Ответов: 277
Ответы эксперта. Гражданско-правовые отношения
Показать ответ

1. Заключение гражданско-правового договора (далее -ГПД) с иностранным гражданином регулируется гражданским законодательством Республики Узбекистан.

Известно, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом (ч.3 ст.2 ГК ).

Под гражданами (физическими лицами) понимаются граждане Республики Узбекистан, граждане других государств, а также лица без гражданства (ст.16 ГК).

Для заключения ГПД иностранному гражданину необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, а также индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), который присваивается в режиме реального времени иностранным гражданам при возникновении налоговых обязательств (п. 5 Прил. к ПКМ за №130 от 11.03.1997г.)

С целью подтверждения выполнения тех или иных работ/оказания услуг по заключаемому договору, видится целесообразным затребовать у иностранного гражданина документ, подтверждающий квалификацию и/или обладание соответствующими навыками (диплом, сертификат, аттестат и тому подобное).

2. Относительно налогообложения доходов, получаемых по ГПД иностранным гражданином сообщаем следующее.

Иностранные граждане являются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее-НДФЛ) (ст.168 НК). Ставка данного налога  различается в зависимости от того, является ли иностранное лицо резидентом нашей страны или нет. Так, доходы нерезидента, полученные по договорам гражданско-правового характера, облагаются по ставке 20% (ч.4 ст.182 НК). Если же иностранный гражданин является резидентом страны, полученные им доходы  облагаются по ставкам, взымаемым по шкале доходов физических лиц-резидентов РУз (Прил. №9 к ПП-2699 от 27.12.2016 г.).

При этом, резидентом считается физическое лицо, постоянно проживающее в РУз или находящееся в РУз в совокупности сто восемьдесят три и более дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода. (ст.19 НК). 

С доходов иностранного гражданина по ГПД также необходимо уплачивать единый социальный платеж (ст. 306 НК), так как в доходы в виде оплаты труда, включаются доходы, полученные по договорам гражданско-правового характера (абз.1 ч.2 ст.172 НК).

Иностранные граждане являются плательщиками страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд в случае их постоянного проживания на территории Республики Узбекистан (абз.4 ст.305 НК).

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан, пользуются правом на накопительное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными договорами Республики Узбекистан (рег. МЮ за №1515 от 06.10.2005г. п.6).

Необходимо отметить, что в случае уплаты в бюджет НДФЛ с доходов, полученных нерезидентом Республики Узбекистан от источников в РУз, имеющим право на применение соответствующего международного договора* Республики Узбекистан, такой нерезидент имеет право на возврат уплаченного НДФЛ из бюджета в течение срока исковой давности по налоговому обязательству (ст.195 НК).

Дополнительно сообщаем, что в случае наличия признаков трудового договора в заключаемом ГПД, есть риск признания контролирующими органами заключенной сделки притворной (ст.124 ГК). В таком случае, будет нарушено трудовое законодательство, в частности требования Положения «о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан» (прил. №2 к ПКМ РУз от 19.10.1995 г. №408), которое обязывает работодателей получать в уполномоченном органе разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также подтверждение иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.

 

*Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (ратиф. Постановлением ВС РУз от 6.05.1994г. N 1075-XII, вст.в силу 27.07.1995г.)

Показать ответ

Действующее законодательство не содержит норм и процедур, регламентирующих добровольный отказ от ребенка.

Видится, что в Ваших действиях усматривается намерение лишить супруга родительских прав, с целью узаконить так называемый «отказ от ребенка».

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 79 СК).

Под родительскими правами, которых могут быть лишены родители, следует понимать предоставленные им до совершеннолетия ребенка право на воспитание, представительство и защиту его интересов, истребование ребенка от других лиц, дачу согласия на его усыновление (удочерение) и т.д. Родители, лишенные родительских прав, также утрачивают другие, основанные на факте родства с детьми права; право на получение алиментов от совершеннолетних детей, на пенсионное обеспечение в случае их смерти, право на наследование имущества детей и другие (П. 8 Постановления Пленума ВС РУз за №23 от 11.09.1998 г.)

Лишение родительских прав производится в судебном порядке (абз.1 ст.80 СК).

Родители, лишенные родительских прав, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и пособия, установленные законодательством для граждан, имеющих детей (абз. 1 ст.81 СК)

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (абз.2 ст.81 СК)

Исходя из вышеизложенного, Вам необходимо обращаться с исковым заявлением в суд о лишении своего супруга родительских прав.

Споры, вытекающие из семейных правоотношений, подведомственны судам по гражданским делам (ст. 31 ГПК), соответственно с исковым заявлением необходимо обращаться в указанный орган.

Нотариально заверенное заявление Вашего супруга выражает его волеизъявление, при этом не является документом, подтверждающим лишение супруга родительских прав.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства (абз. 3 ст.80 СК)

Действующее законодательство РУз не содержит норм, обязывающих супругов расторгать брак при решении вопроса о лишении родительских прав.

