. № 1181 от 23.10.2002г.) в бухгалтерском учете необходимо отразить в следующем порядке (условная себестоимость путевки Зоны отдыха 100 000 сум):

Содержание хозяйственной операции

Сумма (условная)

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Затраты по обслуживающему хозяйству

100 000

(на одну путевку)

2710

«Обслуживающие хозяйства»

0210-0299

«Износ основных средств»

1000

«Материалы»

6710

«Расчеты с персоналом по оплате труда»

6520

«Платежи в государственные целевые фонды»

и др.

При безвозмездной передаче путевок

 

Списание на расходы стоимости  оказанных услуг сотруднику (в том числе безвозмездно)

100 000

9130 «Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг»

2710

«Обслуживающие хозяйства»

 

При удержании 10 % от стоимости путевок

Списание на расходы стоимости  оказанных услуг сотруднику (в том числе безвозмездно)

100 000

9130 «Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг»

2710

«Обслуживающие хозяйства»

Стоимость путевки, подлежащая удержанию с заработной платы сотрудника

10 000

(10% стоимости путевки)

4790

«Прочая задолженность персонала»

9370

«Доходы от обслуживающих хозяйств»

Необходимо учесть, что услуги по организации отдыха, оказанные сотруднику на безвозмездной основе (бесплатные путевки в Зону отдыха), а также путевки для членов  семьи  сотрудника, реализованные сотруднику по цене ниже фактической себестоимости услуг, в соответствии со статьей 177 НК РУз, будут являться доходами сотрудника (физического лица) в виде материальной выгоды, полученными от юридического лица, которые согласно статье 184 НК РУз подлежат налогообложению у источника выплаты.

Доходы от обслуживающих хозяйств в целях налогообложения, относятся к прочим доходам (статья 132 НК РУз), которые определяются как положительная разница между суммой средств, полученных (подлежащих получению) от реализации услуг обслуживающими хозяйствами, и суммой расходов, связанных с деятельностью обслуживающих хозяйств (статья 139 НК РУз). Для плательщиков ЕНП прочие доходы включаются в состав налогооблагаемой валовой выручки при исчислении ЕНП (статья 355 НК РУз).

На практике, в большинстве случаев, деятельность обслуживающих хозяйств рассматривается проверяющими органами как отдельный вид деятельности. И здесь существует риск того, что при исчислении ЕНП в налогооблагаемую валовую выручку будет включена не сумма дохода обслуживающего хозяйства (положительная разница между суммой средств, полученных от реализации услуг и суммой расходов), а вся выручка от реализации услуг обслуживающего хозяйства.

23.06.2016 [ID: 6506] Каков порядок подписания счетов-фактур в организаци, которая делегирует функции ведения бухучета сторонней аутсорсинговой компании? Должен ли бухгалтер-аутсорсер ставить свою подпись на счетах-фактурах (и других документах, где обязательно наличие подписи главного бухгалтера), которые выставляет организация своим заказчикам, или достаточно подписи руководителя организации в двух местах (на месте руководителя и на месте бухгалтера)?
Показать ответ

Согласно статье 11 Закона РУз «О бухгалтерском учете» (№279-I от 30.08.1996г.) организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель субъекта бухгалтерского учета. Он имеет право делегировать на договорной основе ведение бухгалтерского учета специализированной организации (аудиторские организации, организации налоговых консультантов и другие организации, в уставе которых предусмотрено оказание услуги по ведению бухгалтерского учета).

В соответствии со статьей 13 вышеуказанного закона, документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, кредитные и расчетные обязательства, а также финансовая и иная отчетность подписываются руководителем субъекта бухгалтерского учета или лицами, им определяемыми.

Руководитель субъекта бухгалтерского учета утверждает два перечня лиц, имеющих право подписи. В первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции субъекта бухгалтерского учета, во второй - осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления. В случаях, если руководитель субъекта бухгалтерского учета принимает на себя функции бухгалтерского учета и финансового управления, то в обоих перечнях указывает себя.

Документы без подписи лиц, указанных в части второй настоящей статьи, считаются недействительными.

Счет-фактура  представляет собой документ строгой отчетности (статья 222 НК РУз), относится к первичным учетным документам, служащим основанием для приема и выдачи товарно-материальных и других ценностей.