При подготовке искового заявления о лишении родительских прав Вам следует обратиться в приемную суда по гражданским делам по месту постоянного жительства ответчика (ст. 145 ГПК) с целью получения информации о приложении необходимых документов к исковому заявлению.

Вопросы необходимости проведения проверки личных данных истца и ответчика, их близких родственников, назначения комиссии решаются судом самостоятельно.

Показать ответ

Вы вправе дать ребенку, родившемуся вне брака, фамилию его биологического отца и указать на его отцовство при нижеследующих условиях.

Если родители не состоят между собой в браке, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка - по совместному заявлению отца и матери ребенка либо на основании решения суда (ст. 207 СК).

При этом, если при рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, фамилия отца ребенка в книге записей о рождении записывается по фамилии матери, имя, отчество и национальность отца ребенка - по ее указанию (ст.207 СК).

 

Ввиду того, что приминительно к Вашей ситуации отец будущего ребенка не состоит в разводе, к ответственности он может быть привлечен  при условии сожительства с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства (ст.126 УК)

 

Для справки:

Статья 126 Уголовного кодекса РУз:

Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, -

наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

 

Показать ответ

1. Да, вы вправе приобрести за счет собственных средств жилое недвижимое имущество и передать его в собственность работнику. Вы также можете предоставить работнику денежные средства для приобретения недвижимого имущества.

В первой ситуации недвижимое имущество будет приобретено в собственность предприятия, к примеру, по договору купли-продажи с владельцем недвижимости (ст.182 ГК). Право собственности предприятия на недвижимое имущество возникнет с момента государственной регистрации (ч.1 ст.84 ГК).

После государственной регистрации и  оформления кадастровой документации на предприятие, вы вправе распорядиться этим имуществом. Т.е., вы можете заключить  с работником договор дарения недвижимого имущества (502-511 ГК).

Договор дарения недвижимого имущества должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации (ч. 4 ст. 504 ГК).

Во второй ситуации вы можете передать денежные средства путем заключения  договора займа. Так, для начала вы заключаете с работником договор целевого займа (ст. 739 ГК). По договору предприятие примет на себя обязательство предоставить работнику заем в виде перечисления денежных средств на расчетный счет продавца недвижимого имущества.

2. С целью погашения задолженности за счет удержания из заработной платы предприятие в том же порядке, как указано выше, вправе заключить с работником договор займа (ст. 732-739 ГК).

Для этих целей целесообразно:

- запросить письменное заявление от работника о намерении получить денежные средства в качестве займа с последующим удержанием из заработной платы;

- издать приказ по предприятию, с которым будет ознакомлен как сам работник, так и бухгалтерия предприятия, с целью осуществления своевременного контроля за удержанием средств.

3. Действующее законодательство не содержит ограничений по срокам погашения задолженности. В этой связи, срок возврата займа необходимо урегулировать в заключаемом договоре.

Для справки:

К категории молодой семьи относятся семьи, в которых:

- возраст обоих супругов не превышает тридцати лет включительно;

- семьи, в которых детей (ребенка) воспитывает один родитель в возрасте не старше тридцати лет включительно, в том числе разведенный (разведенная), вдовец (вдова) (п. 3 №УП-3878 от 18.05.2007 г.).

Показать ответ

1. Порядок вывоза твердых и жидких бытовых отходов регулируется  Правилами оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (Прил.№3 к ПКМ от 15.07.2014г. №194, далее - Правила) и договором, заключенным с юридическим лицом, оказывающим услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

2. Оплата физическими лицами полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется на основании утвержденных тарифов и квитанций установленного образца не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата (п.42 Правил).

Оплата услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (где отсутствует централизованная канализация) производится по тарифам, устанавливаемым Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с органами ценового регулирования (п.43 Правил).

Исполнитель обязан обеспечить Потребителя в доступной форме, в том числе через сеть Интернет (специальные сайты коммунальной сферы, сайты органов государственной власти на местах) информацией о Правилах, оказываемых услугах, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления услуг (п.18 Правил).

3. Для того, чтобы подтвердить факт неоказания услуг по вывозу мусора, необходимо предпринять следующие действия:

Составление акта неоказания услуг по вывозу мусора и его дальнейшее подписание Вами, представителем организации по вывозу мусора и представителем органа самоуправления граждан (махаллинского комитета).

Акт о не предоставлении услуг по вывозу мусора является основанием для пересчета размера платы за указанные услуги, а также уплаты организацией по вывозу мусора неустойки за нарушение своих обязательств.

Акт является действительным при наличии Вашей подписи, подписи представителей организации по вывозу мусора и органа самоуправления граждан.

В случае неявки представителя организации по вывозу мусора, достаточно подписи представителя органа самоуправления граждан.

В случае отказа от подписи акта представителем организации по вывозу мусора, он обязан письменно мотивировать причины отказа от подписи данного акта. В противном случае Вы вправе прекратить оплату за услуги вывоза мусора до принятия судебного решения (п.46 Правил).

В случае не урегулирования вышеуказанных разногласий путем переговоров, вы вправе обратиться в судебный орган в соответствии с правилами гражданского судопроизводства.

Доводим до вашего сведения также, что заключение договора на вывоз мусора (твердых и жидких бытовых отходов) является вашей обязанностью (п.п. 8, 49 Правил).

Показать ответ

Действующим законодательством установлены следующие требования для потребителей электрической энергии, газа и воды применительно к Вашей ситуации.

В обязанности потребителей услуг водоснабжения входит соблюдать обязательства в рамках заключенного договора с водоснабжающей организацией, своевременно и правильно снимать показания приборов учета воды ежемесячно с 23 по 25 число текущего месяца и представлять данные показания водоснабжающей организации не позднее последнего дня текущего месяца по каналам связи и оплачивать платежные документы (п.123 прил.№2 к ПКМ №194 от 15.07.2014г.)

Потребители электрической энергии обязаны учитывать и сообщать по требованию предприятия территориальных электрических сетей ежесуточный, ежемесячный расходы и фактические величины потребляемой мощности (п.126 прил. №1 к ПКМ №245 от 22.08.2009г.)

Собственники домов, использующие газ, должны при выезде с места постоянного жительства на срок более полугода, а также при продаже или сносе жилых домов, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, уведомить об этом организацию газового хозяйства (п.17.5 рег. МЮ №370 от 14.10.1997 г.)

Таким образом, действующее законодательство устанавливает требование к уведомлению организации газового хозяйства об изменении постоянного места жительства. В части взаимодействия с энерго и водоснабжающими организациями не установлено требований об обязательном уведомлении о смене места жительства (не проживании по соответствующему адресу).

Показать ответ

Сопутствующими документами при таможенном оформлении (декларировании) груза признаются документы и сведения, перечень которых установлен законодательством, необходимые для таможенного оформления товаров, вводимые в Автоматизированную информационную систему электронного декларирования товаров специалистом по таможенному оформлению (инвойсы, накладные и т. п.) (п.2 прил. к ПКМ № 376 от 31.12.2014 г.).

При ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию перевозчик обязан представить таможенному органу:

при международной перевозке воздушным транспортом:

а) документы в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944г.):

генеральная декларация;

грузовая ведомость;

грузовая авианакладная;

коммерческие документы, прилагаемые к авианакладной. При перевозке товара партиями указанные документы представляются к первой партии товара;

документы, определенные актами Всемирного почтового союза, для сопровождения международных почтовых отправлений;

б) сведения, которые должны содержаться в документах, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта:

указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков воздушного судна;

номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта назначения воздушного судна;

наименование эксплуатанта воздушного судна;

количество членов экипажа;

наименование и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации на уровне не менее шести знаков, за исключением международных почтовых и курьерских отправлений;

номер грузовой авианакладной, количество мест по авианакладной и в партии товара;

наименование пунктов отправления и назначения товара;

количество бортовых припасов, загружаемых на борт вылетающего судна (количество единиц и наименование каждого товара);

наличие на борту воздушного судна международных почтовых и курьерских отправлений;

вес брутто товаров (в килограммах) и фактурная стоимость товаров по каждому указанному коду товара (п.3 ст.18 ТмК).

Исходя из вышеизложенного, для оформления груза на склад предприятия со стороны отправителя должен быть предоставлен инвойс и иные вышеуказанные документы и сведения.

Показать ответ

Для расчетов с предприятием территориальных электрических сетей за электрическую энергию потребители в обязательном порядке должны быть обеспечены электронными приборами учета, совместимыми с автоматизированной системой контроля и учета электрической энергией (АСКУЭ), а потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше - многофункциональными (многотарифными) электронными приборами учета, совместимыми с АСКУЭ (п.44 прил. №1 к ПКМ №22 от 12.01.2018 г., далее - Правила).

Приборы учета потребителей (кроме бытовых потребителей), а также другие элементы учета электрической энергии приобретаются, проходят государственную поверку за счет средств потребителей, устанавливаются, регистрируются, пломбируются предприятиями территориальных электрических сетей совместно с Бюро принудительного исполнения без взимания оплаты (п.51 Правил).

Бытовым потребителем признается физическое лицо, заключившее договор электроснабжения с предприятием территориальных электрических сетей (электроснабжающим предприятием, заключающим договор от имени предприятия территориальных электрических сетей на основании генеральной доверенности) и использующее электрическую энергию для бытовых нужд (п.1 рег. МЮ № 2736 от 01.12.2015г.)

В связи с вышеизложенным, требования сотрудников электросети по замене прибора учета на электронный, совместимый с АСКУЭ является правомерным.