Если в штате вашей организация предусмотрена должность главного бухгалтера с правом подписи на финансовых и иных документах, то на счетах-фактурах, выставляемых вашей организацией подпись главного бухгалтера обязательна. Если же исполнение функций главного бухгалтера принимает на себя руководитель организации, то на первичных документах, в том числе на счетах-фактурах, руководитель обязан подписаться и за главного бухгалтера.

Сторонняя аутсорсинговая компания, привлеченная для ведения бухгалтерского учета на договорной основе, несет ответственность только за правильность ведения бухгалтерского учета, а не составления первичных документов, в связи с чем, на первичных документах аутсорсер свою подпись ставить не должен.

Показать ответ

Учет возвратных отходов

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (статья 142 НК РУз).

В вашем случае, если образовавшиеся в процессе производства отходы, такие как клоки, обрывки нитей, отходы кетлировки в виде вязаных колец могут в дальнейшем быть использованы в процессе основного или вспомогательного производства, либо могут быть реализованы на сторону, то их можно считать возвратными отходами.

Оценить возвратные отходы можно:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону (статья 142 НК РУз).

Стоимость возвратных отходов вычитается из материальных затрат, включаемых в производственную себестоимость продукции (пункт 1.1.11. Положения «О составе затрат…», утв. ПКМ №54 от 05.02.1999г.).

Приход возвратных отходов отражается на счете 1090 «Прочие материалы» в корреспонденции со счетом 2010 «Основное производство».

Если, образование вышеуказанных отходов предусматривается технологическим процессом производства продукции и эти отходы в силу своих физических свойств не могут в последующем быть использованы в основном или вспомогательном производстве или не могут быть реализованы, то стоимость таких отходов списывается на производственную себестоимость продукции.

Учет брака

В процессе производства также возможно образование брака. Браком - считается продукция, изготовленная с нарушением технологических условий, не отвечающая требованиям установленных стандартов или техническим условиям, и которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по прямому назначению. Различают брак частичный и полный. При частичном браке продукция после доработки (исправления) может быть использована по прямому назначению. Когда продукция не может быть использована и ее доработка нецелесообразна, такой брак считается полным (неисправимым).

Учет частичного (исправимого) брака ведется на счете 2610 «Брак в производстве». Стоимость материалов, израсходованных для исправления брака, относится в дебет счета 2610 «Брак в производстве».

Полный (неисправимый) брак, который может в дальнейшем быть использован в основном или вспомогательном производстве, либо реализован, списывается на счет 1090 «Прочие материалы», в ином случае списывается на производственную себестоимость продукции.

В вашем случае, если образовавшиеся в производстве бракованные носки могут быть доработаны (исправлены) и после доработки могут быть использованы по прямому назначению, то их учет ведется по счету 2610 «Брак в производстве». Если же доработка бракованных носков нецелесообразна, их стоимость списывается на счет 1090 «Прочие материалы» по цене возможного использования.

Отражение на синтетических счетах

Операции, связанные с возвратными отходами и браком в производстве в бухгалтерском учете отражаются в следующем порядке:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приход возвратных отходов

(по цене возможного использования или по цене реализации)

1090

«Прочие материалы»

2010

«Основное производство»

Списание возвратных отходов на производство

(по цене возможного использования)

2010

«Основное производство»

2310

«Вспомогательное производство»

1090

«Прочие материалы»

Реализация возвратных отходов

(по цене реализации)

4010

«Счета к получению от покупателей и заказчиков»

9220

«Выбытие прочих активов»

Списание стоимости возвратных отходов

(по цене реализации)

9220

«Выбытие прочих активов»

1090

«Прочие материалы»

Списание потерь от неисправимого брака

(по цене списанных материалов)

2610

«Брак в производстве»

2010

«Основное производство»

2310

«Вспомогательное производство»

Расход материалов по исправлению брака

2610

«Брак в производстве»

1010-1090

«Материалы»

Списание окончательного брака

(по цене возможного использования)

1090

«Прочие материалы»

2610

«Брак в производстве»

Включение потерь от брака в производственную себестоимость продукции

2010

«Основное производство»

2310

«Вспомогательное производство»

2610

«Брак в производстве»

Показать ответ

В действующем законодательстве оформление путевых листов предусматривается для предприятий, занимающихся перевозкой грузов автомобильным транспортом, по формам согласно приложениям №№ 4-7 к «Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков» (рег. МЮ №1382 от 02.07.2004г.). Для легковых автомобилей, используемых для служебных разъездов работников, отдельные формы путевых листов законодательством не предусмотрены.