Так как помещение используется не для бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности, прибор учета необходимо приобретать потребителю.

При этом, в своем вопросе вы указываете на то, что помещение магазина является арендуемым. В связи с чем замену прибора учета должен осуществлять собственник помещения, заключивший договор на поставку электрической энергии с электроснабжающей организацией, если заключенным между вами и собственником помещения договором аренды не установлено иное.

Показать ответ

Общим имуществом являются общие помещения многоквартирного дома, несущие и ограждающие конструкции, межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, чердаки и крыши, внутридомовые инженерные сети и коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование и устройства, находящиеся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения (ст.28 З-на "О товариществах частных собственников жилья", далее - Закон).

Собственники помещений обязаны совместно нести общие расходы по содержанию общего имущества.

Общие расходы представляют собой расходы членов товарищества, связанные с содержанием общего имущества, земельного участка и имущества товарищества.

Доля участия собственника помещения в общих расходах определяется пропорционально площади помещения собственника в общей площади дома.

Члены товарищества ежемесячно осуществляют обязательные взносы, как правило, в денежной форме на покрытие общих расходов (ч.1-4 ст.30 Закона).

От правления товарищества правомерно требовать поддержания технического и санитарного состояния (обслуживания), ремонта и другой деятельности, направленной на сохранность и создание необходимых условий пользования общим имуществом собственников жилья (ст.32 Закона).

Показать ответ

Для учета потребленной электрической энергии применяются приборы учета, совместимые с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергией (АСКУЭ), зарегистрированные в Агентстве "Узстандарт" или его территориальных подразделениях, имеющих сертификат Республики Узбекистан об утверждении типа средств измерений (п. 4 Правил прил. №1 к ПКМ РУз за №22 от 12.01.2018 г. далее - Правила).

Приобретение, установка, регистрация, опломбирование и государственная поверка современных электронных приборов учета, подключаемых к АСКУЭ, у бытовых потребителей, а также замена существующих (в том числе индукционных) осуществляется за счет средств предприятия территориальных электрических сетей (п. 52 Правил)

Первичная поверка приборов учета и измерительных трансформаторов производится на заводе-изготовителе в установленном порядке.

Если со дня выпуска прибора учета до даты его установки прошло более 12 месяцев для трехфазных приборов учета и более 2 лет - для однофазных приборов учета, то прибор учета должен пройти повторную поверку перед его установкой за счет средств владельца прибора учета.

Периодическая поверка приборов учета и измерительных трансформаторов производится в порядке и сроки, установленные Агентством "Узстандарт" (п. 55 Правил).

Если по истечении срока межповерочного интервала прибора учета бытового потребителя электроснабжающее предприятие не организовало в установленном порядке проведение поверочных мероприятий, то бытовой потребитель оплачивает за электрическую энергию по показаниям прибора учета с истекшим сроком межповерочного интервала.

При этом электроснабжающее предприятие не вправе производить перерасчет за электрическую энергию, использованную бытовым потребителем за период ее учета прибором учета с истекшим сроком межповерочного интервала.

Бытовой потребитель вправе самостоятельно осуществить поверку своего прибора учета в Агентстве "Узстандарт". В этом случае электроснабжающее предприятие по письменному обращению бытового потребителя обязано произвести снятие прибора учета и установку поверенного прибора учета с его опломбированием и регистрацией в установленном порядке без взимания платы (п. 56 Правил).

Не позднее чем за месяц до окончания срока межповерочного интервала прибора учета электроснабжающее предприятие представляет под роспись потребителю извещение об этом. Извещение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вручается потребителю, а второй экземпляр, подписанный потребителем, остается в электроснабжающем предприятии (п. 9 Положения от 01.12.2015 г. рег. МЮ за № 2736).

Подводя итоги вышеизложенному, если прибор учета электроэнергии имеет пломбы, установлен в надлежащем месте, поверочные мероприятия не были организованы надлежащим образом, нет оснований полагать, что прибор учета не пригоден к эксплуатации.

Также принимая во внимание пункт 4 Правил, рекомендуем обратиться в РЭС с заявлением для установки современного прибора учета, совместимого с АСКУЭ. 

Показать ответ

Расчет за полученный природный газ осуществляется из расчета работы неопломбированного газоиспользующего оборудования 24 часа в сутки по максимальной мощности (кроме бытовых потребителей) в следующих случаях:

при истечении срока государственной поверки прибора учета потребления природного газа и воспрепятствовании потребителем проведению государственной поверки - с момента истечения срока поверки до момента установки прибора учета после ее проведения;

при выявлении неисправности, нарушения целостности пломбы, самовольного демонтажа прибора учета потребления природного газа - со дня последнего посещения представителя Бюро или газоснабжающей организации (п.67 Правил прил. №2 к ПКМ №22 от 12.01.2018г., далее-Правила).

До установки современных электронных приборов учета потребления природного газа ответственность за организацию своевременного проведения периодической государственной поверки имеющихся приборов учета потребления природного газа бытовых потребителей возлагается на газоснабжающую организацию (п.73 Правил).

Исходя из вышеизложенного, ответственность за организацию своевременной поверки приборов учета газа бытовых потребителей возложена на газоснабжающую организацию, при условии не оснащения потребителя современным прибором учета. В связи с чем видится, что оплата за используемый газ в данном случае должна осуществляться по действующим тарифам.

Если вы не являетесь бытовым потребителем, то следует руководствоваться первым абзацем ответа.

Показать ответ

C 1 апреля 2018 года повысились тарифы на электроэнергию (подпункт «в» п. 1 ПКМ №913 от 14.11.2017 г.)

Указанные тарифы были утверждены Министерством финансов (реестр № 19-03-22-06-РУз-6-2018 14 март 2018 года).

С введением в действие вышеуказанного реестра тарифов на электрическую энергию, реестр от 29.06.2017 года № 19-03-22-06-РУз-29-2017 утрачивает силу.

Так, к первой группе потребителей отнесены потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, рассчитывающиеся за электрическую энергию по дифференцированному тарифу, за исключением бюджетных организаций, насосных станций фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, а также насосных станций, финансируемых из Государственного бюджета, которые уплачивают 228 сум 60 тийин за 1 кВт.ч расхода электроэнергии.

Ко второй группе потребителей отнесены потребители, рассчитывающиеся за электрическую энергию по одноставочному тарифу, кроме бытовых потребителей, которые также уплачивают 228 сум 60 тийин за 1 кВт.ч расхода электроэнергии.

По одноставочному тарифу за электрическую энергию рассчитываются все остальные потребители, не рассчитывающиеся по дифференцированному тарифу (п.86 Правил, прил. №1 к ПКМ №22 от 12.01.2018 г., далее - Правила)

Принимая во внимание вышеизложенное, плата за электроэнергию для бюджетных организаций с 01 апреля 2018 года изменилась и составляет 228 сум 60 тийин с учетом особенностей по осуществлению платежей, установленных Правилами.

Показать ответ

В данной ситуации правомерно осуществить возврат денежных средств в иностранной валюте.

Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений. При этом они должны уплатить налоги и другие обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РУз. Такие переводы включают в себя:

первоначальные и дополнительные суммы для поддержания либо увеличения иностранных инвестиций;

доход от осуществления инвестиций;

средства, полученные в качестве возмещения за причиненные убытки;

платежи, осуществленные в порядке исполнения договоров;

выручку от продажи всех или части иностранных инвестиций;

платежи, возникающие вследствие урегулирования спора, включая любое судебное или арбитражное решение;

заработную плату и другие выплаты работникам;

средства из других источников, полученные в соответствии с законодательством.

В соответствии с нормами международного права государство может приостановить репатриацию[1] средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в следующих случаях:

- неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями;

-в целях защиты прав кредиторов;

- при уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом;

- иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением (ст.7 Закона «О гарантиях и мерах прав иностранных инвесторов»,  далее - Закон).

Иностранный инвестор имеет право на прекращение инвестиционной деятельности в РУз. После прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной либо натуральной форме своих активов. Репатриация средств должна происходит без ущерба для выполнения обязательств иностранного инвестора в отношении РУз либо других кредиторов (ст.8 Закона).

Таким образом, иностранный инвестор вправе вернуть денежные средства, вложенные в уставный капитал в иностранной валюте с учетом требований вышеуказанного законодательства.

 


[1] репатриация- это вывод чистой прибыли (после налогообложения) нерезидентом за пределы государства, где эта прибыль получена

Показать ответ

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пятнадцати дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном их исполнении по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебным исполнителем на должника, а также расходов по исполнению (ч.3 ст.23 З-на "Об исполнении судебных актов и актов иных органов").

Сам штраф, назначенный в данной ситуации решением суда, должен быть уплачен правонарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа (ч.1 ст.332 КоАО).

Неисполнение должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, или неисполнение исполнительного документа без уважительных причин, обязывающего должника совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения в срок, установленный государственным исполнителем, - влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы (ст.198-1 КоАО).

Таким образом, при отсутствии уважительной причины, связанной с несвоевременным исполнением решения суда, необходимо будет уплатить административный штраф, наложенный государственным исполнителем.

Показать ответ

1. При удостоверении сделки об отчуждении недвижимого имущества следует руководствоваться правилами, указанными в параграфах 2-1-7 главы III Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (рег. МЮ за №2090 от 30.03.2010 г., далее - Инструкция).

Удостоверение сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества в городе Ташкенте осуществляется с 1 июля 2017 года на основании Положения о порядке нотариального удостоверения сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества с применением межведомственного электронного взаимодействия (прил.1 к ПКМ РУз от 27 февраля 2017 года за № 106, далее - Положение).