В соответствии с Положением «О порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами» (рег. № 1470 от 18.04.2005г.), держатель корпоративной банковской карты обязан не позднее 10 дней со дня получения под отчет корпоративной банковской карты представлять в бухгалтерию юридического лица отчет об израсходованных посредством корпоративной банковской карты средствах. При осуществлении оплаты с корпоративной банковской карты за ГСМ в качестве отчетных документов служат оригиналы квитанций терминалов с приложением товарных счетов и другой документации в соответствии с законодательством.

Так как приобретение ГСМ для хозяйственных нужд осуществляется с корпоративной банковской карты, т.е. за счет средств предприятия, в бухгалтерском учете следует вести учет приобретения ГСМ и соответствующим образом оформлять его списание.

В связи с чем, в целях учета затрат, связанных с эксплуатацией автомобиля, мы рекомендуем оформлять путевые листы для легкового автомобиля, используемого директором фирмы для служебных разъездов. Для этого вы можете разработать свою форму путевого листа, указав в ней все необходимые вам сведения (даты, маршруты, пробег, время выезда/возвращения, расход горючего и прочее).

В противном случае, при отсутствии надлежащего учета затрат по ГСМ, имеется риск того, что использование автомобиля директором фирмы может быть расценено как использование автомобиля в личных целях, а расходы на ГСМ с корпоративной банковской карты, как оплата юридическим лицом в интересах физического лица товаров (работ, услуг).

В свою очередь оплата юридическим лицом в интересах физического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав, в соответствии со статьей 177 НК РУз, являются доходами физического лица в виде материальной выгоды, которые на основании статьи 184 НК РУз, подлежат налогообложению у источника выплаты.

Показать ответ

Замонавий футбол дунёсида футболчиларнинг трансферти кенг тарқалиб келмоқда. Бунда бир футбол клуби бошқа бир футбол клубидан шартнома асосида муайян футбол ўйинчиси ҳарид қилиб олади. Ушбу битимнинг моҳияти футболчини инсон сифатида сотиб олишда эмас (инсон савдоси қонун билан тақиқланган), балки аввалги футбол клубига компенсация тўловларини тўлаб бериб, ўйинчи билан янги контракт тузишга ҳуқуқни қўлга киритади. Бугунги кунда Ўзбекистон Республикасида трансферт битимлари асосида спортчиларни клубдан клубга ўтиш қоидалари қонун доирасида аниқ тартибга солинмаган ва амалиётда ушбу операциялар FIFA, AFC ва ЎзФФнинг норматив хужжатлари асосида амалга оширилади.

«Жисмоний тарбия ва спорт тўғрисида»ги Ўзбекистон Республикаси Қонунининг (№513-XII 14.01.1992й.) 25 моддасига мувофиқ, қонун ҳужжатларида белгиланган тартибда жисмоний тарбия-спорт ташкилотлари ва бошқа ташкилотлар билан меҳнат шартномаларини тузиш ҳуқуқига эга. Шундай қилиб Ўзбекистонда профессионал спортчилар ва спорт ташкилотлари ўртасидаги муносабатлар меҳнат қонун хужжатлари доирасида барпо этилади. Спорт ташкилотлари улар билан меҳнат шартнома (спорт фаолияти учун контракт) тузган профессионал спортчиларига ҳеч қандай мулкий ҳуқуқларга эга бўла олмайди.

Таъкидлаймиз, Ўзбекистон Республикасининг «Жисмоний тарбия ва спорт тўғрисида»ги Қонунида ҳам Меҳнат кодексида ҳам спортчиларни бир спорт ташкилотидан бошқа спорт ташкилотига ўтиш қоидалари аниқ белгиланмаган. Фуқаролик кодекси ва амалдаги бошқа қонун хужжатлари бундай нормаларни ўз ичига олмаганлиги учун спорт ташкилотлари ва клублар трансферт шартномаларини тузишда иккита асосий шартни белгилаб ўтишади: биринчиси - спортчини янги клубга ўтиш муддатлари ва иккинчиси - тўланиши лозим бўлган компенсация миқдорлари. Бунда тарафлардан бири «муддатли меҳнат шартномасини бекор қилишни», бошқаси эса -  спортчини «ишга қабул қилишни» ўз зиммаларига олишади.