Для нотариального удостоверения сделки представляются следующие документы:

копия бумажной или электронной формы электронного заявления с присвоенным уникальным номером;

паспорт или другой документ, удостоверяющий личность сторон сделки;

кадастровое дело недвижимого имущества с правоустанавливающим документом на недвижимое имущество;

при отчуждении приватизированного недвижимого имущества - нотариально удостоверенное согласие лиц, давших согласие на приватизацию недвижимого имущества, а также справка из территориальных органов Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (в городе Ташкенте - ГУП "Центр выдачи государственных ордеров и сведений на жилье города Ташкента") о лицах, давших согласие на приватизацию;

если недвижимое имущество нажито в совместном браке - нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги);

если строительство недвижимого имущества не завершено - решение органа государственной власти на местах и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок;

если недвижимое имущество заложено - согласие залогодержателя;

если от имени подопечного сделку совершает опекун (попечитель) - разрешение органа опеки и попечительства;

для юридических лиц - решение (протокол общего собрания, постановление наблюдательного совета, приказ и др.) компетентного органа юридического лица.

Нотариусы самостоятельно получают сведения о принадлежности и составе зданий и сооружений, идентификационный номер налогоплательщика, а также паспортные данные постоянно прописанных лиц или лиц, состоящих на временном учете (временно прописанных), посредством межведомственного электронного взаимодействия (п. 50-8 Инструкции).

Нотариус при проверке правоспособности юридических лиц - участников сделки должен ознакомиться с учредительными документами юридического лица, а также проверить его государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством, и соответствие совершаемых нотариальных действий учредительным документам юридического лица (п. 40 Инструкции). Исходя из приведенной нормы, видится, что нотариусу должны быть предоставлены учредительные документы иностранного юридического лица и документ, подтверждающий его государственную регистрацию. При этом указанные документы должны быть предоставлены с проставлением апостиля в соответствии с Гаагской конвенцией от 05 октября 1961 г. (Германия является участником конвенции).

2. Право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили. Право собственности бессрочно (ст. 164 ГК).

Иностранные юридические лица вправе иметь на территории Республики Узбекистан свою собственность, необходимую для осуществления хозяйственной и другой деятельности, не запрещенной законодательством Республики Узбекистан. Собственность иностранных юридических лиц охраняется государством (ст. 30 Закона за № 152-XII от 31.10.1990 г.)

Действующее законодательство РУз не устанавливает требований о необходимости получения разрешения МВД на оформление сделки по купле-продаже недвижимости между нерезидентами (физическим и юридическим лицом). 

3. Ввиду того, что сторонами сделки по купле-продаже недвижимости являются разные лица (физическое и юридическое лицо), действующее законодательство РУз не ограничивает возможность подписать такую сделку одним лицом, выступающим в качестве продавца (от имени физического лица) и покупателя (от имени юридического лица).

Дополнительно сообщаем, что в случае реализации зданий и сооружений, находящихся в собственности иностранного юридического или физического лица, государственная регистрация зданий и сооружений производится только при предоставлении справки об уплате налога на прибыль юридических лиц или налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от реализации зданий и сооружений (п. 42  прил. №1 к ПКМ РУз за №1 от 07.01.2014 г.)

Показать ответ

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе или по требованию любой из сторон (ч. 2 ст. 110 ГК).

Договор дарения недвижимого имущества должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации (ч. 5 ст. 504 ГК).

Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации (ч. 2 ст. 488 ГК).

В данной ситуции обязательное нотариальное удостоверение сделки не требуется лишь для купли-продажи нежилого помещения.

Показать ответ

Для признания какой-либо деятельности лица предпринимательской обязательно наличие двух обстоятельств - системность совершаемых действий, направленных на получение прибыли, и осуществление такой деятельности в качестве основной, т.е. профессиональной.

В силу этого нельзя признавать предпринимателями и требовать государственной регистрации в таком качестве лиц, заключающих разовые сделки гражданско-правового характера, даже если установлено несколько фактов совершения таких сделок (например, сдача жилого помещения или недвижимости в аренду (наем), продажа личных вещей, производство от случая к случаю различных мелких работ по договору подряда или поручения за плату и т.п.). Не является предпринимательской деятельностью выполнение обязанностей по трудовому договору (контракту) (п. 3 Постановления пленума ВС РУз за №20 от 11.12.2013 г.)

Оказание услуг по ведению и восстановлению бухгалтерского учета не предусмотрено перечнем видов дейятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели (прил. №1 к ПКМ РУз за №6 от 07.01.2011 г.)

Также имеется риск признания указанной в вопросе деятельности предпринимательской, если указанные услуги будут осуществляться на системной основе, а также являться основной (профессиональной) деятельностью физического лица, в связи с чем целесообразно заключить с контрагентом трудовой договор. Иначе существует вероятность быть привлечкенным к административной ответственности за занятие незаконной предпринимательской деятельностью (ст. 176 КоАО).

Услуги во ведению и восстановлению бухгалтерского учета не закреплены в Перечне документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности (прил. №1 к ПКМ РУз за №225 от 15.08.2013 г.) и перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (прил. №1 к Постановлению ОМ РУз за №222-II от 15.05.2001 г.), соответственно на оказание таких услуг лицензию и/или документ разрешительного характера получать не требуется.

Показать ответ

Доли в уставном фонде (уставном капитале) общества переходят к наследникам физических лиц и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (ч. 12 ст. 20 Закона от 06.12.2001 г. за №310-II, далее - Закон).

Наследник приобретает право на причитающееся ему наследство или его часть (долю) со времени открытия наследства, если он впоследствии не откажется от наследства, не будет лишен права наследовать и не утратит право наследовать вследствие признания недействительным завещательного распоряжения о назначении его наследником (ст. 1145 ГК).

Нотариус по месту открытия наследства по просьбе наследника обязан выдать ему свидетельство о праве на наследство.

Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1,2 ст. 1146 ГК).

До принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица - управляющим, назначенным нотариусом (ч.15 ст.20 Закона).

При наличии в составе наследства имущества, требующего управления, нотариус назначает управляющего имуществом и выносит постановление об этом.

Нотариус в соответствии с Гражданским кодексом выступает учредителем доверительного управления имуществом и заключает с доверительным управляющим договор о доверительном управлении имуществом (п. 226 Инструкции рег. МЮ за №2090 от 30.03.2010 г.)

Таким образом, для дальнейшего функционирования организации наследнику имущества необходимо обратиться в нотариальную контору для назначения управляющего долей умершего участника. В свою очередь лицо, управляющее долей, вправе выступать в качестве участника на общем собрании и принимать решения, в том числе о назначении директора общества.

Следует обратить внимание на то, что уставом общества может быть предусмотрено, что переход и распределение доли наследникам допускаются только с согласия остальных участников общества (ч. 14 ст. 20 Закона).

При отказе участников общества в согласии на переход или распределение доли наследникам, если такое согласие необходимо в соответствии с уставом общества, доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить наследникам умершего участника общества действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий соответственно дню смерти, реорганизации или ликвидации, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости (ч. 6 ст. 22 Закона).

 

Доли в уставном фонде (уставном капитале) общества переходят к наследникам физических лиц и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (абз. 12 ст. 20 Закона от 06.12.2001 г. за №310-II, далее - Закон).

Наследник приобретает право на причитающееся ему наследство или его часть (долю) со времени открытия наследства, если он впоследствии не откажется от наследства, не будет лишен права наследовать и не утратит право наследовать вследствие признания недействительным завещательного распоряжения о назначении его наследником (ст. 1145 ГК).

Нотариус по месту открытия наследства по просьбе наследника обязан выдать ему свидетельство о праве на наследство.

Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шести месяцев со дня открытия наследства (абз 1,2 ст. 1146 ГК).

До принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица - управляющим, назначенным нотариусом (абз. 15 ст. 20 Закона).

При наличии в составе наследства имущества, требующего управления, нотариус назначает управляющего имуществом и выносит постановление об этом.

Нотариус в соответствии с Гражданским кодексом выступает учредителем доверительного управления имуществом и заключает с доверительным управляющим договор о доверительном управлении имуществом (п. 226 Инструкции рег. МЮ за №2090 от 30.03.2010 г.)

Таким образом, для дальнейшего функционирования организации наследнику имущества необходимо обратиться в нотариальную контору для назначения управляющего долей умершего участника. В свою очередь лицо, управляющее долей, вправе выступать в качестве участника на общем собрании и принимать решения в том числе о назначении директора общества.

Следует обратить внимание на то, что уставом общества может быть предусмотрено, что переход и распределение доли наследникам допускаются только с согласия остальных участников общества (абз. 14 ст. 20 Закона).

При отказе участников общества в согласии на переход или распределение доли наследникам, если такое согласие необходимо в соответствии с уставом общества, доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить наследникам умершего участника общества действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий соответственно дню смерти, реорганизации или ликвидации, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости (абз. 6 ст. 22 Закона).

01.08.2018 [ID: 11386] Может ли данное иностранное юрлицо приобрести земельный участок и расположенное на нем недвижимое имущество, состоящее из общего дома с разделением площадей жилого и нежилого помещений, у собственника иностранного физического лица-нерезидента РУз на территории РУз? Есть ли запрет на совершение сделки по купле-продаже (дарению) недвижимого имущества между этими лицами? Если нет, то каким образом происходит оформление сделки по купле –продаже (дарению) нежилого помещения, если иностранное юридическое лицо - нерезидент РУз не осуществляет хоздеятельность на территории РУз, не имеет представительства и не ведет иную деятельность в Узбекистане и в дальнейшем не предполагает?
Показать ответ

Основополагающими критериями права собственности являются: право владеть пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению и в своих интересах (ст.164 ГК).

К объектам собственности в том числе относятся : здания и сооружения, жилые дома и квартиры, (ст.3 З-на "О собственности"в редакции З-на от 23.09.1994 г. N 2022-XII).

Юридические лица и граждане других государств являются субъектами права собственности (ст. 4 З-на "О собственности" в редакции Закона РУз от 07.05.1993 г. N 851-XII).

Собственность в Республике Узбекистан выступает в следующих формах:

частная собственность;

ширкатная (коллективная) собственность;

государственная собственность административно-территориальных образований (коммунальная);

смешанная форма собственности;

собственность юридических и физических лиц других государств и международных организаций (ст. 5 З-на "О собственности" в редакции З-на от 07.05.1993 г. №851-XII).

Основаниями приобретения права собственности являются: трудовая деятельность; предпринимательская и иная хозяйственная деятельность по использованию имущества, в том числе создание, приращение, приобретение имущества по сделкам; приватизация государственного имущества; наследование; приобретательная давность; другие основания, не противоречащие законодательству (ст.182 ГК).

Имущество может приобретаться в собственность на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и других не запрещенных законом сделок (ст.184 ГК).

Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, юридическое лицо другого государства вправе приобрести расположенное на территории Республики Узбекистан недвижимое имущество, принадлежащее физическому лицу - гражданину другого государства, по договору купли-продажи.

Возможность приобретения имущества на территории РУз иностранным юридическим лицом вытекает также из законодательства об инвестиционной деятельности.

Иностранными инвесторами в РУз могут быть юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств (ст.4 З-на "Об иностранных инвестициях", далее - Закон).

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:

приобретения имущества, акций и других ценных бумаг;

приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами;

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству (ст.5 Закона).

Действующее земельное законодательство РУз наряду с Гражданским кодексом также содержит основания к приобретению права собственности на имущество иностранным юридическим лицом по нижеследующим основаниям.

В постоянное или срочное (временное) пользование земельные участки предоставляются:

предприятиям с иностранными инвестициями*, международным объединениям и организациям;

иностранным юридическим и физическим лицам (ч.3 ст.20 ЗК).

Землевладелец, землепользователь, арендатор и собственник земельного участка имеют право в установленном порядке возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с целевым назначением земельных участков и проектной документацией (п.6 ст.39 ЗК).

Право собственности может возникнуть в результате создания нового и приращения имеющегося у собственника имущества (ст.183 ГК).

Таким образом, постороенное в соответствии с градостроительными нормами здание (сооружение) на земельным участке, выделенном в установленном порядке иностранному юридическому лицу после государственной приемки завершенного строительством объекта, будет являться собственностью такого лица.

Из существа заданного вопроса вытекает отсуствие необходимости приобретать имущество для  осуществления на территории Республики Узбекистан какой-либо деятельности со стороны иностранного юридического лица, что противоречит целям приобретения имущества, изложенным в ст.30 З-на «О собственности». Для устранения таких противоречий считаем целесообразным приобрести в собственность имущество с целью осуществления определенной деятельности на территории РУз.

 

*законодательство отделяет предприятия с иностранными инвестициями от иностранных юридических лиц, не отождествляя их между собой.

Показать ответ

Действие Закона «О государственных закупках» распространяется на государственные закупки:

осуществляемые при реализации государственных программ развития, проектов, предусмотренных указами, постановлениями и распоряжениями Президента , решениями Правительства, а также при реализации хозяйственной деятельности государственных заказчиков (абз.2 ст.1 З-на "О государственный закупках", далее-Закон).

Государственными (корпоративными) заказчиками являются:

государственные предприятия;

юридические лица с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более;

юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более (ч. 2 абз.1 ст.16 Закона).

Участником закупочных процедур (далее - участник) могут быть резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан, принимающие участие в закупочной процедуре в качестве претендентов на исполнение государственных закупок в порядке, установленном законодательством (абз. 1 ст. 17 Закона).

Резидентом Республики Узбекистан признается:

юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в РУз;

физическое лицо, постоянно проживающее в РУз или находящееся в Республике Узбекистан в совокупности сто восемьдесят три и более дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде.

Нерезидентом РУз признается лицо, не отвечающее вышеизложенным критериям, установленным к резиденту (ст.19 НК).

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, при заключении государственным учреждением договоров гражданско-правового характера с физическими лицами такие сделки подпадают под требования законодательства о государственных закупках.

При привлечении экспертов и технического персонала рекомендуем заключать срочные трудовые договора на период выполнения определенных работ (оказания услуг).

  • 1
  • 2
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018 г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. 78-150-11-72, Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+
Яндекс.Метрика