Бизнинг фикримизча, трансферт шартномаси бўйича тўланадиган тўловлар, бу – аввалги футбол клуби томонидан футболчини тайёрлашга кетган харажатларни, хамда ушбу футболчи билан тузилган меҳнат шартномасини муддатдан аввал бекор қилиниши натижасида бой берилган фойдани ўрнини қоплашга йўналтирилган компенсация тўловларидир.      

Сизнинг холатингизда, трасферт шартномаси бўйича аввалги футбол клубнинг фойдасига тўланган компенсация кўринишидаги харажатлар бухгалтерия ҳисобида 9430 «Бошқа операцион харажатлар» счётида 6990 «Бошқа мажбуриятлар» счёти билан боғланган ҳолда акс эттирилиши лозим.

Сизнинг футбол клубингизга янги ўтган футболчи билан меҳнат қонунчилигига мувофиқ меҳнат шартномаси тузилади ва ушбу футболчи меҳнат қонунида белгиланган тартибда сизнинг клубингизда спорт фаолиятини юритади.

Агарда, келгусида ушбу футбол ўйинчиси билан меҳнат шартномаси бекор қилиниб, футболчи бошқа клубга ўтадиган бўлса, сиз бошқа футбол клубидан ушбу футболчига қилинган харажатларни компенсация қилиб олишга ҳақли бўласиз. Компенсация миқдори футболчининг рейтинг даражаси ҳисобга олинган холда тарафлар келишувига асосан шартномада белгиланади. Ўйинчининг даражаси қанчалик юқори бўлса, унга бўлган талаб ҳам нисбатан компенсация миқдори ҳам кўпроқ бўлади.

Показать ответ

Согласно определениям НСБУ №5 «Основные средства» (рег. №1299 от 20.01.2004г.) основные средства - это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительного времени при ведении хозяйственной деятельности. Основные средства признаются в качестве актива, если есть уверенность поступления на предприятие будущей экономической выгоды, связанной с активом.

Из вашего вопроса следует, что автомобиль приобретен с целью передачи учредителю в счет дивидендов, т.е. данный актив изначально не предназначен для использования в хозяйственной деятельности предприятия и соответственно в качестве основного средства он признаваться не будет.

В соответствии с пунктом 5 д) НСБУ №4 «Товарно-материальные запасы» (рег. № 1595 от 17.07.2006г.) объекты долгосрочных активов, в том числе транспортные средства, могут являться товаром в случаях, если они приобретены в целях дальнейшей продажи или перепродажи. В вашем случае, автомобиль, приобретенный для передачи в счет дивидендов, может быть признан товаром, с отражением его стоимости на счетах учета товаров (2900).

Так как амортизационные отчисления начисляются по основным средствам, то  на автомобиль, учтенный на счетах ТМЗ износ не начисляется.   

При выплате дивидендов у юридического лица как источника выплаты возникают налоговые обязательства по удержанию и уплате налога на доходы  в виде дивидендов. Учредителю выплачиваются дивиденды за минусом налога, исчисленного по ставке 10%. 

Передача товаров в счет дивидендов, будет считаться реализацией (статья 22 НК). При передаче автомобиля учредителю в счет дивидендов, его стоимость подлежит включению в налогооблагаемую валовую выручку при исчислении единого налогового платежа (статья 355 НК). 

Приобретение автомобиля и его передачу учредителю в счет дивидендов в бухгалтерском учете можно отразить в следующем порядке:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приобретение автомобиля, предназначенного для дальнейшей передачи учредителю в виде дивидендов

2990

«Прочие товары»

6010

«Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»

Начисление дивидендов

8710

«Нераспределенная прибыль»

6610

«Дивиденды к оплате»

Начисление налога на прибыль с доходов в виде дивидендов у источника

6610

«Дивиденды к оплате»

6410

«Задолженность по налогу на прибыль»

Выплата начисленных дивидендов товарами (автомобилем)

6610

«Дивиденды к оплате»

9020

«Доходы от реализации товаров»

Списание стоимости переданных товаров (автомобиля)

9120

«Себестоимость реализованных товаров»

2990

«Прочие товары»

Начисление ЕНП с выручки от реализации (передачи) автомобиля в счет дивидендов

9810

«Расходы по налогу на прибыль»

6410

«Задолженность по ЕНП»

Показать ответ

В Республике Узбекистан бухгалтерский учет и налогообложение осуществляются по методу начисления.

Доходы налогоплательщиков и вычеты по ним для исчисления налогов и других обязательных платежей отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег (статья 39 НК). Расходы налогоплательщика должны быть обоснованы и документально подтверждены и подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены (статья 141 НК).

Вы получили доход от выполнения строительных работ во 2-квартале, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ, подписанный генподрядчиком. Соответственно расходы, связанные с извлечением данного дохода, отражаются в этом же периоде.

Так как строительные работы завершены, и объект на основании акта приёмки-сдачи выполненных работ принят генподрядчиком, то и акт выполненных работ между субподрядчиком и бригадой строителей, привлеченных к работам на этом объекте, должен быть оформлен не позже даты сдачи объекта генподрядчику.    

Согласно статье 680 ГК сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт может быть подписан в одностороннем порядке.

Как сторона, заинтересованная в своевременной сдаче объекта генподрядчику, вы можете выступить инициатором своевременного оформления акта выполненных работ с бригадой строителей.

Обращаем Ваше внимание, что согласно Постановлению Кабинета Министров РУз №6 от 07.01.2011 года физические лица не могут осуществлять виды деятельности, не включенные в Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В пункте 38 данного Перечня предусмотрено выполнение отдельных работ по строительству, ремонту и отделке (за исключением услуг юридическим лицам по капитальному строительству, строительно-монтажным работам).

В связи с чем, во избежание правонарушений при заключении с физическими лицами договоров гражданско-правового характера на осуществление строительных работ, вам необходимо учитывать, что физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и иметь соответствующий патент.

03.08.2016 [ID: 6791] Какие могут быть применены наказания или финансовые санкции к стороне, выдавшей, а также к стороне, получившей документ, оформленный с нарушением требований Закона о бухгалтерском учете? Где и каким документом регламентированы вышеуказанные требования, определены размеры финансовых штрафов к виновным лицам при выдаче и получении первичных бухгалтерских документов, оформленных не должным образом, служащих основанием для приема и выдачи материальных ценностей и.т.д.?
Показать ответ

Действительно, требования Закона РУз «О бухгалтерском учете» в новой редакции (далее – Закон) предусматривают обязательное наличие на документах подписи руководителя предприятия или лиц, им определяемых. Документы без подписи указанных лиц будут считаться недействительными.

Руководитель предприятия должен утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи:

- в первый перечень входят лица, осуществляющие руководящие функции;

- во второй - осуществляющие функции бухучета и финансового управления.

Если в штатном расписании предприятия не предусматривается должность главного бухгалтера, руководитель предприятия имеет право принять на себя его функции. Для этого руководителю необходимо документально оформить возложенные на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета, т.е. издать соответствующий приказ, утвердить штатное расписание, уведомить об этом обслуживающий банк и соответствующие госслужбы (с приложением необходимых документов).

Если на документе, наряду с подписью руководителя предусмотрена подпись главного бухгалтера, то в этом случае, руководитель предприятия, принявший на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета, должен подписаться и за себя, и за главного бухгалтера.

Законодательно не определен порядок, при котором на месте подписи главного бухгалтера ставилась бы отметка «не предусмотрен».

При выявлении документов без подписи главного бухгалтера (или лица осуществляющего его функции), где наличие подписи главного бухгалтера обязательно, проверяющие органы вправе трактовать данный факт нарушением ведения бухгалтерского учета.

Согласно статье 175-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 МРЗП до 10 МРЗП.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 МРЗП до 20 МРЗП.

Нарушением порядка ведения бухучета также будет считаться отражение операций проведенных по документам поставщиков и подрядчиков, которые оформлены с нарушением вышеуказанного порядка.

Налоговым законодательством предусмотрено, что расходы налогоплательщиков должны быть обоснованными и документально подтвержденными (статья 141 НК). Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, позволяющими определить дату, сумму, характер операции и идентифицировать ее участников (статья 22 НК).

Так как документы без подписи лиц, предусмотренных Законом, считаются недействительными, есть основания считать, что расходы, произведенные на основании таких документов, являются необоснованными и документально неподтвержденными.

Для того чтобы избежать подобных правонарушений, необходимо оформлять документы как этого требует Закон о бухгалтерском учете, а также требовать надлежащего оформления документов при их получении от поставщиков и подрядчиков.

Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика